Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Росси во второй половине 19 века





В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции. Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе. В Русской культуре конца 19 в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное. Представители консерваторов - В.П.Боткин, А.В.Дружинин, П.В.Анненков, А.Н.Майков, А.А.Фет публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа». Демократы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.А.Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки». Либералы - К.Д.Кавелин, Ф.И.Буслаев печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник». В русской литературе наиболее ярко проявили себя: Л.Н.Толстой («Воина и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г.Чернышевский «Что делать», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», И.А.Гончаров «Обломов», И.С.Тургенев «Дворянское гнездо», А.П.Чехов «Степь», «Чайка», В.И.Даль «Толковый словарь». А.И.Куприн «Первый дебют», М.Горький «Макар Чудра». Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н.Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «товарищество передвижников» (870 г.). В это общество вошли художники-реалисты Е.И.Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е.Маковский («Осужденный», «Узник», Н.А.Ярошенко («Студент») и др. Суть передвижничества - популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И.Репин «Крестный ход в Курской деревне», Г.Т.Мясоедов «Косцы». В историческом жанре значимые работы создали В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни», В.Г.Перов «Суд Пугачева», И.Е.Репин «Стенька Разин», В.М.Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный». Живописцы представили интересные работы: И.И Шишкин «Дубовая роща», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», А.Й.Куинджи «Ночь на Днепре». Во второй половине 19 в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г.Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А.Балакирев и Г.Я.Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.). Во второй половине 19 в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И.Чайковский, Н. А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры. Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. открыты женские гимназии и принят новый университетский устав. Произошли значительные открытия в науке и технике. В1884 г. О.Д.Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С.Попов повторил опыты Г.Герца по получению электромагнитных волн, А.Г.Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С.Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму. Вторая половина 19 века - время творчества выдающихся ученых Д.И.Менделеева и А.И.Бутлерова.

16.Российская культура начала 20 в. В начале ХХ в. российская культура приобрела значительный размах и ряд новых направлений.Произошел подъем в области образования.Россия имела обширную систему образования, включающую в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные училища) и высшую (университеты, институты). Однако положение начальной школы оставалось тяжелым, о чем свидетельствует очень невысокий процент грамотных в стране - 30% в 1917 г.Отечественная наука внесла огромный вклад в мировой научно-технический прогресс, названный "революцией в естествознании". Физиолог И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах (1904 г. - вручена Нобелевская премия). В 1904 г. Нобелевскую премию получил И.И. Мечников за труды по иммунологии. Ряд открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н.Е. Жуковский. К.Э. Циолковский заложил основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.Конец XIX - начало ХХ в. - "серебряный век" русской культуры, а также время расцвета религиозной философии, основы которой были заложены В.С. Соловьевым. Философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Н. Трубецкой искали пути создания истинно христианского общества.В литературе наряду с традиционным, реалистическим направлением (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Д.М. Мамин-Сибиряк), появляются другие: символизм, имажинизм, футуризм. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, против материалистического воззрения.Представителями русского авангарда были футуристы, поэзия которых отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк - петербургская группа "Гинея", И. Северянин).Влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи: в импрессионистских полотнах В.А. Серова и К.А. Коровина, в символистских картинах М.А. Врубеля.В 1903 г. был создан "Союз русских художников", который соединил традиционное и новаторское направления в русской живописи.Музыкальное искусство обогащается творчеством А.И. Скрябина, А.К. Глазунова, С.И. Танеева и др.Период расцвета переживает драматический театр и балет. "Русские сезоны", с 1907 г. проводившиеся в Париже С.П. Дягилевым, стали триумфом русской культуры.Искусство развивается при содействии предпринимателей-меценатов: С.Т. Морозова, С.И. Мамонтова, П.М. Третьякова и др.Таким образом, культура России начала ХХ в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски и трудности. ХХ в. многое изменил в сознании всех слоев населения. Ценности XIX в: романтизм, жертвенность, служение народу - утрачивали свою привлекательность. Сборник философских статей "Вехи" (1909 г.) остро поставил вопрос об осмыслении путей дальнейшего развития России.


17.Февральская революция. ПРИЧИНЫ революций:Возникла революционная ситуация, когда правительство не могло жестко навести порядок в экономике, а народ не мог дольше терпеть.Поражения на фронте, голод, нищета.Заговор против царя, предательство генералов.Противоречия между рабочими и капиталистами, крестьянами и помещиками.

Февраль 1917 - буржуазно –демократическая революция. Свержение царя. Создание двух органов власти: Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов (Петросовета) и Временного правительства. Возникло двоевластие. Петросовет управлял армией и флотом. Временное правительство руководило политикой и экономикой.Постоянные кризисы правительства. Смена состава правительства 4 раза за полгода. Поражения на фронте. В августе - мятеж генерала Корнилова с целью захватить власть. Глава правительства Керенский объявил его «врагом Отечества». Большевики участвуют в создании отрядов народной обороны. Рост авторитета партии большевиков и количества ее членов. В России шпиономания, постоянные демонстрации. 1 сентября 1917 годаКеренский объявляет Россию республикой. Идет розыск Ленина, Троцкого и других революционеров. Большевики готовятся к вооруженному захвату власти.


Ночью с 25 на 26 октября 1917 – вооруженный переворот, большевики арестовали Временное правительство. В это же время заседает II Всероссийский съезд Советов. Были приняты Декреты о земле и о мире. Узнав о выходке большевиков, другие партии покидают съезд в знак протеста. Оставшиеся большевики принимают Декрет о власти и объявляют переворот законным. Они создают однопартийное правительство – СНК (Совет народных комиссаров). Позднее этот переворот назовут Великой Октябрьской социалистической революцией.

С октября 1917 по март 1918 произошло триумфальное шествие Советской власти. Лозунги большевиков победили во всех областях. Демократическое развитие России было прервано.

ПРИЧИНЫ победы большевиков:Разногласия среди других партий и слабость буржуазии.Разработка программы развития много обещающей для народа.Рост числа и вооруженность партии большевиков.Ленин сумел преодолеть разногласия среди большевиков.Большевики были вооружены, организованы, сильны, поэтому взяли власть. Но они зальют Россию кровью. Продолжение следует.

18. В феврале 1917 года в Российской Империи случилась революция. Самодержавие было свергнуто, и на место монарха пришло Временное правительство. Оно было сформировано 15 марта 1917 года, и с тех самых пор, вплоть до 7 ноября, вся полнота власти в России находилась в его руках. Сформировано Временное правительство было в результате переговоров Временного комитета ГД (Государственной Думы) и Петроградского совета. Правительство сосредоточило в своих руках исполнительную и законодательную власть, на местах же интересы Временного правительства представляли уездные и губернские комиссары.

В состав Временного правительства вошли представители различных политических движений России начала 20 века. Тут были и «кадеты» и эсеры, октябристы и прогрессисты. Несмотря на различные политические взгляды, министры на первых парах нашли общий язык. 16 марта была опубликована декларация, где министры поведали о своих ближайших намерениях. Через три дня члены нового правительства обратились к народу. Министры вещали о подготовки созыва Учредительного собрания, провозглашали демократические ценности и обещали реформы, говорили об амнистии и реформе МВД. Внешняя политика Временного правительства свелась к идее «Войны до победного конца». Такая позиция была заранее выигрышной. Союзники России по Антанте, с удовольствием признали легитимность новой русской власти.

Во внутренней политике Временное правительство решило взять курс на охрану порядка и решению агарного вопроса. Задача так и не была решена. Правительство отказалось признать независимость Украины и Финляндии. Суверенитет получила только Польша.

Новый орган государственной власти два раза поражали кризисные ситуации. Первый кризис Временного правительства – апрельский. Итогом его стало создание коалиционного правительства с социалистами. Из-за этого союза, Временное правительство лишилось Гучкова и Милюкова, не пожелавших работать в таком составе. Второй кризис - июльский. Событиям кризиса предшествовало наступление русской армии на Юго-Западном фронте. В армии в то время царили антивоенные настроения, в этой организационной структуре наступил глубокий кризис. В Росси нарастал продовольственный кризис, в руинах оказалась и все производство. Провал наступления армии только усугубил ситуацию, и вызвал конфликт в самом Временном Правительстве, между его министрами. Эти воспользовались большевики, организовав беспорядки, которые в итоге были подавлены. В ходе июльского кризиса в отставку ушел глава Временного правительства – князь Львов. Новым председателем органа стал – Керенский. Эсеры и меньшевики объявили Керенского спасителем революции и выразили ему полную поддержку.


После июльского кризиса страну всколыхнули новые потрясения. Видя беспомощность новой власти, Лавр Корнилов, представляя контрреволюционные и монархические силы, организовал мятеж. К сожалению, благие намерения генерала Корнилова потерпели фиаско. Временное правительство постоянно действовало с опозданием, вовремя не принимая важные и нужные решения. Положение только усугублялось. Принятые законы не исполнялись. Общество шло в тупик. В связи с вышеизложенными обстоятельствами, складывались обстоятельства для государственного переворота. Рос государственный долг, правительство начало выпуск собственных денег, в народе эти «бумажки» получили название "керенки».

7 ноября в Петрограде произошло вооруженное восстание большевиков. Временное правительство было свергнуто. За месяцы существования Временного правительства в его состав входили 39 человек. В основном это были люди, имеющие депутатское прошлое в царской России. Керенский, Милюков, Родичев, Львов, Гучков и т.д. Большинство министров имели высшее образование. В дальнейшем только 16 министров Временного правительства приняли перемены и сотрудничали с большевиками. Остальные подались в эмиграцию (кто-то сразу, а кто-то после «командировки» в Добровольческую армию, на Дон), где вели активную антибольшевистскую деятельность.

19. Период двоевластия в России. После рев.1917 в России возникло одновременно два органа власти: Советы рабочих и солдатских депутатов, представлявших собой зачаток народной власти, и Временное правительство – орган диктатуры буржуазии.Руководство Советами захватили меньшевики и эсеры, которые предложили создать буржуазное Временное правительство с передачей ей власти, но при этом оставляли за собой контроль. По сути, они стремились оказывать поддержку Временному правительству. Таким образом, в России установился режим двоевластия.Причины возникновения двоевластия заключаются в отсутствии опыта политической власти у пролетариата, в их недостаточной организованности и сознательности. Советы оказались не способны удержать власть. Буржуазия же, напротив, за годы войны экономически усилилась и была организационно более подготовлена к власти. В России назрела необходимость социалистической революции под лозунгом «Вся власть Советам!», что означало ликвидацию двоевластия и установление нового типа государства. Разработанная Лениным в «Апрельских тезисах» тактика борьбы предполагала устранение Временного правительства и вытеснение эсеров и меньшевиков из Советов мирным путем.Но в ходе демонстрации 3-5 июля 1917 г. Временное правительство начало перестрелку и выдало приказ об аресте В.И. Ленина и других большевистских руководителей (Ленин перешел на нелегальное положение).Было сформировано новое коалиционное Временное правительство во главе с Ф.К. Керенским, куда в основном вошли меньшевики и эсеры. Оно присвоило себе всю полноту власти, установив, таким образом, диктатуру. После «июльских дней» период двоевластия в России закончился победой буржуазии.Большевистская партия во главе с В.И. Лениным начала подготовку вооруженного восстания. Большевики с помощью агитационных мер привлекли на свою сторону крестьян и солдат. В результате Великой октябрьской социалистической революции 1917 г. Временное правительство было низложено. Власть перешла в руки Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, где большинство членов составляли большевики.

20.Просвещение, образование кон19-нач20. Наблюдалась значительная тяга всех слоев населения к получению образования. Большую роль играли земские начальные и церковно-приходские школы. Многие из детей горожан оканчивали не только начальные школы, но и получали среднее образование в гимназиях, коммерческих и реальных училищах. Это открывало им путь к поступлению в высшие учебные заведения, которых в России к 1914 г. насчитывалось более 100. Средние учебные заведения были раздельными для мальчиков и девочек, при этом девушек не принимали в высшие учебные заведения. Лишь в 1914 г. был принят закон о высшем женском образовании, согласно которому выпускницы «женских курсов» получали права окончивших университеты. Успешно развивалась отечественная наука. Россия рубежа XIX-XX вв. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании»,так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир. Ещё в 1895 г. А.С. Попов (1859—1905) создал совершенный по тому времени вариант радиоприёмника. В развитие теории и практики самолётостроения большой вклад внёс Н.Е. Жуковский (1847—1921). В 1914 г. И.И. Сикорским (1889—1972) был создан четырёхмоторный тяжёлый бомбарди­ровщик «Илья Муромец» Центральными фигурами литературной жизни были Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. В начале века раскрылся талант таких писателей как А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, В.Г. Короленко. Общественное внимание привлекли произведения М.Горького, который от романтических произведений перешёл к изображению "мерзостной жизни" рабочего люда, показал назревание революционных настроений(роман "Мать").Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты-БальмонтА.БлокВ.Брюсов,Гиппиус Д.Мережковский. Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греческого слова «акме» - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной земной жизни, призывали возвратить словам их изначальный, традиционный смысл, освободив от символических толкований-мандельштам,гумилев,ахматова.Поэзия футуристов отличалась повышенным вниманием не к содержанию,а к форме стихосложения, к поэтической конструкции-маяковский,северянин,хлебников. В живописи начала ХХ века реалистическое направление сохраняло значительные позиции, в этом направлении работал В.А. Серов, который создал замечательную серию портретов своих современников. К.А. Коровин был одним из первых реалистов, овладевших системой импрессионизма. А В.А. Серов был не только продолжателем традиций реализма, но и открывателем новых путей в русском искусстве. Однако законодателем моды в живописи стал стиль, получивший название «модерн». Последователи этого направления объединились в творческом обществе «Мир искусства». Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов

21.Октябрьская рев. причин:

В 1914-1918 гг. Россия была вовлечена в первую мировую войну, положение на фронте было не из лучших, отсутствовал толковый предводитель, армия несла большие потери. В промышленности преобладал рост военной продукции над потребительской, что привело к росту цен и вызвало недовольство масс. Солдаты и крестьяне хотели мира, а наживавшаяся на поставках военных средств буржуазия жаждала продолжения военных действий./Национальные конфликты./Накал классовой борьбы. Крестьяне веками мечтавшие избавиться от гнета помещиков и кулаков и завладеть землей были готовы к решительным действиям./Падение авторитета Временного правительства, которое не в силах было решить проблемы общества./У большевиков был сильный авторитетный предводитель В.И. Ленин, который обещал народу решить все общественные проблемы./Распространенность социалистических идей в обществе.

Партия большевиков добилась огромного влияния на массы. В октябре на их стороне было уже 400 тыс. человек. 16 октября 1917 г. был создан Военно-революционный комитет, который начал подготовку к вооруженному восстанию. В ходе революции к 25 октября 1917 г. все ключевые пункты в городе были заняты большевиками, под предводительством В.И. Ленина. Они захватывают Зимний дворец и арестовывают временное правительство.Вечером 25 октября на 2-ом Всероссийском Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, объявили, что власть переходит ко 2-ому Съезду Советов, а на местах - к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.26 октября был принят Декрет о мире и о земле. На съезде было образовано советское правительство, названное «Совет народных комиссаров», в которое вошли: сам Ленин (председатель), Л.Д. Троцкий (народный комиссар по иностранным делам), И.В. Сталин (народный комиссар по национальным делам). Была введена «Декларация прав народов России», в которой говорилось, что все люди имеют равные права на свободу и развитие, нет больше нации господ и нации угнетенных.В итоге октябрьской революции большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Классовое общество было ликвидировано, помещичья земля передана в руки крестьянам, а промышленные сооружения: фабрики, заводы, шахты – в руки рабочих.Вследствие октябрьского переворота началась Гражданская война, из-за которой погибли миллионы людей, и началась эмиграции в другие страны. Великая октябрьская революция повлияла на последующий ход мировой истории.

22. ДЕКРЕТ О МИРЕ- был принят II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в Петрограде 8. XI 1917 и содержал предложение Советского правительства всем воюющим народам и их правительствам начать переговоры о прекращении войны и заключении справедливого демократического мира. Этот первый дипломатический документ Советского правительства, написанный В. И. Лениным, показал, что большевики, став во главе правительства, уже имели тщательно продуманную платформу как по вопросу о мире, так и по всем другим вопросам внешней политики. Вместе с тем декрет о мире показал принципиально новые формы и методы дипломатии.Ленин обратился не только к правительствам, но и к народам воюющих стран и в особенности Англии, Франции и Германии. Декрет о земле отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных и земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалась обязанность строжайшего соблюдения порядка при конфискации помещичьих имений. В Декрете о земле определялись новые принципы землевладения и землепользования; право частной собственности на землю отменялось, запрещалась продажа, аренда и залог, вся земля обращалась во всенародное достояние (т.е. переходила в государственную собственность, что означало национализацию земли); земельные участки с высококультурными хозяйствами, питомники, конные заводы и прочее, а также весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование государства или общин; право пользования землей получали все граждане при условии обработки ее своим трудом, семьей или в товариществе без наемного труда на основе уравнительного землепользования. Конфискация инвентаря не касалась малоземельных крестьян. 27 октября принимается постановление о создании временного (до созыва Учредительного собрания) советского правительства - Совета Народных Комисаров (СНК), в которое вошли большевики (62) и левые эсеры (29). Возглавил его Ленин. По всем сферам (хозяйство, культура, образование и др.) были созданы наркоматы (более 20).

23.Гражданская война.окт.1917. ПРИЧИНЫ:Выход России из 1 мировой войны/Разгон большевиками Учредительного собрания в январе 1918 года как уничтожение демократии в России/Большевики стали забирать себе все частные предприятия, нанося огромные убытки буржуазии/Огромные убытки понесли иностранные капиталисты и банкиры. Большевики отказались платить долги/Жестокая аграрная политика большевиков. Нарушение Декрета о земле/Все партии отказались сотрудничать с большевиками.Красная армия – сторонники большевиков (Фрунзе, Тухачевский, Блюхер, Каменев).Белая армия – противники большевиков (Колчак, Корнилов, Деникин, Врангель).Ход войны:До 1920 велась война с армией Колчака на Урале и в Сибири. Жестокость была со всех сторон, но красные обещали новую, свободную, счастливую жизнь, а белые обещали возврат всего старого. Скоро народ перестал поддерживать Колчака. Его предали и сдали в плен. Он был расстрелян. Когда много крови – правду не разглядеть. До 1922 года освобождали от белых всю Сибирь до Владивостока.В 1919 – 1920 годах велась война на Южном фронте против армии Деникина. После упорных боев белые потерпели поражение. В Крыму оставалась армия Врангеля, но и она скоро проиграла. Красные победили при поддержке народа.В 1920 год напала Польша. Поляки захватили Киев. Красная армия побеждала и вышла к границам Польши. Большевики захотели установить там Советскую власть, но были разбиты. Польский народ не хотел помогать иностранцам (большевикам).ПРИЧИНЫ победы Красной армии:Среди белых армий не было единства во взглядах и действиях/Слабая, непонятная народу пропаганда идей будущей жизни со стороны белых/Жестокость белых к народу заставляла переходить на сторону красных/При победе белых, Россию предполагалось разделить на части и каждой командовали бы разные страны. Этого нельзя было допустить/Красным принадлежала сеть железных дорог и промышленные центры. Они могли быстрее перемещать вооруженные силы в нужные участки фронта.Война стала национальной трагедией. Погибло более 11 млн человек. Разруха, нищета, голод после 1 мировой войны усилились еще больше в гражданскую войну. Брат убивал брата, сын отца, жестокость росла. Гражданская война – это самое страшное и несправедливое, что может быть в стране.

24. «Военный коммунизм» - политика большевиков, когда запрещали торговлю, частную собственность, отбирали у крестьян весь урожай (продразверстка). В стране отменили деньги, силой отбирали у граждан накопленные средства. Все это якобы для быстрой победы над врагами. «Военный коммунизм» проводился с 1918 по 1921 годы. Эта политика совместно с войной дала такие результаты:Сократились посевные площади, понизились урожаи, были нарушены связи города с деревней/Объем промышленного производства достиг 12 % от довоенного уровня/Производительность труда упала на 80 %/Кризис во всех сферах жизни, голод, нищета.

В 1921 году прошли народные восстания (Кронштадт, Тамбов). От голода в стране умерло еще ок. 5 млн человек! Большевики восстания народа давили жестоко. Восставших расстреливали в церквях, травили отравляющими газами. Из пушек уничтожали крестьянские дома. Солдат сильно опаивали самогоном, чтобы они могли расстрелять в таком состоянии и стариков, женщин и детей.Большевики победили свой народ, но политику решили изменить. На X съезде Рабоче –Крестьянской партии большевиков в марте 1921 года приняли НЭП – новую экономическую политику.

Признаки НЭПа:Продразверстку заменили четко определенным продналогом/Разрешили частную собственность и торговлю/Провели денежную реформу/Разрешили аренду и наемный труд/Предприятия перевели на хозрасчет и самофинансирование/Допускались иностранные инвестиции.

25.Брестский мир.Первоочередной задачей внешней политики Советского правительства был выход из войны. Встал вопрос о подписании сепаратного договора с Германией.3 декабря 1917 г. в Брест-Литовске было подписано перемирие, и начались переговоры о мире. Советская делегация предлагала заключить мир без аннексий и контрибуций. Германия претендовала на территории, уже занятые немецкой армией (Польша, часть Прибалтики, Украины и Белоруссии).Мнения в правительстве и руководстве большевистской партии разделились. Левые эсеры категорически отвергали эти условия, называя их предательскими. “Левые коммунисты” во главе с Н.И. Бухариным предлагали бороться с германским империализмом, не вступая в переговоры. Л.Д. Троцкий выдвинул лозунг “Ни войны, ни мира, а армию распустить” (т.е. фактически и договор не подписывать, и военные действия не вести). В.И. Ленин для сохранения Советской власти настаивал на безоговорочном принятии условий Германии. Л.Д. Троцкий, руководитель советской делегации, заявил, что мир подписывать не будет.Таким образом, создался повод для разрыва перемирия, и Германия начала наступление по всему фронту.19 февраля Совнарком был вынужден возобновить переговоры. Одновременно был дан отпор врагу. 23 февраля Красная Армия остановила немцев под Псковом.

28. Внешнюю политику СССР в 20-е гг. предопределяли два направления: 1) признание необходимости выхода из внешнеполитической изоляции, позиции страны на международной арене, формирование взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами; 2) традиционная для большевизма доктрина мировой коммунистической революции и максимально активная позиция СССР по поддержанию революционного движения в других странах.В связи с главными принципами внешнеполитической деятельности СССР реализацией задач занимались органы комиссариата иностранных дел, а также структуры III Интернационала (Коминтерна, который был создан в 1919 г.).Значительных успехов достигла в 20-е гг. страна на первом направлении, а именно: 1) в 1920 г. Россия подписала мирные договоры с Латвией, Эстонией, Литвой, Финляндией (странами, которые до 1917 г. входили в состав Российской империи); 2) с 1921 г. были заключены торгово-экономические соглашения с Англией и Германией, Норвегией и Италией и др.; 3) в 1922 г. Советская Россия впервые в послереволюционные годы приняла участие в международной конференции в Генуе. Основной вопрос, по которому сразу же развернулась дискуссия, был связан с урегулированием долгов России со странами Европы; 4) хотя Генуэзская конференция и не принесла никаких результатов, но в дни ее проведения Россия и Германия подписали Рапалльский договор 16 апреля 1922 г., согласно которому восстанавливались дипломатические отношения и торговое сотрудничество между двумя странами. С этого момента советско-германские отношения приобрели особенный характер: Германия, которая проиграла Первую мировую войну, низведенная до положения второсортной европейской страны условиями Версальского договора, остро нуждалась в союзниках. Россия, заключив данный договор, получала серьезную поддержку в своей борьбе за преодоление международной изоляции; 5) 1924–1925 гг. стали переломными для положения Советской России на международной арене. Этот период получил название «полосы признания». СССР был признан Великобританией, Францией, Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Китаем и др.Интенсивно продолжали развиваться торгово-экономические и военно-технические отношения с Германией, а также с США. Однако курс на «мирное сосуществование» соседствовал со стремлением разжечь огонь мировой революции, дестабилизировать ситуацию в тех самых странах, с которыми устанавливались взаимовыгодные отношения.Внешняя политика Советской России на втором направлении: 1) в 1923 г. Коминтерн выделил значительные средства на поддержку революционных выступлений в Германии и Болгарии; 2) в 1926 г. по линии профсоюзов оказали финансовую помощь бастовавшим английским горнякам, что спровоцировало кризис советско-английских отношений и их разрыв (1927 г.); 3) значительные коррективы в деятельность Коминтерна были внесены в 1928 г. В руководстве ВКП стала преобладать точка зрения И.В. Сталина, который заявил о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. Мировой революции отводилась подчиненная роль. Деятельность Коминтерна была теперь подчинена основной внешнеполитической линии СССР.

29. Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята в марте 1921 года X съездом РКП (б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой. Перед советским государством стояли проблемы стабилизации денег, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. Государство, сохранившее командные высоты в экономике, применяло директивные и косвенные методы государственного регулирования, исходя из необходимости реализации приоритетов предтечи стратегического плана — ГОЭЛРО. В основе НЭП лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.

30.

31. Датой образования СССР считается 29 декабря 1922 г. В этот день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об образовании нового государства. Уже на следующий день, 30 декабря он был одобрен на Всесоюзном Съезде Советов. В соответствии с договором, все республики формально считались независимыми. Год образования СССР ознаменовался окончанием гражданской войны. Советские республики находились в тяжелейшей экономической ситуации.Причинами образования СССР стали:пребывание у власти во всех вошедших в состав СССР республиках одной партии – большевистской (при этом создавалась видимость национальных большевистских движений);исторические традиции;участие в совместной защите от внешних врагов.

Важно отметить, что сама форма нового государственного образования, представлявшего именно Союз Советских Социалистических Республик, предполагала наднациональный характер и потенциальную возможность объединения множества равноправных республик. Если вспомнить тезисы большевиков о грядущей мировой революции, то становится очевидно, что подобная форма объединения являлась единственно возможной. Молодая страна была объявлена государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Первая конституция СССР была принята уже в январе 1924 г. Она во многом копировала, принятую еще в 1918 г., конституцию РСФСР.

Говоря об образовании СССР кратко следует отметить, что высшим органом власти в стране стал Всесоюзный Съезд Советов, рабочим органом которого в период между съездами являлся Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшую исполнительную власть представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Такова краткая история образования СССР. Конституция страны будет изменена только в 1936 г. К тому времени в состав СССР войдут новые республики, так же, изменится внешнеполитическая ситуация, будут, в результате введения НЭПа, восстановлены промышленность и сельское хозяйство, разрушенные гражданской войной.

33.Причины свертывания НЭПа.Кризисы НЭПа - это нарушение взаимодействия и товарооборота между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством. Неумение большевистского руководства грамотно регулировать экономические процессы.

Причины свёртывания нэпа:НЭП рассматривался преимущественно как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми/Обеспечивая постепенное восстановление и развитие экономики, нэп не гарантировал бескризисного её развития. Командные насильственные методы решения экономических проблем приносили медленный результат и были “доступнее” руководству/Государству понадобились средства для модернизации промышленности/Идёт создание тоталитарного/В массовом сознании господствует психология “военного коммунизма”/ Противоречивый характер нэпа, организуется работа с классом по составлению плана- перечисления “Основные противоречия нэпа ”

Поводом для отказа от нэпа стал кризис хлебозаготовок 1927-1928гг.

34.Форсирование темпов индустриализации. Первые шаги в этом направлении были сделаны во второй половине XIX в. Высокими темпами росла промышленность в начале XX столетия. Первая мировая и Гражданская войны, разруха времен «военного коммунизма» отбросили ЭКОНОМИКУ страны далеко назад. С завершением восстановительного периода (1925) вновь возникла необходимость завершить давно начавшийся и трагически прерванный процесс.В конце 1925 г. был взят курс на индустриализацию, включавший в себя меры по обеспечению экономической независимости СССР, приоритетного развития тяжелой и оборонной промышленности, преодоления отставания от стран Запада.1)Капиталы для финансирования индустриализации дадут развитие частного предпринимательства, привлечение иностранных займов, расширение торгового оборота; темпы индустриализации должны быть высокими, но при этом ориентироваться на реальные возможности, а не на политические потребности; индустриализация не должна вести к резкому падению жизненного уровня населения, крестьянства прежде всего.2)Финансировать индустриализацию за счет внешних ресурсов нет возможности, необходимо найти средства внутри страны, перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и сельского хозяйства; необходимо форсировать промышленный рост, провести индустриализацию стремительно за 5—10 лет; думать о цене индустриализации преступно, крестьянство есть «внутренняя колония», которая и оплатит все трудности/Первый подход означал проведение индустриализации при сохранении нэпа и рынка, второй — отказ от нэпа, переход к командной, предельно централизованной экономике.

В конце 1927 г. были составлены директивы к пятилетнему плану, в основном базировавшиеся на первом подходе. Однако уже в начале 1928 г. И. В. Сталин потребовал пересмотреть плановые задания в сторону их резкого увеличения, сторонники старых цифр были заклеймены как носители «правого уклона», а их политические лидеры во главе с Н. И. Бухариным подвергнуты шельмованию. Возобладал курс на форсирование индустриализации: за десять лет «пробежать расстояние в 50—100 лет», на которые отстал СССР от передовых стран Запада.

Первая и вторая пятилетки (1928—1932 и 1933— 1937 соответственно) были подчинены решению этой задачи. Каковы их итоги1? СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства (общий рост в 4,5 раза); сократился разрыв между СССР и странами Запада по показателю промышленного производства на душу населения; были построены десятки крупных промышленных предприятии (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы и др.); возникли новые отрасли промышленности; исчезла безработица. СССР стал одной из немногих стран, способных производить все виды современной промышленной продукции. Вместе с тем намеченные темпы роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их постоянному падению.

Какой ценой были достигнуты успехи? Эта цена высока: обескровленное сельское хозяйство отставание легкой промышленности; существенное снижение жизненного уровня населения; все более широкое использование бесплатного (рабского по существу) труда заключенных, армия которых в годы индустриализации неумолимо росла.

Главное, к чему привел (и должен был привести) курс на форсированную индустриализацию, — это формирование командной экономики, сверхцентрализованной, подчиненной директивному планированию, полностью огосударствленной, систематически прибегающей к внеэкономическим мерам принуждения и потому репрессивной. Экономическая основа тоталитарного общества была тем самым создана.

35. Решение о проведении коллективизации в СССР принято на 15 съезда партии в 1927 г. Причинами коллективизации стали, прежде всего:необходимость крупных капиталовложений в промышленность для проведения индустриализации страны;и «кризис хлебозаготовок», с которым столкнулись власти в конце 20-х годов.

Начало коллективизации крестьянских хозяйств приходится на 1929 г. В этот период были заметно увеличены налоги на единоличные хозяйства. Начался процесс раскулачивания – лишения имущества и, часто, высылки зажиточных крестьян. Шел массовый забой скота – крестьяне не желали отдавать его в колхозы. Члены Политбюро, возражавшие против жесткого давления на крестьянство (Рыков, Бухарин) обвинялись в правом уклоне.Но, по мнению Сталина, процесс шел не достаточно быстро. Зимой 1930 г. ВЦИКом было принято решение о проведении сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР в максимально сжатые сроки, за 1 – 2 года. Крестьян принуждали вступать в колхозы, угрожая раскулачиванием. Изъятие из деревни хлеба привело к страшному голоду 1932 – 33 гг., разразившемуся во многих районах СССР. В тот период, по минимальным подсчетам, погибло 2,5 млн. человек.

В итоге коллективизация нанесла ощутимый удар по сельскому хозяйству. Снизилось производство зерна, количество коров и лошадей уменьшилось более чем в 2 раза. От массового раскулачивания (за период с 1929 по 33 гг. было раскулачено не менее 10 млн.) и вступления в колхозы выиграли только самые неимущие слои крестьян. Несколько улучшилось положение на селе только в период 2 пятилетки. Проведение коллективизации стало одним из важных этапов утверждения нового режима.

36. Творч.энтузиазм в строительстве соц.в годы первых пятилеток. Харьковский тракторный завод стоял перед особой проблемой. Он был построен "сверх плана". В 1929 году крестьяне вступали в колхозы быстрее, чем ожидалось. В Харькове гордые украинцы построили свой собственный завод "сверх плана". Весь металл, кирпичи, цемент и трудовые ресурсы были уже распределены на пять лет вперед. Только убедив металлургические заводы дать продукцию сверх плана, Харьков смог получить металл. Для выполнения работ, не требовавших высокой квалификации, десятки тысяч людей - конторские служащие, студенты, профессора - работали в свободное время... Каждое утро в половине шестого мы видели приходящий специальный поезд. Поезда в лентах и знаменах привозили толпы людей, каждый раз других, но всегда веселых. Говорили, что половину неквалифицированных работ выполнили добровольцы".В 1929 году в связи с неожиданным развитием коллективизации в сельском хозяйстве Харьковский тракторный завод не был единственным "исправлением" плана. Путиловский завод в Ленинграде произвел 1115 тракторов в 1927 году и 3050 в 1928. После жарких дискуссий на заводе был принят план на 1930 год в 10000 тракторов! Фактически произвели 8935 штук.На чудо десятилетки индустриализации повлияли не только потрясения в отсталой стране, но и растущая угроза войны.Магнитогорский металлургический завод был рассчитан на производство годовой продукции в 656 тысяч тонн. В 1930 году был принят план в 2,5 миллиона тонн.(9) Но план производства вскоре был пересмотрен в сторону роста: в 1931 году японская армия оккупировала Маньчжурию и угрожала границам Союза в Сибири. На следующий год нацисты, рвавшиеся к власти в Берлине, объявили о своих претензиях на Украину. Джон Скотт, инженер из США, работал в Магнитогорске. Он восхищен героическими усилиями рабочих, подчеркивает их решающую важность для защиты Советского Союза. скоренная индустриализация, вызванная первым пятилетним планом, символизировала грандиозную и волнующую цель построения нового общества. Предпринятая на фоне депрессии и массовой безработицы на Западе, советская кампания индустриализации вызвала героизм, энтузиазм и романтику сверхчеловеческих усилий. Илья Эренбург писал: "Слово энтузиазм, подобно многим другим, подверглось инфляции, но нет другого слова, столь хорошо соответствующего дням первой пятилетки: это был энтузиазм чистой воды, вдохновлявший молодых людей на каждодневные захватывающие подвиги. Стахановское Движение возникло в 1935 году и названо по имени забойщика шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс) А. Г. Стаханова, добывшего в ночь с 30 на 31 августа 1935 за смену (5 ч. 45 мин.) 102 тонны угля при норме в 7 тонн, а впоследствии 19 сентября — 227 тонн.Стахановское движение серьёзно материально поощрялось премиями и пропагандировалось Всесоюзной Коммунистической партией как новый этап социалистического соревнования и форма повышения производительности труда.

37. Формирование тоталитарной системы в СССР в 20--30-е гг.

В 1921 г. X съезд партии запретил создание фракций внутри партии, чтобы избежать ее раскола. В 1924 г. умер Ленин. Началась борьба за власть между его преемниками, и до конца 20-х гг. управление страной было коллективным. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин при поддержке Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева вывел из Политбюро Л. Д. Троцкого, в союзе с А. И. Рыковым, Н. И. Бухариным, М. П. Томским одолел Зиновьева и Каменева, а затем, опираясь на С. М. Кирова, Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотс-ва, избавился от прежних союзников. Кроме того, в 1929-1930,1933 и 1935-1936 гг. проводились чистки, призванные изгнать из партии тех, кто не мог или не хотел проводить сталинскую линию.Ещё в 20-е гг., несмотря на прекращение «красного террора» 1918-1921 гг., репрессии против инакомыслящих продолжались.К концу 20-х гг. они начинают набирать силу. В 1928 г. проходит процесс по сфабрикованному Шахтинскому делу, в 1930—аналогичные процессы Трудовой и Крестьянской партий. Провалы внутренней политики списывались на вредительство. В 20-е гг. создается система лагерей (ГУЛАГ). В 1937-1938 гг. погибло большинство высших руководителей партии (Бухарин, Рыков, Зиновьев, Каменев и др.) и армии (Тухачевский, Егоров, Уборевич и др.), сотни тысяч простых людей, окончательно укрепилась власть Сталина. Исполнители террора во главе с наркомом внутренних дел СССР Н. И. Ежовым были расстреляны, на них же списали вину за «перегибы».

Принятая в 1936 г. конституция провозглашала демократические свободы (отсутствовали, однако, свобода собственности, многопартийность и др.), на практике они грубо нарушались.Тоталитарная система подразумевала:Однопартийность и всевластие правящей партии/Подавление прав и свобод, всеобщая слежка/Репрессии/Отсутствие разделения властей/Охват граждан массовыми организациями/Почти полное огосударствление экономики.

38.Ликвидация неграмотности.20-30. В 1923 г. появилось общество "Долой неграмотность". Созданы тысячи школ, кружков.К 1926 г. грамотность населения поднялась до 40 %. В стране начитывалось около 100 тыс. школ с 9 млн. учащихся и около 1200 вузов и техникумов.К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввели обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования. В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами - Шахтинское дело. Трудовой крестьянской партии, Академическое дело и другие. Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти.

К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М.Горький, А.П.Гайдар, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев, А.Н.Толстой,/Й.Э.Бабель, О.Э.Мандельштам, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев, М.М.Зощенко, Б.А.Пильняк. Гонениям подверглось творчество Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, С.А.Есенина, А.П.Платонова, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, живопись К.С.Малевича и П.Ф.Филонова, музыка С.В.Рахманинова как несоответствующие идеям соцреализма. Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И.Вавилов, поэт О.Э.Мандельштам, режиссёр В.Э.Мейерхольд и др. Долгое время находились в забвении А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.А.Булгаков, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак.

39. Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества. Итоги: ликвидирована безграмотность населения./создана система всеобщего обязательного начального образования (начальная шола)/создана единая система образования современного индустриального госудрства: начальное-начальные школы - ликбез/среднее (с средне-специальное) - средние школы - фабрично-заводские училища (ФЗУ) – техникумы/высшее - университеты (как правило гуманитарные специальности) - институты (технические)

40.Внеш.политика.30.В первой половине 30-х годов капиталистические западные страны все еще находились в глубоком экономическом кризисе, связанном с Великой депрессией в США. Так как экономика СССР и Запада не имела никаких общих связей, дипломатические отношения затрагивали исключительно политические вопросы, входящие в рамки компетенции Лиги Наций.Главной задачей внешних переговоров была нейтрализация угрозы со стороны Японии, которая на тот момент обладала огромным военным потенциалом и делала первые попытки укрепления политического авторитета путем захвата ближних территорий, в частности Маньчжурии.С приходом к власти нацистов в Германии и укрепления авторитета Б. Муссолини в Италии, диалог между СССР и Западом существенно оживился, но все же на это время видимой опасности от фашистов никто не предусматривал.

Внешняя политика во второй половине 30-х годов/Угроза начала Второй Мировой войны стала ощутимой уже в 1935 году, когда коалиция немецких и итальянских фашистов впервые начала проводить агрессивные акции по отношению к европейским государствам. В этот период политика СССР носила характер тайной дипломатии, которая в конечном итоге сыграла отнюдь не на пользу государства.Сталин и его окружение пытались играть на двух фронтах с максимальной выгодой для своего государства, используя противоречия между Германией и государствами Европы. Инициируя встречи с правительством Великобритании и Франции, советское правительство одновременно вело активные переговоры с фашистской Германией.Главной задачей внешней политики СССР было отвести возможный удар нацистов и милитаристской Японии от себя. До 1938 года Сталин пытался создать совместно с западными странами антигитлеровскую коалицию, однако это не увенчалось успехом.Единственной возможностью остаться в нейтралитете во время неизбежной на тот момент войны, было сближение с немецкими фашистами, результатом чего стал пакт Молотова-Риббентропа и тайное приложение к нему. Договор стал фактической сделкой двух диктаторов, и повлек тяжелые последствия для третьих стран.После подписания пака, переговоры о создании коалиции против Германии были обречены. Руководствуясь сиюминутными интересами, Сталин осознано оттягивал дипломатические встречи с правительствами европейских стран. Таким образом, была потеряна единственная реальная возможность предотвратить столь масштабные военные действия.Реакция стран Европы была молниеносной СССР исключили из Лиги Наций, в то время как Берлин ответил одобрительным молчанием, ведь к тому времени уже проводил активные боевые действия в Польше.

41.Политика накануне второй мировой.. Вторая половина 30-х годов характеризуется обострением напряженности в мире созданием агрессивных блоков, падения престижа Лига наций. В 1936гю между Германией и Японией Был заключен «Антикоминтерновский пакт». В 1937г. к нему присоединились Италия, Испания. В конце сентября 1938г. Великобритания и Германия приняли декларацию «ни когда не воевать друг с другом». В 1939г. в Испании установилась фашистская диктатура. С 1937г. на Дальнем Востоке Япония вела войну за захват Китая. В 1938 – 1939г. Япония совершила нападение на Монголию и СССР. Советский Союз выдвинул предложение заключить англо-франко-советский договор о взаимопомощи. 23 августа 1939г. в Москве был подписан советско-германский пакт о ненападении. В 1939г. Европа оказалась расколотой на три военно – политических лагеря: англо-французский, германо-итальянский и советский. 1сентября Германия напала на Польшу. 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии. Началась 2-я мировая война. В октябре 1939г. СССР предложил Финляндии сдать в аренду территорию у выхода в Финский залив, для обеспечения защиты Ленинграда. В августе 1940г. в состав СССР были включены Литва, Эстония, Бессарабия, Латвия. 13апреля 1941г. СССР подписал пакт о нейтралитете с Японией, чтобы обезопасить дальневосточные рубежи.

43. Советско-финская война 1939-1940 (Зимняя война)Причина войны – добиться военным путем того, чего не удалось сделать мирным - обеспечить безопасность Ленинграда, который находился в опасной близости от границы и в случае начала войны неминуемо был бы захвачен, если не в первые часы, то дни, поскольку Финляндия была готова предоставить свою территорию врагам СССР в качестве плацдарма. 30 ноября 1939 г советским войскам был дан приказ к переходу в наступление. Вскоре после начала войны в Финляндию начали прибывать группы и отряды добровольцев из разных стран мира (Швеция, Дания, Норвегия, Венгрия, Франция…). Были граждане Англии и США. Англия начала оказывать помощь Финляндии с самого начала войны. Высказывались мнения, что английские и немецкие цели в Финляндии могут быть совместимы, необходимо вовлечение Германии и Италии в войну против СССР. Однако Германия в этой войне не принимала открытого участия и воздержалась от поставок тяжелого оружия в Финляндию. Одна из причин - СССР согласно договору, с августа 1939-го поставлял в нацистскую Германию сырье – нефть, древесину, зерно, хлопок, меха, платину.

Итоги войны – СССР исключен из Лиги Наций, наложен запрет на поставку авиационных технологий со стороны США, что негативно сказалось на развитии советской авиационной промышленности. Боевые действия выявили серьезные проблемы в организации управления и снабжения войск, плохую подготовленность командного состава. Хотя СССР отодвинул границы и показал, что не слабее Финляндии, значительно превышающие потери СССР укрепили в Германии сторонников войны против СССР. Один из плюсов войны - СССР получил опыт ведения войны в зимнее время, на лесисто-болотистой территории, опыт прорыва долговременных укреплений и борьбы с противником, применяющим тактику партизанской войны.тактику партизанской войны.

44. СССР в годы Великой Отечественной войны Укрепление обороноспособности страны накануне войны/ Укрепление обороноспособности осуществлялось по двум направлениям. Первое - наращивание военно-промышленного комплекса. С 1939 по июнь 1941 г. доля военных расходов в советском бюджете увеличилась с 26 до 43%. Выпуск военной продукции в это время более чем втрое опережал общие темпы промышленного роста. На востоке страны ускоренными темпами строились оборонные заводы, предприятия-дублеры. К лету 1941 г. там уже находилось почти 20% всех военных заводов. Осваивалось производство новых видов военной техники, некоторые образцы которой (танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики Ил-2 и др.) качественно превосходили все зарубежные аналоги/Накануне войны в стадии перевооружения находилась и советская авиация. К этому времени большинство самолетов, принесших стране мировую славу и установивших 62 мировых рекорда, уже утратили свое превосходство над зарубежной техникой. Требовалось обновить самолетный парк, создать новое поколение боевых машин. Сталин постоянно следил за развитием авиации, встречался с летчиками и конструкторами. Вторым направлением укрепления обороноспособности страны была реорганизация Красной Армии, повышение ее боеспособности. Армия перешла от смешанной к территориально-кадровой системе организаций, которая ради экономии средств была введена в 20-е гг. в кадровой системе. 1 сентября 1939 г. был введен закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооруженных сил с августа 1939 г. до июня 1941 г. выросла с 2 до 5,4 млн. человек. Растущая армия нуждалась в большом количестве квалифицированных военных специалистов. В начале 1937 г. в армии насчитывалось 206 тыс. офицеров. Свыше 90% командного, военно-медицинского и военно-технического состава имели высшее образование. Среди политработников и хозяйственников военное или специальное образование получили от 43 до 50%. По тем временам это был хороший уровень. Однако вскоре армию захлестнула волна чистки, связанной с делом «Военного заговора».

46. Следует назвать основные причины временных неудач Красной армии в начале войны:экономические и военно-стратегические преимущества Германии;опыт ведения современной войны и превосходство немецкой армии в техническом оснащении; просчеты сталинского руководства в оценке реальной военной обстановки; перевооружение Красной армии не было завершено к началу войны;репрессии против командного состава Вооруженных Сил СССР накануне войны; слабая профессиональная подготовка командного состава.

 

 

45. Нападение Германии на СССР Фашистская Германия напала на СССР 22 июня 1941 года. Армия Гитлера и его союзников нанесла стремительный удар сразу по нескольким точкам, тем самым застав советскую армию врасплох. Нападение произошло ночью и стало началом затяжной и очень тяжелой для СССР Великой Отечественной войны.

47.Периодизация ВОВ. Историки выделяют в ней 4 периода:

22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. – период поражений.

19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. – период коренного перелома.

Начало 1944 г. – 8 мая 1945 г. – период разгрома фашисткой Германии.

9 августа – 2 сентября 1945 г. – период разгрома Японии (хотя этот период слабо относится к Великой Отечественной войне, т.к. именно СССР разорвал пакт о ненападении с Японией; по характеру он относится ко Второй Мировой войне).

