Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процессы группового влияния. Социальная фасилитация; социальная леность, деиндивидуализация
Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". Поэтому в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности — это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне,а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно выделяют два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор). Психологическое влияние –это воздействие на псих-е состояния чувства, мысли, поступки др. людей исключительно психологических ср-в; вербальная и невербальная.Характерным для псих-го вл. яв-ся, то что у партнера на кот. оказ-ся влияние есть возм-ть ответить на негопсихол-ми же средствами т.е. ему представлено право ответить и время для ответа.При изучении малой группы соц.психологи столкнулись сявл-м фасилитации (это професс-ая орг-ия процесса групп-й работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.) т.е. до сих пор решается вопрос о том, как действует индивид в присутствии др. людей. Соц-я фасилит. – многие возможности ч-ка будут увеличиваться. Было установлено, что возбуждение влияет на ч-ка следующим образом,оно увеличивает его доминирование способности. Эффект социальной фасилитации. Это усиление доминантных реакций в присутствии других. Открытие данного эффекта принадлежитНорману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и термин, кот. он определил открытое явление «соц. фасилитация». ЭкспериментТриплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемые-40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются др. с др., а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям. В середине 60-х годов понимание термина «соц. фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более широкое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Принцип эксп-ной псих-гии: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию, оказалось возможным распространить и на соц. психологию. Повышенное соц.е возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, соц. возбуждение, т.е. бессозн-ая реакция на присутствие др., затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окруж. людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.// Соц. Лич-сть. Проявл-ся в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Проявл-ся объективно, а субъективно она не осознается.// Групповая поляризация возникает в результате группового обсуждения, при столкновении точек зрения учитываются первоначальные установки, а не средние мнения. //Изучение яв-я названное деиндивидуализация – это размывание ответственности или прекладывание собственнойответс-ти на др. членов гр.// Конформизм – это изменение поведения или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы. Существует 2 разновидности конф-ма,1. уступчивость ч-ка, сущ-т еще и повиновение, когда подчиняются по приказу,2. одобрение .Механизмы вызывающие подчинение:1. эмоц-е удаление от жертвы;2. близость и лигитимность авторитета;3. влияние институционального авторитета;4. освобождающее воздействие группы. Условия для максим-го конфор-ма – 1.Размер группы т.е. наибольшая степень комф-а возникает в том случае, когда ч-к сталкивается с мнением 3 и более ч-к;2. сплоченность группы (чувство мы) члены группы больше подвержены ее влиянию в том случае если для них значима принадлежность к этой группе;3. статус(люди с более высоким статусом наименее подвержены влиянию они обладают наибольшим влиянием на др. людей);4. публичный ответ;5. отсутствие предварительных заявлений. Общие причины конформизма 1. нормативное влияние (результат стремления ч-ка быть принятым группой);2. информационное влияние – это желание ч-ка быть точным. Date: 2015-07-23; view: 854; Нарушение авторских прав |