Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На пике могущества
Тиглатпаласар III (745–727 гг. до н. э.) Тиглатпаласар III, несомненно, был наиболее выдающимся и талантливым из царей Древнего Востока. При нем Ассирийское государство стало первой подлинной империей древности. Он вступил на престол в крайне тяжелое для страны время, в обстановке сложной внутренней борьбы и за достаточно короткий срок сумел вывести ее из этого плачевного положения. Свое царствование он начал с энергичной реформаторской деятельности. При нем была создана хорошо обученная профессиональная армия, основу которой составляли отряды, сформированные на территории государства. Если было необходимо, ее усиливали отрядами, которые предоставляли вассальные государства. Прежде воины были обязаны сами себя экипировать и содержать, теперь же войско комплектовали в основном из обедневших земледельцев, поэтому всю экипировку и продовольствие воины получали за счет казны. Таким образом, за счет привлечения новобранцев из самых низов свободного ассирийского населения Тиглатпаласар III добился резкого увеличения численности своего войска. Кроме того, он унифицировал вооружение, разделил воинские части по родам оружия – на колесничих, конников, тяжело– и легковооруженных пехотинцев. В качестве защитного вооружения ассирийские воины использовали плотные кожаные куртки с закрепленными поверху выпуклыми металлическими пластинками и металлические поножи, большие щиты, обитые бронзой, и остроконечные медные шлемы. Наиболее распространенными видами наступательного оружия были лук, короткий меч и длинное копье с железным наконечником. Именно ассирийцы первыми стали активно использовать железное оружие. Каждый воин был также снабжен индивидуальным надувным кожаным мехом, с его помощью можно было легко переплыть реку в полном вооружении. Самые лучшие воины, прекрасно вооруженные и обученные, входили в так называемый царский полк – это были воины-профессионалы, содержавшиеся на царские деньги. На смену прежнему народному ополчению пришла регулярная армия, «скованная» железной дисциплиной. Ассирийские солдаты казались людьми несокрушимой силы. «Вот оно, войско ассирян, – говорил иудейский пророк Исайя, – легко и скоро оно придет, не будет у него ни усталого, ни изнемогающего, ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресел его, и не разорвется ремень у обуви его; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса колесниц его – как вихрь». «Священную особу царя» охраняла специально набранная и обученная личная гвардия, имевшая в своем составе пехоту, конницу и колесницы. Основу наступательной мощи ассирийской армии составляли боевые колесницы. Обитые медью и запряженные парой или четверкой лошадей, они были поистине страшным оружием. Как правило, экипаж колесницы составляли три человека: возничий, воин, вооруженный луком или копьем, а также оруженосец, прикрывавший воина щитом. Несущиеся в ряд тяжелые боевые колесницы обычно мощным натиском опрокидывали противника, деморализуя его, образуя прорехи в его строе, в которые затем, закрепляя успех, врывалась конница. Когда же противник в панике бежал, воины на колесницах добивали отступавших, подминая их колесами. Недостатком тяжелых колесниц было лишь то, что их можно использовать только на равнинах. Впоследствии отряды колесниц были заменены более мобильной кавалерией, позволявшей наносить неожиданные стремительные удары и применять ее в условиях пересеченной местности. С течением времени колесницы стали использоваться исключительно для торжественных выездов царя и его ближайших приближенных. Ассирийские пехотинцы делились на тяжеловооруженных и легковооруженных. Легковооруженную пехоту составляли лучники и метатели дротиков, а тяжеловооруженную – щитоносцы и копейщики. При штурме вражеских крепостей применяли осадные машины – катапульты и тараны. Катапульты могли выбрасывать каменные ядра весом до 10 кг на расстояние до полукилометра. Но чаще их заряжали не ядрами, а глиняными сосудами, наполненными горящей смолой. Попадая во вражеский стан, сосуды разбивались, а горящая смола растекалась и поджигала деревянные постройки, тем самым увеличивая панику в осажденной крепости и отвлекая силы защитников на тушение пожара. Боевые части были освобождены от черной работы по обслуживанию армии. Для этой цели в Ассирии были созданы так называемые инженерные войска, которые использовались для прокладки дорог в горах, наведения простых и понтонных мостов, сооружения хорошо защищенных лагерей. Кстати, технология строительства укрепленных лагерей была заимствована у ассирийцев сначала персами, а затем римлянами. Ассирийская армия была одной из самых больших и великолепно организованных армий Древнего мира. Удары сильных таранов разрушали мощные крепостные стены городов. Лучшие армии не могли устоять перед сокрушительным напором ассирийской конницы. Тиглатпаласар III изменил и политику государства по отношению к покоренным народам. Раньше население истреблялось или обращалось в рабство, а тех, кто оставался на обжитых местах, облагали непомерными налогами. Поэтому не удивительно, что Ассирии было легче завоевать земли, чем удержать их. Стоило ассирийскому войску уйти из покоренной страны, там вспыхивало восстание и она вновь отходила от Ассирии. В то же время земли Ассирии были опустошены, города и села обезлюдели, а поля лежали необработанными. За время бесконечных войн экономика страны пришла в упадок. Тогда Тиглатпаласар начал переселять жителей из завоеванных стран на пустующие земли, облагая их податями и налогами. Сгоняя их с веками насиженных мест, он лишал их и стимула к восстанию. Решая проблему борьбы с вражеской легкой пехотой и кавалерией, ассирийцы укрепляли на колесах колесниц длинные ножи – так появились серпоносные, или косящие, колесницы. Следующим шагом стала установка остриев копий на дышла – теперь колесницы могли атаковать в лоб регулярную тяжелую пехоту. Укрепив таким образом внутреннее положение в стране и получив благодаря своим реформам многочисленную и хорошо вооруженную армию, царь смог возобновить свою захватническую деятельность. В первую очередь он решил покончить с урартской угрозой. Вскоре Тиглатпаласар сумел расстроить союз северосирийских и малоазийских правителей и, как он писал, «стал получать дань от восемнадцати царей». Затем ассирийские войска отправились в поход в район Армянского нагорья, дошли до столицы Урартского царства – Тушпу, но взять хорошо укрепленный город не смогли. Урарту потерпели настолько сильный урон, что уже не могли и думать об ответном ударе в течение долгих лет. Стремясь захватить контроль над торговыми путями и источниками сырья, Тиглатпаласар обратил свой взор в сторону Иудейского царства, а затем и Дамаска – наиболее важного стратегического и торгового пункта в Центральной Сирии. Воспользовавшись борьбой враждовавших группировок в Вавилонии, он сумел подчинить ее своей власти и воцариться под именем Пулу. Завоевательную политику Тиглатпаласара III продолжил его младший сын – Саргон II (722–705 гг. до н. э.). Военная знать, составлявшая опору царя, была кровно заинтересована в военных походах. Нескончаемые войны были постоянным источником обогащения, так как именно знати доставалась львиная доля захваченной у противника добычи. В то же время покоренные области необходимо было держать в постоянном страхе, и ассирийцы добивались этого систематически повторявшимися военными набегами. Кроме того, пребывание войска в бездействии могло привести к его разложению – ассирийская армия сохраняла боеспособность только в действии, да и страна не могла содержать такое огромное число бездействующих воинов. В самом начале своего царствования Саргон II решил покорить Израильское царство. Ассирийцы одержали внушительную победу, захватив столицу Израиля Самарию и переселив оттуда около 30 000 человек. На восьмом году своего царствования после тщательной подготовки и ряда удачных военных походов он отправил в поход на север против Урарту. Урарту, ослабленное внутренними раздорами, не сумело организовать действенной обороны. Кроме того, удар, нанесенный Саргоном, был неожиданным. Благодаря хорошей разведке ассирийские войска отправились в обход по узким горным тропам, сквозь леса. Саргон пронесся по всей стране урарту, «точно оскаленный пес», сея на своем пути разрушения и смерть, сравнивая с землей города, вырубая сады и виноградники, сжигая на корню хлеба. Но столицу Урарту – Тушпу, помня о прежней безуспешной осаде, он обошел стороной. Ему удалось захватить и разгромить священный город урарту Мусасир, где находилось святилище главного бога Халда. «Натиском моего сильного оружия я поднялся в крепость, разграбил ее богатство и велел перенести все в мой лагерь. Ее крепкие стены восьми локтей толщины я снес и сравнял с землей. Дома их внутри крепости я предал огню. Сто тридцать селений вокруг я зажег, как костры, и дымом их, как туманом, я закрыл лицо небес. Полные амбары я открыл, и ячменем без счета я накормил мое войско. На луга я пустил мой скот, как полчища саранчи. Они вырвали его траву и опустошили нивы», – так описывал Саргон II поход на Урарту. Захватив колоссальную добычу, Саргон возвратился домой. Нанеся поражение Урарту, он завершил дело, начатое еще его отцом. С этого времени урартские цари больше никогда не решались вступать в конфликты с Ассирией. Более того, правители Урарту посылали богатые дары в ассирийскую столицу, а впоследствии между царствами установились мирные отношения. Последующие завоевания Саргона были связаны с Палестиной и Финикией. В царствование Тиглатпаласара III и Саргона II Ассирия превратилась в могущественную военную империю, занимавшую территорию «от Верхнего моря, где садится солнце, до Нижнего моря, где солнце поднимается». Под властью ассирийских царей оказалась почти вся Передняя Азия от Средиземного моря до Персидского залива. Им даже удалось на короткое время подчинить себе Египет. Разорив и опустошив завоеванные страны, ассирийцы наложили на покоренное население дань, которую даже сами считали тяжелой. Тиглатпаласар III, как, впрочем, и другие ассирийские правители, прекрасно понимал ценность информации о врагах и щедро платил за нее звонкой монетой. Сведения обо всем подозрительном, о заговорах или восстаниях в отдаленных провинциях собирались и доставлялись купцами или специальными агентами. Строительство мощных крепостей закрепляло военные успехи и свидетельствовало о могуществе ассирийских царей. Города соединялись хорошими дорогами, вымощенными камнем. Технология дорожного строительства была заимствована у ассирийцев сначала персами, а затем и римлянами. Дороги охраняла вооруженная стража, через определенные расстояния на дорогах стояли указатели. Вдоль дорог, проходивших через пустыню, были вырыты колодцы и стояли укрепленные сторожевые посты. Через реки и ущелья ассирийские мастера возводили прочные мосты. Так, греческий историк Геродот сообщал, что ассирийцы построили в Вавилонии из неотесанных камней мост, который был скреплен железом и свинцом. Ассирийские города представляли собой крепости с мощными стенами и оборонительными башнями, окруженные рвами. Стены древнего города Ашшура были сложены из необожженного кирпича, их высота достигала 18 м, а толщина – 6 м. Крепостные зубцы были облицованы синими с желтой каймой кирпичами. Через каждые 20 м стены были возведены высокие башни. В город вели укрепленные ворота-бастионы. Центральное место в ассирийском городе занимал царский дворец, который строился на высокой платформе и напоминал крепость. Особой пышностью и великолепием отличались царские дворцы Нимруда, Дур-Шаррукина (современный Хорсабад в Ираке) и Ниневии. Их строили и украшали тысячи искусных мастеров, пленных ремесленников, согнанных из разных стран. Архитекторы до мельчайших деталей тщательно продумывали план дворца. «Я построил город у подножия горы на Ниневийской дороге и дал ему имя Дур-Шаррукин», – так сообщал в одной из надписей царь Саргон II. Центром города был величественный дворец, возведенный на специально сооруженной искусственной террасе из необожженного кирпича высотой 14 м. Толстые стены дворца также были сложены из кирпича, изготовленного из высушенной на солнце глины, а затем облицованы камнем. Высота стен достигала 18 м. К помпезному главному входу во дворец, который находился на юго-востоке, с двух сторон вели пандусы. Его охраняли шесть огромных фигур крылатых быков с головами воинов – шеду. Голова шеду была увенчана тиарой со звездами, на вершине короны украшена перьями, а по бокам – парой рогов. Лицо существа, обрамленное длинными волосами, было очень выразительно: густые нависающие брови, четко очерченный нос, пронзительные глаза. Оно имело пять ног, расположенных таким образом, что если смотреть на него спереди, то казалось, что шеду стоит, а в боковой проекции зверь как бы двигался, развернув мощные крылья. Между задними лапами шеду находилась плита с высеченным предостережением всякому замыслившему недоброе правителю. Ворот всего было восемь. И день и ночь стоявшие там стражники охраняли покой царя. Входивший во дворец проходил мимо грозных шеду и видел гигантские скульптуры, изображавшие Гильгамеша – героя шумерского эпоса – и его друга Энкиду. В одной руке у героя был короткий изогнутый меч, а в другой он держал за лапу убитого льва. Казалось, что Гильгамеш, не отрываясь, смотрит прямо в глаза. Во дворце имелись 210 роскошно убранных залов и тридцать дворов, где росли деревья, растения и цветы, доставленные из разных стран. В этих бесчисленных дворах и бесконечных крытых коридорах можно было заблудиться. Самым большим был входной двор, здесь проходили парадные смотры и сборы перед военными походами. Стены дворца были облицованы большими каменными плитами с раскрашенными рельефами и росписями, рассказывавшими о военных подвигах царя Саргона, восхваляющими его власть и деяния, а также картинами придворной жизни и охоты – любимого занятия ассирийцев. На великолепных барельефах, гордо выпрямившись, стояли цари и их приближенные, бешено мчались колесницы в опасной охоте на львов, догоняли свою жертву охотники, струилась кровь. Излюбленными сюжетами также были сцены войны: разрушение покоренных городов, унижение захваченных пленных, нагромождения пирамид из отрубленных голов побежденных. Война, охота, максимальное напряжение сил – вот идеалы жизни ассирийца. Стены двух парадных залов дворца украшали клинописные тексты – летописи победоносных походов Саргона II. Во дворце также имелись водопровод и роскошные ванные комнаты с канализацией. Шеду в искусстве Месопотамии и Ирана – образ гения-охранителя в виде фигуры крылатого быка или льва с головой человека. Их обычно устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Так как они соединяли в себе качества человека, животного и птицы, считалось, что они были могучим средством защиты от недругов. Помимо парадных залов и служебных помещений, в дворцовый комплекс входил храм-зиккурат, он был выполнен в виде огромной четырехугольной башни. Храм поднимался вверх семью ступенчатыми ярусами, каждый был шестиметровой высоты, а общая высота храма составляла 42 м. Каждый этаж был посвящен божеству и окрашен в свой цвет: белый, черный, красный, синий, оранжевый, серебряный и золотисто-красный. Верхняя платформа башни была позолоченной. На верх храма вел спиралевидный пандус. Укрепленная стена города выходила на равнину, через каждые 27 м ее венчали квадратные башни, которые господствовали над ней своими зубчатыми верхушками и образовывали выступы в 4 м. Высота стены над уровнем земли составляла 20 м, а ширина ее была так велика, что по дороге, проходившей по ней вокруг всего города, могли двигаться колесницы в семь рядов, не задевая друг друга. Не менее великолепным был дворец царя Ашшурбанапала в Ниневии – городе, соперничавшем с Вавилоном богатством и великолепием своих дворцов и храмов. Ниневия – новая столица, возведенная во время царствования Сеннахириба и Ашшурбанапала под щелканье бичей десятками тысяч пленных, – стала символом великой Ассирийской империи. «Город льва, львицы и львенка», – так называл библейский пророк Наум наводившую на народы страх Ниневию. Город защищала мощная стена протяженностью около 12 км, про которую говорили: «Та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов». Стена покоилась на мощном фундаменте из четырех плит, а в ширину имела сорок кирпичей (10 м), высота ее составляла сто кирпичей (24 м). В город вели пятнадцать ворот. Вдоль стены был вырыт глубокий ров шириной 42 м, а около Садовых ворот через ров был перекинут великолепный каменный мост – «настоящее чудо архитектуры того времени». Перед рвом была сооружена еще внешняя крепостная стена с укрепленными фортами. Планировка Ниневии отличалась от имевшейся в большинстве городов того времени. Центральные улицы были прямыми, залитыми асфальтом или мощеными плитами. Ширина центральной улицы, носившей название Царская дорога, равнялась 26 м. «Я заново отстроил древние улицы, расширил те, которые были слишком узки, и сделал город таким же блестящим, как само солнце», – писал ассирийский царь Сеннахириб. Это был огромный город, в нем проживали около 170 000 человек. Современники отмечали, что дворцы Ниневии превосходили все, существовавшее до того времени; там была собрана вся роскошь Востока, а «башни и стены города покрывала кожа, содранная с побежденных врагов, у восточных ворот города в клетках на собачьей цепи сидели пленные цари и толкли в ступах вырытые из могил кости своих предков». На стенах дворца Сеннахириба можно было увидеть рельефные изображения ассирийских воинов, штурмующих вражеские крепости или форсирующих реки, идущие вереницы захваченных пленников, а также рабов, занятых на строительстве. Дворец Ашшурбанапала украшали в основном сцены охоты. Царь повелел запечатлеть в камне охоту на львов и показать всем свои мужество и силу: вот из клетки выпускают разъяренного льва, Ашшурбанапал ранит его стрелой, а затем пронзает мечом; а вот царь с четырьмя убитыми львами стоит перед жертвенником. Надпись на рельефе гласила, что Ашшурбанапал – «царь Вселенной, царь Ассирии» и боги «наградили его громадной силой». С исключительным правдоподобием и яркостью на ассирийских рельефах были изображены погибающие львы. Изображения этих животных очень натуралистичны, а их позы естественны и выразительны. До нашего времени дошли и некоторые изображения ассирийских царей – они полны ощущения мощи и величия. «Я насадил вокруг дворца всевозможные травы, фруктовые и другие деревья из числа тех, что растут в Халдее. Я разделил расположенные за городом общественные земли и раздал их жителям Ниневии под фруктовые сады. Для того чтобы эти сады прекрасно росли, я повелел прорыть железными кирками канал от города Кизира до равнины возле Ниневии и направил воду через горы и низины. Я заставил течь вечные воды Хосра в ирригационные каналы, прорытые в этих садах…», – так описывал Сеннахириб строительство Ниневии. При раскопках дворца Ашшурбанапала были найдены сотни тысяч глиняных табличек, исписанных клинообразными знаками. Это была огромная библиотека, подобранная заботливо и с большим умением. Date: 2015-07-23; view: 334; Нарушение авторских прав |