Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоции как организующий фактор сознания





Несмотря на очевидную пользу различения сознания, понимаемого как способ­ность к ощущению и осмыслению, и содержания сознания, нередко приходится стал­киваться с описаниями сознания как набора структур и операций. Сознающий ра­зум активен, и его активность обычно воплощается в образах, мыслях, эмоциях и аффективно-когнитивных ориентациях, причем последние являются наиболее рас­пространенными структурами сознания.

Различные техники медитации, разрабо­танные в рамках восточных религий и философских систем, на первый взгляд дока­зывают возможность и бессодержательного, пассивного сознания, но, по нашему мнению, это отсутствие содержания следует рассматривать скорее как особое со­стояние сознания. В противоположность ему обычные состояния сознания, как и подавляющее большинство особых состояний сознания, характеризуются наличи­ем содержания. Мы склонны считать, что именно эмоции и аффективно-когнитив­ные ориентации составляют фундаментальное содержание сознания, организуют и направляют его.

Эншен (Anshen, 1966), редактор «Credo Perspectives», серии интеллектуальных автобиографий выдающихся умов нашего времени, писала: «Личность объединяет в себе прежде всего эмоциональный, а не интеллектуальный опыт. Основная роль процесса познания состоит в том, чтобы интегрировать личное в более крупное единство, так как по мере развития целого его составные части требуют все большей и большей независимости и индивидуальности, подчиняясь при этом обще­му контексту».

Далее, говоря об эмоциях, она подчеркивает их важную роль в жизни и творче­стве: «Человек, отказывающийся отделить работу от личной жизни, любовь от по­знания, совершает поступок, отдает себя во власть страсти, которая наполняет смыслом его жизнь».

Многие ученые, философы и деятели искусства признавали особую роль эмо­ций в работе сознания и в поведении человека. Химвич (Himwich, 1962) даже ввел особый термин – «тимэнцефалон» (от греческого thymos – «сильное чувство, страсть») для обозначения структур мозга, ответственных за эмоции. Рассматривая эмоцию как главный аспект сознания, Химвич считал, что тимэнцефалон привносит в сознание первоначальное понимание эмоции. Джон (John, 1962) определяет со­знание как множество эндогенных и экзогенных ощущений и считает, что «аффект и оценка, уникальные для каждого чувствующего организма, упорядочивают и окра­шивают сознание» (р. 81). Шагас (Shagass, 1962) определяет эмоцию как субъек­тивно ощущаемый аспект поведения и указывает, что эмоция может характеризо­вать все поведение.

Синнот считает, что ощущение, или переживание, биологи­ческой направленности формирует желание, которое служит основой для возникно­вения эмоции и своеобразным мостом, соединяющим вещество и жизнь (сознание).

Очевидно, что человек – это система, развитие которой подчиняется общим законам природы. Но кроме того, человек еще и живая система. Человек вторгся в мир физи­ческих явлений со своими сомнениями и радостями. Он не запрограммированный авто­мат, а чувствующее и мыслящее существо, и его проблемы сосредоточены в сферах разу­ма, души и духовности, воплощены в эмоциях, целях, ценностях и идеалах (Sinnott, 1966, р. 88).

Синнот пишет, что биолог, изучающий жизнь объективно и отстраненно, никог­да не постигнет ее так же глубоко, как поэт, который воспринимает ее чувственно. Здесь Синнот подчеркивает важнейшую роль аффективного опыта даже в таком, казалось бы, далеком от страстей виде деятельности, как научное познание.

В следующих разделах мы рассмотрим различные структуры и операции созна­ния в их взаимодействии с эмоциями.

Глава 1 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ







Date: 2015-07-22; view: 421; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию