Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инвестиционный процесс и методы формирования инвестиционных потоков в Ростовской области ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Динамика общественного развития определяется развитием отдельных сфер деятельности. Если в какой-то сфере деятельности происходит революционный прорыв, ведущий к ее бурному росту, это вызывает естественную цепную реакцию развития связанных сфер. Если же происходит эволюционное развитие сфер деятельности, его динамика, как правило, определяется возможностями роста самой неразвитой из них. Когда инвестиции и инвестиционный доход имеют разное предметное наполнение, то есть принадлежат разным сферам деятельности, множественные инвестиционные процессы делают эти сферы взаимопроникающими друг в друга, в результате чего происходит локальное управляемое изменение динамики их развития. Это, в свою очередь, вызывает искусственную цепную реакцию развития связанных сфер. Таким образом, инвестиционные процессы позволяют создать и поддерживать искусственную цепную реакцию развития связанных сфер деятельности и являются фактором ускорения общественного развития[15]. Наиболее важный вывод из всего вышесказанного заключается в том, что инвестиционная сфера является зоной общественного развития. В свете всего вышесказанного, возвращаясь к теме о крупномасштабных источниках финансирования капитальных вложений в регионах, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы после резкого сокращения, связанного в первую очередь с мировым экономическим кризисом, постепенно выравнивается до показателей докризисного периода. Вместе с тем в РФ есть ряд проблем, касающихся условийпредпринимательства, решить которые можно только в процессе длительного институционального развития и осуществления структурных реформ. Среди них - отсутствие независимых судов, высокий уровень коррупции и низкий уровень корпоративнойкультуры. По данным исследований, считается что: - 71% иностранных компаний считают главным препятствием для инвестиций коррупцию, - 66 % - административные барьеры, - 56% - избирательное толкование и применение законов, - 51% - непрозрачность и противоречивость законодательства, - 29% - конфликт между государством и бизнесом.[16] Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Анализ научных публикаций по проблеме формирования инвестиционной политики позволяет сформулировать ряд основных направлений ее реализации на региональном уровне[17]: - формирование благоприятного инвестиционного климата; - поиск источников финансирования структурных преобразований; - повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов; - усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование; - снижение инвестиционных рисков и т.д. Немаловажное значение при этом имеет проведение инвестиционной политики с учетом специфических условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов. Использование вышеназванных инструментов, на наш взгляд, позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, которая должна быть направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала. Возможности региональных и муниципальных органов власти по улучшению ситуации с капиталовложениями хотя и ограничены, но имеются. Необходимо усилить стабильность и сократить риск. Бизнесмены обычно ведут свои дела в далеких от совершенства условиях. Нет такой страны или города, где бы бизнесмены не жаловались и не обращались с законными требованиями об облегчении существующей ситуации. Тем не менее они ведут свои дела и в этих условиях. Важно, чтобы нормативная основа была благоприятной и стабильной, а следовательно, предсказуемой, но не менее важно, чтобы нормативы соблюдались. Поэтому все, что органы власти могут сделать для укрепления стабильности и предсказуемости, снижения рисков, окажет воздействие на привлекательность данного региона для инвесторов[18]. На наш взгляд, одним из косвенных методов формирования инвестиционных потоков является создание благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, корпорации)[19]. Большинство экономистов одинаково трактуют содержание данного понятия, но при конкретизации его структуры, методик оценки мнения ученых существенно расходятся. Можно выделить три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.[20] Первый - суженный. Он базируется на оценке динамики валового внутреннего продукта, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; динамики распределения национального дохода, пропорций накопления и потребления; хода приватизационных процессов; состояния законодательного регулирования инвестиционной деятельности; развития отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного. Второй - расширенный, факторный. Он основывается на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них: - характеристика экономического потенциала (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры); - общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы); - зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала); - политические факторы (степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений); - социальные и социокультурные (уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов); - организационно-правовые (отношение власти к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей); - финансовые (доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества, кредиты банков на 1000 населения, удельный вес долгосрочных кредитов, сумма вкладов на душу населения, доля убыточных предприятий). Третий подход - рисковый. Сторонники данного подхода в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски; инвестиционные риски и социально-экономический потенциал. Иногда учитываются только риски (кредитные). Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в регионе, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата. При этом инвестиционные решения относятся к числу наиболее сложных. Они основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, зачастую разнонаправленных. В основу сопоставления инвестиционной привлекательности территорий была положена экспертная шкала, включавшая следующие характеристики каждой страны: законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, устойчивость национальной валюты, политическая ситуация, уровень инфляции, возможность использования национального капитала[21]. Данный набор показателей был недостаточно детальным для адекватного отражения всего комплекса условий, принимаемых во внимание инвесторами. Поэтому в дальнейшем развитие методик сравнительной оценки инвестиционной привлекательности различных регионов пошло по пути расширения и усложнения системы оцениваемых экспертами параметров и введения количественных (статистических) показателей. Чаще всего использовались следующие параметры и показатели: тип экономической системы; макроэкономические показатели (объем ВНП, структура экономики и др.); обеспеченность природными ресурсами; состояние инфраструктуры; условия развития внешней торговли; участие данного региона в экономике. Аналитики журнала «Эксперт» вслед за специалистами рейтинговой службы EA-Ratings (стратегический партнер Standard & Poor’s)все факторы кредитного риска по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации подразделяют на[22]: - суверенные, - экономические, - финансовые, - долговые, - административные. На наш взгляд, одним из главных стратегических направлений в реализации государственной стратегии по привлечению инвестиций в Ростовской области является завершение формирования законодательной базы по проблемам инвестиционного сотрудничества. Это будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе, что обеспечит перспективы роста отечественных и иностранных инвестиций в его экономику. Немаловажной является и работа над улучшением инвестиционного имиджа области в структуре России, который формируется СМИ[23]. В долгосрочной перспективе областные инвестиционные программы должны способствовать снижению социально-экономической дифференциации региона, должны быть ориентированы на самостоятельное его развитие. Для этого необходимо не просто предоставлять нуждающимся регионам субвенции из федерального бюджета, а именно осуществлять инвестиции в их реальный сектор, формировать условия и стимулы для постепенного перехода от пассивного использования финансовой помощи центра к поддержке конкурентоспособных производств, пополняющих доходы региональных бюджетов. Кроме того, желательно не выделение «рассеянных» инвестиций, а формирование «региональных полюсов роста», которые смогли бы стать локомотивами экономического роста. В связи с этим необходимо выявление конкурентных преимуществ территорий, определение перспективных отраслей экономики в каждом регионе. Если говорить о крупномасштабных источниках финансирования капитальных вложений в регионах, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы нестабилен. Это обусловлено рядом причин. Несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов - таков не полный перечень причин нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и региональную экономику в частности. Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг - это всего лишь шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента[24]. Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки. К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг. Инвестиционный потенциал территории могут составлять: - выгодное географическое положение; - транспортная доступность; - наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.; - состояние окружающей природной среды; - уровень развития производственной и социальной инфраструктуры; - «цена» рабочей силы; - наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база; - уровень и качество жизни населения, емкость потребительского рынка; - деловой климат: уровень деловой активности, уровень местного налогообложения, политика местной власти по отношению к бизнесу и другие факторы. Всё вышесказанное можно схематически представить в рисунке 1.2.1 Весь процесс инвестиционной деятельности осуществляется обученными и практически владеющими применяемыми технологиями комплекса кадровыми ресурсами. Инвестиционная система, как сложный комплекс отраслей представляет собой интеллектуально трудоёмкую сферу экономики региона, потребляющую высокоразвитые продукты научно-исследовательской деятельности - методики управления источниками привлечения капиталов, процессами и объектами их вложений. Финансирование проектов не понимается организационными структурами инвестиционного комплекса в узком понимании, как перевод денежных средств от инвестора к заёмщику. Прежде всего финансирование проектов в рамках инвестиционной системы - это сложная высокотехнологичная процедура сопровождения проектов с целью высокой гарантированности соблюдения параметров затрат, сроков и качества реализации проектов. Рисунок 1.2.1. Региональные факторы привлечения иностранных инвестиций[25] В завершении данной главы нашей работы можно сделать следующий вывод: Россия – страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Именно такая информация должна содержаться в региональных рейтингах инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата). К сожалению несмотря на то, что в некоторых регионах положение лучше чем в целом по России, не принято, чтобы кредитный рейтинг части территории государства был выше общегосударственного рейтинга. Поэтому международный имидж России сильно влияет на возможности регионов по привлечению инвестиций. По нашему мнению, для формирования эффективных инвестиционных потоков инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность региона играют первостепенную роль.
[1] Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.С.158 [2]Ильинская Е.М. Инвестиционная деятельность. - С-Пб.: Финансы и статистика 2007. С.96 [3]Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. М.-2006.-№3. С.26 [4]Кураков Л.П., Инвестиционная политика в современных условиях. М.: Республика, 2005. С.56 [5] Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.125 [6] Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.С.56 [7] Составлено автором по материалам: Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.258-266 [8] Научно-технический прогресс и экономика: учеб.пособие/ И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова, А.И. Сергеев. Под ред. И.В. Сергеева. – М.: ТК Велби; Проспект, 2009.С.133 [9] Там же: С. 134 [10] Источник: Росстат, Центробанк, МЭРТ, Минфин, ЦМАК. [11]http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=85416 - Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года. Официальный текст. [12] Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона. - М., ИД Азбука Деловой Литературы, 2009. – С.140 [13]Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе /– М.: Буквица, 2004. [14]Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе /– М.: Буквица, 2004. [15] Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С.152 [16]Инвестиционный климат и инвестиционная политика России в отношении регионов // Финансы, экономика и банковское дело, 2011, №4. Электронный ресурс, http://www.finekon.ru/inv%20 klimat.php [17]Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе /– М.: Буквица, 2004. [18] Фетисов Г.Г., Орешин В.П., Региональная экономика и управление. – М., ИНФРА-М, 2010, С.366. [19]Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. М.-2006.-№3. [20]Грохолинский А., Региональный аспект инвестиционных процессов // Общество и экономика, 2006, №6 [21]Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. М.-2006.-№3. [22] Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира: Учебник. – СПб., ИД Тополь, 2009, С.33. [23] Научно-технический прогресс и экономика: учеб.пособие/ И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова, А.И. Сергеев. Под ред. И.В. Сергеева. – М.: ТК Велби; Проспект, 2009.С.77 [24]http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=85416 - Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года. Официальный текст. [25] Мариев О.С. Нестерова О.В. Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в российские регионы. //Стратегия России, 2010, №6. электронный ресурс http://www.fondedin.ru/dok/mar.pdf Date: 2015-07-23; view: 314; Нарушение авторских прав |