Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие





Тема, посвященная восприятию, является одной из ключевых тем для организационного поведения. Восприятие, как отмечается в одном из наиболее известных учебников по менеджменту, влияет на ожидания и на все остальные аспекты поведения. Восприятие очень важно, потому что именно оно определяет, что такое «реальность» для конкретного индивидуума. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. То, что происходит в действительности, влияет на поведение только в той мере, в какой это воспринимается самим человеком [Мескон и др., с. 101].

Не существует двух людей, которые могли бы воспринять что-то совершенно одинаково. Например, зная закономерности восприятия можно лучше понять и объяснить то обстоятельство, что начальник отдела и его подчиненный могут совершенно по-раз­ному реагировать на одно и то же указание высшего руководства. Кроме того, послед­ние исследования показали: такое явление, как возрастное восприятие, может оказать влияние на продвижение по службе и деятельность индивидуума. Ф. Лютенс, например, отмечает, что в ходе одного из ис­следований обнаружилось, что слияние двух фирм не состоялось главным образом по­тому, что 40-летние руководители одной фирмы и 65-летние руководители другой разо­шлись в вопросе о том, какая из этих групп более способна принимать решения [Ф.Лютенс, с. ].

Рассмотрим более подробно закономерности процесса восприятия.

 

1. Сущность и значимость восприятия

В психологии восприятие определяется как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Понятие «вос­приятие» взаимосвязано с понятием «ощущение», однако между ними сущест-вуют и корен­ные различия. Говоря об ощущениях, подчеркивают, что их содер­жание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изоли­рованных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Опи­раясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощу­щений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пре­делах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши зна­ния о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения пре­вращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных призна­ков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздейству­ет на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета. «Восприятие человека — не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данно­го предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную чер­ту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответ­ственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходя­щих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта», - отмечает С.Л. Рубинштен [Рубинштейн, с. 226].

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощуще­ний, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свой­ствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощу­щение. Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложному образу восприятия) является простым сумми­рованием отдельных ощущений. Рубинштейн пишет об этом следующее [Рубинштейн, с. 227-228]:


 

…восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и — в известном смысле — также его чувства и эмоции. Отражая объективную дей­ствительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно-зеркально, пото­му что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего.

В самом чувственном своем составе восприятие не является простой механи­ческой суммой друг от друга независимых, лишь суммирующихся в процессе восприятия ощущений, поскольку при этом различные раздражения находятся в многообразных взаимозависимостях, постоянно взаимодействуя друг с другом.

Наблюдение и экспериментальное исследование свидетельствуют, например, о воздействии цвета на видимую величину предмета: белые и вообще светлые предметы кажутся больше, чем равные им черные или темные предметы (так, в светлом платье человек кажется крупнее, полнее, чем в темном), относительная интенсивность освещения влияет на видимую отдаленность предмета. Расстоя­ние или угол зрения, под которым мы воспринимаем изображение или предмет, влияет на его видимую окраску: цвет на расстоянии существенно изменяется. Включение предмета в состав того или иного так или иначе окрашенного цело­го влияет на его воспринимаемый цвет.

Таким образом, как мы видим, помимо ощущений в процессе вос­приятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспри­нимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Исследования показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающе­го мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения орга­нов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических восприни­мающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компо­ненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при воспри­ятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимаю­щую (перцептивную) деятельность субъекта. «Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматрива­ется, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание», - писал С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн, с. 226]. Результатом этой деятельности яв­ляется целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реаль­ной жизни.


В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздей-ствующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несуществен­ных. Вероятно, не будет ошибкой предположение о том, что на дан­ном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объедине­ния группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприя­тия участвует память. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к опре­деленной категории, мысленно не назовет его. Рубинштейн отмечает, что каждый

«…предмет определен понятием, за­крепленным в слове; в значении слова зафиксированы признаки и свойства, вскрывшиеся в предмете в результате общественной практики и общественного опыта. Сопоставление, сличение, сверка образа, возникающего в индивидуаль­ном сознании, с предметом, содержание — свойства, признаки — которого, вы­явленные общественным опытом, зафиксированным в значении обозначающего его слова, составляет существенное звено восприятия как познавательной деятельности.

Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность «прощу­пывания», обследования, распознавания предмета через образ; возникновение образа из чувственных качеств в свою очередь опосредовано предметным значе­нием, к которому приводит истолкование этих чувственных качеств. Предметное значение как бы апперципирует, вбирает в себя и истолковывает чувственные данные, возникающие в процессе восприятия» [Рубинштейн, с. 227].

Причем следует иметь в виду, что восприятие знакомых пред­метов (чашка, стол), их узнавание происходит очень быстро — человеку до­статочно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужно­му решению. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической ра­боты, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся дру­гие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмыс­ленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. е. насколько активно идет отражение этого объекта.


Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание восприни­мать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприя­тии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в дан­ном случае желание).

Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы не­вольно доказы-ваем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Естествен­но, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.

Таким образом, процесс вос­приятия можно охарактеризовать как сложное взаимодействие процессов выбора, си­стематизации и интерпретации. И хотя восприятие во многом зависит от органов чувств, которые являются своего рода источником получения «сырых» данных, про­цесс познания способен отфильтровывать, модифицировать и даже совершенно из­менять эти исходные данные. В качестве простого примера можно привести разгля­дывание одной стороны неподвижного объекта, например статуи или дерева. Мед­ленно перемещая взгляд на другую часть объекта, наблюдатель, возможно, ощутит, что перемещается объект. Однако человек воспринимает объект как неподвижный. Восприятие, следовательно, превалирует над ощущением, и человек «видит», что объект неподвижен. Иными словами, процесс восприятия как бы добавляет или вычитает нечто из картины «реального» чувственного мира.

Ключ к пониманию процесса восприятия заключается в признании того факта, что восприятие является уникальной интерпретацией ситуации, но не точным ее отражением (вспомним соотношение между картой и территорией). Иначе говоря, восприятие — это весьма сложный познавательный процесс, формирующий уни­кальную картину мира, которая, однако, может значительно отличаться от реальности.

Подводя промежуточный итог, можно отметить, что восприятие выступает как осмысленный (вклю­чающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) син­тез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез вы­ступает в виде образа данного предмета или явления, который скла­дывается в ходе активного их отражения.

 

2. Подпроцессы восприятия

Теперь рассмотрим более подробно из каких этапов складывается процесс восприятия в контексте организационного поведения. Сложность и интерактивный характер восприятия подтверж-дается наличием цело­го ряда субпроцессов. На рис. 1 показано, как эти подпроцессы соотносятся между собой. Первым важным подпроцессом является воздействие существующего стимула или ситуации. В качестве стимула может выступать как отдельный сенсорный раздражитель, так и психологическая и социокультурная среда в целом. В качестве примера может служить работник, который вступил в конфликт с начальством или же со всей окружающей его организационной средой. Иными слова­ми, возникает стимулирующая ситуация, которая оказывает воздействие на личность.

Помимо взаимодействия по линии «ситуация — личность», имеют место внутренние когнити-вные процессы регистрации, интерпретации и обратной связи.

Процесс регистрации включат два субпроцесса, обнаружение раздражителя, т.е. фиксация самого факта наличия раздражителя, и различение, т.е. фиксация модальности раздражителя. В процессе реги­страции участвуют физиологические механизмы (как сенсорные, так и центральной нервной системы); при этом на восприятие будет оказывать воздействие психологиче­ская способность слышать и видеть.

Наиболее значимым когнитивным аспектом вос­приятия является интерпретация, включающая в себя субпроцессы идентификации, категоризации, узнавания и опознания. Процесс узнавания







Date: 2015-07-22; view: 690; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию