Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный монетаризм и чикагская школа (М. Фридмен, Г.Саймонс, И.Фишер, Ф.Найт и др)





Монетаризм - это такое направление экономической теории, в рамках которого анализируются процессы воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Центром современного монетаризма является чикагская школа в США во главе с М. Фридменом.

Милтон Фридмен (р. 1912) - выходец из семьи бедных иммигрантов из Восточной Европы. Тем не менее он получил хорошее образование. Окончив Рутгерский университет со степенью бакалавра сразу по двум дисциплинам - математике и экономике, Фридман позднее становится доктором философии (1946) и доктором права (1968). С 1948 г. - профессор экономики Чикагского университета. В годы второй мировой войны Фридмен работал в Казначействе США, исследовал налоговую политику, в послевоенное время он консультировал мероприятия по реализации плана Маршалла. Известность пришла к Фридмену в 60-е годы, а в 70-е годы его избирают президентом Американской экономической ассоциации. В 1971-1974 гг. ученый был советником президента Р.Никсона по экономическим вопросам. Но основная научная деятельность Фридмена прочно связана с Чикагским университетом, а самого его называют патриархом американской экономической теории. В 1976 г. он стал лауреатом Нобелевской премии. Основные его работы - это "Очерки позитивной экономики" (1952), "Капитализм и свобода" (1962), книга, написанная совместно с А.Шварц, - "Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960 гг. " (1963) и "Роль денежной политики" (1968).

Возникновение чикагской монетарной школы относится к 50-м годам XX в. Основные теоретические положения монетаризма сформулировал Фридмен. Кроме работ Фридмена к чикагской школе относят работы Р.Барро ("Макроэкономика", 1984), И. Фишера, КБруннера, А.Мелътцера и др. Представители монетарной школы поддерживают количественную теорию денег, согласно которой цены товаров определяются количеством обращающихся денег.

Чикагская школа

Среди школ, представляющих консервативное направление, особую популярность приобрела Чикагская школа во главе с выдающимся ученым, лауреатом премии им. Альфреда Нобеля Милтоном Фридменом (род.1912г.). Теория Чикагской школы получила название монетаризма. В ее разработке помимо М. Фридмена приняли активное участие такие известные экономисты, как К. Бруннер, Ф. Кейган, Д. Лейдлер, А. Мецлер, Р. Селден, М. Паркин, А. Шварц.

В широко известной программной книге «Капитализм и свобода» (1962) М.Фридмен утверждает, что современный капитализм представляет собой устойчивую, саморегулирующуюся систему, которая обеспечивает политическую свободу и хозяйственную активность. В многочисленных работах, принадлежащих перу М. Фридмена, обосновывается существование устойчивой функциональной связи между динамикой денежной массы и динамикой конечного результата общественного производства. В частности, в наиболее известной фундаментальной работе историко-экономического характера «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960» американский ученый прослеживает данную динамику практически за столетний период. Логическим продолжением первого исследования стали такие значительные работы, как «Монетарная статистика США» (1970) и «Тренды денежной массы в США и Соединенном Королевстве: Их отношение к доходу, ценам и ставкам процента, 1867-1975» (1982). Так, под теоретические построения была подведена прочная историко-экономическая основа.

Возникновение Чикагской школы относится к 1950-м годам. В одной из наиболее ранних работ «Теория потребительской функции» (1957) М. Фридмен ставит под серьезное сомнение существование всеобщего психологического закона Дж. М. Кейнса (об обгоняющем росте сбережений по мере роста величины дохода в сравнении с ростом потребления), который является теоретическим стержнем кейнсианской концепции. Фридмен исходит из того, что измеряемый доход и измеряемое потребление состоят из перманентного и временного компонентов. Исследуя влияние этих компонентов на динамику потребления (склонность к потреблению) и динамику сбережения являются не возрастающей, постоянной функцией от дохода. Отсюда следует вывод о необоснованности положения о зависимости роста сбережений от роста дохода, поскольку рост сбережений связан с неопределенностью в получении прежде всего временного дохода, который в свою очередь не оказывает решающего влияния в сравнении с перманентным доходом на динамику (в данном случае на снижение) инвестиционных возможностей.

Результатом анализа стал вывод о наличии эффективного саморегулирующегося механизма в рыночном хозяйстве. Концепция перманентного дохода закладывала теоретические основы количественной теории денег Чикагской школы (теории номинального дохода Фридмена) и в целом экономической доктрины монетаризма. Сейчас практически во всем мире идеи этой экономической школы положены в основу государственной политики.

2. Исходные постулаты Фридмена

Следует заметить, что с монетаристскими концепциями сторонники этого направления и их признанный глава Милтон Фридмен выступали еще в 50-х гг., но тогда их предложения выводы особой популярностью на пользовались. Они были востребованы позже, когда на повестку дня выдвинулись новые проблемы.

Чтобы представить концепцию Фридмена, выделим исходные положения, в той или иной мере разделяемые его сторонниками.

1. Признание устойчивости денежного хозяйства. Рыночная экономика, по мнению монетаристов, сама в силу внутренних тенденций и условий стремится к стабильности, к саморегулированию. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия.

2. Приоритетность денежных факторов. Среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение предлагается отдать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не ценовые, не налоговая система) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность как главную цель регулирования. Между движением денег (темпами роста денежной массы) и динамикой валового национального продукта существует достаточно тесная корреляционная связь. Ускорение или замедление темпов роста денежной массы сказывается на совокупном денежном доходе, а значит, на развитии деловой активности, циклических колебаниях производства.

3. Регулирование должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи. Последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. Временной лаг (разрыв) составляет обычно несколько месяцев. Он неодинаков по странам, зависит от состояния конъюнктуры, других факторов.

Монетаристская концепция опирается на количественную теорию денег, хотя ее интерпретация несколько отличается от традиционной.

Количественная теория говорит о том, что существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен, что цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обуславливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса – растут цены. И наоборот, сокращается денежная масса – снижаются цены. При прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег.

Фридмен сформулировал обновленный вариант количественной теории денег, получивший известность как чистая теория спроса на деньги. Он предложил следующую функцию спроса на деньги: V=Pf(r1,r2,P*,h,Y,u), где М – планируемый спрос на номинальные денежные остатки; Р- абсолютный уровень цен; r1 – норма процента по облигациям; r2 – рыночная норма дохода на акции; Р* - темп изменения уровня цен в процентах; h – доля «физического» компонента национального богатства; u – прочие факторы, воздействующие на спрос на деньги.

Данные теоретические построения явились основой для разработки монетаристских принципов экономической политики государства с целью достижения оптимальных темпов экономического роста.

Date: 2015-07-23; view: 899; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию