Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дуальная природа человека

Аушра Аугустинавичюте

Дуальная природа человека

 

Аугустинавичюте Аушра

Дуальная природа человека

 

АУШРА АУГУСТИНАВИЧЮТЕ

ДУАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Очерк по соционике

Содержание.

1. Природа эротических чувств.............................. 3 2. Проблемы психологической дополняемости.................. 4 3. Преимущества типологии К.Г.Юнга......................... 5 4. Чувство юмора и 16 типов ИМ............................. 6 5. Что кого интересует и кто в чем разбирается............. 7 6. Сознательность любви.................................... 11 7. Качества человека, которые следует учитывать при

подборе партнера........................................ 12

А. Шизотимность - циклотимность....................... 13

Б. Экстравертность - интровертность................... 15

В. Логика - этика..................................... 20

Г. Сенсорика - интуиция............................... 24

Д. Статика - динамика................................. 27

Е. Другие качества.................................... 27 8. Что дает человеку психическое дополнение................ 28 9. Проявление чувств в предбрачной дружбе.................. 32

А. Логические экстраверты и этические интроверты...... 33

Б. Этические экстраверты и логические интроверты...... 38

В. Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты..... 41

Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты..... 45 10. Послесловие автора..................................... 50

1. ПРИРОДА ЭРОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.

-------------------------

Где причина эротической любви? В очеловеченном половом инстинкте.

Так думают довольно часто. Но любовь удовлетворяет не одну, а две, со вершенно независимые друг от друга потребности: потребность снятия сек суального напряжения и потребность психической связи с другим человеком. Обе зависимы от интеллекта, культуры, социальных условий, взаимосвязанных между собой, но не являются причиной друг друга. Наиболее убедительной нам кажет ся гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как пар ного существа.

Об этом размышляли многие философы. "Один человек еще не человек, - пи сал Фейербах, - только в паре он обретает гармоничную целостность". Истин ная сущность любви состоит в том, - читаем у Гегеля, - чтобы отказаться от самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и заб вении впервые обрести самого себя, забыть и обладать самим собой. /Гегель. Соч.,Т.N13, 1940, стр.108/ Подобным образом рассуждает Эрих Фромм: "Любовь позволяет быть собой и сохранить свою целостность. Любовь является парадок сом, в котором два существа становятся одним и, однако, остаются двумя".

Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками ис пользовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диа логе Платона "Пир".Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело - две па ры рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэто му каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей восстанов ления своего прежнего полного Я.

Похоже звучат строки Ю.Рюрикова: "Это физическое ощущение своей слитнос ти с другим человеком - ощущение совершенно фантастическое. Мы знаем, что в обычном состоянии человек не может ощущать чувства другого человека, пережи вать их, и только в апогее сильной любви есть какой-то странный психологи ческий мираж, когда разные Я как бы исчезают, сливаются друг в друга, и лю ди делаются психологическими андрогинами... это чуть ли не буквальное "пере селение душ" - как будто часть твоей "души" перебралась в тело другого чело века, слилась с его нервами, и теперь ты чувствуешь его чувства точно так же, как свои... почему это бывает только у любящих, только у близких людей, - неясно, психологам и физиологам еще предстоит разрешит эту загадку". /Ю.Рюриков. "Три влечения". М., 1968, стр.157-158/

Если эротическая любовь является последствием психической структуры че ловека, то о ней можно говорить не только на языке искусства, но и на точ ном языке науки. Убежденность, что люди вступают в брак не только для того, чтобы иметь детей и сексуальную жизнь, что одинокая жизнь, как и психичес кое одиночество в браке, ненормальные явления, заставляют смотреть на брак более серьезно.

2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДОПОЛНЯЕМОСТИ.

-------------------------------------

Если человек ищет психические дополнения, значит его дополняет не каж дый физически приятный партнер, а лишь индивидуум с определенными психичес кими качествами. Эти качества и нужно установить. В какой-то мере правы ут верждающие, что для дополнения нужны противоположные качества. НО наши ис следования показали, что не каждую противоположность можно назвать дополне нием. Есть противоположности, дающие постоянную напряженную конфликтность или погашение активности другого. А есть и дополняющие противоположности, ведущие к уравновешиванию психики человека, к активации его жизни. Ответ ле жит за каждой из типологий, которыми пользуются психиатры, начиная от П.Б.Ганушкина, Э.Кречмера,К.Г.Юнга, А.Кемпинского, кончая А.Е.Личко,К.Леон гардом. З а к а ж д о й! Просто есть совместимые типы людей и несовмести мые. И каждый, кто знает хоть одну из этих типологий, может для себя это проверить. В общем - как и при всех открытиях - ответ настолько прост, что уму непостижимо, почему до сих пор до этого никто не додумался ни у нас, ни за границей.

Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных ти пов людей является типология К.Г.Юнга. Этому способствует подход автора к психике человека как к определенной структуре, тогда как все другие типоло гии имеют описательный характер. Мы с нее и начнем. Что касается других ти пологий, то для желающих приводим сравнительную таблицу /рис.3/, по которой видно как те же типы людей называются у других авторов. Может возникнуть вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости чело века человеком. Во-первых, наверное, потому что все они психиатры, которые по роду своих занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в позна ние качеств отдельных типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодей ствием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, доста точно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - одно типны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором от клонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопа тии. Хотя, например, А.Е.Личко недвусмысленно говорит, что определенные ак центуации появляются на базе определенного типа личности. Мы от себя можем добавить, что тип личности определяет склонность человека не только к раз ным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.

3. ПРЕИМУЩЕСТВА ТИПОЛОГИИ К.Г.ЮНГА.

------------------------------

Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это - структурный подход. Кро ме того, автор классифицирует здоровых, а не больных людей, поэтому пользуются не такими неприятными названиями как другие /рис.3/. За его наз ваниями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека, называемые автором психическими функциями. Основные функции - это способнос ти человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира. Мы эти функции будем называть элементами информационного метаболизма человека.

К сожалению названия К.Г.Юнга нам тоже не совсем подходят. Поэтому то, что он условно называл мышлением, мы условно назовем логикой, то, что он на зывал эмоциями, - этикой. Не беремся утверждать, что наши названия идеальны и что в будущем не удастся подобрать ничего подходящего, но они более точны, чем юнговские. Например, когда К.Г.Юнг противопоставляет мыслительные типы эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а вторые "живут эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о другом: первые об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы про этих последних говорим: "у этих людей преобладает этическое мышление", это не прозвучит такой несуразицей, как если бы мы сказали "у этих людей преобладает эмоциональное мышление". У людей с "этическим" мышлением склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения этичности- неэтич ности отношений и поступков. Людей с "логическим" мышлением в основном инте ресует логичность - алогичность отношений и поступков. Итак, с одной сторо ны, мы остались при принципе К.Г.Юнга строить названия, опираясь на наибо лее развитые стороны психики человека, а с другой стороны, эти названия нем ного изменили. Поэтому вместо юнговских:

мышление, эмоции, сенсорика, интуиция появились:

логика, этика, сенсорика, интуиция.

Вторая поправка, которую нам пришлось внести, - сдвоение названий. И сам Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека опре деляется не одной, а двумя "функциями". Когда, например, говорим "логичес кий тип", то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой, или тот, что с интуицией. Они очень сильно отличаются. Тот, что с сенсорикой, - прак тичный, деятельный человек. Второй более стратег, чем тактик, склонен к тео риям, философствованию, строительству того, что называют воздушными замками. Они отличаются во всей повседневности, во всех мелочах. Первый всегда опрят ный, знает, что красиво, что нет, всегда собранный. Второй - рассеянный, старается сколько может быть опрятным и сосредоточенным, но это ему далеко не всегда удается.

Юнговские термины экстравертированный-интровертированный мы заменили на ныне распространенные экстраверт-интроверт, хотя считаем, что еще более под ходящими были бы термины экстратим-интратим, сделанные по аналогии с кречме ровскими терминами шизотим-циклотим, потому что после работы Айзенка, сог ласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного чело века называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти термины стали двусмысленными.

4. ЧУВСТВО ЮМОРА И 16 ТИПОВ ИНФОРМАЦИОННОГО

---------------------------------------

МЕТАБОЛИЗМА (ИМ).

---------------

В связи с тем, что различия в типе личности это не что иное как разли чия в обмене информационного сигнала с окружением, типы личности мы будем называть типами информационного метаболизма. Короче - типами ИМ.

Причем здесь информационный метаболизм?

Оказывается, психика человека окружающий нас мир дифференцирует на опре деленные составные части или аспекты. И каждый тип личности про одни из этих аспектов получают очень дифференцируемую и очень хорошо осознаваемую инфор мацию, а про другие аспекты воспринимает недифференцируемую, в сжатом виде. Поэтому разные типы личности, побыв в одних и тех же ситуациях, помнят и рассказывают совершенно другое и другими словами. Рассказ сопровождают дру гой мимикой, акцентируют другие моменты, происшествия. Основной причиной то го, почему один человек приятен, нравится, а другой - неприятен, утомляет, является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какими ми микой, жестами, интонациями эти слова сопровождает. Когда один человек заде вает другого, он это делает не столько своими поступками, сколько тем, как он эти поступки объясняет, которые из своих мотивов выдвигает. Поэтому одно му за одно и то же прощается, другому - нет.

Можно напомнить, что термин ИМ мы заняли у классика польской психиатрии Кемпинского. По-видимому, он первый заговорил о том, что в основе психологи ческого дискомфорта человека лежит нарушение его ИМ. Теперь мы знаем, что этим нарушением является ни что иное, как недополучение нужных сигналов, раздражителей от людей с дополняющими психиками и перегрузка ненужными, утомляющими, раздражающими, от людей, контакт с которыми затруднен, потому что из-за своего типа ИМ они свои мысли выражают мало понятными и неприемле мыми способами.

Люди с неподходящим типом ИМ очень часто травмируют какими-либо замеча ниями и шутками, которые не дают ни информации, ни успокоения, а лишь раз дражают. Любая шутка до нас доходит лишь в том случае, если она как бы нев значай дает ответ на какой-то назревший вопрос и успокаивает. У каждого чув ства юмора ограничено, потому что каждый хочет успокоения в чем-то другом. И поэтому часто, когда кто-то обижается на нашу шутку, нам просто кажется, что у этого человека нет чувства юмора. Дело же в том, что он склонен шутить другими словами и совершенно о другом.

Всего есть 16 типов ИМ. Одни из них из окружения лучше отбирают одни сигналы, другие - другие. Что доступно одним, недоступно другим. Одни рас сеяны и забывчивы на одно, другие на другое. Как эти типы появились? По-ви димому, на долгом пути развития человека, психика отдельной личности специа лизировалась, обретая при этом некоторую односторонность. Образовались своеобразные пары психических свойств: если одно из них у ребенка развивает ся интенсивно, рост другого задерживается. Поэтому психическая структура ин дивида, его характер асимметричны и односторонни. Человек - общественное су щество не только потому, что производство является общественным, но и пото му, что из-за определенным образом одностороннего развития психики ему необ ходимо психическое дополнение, которое он получает в своем социальном окру жении при общении и сотрудничестве с лицами, имеющими другие психические структуры. Несколько сообща действующих людей действуют более целенаправлено, более решительно и результативно, когда они имеют психическую опору в людях с другим психическим складом. Это один из секретов простой кооперации.

В общении людей и их взаимопонимании важными моментами являются уровень интеллекта и культура, к которой индивиды относятся. Но когда говорим о психическом дополнении и психической совместимости, самое главное - тип ИМ. Он определяется порядком селекции и обработки психикой получаемой информации. Этот порядок определяет многие психические свойства человека: склонности, способности, интересы, целенаправленность и мотивацию поведения, отношения с другими людьми, эстетические и эротические вкусы. Каждому желательно другое поведение близкого человека. Каждому нужна не вообще "ах, любовь", а такие формы симпатии любящего индивида, которые являются приемлемыми и убеди тельными, удовлетворяют психику.

5. ЧТО КОГО ИНТЕРЕСУЕТ И КТО В ЧЕМ РАЗБИРАЕТСЯ.

------------------------------------------

Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представ ление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди коопе рируют. Механизм этого явления, по нашим представлениям, достаточно прост: отдельные аспекты действительности отражается в мозгу с разной степенью диф ференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь сам инди вид отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навы ки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются дифференцированно с большей точностью, позволяющей осмыслить эту информацию и представить ее в словесной форме.

Что это за аспекты?

Приспособление организма к окружению - непрекращающаяся цепь актов физи ческой активности. Все, что происходит вокруг человека в объективном мире, тоже не что иное как цепь актов физической активности. Можно сказать, что то, что происходит с нами и вокруг нас, это те же цепи актов физической ак тивности. А цепь актов физической активности - нечто иное, как четыре такта двигателя внутреннего сгорания:

1. потенциальная энергия,

2. превращение потенциальной в кинетическую,

3. кинетическая энергия,

4. использование кинетической энергии.

Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые из-за своей типной природы человек воспринимает с разной осознанностью: один луч ше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способнос тях /1 такт/, другой в его эмоциональной жизни /2 такт/, третий в том как он работает /4 такт/. Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их назы вать интравертными элементами информационного метаболизма человека:

- потенциальная энергия - кинетичская энергия

- превращение потенциальной - использование кинетичес

в кинетическую кой энергии

Благодаря этим элементам человек получает информацию о:

- потенциальной энергии наблюдаемого объекта и субъекта, о его физических и психических возможностях;

- возбужденности и возбуждаемости объекта, настроениях и эмоциях человека;

- мобилизованности, воле и силе, красоте наблюдаемых объектов и субъектов;

- активности объекта и субъекта, их способности трудиться.

Однако, окружающий нас мир состоит не только из движущихся тел, но и из полей их взаимодействия. Их можно называть психологическими полями. Составные части этих полей - отношения между объектами и процессами, воспринимаемые людьми как определенные чувства. Так появляются еще четыре измерения окружающего мира, которые из-за своей типной природы человек тоже воспринимает с разной осознанностью. Каждому из них тоже присвоим символ и будем их называть экстравертными элементами информационного метаболизма человека.

- отношения между процессами, происходящими в одно и то же время - пространство;

- отношения между следующими друг за другом процессами - время;

- объективные отношения между двумя объектами и отдельными их свойствами отношения объектов или измерение объекта объектом;

- субъективные отношения между двумя объектами или субъектами

- притяжение-отталкивание.

Благодаря этим элементам ИМ человек получает информацию:

- о качествах пространства, то есть о том, что в нем происходит, о само чувствии находящихся в этом пространстве людей;

- об отношениях между процессами, событиями и поступками во времени, о на личии или отсутствии времени, опасности или безопасности будущего;

- об объективных соотношениях между объектами, их весе, величине, ценнос ти и т.п., то есть о любых соизмеряемых параметрах;

- о притягательной или отталкивающей силе объектов и субъектов, о их нуж ности и ненужности друг другу, симпатиях и антипатиях, любви и ненависти.

Несколько слов о происхождении графических символов.

Интравертную символику мы обозначили кружком, фигурой, которая создает впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуицию - треугольником, который отлично вписывается в круг. Логика и этика это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэтому если логику обозначили квадратом, как символом строгости мышления, то для внутренней стороны того же явления эмоционального начала нужно подобрать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла.

Однородным экстравертным элементам присвоены те же символы, только другого цвета:

Итак, в процессе информационного метаболизма каждый человек пользуется 8 элементами ИМ, каждый из которых отражает один из объективных аспектов окружающего мира. Теперь, каждому из этих элементов присвоим условное название, которым в будущем и будем пользоваться.

Рис.1

Отражаемый Название качества психики Символ аспект мира человека или элемента ИМ,

благодаря которому человек

получает информацию про

данный аспект мира ----------------------------------------------------------------

Потенциальная энергия. Интравертная интуиция

Превращение потенциальной Интравертная этика энергии в кинетическую

Кинетическая энергия Интравертная сенсорика

Использование кинетической Интравертная логика энергии

Пространство Экстравертная сенсорика

Время Экстравертная интуиция

Соотношения Экстравертная логика

Притяжение-отталкивание Экстравертная этика

Все 8 элементов ИМ находятся в психике каждого индивида. Т.е. каждый из нас пользуется теми же формами восприятия и переработки ин формации. Но в сложных, требующих интеллектуальных усилий ситуациях люди склонны доверять только одной паре элементов: одному экстравертному и одному интровертному. Они-то и определяют тип ИМ. И дают нам право называть его логическим, этическим и т.п. Кроме того, когда в этой паре вторым, т.е. определяющим активные, творческие отношения индивида с внешним миром, является экстраверный элемент, мы называем человека экстравертом, когда интровертный - интровертом.

Можно сказать, что два элемента являются как будто бы более интеллектуальными и более осознанными, чем все другие. Поэтому человек, который хо чет быть и казаться как можно более толковым, делает усилия, насколько это в его воле, во всей деятельности пользоваться только этими двумя элементами. Например, индивид с развитым логическим мышлением избегает говорить о своих чувствах.

Теперь уже можно познакомиться со всем списком типов ИМ, в тех названиях, которыми мы пользуемся во всех своих работах /см. рис.2/.

Интересно было узнать, какие, психические свойства и какие психические типы распространены среди населения республики /Литовская ССР/. Для этого обследовано 100 мужчин и 100 женщин, данные обследования приведены на том же рис.2. Несомненно, такая незначительная и совершенно случайная выборка лю дей /200 человек/ не может представлять республику. Но ее достаточно для по нятия того, что нет ни одного типа ИМ, распространенного только среди муж чин или только среди женщин.

Отсюда релятивность таких понятий как женственность и мужественность: каждый тип ИМ вкладывает в эти слова другой смысл. Экстраверт настоящую женственность видит в интровертной девушке, интроверт - в экстравертной, личность логического типа ИМ - в этическом мышлении, личность этического типа ИМ - в логическом мышлении. Нет ни абсолютной женственности, ни абсолютной мужественности. Есть мужчины и женщины с разными психическими структурами, которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или идеально мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную психическую структуру.

Рис.2

Распределение типов ИМ среди мужчин и женщин Литовской ССР.

Название типа Символ Мужчины Женщины

типа

Шизотимы

------- 1. Логико-сенсорный экстраверт 5 2 2. Логико-интуитивный экстраверт 4 2 3. Логико-сенсорный интроверт 6 3 4. Логико-интуитивный интроверт 6 5 5. Этико-сенсорный экстраверт 3 10 6. Этико-интуитивный экстраверт 5 9 7. Этико-сенсорный интроверт 3 4 8. Этико-интуитивный интроверт 3 10

Циклотимы

-------- 9. Сенсорно-логический экстраверт 9 3 10. Сенсорно-этический экстраверт 4 9 11. Сенсорно-логический интроверт 12 8 12. Сенсорно-этический интроверт 7 15 13. Интуитивно-логический экстраверт 11 4 14. Интуитивно-этический экстраверт 10 6 15. Интуитивно-логический интроверт 8 2 16. Интуитивно-этический интроверт 4 8

Всего: 100 100 Из них этические 39 71

экстраверты 51 45

интроверты 49 55

логические 61 29

Поэтому дальше при разговоре о сочетаниях психических структур, ради избежания лишней путаницы, не будем учитывать пола. Будем говорить об индивидах с сенсорным, интуитивным, логическим и с этическим типом ИМ.

В примерах, где ради образности говорится "он", таким же образом можно сказать и "она". В отдельных конкретных выборках, однако, соотношение психических типов представляет высокую поляризованность. В одной из групп Вильнюсского педагогического института в 1978/79 гг. оказалось 28 студенток с ведущими этическими элементами и лишь одна с ведущим логическим элементом ИМ, интровертных 20 и экстравертных типов личности - 9.

6. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЛЮБВИ.

-------------------

Любовь - осознанное явление или неосознанное?

Когда любят того, кого по собственной воле выбирают среди других, потому что он отличается какими-то преимуществами, является более интересным, ценным или доступным, любовь подчинена сознанию. Это любовь по выбору. Если объект не осуществляет надежд и имеется возможность найти другой объект, более подходящий, от него довольно спокойно отказываются. Но так любят не все. Так любят только личности с сенсорно-этическим типом ИМ. кого элементы сенсорики и этики не развиты все логические и интуитивные любят потому, что выбрали. Они выбирают того, кого любят. Любовь - не то, что они делают, а то, что с ними происходит.

Есть люди, чувства которых сознательны, а влечение неосознано все ин туитивно-этические. И есть такие, влечение которых сознательно, а чувства не подчиняются контролю сознания все сенсорно-логические.

ЧУВСТА сознательные ЭТИКА

ВЛЕЧЕНИЕ сознательное СЕНСОРИКА

Все этические этический элемент на первом или втором месте отлично разбираются как в своих собственных, так и в чувствах и эмоциях других людей. Они их не стесняются, легко о них говорят это относится ко всем видам чувств: любовь, страх, восхищение, если не объекту любви, то друзьям, так как чувства и переживания это то, что облагораживает человека, делает его более ценным. Все логические чувства вытесняют и молчат, так как любое чувство считают слабостью, противоположной рассудку. Так оно и есть, потому что в их чувствах мало сознательного, они не подчинены контролю разума.

Все сенсорские хорошо понимают как свои, так и чужие физические потребности. Умеют оценивать свои физические данные и ими пользоваться. Это они элегантностью грациозностью движений открыто привлекают внимание партнера. Интуитивные в лучшем случае верят в то, что им говорят. И только до тех пор, пока говорят. Поэтому всегда боятся попасть в зависимость от говорящего комплименты. Как логический не склонен верить, что его любят, так интуитивный постоянно сомневается в том, что является привлекательным, красивым, нужным. Сенсорный элегантен для того, чтобы его замечали. Интуитивный часто еще более элегантен, но только для того, чтобы не выделяться, быть менее заметным. Он как будто прячется за своей элегантностью. Сенсорный в своем влечении легко признается не только себе. Влечение - обыкновенное, понятное явление, часть его прекрасной здоровой натуры. Интуитивный стесняется своего влечения, не смеет это влечение навязывать другому.

Обобщая, можно сказать, что одни хотят любить другие быть любимыми, одни желать, другие быть желаемыми. Одних с полным основанием можно назвать субъектами любви, других - объектами. Поэтому есть люди, которые всю инициативу полностью берут в свои руки. Есть склонные к частичной инициативе и такие, которые оставляют ее всю партнеру. Вот здесь и начинается отбор психически дополняющего партнера, потому что, когда оба инициативны или одинаково неинициативны, дружба легко обрывается. Или устают от конкуренции в инициативе, или образуется напряжение из-за обоюдного недоверия к чувствам партнера.

То, что один тип ИМ называет любовью, благодаря чему чувствует себя любимым и уважаемым, другому может быть лишь доказательством отсутствия чувств. Поэтому если в дружбе появляются обиды /что часто неразумно скрывается, по-видимому, есть психическое несоответствие о котором нужно думать заранее. Когда партнеры полностью подходят друг к другу, они не могут обидеть неосторожным словом или жестом, потому что видят мотивы каждого поступка, слова и настроения. Это и есть тот красный цвет, которым природа обеспечила человека, чтобы он сумел выбрать подходящего для себя партнера. Человек же часто этих сигналов не хочет видеть, прячет свои настоящие реакции, думает, что в будущем что-то изменится. Но не может измениться то, что вытекает из психической структуры, которая образовалась в детстве. Противоречия лишь обостряются.

7. КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ

УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОДБОРЕ ПАРТНЕРА.

------------------------------

Как мы уже видели на рис.2, есть 16 разных типов людей. По своим основным качествам, т.е. - свойствам, определяющим тип личности или тип ИМ, они делятся на противоположные восьмерки:

1. 8 шизотимов - 8 циклотимов

2. 8 экстравертов - 8 интровертов

3. 8 логических - 8 этических

4. 8 сенсорных - 8 интуитивных

Первое из этих качеств - шизотимность-циклотимность - врожденное. Остальные приобретаются детьми в возрасте до 5 лет под влиянием ближайшего воспитывающего человека, чаще всего матери.

Несмотря на все свое несовершенство, используемые нами термины имеют то большое преимущество, что по названию можно определить кто кого допол няет.Если один экстраверт, то другой обязательно - интроверт.Если один логи ческий, то другой - этический, если один сенсорный, то другой интуитивный.Итак, в хорошо сложенной паре-диаде, в которой люди друг друга дополняют, являются дуалами, в названиях обоих мы в обязательном порядке найдем все названия, т.е. логику, этику, сенсорику, интуицию, а кроме того, экстраверсию и интраверсию. Вот одна из таких диад:

логико-сенсорный экстраверт,

этико-интуитивный интроверт.

Правда, есть еще одно правило: оба дуала всегда являются шизотимами или цик лотимами. Но шизотимов от циклотимов тоже отличаем по названию. Все шизоти мы в названии на первом месте имеют логику или этику, а все циклотимы - ин туицию или сенсорику. Поэтому, например, вот такую пару нельзя назвать диа дой, хотя все термины на лицо:

логико-сенсорный экстраверт,

интуитивно-этический интроверт.

Этих двух людей связывает не отношение дополнения, а отношение конфликта, которое не подходит ни для какой совместной деятельности.

На рис.3 даем таблицу, в которой все типы ИМ спарены в диады. Там же по казано, как те же типы ИМ называются у других авторов, т.е. за какими акцентуациями или психопатиями они у них спрятаны.

Изучение супружеских пар показывает справедливую тягу к полному дополнению. Оптимальным партнером является, как мы уже знаем, только один из 16 психических типов. При случайном подборе пар это составило бы около 6,25% /100:16=6,25/. Фактически среди случайно подобранных 50 супружеств 17 /34%/ оказались оптимальными. По-видимому, как в поведении природы, так и в поведении человека есть еще меньше случайного, чем мы до сих пор полагали.

После всего вышесказанного остановимся на вопросе, в каких конкретных качествах заключаются парные противоположные свойства человека, как они проявляются в жизни:

шизотимность-циклотимность,

экстравертность-интровертность,

логика-этика,

сенсорика-интуиция.

А. Шизотимность-циклотимность /рациональность-иррациональность/

------------------------------------------------------------

В чем заключается это врожденное различие между людьми?

По нашим данным оно определяется расположением полушарий. Одно полушарие человека воспринимает и обрабатывает информацию, получаемую при наблюдении за статичными объектами, объектами в состоянии покоя, другое - при наблюдении за объектами, находящимися в динамике, т.е. движущимися объектами. Поэтому одно полушарие можно назвать статичным, другое - динамичным. Это нетрудно проверить каждому, закрывая то один, то другой глаз. Когда человек за рулем или просто так через окно машины наблюдает за бегущими домами, у него гораздо более интенсивно работает динамичный глаз. Когда машина остановится, работает другой - статичный. Когда на что-то движущееся смотрим статичным глазом, начинает немного рябить и можно даже почувствовать небольшое головокружение. Это можно заметить и когда смотрим телевизор.

Так как статичное и динамичное полушарие у шизотимов и циклотимов распо ложены по-другому, у циклотимов за объектом в статике наблюдает левый глаз правое полушарие, за объектом в динамике - правый глаз левое полушарие. У шизотимов - наоборот.

Если информацию про динамику принимает левое полушарие, собственной динамикой индивида тоже управляет левое. Поэтому последовательными правшами, по нашим наблюдениям и опросам, являются только циклотимы. Шизотимы по своей природе левши, хотя около 50% из них про это совершенно ничего не знают.

Шизотима от циклотима в какой-то мере можно отличить по сложению и осо бенно движениям. Шизотимам, если даже они набирают лишний вес, присуща ка кая-то сухопарость. Цилотимам и тогда, когда они худые, - мягкость и закруг ленность линий. Особенно мягкость линий лица. Что касается движений, то они у шизотимов фиксированные, причем у каждого типа ИМ разные. От угловатых и прыгучих до как бы скользящих. У шизотима экстраверта /динамики/ походка уг ловатая. У шизотима интроверта /статики/ угловатость пропадает, появляются элементы скольжения, но держатся они тоже очень прямо и с достоинством. Однако, в "скольжении", о котором говорим, чувствуется скованность, оно не гибкое. У циклотима движения мягкие, всегда более или менее импульсивные. Что касается элемента импульсивности, то его больше у циклотимов экстравер тов, которые являются статиками, чем у интровертов, являющихся динамиками. И в мимике, и в движениях.

Вот что по поводу походки шизотимов пишет П.Б.Ганушкин на стр.143 своих "Избранных трудов" /М.,1964/: "Обыкновенно они обращают на себя внимание тугоподвижностью и угловатостью движений, отсутствием плавных и постепенных переходов между ними, причем у одних, кроме того, бросается в глаза манерность и вычурность, у других - стремление к стилизации, и, наконец, у третьих - просто крайнее однообразие и скудность движений. Есть шизоиды, никогда не бывшие на военной службе, но поражающие своей почти военной выправкой, эта выправка у них доходит до того, что они кажутся деревянными. Особенно много своеобразия в их походке: одни ходят, не сгибая колен, другие - как бы под прыгивая, третьи волочат ноги при ходьбе и т.п.".

Правда, автор здесь пишет про шизоидов, т.е. шизотимов с фиксированным поведением, но сколько мы ни наблюдали за совершенно здоровыми людьми - все это подходит и для них. А то, что они кажутся "деревянными" или "волочащими ноги", определяется исключительно их типом личности. Самый "деревянный" по-нашему - логикосенсорный экстраверт, наиболее "волочащий ноги" - противо положный ему - логико-сенсорный интроверт. Самый "прыгучий" - логикоинтуи тивный экстраверт. Эти отличия в походке более заметны у мужчин, чем у жен щин.

То же самое можно сказать про эмоции: эмоции циклотима гораздо более им пульсивны, менее управляемы, чем эмоции шизотима.

Почему циклотимы кажутся импульсивными, а Г.К.Юнгом назывались даже ир рациональными? Потому, что их движения, поступки и эмоции всегда следствие каких-то чувств, какого-то духовного состояния. Ответ на появившиеся чув ства комфорта, дискомфорта, спокойствия или неуверенности. Циклотимы прежде внутренне раскачиваются и лишь после этого реагируют на ситуацию эмоцией или поступком. На эмоции и поступки окружающих они реагируют не сразу. Точнее реагируют не на их поступки и эмоции, а на вызываемые этими поступками чув ства. Поэтому их реакции как бы замедленные, плавные, очень приспособленные к ситуации, но заранее не обдуманные, "творческие". Много поступков просто "по привычке", по сложившимся установкам. Шизотимы реагируют на эмоцию эмо цией, на поступок поступком не раскачиваясь, сразу. Реагируют очень разумно, обдуманно, на основе всего имеющегося опыта. Поэтому кажутся более строгими, решительными, "рациональными", их движения более быстрые и угловатые, эмо ции более резкие и холодные. Чувство для шизотима - следствие поступка, а не его причина: после правильного поступка или эмоции самочувствие улучшается, является хорошим, после неправильного оно ухудшается. Поэтому как поступ ки,так и формы проявления эмоций тщательно изучаются и обдумываются. Если почувствовали себя плохо, думают, что было сделано не так, копаются в прош лом, чтобы иметь опыт на будущее. Когда циклотимы чувствуют себя плохо, они думают не о прошлом, а о будущем: что следует сделать, чтобы изменить само чувствие.

У циклотимов поступки импульсивны, являются ни чем иным как только прис пособлением к реальной ситуации своими собственными чувствами. Можно сказать, что циклотим действует, когда ему нужно выйти из какой-то ситуации, какого-то состояния, а шизотим - наоборот, когда нужно создать какое-то состояние, какое-то самочувствие. Например, циклотим готовит еду, чтобы покончить с неприятным чувством голода, а шизотим - чтобы в результате своей ак тивности получить приятное ощущение сытости. Циклотим ест потому, что вкус но, шизотим - даже когда он гурман - чтобы быть сытым. Интересно, что чув ство голода на настроениях циклотима отражается гораздо сильнее, чем на нас троениях шизотима: голодный шизотим может дольше спокойно ждать, чем цикло тим.

А вот в контактах с субъектами и объектами все происходит наоборот. Как циклотим не может действовать, пока его не охватило какое-либо чувство, так шизотим не может общаться с человеком, пока не сложилась какая-то установка, пока он к нему не испытывает каких-то чувств. Без такой установки или созревших чувств он не может купить даже самого простого обиходного предмета. Происходит та же самая "раскачка". Циклотимы общение начинают без "раскачки", т.е. без установок, с непосредственных контактов, во время которых люди и их качества тщательно изучаются. Только после этого появляются установки и чувства, определяется отношение. Поэтому, хотя контакты с людьми циклотим завязывает быстро, они ничего не говорят о чувствах к ним. Как ши зотим легко, "рационально" меняет свои поступки и формы проявления эмоций, если они оказываются недостаточно разумными, так циклотим "рационально" меняет людей, с которыми он общается, если своими качествами они не соответствуют его потребностям. То же самое относится к предметам обихода и другим объектам.

Б. Экстравертность-интровертность.

-----------------------------

Экстраверты от интровертов отличаются не только своими психическими свойствами, но и внешне. Активным полушарием экстраверта всегда есть правое полушарие, активным полушарием интроверта - левое полушарие. Это можно заметить по лицу и глазам. Более развитой половиной лица у экстравертов, как правило, является левая половина лица и левый глаз, у интроверта - правая половина лица и правый глаз. Когда беседуем с человеком, обычно, внимание приковывается активным глазом, то есть не столько на все лицо человека, сколько на активный глаз.

Активная сторона лица человека чаще всего кажется и есть более узкой и более длинной, активный глаз - большим и как бы более осмысленным. Но при диагностике типа ИМ по глазам к ошибке особенно легко приводят глаза шизотимов-экстравертов, потому что, когда они смотрят на неподвижный объект, например, на фотообъектив или собеседника, расширяют свой пассивный статичный, то есть правый глаз. И вообще на эти внешние различия следует смотреть лишь как на тенденцию - есть очень обманчивые лица.

Лица экстравертов более подвижные, менее скованные, по ним видно, что человек может приказывать и требовать. У интроверта особым спокойствием отличается лоб. Иногда впечатление, что они за миром следят "третьим глазом". Интересно, что самые теплые как и самые холодные лица у интровертов. Самые теплые у сенсорно-этических интровертов и интуитивно-этических интровертов, холодные у этико-сенсорного интроверта и этико-интуитивного интроверта.

Что мы считаем основным или одним из основных психических качеств экстраверта Склонность изменять внешний мир в угоду субъекту. Склонность заботиться о субъектах и объектах, изменяя их взаимоотношения. В противоположность склонности интроверта изменять субъекты и объекты в угоду или пользу отношений между ними. У экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям - вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям. У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей или их поведение к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, а не отношения.

Можно сказать, что для экстраверта константой во внешнем мире являются субъекты и объекты. Для интроверта такой константой являются отношения между субъектами и объектами и этими отношениями вызываемые чувства.

Человек - социальное существо. И образован как бы из двух частей - активного психофизического "я" /человек это объект/ и своих отношений с людьми и прочими объектами /человек это его отношения/. Экстравертность-интровер тность сознания одной из них придает приоритет и она становится как бы при чиной второй части. Экстраверт приоритет придает психо-физическому "Я" человека, интроверт - отношениям. Экстраверт уверен, что "у качественного объекта" всегда качественные отношения. То есть, что отношения и чувства окружающего мира к нему определяются ценностью личностных свойств или активностью, и потому разными способами эти свои качества пытается усовершенствовать. Интроверт, наоборот, уверен, что его личность будет оцениваться в зависимости от отношений с окружающими в зависимости с тем, какие чувства у окружающих он вызывает. Интроверт в своих собственных глазах стоит столько, сколько стоят его отношения, поэтому всеми своими сознательными силами и старается эти отношения улучшить, является уступчивым, избегает ссор. Сумму всех отно шений-чувств можно назвать психологическим полем и сказать, что интроверт, во-первых, заботится о качестве своего психологического поля как и о качестве психологического поля других людей.

Для экстраверта социально ценные отношения следствие и признак социальной ценности, качественности объекта. Обыкновенный ход его мыслей: каждый субъект может улучшить свои отношения с окружающим, вызвать к себе положительные чувства способом самоусовершенствования. Если субъект в обществе занимает скромное место, значит, ему недостаточно каких-то ценных качеств.

Для интроверта основой материального мира являются отношения. Качественность человека как объекта это следствие и признак социальной качественности, ценности его отношений и тех чувств, которые он у других людей вызывает. Ход его мыслей: каждый может повысить свою ценность в глазах общества, усовершенствуя свои отношения с окружающими. Если субъект не замечается и не ценится, значит не наладил достаточно правильных отношений.

В свете этих рассуждений становится понятным, что распространенное ныне определение, что человек это, во-первых, его отношения, является прогрессивным в устах экстраверта, который при этом обязуется не забыть, что общество это не только люди, но и отношения. В то время, как в устах интроверта, который так склонен преувеличивать роль отношений и недооценивать объекта, это определение становится опасным, склоняет к недоучету качеств личности человека. Отсюда ошибочная идея, что нет незаменимых людей, что каждый человек лишь винтик, что человека нужно менять, как только он нарушает гармонию психологического поля - не умеет или не хочет приспосабливаться. Противоположный перегиб, который могут делать и делают экстраверты - что нет незаменимых отношений, что любые отношения, которые не подходят личности, индиви дуальности, можно заменить. Человеку же как личности необходима уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть самим собой, уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в жизни.

Для экстраверта объектом ориентации во внешнем мире являются окружающие объекты и субъекты. Поэтому они пользуются определенным правом неприкосно венности. Другой объект имеет право быть таким, каким он хочет. Если он мне мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это потому, что для эк страверта - объекты и субъекты точка опоры сознания. Собственновольно изменять эти объекты - это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит развалом сознанию. Это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого все экстраверты болезненно реагируют на разные "перевоспитания", изме нения субъекта против его воли. Каждый экстраверт и так уверен что все стре мятся к самоусовершенствованию. И каждый экстраверт чувствует своей обязан ностью помогать в этом добровольном самоусовершенствовании и всем другим.

Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и чувства других людей. Поэтому, с одной стороны, они очень предупредительны к ним, с другой - уверены, что все в этой области стремятся к той же цели и потому, сколько это в их силах, помогают другим людям эти отношения налаживать.

Каждый экстраверт отличается определенным беспокойством чувств, определенной активностью, чем-то, что его гонит действовать в ситуациях, в которых интроверт лишь наблюдает. Наблюдает, создавая при этом впечатление погруженности в самого себя. Очень важно понять, что сосредоточенность интроверта это не погруженность в себя, а в отношения внешнего мира. То есть наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он - в противоположность экстраверту не хочет и не может нарушить. Если интраверт в своей погруженности о чем-то размышляет, то не о проблемах своей внутренней жизни, а о проблемах взаимоотношений с другими объектами и субъектами. Впечатление "погруженности" в себя результат того, что любое отношение к внешнему миру человек воспринимает как свое чувство.

По всем этим причинам, при кооперации экстраверта с интравертом, экстраверт дуалу дает чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интраверт своему дуалу - реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства изменить.

Как мы уже говорили, экстраверт, приспосабливаясь к реальным субъектам, объектам и разным их проявлениям или к тому, что в них или с ним творится, п р о д у ц и р у е т приемлемые этим субъектом и объектом отношения. Тем самым экстраверт творец новых отношений и чувств о логичном и нелогичном, этичном и неэтичном, эстетичном и неэстетичном, своевременном и несвоевременном. Благодаря творчеству интроверта появляются отличающиеся новыми качествами субъекты и объекты, новые конструкции, новые виды эмоциональных переживаний и внутренней возбужденности, качественно новые методы труда. Творческим элементом является второй элемент ИМ, например: у Т это -, у Т это -.

Качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. Поэтому самым передовым в смысле новизны идей среди известных нам советских авиаконструкторов был Роберто Бартин - логико- интуитивный интроверт. Но быть творцом качественно новых социальных отношений могут только экстраверты, такими были все классики марксизма. Зато творцом нового вида государства объект является интроверт, например Томас Мор /Т /.

Когда же нужно что-то репродуцировать по уже имеющимся образцам, то есть воспроизвести то, что уже придумано или где-то было все наоборот. Если изобретателем качественно нового товара является интроверт, то организатором его производства по имеющемуся примеру - только экстраверт. Здесь проявляется первый ведущий элемент ИМ.

Предприятие материального производства является производителем продукции и системой, коллективом работающих в нем людей. Тип личности руководите ля определяет отношения к этим двум сторонам действительности. Экстравертные типы личности основной своей целью видят расширение и развитие производства, увеличение выпуска продукции. Коллектив и его интересы должны подчиняться этой цели. Эта установка продуктивна в условиях быстрого развития отрасли, в поиске внутренних резервов производства. Интравертные типы личности основной своей целью видят усовершенствование системы отношений как в самом коллективе, так и между коллективом и руководящими звеньями. При этой установке планы перевыполняются лишь постольку, поскольку этого требую интересы коллектива. Эта установка продуктивна в условиях равномерной работы отрасли, когда на первый план выходят проблемы стабилизации коллектива, обеспечение устойчивости положения каждого его члена. Такая установка способствует и стабилизации общества. Только не следует забывать и то, что каждый тип ИМ проявляет себя при этом по другому: мы здесь даем лишь общую линию экстраверсии - интраверсии.

Экстраверт любит открытую активную жизнь. Про него можно сказать, что он, проявляя инициативу, всегда в какой-то мере лезет на сцену. Но лезет не столько для того, чтобы его видели, сколько для того, чтобы он сам мог видеть и оценивать больше "объектов". Он с удовольствием оценивает и выдвигает других. Интраверт не выдвигает ни себя, ни тем более других. Других он вообще не замечает и не оценивает. Разве только что по тому, как они его активизируют своим вниманием и улучшают общий психологический климат, не мешают. И совершенно честно утверждает, что руководящая работа не по нему. Но, если его выдвигают, отказаться не может, не чувствует права. А заняв какой-то пост, остается там на долгие годы, чувствует себя незаменимым. Экстраверт может уйти и сам, экстраверта можно снять за ошибки. Интраверт в плановом хозяйстве ошибок не делает, потому что с планом как с отношением всегда в ладах, никогда не разминется. Никаких отношений не нарушает, ничьих чувств не раздражает, свою пассивность и нерешительность всегда умеет объяснить объективными факторами. На каждого, кто активнее его, смотрит как на занимающегося саморекламой. Ведь в глубине души он тоже стремится к большей активности, но проявлять инициативу, пока от него этого в каждом конкретном случае не потребовали, не может. Боится быть н е у м е с т н о а к т и в н ы м. А называется ли это "неуместная активность" дерзостью или глупостью, уже определяется типом ИМ человека.

Экстраверт действует, чтобы стать более ценным и нужным обществу. Быть более качественным объектом. Если можно - незаменимым. Потому что он постоянно сомневается в хороших чувствах людей, и ради возможности проявлять инициативу, которая тоже не что иное, как только способ провоцировать положительные чувства других. Интраверт действует только в силу необходимости, выполняя долг и обязанности. Ради того, чтобы не перейти кому-то дорогу, не испортить своих отношений с людьми. И во что бы то ни стало - остаться у всех на виду. Потому что, если он не будет на виду, от него не будут требовать активности, его обязанности ограничатся, он останется не у дел. Часто говорят, что интроверт, якобы, действует лишь ради того, чтобы его оставили в покое. Это видимость. Не желает он этого. И то, почему никак не может от казаться от какого-либо руководящего поста хотя и видит, что с работой не справляется, есть страх, что после этого его "оставят в покое", не будут замечать, что он останется никому не нужным. Это и рождает эгоцентризм и нездоровые монопольные тенденции во что бы то ни стало, всеми правдами и неправдами удержаться "у власти". Даже, если это подтачивает здоровье. Страх стать незамечаемым сильнее здравого смысла. Экстраверты не любят долга и обязанностей, любят ответственность. За все, что кругом творится, они чувствуют ответственность, которая их активизирует, заставляет действовать. Принимают ответственность за работу, людей и все что угодно. Ответственность принимают как привилегию. А вот понятие долга, обязанности для них ассоциируется с насилием. Интраверты, наоборот, не любят ответственности, любят обязанности. С удовольствием выполняют то, что считается их долгом и обязанностью, что позволяет быть активным и всячески стараются уйти от того, что называется ответственностью. Само слово ответственность напоминает приговор, наказание.

Ровно в такой же мере, как интроверт избегает излишней активности, экстраверт избегает показывать излишние чувства, то есть свое отношение к разным объектам и субъектам. Потому что экстраверт боится быть нескромным и помешать другим своими чувствами, а интроверт - своей активностью. Это считается плохим тоном, бестактностью.

Для психологического комфорта экстраверту необходимо окружить себя ориентированными на отношения интровертами, то есть людьми, умеющими считаться с чувствами других людей. Интраверт же чувствует необходимость быть окруженным экстравертами, умеющими замечать и оценивать самих людей и их активность.

В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их расшевелить, доволен, когда это людям нравится. Если не на кого обращать свое внимание - скучно. Интраверт, наоборот, привлекает внимание к себе. Если его никто не замечает - скучно.

К затворнической жизни больше склонности проявляют интраверты, но это никак не от хорошей жизни, а лишь в тех случаях, когда чувствуют себя ненужными и лишними, когда на них никто не обращает внимание. Всего насчитывается 8 типов интровертов. Несомненно, каждому из них нужно внимание к какому-то другому аспекту проявления их личности. Одному необходимо внимание к его труду, другому к его эмоциям, способностям или воле. Человек спокоен и доволен лишь тогда, когда другие замечают и говорят именно о том, что ему нужно.

Экстраверту тоже нужно такое внимание. Только к другому, к его чувствам. Ему нужна вера в добровольность его чувств. В то, что он заботится о других людях, что он их любит, правильно оценивает, что он не эгоист и т.п.

Коротко разницу между всеми экстравертами и всеми интравертами можно определить таким образом. Экстраверты в отношении мира конструктивны, активны, имеют сильную потребность добиваться цели. Интраверты даже тогда, когда они деятельны, скорее избегают неприятностей и неудач. Если экстраверт постоянно не доволен тем, что не сделал еще чего-то, что можно сделать, то интроверт плохо себя чувствует, если сделал что-то, что, как оказалось позже, было лишним. Он боится быть выскочкой в своих и чужих глазах, нарушить сложившиеся отношения. По его глубокому внутреннему убеждению, заниматься тем, что не является обязательно нужным - предосудительно. Типичный пример из студенческой жизни. После успешно сданного экзамена экстраверты почти всегда немного недовольны, что не успели чего-то прочитать. Большинство интровертов с таким же неудовольствием думают о том, что они прочли, а на экзамене не по надобилось.

С помощью критики неповоротливость, леность интроверта можно расшевелить. Любая неосторожная реплика о том, что он перестарался, показал лишнюю активность, на долгое время отнимает желание любой деятельности. Когда экстраверта подвергают критике за недостаточную активность, он становится агрессивным, злым, чувствует себя непонятым. Критику за излишнюю деятельность он воспринимает скорее как комплимент.

Экстраверт - инициатор, вдохновитель и организатор. Интраверт прикрывает тыловые позиции - заканчивает начатые другими дела, если даже в начале и не проявлял энтузиазма. Он более скромный и спокойный, менее верит в значительность и важность того, что делает, более самокритичен. И вместе с тем более эгоцентричен.

В. Логика - этика.

-------------

Логические типы ИМ отличаются от этических своим отношением к объективному миру и к другим людям.

Сила этических проявляется в отношении к людям, сила логических в отношении к объективному миру. Этические не уверены, что они могут сделать что-то объективно ценное, логические не знают, что они собой представляют в глазах других людей, какие права на них имеют.

Логический все старается сделать сам. Свою нужность другим он доказывает своими делами: смотрите на содеянное мною, оценивайте и принимайте по заслугам. Этический чувствует свою нужность другим людям, умеет налаживать с ними отношения, манипулировать их чувствами или эмоциями, не сомневается в своих правах на них. И постоянно неуверен в своих собственных силах и способностях, которые долго, мучительно и пассивно обдумывает, когда остается наедине.

Обычно логические типы воспринимаются как более самостоятельные. Но это лишь кажущееся, потому что в отношениях с людьми такой самостоятельностью отличаются этические. Самостоятельность логических проявляется при решении проблем и задач объективного мира, самостоятельность этических - при решении проблем человеческих взаимоотношений и регулировки их эмоциональной жизни. Все старание логических быть положительными, сильными, хорошими людьми основано на желании угодить этическим, заработать признание. Логические час то удивляются несамостоятельности этических, когда нужно решать объективные задачи, а этические тому, как первые не умеют пользоваться людьми, не пони мают своего влияния на них.

Очень важным отличием логических от этических является то, что логичес кие обычно доказывают свою правоту, а этические уговаривают, им нетрудно и попросить. Логические ни уговаривать, ни просить не умеют, а на уговоры дру гих часто поддаются легче. Обещаниям логических можно верить больше, чем обещаниям этических. Потому что первые во что бы то ни стало стараются сдер жать свое слово, а если чего-то не могут, говорят заранее, чтобы не "обмануть человека". Этическому не так важно не обмануть человека, как не испортить с ним отношения, потому он часто обещает не то, что он может выполнить, а то чего от него как от "хорошего человека" другие ожидают. Он не чувствует себя лгуном, а лишь осторожным дипломатом.

Оценивая поступки других людей, логический больше пользуется критериями: логично-нелогично, правильно-неправильно, разумно глупо, рационально-нерационально. Хорошо то, что разумно, разумное не может быть плохим. Этический: хорошо-плохо, нужно-ненужно людям или отдельному человеку, гуманно-негуманно, честно-нечестно.

Этический умеет заботиться о людях, о себе и своих близких, делать им приятное. Но по-настоящему честно заботится лишь о тех, кого причисляет к "своим". Умеет за них просить и таким образом перекладывать эту заботу на посторонних людей. Поэтому близкие их ценят и любят, прощают все погрешности. Логический в лучшем случае, когда он сенсорный, умеет получить то, что ему положено "по праву". Для этического существуют не права одного человека среди других людей, а то, что реально можно "выбить", получить, на что можно склонить, "уломать" других людей любыми уговорами, просьбами и эмоциями. Лучший толкач - этический, несомненно, когда он сенсорный.

Этические манипулируют чувствами и эмоциями других людей, потому правда и неправда для них имеют относительный смысл. Часто правдой становится то, что людям делает приятное, их подкупает, а его возвышает, то есть тоже де лает приятным. Быть приятным и любимым - то, чего виртуозно добивается каждый этический. Он умеет создавать хорошее впечатление, умеет отчитываться за содеянное, писать отчеты и при том похвалить всех и, во-первых, себя. Отлично чувствует себя в любой компании. Логический при отчетах склонен говорить о еще невыполненном, о своих и чужих ошибках и недостатках, потому что старается разобраться в реальной ситуации, увидеть и показать реальное положение дел или перспективы.

Следует заметить, что этика всех логических нормативная, они строго выполняют установленные другими этические нормы и никакого творчества себе в этом не позволяют. В исполнении норм стремятся к совершенству и никогда не уверены, что его достигли. - Потому в этих своих стремлениях нередко разочаровываются. Этика всех этических более или менее творческая, они считаются не столько с нормативами, сколько с конкретной ситуацией. Этично то, что улучшает ситуацию этического, делает его более обаятельным, более необходимым, более сильным среди других людей.

То же самое можно сказать про логику. Логика всех этических нормативная. Они строго выполняют все логические нормативы, им очень важно, что является научным или хотя бы общепринятым, потому что ни новых логических отношений, ни новых методов действия они не открывают и не изобретают. В своих поступках и логических рассуждениях очень осторожны и никогда не уверены в их совершенстве. По той же причине кругозор их логических интересов широк, они начитаны больше логических, являются хорошими рассказчиками разных научных истин. Логические обычно отличаются начитанностью художественной литературы, которая дает возможность познать этические нормы.

Этические отличаются тонкостью чувств и эмоций, хотя они и не чувствительнее логических, ровным счетом как логические не интеллектуальнее этических. Существенная разница между ними в том, что этические видят и понимают не столько свои, но и чужие чувства и эмоции. За сравнительно неконкретными поступками, случайными словами, мимикой, этический видит сложный мир чувств другого человека. И это лучше, чем их видит сам логический, для которого собственные чувства - мало понимаемая загадка и нужно, чтобы нашелся кто-то, кто ее разгадает. Этические типы все поступки и чувства других людей как будто измеряют своими собственными. Любовь - сфера этического мышления. Его задача и его талант. Основной талант логического - оценивать логику других. Только они правильно оценивают ум и логичность этического и ему самому разъясняют. Они могут оценить деятельность другого таким же образом как этические - доброту человека, глубину его переживаний. Сам этический не может оценить количества своего труда, склонен утонуть в любом деле, в том числе в домашнем хозяйстве, никогда не уверен, имеет ли уже моральное право на от дых или нет. Поэтому взаимная дружба индивидов с логическим и этическим мышлением /хотя бы и не в каждом сочетании/ обогащает обоих, увеличивает их удовлетворенность собой. Этический рядом с логическим не сомневается в логике своих поступках, логический - что все его поступки являются поступками хорошего человека. Это и есть продолжение одного человека в другом.

По данным нашего исследования /рис.2/, логический тип более распространен среди мужчин, этический среди женщин. Но этические больше стараются быть такими, как нужно, как принять. Поэтому часто подчеркнуто мужественными, в хорошем смысле этого слова, бывают мужчины с этическим мышлением. Самые женственные женщины тоже с этическим мышлением. Логический тип выделяется отсутствием любых показательных элементов. Поэтому мужчины часто кажутся "ни какими", а женщины, если только они не интроверты, сравнительно "мужеподобны". Логическое мышление мешает бегать за быстро меняющейся модой и делать множество нерациональных, не имеющих практического значения мелочей кратковременные прически, маникюр, туфли на неудобном каблуке, так как дает способность ценить свои усилия и затраты энергии.

Как уже говорилось, люди с логическим мышлением не умеют говорить о своих чувствах, избегают этого. Чувство их заставляет действовать в пользу любимого объекта, а не говорить о нем. Если в отношениях с любимым они не являются довольно ласковыми, совершают ошибки, то только потому, что не знакомы с другими моделями поведения. Такому мужчине легче спросить "выйдешь ли ты за меня", чем сказать "люблю". Чувства индивида с логическим мышлением нежные, их легко испугать. Для того, чтобы они окрепли, нужно время и активные чувства второго. Очень похожим образом ведут себя и девушки с логическим типом ИМ.

Чувства логического типа более устойчивы, потому что требуется больше времени для принятия решения, пока чувства проверяются логическими рассуждениями. Больше времени нужно и для отмены принятого решения. Поэтому логический, который решился связать с кем-нибудь свою судьбу, этого своего решения склонен держаться более устойчиво.

Этический любит сознательно, любит потому, что хочет любить. Любовь сознательное творчество приятных эмоций себе и другому. Если другим самое главное, любят ли их, то этим - любят ли они: "Не любишь, но я люблю тебя..." Эта экспансия чаще всего удачная, так как направляется на людей, которые - как предполагается заранее - должны сдаться. Если объект внимания не сдается, о нем самым серьезным образом говорят, что он оказался недостойным любви и поэтому пусть обвиняет себя. Кто не ответит на чувства - неблагодарный, неразумный или считает, что ему нужно больше внимания, чем уделялось. Это значит, что хочет слишком многого, хочет больше, чем заслужил. Жизнь этих людей часто сложна только потому, что объектов любви появляется слишком много, неизвестно, когда остановиться, что любовь как будто есть, а настоящей опоры в другом человеке нет. Что из-за непонятной причины утомляет странное чувство беспокойства, которое требует менять партнеров, и что ни в одном из них нет того, что сделало бы их объектом постоянной любви и наконец


<== предыдущая | следующая ==>
Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты | Применение контрольно-кассовой техники при наличных расчетах

Date: 2015-07-22; view: 199; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию