Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие памяти у детей дошкольного возраста





Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, пе­реживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохране­ния и воспроизведения. Память – это удивительное свойство человеческого со­знания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немысли­ма вне других психических процессов. Память имеет большое значение в жизни каждого человека, она обеспечивает непрерывность психической жизни. Благодаря ей мы запоминаем полученную информацию, сохраняем ее и при необходимости восстанавливаем, воспроизводим.

В зависимости от того, что запоминает человек, различают двигательную (запоминание собственных движений, выработка навыков), эмоциональную (память чувств), образную (образцы восприятия, мышления и воображения) и словесно-логическую (сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации) память. Существует особая форма образной памяти – эйдическая, когда человек запоминает полученную информацию полно, детально, с фотографической точностью. Очень часто дошкольники обладают такой памятью и их способность к эйдетическим представлениям сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Разные виды памяти тесно связаны друг с другом и почти никогда не существуют изолированно.

Сохранение и воспроизведение информации зависит от богатства, содержательности и прочности связей, которые человек устанавливает при запоминании нового опыта с элементами уже имеющегося у него опыта. Поэтому овладение способами и приемами запоминания – единственный путь улучшения памяти.

Большая часть нашего опыта сохраняется в памяти без специальной цели запомнить, т.е. непроизвольно. Непроизвольное запоминание является дополнительным результатом восприятия, мышления, воображения.

При произвольном запоминании человек ставит перед собой цель запомнить что-либо для этого он выполняет действия запоминания, которые специально направлены на достижение этой цели. В действиях запоминания используются те же средства, что и в действиях восприятия, мышления, воображения (сенсорные эталоны, наглядные модели, понятия). Но при запоминании человек устанавливает максимальное число связей между запоминаемым материалом и имеющимся опытом, а также между разными частями и сторонами самого запоминаемого материала.

Если запоминание происходит главным образом путем установления смысловых связей (это касается запоминания как мыслей, так и образов), оно называется смысловым. Запоминание, преимущественно основанное на повторениях, — механическим. Однако обычно при запоминании сочетается осмысление материала и его повторение.

В начале дошкольного детства память ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности (игра, рисование, конструирование, слушание сказок и рассказов). В среднем дошкольном возрасте начинает складываться произвольное запоминание. Впервые это проявляется в сюжетно-ролевой игре.

У старших дошкольников произвольное запоминание продолжает развиваться, но остается главным образом механическим. При заучивании дети старшего дошкольного возраста от повторений вслух переходят к повторению шепотом или про себя.

При активной умственной работе над материалом его непроизвольное запоминание старшими дошкольниками оказывается продуктивнее произвольного. Однако к произвольному запоминанию дети обращаются редко и главным образом по просьбе взрослых.

В старшем дошкольном возрасте становится возможным смысловое запоминание в условиях специального обучения.

Преобладающим видом памяти у старших дошкольников остается образная память. Поэтому для запоминания информации по смыслу могут быть использованы картинки.

В 3 года ребенок может запомнить и воспроизвести не более 2-3 слов или 3-4 названия предметов, изображенных на картинках, которые предъявляются ребенку для запоминания, дети этого возраста могут заучить понравившиеся им небольшие песенки, потешки, стихотворения. К 4 годам ребенок уже в состоянии удержать в памяти до 5- 6 названий предметов (из 10-15), изображенных на картинках. Некоторые дети могут принять задачу на запоминание и приложить определенные усилия, чтобы запомнить. В 4 года, получив поручение от взрослого, малыш повторит его не один раз и довольно точно передаст другому ребенку или взрослому. Играя в «магазин», 4 - летний ребенок способен запомнить названия 5-6 предметов, которые ему необходимо купить. Некоторые дети в состоянии нарисовать по памяти простой узор. В 5 лет ребенок может запомнить уже 7-8 предметов (из 10-15), изображенных на предъявляемых ему картинках. Для ребенка 6-7 лет доступно прямое задание – запомнить как можно больше слов. Если старшему дошкольнику назвать подряд 10 коротких слов, не связанных по смыслу, он в первый раз назовет от 2 до 5 слов. Можно называть те же слова еще несколько раз, каждый раз спрашивая, какие слова он запомнил. После 3-4 предъявлений ребенок 6-7 лет обычно называет больше половины слов, причем количество запоминаемых слов чаще всего увеличивается от предъявления к предъявлению. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить больше 3 слов с 4-го предъявления, следует обратить внимание на общее психосоматическое состояние ребенка, – возможно, ему необходима консультация невропатолога.


Помимо не связанных между собой слов старшие дошкольники легко заучивают наизусть стихотворения, иногда очень длинные. Если ребенок испытывает трудности при запоминании даже одного четверостишия, необходимо организовать активное действие с этим материалом: показ картинок, игру-драматизацию. В том случае, когда и это не приводит к улучшению результата, нужна консультация психолога или врача.

Если младшие дошкольники при запоминании чаще всего не используют никаких специальных средств, то в старшем дошкольном возрасте картина меняется. Помимо самого простого способа – повторения дети (особенно 7 лет) используют группировку материала по смыслу, так как им уже доступно такое мыслительное действие, как классификация. Появление элементов словесно-логического мышления приводит к тому, что для лучшего запоминания рассказа или сказки дети выделяют их структуру (сюжет, основные герои, их взаимоотношения). Поэтому ребенок 6, а особенно 7 лет способен изложить содержание небольшого рассказа или сказки. Тем не менее, необходимо помнить, что даже у старших дошкольников эффективность непроизвольного запоминания обычно все-таки выше произвольного.

Итак: в 3 года – по просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов; в 4 года – по просьбе взрослого ребенок в состоянии запомнить до 5 названий предметов, выполняет несложное (2-3 последовательных действия) поручение взрослого; в 5 лет – может запомнить по просьбе взрослого 7-8 названий предметов; в 6-7 лет – в состоянии изложить содержание небольшого рассказа или сказки.

Использование мнимических приемов обеспечивают условия успешного запоминания: воспроизведение и сохранение информации. Необходимо проводить все в игровой деятельности: лепку, рассказы… Если воспитатель хорошо владеет словом, то это увеличивает объем запоминания материала.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

· преобладает непроизвольная образная память;

· память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

· словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

· складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

· формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

· по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Таким образом, память необходима любому человеку, она позволяет накапливать и сохранять эту информацию, а затем воспроизводить ее в личном жизненном опыте. И как писал К. Д. Ушинский: Если хотите, чтобы дитя, что-то усвоило прочно, то заставьте в этом усвоении участвовать, как можно большее число нервов… слух, вкус, обоняние, осязание, зрение…

 

 







Date: 2015-07-22; view: 471; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию