Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути искоренения правонарушений





Понимание правонарушений и преступности как социально-негативного явления предполагает соответствующую стратегию ее предупреждения, главным направлением которого является воздействие на причины, ее порождающие. Наряду с термином «предупреждение» используется также «профилактика». Под профилактикой понимается специально осуществляемая деятельность по учету и предупреждению криминогенных последствий человеческой деятельности, а также по выявлению, изучению и воздействию на криминогенные факторы, условия и обстоятельства, различные негативные явления и процессы, которые в решающей степени влияют на живучесть и распространенность правонарушений и преступлений, в основном непринудительными методами.

Являясь особым видом деятельности в области социального управления, профилактика, как правило, не связана с причинением конкретным лицам лишений и правоограничений. Она направлена на совершенствование общественных отношений, в недрах которых коренятся причины противоправных действий.

Предупреждение преступности представляет собой систему, которая включает в себя: объекты профилактики; ее основные принципы; уровни и формы; меры предупредительного воздействия; правовую базу и субъектов, осуществляющих эту деятельность.

К объектам предупреждения относятся процессы и явления экономического, социального, политического, психологического и иного порядка, которые обусловливают состояние и динамику преступности. Кроме того, к числу объектов следует отнести деятельность людей (профессиональную, административно-управленческую, технологическую и др.), которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия, а также личность преступника[14].

Система профилактики должна строиться в соответствии с принципами законности; гуманизма; последовательности и полноты соблюдения прав и свобод человека, вне зависимости от его положения в предупредительном процессе (объект, субъект). Принцип последовательности и полноты соблюдения прав и свобод находит свое развитие в других, касающихся построения и функционирования предупредительной деятельности. К ним относятся: обеспечение самостоятельности субъекта профилактики; допущение ограничения человека в правах и свободах только за виновное причинение им вреда правам и свободам других лиц; наполнение реабилитационным содержанием применяемых к личности ограничений прав и свобод.

Совершенствование профилактики правонарушений и преступлений в современных условиях должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям[15]:

1. Общая профилактика.

Основой этой деятельности должна стать разработка региональных программ предупреждения правонарушений и преступлений, при подготовке которых необходимо обратить особое внимание на изучение причин и условий, способствующих их совершению, учитывая региональные особенности; информирование руководителей предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), иных должностных лиц и граждан о формах и методах защиты от преступных посягательств; обеспечение взаимодействия государственных и органов местного самоуправления с населением, общественными формированиями, средствами массовой информации по вопросам охраны правопорядка; внесение предложений по паспортизации объектов хранения материальных ценностей, их технической оснащенности; осуществление других общепрофилактических мероприятий.

Для возрождения и стимулирования позитивной социальной активности в сфере предупреждения правонарушений и преступлений должны быть созданы определенные предпосылки через сдвиги в общественной психологии, духовно-нравственной сфере и восстановление авторитета традиционных ценностей. Средствам массовой информации, которым в этом процессе принадлежит решающая роль, необходимо перейти от нагнетания обстановки и пропаганды безнаказанного проявления низменных свойств человека к утверждению оптимистических общественных тенденций, к повышению престижа права и нравственности как регуляторов поведения, к пропаганде реальных легальных и социально поощряемых путей личного преуспевания.

2. Индивидуальная профилактика.

Содержание этой деятельности заключается в обеспечении органами внутренних дел действенного контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, которым назначены наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

3. Предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений.

Усилия служб и подразделений органов внутренних дел в этом направлении должны быть сосредоточены на устранении обстоятельств, способствующих совершению конкретных видов правонарушений и преступлений; предотвращении замышляемых и подготавливаемых преступлений; активном применении упреждающих мер правового воздействия в отношении лиц, совершающих административные правонарушения и преступления, не представляющие большой общественной опасности, в целях предупреждения с их стороны более серьезных преступлений; осуществлении других профилактических мероприятий в процессе оперативно-разыскной деятельности, расследования преступлений, обеспечения правопорядка и иных охранных функций.

Новый импульс следует придать развитию системы взаимодействия органов внутренних дел с общественными организациями правоохранительной направленности.

Совершенствование профилактики правонарушений и преступлений органами внутренних дел должно базироваться на повышении роли научно-исследовательских и высших учебных заведений системы Министерства внутренних дел России в разработке форм и методов профилактики преступлений, адекватных складывающейся криминальной ситуации; а также виктимологических проблем профилактики в группах криминально го риска.

В ходе реализации Концепции правонарушений и борьбы с преступностью представляется необходимым решить вопрос о целесообразности создания на всех уровнях системы МВД России самостоятельных профилактических подразделений (управлений, отделов, отделений) с возложением на них следующих задач:

· организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений;

· координация работы служб и подразделений милиции по обеспечению профилактики преступлений;

· обеспечение взаимодействия с другими ведомствами и организациями по осуществлению комплексного анализа и прогнозирования оперативной обстановки, подготовка на их основе предложений о мерах реагирования при ее осложнениях;

· участие в разработке целевых комплексных и государственных программ по вопросам профилактики преступлений, организация криминологических исследований, изучение практики эффективности применения законодательных и ведомственных нормативных актов по проблеме профилактики преступлений с целью выработки управленческих решений по их совершенствованию[16].

Юридическая ответственность, будучи составной частью правовой системы, выполняет в ней важные функции. Она является тем юридическим средством, которое локализует, блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия людей в правовой сфере.

Юридическая ответственность - разновидность государственно-правового принуждения, представляющая собой особое правовое состояние и заключающаяся в обязанности лица претерпевать определенные лишения неблагоприятного характера за совершенное правонарушение. Основанием для юридической ответственности является правонарушение; если поведение субъекта не подпадает под признаки правонарушения, то данное лицо не подлежит юридической ответственности.

Юридическая ответственность - это сложное социально-правовое явление. В него включаются как минимум две стороны: государство и правонарушитель. Между ними складываются правоохранительное отношение, в котором государство в лице его компетентных органов выступает как управомоченная сторона, а правонарушитель - как обязанная. При этом и управомоченная, и обязанная стороны действуют в рамках закона, а реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно заданное правонарушение.

Составы правонарушений и санкции за их совершение определяет законодатель. Применение санкций за правонарушения - задача правоохранительных органов.

Юридическая ответственность независимо от ее отраслевой принадлежности преследует две цели - защиту правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву и обладает рядом функций:

- возмездие государства по отношению к правонарушителю и предупреждение новых правонарушений;

- формирование у адресатов права мотивов, побуждающих соблюдать законы, уважать права и законные интересы других лиц;

- взыскание причиненного вреда с правонарушителя для компенсации потерь потерпевшей стороне, восстановления ее

- имущественных прав.

При этом применение юридической ответственности следует в соответствии с основными принципами.

Наиболее распространена классификация юридической ответственности по отраслевой принадлежности. Так, в зависимости с характера совершенного правонарушения различают конституционную, дисциплинарную, административную, материальную, гражданскую и уголовную ответственность. Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения (Приложение Б)[17].

Важно при этом иметь в виду то, что, независимо от отраслевых особенностей, применение тех или иных мер юридической ответственности всегда означает претерпевание правонарушителем каких-то лишений, стеснение его свободы, умаление чести, достоинства, влечет издержки имущественного характера. Значит, юридическая ответственность есть кара. Она представляет для правонарушителя новую юридическую обязанность, которой для него правонарушение не существовало. Такой подход к пониманию юридической ответственности (как новой специфической обязанности, возникающей в связи с совершением правонарушения) имеет принципиальное значение для законотворческой практики, и в особенности конструирования норм гражданства, хозяйственного, семейного законодательства, где преобладают имущественные санкции и где стороны состоят в определенных отношениях (т.е. имеют права и обязанности) до правонарушения[18].

Данный подход имеет и общее методологическое значение во всех тех случаях, когда конструируемая норма (независимо от отраслевой принадлежности) предполагает санкцию, т.е. определение тех самых неблагоприятных последствий, которые с неизбежностью должны наступать для адресата этой нормы в том случае, если его поведение будет отклоняться от цели нормы, ее диспозиции.

Юридическая ответственность наступает только за совершенное правонарушение. Правонарушение выступает в качестве основания юридической ответственности. Не являются правонарушениями и соответственно не могут выступать в качестве оснований юридической ответственности деяния, хотя внешне и сходные с правонарушениями, но не являющиеся таковыми в силу своей общественной значимости. К таковым деяниям действующее законодательство относит институты необходимой обороны, крайней необходимости, а также профессиональный риск.

Юридическая ответственность не только возникает в случае нарушения правовых норм, но и осуществляется в строгом соответствии с ними. Иными словами, применение мер юридической ответственности к правонарушителю возможно лишь при условии соблюдения определенного процедурно-процессуального порядка, установленного законом (гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, процессуальным нормами, содержащимися в законодательстве об административных правонарушениях и др.).

 

Заключение

Борьба с правонарушениями должна включать в себя два основных направления - предупреждение совершения правонарушений и последовательная реализация юридической ответственности за уже совершенные правонарушения. Для того чтобы предупреждать правонарушения, необходимо воздействовать на их причины и условия, способствующие совершению правонарушений. Поскольку они представляют собой комплекс многообразных факторов, для их устранения необходимы не только специально-юридические меры (правотворчество, правоприменительная деятельность правоохранительных органов), но и воспитательно-предупредительная и информационная работа с населением, в том числе и учащимися, привлечение общественности к борьбе с правонарушениями, комплекс социальных мероприятий (меры, которые направлены в целом на улучшение образа жизни населения, на решение социальных и экономических проблем: это обеспечение занятости, необходимых жилищных условий, питания, образования, пенсионного обеспечения, создание условий для полезного проведения свободного времени, особенно молодежью, сокращение безработицы, сюда же следует отнести создание социальных программ, направленных на обеспечение финансовой и иной помощи лицам, находящимся в тяжелом материальном положении, в том числе и бывшим правонарушителям, освобожденным из мест заключения и т.д.).

Подводя итог, все же следует отметить, что разговоры о возможности полной ликвидации преступности и в целом правонарушений - беспочвенны и утопичны. С преступностью, правонарушениями можно и нужно бороться, предотвращать их, снижая тем самым их уровень (может быть даже до минимума), но полностью искоренить эти негативные явления, к сожалению, невозможно.

 

Date: 2015-07-22; view: 805; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию