Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мир культурных ценностей - язык, с помощью которого должны быть истолкованы все составляющие культуры





Использовалась в теологии (толкование учений, священных текстов), филологии (интерпретация текстов древних авторов на современный язык).

Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) - протестантским теологом и философом.

Заметно влияние И. Канта и особенно Г. Фихте («Наукоучение»). Главная функция герменевтики - в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуальный стиль произведения.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) - представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставлен методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежат опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого - через сочувствование, сопереживание.

Герменевтика - метод понимания культуры.

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете.

Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».

Мартин Хайдеггер (1889-1976) в качестве жизненного мира рассматривает языковую реальность. «Язык - дом бытия»: герменевтика - это не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова - главная цель и функция философии герменевтики.

Выдающийся представитель герменевтики XX в. - Ханс ГеоргГадамер (1900 г.). Опирался на «понимающую психологию» В. Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера, которого признавал своим непосредственным учителем.

X. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую отрасль понимания. Ее предметом наряду с историко-гуманитарными науками является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Понимание здесь универсальный способ существования действующего человека, его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение. Герменевтика как философское знание - это анализ процесса понимания движения к истине. Она не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения.

Мир культурных ценностей - язык, с помощью которого должны быть истолкованы все составляющие культуры.

 

30 Феноменологическое направление в философии.

 

Феноменология буквально означает учение о феноменах Феномен - это философское понятие, которое означает: 1) явление, которое постигается в чувственном опыте, 2) объект чувственного созерцания в отличие от его сут тниснои основи.

Возникновение в начале XX в феноменологии как направления западной философии связано с именем немецкого философа Е Гуссерля (1859-1938) Вт впервые рассматривает феноменологию как новую философию с присущим ей новым феноменологическим методом, который составляет фундамент наукуки.

Целью феноменологии является построение науки о науке и раскрытие жизненного мира, мира повседневной жизни как основы всего познания Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует из к ослидження сознания, потому что реальность доступна людям только через сознаниеь.

Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком Сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии

Следует выделить чистую, т.е. предметному, досимволичну сознание, или \"субъективный поток\", и определить ее особенности Выделив \"чистую\" сознание, утверждают феноменологи, мы поймем сущность сви идомости вообщеть свідомості взагалі.

Главной характеристикой сознания вообще ее постоянная направленность на предметы Такая \"наивная\" направленность называется \"интенциональность\" Сознание всегда интенционально, т.е. направлена??на что о-недаправлена на що-небудь.

В процессе своей деятельности, как теоретической, так и практической, человек \"наивная\", то есть она не видит тех \"смыслов\", которые сама вкладывает в предметы, им осознаются Человек считает, что познает объекты я как нечто независимое от сознания своей и других людей самом деле это не объекты, а \"предметы\" (то, что передо мной), иными словами, это - объекты, в которые я вкладываю определенные смыслы, или \"очеловеченные, или данные в сознанииднені об'єкти", або дані в свідомості.

Важно различать эту \"чистую сознание\" (\"смыслы сознания\") и то, что вне ее, т.е. собственно объекты До возникновения всех наук и теорий существует жизненный мир - наивное повседневную жизнь Это жизнь и является ист релом всех теорий и понятий науки Жизненный мир - фундаментальная предпосылка культуры и цивилизации Он заполнен \"смыслами\" сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия Но трагедия в том и пол ягае, что мы этого не понимаем Мы думаем, что исследуем первичное бытие вне сознания, а в действительности исследуем вторичные образования \"жизненного мира\", на основе которых получаем понятие науки задач ния феноменологии - показать, как появились вторичные образования жизненного миряк з'явилися вторинні утворення життєвого світу.

Чтобы понять генезис понятий и выявить природу истинной \"чистого сознания\", необходимо осуществить редукцию сознания, то есть перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности Для этог го мы применяем способ \"Эпоха\" - такой операции мысли, когда внимание ученого направлена??не на предмет, а на то, как даются указанные предметы нашем сознании Сам предмет бы остается в стороне, а на первый план выходит состояние сознания Сфера, где осознается предмет - \"чистое сознание\", т.е. очищенная от догм, схем и стереотипов мышления, а главное, очищенная от попыток найти основу сознательную ости в том, что не является сознаниемомості в тому, що не є свідомістю.

\"Чистый разум\", освобождена от всех человеческих установок, доопытный, становится доступной пониманию с помощью \"редукции\" (возведению) - умственной операции, которая позволяет сначала перейти от рассмотрения пред дуете к осмыслению их чистой сущности способом \"Эпоха\", а затем перейти к постижению основы всего существующего - \"абсолютного Яго існуючого – "абсолютного Я".

Феноменология утверждает, что сознание в чистом виде - \"абсолютное Я\" (которая одновременно является источник * потока сознания) Она конструирует мир, вкладывая в него \"смыслы\" Все виды реальности, с которым мы имеет дело человек, объясняются из актов сознания объективной реальности, словно существует вне и независимо от сознания, просто не существует Сознание объясняется из себя самой, проявляет себя как феноменомпроявляє себе як феномен.

Учредители феноменологии (Гуссерль, Брентано, Хайдеггер, Мерло-Понти и др.) понимали, что это новая наука о сознании, новое начало философии, переход от иррационализма к возможности рефлексивного дос исследования разнообразных видов человеческого опыту.

Методы феноменологии осуществили значительное влияние на развитие экзистенциализма, герменевтики, аналитической философии и др.

 

31 Позитивизм и его исторические этапы.

 

Позитивизм (от лат. positivus - «положительный»).

Главный вопрос - взаимоотношения философии и науки. Главный тезис - подлинное (положительное) знание может быть получено только специальными науками. Первая историческая форма позитивизма появилась в 30-40-х гг. XIX в. как антитеза традиционной метафизике - учению о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в чувственном опыте.

Огюст Конт (1798- 1857) - основатель позитивитизма и социологии:

1) продолжил традиции Просвещения: наука способна к бесконечному развитию;

2) дал классификацию наук, разработанных энциклопедистами.

Утверждал, что попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены, наука не нуждается в философии, а должна опираться на себя.

«Новая философия» должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии»), ее главная задача - обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках. Вторая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) – немецкий философ Рихард Авенариус (1843-1896) и австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838-1916).

Основные течения - Махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от внешнего источника знания (в противовес «вещи в себе» И. Канта) и возрождали традиции Д. Беркли и Д. Юма.

Главная задача философии позитивизма - в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта – ощущений.

Третья форма - 10-20-х гг. XX в. - Неопозитивизм (или аналитическая). Несколько направлений.

Логический позитивизм, или эмпиризм, - Мориц Шлик (1882-1936), Рудольф Карнап (1891 - 1970) и др.

В центре - проблема эмпирической осмысленности научных утверждений: философия не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков, Принцип логического позитивизма - верификация (от лат. - «истинный» и «делать»): эмпирическое подтверждение теории науки путем сопоставления с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные выводы, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением.

Ограниченность верификации – универсальные законы науки несводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости не мог быть исчерпаем простой суммой какого-либо опыта. Сторонники лингвистического анализа, другого направления неопозитивизма, Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951) отказались от верификационной теории значения и подобных тезисов.

Четвертая форма позитивизма - Постпозитивизм - отход от многих принципиальных положений позитивизма.

Карл Поппер (1902- 1988): философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главная задача в философии состоит в демаркации - разграничении научного и ненаучного знания. Метод демаркации основан на принципе фальсификации - опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если теория не может быть опровергнута, она относится не к науке, а к религии.

 

32 Традиции и особенности русской философии XIX-XX века.

 

Русскаяя философия 19-20 вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов существования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм. Из её истории и ее целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты - это ведет лишь к обеднению её содержания.

Русская философия - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.

Итак, в русской философии мысль сформировалась в русле так называемой ''Русской идеи''. Идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась она в 16 веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем Русская идея разрабатывалась в периоде отечественной философии 19 начала 20вв. Её основоположниками в этот период являются П.Л.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, В.С.Бердяев. Доминирующий мотив ''Русской идеи'' - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

 

33 Философское учение о бытии. Основные формы бытия.

 

Бытие - есть всё сущее, как оно мыслится. Не бытия нет. Сущее это предметный мир. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении бытия и сознания. Его решение зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм. Необходимо подчеркнуть, что в философии выделялись и анализировались различные системы форм бытия.

Нет единого вопроса по этому мнению и сейчас. Философы, представители диалектического материализма, считают целесообразным выделение следующих различающихся, но взаимосвязанных форм бытия:

· Бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на:

· бытие вещей, процессов, состояний природы;

· бытие природы как целого;

· бытие вещей и процессов, произведённых человеком.

Природа включает в себя об-ласть неорганического мира (микро-, макро- и мегамир) и об-ласть органического (живого) мира. С точки зрения науки при-рода (в ее широком смысле) существует вечно, вне и независимо от человека. Она присутствует везде, в том числе и в самом че-ловеке в виде его биологического начала. По словам И. Гете, жизнь является лучшим «изобретением» природы, а человек - это венец ее эволюции.

В ходе активного преобразования природной среды человек своим трудом сумел создать весьма сложную и разветвленную «вторую природу» - мир искусственных вещей, процессов и отношений, или культуру. Она представляет собой совокуп-ность высоких достижений человека, новый (социальный) мир его существования. В XX веке на волне достижений научно-технического прогресса появились новые формы бытия. Это, например, виртуальная реальность, которая создается с по-мощью компьютерных систем и является важнейшим компо-нентом современных информационных технологий.

ь Бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфически - человеческое бытие.

Философия изучает бытие человека как уни-кального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного начал. Представляя со-бой, итог эволюции природы и будучи ее «мыслящей вещью» (Р. Декарт), человек обладает сложнейшим внутренним ми-ром. Подразумевая это, немецкий поэт Г. Гейне писал, что ког-да человек умирает, то вместе с ним в могилу уходит вся исто-рия общества, ведь человек - это «вместилище» опыта всех предшествующих поколений людей, всех эпох.

ь Бытие духовного (идеального) - которое делится на индивидуализированное духовное о объективизированное (внеиндивидуальное) духовное.

Философия выделяет и бытие духовного, или мир Духа как особого рода реальность. Духовное начало незри-мо и невесомо, но оно присутствует во всех актах человеческой деятельности. Оно представляет собой чувства, идеи, эмоции, образы, понятия, которые создаются людьми в их духовно-практической жизни, - все то, что в философии обозначается понятием «сознание». Но бытие духовного включает в себя и бессознательное, названное З. Фрейдом «темными пластами» человеческой психики. Духовное - это также и общественное сознание в различных формах своего проявления (религиозное, нравственное, художественное и др.).

ь Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие
отдельного человека в обществе и истории) и бытие общества.

Общество является сферой действия Разума, Памяти и Воли человека, и это придает ему собственную специфику, неисчерпаемые источники функцио-нирования и развития. Разумеется, общество (включая и его культуру) живет, прежде всего, по своим собственным законам (в экономике, политике и других сферах). Вместе с тем оно органически связано с окружающей его природной средой. Вот почему никогда не следует забывать о том, что все мы, по выражению К. Маркса, «плотью и кровью» принадлежим природе и находимся внутри этого уникального организма.

Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией - материю.

Типология форм бытия важна при выборе решения так называемого "основного вопроса философии". К примеру, материализм полагает основной формой бытия природное бытие; субъективный идеализм - субъективное бытие; объективный идеализм - объективный дух.

Кратко говоря, бытие предполагает две реальности - «мир внешний» (природа, общество) и «мир внутренний» (сознание человека). Вне их больше ничего нет (во всяком случае наукой пока не обнаружено), а есть лишь взаимодействие и перепле-тение этих реальностей. Дихотомия, раздвоенность бытия («че-ловек - мир», «сознание - материя» и т.п.), вечна и неустра-нима, а многообразие является способом существования мира.

Во всех формах проявления бытия есть собственные законы и закономерности, которые являются объектом исследования для различных наук - физики, биологии, антропологии, социологии и т.д. Формы бытия активно взаимодействуют и проникают друг в друга. В этом смысле человек как некий «перекресток» мироз-дания является своеобразным символом единства мира и тесного взаимодействия различных его сфер, их взаимодополнения. Вот почему он не случайно назван в философии «малой Вселенной», поскольку, говоря словами П. А. Флоренского, в человеке «есть все». Именно благодаря взаимодействию различных форм бытия существует очень противоречивый, но все же целостный и гар-моничный мир. Этот мир не только един, но и динамичен, по-стоянно незавершен в своем развитии. Таков и человек: целостен, динамичен и незавершен в своем вечном становлении и развитии.

В своей действительности бытие - это мир, в котором существует человек. Окружающий мир открывается человеку средствами научного и вненаучного познания. Он представляет собой вечную загадку и тайну для людей, объект их практи-ческих действий и источник повседневного существования.

 

34 Проблема материи в истории философии и науки.. Материальное единство мира и его многообразие.

К настоящему моменту выделяют (Л.П. Станкевич) следующие фундаментальные характеристики материи:

1. Материя существует как одно из проявлений бытия.

2. Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них.

3. Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества, материя выступает как сила, сопротивляющаяся деятельности человека.

4. Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде. Материя представляет собой грандиозную сверхсистему, объединяющую другие системы. Нет материи самой по себе, есть только материальные объекты и процессы их взаимодействия. Вещи состоят не из материи, а являются ее элементами.

5. Материя вещественна (телесна), т.е в каждом объекте, составляющем материю как сверхсистему имеется некое содержание, позволяющее этому материальному объекту воздействовать на другие материальные вещи (явления взаимодействия, диффузии, отражения).

6. Материя изменчива, но неуничтожима. Формой существования материи является движение - т.е. способность различных материальных объектов к различным видам изменений. Благодаря движению материя развертывается в различные вещи.

С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность — причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего многообразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах. Наиболее кардинальные свойства материи — объективность существования, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Это атрибуты материи, т.е. всеобщие, непреходящие ее свойства, без которых невозможно ее бытие.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное — изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Материя — это не реальная возможность всех, форм, а действительное их бытие. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Материальное единство мира. Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом. Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма.

Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это и познание действительности, и ее составная часть. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

Структурность материи. Мир и все в мире — это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок, связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Допустим, что материя бесструктурна. Это значит, что она абсолютно однородна, не содержит в себе никаких качественных различий. Существовать же могут только взаимодействующие объекты, а взаимодействовать могут лишь в чем-то различные Объекты или стороны, свойства объектов.

Основные структурные уровни материи. Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Основные структурные уровни материи таковы. Субмикроэлементарный уровень — гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень), а из них — молекулы (молекулярный уровень), из молекул формируются агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планеты с их спутниками, звездные темы, объемлющие их метагалактики, и так до бесконечности (космический уровень).

Кроме сконденсировавшегося в виде небесных тел вещества, во Вселенной имеется диффузная материя. Она существует в виде разобщенных атомов и молекул, а также в виде гигантских облаков газа и пыли различной плотности. Все это вместе с излучением и составляет тот безбрежный мировой океан разреженного вещества, в котором как бы плавают небесные тела. Космические тела и системы не существуют от века в данном их виде. Они формируются в результате сгущения туманностей, ранее заполнявших обширные пространства. Следовательно, космические тела возникают из материальной среды в результате внутренних закономерностей движения самой материи.

После того как материальные образования с атомного уровня поднялись на более высокий, молекулярный уровень, в течение нескольких миллиардов лет шло усложнение химических веществ.

Постепенное усложнение молекул углеродистых соединений привело к образованию органических соединений (органический уровень). Постепенно образовывались все более сложные органические соединения. Наконец, возникла жизнь (биологический уровень). Жизнь явилась необходимым итогом развития всей совокупности химических и геологических процессов на поверхности Земли. Примерно два миллиарда лет назад началось постепенное «растекание» живого по поверхности Земли. Эволюция живого шла от примитивных, доклеточных форм существования белка к клеточной организации, к формированию сначала одноклеточных, а потом многоклеточных организмов со все более и более сложной структурой — беспозвоночные, позвоночные, млекопитающие, приматы. Наконец, мы видим самих себя стоящими на самой последней ступени величественной лестницы поступательного развития (социальный уровень). Правомерно допущение, что за пределами земной цивилизации существуют гигантские космические цивилизации, созданные разумными существами (метасоциальный уровень).

Неуничтожимость материи. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений.

 

35 Движение материи и его основные формы.

 

Движение -- способ существования материи

Постижение сущности движения довольно сложно. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Смысл движения, его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия.

Выделим основные положения диалектико-материалистического понимания движения.

Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. "Материя без движения, -- писал Ф. Энгельс, -- так же немыслима, как и движение без материи".

Во-вторых, движение определяется как любое изменение. "Движение, в применении к материи, -- утверждал Ф. Энгельс, -- это изменение вообще".

В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником является взаимодействие противоположностей. "Движение есть противоречие, -- отмечал В. И. Ленин, -- есть единство противоречий".

Конкретные виды движений можно классифицировать по типам и по формам:

1 ) по типам. Выделяются два основных типа движений:

а) Первый тип связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, то есть не изменяют своего качества. Примеры: идущий человек, включённый телевизор.

б) Движения второго типа сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении её в совершенно другую вещь.

Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определённая направленность, называется развитием. Примеры: эволюционные процессы в звёздах, рост различных организмов.

2 ) по формам. Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом:

а) Механическая форма - это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.

б) Физическая форма – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела.

в) Химическая форма – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов.

г) Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ.

д) Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства.

Названные формы движения органически связаны между собой, и каждая последующая из них как бы вытекает из предыдущей, основывается на ней, но тем не менее к низшей форме не сводится. Попытки такого сведения сложных форм движения к простейшим нередко имели место в истории философии и получили название «редукционизм» (например, упрощение социальных форм движения до уровня биологических имеет место в биологизаторских концепциях).

С точки зрения современных представлений о мире, его происхождении и развитии названные формы не раскрывают всего многообразия существующих и возможных способов и движения. В частности, процессы превращения элементарных частиц, другие изменения на уровне микро- и макромира, неизвестные в прошлом столетии, теперь по-новому ставят вопрос о соотношении механической, физической и химической форм движения материи, где механическая форма уже не рассматривается как основа всех физических процессов. Несколько иначе понимается теперь и биологическое движение, элементарными носителями которого являются не белковые молекулы, а ДНК и РНК, открытые в ХХ веке. Некоторые ученые в свете современных представлений о земной коре и происходящих в недрах Земли процессах вполне обоснованно выделяют геологическую форму движения.Поэтому важно подчеркнуть, что любая схематизация, выделение тех или иных типов, форм, способов движения всегда являются неполными и отражают лишь достигнутый уровень в познании действительности.

 

 

36 Пространство и время как атрибуты материи, их свойства.

 

Пространство и время — это всеобщие формы существования материи. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они — формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. В мире всё простирается и длится. Нет, и не может быть материи вне пространства и времени. Пространство и время объективны, независимы от сознания. Но они зависят от материи и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный и реляционный. Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельной субстанцией наряду с материей, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Сторонники второго — реляционного (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

Пространство — есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. (По учебнику: Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материй).

Время — форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем. (По учебнику: Время — это форма координации сменяющих объектов и их состояний).

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

• объективность и независимость от сознания человека;

• их абсолютность как атрибутов материи;

• неразрывная связь друг с другом и движением;

• единство прерывного и непрерывного в их структуре;

• количественная и качественная бесконечность.

К всеобщим свойствам пространства относятся:

· протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

· связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;

Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.

Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

К всеобщим свойствам времени относятся:

· объективность;

· длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел).

· непрерывность (отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени).

· необратимость (направлено всегда от прошлого к будущему).

Специфические свойства времени:

· конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы); Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия.

· одновременность событий (они всегда относительны); ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.

 

37 Диалектика и её альтернативы.

 

Диалектика - одна из древнейших наук о наиболее общих, универсальных законах развития всей действительности. Диалектика выступает методологической основой всех без исключения видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и общественной практики во всей истории существования человеческого общества.

Обычно различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика представляет собой диалектику внешнего мира - живой и неживой природы, общества, а субъективная диалектика – это диалектика интеллектуальной деятельности, нематериальной сферы действительности. Объективная и субъективная диалектика в общем и целом совпадает одна с другой, так как мышление есть более или менее адекватное отражение внешнего мира.

Говоря о диалектике, можно отметить факт совпадения диалектики с логикой и теорией познания. Под логикой при этом понимается не формальная, а диалектическая логика, которая рассматривается и как Логика, т.е. теория диалектики (результат филогенеза общественного сознания, итог развития философии и науки), и как знание этой теории конкретным человеком (результат развития индивидуального сознания, итог обучения и воспитания конкретного субъекта, формирование у него соответствующих понятий иных структур), и как диалектический метод мышления (следствие использования человеком знаний Логики в каждом конкретном акте мышления).

Таким образом, диалектика выступает и в качестве теории, и всеобщей методологии, и метода мышления, в котором реализуется эта методология.

Диалектический метод мышления и познания противоположен метафизическому, который в силу своей односторонности предполагает рассмотрение объектов вне их подлинной связи и развития. Проявлением метафизического метода мышления является догматизм, эклектика и софистика. Догматизм предполагает абсолютизацию знания, его неизменности при любых обстоятельствах. Эклектика означает произвольное, случайное соединение разнородных, а иногда и логически не совместимых положений.

Софистика. Здесь за правдоподобной формой рассуждения скрывается, затушевываются нарушения требования логики, в том числе и формальной. Ещё древним грекам был известен софизм под названием "рогатый": "Ты имеешь то, что не терял. Ты не терял рогов значит ты их имеешь". За внешней правдоподобностью рассуждения здесь скрывается логическая неточность, допускается нарушение диалектической логики, т.к. говорить, что человек обладает тем, что он не терял, значит допускать явную подтасовку: человек многое не терял, но это не значит, что он это имел.

Из характеристики диалектической логики вытекает то, что любое явление действительности должно рассматриваться с учетом не только всесторонних связей в конкретной обстановке, но и истории его развития. Должен соблюдаться конкретно-исторический подход к анализу явлений. Это требование имеет большое методологическое значения, особенно в связи с широким использованием в современной науке системно- структурного метода.

Как всякая иная наука, диалектика имеет свою структурную организацию: законы, категории, принципы. В этой связи следует отметить громадный вклад в развитие диалектики немецкого философа-идеалиста Гегеля, а также Маркса и Энгельса.

 

38 Основные законы диалектики.

 

Основные законы диалектики – это то, что когда-то давно изменило взгляды людей на проблему развития. Их три, но они могут объяснить многое. Основные законы диалектики обосновал Иммануил Кант – великий мыслитель, который внес значительный вклад в философию. Давайте обо всем по порядку. Основные законы и категории диалектики Что такое диалектика? Это теория, в которой говорится о том, как происходит развитие всего сущего. Также данный термин используется для обозначения созданного на основании данной теории метода. Данное направление философии отражает развитие духа, материи, познания, сознания и прочего через: категории; принципы; основные законы диалектики. Главной проблемой в данном случае является вопрос о сущности развития. Вообще же под ним принято понимать изменение идеальных, а также материальных объектов. Имеется в виду не обыкновенное механическое изменение, а не что иное, как саморазвитие, позволяющее перейти объекту на новый уровень, на наиболее высокую степень организации. Развитие является высшей формой движения, в то время как движение является его основой.

Основные законы диалектики в философии следующие: 1. Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод. Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития. Важно отметить, что борьба может происходить по-разному. Речь о том, что она может быть выгодна сразу обеим сторонам, одна из сторон всегда побеждает, а вторая выступает только лишь раздражителем, борьба может идти до полного уничтожения какой-либо стороны. Также возможен нейтралитет, солидарность, содействие, мутуализм.

2. Перехода количественных изменений в изменения качественные. Здесь вся суть в том, что качество – это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны – рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Иначе говоря, изменения произойдут в самой системе координат. Точка изменения – узел. Привести пример таких изменений можно следующий: постепенный нагрев воды приводит к увеличению ее температуры. Сто градусов по Цельсию – это узел. После достижения данной отметки вода начнет испаряться. Установлено, что изменения по данному закону происходят резко либо совершенно незаметно. В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие. 3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода. Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим. Это все основные законы диалектики. Категории же ее следующие: содержание и форма; всеобщее, единичное, особенное; действительность и возможность; явление и сущность; случайность и необходимость; следствие и причина. Отметим, что под категорией понимаются основополагающие понятия, которые используются для решения конкретных проблем.- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/42955/osnovnyie-zakonyi-dialektiki

39 Система категорий диалектики.

 

Термин «категория» означает «высказывание», «свидетельство», «указание».

По Аристотелю, категории – это наиболее общие понятия, охватывающие различные стороны реальности, с помощью которых происходит всеобщая взаимосвязь. Если законы диалектики раскрывают процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий.

Единичное и общее. Ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием, а существуют лишь в отдельном. Всякое отдельное представляет собой единство противоположностей. Единичное охватывает неповторимые черты отдельного, а общее выражает то, что повторяется и в других материальных образованиях.

Сущность и явление. Сущность – совокупность всех необходимых сторон и явлений (законов) вещей, взятых в их естественной взаимозависимости, в их жизни. Явление – это способ обнаружения сущности через свойства и отношения, доступные чувствам.

Сущность всегда находится в единстве с явлением, ибо она в нем не только обнаруживается, но через него действует, существует.

Содержание и форма. Содержанием называется категория, охватывающая совокупность всех компонентов вещи, явления, процесса, их взаимодействий и изменений. Форма – это организация устойчивых связей между компонентами содержания.

Форма и содержание выражают противоположные стремления предмета. Содержание стремится к изменчивости, форма – к постоянству, устойчивости.

Целое и часть. Система, структура, элемент.

Познание целого на основе изучения частей и их последующего суммирования ведут к неудачам, так как целое не сводится к сумме частей, а выражает их взаимосвязь и взаимообусловленность. Система – совокупность взаимосвязанных элементов, которая образует определенную целостность, единство. Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внутренних изменениях. Элемент – понятие, означающее перво-кирпичики системы, из которых она складывается.

Причина и следствие. Причина – это действие, обусловливающее определенное изменение. Следствие – результат взаимодействия явлений, в котором фиксируется то новое, что побуждалось причиной. Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности явлений (нет явлений без причины). Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности.

Необходимость и случайность. Необходимость есть то, что обязательно должно произойти в конкретных условиях. Она вытекает из сущности явления. Случайность – это то, что может произойти, а может и не произойти. Она имеет основание не в сущности данного явления, а в воздействии на данное явление других явлений.

Возможность и действительность. Возможность – это то, чего еще нет, но оно может быть. Действительность есть ставшая, реализованная возможность.

Возможность и действительность выступают как тесно связанные противоположности, которые подвижны. В процессе развития они могут меняться местами.

 

40 Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения.

 

Первое, что стоит решать – это вопрос о предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее, в неживойй природе, в самом фундаменте материи. То есть выявление в самой первичной материи основания для порождения сознания. Эта проблема остро стояла перед старым материализмом, но решена им не была. Они не смогли уловить этой предпосылки сознания. Они пытались обойти этот вопрос с точки зрения Гилозоизма, наделяя всю материю способностью чувствовать и даже мыслить, что по существу снимало этот вопрос. Ближе всего к реальному решению этой проблемы подошел французский материалист Д. Дидро, который придерживался позиций Гилозоизма.

Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения сознания в самих основаниях материального мира – значит подвести под материализмом прочный фундамент. И наоборот – если таких предпосылок найти не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом, и здание материализма просто рухнет.

Реальные предпосылки были усттановлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи свойство отражения.

Отражение - способность материальных систем в ходе взаимодействия с другими материальными системами воспроизводить в своих изменениях свойства и характеристики воздействующих на них материальных систем.

В пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. В процессе развития возникали все новые и новые, притом все более сложные формы отражения вплоть до его высшей формы – человеческого сознания.

Отражение в неживой природе не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах, результаты отражения используются в качестве ориентиров. Поэтому такое отражение можно назвать информационным (отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий). У отражения на уровне живого есть как минимум две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды. Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл значения отражения в живой природе.

 

41 Происхождение человеческого сознания.

 

Сознание — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Одна из важнейших проблем философской антропологии – проблема происхождения сознания. Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.

Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин — теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д. Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса — то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами. Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

Материалистическая теория происхождения человека — эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:

1) трудовая теория (Ч. Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;

2) человек — результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;

3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного — home sapiens.

Согласно трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.

Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания.

В более узком смысле сознание — высшая форма психического отражения, свойственна общественно развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместна деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта.

 

42 Сознание, его сущность и структура.

 

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в:

· обобщенном и целенаправленном отражении действительности,

· предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов,

· разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека

Сознание — это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания.

Раскроем сущность сознания.

1. Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность — в этом заключается смысл сознания.

2. Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (самосознание).

3. Сознание ни сводимо, ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение. Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть и т.д.

4. Сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры — продуктах труда, произведениях искусства и пр.

5. Наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в себя ценностные установки личности, её социальные ориентации и пр.

6. Движущей силой поведения и сознания людей является потребность — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, исковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля — это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля — это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности.

Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания.

Функционирование сферы чувственного сознания обеспечивается пятью органами чувств. Сфера мышления, рационального сознания — это способность человека воспринимать не только отдельные предметы, но и невидимые связи, взаимоотношения между ними и выражать их в форме понятий, суждений.

 

43 Мышление, логика и язык.

 

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе анализа и деятельности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного восприятия и выходит далеко за границы ее деятельности.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

· сравнение;

· анализ;

· синтез;

· абстрагирование;

· обобщение.

Сравнение — мыслительная операции, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формами логического мышления являются:

1. Понятие — это мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки предметов и явлений.

2. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности, а также между их свойствами и признаками. Суждения утверждают или отрицают эти связи.

3. Умозаключение — это такая связь между суждениями, в результате которой мы получаем другое суждение, извлекаемое из содержания исходных понятий. То есть на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Различаются умозаключения:

· индуктивные;

· дедуктивные;

· по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Человек познает природу с помощью мышления, а полученные им знания находят свое выражение в языке. Таким образом, мышление и язык – это инструменты познания. Классическая философия исходила из убеждения, что мышление есть прежде всего логика, что язык есть способ существования логического и непосредственно связан с мышлением. Мышление не может существовать без языка. Мыслительная деятельность, представляющая собой нахождение единства во многообразии, совершается преимущественно в языке и через язык. А это значит, что в языке адекватно выражены и зафиксированы свойства, структуры, законы объективной реальности. Различают естественные, стихийные, возникающие в ходе формирования и развития человеческого общества, и искусственные, специально создаваемые для целей познания, управления техникой и т.д. языки. Искусственные языки возникают и развиваются на основе естественных языков.

 

44 Проблема истины в философии: основные концепции. Диалектика относительного и абсолютного в познании.

 

Date: 2015-07-22; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию