Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дж. М. Кейнс
В работе «Общая теория занятости, процента и денег» Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) сосредоточивает внимание на недостаточной эффективности потребительского спроса. Именно спрос, по его мнению, играет определяющую роль в стимулировании и развитии производства. Что же предпринять, чтобы поднять эффективность спроса? Надо найти рычаги развития всего общественного (совокупного) спроса – спроса на потребительские товары и спроса на инвестиционные товары, ибо совокупный спрос – это сумма потребительских расходов и инвестиций. Если совокупный спрос больше предложения, тогда «работают» стимулы роста производства. В этом случае совокупный спрос действительно эффективен, способствует обеспечению высокой занятости, более полному использованию производственных мощностей. Основные компоненты совокупного спроса: потребление, инвестиции и государственные расходы. Основные факторы, воздействующие на совокупный спрос: склонность к потреблению, ожидаемая прибыльность капиталовложений, предпочтение ликвидности.
Расходы на потребление определяются склонностью к потреблению С/У. Здесь действует психологический закон, выражающий зависимость между потреблением и доходом. С ростом дохода средняя склонность к потреблению падает под влиянием снижения предельной склонности к потреблению (ΔС/ΔY). Уровень инвестиционного спроса / зависит от ожидаемой эффективности капитала р' и процентной ставки r. Процентная ставка, или норма процента, это плата за расставание с ликвидностью. Предпочтение ликвидности – стремление владеть деньгами, сохранить сбережения в денежной форме. Процент r – функция спроса на деньги (предпочтение ликвидности) и количества денег в обращении (предложение денег). Теорию Кейнса называют теорией эффективного спроса, выделяя тем самым главную идею. А она состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг, повысить уровень занятости. Потребительский спрос и, следовательно, личное потребление зависят от совокупного денежного дохода и от того, как расходуется этот доход. Иначе говоря, они зависят от пропорции, в которой доход распадается на расходы на потребление и сбережения. С ростом доходов растет и спрос, увеличиваются расходы на потребление, но не в той пропорции, в которой растут доходы. По мере роста доходов прирост потребления замедляется. Причина этого, по терминологии Кейнса, «основной психологический закон» по мере роста богатства склонность к потреблению снижается, а часть дохода откладываемая на сбережения, увеличивается. (Сбережения – это разница между размером дохода и уровнем потребления.) В отличие от классиков, для которых стремление к сбережению есть позитивный фактор, Кейнс приходит к иному выводу: рост сбережений может препятствовать экономическому росту. Дело в том, что динамика сбережений и динамика инвестиций зависят от различных факторов: сбережения – от роста дохода, инвестиции – от уровня процентной ставки и ожидаемой прибыльности капиталовложений. Избыточные сбережения ведут к избыточному предложению. В итоге прибыльность инвестиций снижается. Денежные сбережения растут, а не направляются в виде реальных инвестиции в отрасли, обеспечивающие экономический рост. Проблема, по Кейнсу, состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между опережающим ростом сбережений и отстающих от них инвестиций. Мультипликатор (от лат. multiplicator – умножающий) означает множитель. Мультипликатор, выражающий связь между приростом инвестиций и приростом дохода, усиливает (множит) воздействие инвестиционного спроса на увеличение доходов. В чем состоит мультипликационный эффект? В том, что увеличение инвестиционного спроса неизбежно сопровождается увеличением спроса на потребительские товары, причем в большей степени, чем спроса на инвестиции. Рост доходов работников, занятых в инвестиционном секторе, означает увеличение их спроса на потребительские товары. Следовательно, растут выпуск и доходы в отраслях, производящих предметы потребления. В свою очередь это вызывает расширение производства и доходов в «третичном» секторе. Первоначальный «толчок» к расширению производства будет нарастать по принципу цепной связи между отраслями. Эффект мультипликации зависит от первоначального «толчка» и доли дохода, выделяемого его получателями на потребление, т.е. от предельной склонности к потреблению. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем выше коэффициент мультипликации. Мультипликационный эффект проявляет себя при определенных условиях: наличии незанятых мощностей, свободной рабочей силы. Его действие наиболее заметно в условиях подъема. При снижении инвестиционного спроса мультипликатор действует со знаком «минус», падение инвестиций сопровождается кумулятивным падением потребительского спроса. Можно выделить следующие отличия. Теории Кейнса: 1. В то время как Маршалл рассматривал спрос, предложение, цены преимущественно на уровне отдельных фирм, потребителей, т.е. на микроуровне, Кейнс пришел к выводу, что прежде всего следует выявить функциональные связи па макроуровне. Анализ совокупных, агрегированных экономических параметров положил начало новым подходам в экономической науке. Кейнс показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что все рынки взаимосвязаны и их необходимо изучать как единую, цельную систему. 2. Кейнс показал несостоятельность закона Сэя, согласно которому производство само формирует доходы, обеспечивая равновесие спроса и предложения. Нет, размер спроса не автоматически следует за предложением. Спрос, определяемый уровнем доходов, отстает от динамики доходов. И если спрос меньше производимого продукта (и предложения), то часть продукции не находит сбыта. Возникает общее перепроизводство. 3. Вопреки мнению неоклассиков Кейнс утверждал, что цены не являются гибкими регуляторами рыночного хозяйства. Цены относительно консервативны. О ситуации на рынке судят не по динамике цен, а прежде всего по наличию товарных запасов, по динамике потребительского спроса. Что касается рынка труда, то здесь цены (номинальная заработная плата) плохо выполняют роль регулятора спроса и предложения рабочей силы. При падении спроса на рабочую силу цены, как правило, не снижаются. 4. В отличие от классиков Кейнс показал, что рост сбережений не равнозначен росту инвестиций. Более того, при известных условиях рост сбережений может вести не к росту, а к уменьшению объема инвестиций. В результате рыночный «автоматизм» не срабатывает, равновесие не восстанавливается. Для достижения соответствия между основными параметрами рынка необходимо участие внешних факторов, вмешательство государства. Заслуга Кейнса в том, что он разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Он предложил способы корректировки рыночного механизма с помощью государственного макрорегулирования. Кейнс ввел в арсенал экономической науки новые методологические подходы. Обосновал роль мультипликационного эффекта, кредитной политики, показал значение ряда других инструментов. Кейнсианская теория оказала существенное воздействие на направления и сферы дальнейших исследований. Она стимулировала разработку системы национальных счетов. С идеями Кейнса связаны обоснование основ антициклической политики, концепция дефицитного финансирования, создание системы среднесрочного программирования. Date: 2015-07-23; view: 482; Нарушение авторских прав |