Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Принципы гражданского процессуального права 2 page





Установленный процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел позволяет судьям беспрепятственно рассматривать и разрешать гражданские дела, самостоятельно формировать свое мнение относительно обстоятельств дела, по внутреннему убеждению оценивать имеющиеся доказательства, решать, какие нормы подлежат применению в конкретном деле, выносить решение в условиях, исключающих постороннее воздействие на них воздействие.

В частности, законом установлено, что решение суда принимается в совещательной комнате, где могут находиться только судья, рассматривающий дело, или судьи, входящие в состав суда по делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий голосует последним. Судья, не согласный с мнением большинства, может изложить в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к делу (ст. ст. 15, 194 ГПК РФ).

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом (ч. 2 ст. 10 Закона о статусе судей).

Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет установленную законом ответственность (ст. 8 ГПК РФ, ч. 1 ст. 10 Закона о статусе судей).

Воспрепятствование осуществлению правосудия отнесено законом к преступлениям против правосудия. Согласно ст. 294 УК РФ вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность с применением санкций в виде штрафа, принудительных работ, ареста, лишения свободы.

Отменить или изменить вынесенный судьей судебный акт может только суд вышестоящей судебной инстанции по основаниям, предусмотренным законом.

Независимость судей обеспечивается правом судьи на отставку. Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. При этом каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу (ч. 1 ст. 15 Закона о статусе судей).

Существенную роль в обеспечении независимости судей играют органы судейского сообщества. Согласно ст. 4 ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" защита прав и законных интересов судей является одной из основных задач судейского сообщества. Органы сообщества обладают достаточными полномочиями, осуществление которых способствует укреплению гарантий независимости судей. Их решения обязательны при рассмотрении вопросов о назначении на должность судьи, приостановлении и прекращении полномочий судей, привлечении их к ответственности и т.д.

В системе гарантий независимости судей большое значение имеет предоставление судье (в том числе судье в отставке) и членам семьи судьи материального обеспечения и социальной защиты. Соответствующие нормативные положения содержатся в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и др.

Заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, за выслугу лет, доплаты к должностному окладу за особые условия труда и др. Судьям выплачивается стоимость следования к месту отдыха и обратно в период ежегодного отпуска. Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем. Судьи и члены их семей имеют право на медицинское обслуживание, а также на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета.

Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества судьи или членов его семьи, подлежит возмещению в полном объеме.

Судья, члены его семьи, их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

Независимость судей обеспечивается не только предоставленными государством соответствующими гарантиями, но и требованиями, предъявляемыми к судьям законом, несоблюдение которых может повлиять на независимость судьи.

Так, судья не вправе: замещать иные государственные (муниципальные) должности, быть третейским судьей, арбитром; принадлежать к политическим партиям, принимать участие в политической деятельности; заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности); быть представителем по делам физических или юридических лиц (кроме случаев законного представительства); получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц и т.д. (ст. 3 Закона о статусе судей).

 

Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел

 

Данный принцип пришел на смену принципу коллегиальности рассмотрения гражданских дел, существовавшему в советском гражданском процессуальном праве. Считалось, что коллегиальность обеспечивает всесторонность и полноту рассмотрения гражданских дел и вынесение по ним объективных решений.

Согласно Конституции СССР и Основам гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик гражданские дела в суде первой инстанции рассматривались судом в составе профессионального судьи и двух народных заседателей. Участие в рассмотрении дел народных заседателей - непрофессиональных судей, являющихся представителями населения, - рассматривалось как выражение демократизма советского гражданского процесса, проявление народовластия, реализуемого посредством выполнения трудящимися судебных функций, т.е. функций управления государством. При осуществлении правосудия народные заседатели пользовались всеми правами судьи. Пересмотр решений, вынесенных судами первой инстанции, осуществлялся вышестоящими судами также в коллегиальном составе - трех профессиональных судей.

В ходе реформы процессуального законодательства, завершившейся принятием ГПК РФ, привлечение к отправлению правосудия народных заседателей было признано нецелесообразным, а следовательно, и сохранение исключительно коллегиального порядка рассмотрения дел в судах первой инстанции.

Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел нашел свое правовое закрепление в ст. 7 ГПК РФ.

В ГПК РФ раскрывается содержание данного принципа применительно к рассмотрению дел в судах первой инстанции и судах, осуществляющих пересмотр вынесенных судебных постановлений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

В судах первой инстанции гражданские дела рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных законом случаях коллегиально.

Полномочиями по рассмотрению дел по первой инстанции наделены все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, в соответствии с установленной подсудностью.

При единоличном рассмотрении гражданских дел судья действует от имени суда.

Единоличное рассмотрение дел в судах первой инстанции - это общее правило.

Из этого общего правила в законе предусмотрено исключение. Согласно ст. 260.1 ГПК РФ дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются судом коллегиально (в составе трех судей).

В судах апелляционной инстанции дела рассматриваются единолично или коллегиально:

- в районных судах дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются судьями этих судов единолично;

- в судах субъектов РФ, Верховном Суде РФ дела рассматриваются коллегиально.

В судах кассационной и надзорной инстанций жалобы (представления) рассматриваются коллегиально.

Порядок рассмотрения гражданских дел военными судами, входящими в систему судов общей юрисдикции, устанавливается ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".

В гарнизонных военных судах гражданские дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично. В случаях, предусмотренных законом, - коллегиально (в составе трех судей) (ст. 23 ФКЗ о военных судах).

В окружных (флотских) военных судах гражданские дела рассматриваются в следующем составе (ст. 15 ФКЗ о военных судах):

- в первой инстанции - судьей единолично. В случаях, предусмотренных законом, - коллегиально (коллегией, состоящей из трех судей);

- дела по жалобам на решения гарнизонных военных судов, не вступившие и вступившие в законную силу, а также на решения, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции, - коллегиально (коллегией, состоящей из трех судей; президиумом суда).

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает гражданские дела в следующем составе (ст. 10 ФКЗ о военных судах):

- в первой инстанции - судьей единолично либо коллегиально (коллегией, состоящей из трех судей);

- дела по жалобам на решения военных судов, не вступившие и вступившие в законную силу, - коллегиально (коллегией, состоящей из трех судей).

 

Принцип государственного языка судопроизводства

 

Государственным языком Российской Федерации является русский язык. Республики, входящие в состав РФ, вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68 Конституции РФ) <1>.

--------------------------------

<1> См. также ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.

 

Принцип государственного языка судопроизводства закреплен в ст. 10 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 9 ГПК РФ, а также ст. 18 Закона РФ "О языках народов Российской Федерации". Содержание данного принципа в законе раскрывается следующим образом.

В Верховном Суде РФ судопроизводство ведется на русском языке - государственном языке РФ.

В других федеральных судах общей юрисдикции гражданское судопроизводство ведется на русском языке - государственном языке РФ или на государственном языке республики, входящей в состав РФ, на территории которой находится соответствующий суд.

У мировых судей судопроизводство ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой действует мировой судья.

В военных судах гражданское судопроизводство ведется исключительно на русском языке, вне зависимости от того, на территории какой республики располагается военный суд.

Необходимо обратить внимание на то, что законом предусмотрена возможность ведения гражданского судопроизводства на государственном языке РФ, а также на государственном языке республики, входящей в состав РФ, но не на языке народов иных субъектов РФ. Данное правило следует из того, что согласно Конституции РФ только республики вправе устанавливать свои государственные языки, иные субъекты РФ этого права не имеют.

Таким образом, в краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и автономного округа, а также районных судах, располагающихся на территории соответствующего субъекта РФ, гражданское судопроизводство ведется на русском языке - государственном языке РФ.

Россия - многонациональное и многоязычное государство. В связи с этим чрезвычайно важной является задача обеспечения гражданам возможности участвовать в судебном разбирательстве на доступном им языке общения.

Согласно закону лицам, участвующим в деле, не владеющим языком, на котором ведется гражданское судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право давать объяснения, заключения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения (ч. 2 ст. 9 ГПК РФ).

Лица, участвующие в деле, не владеющие языком судопроизводства, вправе пользоваться услугами переводчика (сурдопереводчика).

Кандидатура переводчика может быть предложена самими лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 162 ГПК РФ). Суд может согласиться с предложенной кандидатурой или отклонить ее и в этом случае назначить переводчика по собственному усмотрению.

Переводчик обязан переводить все сказанное при рассмотрении дела лицами, не владеющими языком судопроизводства, и соответственно, переводить этим лицам все сказанное другими участниками процесса, содержание оглашаемых документов, аудиозаписей, а также содержание определений и решения суда (ч. 2 ст. 162 ГПК РФ). Переводчик несет уголовную ответственность за заведомо неправильный перевод (ст. 307 УК РФ).

Государство обязано обеспечить реализацию права лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, на использование доступного языка общения при рассмотрении гражданских дел. Это выражается, в частности, в том, что оплата услуг переводчиков и возмещение им расходов в связи с явкой в суд производится не за счет средств лиц, не владеющих языком судопроизводства, а за счет средств соответствующего бюджета (ч. 1 ст. 97 ГПК РФ).

Следует особо подчеркнуть, что нарушение установленных законом правил о языке, на котором ведется судебное производство, является безусловным основанием к отмене судебного решения (п. 3 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).

 

Принцип гласности судебного разбирательства

 

Согласно ч. 1 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое, слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Данное конституционное положение соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, содержащимся в международных договорах с участием РФ. Так, в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950) провозглашается: "Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях... имеет право на справедливое и публичное разбирательство дел в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона".

Исторически введение публичного порядка судопроизводства стало важной вехой в развитии отечественного процессуального права. В ходе реформы процессуального законодательства в середине XIX в. было признано, что канцелярская тайна в судах по гражданским делам - одно из проявлений следственного процесса, не отвечающего правовым потребностям изменяющегося российского общества. Как отмечали законодатели, закрытый судебный процесс не оправдывается необходимостью и весьма часто служит средством сокрытия различных злоупотреблений, поэтому при всяком действии суда, относящемся к проверке доказательств, должны иметь право присутствовать не только тяжущиеся, но и посторонние лица <1>.

--------------------------------

<1> Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны. СПб., 1866. Ч. 1. С. 26.

 

В Уставе гражданского судопроизводства 1864 г. был провозглашен новый для России того времени принцип судопроизводства - принцип гласности (публичности). Как отмечал К.П. Победоносцев: "Нарушение сего правила служит поводом к отмене решения. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, прямо указанных в законе" <1>.

--------------------------------

<1> Победоносцев К.П. Судебное руководство. Сборник правил, положений и примеров, извлеченных из теории и практики гражданского судопроизводства. СПб., 1872. С. 132.

 

Определение гласности, которое давалось в науке конца XIX - начала XX в., актуально и сегодня. Под гласностью судопроизводства понимается доступность судебных заседаний для публики, а также возможность ознакомления неопределенного круга лиц с судебными постановлениями <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Малышев К.И. Курс гражданского судопроизводства. СПб., 1874. Т. I. С. 374.

 

Почему необходимо гласное судебное разбирательство? Ответ можно найти в работах дореволюционных ученых, и данное объяснение вполне применимо к современному гражданскому процессу.

Например, Е.В. Васьковский значение этого принципа судопроизводства видел в том, что гласность:

- дает возможность обществу контролировать деятельность судей;

- повышает ответственность судей за выносимые решения;

- удерживает граждан от необоснованных исков, ложных заявлений в силу боязни общественного мнения;

- побуждает к добросовестному выполнению своих функций участников процесса;

- влияет на юридическое развитие общества, поскольку благодаря гласности граждане получают возможность знакомиться с действующим правом в его практическом осуществлении;

- влияет на развитие науки права, так как ученые (добавим - студенты) имеют возможность знакомиться с судебными решениями и пользоваться судебной практикой <1>.

--------------------------------

<1> См.: Васьковский Е.В. Указ. соч. С. 116, 117.

 

Гласность обеспечивается проведением открытого судебного заседания.

Норма Конституции РФ об открытом судебном разбирательстве воспроизводится в ст. 9 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 10 "Разбирательство дел во всех судах открытое" ГПК РФ.

Желающие присутствовать в открытом судебном заседании могут получить информацию о находящихся в судах делах на официальном сайте суда общей юрисдикции в сети Интернет. Согласно ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <1> на сайте должны содержаться сведения о наименовании дел, дате, о времени и месте проведения судебного заседания. Кроме того, сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию, размещаются на информационных стендах, расположенных в занимаемых судами помещениях (ч. 2 ст. 14, ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации").

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6217.

 

В открытом судебном заседании вправе присутствовать любой гражданин, не являющийся участником процесса, в том числе представители средств массовой информации (журналисты).

Посторонние к процессу граждане имеют право не только присутствовать в открытом судебном заседании, но в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Аналогичное право имеют и лица, участвующие в деле. К письменной форме фиксации хода судебного разбирательства относятся в том числе ведение текстовых записей непосредственно в сети Интернет, а также зарисовки судебного процесса.

Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и/или телевидению допускаются только с разрешения суда (ч. 7 ст. 10 ГПК РФ). С разрешения суда допускается также трансляция судебного заседания в сети Интернет. Соответствующая просьба, заявленная лицами, присутствующими в судебном заседании, подлежит обязательному рассмотрению судом с учетом мнения участников процесса.

Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания возможна по любому делу, за исключением случаев, когда она может привести к нарушению прав и законных интересов участников процесса, в том числе права на неприкосновенность частной жизни. Если суд придет к выводу, что фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания не приведут к нарушению прав и законных интересов участников процесса, то он не вправе запретить их только по причине субъективного и немотивированного нежелания участников процесса такой фиксации <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом и о других вопросах обеспечения гласности судопроизводства см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов" // Российская газета. 2012. 19 дек.

 

Закон, "открывая двери" суда для посторонних к процессу лиц, не может не учитывать интересы лиц, участвующих в деле, и прежде всего касающиеся их конституционного права на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ). Существуют и другие обстоятельства, препятствующие публичному распространению информации, являющейся предметом изучения в судебном заседании. В связи с этим в ГПК РФ предусмотрена возможность проведения закрытых судебных заседаний, т.е. заседаний, на которые не допускаются посторонние лица.

В законе определяются случаи обязательного проведения закрытого судебного заседания в силу прямого указания закона и проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле.

Только в закрытых судебных заседаниях осуществляется разбирательство дел, содержащих сведения, составляющие государственную тайну <1> и тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также разбирательство других дел, если это предусмотрено федеральным законом (ч. 2 ст. 10 ГПК РФ).

--------------------------------

<1> О сведениях, составляющих государственную тайну, см.: Закон РФ "О государственной тайне" // СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

 

Закрытое судебное заседание может проводиться по ходатайству лиц, участвующих в деле, если существует необходимость в сохранении коммерческой или иной охраняемой законом тайны (врачебной, нотариальная и др.) <1>, а также если того требует неприкосновенность частной жизни граждан. Проведение закрытого судебного заседания допускаются и тогда, когда существуют иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина (ч. 2 ст. 10 ГПК РФ).

--------------------------------

<1> Федеральный закон "О коммерческой тайне" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283; Перечень сведений конфиденциального характера (утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188) // СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

 

Законом предусмотрено еще одно основание для проведения закрытого судебного заседания. Так, в случае массового нарушения порядка гражданами, присутствующими в судебном заседании, суд может удалить из зала суда граждан, не являющихся участниками процесса, и рассмотреть дело в закрытом судебном заседании (ч. 5 ст. 159 ГПК РФ).

В закрытом режиме возможно проведение всего или только части судебного заседания, если это необходимо по обстоятельствам дела. Например, согласно ст. 182 ГПК РФ переписка и телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены и исследованы судом в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эти переписка и сообщения происходили. При отсутствии согласия этих лиц их переписка и сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные правила распространяются на случаи оглашения и исследования сообщений граждан, полученных посредством любого вида связи (телефонной, электронной и др.), а также воспроизведения и исследования аудио- или видеозаписей.

О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение. Дела в закрытом судебном заседании рассматриваются и разрешаются с соблюдением всех правил судопроизводства. Не допускается в закрытом судебном заседании использование систем видеоконференцсвязи (ч. ч. 4, 6 ст. 10 ГПК РФ).

При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а также могут присутствовать свидетели, эксперты, специалисты и переводчики, если это необходимо по обстоятельствам дела. Присутствующие в закрытом судебном заседании лица предупреждаются судом об ответственности за разглашение сведений, составляющих охраняемую закону тайну или иных сведений, не подлежащих разглашению (ч. ч. 3, 5 ст. 10 ГПК РФ).

Если судом принято решение о проведении в закрытом заседании только части судебного разбирательства, то лица, не являющиеся участниками процесса, не допускаются только на эту часть судебного разбирательства.

Обоснованное ограничение доступа публики в судебные заседания соответствует международным правовым стандартам правосудия и актам о правах человека.

Так, согласно ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах представители прессы и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон.

Действие принципа гласности при проведении закрытых судебных заседаний проявляется в том, что решения в этих случаях объявляются публично.

Из этого правила законом предусмотрено лишь одно исключение. Решения судов не объявляются публично, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (ч. 8 ст. 10 ГПК РФ).

Как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов", по смыслу ст. 10 ГПК РФ гласность судопроизводства обеспечивается во всех его стадиях. В связи с этим в судах вышестоящих инстанций порядок проведения судебного заседания (открытый или закрытый) определяется самостоятельно, исходя из требований процессуального законодательства, конкретных обстоятельств дела и вне зависимости от того, в каком порядке осуществлялось разбирательство дела в судах нижестоящих инстанций (п. 22 Постановления).

Действие принципа гласности проявляется не только в проведении открытых заседаний суда и публичном оглашении решений по делам, рассмотренным в закрытых заседаниях, но и в возможности ознакомления с судебными постановлениями неопределенного круга лиц.

Согласно ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" судебные акты по конкретным делам, вынесенные судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, размещаются на официальных интернет-сайтах. Данным Федеральным законом предусмотрены лишь отдельные случаи, когда тексты судебных актов не подлежат опубликованию (ст. 15).

 

§ 3. Функциональные принципы

 

К функциональным относятся принципы:

- законности;

- диспозитивности;

- состязательности;

- процессуального равноправия сторон;

- устности и письменности судопроизводства;

- непосредственности судебного разбирательства;

- непрерывности судебного разбирательства <1>.

--------------------------------

<1> В настоящем учебнике в состав функциональных принципов не включен принцип объективной истины, поскольку вопрос о существовании данного принципа в современном гражданском судопроизводстве является дискуссионным (о дискуссии см., например: Воронов А.Ф. Принципы гражданского процесса: прошлое, настоящее, будущее. М., 2009. С. 41 - 71). Данная проблема рассматривается в рамках специальных курсов по гражданскому процессуальному праву.

 

Принцип законности

 

В гражданском процессуальном праве принцип законности проявляется:

- в верховенстве закона;

- в обязательности и исполнимости законов;

- в реализации норм права.

Верховенство закона. Закон - единственный источник гражданского процессуального права.

Порядок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции определяется: Конституцией РФ; ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"; ГПК РФ; федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ГПК РФ. Порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи определяется также ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (ст. 1 ГПК РФ).

Гражданское судопроизводство регламентируется только федеральными законами, но не законами субъектов РФ или подзаконными нормативными актами любого уровня.

Обязательность и исполнимость законов. Суд разрешает гражданские дела на основании (ст. 11 ГПК РФ): Конституции РФ; международных договоров РФ; федеральных конституционных законов; федеральных законов; нормативных правовых актов Президента РФ; нормативных правовых актов Правительства РФ; нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ; нормативных правовых актов органов местного самоуправления; обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Date: 2015-07-23; view: 500; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию