Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение и развитие детской игры
Педагог-психолог Аурика Савка
|
Родители часто спрашивают, когда и как начинать играть с ребенком? Начинается ли игра тогда, когда мы вкладываем в неумелую и неловкую ручку малыша первый игровой предмет - погремушку? Конечно, игрового действия и игрового мотива здесь нет, игра ребенка похожа на серию предметных манипуляций. Дети катают, стучат, перекладывают предметы и игрушки, чтобы услышать звук и почувствовать движение.
| Постепенно действия наполняются игровым содержанием. Мама говорит малышу, который кладет в кастрюльку колечки от пирамидки, что это готовится суп или каша для мишки или куклы. Именно появление заместителя или предмета, которым заменяют реальный, является сигналом перехода ребенка от предметной деятельности к игре. Происходит это на втором году жизни. На этом этапе ребенок увлечен неспецифическим использованием предмета и не ставит игровой цели "накормить куклу". Переходу предметных действий в игровые способствует взрослый, когда побуждает ребенка выполнять их: "Покорми лялю, покачай".
|
|
| Но уже к трем годам дети передают не только игровые действия, но элементы поведения взрослых в реальной жизни. Девочка, укладывая куклу, будет говорить с ней, как это делает мама или воспитатель, по отношению к ней самой. При этом дети еще не называют роли, не соотносят себя с роль, не говорят: "Я мама", "Я тетя". Ребенок выбирает один персонаж и выполняет несколько характерных сменяющих друг друга действий. В этом возрасте впервые возникают коллективные отношения между детьми. Сначала их вызывает привлекательная игрушка у другого ребенка, потом возникает интерес к действиям сверстника и желание подражать. На протяжении всего третьего года жизни дети только учатся играть вместе. Незнание этой возрастной особенности вызывает иногда у родителей ложные тревоги в отношении детской агрессивности.
|
С 3-х лет игра детей становиться сюжетно-ролевой. Это значит, что игра разворачивается в пределах одного сюжета и ребенок может изображать несколько разных людей. Само название говорит о двух отличительных моментах данного вида игровой деятельности - это наличие роли и сюжета. Сюжет возникает только на основе знаний ребенка об окружающем, поэтому дети играют только в то, что им хорошо известно. Теперь родителям вероятно понятно, почему 3- летние дети играют в основном в "семью", в "магазин", в "поликлинику".
| Дети 5-7 лет играют в путешествия, спасателей, ученых и др. Маленьким детям сюжет подсказывает игрушка или взрослый, а старшие дети его придумывают сами, иногда их игра может включать несколько сюжетов или один сюжет может развиваться детьми на протяжении нескольких дней. Таким образом, сюжет игры является с одной стороны показателем зрелости игровой деятельности, с другой он сам является средством развития и мышления и воображения ребенка.
|
|
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Именно в коллективной сюжетной игре дети познают необходимость правил для установления и поддержания положительных взаимоотношений между людьми. Дети 3-4 лет легко нарушают правила и не замечают, когда это делают другие, потому, что еще плохо осознают их смысл. Именно по этому попытки родителей поиграть в этом возрасте в игры дидактического характера, где правила строго описаны, приводят к отсутствию или быстрой потере интереса со стороны ребенка, игнорированию правил. Дети 4-х лет становятся очень бдительными в отношении партнеров по игре, следят за правильностью ролевого поведения: "так не бывает". Они высказывают возмущения и протесты, если партнеры по игре действуют не так, как установлено житейской логикой.
|
| Только со старшего дошкольного возраста дети осознанно выполняют любое игровое правило, могут следовать ему на протяжении всей игры и даже договариваться о собственных правилах, в самостоятельно придуманных играх. Такая социальная зрелость проявляется у детей 6-7 лет. Большое влияние на выбор и распределение ролей оказывают реальные отношения, симпатии и антипатии. Только к старшему дошкольному возрасту и только при условии грамотного руководства со стороны взрослого удается создать такие гармоничные коллективные взаимоотношения, когда при выборе и распределении ролей дети руководствуются не эгоистичными, а групповыми целями.
| Чем старше ребенок, тем больше он стремиться уступать и подчиняться коллективу, ради общей игры. Это важный момент социализации и будущих школьных отношений.
|
Чем старше дети, тем меньше они нуждаются в материальном оснащении игры. Маленькому ребенку, чтобы поиграть в стройку, нужен целый набор игрушек и действий с ними: кубики, машины, техника, инструменты и др. Он будет действовать с каждым предметом, проигрывая все этапы игровой ситуации стройки.
| Ребенок старше 6 лет большинство действий будет совершать в своем воображении, предметы и действия будут только предполагаться им в игре, а не реально существовать в его руках. Проигрывание ситуаций во внутреннем плане, то есть только в своем сознании, а не во внешних действиях, говорит о том, что игровая деятельность достигла своей наивысшей точки и на смену ей скоро придет учебная.
|
|
Игровая деятельность неслучайно названа деятельностью. Как мы видим, она имеет несколько этапов, развивается длительно, постепенно и последовательно, имеет свои особенности в каждом возрасте и зависит от общения ребенка с окружающим миром. Знания о том, как происходит развитие игры, помогут Вам не только правильно оценить поведение и развитие своего ребенка, но и ориентироваться на его возможности в недалеком будущем, использовать игру для развития его интеллектуальных, эмоциональных и личностных способностей.
Желаем успехов!
|
|