Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3

Буяльский (Илья Васильевич) - заслуженный профессор анатомии, академик Императорской медико-хирургической академии, консультант-оператор военно-учебных заведений и Императорского лицея, родился 26 июля 1789 г. в селе Воробьевке, новгород-северского уезда Черниговской губернии, происходил из запорожских казаков. Отец его имел дворянское достоинство, владел населенным имением и служил священником в селе Воробьевке. Начальное образование Буяльский получил в новгород-северском уездном училище; затем, по окончании философского класса в черниговской семинарии, принят в 1809 г. в Медико-хирургическую академию. С 1811 года, будучи студентом, Буяльский состоял прозектором у профессора П.А. Загорского. В 1814 г. Буяльский окончил курс академии лекарем, с назначением прозектором академии. В 1821 г. он был назначен адъюнкт-профессором по кафедре анатомии. В 1823 году Буяльский защитил диссертацию на степень доктора медицины и хирургии. В 1827 г. Буяльский был назначен адъюнкт-профессором хирургической клиники, но за болезнью вскоре оставил свои должности. За отличие произведен в ординарные профессора академии по кафедре анатомии, которую читал до 1844 г. В 1830 г. Буяльский был назначен консультантом военно-учебных заведений; с 1831 г. он был оператором царскосельского лицея, а с 1847 года - консультантом мариинской больницы. По изобретенному им способу, Буяльский бальзамировал в Санкт-Петербурге тела Высочайших особ: в 1814 г. - герцогини де-Тарант, кузины Людовика XVI, и герцогини Вюртембергской, тетки императора Александра I-го; в 1828 г. - императрицы Марии Феодоровны; в 1831 г. - княгини Иоанны Лович, супруги цесаревича Константина Павловича, и в 1843 г. - принцессы Ольденбургской. С 1829 г. занимал должность управляющего Хирургическим инструментальным заводом и много сделал для создания хирургического инструментария отечественного производства. В частности, им предложен хирургический инструмент для оттеснения тканей без их повреждения, представляющий собой слегка изогнутую неширокую лопаточку овальной формы с гладкой поверхностью и тупыми краями, снабжённую плоской ручкой (лопатка Буяльского).Им внедрено дренирование околопузырного пространства при мочевых затёках или для их предупреждения, осуществляемое через запирательное отверстие.Совместно со скульптором П. К. Клодтом и художником А. П. Сапожниковым, применив метод замораживания трупа, создал анатомическую мышечную фигуру «Лежащее тело», отлитую в бронзе и посланную в лондонскую и парижскую академии.По изобретённому им способу Буяльский бальзамировал в Санкт-Петербурге тела Высочайших особ: в 1814 г. — герцогини де-Тарант, кузины Людовика XVI, и герцогини Вюртембергской, тётки императора Александра I; в 1828 г. — императрицы Марии Феодоровны; в 1831 г. — княгини Иоанны Лович, супруги цесаревича Константина Павловича, в 1843 г. — принцессы Ольденбургской.Буяльскому принадлежит одно из первых в отечественной литературе руководств по судебной медицине. Наиболее значительное произведение Буяльского — Анатомико-хирургические таблицы, вышедшие в трёх частях (1828, 1835, 1852), — первый в России оригинальный атлас по оперативной хирургии. Общее количество работ Буяльского достигает 100, среди них анатомические атласы и руководства.Представляют интерес также философские высказывания Буяльского, его мысли о единстве и бесконечности мира.

4) Фёдор Иванович Иноземцев (12 февраля, 1802 года, — 6 августа, 1869 года) — российский врач, доктор медицины, хирург.7 февраля 1847 года произвёл первую в истории Российской империи операцию с применением эфирного наркоза. Историческое событие состоялось в Риге, столице Лифляндской губернии, на территории передовой во всех отношениях Первой городской больницы. В 1826 году, Иноземцев поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Вскоре Иноземцев, стал откровенно тяготеть к хирургической науке, при этом главную роль в прививании интереса к этой отрасли медицины сыграл преподаватель Харьковского университета Николай Еллинский. В 1829 года Иноземцеву-третьекурснику Еллинский доверил проведение первой в его жизни операции (по ампутации голени раненому), что стало начальным пунктом его хирургической карьеры. Вскоре после окончания медицинского факультета Иноземцев должен был прослужить шесть лет на правительственной службе, что было предопределено его статусом студента, обучавшегося на казённый, государственный счёт. Однако его старший брат Егор Иноземцев, а также Н.И.Еллинский настояли на поступлении в профессорский институт при Дерптском.Иноземцев усиленно занимался физиологией, патологией, семиотикой, фармацией. Работал в больнице, участвовал в борьбе с холерой. Конечно, главнейшие занятия - хирургия и анатомия. В марте 1833 года защитил диссертацию о двустороннем методе камнесечения и получил докторскую степень. После чего началась двухгодичная стажировка у лучших хирургов Западной Европы - Грефе, Руста, Диффенбаха. В Россию Иноземцев вернулся в 1835 году. В Академии наук он прочел лекцию об особенностях оперирования пациентов с каменной болезнью, после которой был избран экстраординарным профессором практической хирургии. Именно Иноземцева можно считать первооткрывателем многих великих российских врачей, которые слушали его лекции в 30 — 40 годы: в первую очередь можно назвать Ивана Михайловича Сеченова, Николая Васильевича Склифософского и Сергея Петровича Боткина. Профессор Иноземцев всегда проявлял особую чуткость к студентам, умудряясь в самых противоречивых ситуациях заподозрить в них незаурядный медицинский талант, что неоднократно отмечали современники. Именно Иноземцев начал сочетать активное прививание практических навыков и теоретико-подготовительную деятельность в своей преподавательской работе. Каждый студент медфака должен был вести дневник естествоиспытателя. Если на третьем курсе будущий медик учился накладывать повязки, припарки и мази, то на пятом курсе ему доверяли проводить операции на основе полученных теоретических знаний. Искренняя неподдельная забота о развитии и практическом совершенствовании врачебных способностей студентов отличала его от других коллег-преподавателей, о чём свидетельствует и отзыв профессора Архангельского: «Новаторство в области преподавания и, в особенности, организация первоклассной для того времени клиники создали Ф. И. Иноземцеву врагов, главным образом, среди врачей-иностранцев, доставлявших ему немало неприятных минут». Фёдор Иноземцев был настолько популярным врачом, слава о нём гремела настолько широко, что в год он принимал в среднем более 6000 пациентов

5. Никола́йИва́новичПирого́в (13ноября 1810—23 ноября 1881)— русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, основатель атласа топографической анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии. Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук. Закончил медицинский факультет Московского университета. В Петербурге он возглавил кафедру хирургии в Медико-хирургической Академии. Одновременно Пирогов руководил организованной им Клиникой госпитальной хирургии. Поскольку в обязанности Пирогова входило обучение военных хирургов, он занялся изучением распространённых в те времена хирургических методов. Многие из них были им в корне переработаны; кроме того, Пирогов разработал ряд совершенно новых приёмов, благодаря чему ему удавалось чаще, чем другим хирургам, избегать ампутации конечностей. Один из таких приёмов до настоящего времени называется «операцией Пирогова». В поисках действенного метода обучения, Пирогов решил применить анатомические исследования на замороженных трупах. Сам Пирогов это называл «ледяной анатомией». Так родилась новая медицинская дисциплина — топографическая анатомия. Спустя несколько лет такого изучения анатомии, Пирогов издал первый анатомический атлас под заглавием «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведёнными через замороженное тело человека в трёх направлениях», ставший незаменимым руководством для врачей-хирургов. С этого момента хирурги получили возможность оперировать, нанося минимальные травмы больному. Этот атлас и предложенная Пироговым методика стали основой всего последующего развития оперативной хирургии. В 1847 году Пирогов уехал на Кавказ в действующую армию, так как хотел проверить в полевых условиях разработанные им операционные методы. На Кавказе он впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом. Крахмальная перевязка оказалась удобнее и прочнее, чем применявшиеся раньше лубки. Здесь же, в ауле Салта, Пирогов впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях. Всего великий хирург провёл около 10 тыс. операций под эфирным наркозом. В 1855 году, во время Крымской войны, Пирогов был главным хирургом осаждённого англо-французскими войсками Севастополя. Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации. Во время осады Севастополя, для ухода за ранеными, Пирогов руководил обучением и работой сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Это тоже было нововведением по тем временам. Важнейшей заслугой Пирогова является внедрение в Севастополе совершенно нового метода ухода за ранеными. Метод этот заключается в том, что раненые подлежали тщательному отбору уже на первом перевязочном пункте; в зависимости от тяжести ранений одни из них подлежали немедленной операции в полевых условиях, тогда как другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для лечения в стационарных военных госпиталях. Поэтому Пирогов по справедливости считается основоположником специального направления в хирургии, известного как военно-полевая хирургия

6. Несмотря на героическую оборону, Севастополь был взят осаждающими, и Крымская война была проиграна Россией. Вернувшись в Петербург, Пирогов на приёме у Александра II рассказал императору о проблемах в войсках, а также об общей отсталости русской армии и её вооружения. Император не захотел прислушаться к Пирогову. С этого момента Николай Иванович впал в немилость, он был направлен в Одессу на должность попечителя Одесского и Киевского учебных округов. Пирогов попытался реформировать сложившуюся систему школьного образования, его действия привели к конфликту с властями, и учёному пришлось оставить свой пост. Его не только не назначили министром народного просвещения, но и отказались даже сделать его товарищем (заместителем) министра, вместо этого его «сослали» руководить обучающимися за границей русскими кандидатами в профессора. Он выбрал своей резиденцией Гейдельберг, куда прибыл в мае 1862. Кандидаты были ему очень благодарны, об этом, например, тепло вспоминал Нобелевский лауреат И. И. Мечников. Там он не только выполнял свои обязанности, часто выезжая в другие города, где учились кандидаты, но и оказывал им и членам их семей и друзьям любую, в том числе, медицинскую помощь, причём один из кандидатов, глава русского землячества Гейдельберга, провёл сбор средств на лечение Гарибальди и уговорил Пирогова осмотреть раненого Гарибальди. От денег Пирогов отказался, но к Гарибальди поехал и обнаружил не замеченную другими всемирно известными врачами пулю, настаивал, чтобы Гарибальди покинул вредный для его раны климат, в результате чего итальянское правительство освободило Гарибальди из плена. По всеобщему мнению, именно Н. И. Пирогов тогда спас ногу, а, скорее всего, и жизнь осуждённому другими врачами Гарибальди. После этого случая, вызвавшего фурор в Петербурге, произошли покушение на Александра II нигилистами, восхищавшимися Гарибальди, и, главное, участие Гарибальди в войне Пруссии и Италии против Австрии, что вызвало неудовольствие австрийского правительства, и «красный» Пирогов был вообще уволен с государственной службы даже без права на пенсию. В расцвете творческих сил Пирогов уединился в своём небольшом имении «Вишня» неподалёку от Винницы, где организовал бесплатную больницу. Он ненадолго выезжал оттуда только за границу, а также по приглашению Петербургского университета для чтения лекций. К этому времени Пирогов уже был членом нескольких иностранных академий. Относительно надолго Пирогов лишь дважды покидал имение: первый раз в 1870 году во время франко-прусской войны, будучи приглашён на фронт от имени Международного Красного Креста, и второй раз, в 1877—1878 годах — уже в очень пожилом возрасте — несколько месяцев работал на фронте во время русско-турецкой войны. В классической статье «Вопросы жизни» рассмотрел фундаментальные проблемы российского воспитания. Показал нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью. Выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Считал, что для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципов гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная начальной и заканчивая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех систем образования. Педагогические взгляды: считал главной идею общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране гражданина; отмечал необходимость общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким нравственно кругозором: «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»; воспитание и обучение должно быть на родном языке. «Презрение к родному языку позорит национальное чувство». Указывал, что основанием последующего профессионального образования должно быть широкое общее образование; предлагал привлечь к преподаванию в высшей школе крупных учёных, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование; призывал уважать личность ребёнка; боролся за автономию высшей школы.

Склифосовский (Николай Васильевич) - заслуженный профессор, директор Императорского клинического института вел.княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге. Родился в 1836 г., в 1859 г. окончил курс медицинского факультета Московского университета и принял на себя заведование хирургическим отделением одесской городской больницы. Степень доктора медицины получил в Харькове в 1863 г. за диссертацию "О кровяной околоматочной опухоли". В 1866 и 1867 гг. работал в Германии в патологоанатомическом институте профессора Вирхова и хирургической клинике профессора Лангенбека; в прусской армии работал на перевязочных пунктах и в военном лазарете. Затем во Франции у Кломарта и в клинике Нелатона и в Англии у Симпсона. По возвращении в Россию выпустил целую серию трудов (перечень их - в диссертации К.Э. Лопатто, "Кафедра хирургической патологии при Императорской военно-медицинской академии", 1898), благодаря которым в начале 1870 г. был приглашен на кафедру хирургии в Киевский университет. В 1871 г. Склифосовский перешел на кафедру хирургической патологии в Императорскую медико-хирургическую академию. В этот период им напечатан ряд работ: "Резекция обеих челюстей" ("Военно-Медицинский Журнал", 1873), "Оперативное лечение неподвижности коленного сочленения" ("Протоколы Общества Русских Врачей", 1873 - 1874), "Вырезывание зоба", "Сосочковое новообразование яичника (papiloma). Иссечение его" (1876) и др. В том же году работал в течение 4 месяцев в военных лазаретах нашего Красного Креста в Черногории, а затем на берегах Дуная. Деятельность на войне дала Склифосовскому материал для опубликования ряда работ по военной медицине и военно-санитарному делу (перечень их - в диссертации Лопатто): "Перевозка раненых на войне" ("Медицинский Вестник", 1877), "Наше госпитальное дело на войне" (здесь Склифосовский отмечает прогресс санитарного дела в войне 1877 - 1878 гг. и вред дуализма власти медицинского управления на войне и др.). В 1878 г. Склифосовский перешел на кафедру академической хирургической клиники, а в 1880 г. на кафедру факультетской хирургической клиники в Москве; при Склифосовском был осуществлен проект устройства новых клиник на Девичьем поле. В 1893 г. Склифосовский был приглашен стать во главе клинического института великой княгини; издавал журнал "Летописи Русской Хирургии". Умер в 1904 г. Склифосовскому принадлежат ценные работы по хирургии, числом свыше 70. А.

8 Матве́йЯ́ковлевичМудро́в (1776, Вологда — 1831, Санкт-Петербург) — врач, ординарный профессор патологии и терапии Московского государственного университета.в 1795 поступил в университет, где начал изучать медицину. Командированный за границу, он слушал лекции в Берлинском университете у профессора Гуфеланда, в Гамбурге — у профессора Решлауба, в Геттингене — у Рихтера, в Вене Мудров изучал глазные болезни под руководством профессора Беера. Он также прожил четыре года в Париже, слушая лекции профессоров Порталя, Пинеля, Бойе и др.В 1807 году Мудров в городе Вильне заведовал отделением главного военного госпиталя, отличился удачным лечением кровавого поноса, которым страдала русская армия.С 1808 года Мудров начал читать лекции в московском университете. Первый курс, прочитанный им, рассказывал о гигиене и о болезнях, обычных в действующих войсках. после освобождения Москвы от неприятеля Матвей Яковлевич приложил много стараний при возобновлении анатомической аудитории и 13 октября 1813 года открыл медицинский факультет.В 1813 году был назначен ординарным профессором патологии, терапии и клиники в московском отделении медико-хирургической академии, где открыл клинический институт.По проекту Мудрова при московском университете в 1820 году были открыты медицинский и клинический институты, директором которых он и был назначен. Пять раз его избирали деканом медицинского факультета.В 1830 Мудров назначен членом центральной комиссии по борьбе с холерой и был командирован в Саратов, умер от холеры.Оригинальный труд Мудрова заключается в собрании историй болезней всех больных, которых он пользовал в течение 22-х лет. Это собрание состояло из 40 томов небольшого формата, куда Матвей Яковлевич заносил по особой системе все научные сведения о больном, о лекарствах, прописанных ему, и пр.

9. Внедрение методов перкуссии и аускультации в москве(Григорий Иванович Сокольский 1807-1886) вклад Сокольского в отечественную ревматологию.Терапевт, статский советник. Из семьи священника. Окончил медицинский факультет Московского университета.с 1836 профессор кафедры частной патологии и терапии Московского университета. Усовершенствовал диагностические методы выстукивания и выслушивания больного, способствовал их внедрению во врачебную практику. Перкуссия (постукивание), выстукивание, метод врачебного исследования внутренних органов. Получил признание и был внедрён в медицину. Метод основан на том, что при постукивании по поверхности тела в лежащих под местом выстукивания органах возникают колебательные движения, вызывающие звуки определённой громкости, продолжительности, высоты и звучания. Например, лёгкие содержат воздух и дают громкий (ясный) звук; сердце, печень, мышцы, как плотные органы, дают тихий (тупой) звук и т.д.Аускультация (выслушивание), один из основных методов исследования внутренних органов выслушиванием звуковых явлений, возникающих в них. При А. пользуются чаще фонендоскопом. При А. лёгких выслушивают дыхательные шумы, различные хрипы, характерные для определенных заболеваний. По изменению тонов сердца и появлению шумов судят о состоянии сердечной деятельности, о появлении заболеваний сердца и т. п. Артерии выслушивают при измерении кровяного давления. При А. живота устанавливают наличие перистальтики желудка или кишечника, у беременных — сердцебиение плода.Более значительны достижения Г. И. Сокольского в области изучения болезней сердца. При любом заболевании он обращал внимание на характер сердечных звуков, сердечный толчок, расположение правых и левых полостей сердца путем перкуторного вычерчивания границ тупости. Он умел диагностировать расширение полостей сердца. Он оценивал сердечную деятельность в зависимости от сложения больного, его характера, состояния его нервной, пищеварительной и других систем. Будучи хорошо знаком с достижениями физиологии и блестяще владея физическими методами исследования, Сокольский как кардиолог внес много нового в методику исследования больного и в описание болезней.В работах «О ревматизме мышечной ткани сердца» (1836) и «Учение о грудных болезнях» (1838) независимо от французского терапевта Ж. Буйо описал основные формы поражения сердца при суставном ревматизме, Вершиной клинической деятельности Сокольского являются его труды по ревматизму. Они открывают новую страницу в изучении патологии сердечно-сосудистой системы и утверждают приоритет русской науки в этом отделе внутренних болезней. Он отличался передовыми взглядами и резкостью критических суждений, что привело к его конфликту с руководством университета и преждевременной отставке.Сокольский считал, что «все рассуждения врачей о ближайших причинах болезней наполнены неоправданными ничем положениями, кои не сделали никого умнее в кабинете, а еще менее будут полезны у постели больного».Основным источником врачебного знания для Сокольского было объективное изучение больного организма. Противник метафизики и скороспелых теорий.Г. И. Сокольский много внимания уделял объективным явлениям. Он считал позволительным сомневаться в справедливости многих медицинских положений прошлого и учил «наблюдать природу в тишине и вдали от врачебных предрассудков. Г. И. Сокольский уделял много внимания изучению легочной чахотки. Хорошо описана автором патологоанатомическая картина этой болезни. Указывая, что причины туберкулеза неизвестны, Сокольский останавливался на важности профессиональных и социально-бытовых моментов.

ДядьковскийИустинЕвдокимович (1784-1841). В 1812 г. окончил Московскую медико-хирургическую академию, в которой в дальнейшем работал профессором патологии и терапии с 1824 по 1830 гг. Добровольно участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 1816 г. защитил докторскую диссертацию "Рассуждение о действии лекарства на человеческое тело". В 1830-1831 гг. был членом Центральной комиссии по борьбе с эпидемией холеры. С 1831 по 1836 гг. - профессор терапии в Московском университете.ИустинЕвдокимович является одним из основоположников материалистического нервизма и родоначальником функционального направления в русской врачебной науке. Дядьковский считал материю единым началом, которое вечно. Отвергал устоявшиеся тогда в медицине представления о «жизненном духе», «жизненной силе» и считал, что именно мозг является средоточием всех жизненных функций организма. Вопросы наследственности рассматривал с материалистических позиций.В 1936 г. И. Е. Дядьковского обвинили в "кощунственном отношении" к религии, материалистических воззрениях и отстранили от преподавания.ИдеиИустинаЕвдокимовичаДядьковского о ведущей роли нервной системы в жизни организма существенно повлияли на формирование научных взглядов С. П. Боткина и И. М. Сеченова. Он детально разработал методику клинического обследования больного, способы рациональной диагностики и терапии, указывал на целебную силу курортной и климатической терапии, предложил классификацию болезней на основе состояния нервной системы, которой придавал большое значение в развитии патологических процессов. Этой классификацией болезней долгое время руководствовались русские врачи.Основные работы И. Е. Дядьковского: "Трактат о повально-заразительной болезни холере" (1831 г.), "Общая терапия" (1836 г.), "Практическая медицина" (1845-1846 гг.)

11. Григорий Антонович Захарьин, родился 8 февраля 1829 года в с. Вирга Саратовской губернии

По окончании Саратовской гимназии в 1847 году Григорий поступил на медицинский факультет Московского университет.Защитив в 1854 году докторскую диссертацию на латинском языке "Учение о послеродовых заболеваниях", он был назначен заведующим кафедрой факультетской терапии; Первое его научное сообщение было опубликовано в 1855 году и касалось вопроса "Образуется ли в печени сахар?" За эту работу он был избран действительным членом Физико-медицинского общества.В 1856 году Григорий Антонович был командирован в Берлин и Париж. В берлинских лабораториях Захарьин работал у Вирхова и Траубе, во французских - К. Бернара и др. Осенью 1859 году он вернулся в Москву и приступил к чтению семиотики в МГУ.. В 1860 году избирается профессором родной терапевтической клиники, а через два года становится ее директором.В 1875 году Захарьин выделил одну палату с четырьмя койками для лечения гинекологических больных в своей клинике. Отвечать за которую было поручено Владимиру Федоровичу Снегиреву. Эта палата и стала ядром будущей гинекологической клиники Московского университета.В1883 году Захарьин, а через 15 лет Гед обнаружили, что при патологии того или иного органа определенные участки кожи становятся повышенно чувствительными и иногда болезненными. Позже эти чувствительные участки кожи получили название проекционных зон Захарьина-Геда. Их скоро признали в ученом мире и запечатлели в виде фигур во всех руководствах по нервным болезням. Известно, как профессор Захарьин ратовал за улучшение гигиенических условий жизни москвичей. Он бранил богатых купцов, чьи дети жили в душных маленьких комнатках антресолей, тогда как огромные парадные комнаты дома пустовали.Григорий Антонович неустанно старался развеять миф о необходимости отрывать легочных больных от их привычной среды обитания, отправляя их в горные или южно-приморские районы, пропагандировал введение в широкую практику кумысолечения, исследовал поражения легких и сердца при сифилисе, а также такие болезни, как хлороз, геморрой, образование желчных камней. Захарьин один из первых в России начал изучать терапевтическое действие минеральных вод во внекурортной обстановке, после чего в Москве появились ныне столь привычные бутылки с минеральной водой, рекомендованной от той или иной хвори. А. Захарьина можно смело назвать реформатором медицинского образования. Во многом благодаря его усилиям возникли специальные курсы педиатрии, гинекологии, неврологии и были организованы клиники: детская, пропедевтическая, гинекологическая, кожно-венерологическая, глазная, болезней уха, горла и носа.Гигантскую по тем временам сумму в 500 тысяч рублей Григорий Антонович пожертвовал на церковноприходские школы). Профессорское жалованье Захарьина шло в пользу нуждающихся студентов, за свой счет он отправлял молодых врачей стажироваться за границу, выделял средства на издание журнала, на нужды физико-медицинского общества, на приобретение экспонатов для Музея изящных (ныне изобразительных) искусств. Узнав о бедственном положении с водоснабжением в Даниловграде (Черногория), Григорий Антонович посылал туда деньги на строительство водопровода, за что в Черногории его почитали едва ли не святым.О характере Захарьина и его чудачествах ходили легенды. Он тяжело болел ишиасом (неврит седалищного нерва), который часто обострялся и не оставлял его до самой смерти. Говорили, что его крайняя раздражительность была причиной того, что он не выносил, особенно во время работы, ни малейшего шума, поэтому на консультациях останавливали даже часы, выносили клетки с птицами и т.п Захарьин создал уникальный клинический метод, основу которого составляет тщательное и всестороннее изучение пациента, стремление проникнуть в его жизнь, в его психологию. Поэтому беседа с больным могла продолжаться и час, и два, и дольш

С.П. Боткин - русский врач-терапевт, доктор медицины (1860), основоположник физиологического направления в клинической медицине, общественный деятель, тайный советник (1877). Родился 5 (17) сентября 1832 года в Москве, в семье крупного чаеторговца. Большое влияние на Боткина имели его брат В.П. Боткин, а также Т.Н. Грановский и участник герценовского кружка 40-х годов профессор-медик П.Л. Пикулин. В 1855 году Боткин окончил медицинский факультет Московского университета; с 1861 года - профессор терапевтической клиники Медико-хирургической академии в Петербурге (с 1881 Военно-медицинская академия). В 1855 году с отрядом Н.И. Пирогова участвовал в Крымской кампании; в 1877 году во время русско-турецкой войны около 7 месяцев провёл на Балканском фронте. Один из основоположников научной клинической медицины. Впервые в России создал экспериментальную лабораторию, где исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Изучая развитие в организме патологических процессов (аневризма аорты, нефрит, трофические изменения кожи и др.), воспроизводил их на животных. В своих воззрениях, которые складывались под влиянием русской классической философии, исходил из материалистического понимания организма как целого, находящегося в неразрывной связи с окружающей средой и управляемого нервной системой. Создал новое направление в медицине, названное И.П. Павловым нервизмом. Боткин первым высказал мысль о специфичности строения белка в различных органах; установил инфекционный характер заболевания - вирусного гепатита, известного ранее под названием "катаральная желтуха"; разработал диагностику и клинику блуждающей почки. Боткин издавал "Архив клиники внутренних болезней профессора С.П. Боткина" (1869-1889) и "Еженедельную клиническую газету" (1881-1889). Выступал активным борцом за равноправие женщин. В 1872 году участвовал в организации Женских врачебных курсов. В 1861 году открыл при своей клинике первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию. В 1878 году был избран председателем Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова и оставался на этом посту до конца жизни. Впервые в России добился постройки бесплатной больницы, открытой в 1880 году (Александровская барачная больница, ныне Инфекционная больница им. С.П. Боткина) в Петербурге. В 1881 избран гласным Городской думы, заместителем председателя Комиссии общественного здоровья, создатель системы думских врачей и школьного санитарного надзора. С 1886 попечитель всех городских больниц и богаделен Санкт-Петербурга. Ввёл институт санитарных врачей, разработал мероприятия по улучшению санитарного состояния и снижению смертности в России (1886). Создатель научной школы терапевтов: из 106 его учеников 85 стали докторами наук, 45 возглавили клинические кафедры в Санкт-Петербурге и других городах. Среди учеников Боткина - А.А. Нечаев, М.В. Яновский, Н.Я. Чистович, И.П. Павлов, А.Г. Полотебнов, Т.П. Павлов, Н.П. Симановский. С.П. Боткин - автор 75 научных работ по актуальным проблемам медицины. С.П. Боткин скончался 12 (24) декабря 1889 года в Ментоне, во Франции, погребен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. На его могиле в 1896 году был установлен бронзовый бюст (скульп.И.Я. Гинцбург), который в 1920-х годах перенесли на территорию сада Инфекционной больницы им. Боткина. В 1974 году на могиле установлена копия этого бюста. Могила С.П. Боткина находится на 9-й дорожке кладбища, рядом в 1914 году был похоронен его брат - художник М.П. Боткин (1839-1914).

13 вопрос!

Алексе́йАлекса́ндровичОстроу́мов (27 декабря 1844 [8 января 1845], Москва — 11 июля [24 июля] 1908, Москва) — выдающийся русский врач-терапевт, ученик Г. А. Захарьина, основатель крупной научной школы. Основные труды по физиологии и патологии кровообращения. Родился в Москве в 1844 году в семье священника, настоятеля храма Пимена Великого в Воротниках. Окончил Московскую Духовную Семинарию, а затем Московский Императорский Университет, где после защиты диссертации «О происхождении первого тона сердца» удостоен степени доктора медицины (1873). Стажировался за границей, а по возвращении работал сначала доцентом (1879), а затем профессором (1880) терапевтической клиники в Московском университете. Утверждал, что тяжесть заболевания определяется не только морфологическими изменениями, но в основном функциональными нарушениями. Особое внимание обращал на изучение окружающей больного среды. Придерживался идеи единства и целостности организма. Для формирования и развития терапевтической мысли того времени огромное значение имели клинические лекции О. (1884—85). Создал крупную медицинскую школу, представители которой — Д. А. Бурмин, В. А. Воробьев, Э. Ф. Готье и многие др. Председатель Московского медицинского общества (1879—89). Имя О. присвоено одной из крупных больниц в Москве.Умер в Москве 11 июля (24 июля) 1908. Похоронен на территории Новодевичьего монастыря.C 1944 года Госпитальная терапевтическая клиника Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова носит имя А.А. Остроумова.Главные его труды: ""Тимпанический звук легких"" (""Московский Врачебный Вестник"", 1874 - 75), ""VersucheuberdieHemmungsnervenderHautgefasse"" (1876), ""Иннервация потоотделительных желез"" (ib., 1876), ""О происхождении отека под влиянием нервов"" (ib., 1879, № 7), ""О лечении катара желудка"" (ib., 1882), ""Острое заболевание почек, при одновременном увеличении сердца и утолщении артериальных стенок"" (ib., 1884), клинические лекции (1893 - 94).

14. Образцов Василий Парменович [1(13).1.1849 (по др. сведениям, 1851), Грязовец, ныне Вологодской области (по др. сведениям, Вологда), ‒ 14.12.1920, Киев], русский терапевт. Окончил (1875) Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1877‒78 принимал участие в качестве полкового врача в русско-турецкой войне. С 1893 профессор Киевского университета. О. и его ученик Н. Д. Стражеско впервые (1910) четко описали клиническую картину инфаркта миокарда. О. разработал методы глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости (1887), выстукивания грудной клетки непосредственно одним пальцем (1910). Доказал преимущество непосредственного выслушивания ухом при выявлении ряда звуковых изменений деятельности сердца, внёс много нового в учение о механизме раздвоения тонов сердца и ритма галопа. Выделил энтериты как самостоятельную клиническую форму (1895), усовершенствовал диагностику ряда заболеваний органов пищеварения. Создал крупную терапевтическую школу, среди представителей которой: М. М. Губергриц, Ф. А. Удинцов, В. Н. Иванов и др.

Лит.: Стражеско Н. Д., Губергриц М. М., Удинцов Ф. А.

15. Степан Фомич Хотовицкий (1796—1885) — русский врач, акушер и гинеколог, основоположник педиатрии в России, сыграл важную роль в становлении российской судебной медицины. В 1817 году окончил петербургскую Медико-хирургическую академию и был командирован за границу и посетил Вену, Париж, Гёттинген, Эдинбург и Лондон. В 1822 году назначен адъюнкт-профессором Медико-хирургической академии по кафедре акушерства, судебной медицины и медицинской полиции и вскоре за тем принял на себя также обязанности ординатора в госпитале. В 1823 году защитил диссертацию на степени доктора медицины(объяснение революции жизни). Вскоре был командирован в Астрахань для изучения там холеры. Восемь лет спустя, во время холерной эпидемии, охватившей всю Россию, он принимал деятельное участие в работах холерного комитета. Плодом этих занятий явились две монографии: «О Санкт-Петербургской язве» (1831) и «О холере» (1832), из которых последняя заключала в себе историю холеры.В начале 1830-х же годов Степан Хотовицкий, замещая профессора С. А. Горлова, временно занимал в академии кафедру акушерства, женских и детских болезней и в продолжение 5 лет (с 1828 по 1833 год), исполнял обязанности петербургского городского акушера. В 1832 году избран ординарным профессором.С 1835 по 1839 год состоял редактором «Военно-медицинского журнала» и поместил в нём много статей по общественной гигиене.Первым среди русских учёных с 1836 года читал полный курс детских болезней в Медико-хирургической академии. Перевёл Каруса: «Учебная книга гинекологии» (Санкт-Петербург, 1833—1836), учебник теоретической хирургии Купера: «Чтения о начальных практических основаниях хирургии» (Санкт-Петербург, 1836), по поручению Святейшего Синода составил учебник «Народно-врачебное наставление для духовных училищ». Фундаментальный труд Хотовицкого «Педиятрика» (1847) — первое в России руководство по педиатрии.В 1842 году избран академиком. С 1843 года — заслуженный профессор.До 1847 года состоял ординарным профессором гинекологии и акушерства в Медико-хирургической академии. Труды его: «Жизненные припасы в медико-полицейском отношении». «Менструация и ее болезни». «О сибирской язве». «О холере» (1832). «Смерть в судебно-медицинском и медико-полицейском отношениях». «Венерическая болезнь у новорождённого». «Детская одышка». «Врачебно-народное наставления для духовных училищ» (1844). «Педиятрика» (1847)

16. Нил Федорович Филатов (1847-1902) – русский педиатр, ученный и педагог. Учился в Пензенском дворянском институте, где одновременно обучались ещё три его брата. Медицинское образование Филатов получал на медицинском факультете Московского университета. После окончания университета Н. Ф. Филатов работал вначале земским врачом в родном Саранском уезде[4], а затем, в 1872—1874 годах специально изучал детские болезни в клиниках и больницах Вены, Праги, Гейдельберга. Степень доктора медицины получил в 1876 году за диссертацию «Об отношении бронхита к острой катаральной пневмонии», а через год звание приват-доцента детских болезней.После возвращения в Москву в 1875 году и до конца жизни его научная, врачебная, педагогическая деятельность была связана в основном с двумя учреждениями: детской больницей и медицинским факультетом университета.Работая в детской больнице в Москве, он привлекал много слушателей, студентов и врачей. Здесь он обособил в ряде статей несколько новых болезненных форм: скарлатинозную краснуху, инфекционный мононуклеоз, один из ранних признаков кори (пятна Филатова-Коплика). Результатом систематизации наблюдений и выводов Филатова были несколько учебников, выдержавших в короткий срок много изданий; наиболее блестящие труды его — «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об открытых инфекционных болезнях у детей», «Клинические лекции». Руководства эти все переведены на немецкий язык, а некоторые из них на французский, итальянский,чешский и венгерский языки. Совместно с Г. Н. Габричевским ввел сывороточное лечение дифтерии.Нил Фёдорович был страстным шахматистом.

17 вопрос. Гундобин Н.П. (1860 — 1908) — рус.врач-педиатр. В 1885 окончил Моск. ун-т и был оставлен ординатором в клинике детских болезней. В 1888 переехал в Петербург.где работал в лаборатории клиники С. П. Боткина. В 1897 занял кафедру детских болезней в Военно-мед. академии. Г. поставил своей задачей обосновать педиатрич. деятельность точным знанием анатомо-физиологич. особенностей детского организма. В 1906 опубл. капитальный труд "Особенности детского возраста. Основные факты к изучению детских болезней" (результат работы Г. и его многочисленных учеников), к-рый в течение многих лет служил осн. руководством по педиатрии, представляя передовое научное течение в области охраны здоровья детей как в России, так и за ее пределами. В своих работах Г. подчеркивал необходимость связи педиатрии с педагогикой. Он утверждал, что каждый детский врач должен быть воспитателем. Г. был одним из основателей (вместе с Н. А. Русских) "Союза борьбы с детской смертностью в России", председателем школьного отдела "Общества охранения народного здравия".

Соч.: Строение кишечника у детей. Дисс., М., 1891; Область и задачи педиатрии, 1898; Жизнь ребенка,1901; Школьная гигиена 1902; Особенности детского возраста, 1906; Детская смертность в России и меры борьбы с нею 1906; Общая и частная терапия болезней детского возраста, 3 изд., СПб, 1907; Воспитание и лечение ребенка до 7-летнего возраста, М., 1913.

18. Ист мед

Николай Алексеевич ТОЛЬСКИЙ (1832 - 1891) в трудах "О значении гигиены в общественной жизни и особенности применения ее к нашим учебным заведениям" (1869) и "О влиянии школы на здоровье ее воспитанников" (1891) изложил результаты многолетних исследований, выявивших большое число детей с неправильной осанкой, искривлением позвоночника, нервными расстройствами, физической слабостью, близорукостью, малокровием. Он учил, что при сборе анамнеза необходимо выяснять условия жизни ребенка, обычаи семьи, привычки, характер питания, полагая, что это поможет вскрыть причины, характер течения и исход заболевания. Н.А. Тольский организовал первую детскую университетскую клинику на 11 коек и небольшую амбулаторию при ней. В его клинике работали Н.Ф.Филатов. Н.П. Гундобин и др.

 

Карл Андреевич РАУХФУС (1835 - 1915) инициатор строительства детских больниц: одной - в Петербурге (1869), другой - в Москве (1876). Разработал режим работы больницы, применил в ней систему боксов-изоляторов для сомнительных случаев, дезинфекцию, обязательное ношение халатов. Им же была организована подготовка кадров специально для детских больниц. К наиболее крупным научным работам К.А.Раухфуса относятся его исследования гнойных пора­жений суставов у грудных детей, врожденных пороков сердца, применения противодифтерийной сыворотки. Он описал важный для диагностики выпотных плевритов симптом - притупление перкуторного звука около позвоночника на здоровой стороне - так называемый треугольник Раухфуса.

 

Дмитрий Александрович Соколов.Окончил Военно-медицинскую академию, после чего усовершенствовался в клинике С. П. Боткина, в лаборатории И. П. Павлова. В 1888 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины.Преподавал в Военно-медицинской академии, с 1894 г. — приват-доцент. Одновременно работал в Елисаветинской детской больнице(1889—1900) и в петербургскойЛаринской гимназии(1892—1900).В 1900 г. организовал кафедру детских болезней Женского медицинского института с клиникой и стал её первым заведующим. С 1902 по 1907 г. — главный врач крупнейшей в начале XX века в Петербурге и России городской детской больницы (400 коек), на базе которой в 1925 г. был открыт Ленинградский педиатрический медицинский институт.В 1908 г. предпринимал попытку занять кафедру в Военно-медицинской академии, не увенчавшуюся успехом. Продолжал работать в Обществе детских врачей, занимался частной практикой. Лечил детей великого князя Константина Константиновича.В 1911 г. основал журнал «Педиатрия» и издавал его до 1914 г.Разработал проект индивидуального изолятора (бокс Соколова — Мельцера)Описал дугообразную линию верхней границы укорочения перкуторного тона при экссудативных плевритах (линия Соколова — Дамуазо).

Date: 2015-07-22; view: 723; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию