Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение категорий «гос» и «право» в рамках предмета теории гос-ва и права
Традиционно в науке по вопросу о соотношении гос-ва и права различались два подхода. 1. этатистский, исходивший из приоритета гос-ва над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчинении к государству отношении. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток гос-ва. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности нору, издаваемых госм. 2. взгляд на соотношение гос-ва и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие гос-ва из общественного договора, исходили из ограничения госм права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с госм. Право возникает до образования гос-ва. Оно старше гос-ва, никакое гос и никакая власть не есть первоначальный источник права. Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи гос-ва и права. Согласно этому подходу связь между госм и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (гос порождает право или из права рождается гос). Они (связь) видит более сложной и носит характер двусторонней зависимости: гос и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между госм и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль гос-ва в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики. Исторически Право и Гос возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое цивилизованное состояние. Право возникло как реакция общества на объективную необходимость иметь более жесткий и властный регулятор соц. отношений, снабженный принудительной силой, т.к. моральные и др. подобные нормы с этой задачей уже не справлялись. При этом закон и воля возникают как взаимозависимые понятия, которые немыслимы друг без друга. Назначение Гос-ва и Права состоит в том, что они выступают средством упорядочения обществ. Отношений, призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли. Если Гос возникает из необходимости поддержания порядка, то Право создает юр. механизмы для этого. По мере того как Право появляется и легализуется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нормативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат. С момента своего зарождения Гос и Право логически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно. Тем не менее, Гос и Право относительно самостоятельные явления, и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. У каждого из них свои цели, задачи, методы. Они взаимодействуют, но не сливаются, не поглощают друг в друга. В современной литературе указывается на 3 возможные модели взаимоотношениях Гос-ва и Права: 1.тоталитароне (Гос выше Права и им не связано); – для России не подходит. 2. либеральная (Право выше Гос-ва); - выражает скорее желаемое. 3. прагматическая (Гос создает Право, но связано им) - ближе к нынешним реальностям и сегодня практически осуществимо. Соотношение Гос-ва и Права включает в себя 3 главных аспекты: единство, различия и взаимодействие. Единство - выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими и культурными и иными условиями; в том, что они выступают средствами соц. регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантирует права личности. Различия вытекают уже из определения этих понятий.Еслигос есть особая политико-территориальная организация публичной власти, форма существования классового общества, то право - система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. Взаимодействие - выражается многообразным влиянием друг на друга. Воздействие Гос-ва на Право состоит в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. Право формируется при непременном участии Гос-ва, оно есть непосредственный продукт, результат гос. деятельности. Посредством права осуществляются задачи и функции гос-ва, проводится и внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общ. строй, положение личности в обществе. Date: 2015-07-22; view: 339; Нарушение авторских прав |