Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система масс-медиа РФ рубежа 20-21 веков





(По Вартановой)

Невозможно представить современный мир без средств массовой информации и технологий, распространяющих СМИ. Люди работают, чтобы отдыхать, и отдыхают, чтобы работать. И во время работы, и во время отдыха они обращаются к газете или поисковой системе в Интернете, включают радио или телевизор, открывают книги или звонят по телефону. Все эти средства информации и коммуникации составляют сегодня единую, всеохватывающую и всепроникающую систему, на поддержание, функционирование, развитие которой тратятся огромные средства.

Индустрия СМИ и телекоммуникаций является неотъемлемой и значительной частью индустрии сервиса, которая в последние десятилетия XX в. стала важнейшей частью национальной экономики в наиболее развитых странах мира. Так, в США в начале 2000-х годов объем промышленного производства достигал 2615 млрд. долл., объем производства обрабатывающих отраслей составлял 1393 млрд. долл., объем индустрии сервиса – 5966 млрд. долл. Аналогичное соотношение сложилось и в экономике других развитых стран: в Японии оно выглядело как 1582:1055:2725 млрд. долл., в Германии – 583:437:1478 млрд. долл., в Великобритании – 343:273:1016 млрд. долл., Франции – 324:287:1044 млрд. долл. Показательно, что для России соотношение между промышленными, обрабатывающими и сервисными отраслями было более равномерным – 143:132:210 млрд. долл., что свидетельствует о все еще сохраняющемся индустриальном типе нашей экономики. Приведенные данные свидетельствуют, что экономика за последние 50 лет коренным образом изменилась. Сегодня индустрия информации и развлечений занимает в ней чрезвычайно важное место. Без информации и знаний невозможен успех экономики, без полноценно проведенного свободного времени невозможно эффективное, свободное существование индивидуума. В обоих случаях важнейшим элементом сегодня выступают СМИ и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

В развитых странах сектор СМИ аккумулирует значительные ресурсы. Доля медиаиндустрии в валовом национальном продукте (ВНП) развитых стран достигает приблизительно 3% (США, Великобритания), причем медиасектор в 1980 – 2000-х годах существенно опережал по росту экономику в целом. Так, в США ежегодный экономический рост в период 1980 – 1990-х годов составлял 7,5%, тогда как в медиаиндустрии он достигал 11,2%. Это было связано и с общим экономическим положением (развитие рекламного рынка), и с увеличением свободного времени у людей, и с демографическими изменениями.

Для того чтобы более четко представлять современную медиаэкономику в ее теоретических и практических аспектах, рассмотрим структуру и составные элементы современной системы средств массовой информации.

Традиционный подход к системе СМИ предполагает, что их базовыми составными частями выступали печатные и аудиовизуальные СМИ. К первой группе относится периодическая пресса – ежедневные и еженедельные газеты, журналы различной периодичности и тематики. Многие исследователи включают в эту группу и непериодические издания – книги, которые также играют существенную роль в современной системе создания, хранения и распространения знаний. Особую роль в современной медиасистеме книги приобретают в условиях компьютеризации издательского дела, когда текст сохраняется в цифровой форме и становится доступен посредством компьютерных сетей в интерактивном режиме. Периодические издания имеют ряд сходных характеристик, которые в значительно мере базируются на общих экономических основаниях. В экономике печатных СМИ важнейшей сферой выступает производство, занимающееся созданием и упаковкой содержания, которое затем должно быть распространено. Производству подчинены и системы распространения, что отличает печатные СМИ от аудиовизуальных, где производство содержания и его распространение (передача аудиовизуального сигнала на расстояние) могут или существовать независимо друг от друга, или дополнять друг друга.

В группу аудиовизуальных (иногда называемых также электронными) СМИ входят, конечно же, радио и телевидение. Но с годами, по мере прогресса информационно-компьютерных технологий (ИКТ), для обеих групп все труднее становится подобрать исчерпывающую универсальную характеристику. Так, представления о радио расширяются благодаря как увеличению числа приемников (не только отдельные радиоприемники, но и радио, встроенное в часы, мобильные телефоны, автомобильное радио), так и развитию способов распространения радиосигнала (кабель, эфир, Интернет), а также благодаря появлению разнообразных источников энергии для радиоприемников (электричество, батарейки, заводные механизмы). Очевидно, что для экономики радиовещания это имеет огромное значение, поскольку позволяет взаимодействовать с различными сегментами аудитории, используя ограниченные средства. Не стоит и говорить, что значительная часть экономики радиовешания связана с производством и/или приобретением текстового и музыкального содержания.

Для телевидения прогресс ИКТ несет еще большие возможности. Наши представления о телевидении сегодня не ограничиваются только эфирным ТВ, к нему мы относим и кабельные сети, спутниковые телеканалы, ставшие повседневной реальностью во многих странах, а также активно развивающееся и многообещающее Интернет-телевидение. Способы доставки телесигнала зрителям обусловливают различие экономических основ функционирования ТВ, но оказывают влияние только на одну сторону экономики телевидения – его распространение. Производство телепрограмм вовсе не обязательно может быть связано с деятельностью по распространению телесигнала.

Именно в этом аспекте мы выходим на новый уровень анализа медиасистемы, который встраивает СМИ в широкий контекст современной экономики и превращает их в важный сектор постиндустриальной экономики. Ни одно традиционное СМИ – газета, журнал, телевидение, радио – не может обходиться без специальной инфраструктуры, обеспечивающей постоянную доставку новостей. По существу печатные и аудиовизуальные медиа – это только вершина айсберга, возвышающаяся над прочным базисом. Совершенно несущественно, что для рядового читателя, зрителя, слушателя этот базис ежедневной деятельности СМИ не слишком заметен. В действительности его роль огромна. Именно существование и функционирование этого базиса обеспечивает единство информационной индустрии, формирует ту незыблемую внутреннюю структуру, иными словами, инфраструктуру СМИ, которая связывает медиакомплекс воедино.

Инфраструктура СМИ – это, во-первых, несколько секторов производства содержания, которое впоследствии распространяется посредством традиционных каналов СМИ. Информационные агентства собирают и распространяют новости, использующиеся печатными и аудиовизуальными медиа. Студии звукозаписи выпускают пластинки, кассеты, компакт-диски – основу программ для большинства радиостанций. Производители телепрограмм, видео- и киностудии – это своего рода фабрики производства содержания для телевизионных каналов. Особую группу формируют сегодня онлайновые СМИ – предприятия, распространяющие контент в цифровой интерактивной среде Интернета. Они могут рассматриваться одновременно как часть группы электронных СМИ, поскольку во многом действуют по тем же экономическим, организационным и профессиональным принципам, что и телевидение и радиовещание. С точки зрения медиаэкономики важнейшим положением является разделение секторов производства и распространения. С другой стороны, Интернет является техническим каналом для распространения разного рода содержательных продуктов – контента. Для многих предприятий традиционных СМИ он выступает своего рода инфраструктурой, предоставляющей постоянно обновляемые новости, дополнительную аналитическую информацию, иллюстративный материал. Не случайно, поэтому многие информационные агентства используют Интернет в качестве нового технологического канала распространения своих материалов.

Во-вторых, инфраструктуру СМИ составляют те предприятия, которые обеспечивают медиапредприятиям постоянный приток денег, – рекламные агентства и агентства «паблик рилейшнз». Эти типы предприятий обеспечивают «стыковку», связь индустрии свободного времени, в которой самое важное место занимают средства массовой информации, и маркетинговых коммуникаций, являющихся важной частью любой рыночной экономики. Однако значение рекламы и системы связей с общественностью для медиаиндустрии определяется не только их финансовой ролью, но и тем, что произведенные рекламными и PR -агентствами материалы также составляют важнейшую часть содержания СМИ.

Средство есть сообщение, – сказал почти полвека назад выдающийся канадский исследователь М. Маклюэн, подчеркивая, что каждый медиаканал распространяет характерный только для него тип содержания. Современная медиаиндустрия, опираясь на развивающуюся инфраструктуру и технологический прогресс, расширяет традиционные представления о медиасистеме, так как производство содержательной или рекламной основы для СМИ становится все более самостоятельным и экономически важным процессом. Интернет доводит этот процесс до совершенства: пользователь получает любой тип медиаконтента через самый современный и самый далекий от традиционных СМИ канал. Однако в развитии современных медиа еще не наступил тот момент, когда все традиционные СМИ интегрируются и сольются в один канал. Следовательно, рассматривая экономику современных СМИ, мы по-прежнему будем анализировать все секторы, которые составляют современную систему массмедиа.

Особенность индустрии mass-media заключается в том, что она исключительно основана и существует на одном базовом понятии – выгода. То есть, эффективность практически любого mass-media продукта оценивается естественным образом через ту прибыль, которую он в себе содержит. Это же касается и тех проектов, которые, на первый взгляд, не являются коммерческими изначально, - в таком случае, в своем большинстве эти проекты, те мне менее, суть не что иное, как PR-акция или PR-кампания (или их часть) по продвижению на рынке и в обществе бренда производителя, спонсора, инвестора. Например, фирма может найти и содержать и давать деньги на кинопроект некому молодому и многообещающему режиссеру, который затем и прославится рядом удачных фильмов. Но в каждом его фильме, в каждой его публичной акции зримым и неотделимым рефреном будет звучать бренд фирмы, которой режиссер обязан открытием своих талантов. И в дальнейшем, это партнерство может совершенствоваться, находить иные взаимовыгодные направления, выгодные и для бизнеса, и для кино. Иными словами, среда обитания требует соблюдения установленных правил и норм данной среды.

Как уже отмечалось выше, российские СМИ, освободившись от идеологического диктата социалистической государственной системы, недолго пребывали в эйфории свободы, ибо диктатура идеологии сменилась неминуемой диктатурой рынка. И рынок и диктует свои правила, свои требования, свои условия жизнедеятельности, как общества в целом, так и его институтов. И средства массовой информации, разумеется, исключением быть не могут. У рынка есть три главные составляющие – производитель, товар и потребитель.

Продукция СМИ – такой же товар, как и остальные, за который потребитель товара платит деньги. А если он платит деньги, значит, он платит их за тот товар, который ему необходим, доступен или интересен. И не учитывать требований потребителя сегодня означает крах любого производителя. Поэтому пришедшая на смену идеологической финансовая зависимость СМИ предполагает еще и такую зависимость (учитывая, что товар СМИ все же более относится, скажем так, к духовным товарным разновидностям) как - зависимость сложившегося мировоззрения и уровня интеллектуального развития потребителя.

После мы говорим о полной коммерциализации сегодняшнего ТВ и собственно большей части СМИ в целом. О появлении Интернета, как новом средстве массовой информации. Популярность блогов, в том числе развитие блогосферы и гражданской журналистики (когда любительскую сьемку и комментарии в инете используют в сюжетах СМИ. Также не забываем о появлении новых жанров в СМИ или их интеграции. Называем инфртеймент(информация+развлечение), эдьютеймент(развлекая обучай), докудрамы, ситкомы, реалити шоу. (знаю только о телевидении)

 

7 История становления и развития системы журналистики Кубанской области и Кр края.

Формирование системы журналистики Кубанской области конца XIX - начала XX вв.

«Кубанский курьер» - ежедневная прогрессивно-политическая, общественно-экономическая и литературная газета. Издавалась в городе Екатеринодаре с 1908 по 1917 годы (первый номер вышел 10 сентября 1908 года). Редактором-издателем был М.А.Асланов. Первым фактическим редактором «Кубанского курьера» был М.З.Финкельштейн, которого сменил Н.П.Розанов, а потом Иващенко (М.К.Завадский). Газету характеризовали как «невыдержанную» и «беспринципную». Она часто перепечатывала статьи из «Голоса Москвы», что придавало ей «октябристский оттенок». С июня 1912 года «Кубанский курьер» редактировал Л.С.Надеждин (Ямпольский). С газетой стали сотрудничать журналисты Морозов, Д.Полуян, М.Вознесенский, Зеленский, Муратов. Газета стала более демократичной.

25 марта 1906 г. вышел первый номер ежедневной общественно-политической газеты «Кубанская жизнь», редактором которой был приглашен известный библиограф А.Д.Торопов.С 15 июня 1906 года газета издавалась одноименным товариществом на паях, фактическим редактором её являлся лидер кадетов Н.М.Рындин. Тираж газеты не превышал 1500 экземпляров, и «за недостатком материальных средств» в августе 1906 года издание прекратило своё существование.

Интерес кубанцев к собственной истории, обычаям, культуре и науке предопределило появление первого собственного литературно-художественного издания - иллюстрированного ежемесячного журнала истории, этнографии, общественно-экономической жизни, науки, литературы, публицистики и искусства, начавшего выходить в марте 1909 г. в Екатеринодаре под названием «На Кавказе». Фактическим редактором являлся известный историк и библиограф Борис Митрофанович Городецкий, хотя официально журнал был открыт на имя его жены (Александры Алексеевны Городецкой). В его состав входили два отдела - научный и литературно-публицистический, который, кроме беллетристики, отзывался на все существенные вопросы, связанные с фактами современности.

В 1879 году в Екатеринодаре открылся «Этнографический и естественно-исторический музей Кубанского казачьего войска», при котором было создано общество любителей изучения Кубанской области, или ОЛИКО. Члены ОЛИКО занимались изучением истории, археологии, этнографии Черномории. Общество выпускало «Известия ОЛИКО», имевшие внешний вид обычного толстого журнала, а также «Бюллетень ОЛИКО», где печатались работы членов общества. ОЛИКО организовало десятки экспедиций в глухие и малодоступные тогда уголки Кубани и Кавказа.

В начале ХХ века ежедневные газеты, помещавшие официальные сообщения, статьи, заметки по разным вопросам, отчеты думских и судебных заседаний, уже не могли в полной мере удовлетворять культурные запросы жителей Кубанской области. 1 января 1907 г. в Екатеринодаре вышел первый номер двухнедельного педагогического, литературного и общественно-политического журнала «Школа и жизнь». В его программу входили: правительственные распоряжения по учебному ведомству, статьи по вопросам воспитания и обучения, общественно-политической жизни и науки, хроника местная и общая, обзор педагогической печати, библиография и т.д. Журнал отличался достаточно прогрессивным направлением. Его цель и те идеи, которые он проводил, определялись призывом редакции: «Общественный строитель, добывай свободу школ! Учитель воспитывай сознательных граждан!».

Кубанская область считавшаяся «относительно спокойной окраиной Российской империи», переживала в 1909 г., по словам местной прессы, «газетную горячку» и «печатную манию». Число газет и журналов неуклонно росло.

15 октября 1907 г. в Екатеринодаре возникло Кубанское общество Народных университетов. Учителя Б.М. Городецкий и И.Ф. Пальмов заняли в нем передовые позиции, работали с первого дня.

С октября 1906 по февраль 1907 г. в селе выпускалась единственная на Кубани подпольная социал-демократическая газета "Армавирский пролетарий". В ней освещались нужды трудящихся Армавира и его округи, остро критиковалась политика самодержавной власти.

Закономерности становления журнальных традиций Кубани обусловлены как спецификой общественно-политического, экономического и культурного уровня страны, так и региональным компонентом – многообразием и целостностью вековых традиций казачества. Поэт и драматург, рабочий Митрофан Карпович Седин одним из первых обратил внимание на необходимость освещения жизни и быта простых людей. Созданный им журнал «Прикубанские степи» смог решить проблему обеспечения различных слоев общества важной информацией, отражавшей интересы не только казачества, но и левых партий. Первый номер журнала вышел 15 ноября 1915 г. Финансирование издания «Прикубанских степей» продолжилось за счет добровольных взносов служащих заводов, фабрик и типографий. После очередной встречи М.К. Седина с одним из организаторов большевистского подполья А.А. Лиманским, еженедельник «Прикубанские степи» получил финансовую помощь и стал органом больничной кассы «Объединение». Это единственный в России рабочий журнал, просуществовавший вплоть до Февральской революции.

3 апреля 1910 года "Кубанский курьер сообщал": "Апрель. Ежедневный тираж екатеринодарских газет выражался в следующих цифрах: "Кубанские областные ведомости" - 2500 экземпляров, "Новая заря" - 2500, "Кубанский курьер" - 2000 и "Кубанский край" - до 1500 экземпляров". Уместно вспомнить, что первая типография на Кубани была открыта в августе 1821 года. \

С журналами было хуже: 24 марта 1909 года вышел первый номер ежемесячного журнала "На Кавказе" (редактор-писатель А.А.Городецкая, а фактически Б.М.Городецкий), публиковавшего материалы по истории, этнографии, литературе и общественно-экономической жизни. Но издание просуществовало лишь до марта 1910 года, всего выпущено 8 номеров. В 1909 -1910 годах издавался также в Екатеринодаре и двухнедельный журнал "Сельский сотрудник" Кубанского общества содействия развитию учреждений мелкого кредита, но "успеха не имел".

С ростом количества и тиражей газет наметилась тенденция к объединению работников печати. Так, 14 августа в здании "Европейской" гостиницы состоялось собрание сотрудников екатеринодарских газет, на котором была принята резолюция о необходимости учреждения "профессионального общества журналистов и суда чести".

Факты и даты

Отец кубанской пролетарской печати Митрофан

Карпович Седин первое большевистское издание - журнал «Прикубанские степи» - выпустил в свет в декабре 1915 года!

В то же время, согласно исторической правде, кубанская журналистика еще в досоветский период прошла большой путь развития в соответствии с общими закономерностями движения русской прессы. Это был путь длинною в 54 года, и типологическая палитра дореволюционной краевой прессы к 1917 году была яркой и содержательной, насчитывала около 150 изданий – газет и журналов.

Следуя исторической истине, все же следует развеять постперестроечный (1997 года) миф от Законодательного собрания края, будто бы журналистика Кубани родилась 5 мая 1917 года и «пошла есть» от большевистской «Прикубанской правды». Правильнее же говорить: от газеты «Прикубанские степи», которую 5 мая (по старому стилю) екатеринодарские большевики переименовали в «Прикубанскую правду» (если еще точнее, сначала это был журнал, издававшийся с декабря 1915г., а с февраля 1917г. преобразованный в газету).

Кубанская же журналистика, как составляющая часть истории и культуры Кубани, родилась в 1863 году 30 марта по старому стилю, по новому стилю это 11 апреля (к датам ХVIII века надо прибавлять 11 дней, Х1Х века-12, в ХХ веке с 31.01.1918 г. – 13 дней).

В «Хронологическом указателе «Кубанских областных ведомостей» за 35 лет их издания (1863-1890гг.)» Ивана Ивановича. Дмитренко читаем: «1863 год. Первый год издания «КОВ». Номер первый «КОВ» вышел 30 марта 1863г., в субботу. В течение многих лет «КОВ» выходили только 1 раз в неделю, по субботам… Следующий, второй номер вышел 6 апреля, третий 13 апреля…» (Известия ОЛИКО.1900, выпуск 2. С. 236).

Вклад первой кубанской газеты в историю печати и журналистики был велик, что и дало право историку- библиографу, кавказоведу и кубановеду, редактору-издателю и публицисту Борису Митрофановичу Городецкому дать ей высочайшую оценку. В 1913 году по случаю 50–летия газеты в «Очерке развития периодической печати на Северном Кавказе» он писал: «…В этот срок вполне выясняется литературная физиономия издания и его значение…, выясняется тот факт, что газета так или иначе, в тот или другой период своей жизни отвечала действительным потребностям читающей публики. И такая газета по справедливости, конечно, будет считаться выдающимся и ценным явлением в печатном мире, «Кубанские областные ведомости» и есть одно из таких выдающихся явлений…это несколько любопытных страниц из истории русской журналистики и русской общественности».

Деловая, общественно-политическая и отраслевая пресса в годы промышленного и социал-демократического подъема (1905 – 1917 гг.) насчитывала почти 160 газет и журналов.

1. В годы двух революций 1917 года и Гражданской войны (1918-20 гг.) «красная» и «белая» журналистика Кубани насчитывала более 40 изданий Советская и большевистская: в Екатеринодаре выходили «Известия кубоблисполкома», «Свободная Кубань», «Прикубанская правда», в Армавире - «Красная Кубань», в Тихорецке - «Рабочий и солдат», в Сочи - «Сочинский пролетариат», «Солдат и рабочий» и др.

Либерально-демократическая пресса: в Екатеринодаре выходили «Рассвет», «Кубанский путь», «Проблеск», «Вечерняя газета», «Искра», в Новороссийске - «Приморский край», «Новороссийское слово», «Маяк», в Сочи - «Свободное слово», в Ейске – «Русское слово», в Майкопе – «Подъем» и т.д.

Казачья: «Кубанская жизнь», «Кубанская мысль», «Кубанская земля» и др. Известно, что преемницей «Кубанских ведомостей» с июля 1917г. стала газета «Вольная Кубань» - официальный орган Кубанского войскового правительства. «Вольная Кубань» с антисоветских позиций около двух лет предрекала близкий конец Советам и большевизму.

Деникинская (осваговская «кочующая»): «Единая Русь», «Утро Юга», «Родная земля», примыкавшая к ней кадетская пресса: «Свободная речь» и др.

Военная: «Солдат революции», «Красный кавалерист», «Вестник Добровольческой армии», «Военный альманах», «Военная жизнь» и др. Профсоюзная: в Екатеринодаре – «Голос рабочего», «Голос труда», «Понедельническая газета», в Майкопе – «Голос рабочего». Зарождалась адыгейская национальная печать: «Краснэ Кубань», «Советскэ Кубань», «Черкес Пэш».

Литературно-художественные журналы: «Кубанская неделя», «Перевал», «Маяк», «Зарницы», «Шипы» и бульварные издания. Историю советской кубанской печати с 1920 года представляют «Красная Кубань», «Красноармеец», «Красное Знамя», с 1937 года - «Большевик», «Советская Кубань», а также «Комсомолец Кубани» и десятки городских, районных и многотиражных газет. В перестроечные годы и постперестроечный период СМИ края представлены сотнями печатных и электронных изданий. «Сословием людей государственных» называл А.С. Пушкин журналистов и призывал их бороться за торжество справедливости. «Историческая правда ценнее, чем поучения мудрецов», - говорил Конфуций.

Исследователи истории журналистики, подчиняясь логике развития науки, стремятся к установлению исторической истины, тем самым выполняют в науке критико-ориентирующую функцию. Если не следовать исторической истине, а руководствоваться субъективными мнениями, теория и практика утрачивают точки соприкосновения. Односторонний взгляд на периодику прошлого, подход к истории кубанской прессы исключительно в русле политической конъюнктуры обрекает на забвение пушкинских заветов в журналистике, и, значит, по-прежнему будут жить даты, искажающие историческую правду в угоду сиюминутной конъюнктуре. Надежда на молодое образованное поколение журналистов, что они поставят календарь истории местной журналистики с головы на ноги, и кубанское содружество СМИ будет поднимать бокалы с шампанским и проводить фестивали и другие празднества по случаю Дня кубанской журналистики именно в тот день, когда на свет появился первенец СМИ края – «Кубанские войсковые (областные) ведомости».

 

 

Date: 2015-07-23; view: 1229; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию