Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные свойства внимания





Концентрация внимания — выделение сознанием объекта и направление на него внимания. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость вниман ия — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Объем внима ния — это количество объектов, которое человек может одновременно осознать при восприятии. Одновременно можно охватить 3-7 объектов.

Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков.

Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Человек способен выполнять одновременно два вида деятельности, когда один из видов выполняемой деятельности полностью автоматизирован, и не требует внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Переключение внимания — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.

Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью.

 

5. Основные подходы к исследованию ст-в внимания:

Подходы к исследованию внимания: 1) структурный,

2) функциональный, 3) генетический.

(1) структурный соотношение внимания и сознания. Классическая психология сознания. Модели сознания. Вундт: различение центра и периферии – характеристики центра сознания.

Джемс: поток сознания и 3 составляющие внимания:

а) познавательная,

б) аффективная

в) волевая (моторная).

(а) познавательная. связь внимания с восприятием, характеристики и 3 условия восприятия: 1) сенсорная ясность. Титченер: усиление внимания – интенсивность внимания. 2) Вундт: отчетливость – аналитический эффект внимания. Все, что не входит в поле внимания, разделяется на части, анализируется. 3) Задержка и фиксация материала – мнемический эффект, условия образования прошлого опыта.

(б)аффективная. 1) переживание внутренней активности часто связано с чувством неудовольствия. 2) состояние волнения, вовлеченности в деятельность, интерес к объекту, связь с мотивацией.

(В) моторная. Наличие кинестетического ощущения – мышечное чувство (чувство телесной напряженности). Компоненты ориентировочных рефлексов: изменение мимики; физиологические реакции; сосредоточение и т.д. Структурная психология: только мышечное чувство

 

(2 ) функциональный соотношение внимания и жизнедеятельности. У. Джемс говорил что мир для субъекта – набор хаотических воздействий.

Основная функция внимания – упорядочивание этих воздействий и возможность осуществлять направленную деятельность. Внимание – избирательность потока сознания, выражение спонтанной активности субъекта, функция которой установление порядка восприятия впечатлений.

Другая функция: сосредоточение / удержание материала в сознании за счет работы с ним. Поток сознания может замечаться субъектом – удержание материала. Представление о механизмах внимания: механизмы приспособления к наилучшему восприятию, т.к. внимание рассматривается и в связи с его телесными проявлениями. Основной механизм внимания – преперцепция – предвосхищение восприятия материала. Виды внимания:

1) перцептивное: восприятие текущих событий и построение модели ближайшего будущего, свойство субъекта – наблюдательность,

2) интеллектуальное – проницательность, способность ориентироваться в новых данных опыта, возможность выделить существенные атрибуты воспринимаемого материала. Избирательность потока сознания – перебор различных впечатлений. Произвольность – выбор впечатлений. Развитие личности – развитие внимания. Развитие внимания связано с развитием всех способностей субъекта.

 

(3) генетический соотношение внимания и общественной культуры. Т. Рибо говорил, что собственно человеческие психические функции разделены между людьми, не являются индивидуальными свойствами. Управление и развитие внимания может быть только косвенным. Развитие внимания связано с мотивацией: присвоение социальной мотивации, внешних требований. Определение развития внешней мотивации через развитие движения – моторная теория внимания: внимание связано с набором выразительных движений, которые можно контролировать (развитие внимания).

 

2 плана развития внимания:

1) развитие личностной активности субъекта,

2) создание и развитие внешних средств управления внимания.

 

3 уровня развития внимания (Титченер):

1) непроизвольное (вынужденное), управляемое внешним объектом,

2) произвольное, социальное. Условие развития произвольности – диалог с другим, внимание первоначально управляется извне.

3) послепроизвольное, активность личности – высшее проявление внимания, означающее вовлеченность деятельности. Нет необходимости во внешнем требовании.

Субъект мотивирован внутренним содержанием выполняемой деятельности: а) натуральная, б) социальная, в) личностная. Само освоение культурных предметов предполагает развитие внимания. Созданные предметы управляют психическими функциями: освоение культурного предмета формирует определенные психические качества, образование которых связано с развитие







Date: 2015-07-22; view: 454; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию