Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Во-первых, в соответствии со ст. 19.15 проверять наличие у Вас регистрации по месту пребывания или жительства и составлять по факту нарушения протокол;





во-вторых, налагать на Вас предусмотренное указанной статьей административное взыскание ни в виде официального предупреждения, ни в виде штрафа, а тем более взыскать за это на месте штраф живыми деньгами.

Такие действия с его стороны являются прямым нарушением закона, которое НЕОБХОДИМО обжаловать!

 

Позволим себе небольшое отступление. Действующим законодательством на милицию возложено много различных функций. Она следит за безопасностью дорожного движения, соблюдением миграционных правил, экологической безопасностью, охраняет предприятия и учреждения. Но почему-то при этом вневедомственная охрана не составляет протоколы и не налагает на водителей взыскания за нарушения правил дорожного движения, а сотрудники ГИБДД не составляют протоколы и не налагают штрафы за нарушения в сфере экологии. Все это не кажется абсурдным, если следовать логике массовых проверок регистрации по месту жительства и пребывания у граждан в общественных местах!

Поэтому, если у вас проверяют документы на улицах города, в городском транспорте, в любом общественном месте, в помещении организаций и учреждений, в любом помещении, не относящемся к жилому сектору (офис фирмы, магазин и т.п.), требования подтверждения наличия московской регистрации абсолютно незаконны!!!

Это так же подтверждается и конституционными нормами и нормами федеральных конституционных законов и решениями компетентных органов:

Во-первых, согласно части 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства. Конституция РФ имеет прямое действие и высшую юридическую силу на всей территории России, поэтому всякие ссылки на местные московские законы и нормы со стороны сотрудников милиции неправомерны и могут быть обжалованы в любую инстанцию, в том числе в суд. Сотруднику милиции, настаивающему на каких-то особых московских законах и правилах, можно прямо заявить, что он нарушает Конституцию РФ и несет за это ответственность. Вам следует настаивать на этом, как бы вам не возражали и чем бы не грозили, в какой бы глумливой форме это не подносили!

Во-вторых, в Законе РФ “О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ” даются следующие определения.

«Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.»

Из этих определений следует, что как место жительства, так и место пребывания связываются с жилым помещением, расположенным по конкретному адресу на территории, а не с самой территорией населенного пункта, муниципального образования или субъекта РФ.

Поэтому требование милиции о подтверждении регистрации в Москве, Московской области или ином субъекте федерации в общественном месте НЕЗАКОННО само по себе!!! Закон буквально требует лишь регистрации в жилом помещении по конкретному адресу, где Вы поселились постоянно или на время. Именно поэтому только участковый инспектор, в сфере деятельности которого находится соблюдение и поддержание общественного порядка и безопасности граждан в ЖИЛОМ секторе, ИМЕЕТ право и ОБЯЗАННОСТЬ следить за соблюдением гражданами установленных Правил регистрации, выявлять и фиксировать (составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 19.15. КоАП РФ) нарушения, рассматривать указанные дела и выносить по ним решения о привлечении к ответственности.

В-третьих. Указанные конституционные нормы, конкретизированные в Законе РФ “О праве граждан РФ на свободу передвижения», истолкованы в Постановлениях Конституционного Суда РФ № 9-П от 04.04.96г. и № 4-П от 02.20.98г. В Постановлениях КС РФ отмечается, что регистрация в РФ носит уведомительный характер, т.е. это не право гражданина, а его обязанность, в которой ему не могут отказать. Согласно части 2 ст. 3 Закона РФ “О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ”, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Конституционный Суд констатировал, что срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение волеизъявления гражданина при выборе места пребывания. Постановления КС РФ обжалованию не подлежат, имеют прямое действие на всей территории РФ, действуют непосредственно, не требуют толкования каким-либо органами или должностными лицами, вступают в силу с момента провозглашения в зале заседания.


Пункт 9 Правил регистрации, принятых Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995г. №713 (последние изменения в них были внесены 14 августа 2002г. Постановлением Правительства РФ №599) гласит: граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства на срок свыше 10-ти дней, обязаны в трехдневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания, в частности договор найма или заявление хозяина жилого помещения.

Отметим еще раз, что произвести регистрацию обязаны должностные лица. Ваша обязанность состоит только в том, чтобы предоставить необходимые документы. Очевидно, что Вы не несете ответственности за плохую или медленную работу должностных лиц. Не ваша вина, что оформление регистрации задерживается. Все это Вы не должны объяснять сотруднику ППС, это касается компетенции участкового инспектора, который легко может проверить, подали ли Вы необходимые документы, и по чьей вине задерживается оформление регистрации.

 

Возможно ли пребывание в Московском регионе более 10 дней без регистрации? Не у кого не вызывает сомнения возможность провести отпуск на озерах Карелии или в Мещерских лесах. Где регистрируются туристы? В байдарках или палатка? Разумеется – нет. За ними присмотрят должностные лица, в частности и милиция, ответственные за то, чтобы не нарушались Лесной и Водный Кодексы РФ и другие нормативные акты в этой области. Точно также житель Карелии или Мещеры может провести свой отпуск, путешествуя по Подмосковью, разбить палатку в разрешенном месте и время от времени наведываться в Москву, побродить по музеям. Должен ли он удирать от милиции, как заяц, или это его законное право? Право, которое имеет любой человек, находящийся на территории России на законном основании? Ответ на этот вопрос Вы снова найдете в Законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства». Части 2 и 3 ст.1 этого закона утверждают, что ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства допускаются только на основании закона, более того, это относится ко всем тем, кто находится на территории России на законном основании. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда от 02.02.1998г. четко сказано, что определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве мест пребывания. А в таком случае: нет жилого помещения – нет и регистрации по месту пребывания.


 

Тем не менее, московская милиция, при активной моральной и нормативной поддержке московских властей, при молчаливом поощрении федеральных властей, продолжает заниматься фактическим нарушением Конституции РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ и федерального законодательства.

Сотрудники ППС милиции и других подразделений милиции при проверке документов в общественных местах требуют предъявлять им паспорт с регистрацией в Москве или Подмосковье по месту жительства, регистрацию там же по месту пребывания или билеты на транспорт с датами, подтверждающими намерение прожить в Москве менее 10 дней, требуют командировочные удостоверения, путевые листы у водителей и т.п. За не предоставление таких документов, угрожают карой и доставляют незарегистрированного гражданина в отделения милиции.

При этом сотрудники милиции грубо дезинформируют граждан, обосновывая свои требования ссылками на соответствующие положения федеральных и московских Правил регистрации, которые такого права милиции не предоставляют. В большинстве случаев дезинформация граждан идет еще дальше. Сотрудники милиции, не моргнув глазом, утверждают гражданам, что они (граждане) обязаны зарегистрироваться в Москве или Подмосковье в течение трех дней с момента прибытия в регион, “забывая” сообщить, что это делается в течении трех РАБОЧИХ дней, исключая выходные и праздничные дни, и при прибытии в Москву и область на срок свыше 10-ти дней, как это указано в приведенной выше цитате из Федерального закона, и как это определено в Правилах регистрации.

Как правило, “нарушение” указанного милицией трехдневного срока пребывания в Москве и области так же является для милиции достаточным основанием для “наложения и взыскания штрафа” на месте. Представление гражданам недостоверной информации об их правах, тем более заведомо недостоверной информации, должностными лицами, коими и являются сотрудники милиции, является противоправным и наказуемым деянием, и может и должно быть обжаловано, в том числе в судебном порядке. Из сказанного выше следует, что все подобные требования и действия сотрудников ППС и других подразделений милиции незаконны, а патрульные попросту занимаются не своим делом, выявляя в общественных местах “незарегистрированных”, в то время, как бандиты, преступники и настоящие правонарушители разгуливают на свободе и делают свое черное дело.

Ни в одном нормативно-правовом акте РФ сотрудникам милиции ППС или иных подразделений милиции не предоставлено право требовать, а гражданам не вменено в обязанность представлять, какие-либо доказательства или документы подтверждающие их прибытие или убытие в тот или иной населенный пункт, подтверждать кому-либо сроки своего пребывания в нем.


 

Более того, новый КоАП РФ законодательно закрепил такую норму, как “Презумпция невиновности”. Теперь юридически изначальная “правота” милиции в любых ее действиях и требованиях и необходимость “оправдываться” перед милицией и доказывать свою невиновность осталась в прошлом. Статья 1.5. КоАП РФ с аналогичным названием стоит того, чтобы процитировать ее полностью:

“1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.”

Поэтому граждане не обязаны предъявлять доказательства длительности своего пребывания в Москве и Московской области в виде каких-либо документов или наличия регистрации, тем более когда такие требования незаконно предъявляются гражданину на улице или в любом другом общественном, а не жилом месте. Эти доказательства должна собрать и представить милиция тому органу или должностному лицу, которое и примет решение о привлечении за допущенное правонарушение к ответственности. Конституция РФ, так же как и КоАП РФ, предоставляет гражданину право не свидетельствовать против себя.

Спустя какое-то время милиция, надо надеяться, усвоит такой новый для себя принцип общения с гражданами. Пока же надо быть готовыми к тому, что Вам придется отстаивать принцип Вашей личной “презумпции невиновности”, плохо сочетающийся с сегодняшней милицейской практикой. Отучить милицию от вседозволенности, от “святой” веры в собственную непогрешимость и положения верховного арбитра, перед которым гражданину необходимо пресмыкаться и оправдываться за каждый свой шаг и вздох, можно лишь методичными требованиями доказательства и обоснования каждого их требования и действия и обязательным последующим обжалованием всех допущенных милицией нарушений прав и свобод граждан, требований действующего законодательства.

 

Вторым по степени важности для милиции аргументом вины гражданина, не имеющего Московской регистрации при проверке его документов в общественном месте, до 1 июля 2002 года являлись положения ст. 178 “Проживание без паспорта и прописки” КоАП РСФСР. В новом КоАП РФ этой статье соответствует практически идентичная ей по сути уже не раз упомянутая выше статья 19.15. “Проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации”, согласно которой “проживание или пребывание гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 МРОТ.

По инерции ВСЕ московские милиционеры продолжают использовать этот “аргумент” для привлечения к “административной ответственности”, а фактически просто для заполнения соответствующих граф в отчетности и для массовых поборов с граждан. Этот “аргумент” является так же абсолютно неправомерным и по “субъективному составу правонарушения” по ст. 19.15., так как в данной статье КоАП РФ речь идет именно о проживании, то есть доказанном факте пребывания или проживания гражданина в течении определенного периода времени и в определенном жилом помещении, по определенному адресу. Определение понятий “место жительства” и “место пребывания” приведены выше.

Как уже указывалось выше, в соответствии с п. 9 части 2 ст. 23.3 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях, а значит и составлять по ним протоколы по ст. 19.15. КоАП РФ, вправе только старшие участковые инспектора, участковые инспектора, но ни в коем случае не сотрудники ППС и других подразделений милиции, которые ничего не знают о проживании и пребывании остановленных ими в общественных местах людей и не уполномочены законом делать это.

В КоАП РФ присутствует понятие “События и состава административного правонарушения”, именно при наличии “события и состава” правонарушения производство по делу может быть начато и именно эти “событие и состав” правонарушения, в соответствии с частью 2 ст.28.2. КоАП РФ, в обязательном порядке должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении. Согласно части 1 и 2 ст. 24.5. КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.

В силу указанных выше обстоятельств, в случае попыток применения ст. 19.15. при проверке документов и наличия регистрации по месту пребывания или жительства в Москве и Московской области на улице и в иных общественных местах и событие, и состав правонарушения ОТСУТСТВУЮТ и, в соответствии с упомянутой выше статьей, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

В следствие этого так же любой сотрудник ППС милиции или иного подразделения милиции, проверяя, составляя протокол об административном правонарушении по ст. 19.15. КоАП в общественном месте, налагая административное взыскание в виде официального предупреждения или штрафа, действует неправомерно.

В случае, если сотрудник милиции продолжает настаивать на том, что такое нарушение по указанной статье имеет место, проверяя документы в общественном месте, пытается составлять протокол, осуществить привод в отделение милиции, использовать силу и т.п., он однозначно совершает противоправные, наказуемые по закону действия, которые могут быть и должны быть в последующем обжалованы.

 

6. Правомерны ли вопросы сотрудника милиции о целях приезда в Москву, сроках пребывания в городе, планируемом месте проживания или месте, где приезжий остановился?

 

Такие вопросы со стороны сотрудников милиции правомерны при составлении протокола административного задержания. Во всех остальных случаях, в том числе и при “простой” проверке документов этот вопрос неправомерен. Соответственно, и отвечать на него необходимо в самом общем виде, так как полное игнорирование этого вопроса в настоящее время воспринимается сотрудниками милиции как проявление неуважения к ним как представителям власти и повышает уровень их подозрительности и агрессии.

При этом, совсем не обязательно распространяться подробно по каким именно делам вы прибыли, что собираетесь купить в столице, в каком месте будете останавливаться, дабы избежать дальнейших “наводящих” ответов, за которые милиционер может “зацепиться”, потребовать других подтверждающих документов вроде командировочного удостоверения, приглашения на конференцию или семинар и т.п. Как уже указывалось выше, приезд и передвижение или пребывание в том или ином населенном пункте России, в том числе в Москве или Московской области, может иметь одно единственное основание - собственное волеизъявление и желание гражданина, корректировать которое, а тем более влиять на него исходя из собственных представлений, не имеют права ни государственные органы, ни их должностные лица, в том числе и сотрудники милиции.

Основывается такая позиция все на том же праве на свободу передвижения на территории РФ. Праве, которым обладают все, находящиеся в России на законном основании: все ее граждане и жители, все те, на кого распространяются соглашения о безвизовом въезде (все граждане СНГ, кроме жителей Туркмении и Грузии), все, кто имеет действующую российскую визу.

 

 

7. Правомерны ли требования сотрудника милиции на месте уплатить штраф за нарушения правил регистрации с составлением протокола об административном нарушении или без него?

 

Этот момент во взаимоотношениях гражданина и сотрудника милиции так же является одним из ключевых. Как уже указывалось выше, ст. 19.15. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за проживание без паспорта и без регистрации, но не за нахождение на территории того или иного населенного пункта, в том числе в Москве, без такой регистрации.

Более того, органы и лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, исчерпывающим образом перечислены в Разделе III КоАП. В соответствии с частью 1 статьи 23.3, дела по нарушениям, предусмотренным статьей 19.15. КоАП РФ, рассматриваются Органами внутренних дел (милиции).

В соответствии с пп. 1 и 2 части 2 и 9, части 2 статьи 23.3., рассматривать дела (то есть принимать по ним решения, в том числе о наложении административного взыскания) об административных правонарушениях по событию и составу статьи 19.15. от имени органов внутренних дел (милиции), указанных в части 1 той статьи, вправе начальники территориальных управлений (отделов) и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции и их заместители, начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте и их заместители, а также старшие участковые инспектора, участковые инспектора. Событие и состав правонарушения по указанной статье могут иметь место ТОЛЬКО при факте доказанного милицией проживания или пребывания в конкретном жилом помещении в течение срока, превышающем 10 дней.

Из указанного следует, что сотрудники Патрульно-постовой службы милиции или сотрудники любого иного подразделения милиции, в том числе и службы участковых инспекторов, на улице города или любом другом общественном месте, просто не вправе по закону наложить на вас административное взыскание по ст. 19.15 КоАП РФ ни в виде официального предупреждения, ни в виде штрафа, а тем более взыскать на месте штраф живыми деньгами за указанное правонарушение. В противном случае сотрудники милиции являются прямыми нарушителями закона, за которое они должны нести предусмотренную ответственность, и которые необходимо обжаловать в последующем.

Эти действия однозначно можно квалифицировать как самоуправство, превышение полномочий, вымогательство взятки. Ответственность за подобные нарушения предусмотрена и в указанном КоАП РФ и в Уголовном Кодексе РФ.

Надо иметь ввиду, что наложение административного взыскания, будь то предупреждение или штраф, является завершающим этапом заведенного по факту правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, административного дела. Производству по делам об административных правонарушениях посвящен целый Раздел IV КоАП РФ. Те, кто в своей практике сталкивался с судебным производством по гражданским, уголовным, арбитражным делам, исполнительному производству, увидит там много общего. Это сложный и нудный юридический процесс, где стороны обладают большими правами и обязанностями, в том числе правом обжалования решений об административном наказании. Но это предмет отдельного разговора. Как уже указывалось выше, в подобной ситуации у сотрудника патрульно-постовой службы нет даже права на составление протокола об административном правонарушении по ст. 19.15.

Следует так же помнить, что согласно части 1 статьи 28.6. КоАП РФ, в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем 1 МРОТ (вспомним статью 19.15.), протокол об административном нарушении НЕ СОСТАВЛЯЕТСЯ, а уполномоченным на то лицом (к которым по ст. 19.15. не относятся ни сотрудники московской ППС, ни сотрудники других подразделений, кроме участковых инспекторов) на месте совершения административного правонарушения (на улице или в общественном месте, где не может быть события правонарушения по ст. 19.15.) оформляется предупреждение, либо налагается и взимается административный штраф. Естественно, что в этом случае милиционер обязан вам выдать корешок квитанции о принятии у вас денег за штраф. Берите корешок обязательно! В последствии при обжаловании он будет являться подтверждением противоправных действий, если они имели место, виновные будут наказаны в дисциплинарном или ином порядке, а деньги вам будут возвращены.

В случае, если лицо (то есть Вы), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, тогда формально, в соответствии с частью 2 статьи 28.6. КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении, который передается для рассмотрения и принятия решения либо начальнику отдела милиции или в суд. При этом и Вам и сотруднику милиции заведомо понятно, что его действия, в силу указанных выше обстоятельств, неправомерны.

Угроза составления протокола или даже его составление является со стороны милиции банальной формой психологического давления на гражданина, а иначе говоря шантажом, так как при передаче материалов такого дела в суд, судом в обязательном порядке будет проверен порядок составления протокола, правомочность и полномочия лиц, его составивших, наличие события и состава правонарушения, вменяемых в вину гражданину, что при всех перечисленных нарушениях со стороны милиции приведет суд к необходимости либо вернуть дело в милицию, либо прекратить его за отсутствием события и состава правонарушения на этапе досудебного рассмотрения или в процессе судебного заседания, что юридически зафиксирует неправомерность действий сотрудников милиции.

Итак, в случае если наказание за допущенное вами правонарушение подразумевает официальное предупреждение или штраф, не превышающий 1 МРОТ, и Вы согласны с тем, что совершили это правонарушение и не возражаете против предложенной меры наказания, протокол об административном правонарушении может не составляться. Если же Вы не согласны с наложенным на вас наказанием, или вас не устраивает его размер (можно было вынести предупреждение, а вам предлагается заплатить максимальный штраф в 1 МРОТ), составляется протокол и назначается время и место рассмотрения вашего административного дела. Это может быть либо начальник отдела милиции или его зам, на территории отдела которого произошло правонарушение, либо судья районного суда, обслуживающего ту же территорию. Туда уже можно прибыть с адвокатом и вопрос, как было указано выше, будет скорее всего решен иначе.

Как уже указывалось выше, сотрудники милиции - хорошие психологи. Свои жертвы они выбирают весьма умело. Как правило за разговорами о составлении протокола следует “разъяснение”, что для этого необходимо пройти в патрульную машину, или в отделение милиции, то есть потратить массу времени и нервов на дальнейшее общение с милицией. Чаще всего в качестве жертв выбираются люди, которые явно спешат, и которые явно не являются жителями Москвы, и по внешним признакам едва ли имеют достаточный уровень знаний и социальный статус, чтобы аргументировано защитить себя и обжаловать действия милиции, или использовать для разрешения конфликта “личные связи”.

Перспектива потерять на “общение” с милицией от получаса до трех часов, унижение сидеть в “обезьяннике” отделения милиции в далеко не в светском обществе, возможно подвергнуться обыску и побоям, в то время, как у Вас в кармане билет на отбывающий вскоре поезд или самолет, или Вы спешите по важным делам, мало кого побуждают к активным возражениям. Поэтому для граждан в подобной ситуации естественнее от милиции просто откупиться, на что собственно, и делается ставка при выборе жертвы. Милицию в данном случае не интересуют ни вопросы правопорядка, ни общественная безопасность. Цель постового либо составить протокол об административном правонарушении для заполнения формы отчета и выполнения “спущенных” начальством контрольных цифр по данному виду правонарушений, либо пополнить свой бюджет, взяв с вас свою мзду.

Даже если вы вынуждены были отдать деньги, не оставляйте нарушителям закона возможности спокойно и безответственно присвоить их себе. Обязательно сообщите эту информацию в милицию вышестоящему начальству, в Управление собственной безопасности, обжалуйте наложение взыскания в письменном виде.

Но если вам позволяет время, или же уже просто некуда деться и дело дошло до составления протокола, обязательно запомните следующее. Бланки протоколов об административных правонарушениях, как уже указывалось выше, должны быть у каждого сотрудника ППС, заступающего на службу. Бланки являются номерными и за их расходованием в отделении милиции ведется учет. Так же как и за квитанциями по взиманию штрафа. Поэтому все предложения пройти в патрульную машину или отделение милиции для составления протокола или взимания штрафа по причине “отсутствия” у милиционера бланков протоколов или квитанций надо сразу и жестко отвергать, так как это проблема милиции, но не ваша. Предложение “пройти в отделение” юридически квалифицируется как “доставление” и за нарушение по статье 19.15. КоАП РФ не предусмотрены, поэтому вы исполнять это предложение НЕ ОБЯЗАНЫ.

Так же помните часть 4 ст. 1.5. “Презумпция невиновности” (Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица). Поэтому лучше сразу уходите. Если сотрудник милиции все же настаивает на оформлении протокола или наложении штрафа, то пусть он свистит в свисток, вызывает по рации коллег, посылает их в отделение за протоколами, или берет бланки у них в долг, ЭТО НЕ ВАША проблема! Это проблема сотрудника милиции, заступившего на службу неподготовленным в соответствии с Уставом ППС, за что он должен сам нести ответственность. Если у сотрудника милиции нет квитанций для взыскания штрафа, не отдавайте ему никаких денег. Это тоже его проблема и его последующая ответственность. Деньги, отданные без квитанции, не являются штрафом, они не попадут в бюджет государства, а осядут в кармане нерадивого сотрудника милиции. Подчеркнем еще раз, доставлять Вас в отделение в этом случае никто не имеет права!

Само составление протокола по факту правонарушений по статье 19.15. КоАП РФ сотрудником ППС или другого подразделения милиции является достаточно опасным и для самого сотрудника милиции, так как протокол неизбежно зафиксирует документально противоправность его действий. Как вы помните, согласно статье 28.3. КоАП РФ он не является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном нарушении по статье 19.15. КоАП РФ – это прерогатива участковых инспекторов, обнаруживших такое правонарушение в жилом секторе по конкретному адресу.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2. КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, Ф.И.О. и адреса свидетелей, если они есть, место, время совершения и СОБЫТИЕ административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица, в отношении которого это дело возбуждено.

Согласно части 3 статьи 28.2. КоАП РФ, при составлении протокола физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 28.2. КоАП РФ, “правонарушителю” должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, при этом “правонарушитель” вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к протоколу прилагаются.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим и “правонарушителем”. В случае отказа последнего подписать протокол в нем делается соответствующая запись. “Правонарушителю” по его просьбе вручается под расписку копия протокола. Несоблюдение хотя бы одного из этих требований само по себе является грубейшим нарушением закона со стороны сотрудника милиции и влечет привлечение его к предусмотренной законом ответственности. Такое нарушение так же в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке необходимо обжаловать!

Поэтому, если вам позволяет время и обстановка, смело идите на составление протокола. Чтобы все было как надо, потребуйте предоставить вам КоАП РФ, открыть его на соответствующей статье (номер вы можете и не помнить 28.2., но эта статья так и называется “Протокол об административном правонарушении”, в крайнем случае просто найдете ее по оглавлению в последних разделах КоАП), и дальше сверьте с текстом статьи все действия сотрудников милиции и правильность оформления протокола.

Все свои замечания и объяснения можете смело писать в протокол. Вы можете записать в протоколе, что сотрудник милиции нарушил ваше конституционное право на свободу передвижения, превысил свои полномочия, вымогал у Вас взятку, нанес вам моральный ущерб. Помните, что Вы имеете право получить копию протокола, а сотрудники милиции обязаны вручить Вам ее по вашему требованию под подпись в ее получении. Используйте это право! Сейчас блокноты для бланков протоколов милиции делаются по принципу платежных поручений банков или авиабилетов, то есть первый экземпляр имеет на обороте копирующий слой и копия заполняется одновременно на втором экземпляре. Поэтому не принимайте отговорок милиции об отсутствии возможности оформления копии и требуйте ее, даже если для этого милиционеру придется все вновь переписать еще раз. Часто сотрудники милиции для пущей убедительности составляют такой протокол, но в одном экземпляре и при этом с умным видом сообщают гражданам, что копию протокола они оформлять и передавать гражданам не обязаны. Поэтому перед тем, как милиционер начнет оформлять протокол, сразу предупредите его, что Вам нужна будет в обязательном порядке его копия. Этим Вы либо отобьете у милиционера охоту продолжать вымогать с Вас деньги и на этом разойдетесь, либо закрепите свой психологический перевес, и милиционер ограничится лишь “вынесением” Вам официального предупреждения, что так же сэкономит Ваши деньги.

 

8. Имеет ли право милиция за отсутствие регистрации доставить гражданина в отделение милиции и задержать его в административном порядке?

Нет, такого права у милиции нет. Перечень ситуаций, когда возможно доставление правонарушителя в милицию и его административное задержание, в исчерпывающем виде содержится в соответствующих разделах КоАП РФ. Ни доставление в милицию, ни административное задержание за нарушение правил регистрации, даже если это нарушение обнаружено в жилом помещении участковым инспектором, тем более при обнаружении такого “нарушения” на улице или в общественном месте, соответствующими статьями КоАП РФ не предусмотрены и являются незаконными. Действия сотрудников милиции, осуществляющих привод или административное задержание по такому основанию, являются противоправными, за что они должны привлекаться к ответственности в установленном порядке в случае обнаружения или обжалования их действий.

Исключение составляют случаи, когда у патрульного сразу на месте возникли обоснованные подозрения в совершении гражданином каких-либо иных, не связанных с отсутствием регистрации или истекшим сроком действия документов, правонарушениях. Если такие подозрения возникли, и их причины разъяснены гражданину, а также у него нет при себе никаких документов удостоверяющих личность, либо он покушается на побег, то доставление его в отделение милиции обоснованно.

Надо иметь в виду, что сотрудники ППС милиции обязаны выявлять лиц, находящихся в розыске по ориентировкам милиции. Устав ППС в этом случае обязывает милицию при обнаружении таких лиц в людных местах принять меры к задержанию, не давая лишних поводов подозреваемым лицам оказать сопротивление или подвергнуть опасности окружающих. С этой целью Устав ППС как раз и обязывает найти любой “формальный” предлог для того, чтобы произвести проверку документов у подозреваемого лица и доставить его в отделение милиции. К сожалению этим правом милиция активно злоупотребляет и использует его не по назначению, а в качестве формального предлога для доставления заупрямившегося гражданина в отделение милиции, где его подержат “для острастки” или для взыскания штрафа.

Доставление в отделение милиции возможно также в случае, когда предъявленный документ, в первую очередь паспорт гражданина РФ, содержит явные следы подделки, что само по себе является серьезным правонарушением. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Надо так же помнить, что в Москве и Подмосковье при активном участии сотрудников паспортных столов той же милиции процветает огромный по оборотам криминальный бизнес на коммерческом оформлении липовых регистраций по месту пребывания. При этом подавляющая часть регистраций по месту пребывания, оформленных таким образом, является подделкой. Из-за несовершенства системы регистрации в РФ, ее забюрокраченности и своеволия чиновников, большей части иногородних “москвичей” просто не удается обычным порядком оформить регистрацию по месту пребывания законным образом. Из-за постоянных проверок документов и регистрации, поборов милиции за ее отсутствие, большая часть этих людей пользуется услугами фирм, оформляющих липовые регистрации.

Вся московская и подмосковная милиция об этом очень хорошо осведомлена. Поэтому при предъявлении регистрации по месту пребывания, даже если она однозначно выдана Вам в официальном порядке, будьте готовы к тому, что Вам в грубой форме в лоб тут же заявят о том, что Ваша регистрация липовая, либо о том, что она аннулирована, либо у нее закончился срок действия. Это все тот же элемент психологического давления на человека со стороны милиции. Зная о том, что большая часть регистраций по месту пребывания в Москве и области является липовой, сотрудник милиции в большинстве случаев оказывается прав. Если гражданин при этом запаниковал, то милиционер “раскрутит” его по полной программе. В этом случае сумма откупного резко возрастет до 500 - 1000 рублей, так как Вам популярно объяснят, что подделка документов это уже уголовная статья, и Вы уже “конкретно попали”. В этом случае Вас уже вполне законно могут доставить в отделение и подвергнуть административному задержанию, после чего размер откупного возрастет еще больше. Часто под предлогом проверки “подлинности” регистрации Вас так же могут доставить и задержать в отделении милиции, где “пробьют” регистрацию по компьютеру. Помните, что в липовых регистрациях стоят как правило поддельные печати или штампы, которые для наметанного глаза милиционера хорошо заметны, либо настоящие штампы кодов подразделений паспортных столов ставятся на регистрации, выписанные на адреса, расположенные на территории других подразделений Паспортно-визовой службы милиции (ПВС). Списки с номерами кодов подразделений ПВС есть практически у каждого сотрудника ППС милиции, поэтому разобраться, что у него в руках липовая регистрация милиционер сможет и на месте.

Цинизм милиции состоит в том, что сама милиция с этим преступным бизнесом не борется. Казалось бы куда проще определить фирмы и сотрудников милиции ПВС, оформляющих липовые регистрации. Объявлениями об этом полны все стены, газеты, метро, интернет. Любой взятый с “поличным” с липовой регистрацией покажет где и за сколько он ее сделал. Вместо этого деньги вымогаются с жертв изготовителей подобной “липы”, и они привлекаются к ответственности. Круговая порука милиции и ее конвеер по вымоганию денег с граждан работает без остановок.

Поэтому в качестве рекомендации можем посоветовать следующее. Если Вы “купили” такую регистрацию и не уверены в ней полностью, при проверке документов милицией на улице лучше вообще не показывайте ее! Используйте информацию и рекомендации, изложенные в данной книге. В самом крайнем случае, даже если Вам придется платить, то за отсутствие регистрации в Москве Вы в любом случае заплатите меньше, чем за возможность избежать ответственности по уголовной статье за подделку документов!

 

9. Что необходимо помнить, если вас подвергли “доставлению” в отделение милиции и “административному задержанию”?

Но, допустим, что Вас все же подвергли “доставлению” в отделение милиции и поместили в “обезьянник”, то есть подвергли “административному задержанию”.

Необходимо тщательно разобраться и твердо уяснить для себя разницу между понятиями “доставление” и “административное задержание” и знать, как вести себя в разных ситуациях.

Согласно ст. 27.2. КоАП РФ, доставление - это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным. Принудительное - совершенно не означает “с применением физической силы и спец. средств”.

Согласно части 1 ст. 27.3. КоАП РФ административное задержание - это “кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении

Итак, доставление и административное задержание – это меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях. Повторим еще раз, меры ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ производства по делам об административных правонарушениях, а не меры АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ. Эти меры не являются самоцелью!!! Они предусмотрены главой 27 КоАП РФ. Согласно части 1 ст. 27.1. КоАП РФ, наряду с личным досмотром, изъятием вещей и проч., они осуществляются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном нарушении при невозможности составления его на месте правонарушения. Произвольно применять эти меры, фактически используя их в качестве неоправданного насилия, ограничения свободы физического лица или с целью оказания психологического давления на него, а также угрожать задержанием и доставлением в отделение милиции противозаконно.

Такое использование мер по доставлению и административному задержанию или угрозы их применить не помогает выявлению преступников, пресечению правонарушений, охране общественного порядка, а превращается в средство вымогательства денег. Использование мер обеспечения производства по делам об административных правонарушений для не установленных законом целей становится основой массовых нарушений прав и свобод граждан. В первую очередь права на личную неприкосновенность и свободу, а так же свободу передвижения.

Все эти меры предусмотрены КоАП РФ для случаев серьезных правонарушений, когда имеется реальная угроза жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, нарушается общественный порядок, преступник или правонарушитель пытается скрыться, оказывает сопротивление законным требованиям и действиям сотрудников милиции. Естественно, что в этом случае сотрудники милиции прежде всего обязаны пресечь преступление или правонарушение, восстановить общественный порядок, обезопасить жизнь и здоровье граждан и сотрудников милиции, а уже затем принять необходимые меры по привлечению виновного лица к установленной ответственности.

Естественно, что в таких условиях установить личность, проверяя документы, составить протокол на месте невозможно. В этих условиях милиция вправе применять физическую силу, спец. средства и оружие (об этом ниже будет сказано более подробно). Так же естественно, что если у сотрудника милиции есть серьезные основания подозревать в ком-то преступника, находящегося в розыске, при обнаружении лица, имеющего подозрительный внешний вид или поведение, то в подобной ситуации в соответствии с тем же Уставом ППС милиционер обязан произвести проверку такого лица. При таких условиях наиболее безопасно и всесторонне это можно установить или проверить только в отделении милиции. Но если никаких из этих признаков нет, то у сотрудника милиции просто нет никаких формальных оснований, по которым он имеет право принять такие меры, как доставление, досмотр и административное задержание.

Поэтому даже сверхбдительный сотрудник милиции при отсутствии у вас документов, при отсутствии каких-либо иных правонарушений в общественном месте с Вашей стороны, может только доставить вас в отделение милиции для установления личности, то есть произвести “доставление”.

В этом случае “доставление” является способом оградить всех от возможной опасности со стороны “подозреваемого” и в случае подтверждения сведений о том, что доставленное лицо находится в розыске, произвести его задержание. Необходимо помнить, что “отсутствие” у сотрудника милиции бланков протоколов об административных правонарушениях или квитанций о взыскании штрафа таким основанием для доставления не является, а сотрудник милиции подлежит привлечению к ответственности за плохую подготовку к несению службы.

При подозрении, что Вы находитесь в розыске, ваши данные проверяются по компьютерной базе, после чего Вас обязаны отпустить. При этом Вы должны находиться просто в помещении отделения милиции, а не за решеткой в “обезьяннике”, который в соответствии с частью 1 ст. 27.6. КоАП РФ, является специально отведенным помещением для лиц, подвергнутых административному задержанию.

Существенное обстоятельство: при “доставлении” ваши личные документы и вещи НЕ ИЗЫМАЮТСЯ! То есть у вас остается и мобильный телефон, если он есть, и сохраняется возможность сразу позвонить в Управление собственной безопасности (УСБ) милиции, либо в Прокуратуру.

В “обезьянник” помещают лишь лиц, в отношении которых применено “административное задержание”. Такая мера, как “административное задержание”, применяется к лицам, задержанным с применением силы за серьезные правонарушения. Отсутствие документов, испорченный паспорт, отсутствие регистрации к таким правонарушениям НЕ ОТНОСЯТСЯ! Это обстоятельство сотрудникам милиции необходимо напомнить, так же как и тот факт, что согласно уже упомянутой выше части 2 ст. 27.1. КоАП РФ, вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

При помещении в “обезьянник” у вас изымут на время задержания ВСЕ личные документы и вещи, поэтому ваша связь с внешним миром будет полностью зависеть от милиции. Потребуйте составления описи изъятого, в ней обязательно укажите суммы и номиналы денег, чтобы потом вам все было возвращено полностью.

Но даже если Вас подвергли административному задержанию, продемонстрировав Вам свою силу и ухарство, а заодно и вашу бесправность, задержать вас в отделении милиции и в “обезьяннике” не могут более чем на три часа. Время задержания исчисляется с момента вашего доставления в отделение милиции. Этот момент надо обязательно фиксировать самому. Время проставляется в журнале оперативного дежурного по отделу милиции.

По факту вашего доставления должен быть составлен протокол об административном правонарушении, в котором будут указаны событие и состав правонарушения. В противном случае действия милиции будут неправомерными, а сотрудники должны привлекаться к установленной законом ответственности после обжалования вами их неправомерных действий.

При применении в отношении вас “административного задержания” (помещении в “обезьянник”), оформляется протокол об административном задержании. Требования к нему определены статьей 27.4. КоАП РФ. Согласно части 1 указанной статьи в протоколе указываются дата и место его составления, должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и МОТИВЫ задержания. Мотив задержания является ключевым моментом. В качестве основания для указания мотива, доставившие вас в отделение сотрудники милиции обязаны написать рапорта, в которых они обязаны обозначить причины, по которым они доставили вас в отделение милиции, с обязательным указанием статьи КоАП РФ, квалифицирующей ваше правонарушение.

ПОСЛЕ ЭТОГО сотрудники милиции, доставившие вас в отделение ОБЯЗАНЫ составить протокол об административном правонарушении, за которое они вас собственно и доставили в милицию. Вот этих требований практически не выполняет ни один сотрудник милиции, так как их соблюдение документально подтверждает из беззаконие. НЕ СОСТАВЛЕНИЕ таких протоколов является точно таким же подтверждением беззакония, только в этом случае дежурного по отделению милиции и других сотрудников, осуществляющих дежурство.

Юридически, с момента составления протокола об административном задержании возбуждается административное дело о правонарушении, с этого момента к делу может подключаться адвокат, милиция обязана принять меры по скорейшему оповещению коллег по работе или родственников по телефонам, указанным “правонарушителем”. Лицом, возбуждающим административное дело, в этом случае является сотрудник милиции, составляющий протокол административного задержания в помещении отделения милиции. В его обязанности входит подготовка к рассмотрению дела лицом или органом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ выносить решения по данной категории дел. Так же в полномочия лица, составляющего протокол об административном задержании, входит контроль за составлением и наличием протокола об административном правонарушении, за которое осуществлено административное задержание, в котором обязательно указываются событие и состав правонарушения.

При отсутствия события и состава правонарушения, как уже указывалось выше, в соответствии с частью 1 и 2 ст. 24.5. КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, о чем в соответствии с частью 5 ст. 28.1. КоАП РФ, лицом, составляющим протокол об административном задержании, выносится мотивированное определение. Но этих тонкостей наша милиция, как правило не знает, и, скорее всего, без нашей активной помощи не захочет узнать и впредь!!!

 

Можно представить себе такое развитие событий. Сотрудник милиции, формально начав с требования предъявления для проверки Ваших документов на улице или ином общественном месте, и обнаружив их отсутствие или отсутствие регистрации, доставляет Вас в милицию. Он подвергает Вас административному задержанию и начинает оформлять протокол административного задержания. И тут он вдруг обнаруживает, что в Ваших действиях события и состава правонарушения нет. Обычно в этом случае он попытается “на ходу” изменить первоначальную причину проверки документов и своих последующих действий. Он на месте заменяет первоначальную статью на какую-либо иную, например за хулиганство или неповиновение законным требованиям сотрудников милиции. И не исключено, что в Вашем кармане может появиться небольшая доза наркотика или пара патронов. Опровергнуть фальсифицированное обвинение очень трудно, тем более, что всегда наготове свидетели любых ваших прегрешений. Они набираются из числа настоящих правонарушителей, готовых за смягчение своей участи на любую услугу. Поэтому в отделении милиции лучше дать сотрудникам наделать глупостей, документально зафиксировав их в протоколе, с незаконно вынесенным предупреждением или штрафом в 100 рублей и обжаловать это позже в суд, чтобы не получить потом более серьезного наказания за перечисленные статьи. Этого допускать нельзя. Помочь здесь может лишь собственная твердость и самообладание.

10. Имеет ли сотрудник милиции право изъять ваши документы (паспорт) или взять его в залог выплаты штрафа?

 

Действительно, часто можно наблюдать такую картину: сотрудник милиции после беглого просмотра документов не передает их обратно гражданину, а держа их в руках, или убрав в карман уносит, с требованием “пройти в машину или в отделение для составления протокола или уплаты штрафа”. А там вдали от посторонних глаз из людей просто выбивают, часто в прямом смысле, милицейскую мзду в 100-200 рублей.

Несговорчивых граждан, не имеющих при себе денег, или не желающих платить сразу, приглашают придти со “штрафом” в указываемое отделение милиции, где в обмен на те же 100-200 рублей им возвратят паспорт. А то еще поморочат голову, применят силу или иные аргументы для острастки на будущее. Подобные действия, безусловно, являются незаконными.

Согласно п. 22 Положения о паспорте гражданина РФ, запрещается изъятие паспорта у граждан, кроме случаев, предусмотренных законом (призыв на срочную службу в Армию, решение или приговор суда и т.п.). Согласно п. 38 Положения о паспортной системе СССР, а так же ст. 19.17 КоАП РФ “Незаконное изъятие удостоверений личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог”, предусмотрена административная ответственность должностных лиц, осуществляющих подобные действия.

Поэтому после просмотра Ваших документов, тем более паспорта, необходимо добиться их возвращения сотрудником милиции. Даже если Вас “доставляют” в отделение милиции паспорт должен находиться у Вас лично. Впоследствии, после возвращения Вам паспорта ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо написать заявление в органы Прокуратуры с требованием о привлечении сотрудников милиции, взявших Ваш паспорт в залог к административной ответственности. Те же требования применимы и к паспортам граждан других государств, прежде всего граждан СНГ. Их паспорта являются собственностью других государств. Поэтому гражданам СНГ, вне зависимости от того, что им инкриминирует российская милиция, необходимо писать жалобу в органы Прокуратуры РФ и в консульства своих стран для разбирательства с российским беззаконием на дипломатическом уровне. Не стесняйтесь тревожить своих дипломатов, они обязаны защищать права своих граждан в нашей стране.

Бывают случаи, когда паспорт бесследно исчезает в отделении милиции, поэтому жаловаться на его изъятие рекомендуется после его возвращения, а не до того. Обычно изъятие паспорта не фиксируется письменно. Поэтому, если нарушители почувствуют приближение неприятностей, то им не составит труда просто избавиться от вашего паспорта, уничтожив его. Бывает, что в ответ на требования расписки за взятый в залог паспорт, его просто возвратят владельцу.

 

11. Правомерно ли применение к гражданам силы и спецсредств (наручники, дубинки) сотрудниками милиции за отсутствие регистрации и отказ проследовать в отделение милиции для оформления протокола или уплаты штрафа за такое правонарушение?

 

Нет, такие действия неправомерны. Как указывалось выше, даже при отсутствии регистрации ни КоАП РФ, ни новый Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ не предусматривают привода в милицию или административного задержания по указанному основанию. Соответственно и не может быть состава в действиях гражданина, не выполняющего незаконные требования сотрудника милиции, так как только в случае пресечения преступления, злостного неповиновения законным требованиям сотрудников милиции в отношении граждан может быть применена сила и специальные средства. Их применение в этом случае регламентировано Уставом ППС и Законом РФ “О милиции”.

Тем не менее, если применение в отношении вас силы, спец. средств имеет реальную перспективу, надо твердо запомнить условия и пределы их применения сотрудниками милиции, закрепленное в Законе РФ “О милиции”. Процитируем их более подробно.

В соответствии с ч.1 ст. 12 Закона РФ “О милиции”, милиция имеет право применять физическую силу и специальные средства только в случаях и порядке, предусмотренных указанным законом. В соответствии с ч. 3 указанной статьи, при применении физической силы и специальных средств сотрудник милиции ОБЯЗАН:

- предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требования сотрудника милици и, за исключением тех случаев, когда промедление в применении силы создает непосредственную опасность для граждан и сотрудников милиции, или когда такое предупреждение по обстановке является неуместным или невозможным;

- стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ “О милиции”, сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ “О милиции”, сотрудники милиции вправе использовать спец. средства – наручники для пресечения оказываемого сопротивления; для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться; для доставления задерживаемых лиц в милицию, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег, или причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику милиции.

 

 

12. Правомерно ли проведение личного досмотра сотрудниками милиции граждан, не имеющих регистрации?

 

По указанному основанию проведение личного досмотра или обыска, тем более на улице является неправомерным, так как не предусмотрено КоАП РФ. Но не найдя других оснований при проверке регистрации или документов, сотрудники милиции обычно мотивируют свои требования проведением контр-террористической операции, поиском наркотиков, оружия или боеприпасов. В этом случае, согласно части 2 ст. 11 Закона РФ “О милиции”, ее сотрудники имеют право производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр, досмотр вещей, ручной клади и багажа. При этом сотрудники милиции должны иметь достаточно данных о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. Сотрудник милиции имеет право изымать указанные предметы, средства и вещества, если у гражданина нет законных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ).

Как уже не раз указывалось выше, степень “достаточности данных” о наличии оружия, наркотиков и проч. нашей милицией трактуется весьма вольно и по собственному усмотрению.

Однако, здесь можно заметить следующее: если у Вас из карманов или сумки не вываливаются патроны, гранаты, запалы, шприцы, ампулы, из под одежды не торчит кинжал, кобура или приклад автомата, то оснований подозревать Вас в хранении и перевозке оружия, боеприпасов, наркотиков у сотрудников милиции просто нет. “Обоснованные подозрения” в том, что вы все это имеете или перевозите так же используется преимущественно в целях психологического давления на граждан.

На месте, то есть без проведения административного задержания с доставлением в отделение милиции, сотрудник милиции может только предложить Вам лично предъявить для осмотра ваши личные вещи в карманах, содержимое портфелей и сумок, не касаясь их своими руками.

Постарайтесь не выкладывать свои вещи в машине милиции, и не выпускайте из рук кошелек и документы, показывайте их только из своих рук, сразу убирайте обратно после предъявления содержимого кошелька. К сожалению, пока Вас отвлекает каким-либо вопросом другой сотрудник милиции, Вы можете не досчитаться денег, или чего-то еще ценного, или же впоследствии после доставления в милицию для официального досмотра обнаружить у себя что-то лишнее – пакетик с наркотиком или несколько патронов.

Тем не менее, если Вас доставляют в отделение милиции, подвергают досмотру, необходимо помнить следующее:

При административном задержании может быть произведен личный досмотр (ст. 27.7 КоАП РФ). При этом должны соблюдаться следующие правила:

- досмотр должен проводиться только определенными статьями 27.2. и 27.3. КоАП РФ лицами, причем одного пола с задержанным;

- с участием 2-х понятых, из числа лиц, не заинтересованных в исходе дела одного пола с задержанным;

- помещение, в котором производится досмотр, должно соответствовать требованиям санитарии и гигиены;

- при личном досмотре должны быть обеспечены безопасность и здоровье досматриваемого.

При досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Протокол подписывается лицом, его составляющим, лицом, вещи которого досматриваются и понятыми.

При задержании, личном досмотре и досмотре вещей должностными лицами могут быть изъяты документы и вещи, но не любые, а являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей, документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору. При этом, как и в случае с составлением протокола об административном правонарушении, сотрудники милиции обязаны соблюсти все указанные выше требования. Досматриваемый имеет право на получение копии протокола досмотра. После проведения досмотра, поскольку это так же “обеспечительная мера”, должен быть составлен протокол административного правонарушения.

 

Если Вас или ваших знакомых подвергли проверке документов и регистрации, и после этого решили доставить в милицию, постарайтесь, чтобы Вы или Ваш знакомый поехали туда не одни, в особенности, если задерживается молодая девушка или женщина. Если Вам позвонили коллеги, родственники, друзья, которых подвергли административному задержанию, постарайтесь прибыть в отделение милиции сами как можно быстрее, или позвонить туда и выяснить как можно больше “подробностей”, используя указанные выше сведения. Порой уже этого бывает достаточно, чтобы человека выпустили из милиции, и он избежал ограбления или насилия.

Наставайте на присутствии Ваших знакомых и своем лично при проведении установления личности или досмотра, неправомерного применения условий и пределов применения физической силы и спец. средств, ибо это поможет спасти Ваше и их здоровье, избежать ограбления, попыток подсунуть задержанному наркотики и патроны, а женщин спасет от угрозы изнасилования.

 

13. Является ли Москва “режимным городом”, в котором действует особый правовой статус граждан, не являющихся жителями Москвы?

 

Нет, Москва не является “режимным городом”. Любимый миф московской милиции и московских руководителей и чиновников всех уровней об особом статусе Москвы не соответствует действительности. Право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в РФ определено ст.27 Конституции РФ и Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в РФ”. Ст. 8 указанного закона содержит исчерпывающий перечень таких ограничений, и Москва под эти ограничения не подпадает. Убедитесь сами, что это так.

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно - территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

&







Date: 2015-07-11; view: 394; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.07 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию