Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы формирования МПЛСтр 1 из 9Следующая ⇒
Совр. МПЛ опирается на опыт ценнейших учителей-словесников прошлого, учитывает опыт и развивает лучшие традиции. Др. словес. Науки- риторика и пиитика, т.е. поэтика (теория поэзии) Риторика – исторический, реальный материал. Пиитика – вымышленный материал. Такое разграничение сохранилось до 19 в. Самое старое из сохранившихся руководств по поэтике, известных в Др. Руси – переведенная с греч. Яз. Статья «О образех» Георгия Хировоска в Изборнике Святослава за 1073 г., в к-ом излагается учение о тропах и фигурах. Школы Др. Руси, открывавшиеся при монастырях, ставили основной целью чтение церковных книг и овладение славянской книжностью. Изборник 1076 «Слово о чтении книг» 16-17 в. – рукописные «Азбуковники» - руков-во к чтению д/детей, уже умеющих читать и пособие д/учителей. Учат читать, писать, сочинять речи, послания. В «Аз» образцы д/ списывания, заучивания, подражания – нравственно-религиозный х-р «Букварь» 1574 г. Ивана Федорова – спец. хрестоматия (часть предназначена д/изуч-х грамоту) «Грамматика» 1619 г. Смортицкого – раздел о стихосложении. Курс словесности в дух. заведениях включает чтение русское и славянское, обучение латинской грамматике, класс пиитики (по схемам учат складывать стихи), класс риторики. Обучение носит практический х-р. Особое внимание уделяется упражнениям. Уч. пособие по риторике и поэтике на основе Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана. В нач. 18 в. Феофан Прокопович создает два солидных труда «Поэтику» 1705г. и «Риторику» 1706-1707 г. (на лат. Яз., основ. На трактатах античности, Возрождения и барокко лекции) 17-18 в. – рационалистичны и нормативы, они сориентированы на практ. д-ть, самостоят. тв-во учеников, направлены на форм-ние оратора и проповедника. Один из важнейш. путей изучения теории словесного ис-ва – самост. чтение образцовых авторов. М.В. Ломоносов (1711-1765) – зачинатель отеч. МПЛ «Письмо о правилах рос-кого стихот-ва» (1739), «Рос-кая грамматика» (1754-1755), «Предисловие о пользе книг церковных в рос-ом яз.» (1757) Здесь Л.- реформатор РЛЯ и с/мы рус. стихосл., надолго определил ход развития отечест. словесности и преподавания ее в учеб. завед. Л.- автор первого печатного учебника по словесности на РЯ «Краткое руководство к красноречию»(1748)-это и учебник, и хрестом., и метод. рук-во д/учителя. Преподавание словесности во II пол. 18в. Открытие светских учебн. заведений. Растет интерес к вопросам восп-ия и обучения. Публикуются новые рук-ва по словесности, в т.ч. переводные. В.К.Тредиаковский. 1735 «Новый и краткий сп-б к сложению рос. стихов с определениями до сего надлежащих званий» 1752 «Сочинения и переводы как стихами, так и прозою» Эти работы во многом определили будущие черты л-ры как учебного предмета, имеющего своим осн. источником прежде всего теорию и историю поэзии. Тр. – педагог одним из первых в своей пед. практике переходит от лат. сочинений к рос-ким. М.М.Щербатов «О сп-бах препод-ния разных наук» Комплекс метод-х проблем: - чтение древних и новых авторов -соотн-ние теории и практики в обучении -значение письменных упр-ий. -взаомосвязь образов-х и восп-ых задач обучения В то время словесность еще не самост-ый учеб. предмет. К концу столетия стали появл-ся примеры из ломонос. и др. рос-ких поэтов. Пообщение внекл. занятий по л-ре. Я. Б. Княжнин, М.М. Сперанский Н.Г. Курганов «Письмовник» (1769)-популярен к к. 18 н.19в. – это энцик-ия разнообраз. знаний:пословицы, загадки, шутки повести д/чтения, риторич. упр-ия, сведения из поэзии и метрики, словарь иностр-х и рос-ких слов, стихот-ная хрестоматия. В МПЛ преобладает лекция (реже элем.беседы). Важную роль играют: пис.упр-ия, переводы, переложения, подражания, составл. крат.конспектов. В к. 18 в. МПЛ приобретает самостоятельное значение. Проблема анализа лит-ного произ-ия – центр. проблема МПЛ. Особая заслуга в теоретич. разработках МПЛ – Н.И. Новиков «Опыт историч. Словаря о рос-ких писателях» (1772)- биограф. факты, оценка тв-ва. «О восп-ии и наставлении детей» (1783) – уважение к Л. р-ка, учет возрастных и индив. особ-тей. Н. делает вывод о необ-ти восп-ия и обуч-ия на рус национ-ой основе. Особая роль логики, морали, эстетики. - единство теории и практики -сочетание анализа (разбор образц. сочинений) - опора на личный опыт уч-ся -развитие творческих спос-тей Издатель первого русского журнала д/детей «Детское чтение д/сердца и разума» Преподавание словесности в первой трети 19 в. Мин-во нар. просв-я 1802г. Устав учебных заведений 1804г Открыв-ся гимназии – цели: приготовл. уч-ся к универ. и преподавание основ.наук. Петербург. Гимназия 1811г. – впервые рус. словес-ть – отдельный учебный предмет. Новый устав 1828г. Курс рус. словесности в 1832г. – 1-4 кл. – свед-я из грамматики, этимологии, устные и письменные упр-ия в грамм. разборе и правописании, синтаксис и стопосложение, упраж. в слоге, а в 5-7 кл. – начала логики и риторики, упр-ия в логич. и риторич. разборе, переводы с ин.языков, поэтику с крат. разбором. Мало учебников- диктуют лекции. Первая треть 19в.- широкое обсуждение. А.Ф.Мерзляков 1778-1830 Совет: больше читать, избегать четких правил, анализ с позиции вкуса. В центре у М. лир-ный текст, его выразит. Чтение и критич-кий разбор. Первые учебники по РЛ 1808 «Краткое рук-во к рос-кой словесности» И.М. Борн – очерк истории РЛ от древнейш. Памятников до Карамзина. 1812 «Избранные места из рус. сочинений и переводов в прозе»-произв-ия лучших рос-ких авторов д/чтения и разборов, и второст-х – д/сравнения. 1822- «Опыт краткой истории РЛ» Греч – 1-ый учебник по Ис. Рус.Слов-ти 1833 – «Рук-во к познанию ИЛ» В.Т. Плаксин. Преподавание словесности в 40-50-е г.г. Интерес к проблемам дидактики и методики. Новая задача: не только говорить по-русски, но и с изяществом. =>практич. упр-ия, разборы, сочинения на тему. Литерат. беседы (свободы выбор тем, серьезная подготовка уч-ся, развитие критических спос-тей) Практика должна предварять теорет. обобщения. Буслаев, Галахов – филолог. Школа Методисты XX в. Школы: культурно-историческая (Тихонравов), психологическая (Потебня), формальная (Шкловский) Методика использует наработки всех школ. Враждеб. воспринят Всероссийский съезд словесников -> револ. 1917 г. В 20-е г. искание новых пр-м. Сменились и программы. Осн. Метод – эксперимент/трудовой воспитание к труду. 1918 г. –создание Единой Трудовой школы. 1921 г. – пр-ма Сакулина 1925 г. Ученый Совет переводит л-ру в область прикладных дисциплин. 1925 г. Рабочая книга по л-ре 1927 г. пр. Переверзева, возврат к классике. 1929 г. прог. комплексно-проектного обуч. Дальтон – план – лабораторный м-д – индивид. с/ма д/каждого уч-ся У. становится консультантом. Луначарский и Крупская говорили о нехватке социалистич. знаний. 1933г. – стабильные прогр. по л-ре до 1991г. Первые послереволюц. планы опирались на отечест. методики. Первые годы – свободы от цензуры. Л-ра. Темы: деревня, город и т.д. Л-ра д. воспитать будущего строителя социализма. В прогр. были разработаны методы и приемы самост. работы шк-ков, но работа ориентируется на жизнен. материал. В нов. концепцию преподавания л-ры не включается классика, но была пролетарская л-ра (Демьян Бедный), производст. л-ра. Многие словесники работали по своим планам. Новая установка определила отбор произв-ий. Выпали из учеб. плана Толстой, Лермонтов. На перв. план соврем. авторы. 1927г. – концепция Переверзева. Все элементы стиля худ-го приз-ия объясняются классовым бытием автора. Ориентация на власть. 30е г.г. С приходом Сталина п\д школой новая задача – усиление идейного воспит. пр-са. Нов. проект пр-мы – 1931 – отмена классно-урочной с/мы. Л-ра-одно из ср-в агитации за пятилетку. Осн. Место занимают советс. писатели. Классику сократили максимально (Тургенев, Некрасов). Осн. метод. работы /сличение изображ-го с действ-тью. Отвергается специфика л-ры. ЦКВКПГ – проектную методику осудили=> школам вернули классно-урочную с/му. 1937г. – выходит стабильная шк. пр-ма. Заруб. л-ра, рус. классика, отрывки из лит-ых критиков. Впоследствии пр-мы менялись, но незначительно. Стр-ра курса не менялась с 30х по 90е г. Активно велась пропаганда советс. писателей (Бедный, Горький, Маяковский) Троицкий, Мясницкий, Кудряшова – развивали методику. Мария Ал-дровна Рыбникова – лит. вед, фольклорист, сторонница филол-го подхода в изучении л-ры. Интересовалась УНТ, стилистикой, развитие речи, методикой внекл. занятий. Автор концепции анализа – вслед за автором (в осн. ср.звено). Основа-чтение текста, анализ сюжета произ-ия, чтение текста. Анализ вслед за автором помогает осмысливать сюжет целиком. Цель:вовлечь ученика в сопереживание героя. Учит: логич. мышлению, выделять главное, делать самост. выводы, сопереживать, наблюдать за психологизмом, давать оценку. Вас.Вас. Голубков – ученый, педагог. 1909 – «Новый путь изучения худ произ. И письм. работ». Пытался преодолеть схематизм в преподавании л-ры. Его интересовала психология в произв.. Разработал МПЛ. В основе методики: совместная работа ученика и учителя. «Мастерство устной речи»-дает психол. обоснование изуч. л-ры в шк.. Разработал теорию шк. анализа текста: 1.Что? 2. Для чего? Зачем? (ф-ция) Компоненты: 1. Истор. Условия, обществ. Проблема 2. Писатель. Его взгляды: выявление авторской позиции к тексту, говорящие имена, фамилии, обстановка вокруг него, поступки героев, элемент предыстории. 3. Тема. Основная направленность произв. 4. Анализ главных и втор. героев. 5. Анализ сюжета пр-ия (что анализирует? С какой целью?) Взаимосвязь сюжета, понимание хронологии. 1952г. – появляется официал. учебн. план. Date: 2015-07-22; view: 632; Нарушение авторских прав |