48.Перестройка страны на военный лад. Неудачи и поражения на фронте впервые же дни войны поста вили задачу — перебросить оборудование крупных предприятий вместе с рабочими, инженерами, техниками этих коллективов на восток страны. Из Москвы на восток были эвакуированы 500 крупных предприятий, в том числе и заводы по производству вооружения. Из столицы было вывезено свыше 80 тыс. вагонов с оборудованием. Из московского промышленного района уехало свыше 1,5 млн. квалифицированных рабочих, техников, инженеров и членов их семей. Были приняты специальные решения по эвакуации из Москвы женщин и детей. К декабрю 1941 г. из осажденной столицы выехало в восточные районы страны 2 млн. 200 тыс. человек. К концу ноября из 4,5 млн. человек населения в Москве оставалось лишь около 2,5 млн. человек. Значительная часть наиболее трудоспособного населения находилась в рядах Красной Армии, большое количество людей были привлечены к обеспечению гражданской обороны и строительству оборонительных сооружений. Москве многие предприятия перешли на выполнение заказов действующей армии. Заводы столицы давали фронту танки, артиллерийские тягачи, реактивные установки, снаряды и другую военную продукцию. Ушедших на фронт, эвакуированных кадровых рабочих заменили женщины и дети.

49. Всенародная помощь фронту выражалсь во всех видах трудовой, общественной деятельности, жизни и поступков людей. Примеров по стране предостаточно. Об этом много материалов вы найдете в книге Я. И.Бражникова «Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны», Н. С.Модорова «В труде и в бою», в сборнике «Комсомол Горного Алтая», других авторов. В ряде статей наших республиканских газет. Например, великолепный материал Н. В.Суразаковой «Эликманарский район в годы Отечественной войны», опубликованные в «Алтайдын Чолмоны» 28 января, 4 и 25 февраля 2010 года.Свой героический подвиг в тылу советский народ совершал повседневно с первых часов войны до самого ее окончания. Главными героями этого подвига были рабочие, колхозники, интеллигенция – это женщины и подростки, престарелые мужчины. Основными формами их помощи фронту были добровольное вступление наших граждан в ряды Советской Армии, уход на фронт под любым предлогом. Множество примеров по каждому району нашей республики вы найдете в вышеуказанных и других источниках.В прифронтовых районах первостепенное значение имело создание силами населения оборонительных сооружений, рабочих батальонов, истребительных батальонов и групп, народных ополченцев и т. д. Огромные по размаху оборонительные работы были проведены в Белоруссии, Молдавии, на Украине, под Ленинградом и Москвой. Только на Украине в таких работах участвовало свыше 2 млн. человек. Например, в с. Онгудай в семье Федора Санашевича Саруева было 5 детей. Две дочери Мария и Александра после средней школы поехали учиться в г. Ленинград: Александра поступила в Институт журналистики им. Воровского, Мария – в Пединститут им. Герцена. Началась война, обе алтаечки вступили в отряд народных ополченцев защищать Ленинград. Александра Саруева закончила курсы медсестер, была назначена политруком 24-й сандружины Смольнинского района. Защищая Ленинград она была контужена. Позже стала членом Союза писателей СССР. А Мария Саруева после войны стала кандидатом наук, долгое время проработала проректором Карачаево-Черкесского государственного пединститута.

50)Военно-политическое значение битвы за москву.(30.9.1941 по 20.4.1942г.) Победа Красной Армии под Москвой имела огромное военно-политическое и международное значение. Она оказала большое влияние на весь ход Великой Отечественной войны и второй мировой войны. В ходе контрнаступления советских войск под Москвой группе армий "Центр" был нанесен мощный удар, были разбиты 38 немецких дивизий, в том числе 11 танковых и 4 моторизованных. На полях Подмосковья немцы оставили тысячи орудий, сотни танков и много другой техники. Победа под Москвой навсегда похоронила гитлеровский план "молниеносной войны". Это первое крупное поражение вермахта во второй мировой войне привело к изменению характера вооруженной борьбы. Война приняла затяжной характер, чего стремилось избежать немецкое командование. Началась длительная, изнурительная война, бесперспективная для Германии. Разгром немецких войск под Москвой развенчал перед всем миром миф о "непобедимости" вермахта, подорвал моральный дух немецкой армии, поколебал ее веру в победу в войне. Победа советских войск под Москвой означала начало поворота в Великой Отечественной войне и всей второй мировой войне.

Историческое значение победы под Москвой состоит и в том, что она изменила международную обстановку: способствовала укреплению антигитлеровской коалиции, вселяла уверенность народных масс порабощенных стран в победе над фашизмом, ослабляла коалицию агрессивных стран, подорвала экономические, военные и моральные силы германского фашизма. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом гибели гитлеровского вермахта, начало крушения фашистской Германии.

51. Дата битвы: 17 июля 1942 — 2 февраля 194317 июля 1942 года в нескольких километрах от города началась битва за Сталинград. Советские войска мужественно сражались, но приходилось отступать: у противника был численный перевес в технике и людях.23 августа немцы ворвались в Сталинград. Немцы захватывали одну территорию города за другой. К ноябрю в их руках был почти весь город: у русских остался лишь небольшой участок земли вдоль берега Волги. Гитлер уже считал себя победившим и трубил об этом на весь мир.

Однако в последний момент советские войска смогли реабилитироваться. Еще с сентября генеральный штаб занимался разработкой операции «Уран». Ее суть состояла в том, чтобы ударить по флангам немецкой армии, который состоял из плохо вооруженных и не особо воодушевленных венгров, итальянцев и румын.

19 ноября началось осуществление данного плана. Советские войска повергли союзников Германии, а 23 ноября окружили немецкое войско (330 тысяч человек).Теперь уже немцы были вынуждены оборонятся. Гитлер отверг вариант отступления, немецкая армия под командованием Паулюса продолжала бой до 2 февраля.2 февраля остатки обороняющейся армии сдались в плен. Взят был и сам Паулюс.Интересный факт: в ходе войны Гитлер предлагал обменяться пленными, сына Сталина на Паулюса. На это Сталин ему ответил: «Я фельдмаршалов на рядовых не меняю» – и отказался от обмена.

В Сталинградской битве СССР одержала победу. И она стала переломным моментом войны. Это была первая крупная победа советских войск, и первое крупное поражение немецких в этой войне. План немцев по быстрому захвату страны был разрушен. Однако и Германия, и СССР потеряли немало людей… Русские немного более 1 миллиона, немцы – 840 тысяч. Это была ужасно кровопролитная битва и для тех, и для других. С одной лишь разницей: русские преследовали более высокие цели, они защищали Родину, свои семьи и дома. Немцы же всего лишь решили захватить мир и истребить евреев.

52. Курская битва — одном из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Она продолжалась сорок девять дней — с 5 июля по 23 августа 1943 года. Историки делят это сражение на три части: Курскую оборонительную операцию (5 — 12 июля) и две наступательные — Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3 — 23 августа).

Операция «Цитадель» показала миру, что гитлеровская Германия больше не способна вести агрессию. Переломный момент Второй мировой войны, по утверждению абсолютно всех историков и военных специалистов, наступил именно на Курской Дуге. Недооценить значение Курской битвы сложно. Пока на восточном фронте немецкие войска несли огромные потери, восполнять их приходилось, перебрасыва







Date: 2015-07-23; view: 684; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.05 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию