Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Копысский З.Ю. ћсоциально-политическое развитие городов Беларуси в Xvi – первой половине Xvii в.Ћ. Конспект





Средин Ник: другие произведения.

 

Начало формы Конец формы
  • Аннотация: Четверть-треть источников - из Могилева, соответственно, про Могилев много. Плюс - на фоне других городов.

Копысский З.Ю. "Социально-политическое развитие городов Белорусс в XVI - первой половине XVII в.", Мн., "Наука и техника", 1975.

Глава I. Города и горожане (с. 9 - 73)

  • 1.1. Города, общая характеристика (сс. 9-21)
  • 1.2. Привилегии городам (с. 21-30)
  • 1.3. Юридики в городах (с. 30-54)
  • 1.4. Горожане (с. 54-73)

Глава II. Городское самоуправление (с. 73 - 141)

  • 2.1. Вечевая организация городского самоуправления (сс. 73-78)
  • 2.2. Городское самоуправление на магдебургском праве (сс. 78-116)
  • 2.3. Деятельсноть самоуправления (сс. 116-140)

Глава III. Сословные объединения горожан (сс. 141 - 167)

  • 3.1. Цеховая организация (сс. 141-155)
  • 3.2. Братства (сс. 156-167)

Глава 4. Социально-политическая борьба горожан (с. 168 - 186)

Законспектировал Средин Ник.
В [квадратных скобках] - номера страниц иточника, предваряют странице.
Выкидывал "воду" и идеологию. Остальное старался более-менее близко к тексту набивать.

 

Глава I. Города и горожане (с. 9 - 73)

 

1.1. Города, общая характеристика (сс. 9-21)

 

Население растет медленно. Эпидемии, неурожаи. Эпидемия 1600-1603 - в Баркулабовской летописи. Пытались восполнить за счет "новселов", но власть ВкЛ разрешила феодалам ловить беглых и в городах.

30-40-ые года XVII в. привлечены к суду великого князя Могилев (четыре раза), Полоцк (четыре раза), Брест, Орша, Мстиславль, Кобрин, Дисна, Чериков и ряд других.

Феодалы могли влиять на город, и влияли, в своих интересах.

Функции городов: хозяйственная, административная, военная.

Хозяйственная:

центр ремесла и торговли.

Порты. Отдельные города заточены под специальные виды экономической деятельности. Витебск и особенно Полоцк - портовые города. Брест - речной порт центр сухопутных дорог. Могилев тоже речной порт, но попроще - только внутри ВкЛ. Портовые Слуцк, Пинск, Бобруйск, Несвиж. В местечке Любече на Немане был "порт хороший". Леон Сапега в письме Радивиллу от 28.03.1589 называет портовыми Днепр, Припять, Случь, Березину, Свислочь. Минск - в грамоте за 1633 упоминается "порт на Свислочи, издавна служащий" городу. Центр пересечении сухопутных торговых путей.

В Вежицах - 55 складов в начале 27 в., хранили товар, готовя к отправке в Ригу.

Местечки Свержень, Деревна, Бешенковичи - центры речного судостроения, строили большегрузные суда - струги, витины.

Центры ярморочной торговли. Несвиж, Новогрудок, Копыль, Любча, Орша, Давид-городок, Рожана, Шклов и др. В Долгиново и Кобыльники ездили из Могилева.

Место постоя купеческих обозов. Браслав (1554) - 117 домов и 40 корчем. Мстибов (1617) - 37 корчем (10 медовых, 27 пивных) и 221 дом. Чаусы (1621) - 203 дома и 60 корчем (6 медовых, 11 пивных, 43 горелочных). Кобрин (1597) - 34 корчмы, Пружаны - 21, Зельва (1616) - 16 корчем.

Крупные города, очевидно, объединяли несколько функций, да и мелочь, пожалуй, тоже.

Города и местечки становились собственностью феодалов. В конце 16 в. Радивиллы овладели Копысью, Лоевом, Кричевом; Сапеги - Быховом, Шкловом. Брали поборы, привлекали отрабатывать повинности:

Города и местечки частновладельческие

Город Дата Повинности
Ошмяны   Толоки 4 раза в год для работы в панском дворе. Давать подводы гонцам и послам.
Койданов   Барщина 2 дня в неделю с дыма во время жатвы. На прополку, сколько надо будет. Чинить невод. Ремонтировать насыпи, чистить пруды.
Деревна   Во время жатвы по 6 толок с дыма. Возить листы князя до четырех миль. Для двора ловить рыбу, когда прикажут. Участвовать в отпоре соседу в случае нападения на панский двор.
Ишкольдь   На пахоту по 10 толок с дыма, на жниво - по 4 толоки. Возить зерно в Долятичи и Рубежевичи "для сплава" трижды в год с дыма. Вывозить лес, возить листы князя до 4-5 миль. Ловить неводом рыбу для панского двора. Прясть коноплю для невода.
Ивье   Барщину 3 дня в неделю с тяглых волок. Летом по семь толок с дыма. Ходить в подводы, на княжескую охоту.
Зельва 1616 1636 Работа с тягловых волок "с чем скажут" за исключением пахоты и боронования по 4 дня в неделю для сенокоса, сбора урожая, уборки сена. Гвалты, ремонт насыпи, доставка зерна к берегу Зельвянки. Ездить "в подводы" за пять миль, доставлять "пеше листы", когда прикажут.
Илья   Жать, сгребать сено, полоть по три дня в неделю до полного сбора урожая. Выполнять работы по уборке овощей, "пока не будут уложены по кадям". На гвалты к мельнице, "в ловы" - "сколько будет приказано". Вывозить зимой к пристани Сосенский поташ из буд "без всяких отговорок". Доставлять письма пешком до 3 миль, конно - 5 миль.
Старинки   Жать по три дня в неделю. Полоть на огродах, пока не закончат работу. В подводы до Радошкович. В ловы и подводы, когда и сколько будет приказано.
Клецк   На уборку с каждого плаца жать шесть дней. Гвалты на ремонт насыпи, когда понадобится.
Сморгонь   Толоки, сторожевая, "в подводы", гвалты.
Синевка   Во время жатвы с каждого плаца шесть толок. Ремонт насыпи. В подводы, пеше "с листами" до четырех миль.
Давид-Городок   На жатву "со своим хлебом" до полной уборки урожая в терх фольварках замка. "В ловы", на гвалты, когда прикажут.
Ивашкевичи   Барщину мужчины по два дня, женщины на жатву по два дня в неделю. В подводы один раз в год за десять миль.
Деречин   Возить зерно два раза в год со двора на мельницу. На посылки конно и пеше до четырех миль. Сажать овощи в фольварке на огородах. Сторожить панский двор.
Пропойск   Тянуть невод, косить сено. По две куры, 10 яиц. Ремонт крепости.
Ивье ср. По пять дней в неделю на ловлю рыбы. Для уборки урожая по два дня на жатву. По две куры. Ежегодно два раза с подводами в Вильно, Минск или другие города.
Дальковичи (Минское в-ство)   Сдают одну наседку, одного гуся, две куры, 15 яиц. В год 12 толок на уборке зерна. Ловить для двора рыбну на Цне. Доставлять письма до 12 миль. Огородники барщину по три дня в неделю.
Дальковичи (Минское в-ство) ср. Сдают одну наседку, 10 яиц. Сбор урожая "как издавна". Огородники барщину "как издавна".
Стрешин (на Днепре)   Сдают одного гуся, две куры, платят один грош волочебного с каждого дыма. Ловить рыбу при приезде владельца города. Собирать урожай в поместье замка.
Дороги   Доставлять письма за пять миль раз в году, раза в год ходить "по давнему обычаю". Ходить на облавы в пущу.

Основные виды - уборка урожая, ремонтные работы, вывоз зерна к местам сплава и на рынки. Оброчная повинность обычно заменялась платой.

Отрабатывали только владельцы пахотных участков. Сколько их было? А нате вам еще одну табу:

Город дата Число домовладельцев Число земледелцев В т.ч. > ½волоки % к населению % имевших >½ волоки
Радошковичи         40.3 38.3
Браслав         27,1 26,3
Клецк         18,5 10,6
          15,5 3,6
          17,6 4,2
Мотоль         79,3 8,5
          46,5 16,4
Городец         50,9 13,0
Гресск         44,3 42,9
          72,7 7,5
Могильна         57,1 35,7
Смоляны         51,4 47,3
Зельва            
          64,1 30,9
Сморгонь         45,3 3,6
        - 32,9 -
Синевка         51,4 8,1
Илья         78,4 9,6
Давид-Городок         14,4 2,4
          18,9 3,4
Горы         31,5 12,6
Ивье           18,9

 

Строго говоря, земледельцы - это у кого больше полуволоки, а иначе это так, баловство одно. Да и полуволоками часто владели купцы, ремесленники, они составляли более 1/3 в 5 из 15 городов и местечек. Как правило, малонаселенные - в больших только несколько процентов.

Но повинности отрабатывали вне зависимости от размера участка. По этим 15 - из 3952 горожан имели поля 1373, 34,7%; а земледельцами были 471, 10,4 %. Типа много. Феодалы не старались превратить в кусок поместья - выгоднее экономически развитый город, повинности заменяли на деньги. Например, в Давид-Городке в 1653 поставки рыбы (три дня и три ночи ловить) и охоту заменили деньгами.

Верховная власть проповедовала ту же политику. В 1538 паны-радцы писали великому князю "завжды звыкл не только радом, албо княжатам, панятом, шляхте и всему рыцерству своему, але и местом и мещанам права и вольности их в цалости непорушне ховати рачиш". В великокняжеских городах горожан полностью освободили от натуральных повинностей. Например, Орше в 1593 повинности на замок "на пригон с сохою, на жниво с серпом, на сеножать с косою, на важенье меду, на работы кухни, стайни, погребу, на потребы замковые ходити" заменили денежных налогом.

Административные функции. Самые крупные города - центры воеводств и поветов, средние - центры поветов. Малые города и местечки - центры волостей, войтовств, владений феодала. По правде, "админ.центр" - условно, там сидели органы власти, суд и т.п.

В городах же заседали периодические суды. В Минске и Новогрудке - Главный Литовский трибунал, высшая аппеляционная инстанция для разбора тяжб феодалов. Земские суды, местные сеймики, выбор депутатов на вольные сеймы. Администрации крупных поместий, особенно великокняжеских поместий, сидели по городам и местечкам.

В городах сидела и Церковь.

Военная функция. От экономики зависела слабо, больше от расположения. Порубежные города, особенно на востоке, великий князь старался сделать сильными крепостями - Полоцк, Витебск, Орша, Мстиславль, Могилев, Быхов основные, Пропойск, Лоев, Рогачев, Жлобин, Кричев, Лукомль,Сураж, Улля поменьше, но значимо.

Строительство и ремонт замков - повинность жителей всей волости. От горожан - обеспечение всем необходимым плюс участие в обороне.

Сильные крепости - Гродно, где часто и сидел великий князь, Пинск, Слуцк, Иказнь, Дисне, Несвиж, Мир.

Замок в Мире (1688) - цитадель из камня, 4 башни, пятая прикрывала вход в замок. Замок - три этажа из камня, 50 жилых, более 20 хоз.помещений, где хранили зерно, снаряжение, оружие. Одна из башен - тюрьма. Вокруг - ров, подъемный мост.

Правда, замки часто загребали под себя феодалы.

 

1.2. Привилегии городам (с. 21-30).

 

Власть давала жалованные грамоты с правами и гарантиями, обеспечивавшими жизнедеятельнотсь как центров торговли и ремесла, устанавливали место и положение горожан.

С конца 14 века (Брест) до середины 17 в. (Чаусы) - грамоты 25 городам и местечкам. Там - торговые привлиегии, право пользоваться земельными участками, общими угодьями, обычно за плату, регламентация гос.повинностей горожан, освобождение из-под власти и подсудности великокняжеской и частовладельческой администрации, права собсвтенной судебной и административной власти, самоуправления.

Зачем великий князь делал такое? По грамотам - "чтобы "в мере лепшой поставити", способствовать росту числа жителей, установить в нем "справедливые и добрые порядки". В тексте грамоты Бресту (1495) - грамота "по примеру других городов заграничных". Высокому (1503) - желание умножить доходы казны.

Во второй половине 16-первой половине 17 в. вступительная часть грамоты (типа, зачем?) расширяется. Добавляется общегосударственное соображение - Могилеву, Мозырю (1577), Витебску (1597) - поможет "увеличить доход казны ВкЛ... Не подлежит сомнению, что где мещане беднеют, там уменьшаются доходы и прибыль, а глее мещанам обеспечены большие права и более справедливый порядок, в такой город стекаются люди, в нем лучше живется, такой город лучше зщащищен и доходы растут". Заботами о росте благосостояния государства - возвращение магдебургского права Витебску (1644).

 

[ c. 23-24 отсутствуют]

 

[начало с. 25]

...феодалам были сохранены возможности проникновения в город, приобретение домов, земельных участков, установление своих юридик. Королева Бона запретила феодалам в грамотах Гродно от 1540 и 1541 покупать в городе дома, но запрет остался на бумаге. Радикальных мер не было.

Подтвердительная грамота Волковыску на магдеургское право (1507) - в первой грамоте великий князь литовский Александр освобождал горожан от ряда натуральных повинностей господарскому двору "от дякол и сена дякольного, от подвод, сторожи в дворе господарском, что в Волковыске", "также и з секерою на дело не велел ходити и сено косити, в Гродно на работу к вапну не ходити". Кое-чего сохранили: "пашню нашу толокою два дни мають арати, а два дни жати. Отправлять став над двором в Волковыске. В поздних грамотах этих повинностей тоже нет.

Грамота Орше (1582) - освобождала от работ на замок: "иж што они повинны были с домов и оселостей своих для пашни замковое на пригоне с сохою, на жниво с серпом, на сеножать с косою, на воженье леду, так теж на работы кухни, стайни, погребу и иные потребы замковые ходити"

Натуральные повинности или совсем отменялись, или заменялись на денежный налог. Как правило - отменялись.

Магнаты предоставляли горожанам личную свободу. Грамота князя Радивилла местечку Любче, от 8 марта 1647. в числе льгот "мещанин, который пожелает перейти из-под магдебургское право, [26] сообщит об этом замку, выкупится на волю и принесет присягу городу". Бедняка, который не сумеет построить себе добротный дом, засунуть в переулок, а если "он наш холоп - вернуть в село".

Камень в М.О. Коляловича - мол, не были горожане холопами! Наоборот, холопы могли стать мещанами. Правда, только богатые.

Грамота Бресту (1390) - предоставляет магдебургское право "гражданам и жителям города". Полоцку (1498) - передеает под м.п. всех, кто живет в городе, на предместье и в селах мещанских. В духе Брестской - грамоты Гродно. Минску, Волковыску. Местечку Пещатке (1569) - подчиняет м.п. всех жителей-евреев, имевших в местечке дома и державших пахотные земли ("волоки"). Витебску (1597) - м.п. должны подлежать все живущие в городе, но с оговоркой "Панам, князьям, шляхте мещан [27] своих, как издавна, не иметь".

Но вроде как широко толковать перемену правового положения белорусского горожанина с получением м.п. оснований нет.

Волковыску (1507) - князь распространил м.п. на ремесленную и торговую часть жителей. "Також в том месте, которыи будут реместники Кравцы, Кушнеры, котельники, шевцы, рымары, дуботолки, которыи в месте мешкають и торгом ся обыходят, тым всим казал его милость под тым правом немецким бытии и поспол с местом велел его милость плат нам платити".

Но в грамотах есть признание юрисдикции и власти феодалов над частью жителей. Полоцку (1499), Бресту (1511), Гродно (1540), Мозырю и Могилеву (1577) почти дословно - устанавливалось, что живущие в городе люди князей, панов, земян, бояр, духовенства, если они занимаются ремеслом и торговлей, обязаня платить налог ("серебщизну") и другие поборы, выполнять предписанные городу повинности так же, как мещане под м.п. оставались подданными своего господина в правовм отношении. Полоцку - городское самоуправление не полкчает над ними права юрисдикции "войт и мещане не мают их своим правом маг-им судити". М.п. Диснее (1569) - князь предписал сохранить юрисдикцию своего наместника, старосты дисненского, в нее включил "драбы рот пеших, десятники, люди панские, князькие, земянские. Духовные и светские", а также ремесленники, жившие в замке, возле крепости, в паркане и за парканом. Все - подлежали суду "статуом земксим", т.е. статуту 1566 г.

[28] т.е. с феодалами в городах не разобрались - власть не решалась с ними бороться. А в м.п., в артикуле 19 - все жители, особенно ремесленники, под управлением и властью магистрата, и плевать, кому там принадлежит город. Этот принцип даже про ремесленников не в каждой грамоте прописан. Полоцку,1500, - ясно изложен;а в 1580 - поправка, речь только о тех, кто живет на участках. Принадлежащих городу. По грамотам - в 25 городах и местечках признаются горожане - подданные феодалов. Т.о. в великокняжеских городах м.п. получали свободные, в частновладельческих - подданные феодала, но юридически под м.п. Например - Несвиж.

В 16 - первой половине 17 в. города не потеряли перспективы развития от вечевого права к м.п., "реформа" - половинчатая.

В грамоте Витебску 1597, "многими юрыздикциями, зверхностями места нищеют", теряют налогоспособность.

Во всех грамотах на м.п. - единая организация городской власти, единые органы: войт, бурмистры, радцы, лавники. Административные и судебные функции у всех. Юридическая основа деятельности - м.п. Были некоторые местные различия, "затавичвание" под город, но в целом - одно.

Переход к м.п. - положителен для развития городов. [30] Но это - власть хотела выгоды, и привилегии не столько направлены на развитие, сколько вызваны уже требованиями городов.

 

1.3. Юридики в городах (с. 30-54).

 

Юридика - собственность феодала в городе, выпадавшая из-под юридического контроля и воздействия правового статуса города. Были вообще города, полностью феодалов. Юридики расширялись, особенно крупных феодалов, которые вроде как больше зарабатывали на экспорте зерна. [31] Но, видимо, феодалам не хватало фольварков. Зачем? Включить местные рынки, мелкотоварное производство в те сферы, откуда получать доход.

Свидельтсва о юридиках - часто и густо, в записях магистратских книг, в уставах цехов, судебных и налоговых распоряжениях великокняжеской администрации. Было такое и в Западной Европе. Но сеньоральный режим там - ранний этап истории, 11-14 вв. Потом - борьба против сеньоров за муниципальные свободы, что привело к сословно-политической автономии. В Беларуси, как и везде в Речи Посполитой, сеньоральный режим не преодолели - он был в причудливом сочетании с процессом развития муниципального строя.

Первые известия о юридике - в грамотах Бресту, 15 в. Позднее - в 1503 великий князь Александр выдал "Привилей або фундуш кастелови витебскому належачий", где обстоятельно переданы черты юридики, редко встречающиеся в друих источниках.

Каноник Виленский м плебн витебский Станислав Матвеевич Кухарский попросили - Александр дал привилей: "Напрод хемцы нинешним привилеем уставляемы, абы вшыстке люде ку церкви прислухаючие в Витебску, так в городе плебаньем за рекою и ручьем и около реки Двины и в селах тых именей Боровно и Лепле, Мощыно сельцо; всих тых людейвызволяем от права и моцы вшыстких и особливых воевод, Каштелянов, старост, маршалков, державец, наместников их, судей, подсудков, бурмистров, радец, войтов, тивунов и иншых честников и урадников нашых и децких их мают вси люди пльебанские выняты бытии; который люди нинешним привилеем выймуемы и вызваляемы, уставляючы абы пред жадным с них неж толко перед нами и перед великими князи литовскими о речи тако великие как малые позваны станут и отповедати мают, або пред них плебаном. Теж тыи люди Ани подвод давати, Ани жаных робот робити нам некому едно тылько плебанови повинни будуть, а ни вин никоторых никому едно толко плебанови хотя подлуг права своего першого". Дальше - церкви разрешено иметь "корчму малую" на Нижнем замке и еще три корчмы: в замке, где она издавна была, за рекой Витьбой и за ручьем. Корчмы освобождены от всех поборов, назначаемых казной и городом. [33]

Юридика - город в городе, своя администрация, налоговая автономия. Только возможно привлекать жителей юридики, как и самого владельца, к суду.

Типичен ли такой документ? А черт его знает! Общее - юридики узаконены грамотой, признаются за юридикой верховные права владельца над территорией и над горожанами, собственная судебно-административная организация.

Нсколько юридики были распространены в городах? Начиналась с приобретения или пожалования участков, домов в городе. Например, князь Богдан Соломорецкий в 1510 г. купил три дома в Минске за значительные суммы (200 - 300 коп) у богатых мещан - бурмистра Филипповича, купцов Федоровича и [34] Маслянки. Дома освобождены от налогов и повинностей грамотой великого князя.

В Полоцке воевода пытался устроить юридику. 10 апреля 1527 рада города жаловалась великому князю: "многие ремесные люди мещане и драголи моцно еси за себе забрал и на себе им кажет робити без жадного права". Далее в жалобе говорится, что горожане сами уходят под юридики воеводы - "не хотячы серебщизны и ордфнщины нашое и иншых платов меских поспол з местом нашим нам платити". Право частной собственности, налоговая автономия.

В Гродно, судя по жалобе рады 1540 г., в частном подданстве были горожане, жившие в домах шляхты и плебана. "уходят к замку, другие к панам своим". Королева Бона велела ремесленникам, не желающим подчиниься городу, переносить дома за Неман, в Замковый город. Видимо, в Гродно было несколько юридик. Одна - замковая, лежала за Неманом, вне городской черты. Юридики шляхты и плебана в пределах города. видимо, имели частную собственность, частную власть с собственным судебно-административным устройством и повинностную автономию от власти и города.

[35] Королева Бона приказывала, чтобы все дома в городе подлежали юрисдикции городской власти, кто не согласен - в сад, продавай дом, уходи из города. Исключение - для шляхты, живущей в своих домах. Распоряжение осталось на бумаге.

Рада в 1544 жаловалась, староста Гродно забрал под замок мещан и ремесленников чуть ли не половину города, хотя они давно под м.п.

Плебану в старом городе по левой стороне Немана в 1561 г. - 64 дома и участка из 543, более 11%. На Плебанской улице - 27 семей, все "люди плебанские". Виленскому воеводе 15 участков (3%). По инвентарю Гродно за 1561 среди частновладельческой собственности дома "княжеские, панские, плебанские, земянские."

Как организованы - черт знает. Возможно, суд-адм подчинялись замку "Плацов и домов во всем городе Гродно под одной стороне Немана, т.е. княжеских, панских, плебанских, земянских, городских, ервейских, ремесленников замкового присуду, оседлых и пустых - 543".

За Неманом - "плацов меских, здавна оселых и пустых, ремесленников замкового присуду и еврейских - 421". Возможно, только о подзамковых ремесленниках. По грамоте великого князя 1568 собственность подканцлера Воловича в Гродно, состоявшая из пяти купленных их домов, освобождена от всех поборов и магистратской юрисдикции.

На юридике Вознесенского монастыря в Минске жило в 1579 [36] жило 32 семьи, "мещане того монастыря", из них 13 - семьи ремесленников.

Частновладельческие юридики - в инвентарях Бреста, КОбрина, Пинска (середина 16 в) В писцовой книге Пинского и Клецкого княжеств (1552-1555) значатся "мещане владыки пинского" на 17 улицах города. Общее число - 117 семей, на двух улицах 9 семей, названных мещанами игумена церкви святого Варвары в Пинске. При этом мещане владыки освобождены от уплаты чинша, мещане же игумена платили. М.п. не было, но администрация была - упомянуты "войт меский", "войт пинский" и писарь. Судили мещан коллегией с "мещаны головнейшими".

Новогрудок 1563 - юридики замковую, княжеские, панские, митрополичью, попвские. Князь велел их поселить отдельно на разных улицах, как и евреев - отделил от мещан городской юрисдикции.

Юридики как частное подданство - в источниках второй половины 16 в. В Слониме, Молчади, Любче, Диснее, Каменце, Минске, Могилеве. В одном документе за 1592 г. Великий князь называет в Минске юридики княжеские, воеводскую, старостинскую и "разных наших должностных диц", шляхетские, духовные. В Друе 1569 - также люди "князские, панские, земянские, духовные и светские".

Юридика везде - как нечто обычное и повседневное. Основывают покупая в городах дома и участки.

В 1563 великий князь официально утвердил юридики в городах и [37] предписывает "з дворов, або з домов князьких, панских и земянских... жадного податку з местом давати не мають окроме местное часу потребы небеспечности".

Типа - верховная власть поддерживала феодалов, не смотря на то, что ей не выгодно. Крестьяне бежали в город - власть открывала феодалу ворота города. феодалы строили юридики подстраиваясь под город, не делали продолжение поместья - т.е. развивали город. Нужны быои не крепостные, а те, кто платил. [38].

Если крестьянина переселяли в город - он получал свободу деятельности и возможность распоряжаться своим временем.

Юридики были выгодны. Первая половина 17 в. - широко распространились. Евреи везде были юрисдичанами замка.

Брест.

Брест, 1622: "Евреи Бреста должны быть только под юрисдикцией старосты"

Уже в конце 16 в. большинство жителей Бреста - юрисдичане. Бурмистры в 1590 объясняли, почему не сумели вымостить улицы по приказу великого князя: "есть подданных мещан князьких, панских и духвоных частей тринадцать... а наших горадских подданных часть четырнадцатая", те 13 частей "до бруку яко и инших повинностей прычинитисе не хочут". Так было и в первой половине 17 в. Книги рады Бреста этого времени очень часто упоминают горожан, живущих на частных юридиках. Были юридики: костел Св. Варвары, монахи ордена августинов Св. Духа, Фарный костел, князь Радзивилл, шляхтич Ян Гротовский, Воеводина новогрудская, войт Бреста (Казимир Тышкевич), замок города, [39] епископ луцкий и брестский, князь Дорогостайский. Инвентарь экономии Брестской за 1668: 79 городских участков на рынке и двух улицах города, состовлявших юридику экономии. Кроме того, юридики 15 феодалов.

Витебск.

Жалобы рады Витебска, 1616, великому гетману ВкЛ Карлу Ходкевичу - под частными юридиками у шляхты на предместье и в городе больше половины горожан.

Витебск, 1624: мещанин Миколай Илинич Суховатик и его жена добровольно отписали при жизни свой дом в виде дара "на вечные часы" церкви Успения при условии, что в нем будут жить они и их потомки. Владельцы дома обязуются находится "под владзою" архиепископа и его преемников. Архиепископ обязуется "у субботу уписати, абы за наши души... пана бога просити". В награду "с того дома, пляцу, огороду куницу радуничную и иншие повинности яко и другие мещане архиепсикопские Витебские платити и полнити маем сами и потомки наши повинни будут". Свободы не теряли - просто меняли юрисдикцию - ну и кому платить налоги. Инвентарь Витебска 1641: 28 юридик, владели 629 домами из 1011 домов. Инвенатрная опись 1618 архиепископии полоцкой на [40] 5 посадах 85 семей "под присудом" архиепископа.

Гродно.

Подтвердительные грамоты цеху металлистов, каменщиков Гродно 1620, 1633, 1663 отмечают, что в домах шляхты проживают каменщики, гончары, плотники, бондари. Юридика архимнадрита гродненского монастыря (1614). В юридику замка - евреи.

Юридики реформационных общин.

Минск

Юридика евангелической общины, с 1583 на улице Зборовой. Упоминается в документах с 1600 по 1653. сначала были пожертвования горожан (купец Артимович Шишка, ювелир Каспар Шишка) и феодалов (князь Ярош Жижемский, Сологуб). Потом - захватывали пустые участки, строили дома, поселяли жителей. Юрисдичанам запрещали нести городские повинности и платить поборы, быть в меском суде (жалоба рады за 1601). 18 ноября 1664 - грамота короля предписывает ремесленникам "всех юридик" обязательно состоять в цехе.

Могилев.

Вторая половина 16 в. - только одна замковая юридика. В 1610 - 42 дома, столько [41] же в 1614. к 1630 расширилась - горожане убегали от налогов. В первой половине 17 в. - юридика монастыря Св. Спаса. В 1649 - из плательщиков исключили юридики ксендза, костела, замка, Спасского монастыря, шляхты, плебана.

Пинск.

1555 епископ пинский имел 114 семей, в 1629 - 147 семей. 1625 - в цехе рыбаков есть мещане шляхетские и духовные. В 1627 шляхтич Петр Рабка зукпил дома и грунты у рады, "осадил там ремесленников и запрещает нести повинности городу". Юридики шляхтичей Бохана, Реута, Боханского. Добиваются арендной платы плюс всех поборов, что были бы в пользу города, причем "бтьем и мученьем".

Полоцк.

Клир полоцкой Св. Софии включил [42] в юридику 22 дома. Жалоба 1646 - иезуиты пытались овладеть экономической жизнью города, закупили несколько десятков участков, начали строить лавки. На Екимани и Острове "сила новых грунтов" закупили у шляхты, сажают "торговых, шинковых и ремесленников, которые, не состоя в цехе, выносят свои изделия на рынок".

Дисна.

Грамота Владислава 4, 1633 - юридики светских и духовных феодалов.

Кричев.

1684 - 430 домов, под юридикй замка 27 домов, у шляхты - 57 домов, т.е. 20%.

Мозырь.

Бурные события 1615 и 1622 - из-за замковой юридики.

Чего горожан несло в юридики? Налоги не платить. Оффшор, блин. [43} Поскольку доходы казны упали, в первой половине 17 в. произошел какой-то поворот в отношении к ней верховной власти. Какой? Скоро будет!

Пока что - о самой юридике, что такое, с чем едят.

Чем занималось население юридик?

Живут купцы, торговцы, ремесленники. Записи рады Бреста - цеховые мастера, подмастерья, даже цехмистры. Хотя вроде как могли быть только подмагистратные. В Гродно "проживают каменщики, гончары, плотнки, бондари". В Минске у евангелистов - "разные ремесленники". Могилев (1577) - торговое население. Минск, юридика Вознесенского монастыря в 159 - 13 глав семей ремесленники. Пинск, под епископом 57 купцов, до 200 купцов и торговцев. [44] Единственные земледельцы - огородники.

Феодалы концентрировали ремесло и торговлю. Переселяли крестьян - т.е. способствовали урбанизации.

Была ли административная и судебная автономия?

В 1590 в Минске к замку пришли "жители юрилик з войтами своими". В Каменце в 1589 юридика плебана имела войта. В Бресте у аждой юридики по войту: [45] 1638, 6 марта "Мы, депутаты нижепоименованные юридик магистратской городской, а также войты княжеские, панские и духовные, согласно привилегии короля избранные от всей речи посполитой города в прошлом 1636 году на слушание отчета бурмистров прошлых за 1634".

Войты юридик упоминаются в документах Гродно, Пружан и других городов. Нигде нет упоминаний о других должностных лицах в юридиках. Правда, в Бресте юридик монастыря св. Духа в 1637 имела и войта и его наместника. Возможно, если юридика была большой - то была и администрация по типу городской.

Изолированы ли юридики от жизни города?

Да вроде нет. См. документы Бреста за 1638 и Минска за 1590.

Да и своя администрация не всегда означала свой суд. В инвентаре Витебска за 1618 перечислены "мещане в том месте мешкаючие на плацах церковных под присудом его милости архиепископа". В инвентаре за 1641 владения 61 феодала, церквей, монастырей и духовенства обозначены: "Дома и пляцы разных юридик как [46] лиц духовных, так и шляхты, которые согласно прав и привилегий подлежат власти и распоряжению Витебского магистрата". В основном - по несколько домов, но были и десятки, и даже более сотни домов - виленской капитулы (27), пана Самуила Старосельского (112 домов в Русском рпосаде), митрополита Антония Селявы (180 домов в разных посадах), пана Андрея Римши (50 домов в посадах Заручевье и Задуновском).

Т.е. административная автономность еще не означает автономию судебную. И налоги очень часто платили городу.

Вот вопрос - а там, где судебная автономия была, на основе чего судили?

В ВкЛ в то время действовали два кодекса. Если между феодалами - то Статут (сейчас его называют ("Литовский Статут"). Мещан - войтовско-лавницкий и бургомистро-радецкий - то магдебургское право. Иски феодалов к мещанам - Статут, иски мещан к феодалам - Магдебургия.

В течение 16 в - первой половины 17 в. юридическая основа городских судов расширилась за счет норм "вилькеров" Кракова и Вильно. Ссылки на них особенно часто в судебных решениях Бреста и Гродно, а в первой половине 17 в. - и Могилева (на Вильно). В ряде решений в первой половине 17 в. можно встретить ссылки на Статут. Так что было в юридиках? [47]

На Вилденском сейме 1551 шляхта предложила "абы мещане князькие и панские под одним правом были окром дворов князьких и панских, шляхетских для них самых будованых". Король ответил согласился и предложил добавить подчинение раде города мещан духовенства по уголовным и гражданским делам. Следовательно, вероятно всех судили по м.п. В Люблине, отмечает Мазуркевич, суды юридик пользовались именно м.п. По белорусским городам документов не сохранилось, можно только предполагать.

Записи замкового суда Гродно за 20-40-е годы 16 в. при разборе ряда дел горожан замковой юридики применяли статьи Статуа 1529, земского права. Однако во всех случаях - это претензии по долгам, о распоряжениях завещателей в пользу церкви, о делах по аренде мыта.

Горожанин замковой юрисдикции мог обращаться не только в замковый суд, мог и в городскую раду. Например, в Гродно, суд над двумя замковыми юрисдчанами. Один их них, Ясско Климович, потребовал возместить ущерб от Олексея стихаря. "Олексей стихарь поволал бы на наймита своего на Андрейца Рожу о шкоды свои... которого ж Андрейцы выдавшы до ратуша на муку до смерти замучил". Решения нет, на чем судили - не ясно. [48] Есть только запись, что для возмещения ущерба, нанесенного работником, матсер прибегает к суду рады, а не замка.

Брест. В 1577 в замковом суде разбирали жалобу мещанки Ганы Овхимовой на Лею Левкову, не вернувшего 3 копы и не выкупившего вещи, отданные под залог. Лей, вероятно, был замковым - как и все евреи Бреста. Решили - срок отодвинуть на 4 недели, с выплатой "лихвы", основываясь на артикуле 18, в разделе 7-ом. Т.е. - Статута 1566.

Частные юридики. 5 марта 1642 - тяжба матери и сына, живших на юридике епископа Луцкого и брестского с братвой из-за участка на ул. Бискупьей, принадлежавшего юрисдикции города. обе стороны - Эмещане брестсике под юрисдикцией бискупа луцкого и брестского живущие". Так же названы муж и жена Череповичи - жители той же юридики, купившие 27 марта 1642 городской участок сенокоса у бурмистра Бреста Яроша Сороки. Продать они его могли только мещанам права магдебургского, а купившие "должны как и сейчас, всегда оставаться под правом и подчинением городским". [49]

25 февраля 1643 суд рады Бреста спор Евдокии Данилович "мещанки Бреста под юрисдикцией вельможной... пани Дорогостайской проживающей" с Ульяной Хомичевой "тоже мещанкой Бреста под юрисдикцией... епископа владимирского и бресткого проживающей". Спорили про дом "лажещий под юрисдикцией пробоща фарского костела", оставшийся после смерти сына первой, женатого на дочери Хомичевой. Постановили: дом и 3 сенокоса отдать матери умершего владельца, ей же присудить товары и инструмент (умерший был скорняк). Основались на статье о наследстве в м.п., статье из Саксонского Зерцала и статьей городского права. Дом умершего - на участке, принадлежавшем городу, как и сенокосы.

В Минске частных юрисдчан, видимо, судил замок. Устав 1615 г ювелиров, ст. 8 - все проживающие в городе должны быть в цехе, не вступившим запрет под угрозой конфискации инструмента. В пределах города следила городская замка, [50] на частных владениях - рада замка.

Не случайно жителей юридик называют "мещанами". Видимо, феодалам просто не так уж надо были административная и судебная автономия. Само понятие "юридика" - нередко просто собственность феодала в городе, горожане вносили налоги и поборы.

В 1614 архимнадрит гродненского монастыря был обвинен в том, что не собрал с гродненских ремесленников - подданных монастыря - побора. Архимандрит отмазался, привел доказательства, что собрал и сдал 190 злотых.

Могилевский магистрат 9 мая 1634 с общего согласия "всех мещан" вынес решение о юридиках двух земян, которые с 1577 по 1610 не платили в ратушу налогов, владея в рынке двумя участками, двумя домами, а также моргами и сенокосами. Т.е. тут юридика - только собственность, облагаемая налогами.

В источниках нет известий о самостоятельных рынках в пределах юридик, собственных ярмарках, как это бывало в Люблине, нет собственной экономической жизни. [51]

Все равно верховная власть напрягалась по поводу юридик. В течение 16 в. покровительствовала юридикам, предоставляя привилегии, с конца 16 в. начала стремиться ввести юридки в рамки, исключающие автономию фискальную, и судебную тоже. О. Гедеманн обратил внимание, с конца 16 в. особенно с начала 17 в. в грамотах великих князей литовских все чаще подчеркивалось предписание частным юрисдчанам платить взимаемые с города налоги, нести городские повинности. Это утверждение утвердило в качестве общегосударственной нормы постановление сейма 1611 г. Было подтверждено в 1651, а в 1659 решением сейма предписывалось, чтобы "все юридики были уничтожены и переданы городской юрисдикции".

По идее, должны были не только на бумаге писать, но и дела делать. Вроде, делали.

Рада Витебска в 1605 пожаловалась в королевский суд на земянина, пытавшегося забрать из городской юрисдикции дом, построенный на городской земле, суд решил: дом принадлежит городу, земянин обязан нести все повинности, как и жители города.

Минск, 1605, рада Минска - иск против феодала Быховского, обвинила [52] - имея около 20 участков на Троицкой горе, между Глебоборисвской и Левковской улицами, он "людей ремесленников разных на тех пляцах осадившы, почил их отделять от Влады города", запретил нести "повинности и поборы как все мещане". Суд, по Статуту 1588, передал все дома под юрисдикцию рады, а жителей домов обязал выполнять повинности и платить налоги.

1622, спор рады Полоцка и феодала Боханского, основавшего на территории Кривцова посада целое местечко Бельчицы, ставшее посадом под названием Кабаки, решен королевской грамотой: Кабаки переданы под юрисдикцию рады. Боханскому в качестве подданных под его юрисдикцией оставлены только "люди простые и огородники, которые купечеством не занимаются, и никаких вольностей и торгов городских не употребляют, одно землю орут и хлеб пашут".

Аналогично в июне 1623 о юридике на этом же посаде Борисоглебского монастыря. За ним сохранено право взимать чинш за пользование его участками и домами, а во всем остальном жители юридики обязывались "войту и уряду месткому Полоцкому полслушни будут".

Грамота великого князя 3 апреля 1623 о юридиках в Орше: "Поскольку в Орше много плацев шляхестких и духовных, на которых осели мещане, то заявляем, как это было и в прошлой грамоте нашей, что такие мещане во всех судебных делах своих не куда-либо, а только а только на ратушу должны вызываться и судиться, а панам своим должны как договорились на чьем участке живут чинш платить и услуги как договорились им выполнять". Все вновь поселвишиеся - под раду, а раде можно добиваться возвращения под власть и контроль рады [53] участков возле Никольского посада и за Островским посадом, отошедшим к частным лицам.

Королевский суд утвердил жалобу Минской рады 1639 на земянина Яна Своленского, который более 10 лет назад закупил на Троицкой горе четыре участка, на которых разные ремесленники и перекупни своими домами живут" и имеют возле домов лавки, но не платят налогов, не несут повинностей, не выплатили 2000 злотых побора. Суд обязал внести долг и впредь быдть под юрисдикцией рады.

Решением сейма под юрисдикцию рады в 1641 возвращены в Новогрудке четыре улицы, которые воевода включил в свою юридику.

Рада Полоцка боролась с феодалами. По ее жалобе в 1639 в асессорский суд вызвали 10 владельцев юридик за то, что они запрещают своим подданным подчиняться магистрату, нести повинности, в частности, ремонтировать крепостные сооружения. Суд согласился с радой, отметил, "каждый живущий в городе должен починяться магистрату, а пану, в доме которого он проживает, только выплачивать ежегодный чинш".

Это все слова. Что на деле было - неизвестно.

Правда, известно, что рада Полоцка в [54] 1618 подчинила себе юридику в Великом посаде, на что жаловался архимандрит полоцкий. Так же поступила рада Каменца, забрав в 1631 под свою юридику 130 волок, принадлежавших замку. Рада отказалась нести поборы на замок, вести работы по его ремонту.

 

1.4. Горожане (с. 54-73).

 

Городское население пополнялось за счет крестьянства. Крупные города - за счет выходцев из мелких, особенно частновладельческих. Бобрйуск, 1639: Годрей копылянин, Андрей копылянин, Иван свислочанин, Васко жомофтинович (из Литвы-Жамойти), Матвый Волынец, Гелиаш Волынец, Ивашко москаль, Никон москаль, рымар Яеуш венгр. Белорусы тоже эмигрировали - в Кельмени в Жемайтии жили Рудка, Карась, Янович, Шостак. В Могилеве от иногородиых было не протолкнуться, в 1604 [55] - выходцы с Волыни, России, Латвии, Литвы.

Феодалы переселяли в город крепостных. В Давид-Городке в 1654 после перечисления повинностей указывается, что выполнять должны все жители, как свободные, так и не свободные".

1582 - по завещанию Юрия Зеновича сын получил "имение отчизное Глубокое в повете Ошмянском, двор, збоже, мещан глубоцкх, бояр, людей осадных, тяглых, пушчы, млыны, ловы" и другое имущество. Ян Сапега в 1633 предписал отвести в пределах своих владений в городе Зельва 6 участков "на переселение в 1634 [56] ремесленников, нужных двору". Среди жителей местечка Бобыничи 11 семей - отчичи владельца всего имения.

Горожанин-крепостной был, но он был везде. "Все насление франконских городов в 16 в. можно разделить на три категории: лиц, не находящихся в феодальной зависимости и не несущих никаких феодальных повинностей; лиц, лично свободных, но в феодальной зависимости от города или сеньоров и несущих соответствующие повинности; лиц, находящихся в крепостной зависимости, отличались от предыдущих уплачиванием оброков и барщиной в пользу сеньора". К началу 16 в. в Вюрцбурге жило 1868 крепостных епископа, 286 крепостных духовенства и монастырей; в главном городе графства Гогенлоэ-Эрлингене и в столице княжестваАнсбах-Онольцбахе подавляющую часть горожан составляли крепостные, в Ротенбурге большинстов ремесленников несли бремя феодальной зависимости.

Белорусский горожанин мог заменить феодальные повинности денежным побором. Немец должен был внести сумму, равную ¼ его имущества, как это делалось в ВкЛ кто ж теперь скажет. Состоятельные горожане этим правом пользовались. Скорее - [57] как соглашение сторон, а не государственная норма. Например, горожане Пинска были освобождены от повинностей и юрисдикции епископа, за уплату 40 коп в год. Соглашение состоялось в 1588 по требованию городской рады и мещан магистратской юрисдикции. Сморгонь, 1627, из 139 мещан 26 не несет подводной повинности, платят вместо нее налог. В том числе два кузнеца, два сабельника, два каменщика, четыре корчмаря, Прудник, кухарь; занятия отсальных не указаны. Все вместе вносили в казну Радзивилаа 119 коп грошей ежегодно.

Крепостной горожанин - явление обычное, но он часто избавлялся от повинностей.

Группа горожан - "люзные" или "гультяи" - разорившееся и безземельное крестьянство. [58] Судя по законодательным установлениям (сеймовым конституциям) Д.Л. Похилевич: "основную массу люзных и постоянное их пополнение составляли беглые или чиншевые белые крепостные крестьяне, преимущественно безземельная голытьба, постоянно бежали - фактически свобдные".

Конституция 1620 г прямо называет "люзного" городским жителем - те, кто домов не имеет и не нанялись на год.

Полноправный горожанин - находится под защитой городского сапоуправления, пользуется привилегиями города, состоять в цехе, вести торговлю на городском рынке - надо кой-чего иметь - как минимум, дом, т.е. "оселость свою мети". Для вступления в некоторые цеха надо было быть "добре оселым". Вывод - люзные не полноправны. Те, кто снимали жилье - "каморники". Те, кто перепродовал продукты - "перекупники", работающие по найму - "наймиты", [59] "молодцы", "паробки", перешедшие в услужение - "слуги". Все это - "люзные", что видно из решения Волковысского сейма 1578 г: "перекупники и люзные, то есть гультяи мужчизны и невесты, наемники и слуги" в больших городах платят побор 30 грошей, в малых местечках - 15.

Правительство боролось с люзными и бродягами. С 1496 до середины 16 в. от шляхетских сеймов больше десяти постановлений предписывающих преследовать люзных. Со второй половины 16 в. люзные уже окончательно обосновались в городах. Налоговый универсал 1567 требовал от городской рады, чтобы прибывающие в город "люзные" или "гультяи" как мужчины, так и женщины... которые весь год никому не служат, а только нанимаются на недлелю, либо вовсе не работают", были зарегестрированы. При определении ставок поборов с горожан налоговын универсалы учитывали и их. В универсалах с 1569 по 1628 в качестве объекта обложения фигурируют и в больших городах и в местечках "каморники", "гультяи, которые только на неделю нанимаются или не работают", "люзные". Стал быть, много их было - а то зачем бы учитывать? На них даже давили изменением ставок налогов - побор с люзных и гультяев с 1569 по 1628 возрос вдвое в крупных городах, в 1,5 раза в малых городах и местечках. [60] То ли их больше становилось, то ли прижать хотели.

Минск, 30 июля 1639 обнаружила у 48 домовладельцев 91 человека прислуги, "паробков", поденщиков. А 26 января 1640 в Слониме у 64 домовладельцев - 138 человек. Запись магистратской книги Слуцка за 1655-1656 - при формировании городского ополчения создано пять полков, насчитывающих 20 сотен. Один полк создали "люзные", жившие в Слуцке ("в полку люзных людей две сотни") 10% городского войска или взрослого мужского населения в Слуцке - "люзыне".

Чаусы, 1610, кроме 178 глав семей побор-серебщизну внесли 29 человек люзных, наймитов, молодцов, перекупней, аж 13%. Чаусы же, 1621 - взимался налог 2 гроша с 10 люзных. Инвентарь Чаус 1643 указывает 435 жилых участков, с которых взимался побор, 72 участка свободных от побора и 81 каморника. Последние вносили такой же побор, как и люзные в других городах. Получаем 12,7%.

Что они делали чаще - не ясно. Скорее всего в разных городах по разному. В портовых городах (Полоцк, Витебск, Могилев, Слуцк, Пинск) - грузчики для судов, сопровождение судов к месту торга, выполнение ремонтных работ и т.д. Моилев, 1621: [61] "мол, хлеюб пекут, ремесло робят, поденствуют". В документах Полоцка, Витебска, Бреста, Могилева, Орши - "молодцы", "паробки". Нанимали на торговые суда, для охраны купеческих обозов, шедших по "гостинцам" и "шляхам" к месту ярмарок. Они же, наверное, и "люди работные", из Пинска 1636.

Какую социальную группу пополняли в городах люзные? А черт его знает! В смысле, К.Маркс и Ф.Энгельс. [62] Либо вливался в город, либо в плебс. Бродяг вообще в то время было богато. [63]

Состоятельные крестьяне шли жить там. Умельцы - наниматься в ремесленники, в "каморники". В Бресте в 1638 спор между металлистами и другими ремесленниками, выяснилось, что последние "в городе не имеют оседлости", металлисты требовали не давать им создать свой собственный цех. 22 декабря 1640 в Бресте бурмистр города и цехмистр цеха сапожников Ярош Сорока обвинил четырех мастеров - членов цеха, что они "не имея в городе оседлости", исходайствовали у короля грамоту на создание цеха для мастеров-католиков. Такие обвинения есть и в друигих книгах Бреста. Магистрат не принял решений в интересах жалобщиков - наверное, не имение оседлости значило только [64] проживание в юридике, а таких тянули в город за все лапы и уши.

Верховная власть поддерживала города. в одной из подтвердительных грамот короля гродненскому цеху каменщиков, гончаров и бондарей предписывалось, чтоб все ремеселнники, проживающие "в домах шляхты, духовенства, давали взносы, подчинялись обычным порядкам и без ведома цехмистра и старшей цеховой братии не выполняли работы". Так же было и в других городах. Частновладельческий крестьянин вступив в цех обретал бюргерские связи.

Далеко не каждого подмастерья и ученика можно считать плебеем (вопреки Б.Ф.Поршневу). большая, если не основная часть - сыновтя полноправных горожан мастеров. Были и пришлые, те еще так-сяк плебеи.

А вообще плебеи - поденщики, временщики, "молодцы", "каморники", "перекпуники" и сборщики милостыни.

Нищих, похоже, было много. Рады Могилева, Слуцка создали особые цехи нищих. По свидетельству ревизоров Гродно "непорядок также создают низие, которые везде толпятся - не только на рынке, у костелов, но и на улицах". [65] "...так как в городе неизбежны нищие, больные, калеки, то магистрат должен построить для них на особом месте дом или сарай, чтобы содержать их там, как это делают в других благоустроенных городах".

Были и разорившиеся горожане. Витебский повет, 1601, данные "позлотового сбора" - из 1193 домов 295, или 26%, названы "бедными халупами". Из 253 ремесленников, уплативших налог, 81 "бедные", 23 "худшие", первые платили 15 грошей, вторые 12. такой же ставокй облагались люзные в других городах. Могилев в 1649 в каждой из 16 сотен из-за "убогих людей" недобиралось от 1/3 до ½ всего побора от сотни.

То, что их облагали налогом - значит, много их было. По Волковысскому сейму 1578 - по 2 гроша с "бедных халуп" в городах и местечках без м.п., тогда как с домов на рынке - 6 грошей, на улицах - 4 гроша. Этот налог был во всех налоговых универсалах второй половины 16 - первой половины 17 веков. Скольк ж было плебеев? Точно не сказать, но могло быть до 1/3.

Сложилось и отношение к плебям как к бесправным и беззащитным. [66] Мать бурмистра Каменца Анастасия Кашубина в 1644 подала жалобу на сына. Во время спора об имуществе, которое присвоил Миколай Кашуич, бросился на брата "схватив его как какого-то человека люзного и неоседлого... за горло давил. душил", матери "как с люзной женщиной гультяйкой неоседлой..." чуть кости не переломал. Очень, знаете ли, напрягают сравнения.

Наконец, добрались до других слоев.

Верхушка - богатое купечество, ремесленные мастера - стршина цехов. Они держали всю власть в городе. О них всегда пишут "учтивые", "славетные". Актовая запись книги Могилева за 1598 в деле о наследстве цехмистр цеха солодвников, назван "учитвы Стахор Миткович мещанин Могилевский". В актовой записи магистрата Могилева от 26 марта 1646 перечислено 66 фамилий владельцев купеческих лавок ("крам"). Все они названы "панами", из них 16 - бурмистры, радцы, лавники либо их родственники. юогач и цехмистр скорняков Минска, в 1661 имел в городе Рожане лавку с большим ассортиментом - 35 наименований - мехов и меховых изделий на 2 119 злотых, у него же в Минске еще оставалось 22 наименования мехов на 1 109 злотых.

Подобные записи есть и в Бресте, Гродно, Слуцке, Диснее и ряде других. Об имуществе можно судить по завещаниям. Мещанин Гродно Матей Янович оставил в 1540 наследство [67] "пашню отчизную", поля "заставные и откупные" и много разного имущества. Другому гродненскому мещанину Богдану Ходкевичу в том же году принадлежали 50 бочек жита, 20 бочек ячменя, 12 пшеницы, 20 гречки, 15 овса, 10 бочек гороху, много скота, птицы. Вел торговлю в Вильно, Кракове, скупал в сельской округе зерно и другие продукты. Одно время был "писарем гродненским" из домашнего скарба имел много разной посуды, оружия, одежды, книг церковных, пять из которых серебром оправленные. Среди мещан Дисны в 1580 были держатели целых сел. Одно село держал Давид Дрыско. В 1618 Нарбуты держали село Горик, а в 1628 Роман и Андрей Корсаки отсудили у двух мещан купленное ими имение Язницы. Суд удовлетворил их жалобы, потому как мещане шляхетского звания не имеют.

Радца Бреста Павел Щепанович в 1624 имел "дом въездный", 2 коровы, 6 огородов. 1 рез и 1 клин пахотного поля, два дома, драгоценности, наличность.

Полоцкий купец Яков Федорович Ходыка завещал крупные суммы денег, большие партии пеньки, рыбы, кож, шкур, соли в Полоцке и Бешенковичах, фольварок, два сенокоса, скот, долговые обязательства 12 должников на 665 коп грошей.

Витебский мещанин Григорий Бонич в 1627 отдал под залог долга в 800 коп грошей "домы, крамы, пляцы, орогоды, пуни и фольварок Видбица, поля Пашковские, Сипковские, Смыоквские, Голубовские, Рожковские и сады два".

Слуцкий купец Василий Тишевич в 1629 завещал несколько лавок, дом, два большегрузных речных судна (витины), фольварок.

[68] Общая структура собственности городских богачей. Основное - дома, лавки, товары, наличность, долговые расписки, пахотные и сенокосные угодья, фольварки. Богатство - на товарном производстве и обмене и феодальном хозяйстве. Второе несколько сужало вложение средств в первое. Но все тянулись к земле. Мало ли - будет неурожай, а на огороде хлебушек вырастет.

Товарное производство и обмен слабо развиты - от внешнего рынка зависело. А что было на внешнем рынке? А войны были, усобицы внутри страны. Как тут торговать? Вот и закупались землицей.

Число горожан пополнялось за счет мелкопоместного военно- служилого слоя, бояр. Бояре воевали, но при этом и торговали или ремесленничали. В Полоцке м Витебске их много. По "Попису войска" [69] ВкЛ 1528 г. в Пооцке 384 семьи мещан-бояр. В инвернатре Полоцка 1552 они составили 1/3 всех. О боярах-мещанах сообщают документы Пинска, Орши, Могилева, Минска, Новогрудка. Жили и в местечках. В Дельковичах под Минском жил боярин-пекарь. В Мозыре, Кобрине, Несвиже, Чаусах и т.д. тоже были.

Была и шляхта. Письмо Криштофу Радивиллу от Льва Спаеги 20 июля 1599 - мол, громили шляхетские дома в Полоцке, причем уже 3-4-ый раз. В Полоцке же в 1486 боряе спорили с мещанами за право получения доли от торговых пошлин, весового сбора, взимавшегося с приезжих купцов.

В 1596 витебский воевода Николай Сапгега выполняя просьбу Витебска об уравнении в правах с Вильно, Троки, Полоцком, Новогрудком, освободил город от своего суда, подарил на расходы рады дворец Лукишкы с селами, до него належычими, в селе Туровшно дымов 12, в селе Пригонников - 7 дымов, в селе Новики - 4 дыма, в сее Барышники - 2 дыма, в селе Трубачи - 8 дымов". Города-феодалы - так же Брест и Гродно.

[70] У верхушки были и духовные интересы.

У полоцкого купца Ходыки - 16 картин.

У радцы Бреста Гурина Федоровича в 1624 в завещании несколько десятков книг, в т.ч. Скорины.

Дети учились в университетах.

Количественно верхушка.

Местечко Любча (на Немане) - из 130 владельцев богачей (недвижимость дороже 100 коп)- 8, или 6%.

Часть богачей - из крестьян под городом. [71] 1639-1643 "шляхетные паны" родственники крестьянских окрестных семей. Из села Адамовичи - лентвойт, радцы Станислав и Адам Цвикли, золотых дел мастер Мртин Адамович.

Бургомистр Могилева в 1640 Тимофей Гапанович - из села Ничково Головчинской волости.

Иноземцев среди боачей мало. Поляки были в Бресте и Гродно, русины в Полоцке, Могилеве, Витебске, Орше.

 

Средний слой.

Ремесленные мастера, торговая часть жителей, владевшая лавками, ларьками на рынках. Подмастерья, ученики из полноправных горожан - сыновья. Духовенство, чиновники. Вроде бы, 40-50% всех жителей.

В Бресте целые цехи в первой половине 17 в. - мастера жили на юридиках феодалов. В Витебске и Гродно, там больше половины жителей жили вне городской юридики.

 

Глава II. Городское самоуправление

(с. 73 - 141)

 

2.1. Вечевая организация городского самоуправления (сс. 73-78)

 

Что было исторически - известно только по Полоцку. О других - только очень кратко. В хронике Быховца, вторая половина 12 в., - "Полоцк и мужи полоцкие управлялись вечем, как Великий Новгород и Псков". Князь Борис [74] построил Софию а так же"правя в Полоцке дал им вольность и право собирать вече и звонить в колокол и обсуждать дела, как в Великом Новгороде и Пскове". Собор построили в 11 в., вече тогда же?

В Летописце. Кратком собрании хроник литовских и польских. Автор среди событий второй половины 13 в. помещает вставку "О Полоцкой Венеции, або свободности". В ней говорится - когда-то сами правили, никого сверху не было, только 30 мужей старцев из среды горожан на текущие дела, суд и сенат, ну и вече - по звону центрального колокола собирались и решали дела. Мол, вольно жили - как Новгород Великий, как Псков.

Владимир в 987 прежде чем принимать религию советовался с боярами и старцами городскими. "Мужи" представляли Полоцк на переговорах со Святополком в 1097.

Судя по тексту Летописца - избирался исполнительный орган на 30 человек - "старцы". Текущие дела, суд. [75] Вели и внешние дела - грамоты о регулировании отношений между Полоцком и Ригой в 1264 и 1265 от имени Полоцка и Витебска торговые договоры с Ригой устанавливали литовский князь Гердень, затем полоцкий Изяслав. Грамота конца 14 в. - с Ригой Полоцком с повеления великого князя литовского, наместником и "ото всех муж Полочан". Позже все, что касалось торговли, формулировали сами горожане. Грамота за 1405 начинается "Мы, полочане, даем вам ведомо..." Условия собуждались собранием горожан. Далее - нормы оптовой торговли, запрещают рижанам, новогордчанам и москвичам вести торговлю друг с другом - только с полочанами, за городом право склада. За нарушения - отсылают в город, сами не судят-не казнят.

[76]

На вече были "мужи" и просто "люди". Мужи - "большие", верхушка, купцы, "старейшины". [77] Следующими были десятники. Когда вошли в ВкЛ - пришел наместник контролировать, судить, к нему в середине 15 в. перешла часть компетенции веча и "мужей".

В других городах "мужи" тоже были: в 1396 "мужам" в Борисове разрешено контролировать торговую деятельность горожан. Казимир 11 марта 1447 писал "наместником могилевским и старцам, хто коли будет, и всим мужам Могилевцам". Александр Казимирович грамоты о передаче в аренду мыта с Мозыря, Речицы, Кричева адресует не только наместнику, но и "старцу и всим мужом" этих городов. Местечком Глубокое в 1514 правили старцы.

Должностные лица самоуправления в 16-первой половине 17 вв в Полоцке, Витебске, Орше, Могилеве, Слуцке - сотники и десятники, оставшиеся от вече, сохранялись и после перехода к м.п.

Мстиславль, получивший м.п. в 1636, за 200 лет знал свою администрацию. В грамоте за 1443 названы десятники, [78] известные по летописям, им запрещено, равно как и "владычным десятникам", судить людей, отданных под юридику монастыря Св. Онуфрия.

Грамота на м.п. Гродно в 1496 упомнала "мещан старших грожненских", ведали торговлей приезжих купцов в городе. В Слуцке в 1622 в судебном разбирательстве дела о краже принимали участие представители от сотен и десятков, на которые был разделен город. Сотенное деление сохраняли все восточные города Беларуси.

 

 

2.2. Городское самоуправление на магдебургском праве (сс. 78-116)

 

Ряд льгот и привилегий был, экономически развивались, [79] но злобные феод

Date: 2015-07-23; view: 782; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию