Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Городище ТальхирЦентральная часть городища около 9 га, возвышается над остальной местностью. Со всех сторон Тальхир был окружен стеной, которая превратилась в оплывший, поросший травой и кустарником вал. Глубокий ров опоясывал его со всех сторон, кроме западной, которой город примыкал к обрывистому берегу реки. Углы и стены городища укреплены выступающими башнями. Въезды находились напротив друг друга в середине стен. Улицы, соединяющие их, делят городище на четыре части. За пределами укреплений застройка была сплошной и однотипной. Судя по сохранившимся на поверхности остаткам каменных стен, выступающих над землей, это были прямоугольные сооружения площадью от 200 до 500 кв.м. Наибольшее число строений располагалось южнее и западнее центральной части городища. Александр Натанович БЕРНШТАМ (1910- 1956 гг.) Археолог, востоковед. Родился 1 октября 1910г. в Керчи. В 1931 г. окончил этнографическое отделение Ленинградского государственного университета. С начала творческой деятельности определился круг его научных интересов - археология и история Средней и Центральной Азии, Казахстана. Внес много нового в изучение вопросов древней и раннесредневековой истории Казахстана. Определил хронологические рамки зарождения оседлых поселений в Семиречье. На материалах раскопок древнейшего города юга Казахстана - Тараза (Талас), проведенных под его руководством в 1936- 1939гг., был установлен характер развития города и городских поселений. В 1947-1951гг. руководил археологической экспедицией в Отрарском оазисе и Южном Казахстане. Дали науке огромный материал, освещающий историю обследованных регионов. Как, например, можно узнать о составе стада у горожан, изучая только костные останки животных, найденные при раскопках? Этим занимаются палеозоологи. Без палеоботаников невозможно определить, что выращивали на своих огородах и в садах жители пригородов и близлежащих селений. Привлекаются и специалисты по землетрясениям - палеосейсмологи, поскольку природные катаклизмы не раз нарушали жизнь горожан. Следы разрушений от землетрясений были отмечены ими при изучении памятника. Результатом раскопок городища выявилась картина планировки, образ жизни и занятия жителей. Выяснен характер городского жилища и оборонительных сооружений города, благоустройства и водоснабжения. По находкам остатков ремесленных мастерских и самих изделий из керамики, железа, бронзы, стекла стало возможным определить уровень развития таких ремесел, как гончарное, кузнечное, стекольное, медницкое, ювелирное. Были международные связи Тальхира с Ираном, Китаем, Средней Азией, Индией и даже Японией в Х-ХШ вв. 1800 лет тому назад, в эпоху бронзы, районы Талгара уже населяли люди. Они занимались земледелием и придомным скотоводством, плавили медь и изготавливали орудия труда и оружие из бронзы. В VIII-III вв. до н.э. здесь же сформировался союз сакских племен, которые в IV в. до н.э. создали на землях Жетысу свое государство. Позднее, в III в. до н.э., его сменило государство древних усуней, просуществовавшее до V в. н.э. О культуре саков мы знаем по знаменитому захоронению «золотого человека» в кургане Иссык, а об образе жизни саков и усуней - по раскопкам их поселений вблизи Талгара. Выяснено, что они занимались отгонным и кочевым скотоводством, а также выращивали несколько сортов пшеницы, проса, ячменя, орошали посевы с помощью отводных каналов. Тальхир как город возник, на месте одного из таких поселений в VIII в. н.э., а в Х-ХШ вв. достиг расцвета. Город был разбит прямыми улицами на кварталы. Каждый квартал насчитывал от 12 до 14 домов-усадеб, соединенных между собой небольшими улочками. Предполагается, что в кварталах жили люди, связанные родственными узами. Усадьбы города имели характерную особенность: наличие жилой части, собственно дома и двора, величина площади которых зависела от зажиточности хозяина, поскольку городская земля всегда стоила дорого. Рассмотрим одну из усадеб. Она угловая в квартале. При внимательном изучении плана участка становится ясно, что древними строителями каждая усадьба делилась на две части: меньшая - жилая часть дома, и большая - хозяйственный и скотный дворы. Входы в каждую часть дома и на скотный двор располагались по разные стороны. Вход на скотный двор находился с южной стороны и вел сразу же на магистральную улицу. Отсюда скот удобно было выгнать на водопой и выпас. Два входа в жилую часть дома располагались с западной стороны и выходили на узкую внутриквартальную улочку. В жилых кварталах Тальхира даже в суровую зиму не ощущалось особого холода, поскольку ветер благодаря узким улочкам и глухим стенам домов не мог попасть внутрь квартала. Стены усадьбы сооружались из местного материала: сырцовых кирпичей и булыжника. Нижняя часть стены (фундамент) была выложена из валунов и углублена в грунт для сохранения тепла в зимнее время года. Высота каменной кладки составляет примерно 1/3 часть от всей высоты стены, что увеличивает прочность стен, а также предохраняет жилище от возможных землетрясений. Связывающим материалом кладки является глиняный раствор. Из глины же делали и сырцовые кирпичи для верхней части стен. Внутренние стены дома изготавливались только из сырцового кирпича. В качестве сейсмических поясов в кладке стен использовались бревна тяньшанской ели (пропитанная смолой ее древесина не гниет). Кровля над жилой частью дома двухскатная. Это необходимое условие в предгорных районах, где выпадает много осадков. Стены являлись основной опорой перекрытия. В верхней их части вырубалась полукруглая выемка или же на стену сверху устанавливаются деревянные «подушки». Затем в выемку или на «подушку» кладется основная продольная балка (матица) - круглое бревно диаметром 14-20 см. В среднем высота помещения достигала приблизительно 3 м. После закрепления матицы, на нее перпендикулярно укладывались жерди диаметром 6-10 см., образуя «решетку» двухскатного перекрытия. На нее слой камыша или тростника и веток, затем пласт сухой травы, а на нее слой глины, смешанной с золой. Таким образом создавалась ровная, непроницаемая для дождя и талого снега крыша. Перекрытия над загонами для скота были плоские и легкие. Чаще всего они покрывались только сухой травой, камышом или соломой. Средневековый Тальхир обладал высоким уровнем благоустройства. Главные улицы города были вымощены булыжником, вода подавалась по водопроводу из глиняных труб, сточные воды выводились в водопоглощающие колодцы. В нем жили ремесленники, изготавливающие на продажу глиняную и медную посуду, украшения из бронзы, золота и серебра, железные изделия: топоры, ножи, запоры для дверей, котлы, наконечники пахотных орудий, плотницкие инструменты. Высокого совершенства достигло косторезное ремесло, причем в качестве материала мастера из Тальхира использовали рога и кости как диких животных - оленей, архаров, сайги, так и домашнего скота - овец, лошадей, коров. Обо всем этом мы можем сейчас судить, опираясь на материалы археологических исследований. Важную роль в жизни города играла международная торговля по Великому Шелковому пути. Тальхир занимал на нем узловое положение, поскольку здесь Шелковый путь разветвлялся: одно направление шло на северо-восток вниз по реке Талгар к переправе через р. Или, а затем в Приджунгарье, к берегам Алаколя и далее в Китай, а второе шло на восток через Чилик к Чарыну, а затем по правому берегу реки Или через современный Джаркент и Хоргос в Китай или же через Чилик, современный Раимбек (Нарынкол) тоже в Китай. Торговцы из разных стран имели в Тальхире караван-сараи, где отдыхали и следовали дальше. Часть заморских товаров продавали на базаре, либо расплачивались товарами с тальхирскими «таможенниками» и дарили диковинные вещи правителям города. При раскопках домов горожан найдены бронзовые зеркала, фарфоровая посуда из Китая, бронзовые кувшины и блюда из Ирана, изделия из слоновой кости, привезенные из далекой Индии, поливная глиняная посуда из Самарканда, даже из далекой Японии в Тальхир попало фаянсовое блюдо. На нем изображены люди в богатых золоченых одеждах. Монеты, чеканенные в городах Евразии и найденные на Талгарском городище, ярко свидетельствуют о широте торговых связей в те далекие времена. Наряду с торговлей и ремеслом жители занимались сельским хозяйством и охотой. В домах горожан имелись большие кладовые для зерна, предназначенного на продажу. На скотных дворах держали лошадей, верблюдов, баранов и коз. Охотились на джейранов, архаров, волков, лис, барсуков, зайцев. Кости и поделки из костей этих животных - частые находки при раскопках. Многие жители перешли к городской жизни недавно, они еще помнили скотоводческие традиции, и поэтому при раскопках во дворах многих домов были обнаружены основания юрт. На базарах и улицах города звучала разноязыкая речь. Основную массу населения Тальхира составляли тюрки - джикили, карлуки, ягма. В городе также жили купцы из Средней Азии, Ирана и Китая. Всего, по расчетам исследователей, в городе в период его наивысшего расцвета (в XI -начале XIII вв.) проживало 5-6 тыс. жителей. Многие из них были грамотными, о чем говорят надписи, сделанные по-арабски на глиняной посуде. Это были имена ремесленников или владельцев глиняной посуды. Арабское письмо пришло вместе с исламом в IX в. Оно сосуществовало с древнетюркским руническим письмом. Это доказывается находкой каменного пряслица от веретена с рунической надписью. Умели жители играть в шахматы. Костяные и глиняные фигуры этой древней игры, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что ее любители жили в Тальхире уже в ХI-ХII вв. Исследуя металические находки, ученые выявили наличие в городе различных сортов железа, чугуна и стали, в том числе и тигельной (лидебуритнои), более известной как булатная сталь, секреты изготовления которой сейчас утеряны. Эти сложные технологии восстанавливаются современными металлургами буквально по крупицам. Средневековые же мастера из Тальхира были выдающимися специалистами, а город - одним из немногих центров железоделательного производства на Востоке, где изготавливали знаменитый булат. Кузнечное производство отличалось высоким уровнем развития. Археологи собрали богатую коллекцию изделий из железа. Среди находок имеется оружие: кинжалы, ножи, наконечники стрел, панцирные пластинки от доспехов, обломки боевых шлемов. Встречаются орудия труда: садовые ножи, топоры, наконечники пахотных орудий. Наибольшее количество представляют бытовые вещи: гвозди, ножи, топоры, ключи, замки, оковки сундуков, цепи, светильники и многое-многое другое. Кузнецы и ювелиры (зергеры) использовали фигурное литье, чеканку, позолоту, гравировку. Богатые коллекции всевозможных украшений найдены при раскопках: бусы, подвески, серьги, бляшки из бронзы, золота и серебра и другие поделки. Шорники готовили принадлежности конной сбруи, седла, ремни. Из кожи шили сапоги, ичиги, туфли и другую обувь, которую украшали вышитым и накладным орнаментом. Распространено было и ковроткачество. Ткались ковры со светлым и красным фоном. Особенно ценились безворсовые ковры. Раскопки средневекового Тальхира показывают, что это был крупный город на Шелковом пути, центр ремесла, торговли, сельского хозяйства и культурной жизни. Работы на городище продолжаются, и каждый год приносит новые открытия.
|