Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника выполнения и методика обучения гимнастическому упражнению на коне





Конь, конечно, самый оригинальный гимнастический аппарат, хотя и один из самых древних. Как вид гимнастических движений и как вид многоборья, он всегда стоял наособицу. Ведь это единствен­ный снаряд, посвященный как бы только махам ногами, тогда как ос­тальные звенья тела эти движения лишь обслуживают. Ктомуже, конь всегда считался коварным видом многоборья, так как малейшая неточ­ность, самая ничтожная ошибка, например, потеря лишь на мгнове­нье самоконтроля, могут здесь привести к немедленному провалу.

Повторять, что гимнастка на бревне должна быть собранной, под­тянутой, должна быть «в тонусе», нет надобности. Это очевидно. Но попробуем уточнить некоторые детали того, что это такое — «быть в тонусе».

Конечно, в широком смысле под «тонусом» можно понимать об­щую концентрацию не только физических, но и психических, воле­вых ресурсов гимнастки, в каждый данный момент направленных на решение текущей двигательной задачи. Однако нас интересуют, прежде всего, более конкретные особенности собственно мышечного тонуса гимнастки и его роль в исполнении упражнений на бревне.

Каков оптимальный тонус мышц гимнастки на бревне?

Поскольку упражнения на этом снаряде очень разнообразны («вольные упражнения, перенесенные на узкую опору»), было бы странным думать, что есть абсолютно однозначный ответ на этот вопрос, поскольку в разных фазах движения рабочий тонус тех или иных мышечных групп будет изменяться. Но, тем не менее, желате­лен некоторый определенный тонический фон, на котором упражне­ния будут наиболее успешно выполняться. Каков же этот фон?

Здесь нужно вспомнить, что упражнения на бревне это, действи­тельно, прежде всего, упражнения на равновесие, на сохранение устойчивости. Это означает, что, находясь на опоре, гимнастка долж­на строить свои действия так, чтобы все группы мышечного аппа­рата, занятые в исполнении упражнения, постоянно находились, с одной стороны, в состоянии достаточной мобилизации, и были бы го­товы моментально и конструктивно отреагировать на внезапно воз­никающие сбивающие воздействия, а, с другой стороны, были бы достаточно инертными, чтобы, если это возможно, вообще не реаги­ровать на внешние возмущения, «гасить» их в себе. Образно говоря, тело гимнастки должно представлять собой этакую систему актив­но-пассивной обороны, в которой есть не только «пушки», но и «броня». Имеет ли это отношение к тоническому фону? Имеет, и самое не­посредственное.

Если мы вспомним такое двигательное действие как приземле­ние, то убедимся, что, в зависимости от режима работы мышц, двига­тельный аппарат гимнаста, гимнастки может радикально менять свои свойствам вести себя как, например, упругое или, напротив, как вязкое тело. В первом случае («пружинная модель») тонус мышц вы­сок, они напряжены и способны быстро и мощно реагировать на ко­манды, а также вообще на изменения позы тела. Такое состояние не­заменимо при выполнении прыжков, отскоков и т. п. действий, но явно не пригодно для доскоков в остановку и вообще для работы в фазах, близких к статике, в том числе при сохранении равновесия, где требуются не мощное действие и движение, а устойчивое сохра­нение заданной позы.

Этим условиям гораздо больше соответствует второй случай («пластилиновая модель»), когда гимнастка, стремясь остановить движение и рассеять его энергию, пользуется тонко сбалансирован­ным режимом постепенного и последовательного «подрасслабления» мышц, приобретающих благодаря этому как бы вязкие свойства и гасящих в себе случайно возникающие ненужные колебания, всегда имеющие место в равновесных положениях43.

Таким образом, основной тонический фон, потребный для испол­нения упражнений на бревне, это как раз режим полунапряженно-полурасслабленного «сторожевого состояния», когда положение гимнастки непрерывно контролируется, но при этом спортсменка не перенапряжена (что вызывало бы тремор, спонтанные двигательные реакции и проч.) и, вместе с тем, не расслаблена (что резко снижало бы управляемость движений, готовность к действиям и увеличивало бы число неконтролируемых, случайных движений в системе, выз­ванных утратой «монолитности» тела).

Способность гимнастки действовать на таком тоническом фоне — сложный двигательный навык, вырабатываемый кропотливой тре­нировкой, формирующей систему тонких, и во многом индивидуа­лизированных, ощущений, позволяющих постоянно контролиро­вать свое состояние.

Умение найти для себя описанный режим работы и «схватить» свойственные ему ощущения, осознаваемые самой гимнасткой, во многом определяет уровень ее мастерства, надежности действий на бревне. Заметим, что это удается далеко не всем, даже сильным мастерам. Связано это с тем, вероятно, что навык сохранения «сторо­жевого» тонуса опирается почти исключительно на субъективные ощущения самого исполнителя, недоступные для внешнего наблю­дения; поэтому даже опытному тренеру трудно с полной увереннос­тью корректировать действия ученицы, зависящие только от ее собственного восприятия двигательной ситуации. Это, своего рода, личная тайна, которую трудно раскрыть, даже если того по­желаешь.

 

Из упора на шее и левой ручке круг двумя влево с переходом в упор на ручках. После круга на крупе и ручке или другого кругового движения, заканчивающегося в упоре на левой ручке и шее (кадр 1) гимнаст активно подаёт плечевой пояс в сторону ручек, а тазовым поясом выполняет широкое и быстрое круговое движение с таким расчётом, что бы после отталкивания рукой, как для входа на ручку, таз переместился за левую ручку коня. Ноги должны отстать от движения таза(кадр 2). Для этого после отпускания опоры гимнаст выводит таз вперёд, разворачивает его наружу и быстро переставляет свободную руку на ближнюю часть левой ручки (кадр3). Место для неё освободить при последнем перемахе назад в упор. В упоре сзади на ручке гимнаст как бы старается отвести опору влево-назад, а ногами ускорить круговое отведение вправо-вперёд. После разгона ног появиться возможность освободить правую руку(кадр 4) и сразу вслед за перемещением ног над снарядом быстро поставить её на переднюю часть свободной ручки(кадр 5).

Обучение.

А. Исходная база.

1. Модельные круги двумя, несколько утрируя выведение тазового пояса впкрёд(до прогибания) в упорах сзади.

2. Переходы.

3. Выход или вход на одну ручку.

4. Круги на зауженной опоре, например на грибке ладони вместе.

Б. Основные упражнения.

1. На тренажёре два противохода в соединении с последующими двумя переходами (что бы вернуться в и.п.) несколько раз подряд. Если нет тренажёра, проводка вдвоём. Один, как обычно, поддерживает гимнаста за ноги снизу, а второй поддерживает за плечи, создавая дополнительную опору.

2. На коне с ручками с прыжка противоход. Поддерживать как в предыдущем упражнении только с момента прихода в упор сзади на одной ручке.

3. На коне без ручек или с одной ручкой на крупе, противоход в соскок или в упор с поддержкой в завершающей стадии.

4. Круги на ручках, противоход в соскок.

5. Из упора стоя с прыжка противоход,,в гору,, в соскок.

6. То же, что 4, но в упор и соскок боком.

7. Круги на крупе и ручке, противоход, круги на ручках, противоход в упор на шее и ручке, соскок боком.

8. Два противохода без промежуточных кругов на ручках.

 

 

Конь (для махов и кругов) по справедливости считается одним из наиболее трудных видов мужского гимнастического многоборья.

Отличительные особенности упражнений на коне следующие:

1. Все упражнения на коне являются упоровыми, а это предъявляет повышенные требования к силе плечевого пояса и верхних конечностей;

2. Упражнения на коне связаны с последовательной сменой одноопорной (на одной руке) и двухопорной (на двух руках) фаз;

3. Такая последовательность усложняет условия удержания равновесия, поскольку появляется необходимость удерживать перемещающийся о. ц. т. тела то над большей, то над значительно меньшей площадью опоры. Это требует хорошей координации движений даже при исполнении несложных упражнений основного курса гимнастики;

4. Основные движения при махах на коне (изучаемые в основном курсе) происходят во фронтальной плоскости.

На коне различают хваты (полностью схожие с хватами на брусьях в упоре): а) обычный хват; б) обратный хват одной рукой.

Одноименные перемахи вперед и обратно из упора (перемах правой вправо, рис 7). Как только обе ноги достигнут крайнего положения на махе вправо, отвести правую предельно высоко в сторону (на уровень правого плеча). Сместить все тело влево настолько, чтобы можно было отпустить правую руку с ручки, отпустив руку, пронести правую ногу вперед над конем и правой ручкой и возможно быстрее вновь взяться за ручку, перенеся правую руку над правым бедром. В двухопорной фазе сделать мах ногами влево, особое внимание обращая на мах левой ногой (ее нужно поднять влево на уровень левого плеча). Опуская левую ногу, сделать ею мах вправо до уровня коня и, отпуская правую руку, перенести правую ногу над конем и вновь взяться за ручку. Из этого положения начинаются мах влево и аналогичный перемах вперед левой ногой.

Прыжок углом с косого разбега через коня в длину толчком одной ноги выполняется в правую и левую стороны. Прыжок углом впра­во выполняется толчком левой с одновременной опорой правой рукой о тело коня, маховая нога направляется вверх и через сна­ряд, опорная нога после отталкивания быстро присоединяется к маховой над снарядом. Туловище по возможности выпрямляется (рис. 188). Руки опираются о снаряд последовательно, в начале прыжка правая, а во второй половине — левая. Разбег небольшой (7 — 8 м). Мостик устанавливается под небольшим углом (почти параллельно коню) у ближнего края снаряда. Аналогичным обра­зом выполняется и прыжок углом влево. Последовательность разу­чивания: а) сидя на коне на правом бедре, опереться руками за телом, делая взмах ногами вперед-вправо, соскочить со снаряда и приземлиться левым боком к нему; б) сидя ноги врозь поперек на коне, опереться руками о тело коня и взмахом ног соскок углом вправо (влево); в) с одного-двух шагов махом одной и толчком другой прийти в положение седа на коне; г) прыжки с помощью и самостоятельно через набивной мяч, положенный на дальний конец коня. Страховка и помощь оказываются стоя у места при­земления боком к снаряду правой рукой за руку или пояс, а левой под спину.

 

 

Прыжок углом через коня в ширину (с ручками и без ручек). Вы­полняется в обе стороны. После прямого разбега надо оттолкнуть­ся ногами от мостика и, опираясь прямыми руками о снаряд, повернуться на 90° направо (налево). Поворот начинается после­довательно движением ног, а затем туловища, заканчивается над конем. В момент поворота туловище находится в вертикальном Положении, а ноги под прямым углом к нему. При прыжке углом вправо (в момент поворота налево) тяжесть тела перенести на правую руку, а левой оттолкнуться, чтобы ноги могли пройти над конем, а затем снова захватиться за ручку или опереться о тело коня; правой оттолкнуться от снаряда, тяжесть тела перенести на левую руку. При приземлении правую руку отвести вперед или в сторону. При выполнении прыжка таз высоко не поднимается, держится ближе к плоскости коня (к ручкам) (рис. 189). Обучение начинают с выполнения следующих упражнений: а) из упора лежа на полу перемах правой влево в сед с поворотом налево, пристав­ляя левую к правой; б) то же, но толчком обеих ног одновремен­но; в) из размахивания в упоре на низких брусьях на махе вперед соскок углом; г) прыжок углом вправо или влево в сед поперек на горку матов; д) из упора стоя на мостике перед конем без ручек прийти в сед поперек с быстрой сменой рук; е) из упора стоя на подкидном мостике перед конем с ручками выполнить прыжок утлом. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку со стороны, противоположной движению ног прыгающего, одной рукой за руку выше локтя, другой под спину или таз.

 

Прыжок боком с косого разбега через коня в длину выполняется в обе стороны. Мостик ставится у ближнего края под небольшим углом к коню. Прыжок выполняется с небольшого разбега, толч­ком левой и махом правой ноги с одновременной постановкой левой руки на тело коня. После толчка левую ногу быстро присо­единить к правой, прогнуться и, пройдя левым боком над снаря­дом, приземлиться спиной к коню. Последовательность разучива­ния: а) с места, опираясь на тело коня, толчком одной и махом другой поставить маховую ногу на снаряд, присоединить толчко­вую и, отталкиваясь рукой и ногой, приземлиться спиной к сна­ряду; б) то же с трех шагов разбега; в) выполнение маха ногой на дополнительный ориентир. Страховка и помощь оказываются стоя у места приземления боком к снаряду правой рукой под спину или таз, а левой за руку.

 

 

Прыжок боком выполняется с небольшого разбега (8 — 10 м) через коня в ширину с ручками и без ручек. Одновременно с тол­чком ногами надо опереться руками о тело или ручки коня и, поднимая таз, согнуться в тазобедренных суставах. Продолжая дви­жение ног в сторону-вверх и передавая вес тела на левую (пра­вую) руку, опустить правую (левую) руку и разогнуться в тазо­бедренных суставах над плоскостью снаряда. Туловище горизон­тально, свободная рука в сторону, голова прямо. Пройдя над плос­костью снаряда, оттолкнуться опорной рукой и приземлиться спиной к снаряду (рис. 190). Последовательность разучивания: а) из упора лежа на полу перемах двумя вправо (влево) в упор лежа боком; б) из упора стоя на подкидном мостике перед конем, от­талкиваясь ногами, прыжок боком; в) из упора стоя на мостике правая (левая) нога в сторону на теле коня, опираясь на левую (правую) руку и ногу, продевая левую (правую) ногу, выполнить соскок боком; г) прыжок боком через коня в ширину самостоя­тельно, а затем и через положенный на него набивной мяч. Стра­ховка и помощь оказываются стоя за конем со стороны приземле­ния, немного сбоку в зависимости от движения ног прыгающего, за руки и под спину, сопровождая его до момента приземления.

Прыжок ноги врозь через коня в длину выполняется с замахом и без него. Руки при постановке на снаряд вытянуты вперед и обра­зуют с туловищем тупой угол. С началом толчка руками происхо­дит незначительное сгибание тела в тазобедренных суставах и раз­ведение ног, а после толчка руками идет энергичное разгибание До прогнутого положения тела и приземления (рис. 191). Последо­вательность разучивания: а) прыжок ноги врозь с высоты; б) то Же, но сгибаясь-разгибаясь; в) прыжок ноги врозь через козла в длину; г) то же, но с использованием веревки, натянутой между мостиком и снарядом; д) прыжок ноги врозь через два козла, установленных один возле другого в длину; е) прыжок ноги врозь через коня, установленного под углом по направлению движения с постепенным выравниванием его до положения в длину; ж) пры­жок ноги врозь с приземлением на горку матов, уложенную вплот­ную к коню на одной с ним высоте. Страховка и помощь осуще­ствляется сбоку у дальней трети коня, обеими руками гимнаста поддерживают за плечо, двигаясь с ним вперед до приземления.

 

Прыжок ноги врозь толчком о ближнюю часть коня имеет ту же техническую основу, что и прыжок ноги врозь толчком о даль­нюю часть коня. Однако при его выполнении предъявляются бо­лее повышенные требования к скорости разбега, а также к длине и высоте прыжка после толчка руками. Мостик следует устанавли­вать на 3 — 4 ступни дальше от снаряда, чем в прыжках толчком о дальнюю часть. Это позволяет гимнасту в фазе полета после толч­ка ногами наклонить туловище вперед (на 45 — 55°) и руки макси­мально вытянуть вперед. Благодаря этому спортсмен успевает под­готовиться к мощному толчку руками. Последовательность разу­чивания: а) повторить прыжок ноги врозь толчком о дальнюю часть коня; б) прыжок ноги врозь через козла высотой 120 —130 см, мостик на расстоянии 100 — 150 см, с постепенным увеличением фазы полета после толчка руками; в) прыжок через двух козлов, поставленных рядом (снаряд, стоящий ближе к мостику, выше другого); г) прыжок ноги врозь толчком о ближнюю часть коня (на снаряд сверху и спереди положены гимнастические маты)-Страховка и помощь осуществляются у дальней части коня.

Прыжок согнув ноги через козла и коня в длину толчком о даль­нюю часть. При наскоке на снаряд гимнаст держит ноги прямыми.

Преждевременное их сгибание в коленных суставах несколько об­легчает выполнение прыжка, но ухудшает зрительное впечатле­ние. Сгибание ног в коленных суставах начинается с постановкой рук на снаряд. Гимнаст подтягивает согнутые ноги к груди, как бы группируется. Закончив толчок руками, он начинает разгибаться, поднимая плечи и руки вперед-вверх, а также опуская и выпрям­ляя ноги. Отведение плеч назад — грубая ошибка, которая приво­дит к «перекруту», в результате чего возможно неточное призем­ление и даже падение на спину. Последовательность разучивания: а) опираясь руками о гимнастическую стенку (прямые руки на уровне плеч), прыжки на месте, сгибая ноги; б) из упора лежа, толкаясь ногами, упор присев; в) с 2 — 3 шагов разбега прыжок на горку матов в упор на руки и, отталкиваясь руками, полупри­сед руки в стороны; г) прыжок согнув ноги с последующим вып­рямлением с высоты 50—100 см; д) с разбега вскок в упор при­сев на козла и в темпе соскок согнув ноги; е) прыжок согнув ноги через козла, отодвигая мостик, увеличивая высоту препятствия, выполнять прыжок через веревку, протянутую между мостиком и снарядом; ж) прыжок согнув ноги через двух козлов, поставлен­ных вплотную; з) прыжок согнув ноги через коня в длину, по­ставленного под углом, с постепенным выравниванием снаряда; и) прыжок согнув ноги через коня в длину с положенным на него гимнастическим матом. Страховка и помощь оказываются сбоку у дальней трети коня, обеими руками гимнаста поддержи­вают за руку выше локтя или под спину, сопровождая его до при­земления.

Прыжок ноги врозь через коня в ширину. Этот прыжок характерен для женского гимнастического многоборья. Угол вылета после толчка ногами 70—75°. К моменту постановки рук слегка прогну­тое тело гимнастки находится под углом 30 — 38° к оси снаряда. Одновременно с толчком руками гимнастка разводит ноги и сги­бается в тазобедренных суставах. Сгибание заканчивается, как толь­ко ноги пройдут над телом коня. Стопорящий толчок руками по­зволяет высоко взлететь над снарядом и пройти над ним в поло­жении, близком к вертикальному. Положение ноги врозь фикси­ровать до момента приземления. Последовательность разучивания: а) прыжок ноги врозь с высоты; б) то же сгибаясь-разгибаясь; в) прыжок ноги врозь через козла в ширину; г) прыжок ноги врозь с приземлением на горку матов, уложенную вплотную к коню на одной с ним высоте. Страховка и помощь оказываются стоя спе­реди-сбоку у места приземления под грудь и за руку выше локтя.

Переворот вперед через коня в ширину. Этот прыжок характеренДля женского гимнастического многоборья. После отталкивания ногами от мостика гимнастка быстро отводит ноги назад до слег­ка прогнутого положения. К моменту постановки рук на коня тело Находится под углом 50 — 55° по отношению к оси снаряда.Напрыгивать точно в стойку на руках не следует, так как в этом случае нельзя высоко и далеко взлететь во второй части прыжка. Отталкиваясь от коня, гимнастка должна сделать рывковое дви­жение туловищем, стремясь как бы вытянуться в одну прямую линию. В процессе толчка, который должен быть очень коротким (0,16 — 0,18 с), величина прогиба уменьшается. Во время толчка подбородок не поднимается. Положение рук, принятое к моменту окончания толчка, сохраняется до приземления. Перед приземле­нием не следует сгибаться. Последовательность разучивания:

а) с разбега переворот вперед на акробатической дорожке; б) стоя
на коне толчком одной и махом другой переворот вперед; в) с раз­
бега переворот вперед через горку матов; г) прыжок переворотом
вперед через коня в ширину с трамплина; д) прыжок переворо­
том вперед через коня в ширину с приземлением в поролоновую
яму или на горку из 3 — 4 матов за снарядом; е) переворот вперед
с небольшого разбега толчком руками о два-три мостика, поло­
женных один на другой, с приходом на спину на горку поролоно­
вых матов, уложенных за мостиками на одном с ними уровне;
ж) переворот вперед, используя систему «батут — конь — горка
поролоновых матов» или «батут — горка матов — поролоновая
яма». Страховка и помощь осуществляются стоя боком за снаря­
дом. Гимнастку поддерживают за руку и под спину, сопровождая
ее до приземления.

Переворот вперед через коня в длину толчком о дальнюю часть коня. Этот прыжок характерен для мужского гимнастического мно­гоборья. Для его выполнения необходима значительная скорость разбега (7,0 — 7,2 м/с). Угол вылета тела после толчка ногами дос­тигает 75 — 80°. После толчка ногами гимнаст быстро отводит их назад до слегка прогнутого положения. Высота ОЦМ при взлете достигает 2,0 — 2,3 м. К моменту постановки рук на снаряд тело гимнаста находится под углом 55 — 60° по отношению к оси сна­ряда. Напрыгивать точно в стойку на руках не имеет смысла, так как в этом случае затрудняется высокий и далекий полет во вто­рой части прыжка. Отталкиваясь от коня руками, надо сделать рыв­ковое движение туловищем, стремясь вытянуться в одну прямую линию. В процессе толчка величина прогиба в поясничной части позвоночника уменьшается на 10— 15°. Движение ног несколько притормаживается. Благодаря этому возможен более высокий взлет вверх. Толчок руками должен быть коротким (0,17 — 0,19 с). Во время толчка голову на грудь не наклонять, стремиться только взлететь вверх, не создавая сильного вращения вперед. Положение рук, принятое к моменту окончания толчка, сохраняется до момента приземления. Перед приземлением туловище не сгибается, голова держится прямо. Последовательность разучивания: а) с разбега переворот вперед толчком двух ног на акробатической дорожке;

б) с разбега прыжок в стойку на руках на горку матов и кувырок вперед (перед матами протянута веревка); в) стоя на коне махом одной и толчком другой стойка на руках и в темпе переворот впе­ред; г) переворот вперед через горку матов или свернутую акро­батическую дорожку; д) переворот вперед через коня в ширину;(в длину) с положенным на него гимнастическим матом. Стра­ховка и помощь осуществляются стоя у дальней трети коня; гим­наста держат одной рукой за плечо, другой за туловище, удержи­вая от падения вперед или назад.

 

 

1. Гавердовский, Ю.К. Гимнастическое многоборье. Мужские виды / Ю.К. Гавердовский. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 479 с.

2. Говердовский, В. И. Программирование при обучении базовым упражнениям на гимнастическом коне:автореф. дис.... канд. пед. наук / Говердовский В.И. - Л., 1986. - 21 с.

3. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений / Ю.К. Гавердовский. - М.: Терра - Спорт, 2002. - 512 с.

4. Сучилин, Н. Г. Техническая структура гимнастических упражнений / Н.Г. Сучилин // Метод.прилож. к журн. «Гимнастика». Вып. 1. - М.: Советский спорт, 2010. -С. 5-13.

5. Сучилин, Н.Г. Биомеханические основы спортивной техники / Н.Г. Сучилин, А.Ф. Родионенко, Ю.В. Шевчук // Метод.прилож. к журн. «Гимнастика». Вып. 2. - М.: Советский спорт, 2011. - С. 5-28.

 

 

Date: 2015-07-23; view: 6235; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию