Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие образование и науки в первой половине XIX в





В первой половине XIX века русскими моряками было совершено приблизительно 40 кругосветных путешествий. Начало подобным экспедициям положили выдающиеся деятели Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн.

В 1821 году была открыта Антарктида - благодаря экспедиции М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена к Южному полюсу. А русское географическое сообщество начало свою работу в 1845 году.

Развивались и другие, немаловажные науки, как астрономия, математика и физика. Образцовая астрономическая обсерватория под Петербургом была открыта в 1839 году и была оборудована крупным телескопом. Была создана Н.И. Лобачевским неевклидовая геометрия, а открытия и работы таких русских математиков, как М.В. Остроградский и В.Я. Буняковский, получили мировое признание.

Физика развивалась быстрыми и ошеломляющими темпами: П.Л. Шиллинг создал электромагнитный телеграф в 1832 году

В этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным.

Представители купечества, мещанства и ремесленники отныне имели возможность получить полноценное образование и обеспечить такую возможность и для своих детей. Наряду с уже созданными ранее крупными российскими университетами – Московский, Казанский, Петербургский – развиваются и дворянские учебные заведения.

Созданная Александром I ступенчатая образовательная система продолжала развиваться и совершенствоваться. О высоком уровне развития в этой сфере говорит значительное увеличение количества библиотек, в том числе – и частных. Расширяется и усиливается влияние газет и журналов, многие из них становятся популярными – «Вестник Европы», «Северная пчела», «Сын отечества».

Интерес к такому роду образования и развлечения постепенно увеличивает издание журналов

 

Русская литература и журналистика в первой половине XIX в

Начало журналистике XIX века положил журнал «ВестникЕвропы», выходивший почти тридцать лет, с 1802 по 1830 год.. Однако после назначения его редактора Н.М.Карамзина в 1804 г. придворным историографом, он уходит из «Вестника», журнал теряет былую современность и злободневность: политические обзоры и публицистические статьи теперь появляются редко В начале двадцатых годов «Вестник Европы» был, по мнению В.Г,Белинского, «идеалом мертвенности, сухости, скуки и какой-то старческой заплесневелое» [21]. (Заметим, что через 38 лет после крушения первого «Вестника», растерявшего своих читателей, появился второй, более удачливый, о котором речь впереди).
Возникают такие ведомственные и частные газеты, как «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости», «Северная пчела», «Северная почта», «Русский инвалид» и другие. На титуле «Северной почты» впервые появляется термин «газета». Это издание, выходившее дважды в неделю на четырех полосах тиражом до 5400 экземпляров, содействовало развитию отечественной промышленности, торговли и сельского хозяйства. Слившись в 1811 году с «Санкт-Петербургскими коммерческими ведомостями», «Северная почта» стала выходить под названием «Коммерческая газета».
В крупных городах России началось издание местных журналов: выходят «Восточные известия» в Астрахани, «Казанские известия», «Украинский вестник» в Харькове. Расширилась издательская деятельность Академии наук, университетов, литературных обществ. Стали выходить «Экономический журнал», «Статистический журнал», «Медико-физический журнал», «Военный журнал», «Московские записки», «Артиллерийский журнал» и др.
Отечественная война 1812 года существенно повлияла на характер журналистики первой четверти XIX века. В первом десятилетии века возникло 77 периодических изданий (преимущественно журналов) разного направления: либерального («Сын отечества» Н.И.Греча, выходивший с 1812 по 1820 гг.), консервативного («Русский вестник» С.Н.Глинки), буржуазного («Московский телеграф» Н.А.Полевого). Созданное в 1801 г. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств издает ряд альманахов и журналов. С благотворительными целями с 1813 г. стала выходить газета «Русский инвалид». Под идейным влиянием будущих декабристов находились журналы «Невский зритель» и «Соревнователь просвещения и благотворения». Незадолго до восстания декабристы начали выпускать журнал «Полярная звезда» (1823—1825) в Петербурге и альманах «Мнемозина» (1824-1825) в Москве печать на рубеже XX столетия была представлена журналом «Русский вестник», газетами «Гражданин», «Свет» и др. Все ответственность за недостатки жизни она возлагала на интеллигенцию, земство, «инородцев», политику иностранных государств. «Русский вестник» М.Н.Каткова, например, защищал сословные права дворянства, осуждал женское образование, отвращающее женщину от семейного очага. Газету «Гражданин», издающуюся на субсидии правительства князем Мещерским, в течение года редактировал Ф.М.Достоевский.


 

23. Русское искусство в первой половине XIX в.: живопись

Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой гуманной цели — борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной культуры.

На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искусства" (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и др.). "Мир искусники" провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие реалистическим воззрениям передвижников, и склонность академизма. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII - начала XIX в.), а также популяризации западноевропейского искусства.

В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С. Малевич, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых" форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

 

 

24. Русское искусство в первой половине XIX в.: архитектура

В начале XIX века важную роль в развитии русской классицистической скульптуры играет творчество И.П. Мартоса. В работе над памятниками он обращается к монументальной скульптуре, более точно передает формы человеческого тела. С 1804 года начинается длительная работа Мартоса над памятником русским национальным героям Минину и Пожарскому. Памятник представляет собой группу, помещенную на строгом гранитном пьедестале прямоугольной формы. Минин, указывая рукой на Москву и призывая к спасению Отечества, вручает Пожарскому боевой меч. Значительно участие Мартоса в скульптурном декоре Казанского собора в Петербурге. Библейской теме посвящен монументальный горельеф «Иссечение Моисеем воды в пустыне» на аттике колоннады собора, а также парный к нему рельеф Прокофьева «Медный змий». Каждый из них насчитывает до полусотни фигур. Среди поздних работ Мартоса выделяется памятник Ришелье в Одессе (1823-1829), памятник М.В. Ломоносову (1826-1829) в Архангельске.

В начале XIX века из среды молодых скульпторов выделяются мастера-монументалисты Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846) и Степан Степанович Пименов (1784-1833). Их совместная работа началась с Казанского собора Воронихина. Пименову было поручено исполнить статую киевского князя Владимира (бронза, 1807), а Демут-Малиновский выполнил статую Андрея Первозванного (бронза, 1808-1811). Прямым откликом на события войны 1812-1814 годов явилась не дошедшая до нас колоссальная фигура Славы, исполненная Пименовым в 1814 году, за нее скульптор был удостоен звания профессора.

Талантливым мастером монументально-декоративной скульптуры был Иван Иванович Теребенёв (1780-1815). Наиболее значительные скульптурные произведения были созданы им для здания Адмиралтейства: это фронтонные композиции, барельефные фигуры летящих Слав, статуи для вестибюля здания.

Изображение животного мира привлекало скульптора-анималиста Петра Карловича Клодта (1805-1867). Первой ответственной работой скульптора явилось исполнение в 1833 году колоссальных моделей коней для скульптурной группы, венчающей Нарвские триумфальные ворота. В этом же году приступил к работе над самым знаменитым своим произведением - четырьмя скульптурными группами «Укротители коней» в Петербурге.

 







Date: 2015-07-23; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию