Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы формирования МПЛ





Совр. МПЛ опирается на опыт ценнейших учителей-словесников прошлого, учитывает опыт и развивает лучшие традиции.

Др. словес. Науки- риторика и пиитика, т.е. поэтика (теория поэзии)

Риторика – исторический, реальный материал.

Пиитика – вымышленный материал.

Такое разграничение сохранилось до 19 в.

Самое старое из сохранившихся руководств по поэтике, известных в Др. Руси – переведенная с греч. Яз. Статья «О образех» Георгия Хировоска в Изборнике Святослава за 1073 г., в к-ом излагается учение о тропах и фигурах.

Школы Др. Руси, открывавшиеся при монастырях, ставили основной целью чтение церковных книг и овладение славянской книжностью.

Изборник 1076 «Слово о чтении книг»

16-17 в. – рукописные «Азбуковники» - руков-во к чтению д/детей, уже умеющих читать и пособие д/учителей.

Учат читать, писать, сочинять речи, послания. В «Аз» образцы д/ списывания, заучивания, подражания – нравственно-религиозный х-р

«Букварь» 1574 г. Ивана Федорова – спец. хрестоматия (часть предназначена д/изуч-х грамоту)

«Грамматика» 1619 г. Смортицкого – раздел о стихосложении.

Курс словесности в дух. заведениях включает чтение русское и славянское, обучение латинской грамматике, класс пиитики (по схемам учат складывать стихи), класс риторики. Обучение носит практический х-р. Особое внимание уделяется упражнениям.

Уч. пособие по риторике и поэтике на основе Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.

В нач. 18 в. Феофан Прокопович создает два солидных труда «Поэтику» 1705г. и «Риторику» 1706-1707 г. (на лат. Яз., основ. На трактатах античности, Возрождения и барокко лекции)

17-18 в. – рационалистичны и нормативы, они сориентированы на практ. д-ть, самостоят. тв-во учеников, направлены на форм-ние оратора и проповедника.

Один из важнейш. путей изучения теории словесного ис-ва – самост. чтение образцовых авторов.

М.В. Ломоносов (1711-1765) – зачинатель отеч. МПЛ «Письмо о правилах рос-кого стихот-ва» (1739), «Рос-кая грамматика» (1754-1755), «Предисловие о пользе книг церковных в рос-ом яз.» (1757)

Здесь Л.- реформатор РЛЯ и с/мы рус. стихосл., надолго определил ход развития отечест. словесности и преподавания ее в учеб. завед.

Л.- автор первого печатного учебника по словесности на РЯ «Краткое руководство к красноречию»(1748)-это и учебник, и хрестом., и метод. рук-во д/учителя.

Преподавание словесности во II пол. 18в.

Открытие светских учебн. заведений. Растет интерес к вопросам восп-ия и обучения. Публикуются новые рук-ва по словесности, в т.ч. переводные.

В.К.Тредиаковский.

1735 «Новый и краткий сп-б к сложению рос. стихов с определениями до сего надлежащих званий»

1752 «Сочинения и переводы как стихами, так и прозою»

Эти работы во многом определили будущие черты л-ры как учебного предмета, имеющего своим осн. источником прежде всего теорию и историю поэзии.

Тр. – педагог одним из первых в своей пед. практике переходит от лат. сочинений к рос-ким.

М.М.Щербатов «О сп-бах препод-ния разных наук»

Комплекс метод-х проблем:

- чтение древних и новых авторов

-соотн-ние теории и практики в обучении

-значение письменных упр-ий.

-взаомосвязь образов-х и восп-ых задач обучения

В то время словесность еще не самост-ый учеб. предмет.

К концу столетия стали появл-ся примеры из ломонос. и др. рос-ких поэтов. Пообщение внекл. занятий по л-ре.

Я. Б. Княжнин, М.М. Сперанский

Н.Г. Курганов «Письмовник» (1769)-популярен к к. 18 н.19в. – это энцик-ия разнообраз. знаний:пословицы, загадки, шутки повести д/чтения, риторич. упр-ия, сведения из поэзии и метрики, словарь иностр-х и рос-ких слов, стихот-ная хрестоматия.

В МПЛ преобладает лекция (реже элем.беседы). Важную роль играют: пис.упр-ия, переводы, переложения, подражания, составл. крат.конспектов.

В к. 18 в. МПЛ приобретает самостоятельное значение. Проблема анализа лит-ного произ-ия – центр. проблема МПЛ.

Особая заслуга в теоретич. разработках МПЛ – Н.И. Новиков «Опыт историч. Словаря о рос-ких писателях» (1772)- биограф. факты, оценка тв-ва. «О восп-ии и наставлении детей» (1783) – уважение к Л. р-ка, учет возрастных и индив. особ-тей.

Н. делает вывод о необ-ти восп-ия и обуч-ия на рус национ-ой основе.

Особая роль логики, морали, эстетики.

- единство теории и практики

-сочетание анализа (разбор образц. сочинений)

- опора на личный опыт уч-ся

-развитие творческих спос-тей

Издатель первого русского журнала д/детей «Детское чтение д/сердца и разума»

Преподавание словесности в первой трети 19 в.

Мин-во нар. просв-я 1802г.

Устав учебных заведений 1804г

Открыв-ся гимназии – цели: приготовл. уч-ся к универ. и преподавание основ.наук.

Петербург. Гимназия 1811г. – впервые рус. словес-ть – отдельный учебный предмет.

Новый устав 1828г.

Курс рус. словесности в 1832г. – 1-4 кл. – свед-я из грамматики, этимологии, устные и письменные упр-ия в грамм. разборе и правописании, синтаксис и стопосложение, упраж. в слоге, а в 5-7 кл. – начала логики и риторики, упр-ия в логич. и риторич. разборе, переводы с ин.языков, поэтику с крат. разбором.

Мало учебников- диктуют лекции.

Первая треть 19в.- широкое обсуждение.

А.Ф.Мерзляков 1778-1830

Совет: больше читать, избегать четких правил, анализ с позиции вкуса.

В центре у М. лир-ный текст, его выразит. Чтение и критич-кий разбор.

Первые учебники по РЛ

1808 «Краткое рук-во к рос-кой словесности» И.М. Борн – очерк истории РЛ от древнейш. Памятников до Карамзина.

1812 «Избранные места из рус. сочинений и переводов в прозе»-произв-ия лучших рос-ких авторов д/чтения и разборов, и второст-х – д/сравнения.

1822- «Опыт краткой истории РЛ» Греч – 1-ый учебник по Ис. Рус.Слов-ти

1833 – «Рук-во к познанию ИЛ» В.Т. Плаксин.

Преподавание словесности в 40-50-е г.г.

Интерес к проблемам дидактики и методики.

Новая задача: не только говорить по-русски, но и с изяществом.

=>практич. упр-ия, разборы, сочинения на тему.

Литерат. беседы (свободы выбор тем, серьезная подготовка уч-ся, развитие критических спос-тей)

Практика должна предварять теорет. обобщения.

Буслаев, Галахов – филолог. Школа

Методисты XX в.

Школы: культурно-историческая (Тихонравов), психологическая (Потебня), формальная (Шкловский)

Методика использует наработки всех школ.

Враждеб. воспринят Всероссийский съезд словесников -> револ. 1917 г.

В 20-е г. искание новых пр-м. Сменились и программы.

Осн. Метод – эксперимент/трудовой воспитание к труду.

1918 г. –создание Единой Трудовой школы.

1921 г. – пр-ма Сакулина

1925 г. Ученый Совет переводит л-ру в область прикладных дисциплин.

1925 г. Рабочая книга по л-ре

1927 г. пр. Переверзева, возврат к классике.

1929 г. прог. комплексно-проектного обуч.

Дальтон – план – лабораторный м-д – индивид. с/ма д/каждого уч-ся У. становится консультантом.

Луначарский и Крупская говорили о нехватке социалистич. знаний.

1933г. – стабильные прогр. по л-ре до 1991г.

Первые послереволюц. планы опирались на отечест. методики. Первые годы – свободы от цензуры.

Л-ра. Темы: деревня, город и т.д.

Л-ра д. воспитать будущего строителя социализма. В прогр. были разработаны методы и приемы самост. работы шк-ков, но работа ориентируется на жизнен. материал.

В нов. концепцию преподавания л-ры не включается классика, но была пролетарская л-ра (Демьян Бедный), производст. л-ра. Многие словесники работали по своим планам. Новая установка определила отбор произв-ий. Выпали из учеб. плана Толстой, Лермонтов. На перв. план соврем. авторы.

1927г. – концепция Переверзева.

Все элементы стиля худ-го приз-ия объясняются классовым бытием автора. Ориентация на власть.

30е г.г.

С приходом Сталина п\д школой новая задача – усиление идейного воспит. пр-са.

Нов. проект пр-мы – 1931 – отмена классно-урочной с/мы.

Л-ра-одно из ср-в агитации за пятилетку. Осн. Место занимают советс. писатели. Классику сократили максимально (Тургенев, Некрасов). Осн. метод. работы /сличение изображ-го с действ-тью. Отвергается специфика л-ры.

ЦКВКПГ – проектную методику осудили=> школам вернули классно-урочную с/му.

1937г. – выходит стабильная шк. пр-ма. Заруб. л-ра, рус. классика, отрывки из лит-ых критиков.

Впоследствии пр-мы менялись, но незначительно. Стр-ра курса не менялась с 30х по 90е г. Активно велась пропаганда советс. писателей (Бедный, Горький, Маяковский)

Троицкий, Мясницкий, Кудряшова – развивали методику.

Мария Ал-дровна Рыбникова – лит. вед, фольклорист, сторонница филол-го подхода в изучении л-ры. Интересовалась УНТ, стилистикой, развитие речи, методикой внекл. занятий.

Автор концепции анализа – вслед за автором (в осн. ср.звено). Основа-чтение текста, анализ сюжета произ-ия, чтение текста. Анализ вслед за автором помогает осмысливать сюжет целиком. Цель:вовлечь ученика в сопереживание героя. Учит: логич. мышлению, выделять главное, делать самост. выводы, сопереживать, наблюдать за психологизмом, давать оценку.

Вас.Вас. Голубков – ученый, педагог. 1909 – «Новый путь изучения худ произ. И письм. работ». Пытался преодолеть схематизм в преподавании л-ры. Его интересовала психология в произв.. Разработал МПЛ. В основе методики: совместная работа ученика и учителя. «Мастерство устной речи»-дает психол. обоснование изуч. л-ры в шк.. Разработал теорию шк. анализа текста: 1.Что? 2. Для чего? Зачем? (ф-ция)

Компоненты:

1. Истор. Условия, обществ. Проблема

2. Писатель. Его взгляды: выявление авторской позиции к тексту, говорящие имена, фамилии, обстановка вокруг него, поступки героев, элемент предыстории.

3. Тема. Основная направленность произв.

4. Анализ главных и втор. героев.

5. Анализ сюжета пр-ия (что анализирует? С какой целью?) Взаимосвязь сюжета, понимание хронологии.

1952г. – появляется официал. учебн. план.

Date: 2015-07-22; view: 585; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию