Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к уровню освоения дисциплины





Дисциплина направлена на формирование у студента следующих компетенций:

Ø готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

Ø способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

Ø способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

Ø способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

Ø способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

Ø готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

Ø готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3);

Ø владеет приемами текстологического анализа (СК-5).

 

Студент, завершивший изучение дисциплины, должен:

- знать основные принципы литературоведческого анализа и итнерпретации текста;

- иметь представление о мотивном, интертекстуальном, комплексном и других видах анализа, понимании и интерпретации литературного произведения;

- владеть навыками анализа литературных произведений различной родовой и жанровой природы;

- уметь демонстрировать приобретенные знания, умения, навыки в ходе устной и письменной коммуникации, в том числе используя при этом информационные технологии.

 

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетных единицы (кредита), или 108 часов.

 

Виды учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Вид итогового контроля – зачет  

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Анализ художественного текста как самостоятельная область литературоведческой науки. Дисциплина литературоведческого исследования и вспомогательные дисциплины литературоведения. Характеристика научной литературы по курсу. Принципы рассмотрения художественного произведения как предмет дискуссий. Вопросы методики литературоведческого анализа. Принципы анализа и текстология. Принципы анализа и палеография (дипломатика, сфрагистика и пр.). Принципы анализа и атрибуция. Проблема канонического текста. Проблема учета внетекстовых (мемуарных, дневниковых и эпистолярных) источников, а также автокритики и литературных манифестов. Работа над библиографией. Изучение архивных материалов. Принципы анализа и творческая история произведения. Принципы анализа и современная автору критика. Принципы анализа и научное комментирование.

Принципы анализа и нормативные поэтики. Диалогическая концепция искусства. Роль интуитивного и статистического подходов. Принципы анализа и проблемы перевода.

Базовые стратегии анализа художественного произведения.

Раздел 2. Анализ лирического стихотворения. Реально-биографический, исторический и прочий фактический комментарий. Прямые номинации, их характеристика. Лексико-грамматический комментарий. Разбор «по частям речи». Анализ жанрово-композиционного своеобразия. Графические характеристики и их учет при анализе лирических жанров. Тропы. Стилистические фигуры. Ритмико-интонационная характеристика. Рифма, способы рифмовки, игра рифм. Строфика. Эвфония; семантика звуковых повторов (звукоподражание, звуковой символизм). Паронимия. Анаграмма. Анафон. Индивидуальное ассоциативное восприятие при анализе стихотворения. Принципы анализа стихотворения в прозе.

Раздел 3. Принципы анализа прозаических эпических жанров. Мир произведения и его составляющие. Хронотоп. Принципы анализа и нарратология. Ономастика в сюжетном произведении и ее анализ. Анализ роли рамочных компонентов. Смысл и принципы анализа фрагмента. Принципы анализа психологизма. Принципы анализа эпизода (фрагмента).

Раздел 4. Принципы анализа жанров драматургии. Двойственная природа драмы. Ориентация на требования сцены. Рамочные компоненты. Особый подход к ремаркам. Анализ «жанровых ожиданий». Деканонизация традиционных жанров. «Говорящая» и символическая антропонимия в драме. Принципы литературоведческого подхода к драме и сценические интерпретации. «Внесценические» события и персонажи; принципы их анализа.

Раздел 5. Принципы анализа лироэпических произведений. Анализ «смежных» жанров в свете принципов анализа жанров лирики и эпоса.

Раздел 6. Внутритекстовое и контекстуальное рассмотрение произведения. Контекст творчества и контекст восприятия. Многоплановость контекста. Удаленные контексты и мифореставрация. Принципы анализа и исследование интертекста. Выявление, анализ и комментирование заимствований, переработки тем и сюжетов, полемики, явной и скрытой цитации, аллюзии, парафраза, подражания, пародии, эпиграфов, плагиата. Интертекстуальность как невротическая установка.

Раздел 7. Мотивный анализ. Содержание понятия и сфера применения термина. Терминологическая неразбериха. Репрезентанты мотива. Классификация мотивов. Психоаналитика мотивного анализа. Мотивный анализ и бессознательное. Кросс-уровневый характер мотива. Мотивная структура и рамочные компоненты. Пластичность и вариативность мотива. Смысловое пересечение мотивов в тексте как объект мотивного анализа. Дополнительные репрезентанты мотива в стихотворном тексте. Жанровое содержание и мотивная структура произведения. «Предметные» и «понятийные» мотивы. Понятие концептосферы. Мотивная структура творчества и концептосфера автора.

Раздел 8. Индивидуальные и универсальные подходы к анализу художественного произведения. Научное описание, анализ и интерпретация. Наблюдение и описание как первоначальные этапы исследования. Систематизация и типологизация как дальнейшие этапы анализа. Принципы анализа и методика «тщательного прочтения» (close reading). Необходимость рассмотрения текста в совокупности всех его компонентов, всех «факторов художественного впечатления» (М.М. Бахтин). Рассмотрение художественных функций приемов. Выявление системы функций. Интерпретация как синтез. Интерпретация как термин герменевтики. Деконструкция и реконструкция. Диапазон прочтений. Границы интерпретации. «Ересь парафразы». Герменевтический круг. Анализ художественного текста как системное исследование. Комплексный анализ художественного текста. Художественный перевод как интерпретация. Интерпретация и мифореставрация.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. «Сомнительная архаика»

Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. М.,1965.

Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. М.,1969.

 

2. «Вечная классика»

Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова. (Любое изд.)

Фет А.А. О стихотворениях Тютчева. (Любое изд.)

Достоевский Ф.М. Г-н --бов и вопрос об искусстве. (Любое изд.)

Бальмонт К.А. Сквозь строй. Звездный вестник. (Любое изд.)

Брюсов В.Я. Погоня за образами. (Любое издание).

Маяковский В.В. Как делать стихи. (Любое издание).

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.,1995.

Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

«Мастер-класс»: теория и практика анализа

3. Стиховедение

Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 2004.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. СПб., 1996.

Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М., 1999.

Гаспаров М.Л., Скулачева Т.В. Статьи о лингвистике стиха. М., 2004.

Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М., 1980.

Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. М., 1995.

Баевский В.С. История русской поэзии. Смоленск, 1994.

Карабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского.М., 2000.

Лилеева А.Г. Интерпретация художественного текста. Из поэзии и прозы Б.Л. Пастернака. М., 1997.

Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М., 1997.

Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб., 2001.

Грехнев В.А. Болдинская лирика А.С.Пушкина. Горький, 1977.

Чумаков Ю.Н. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. В мире стихотворного романа. М.,1999.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

Козырев Б.М. Письма о Тютчеве. Литературное наследство.Т.97. Кн.1. М.,1988. С.70 – 131.

Стиховедение. Хрестоматия.М., 1998.

Анализ художественного текста: Лирическое произведение: Хрестоматия. М., 2005.

Прочее

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Топоров В.Н. Миф.Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.

Телегин С.М. Русский мифологический роман. М., 2008.

Телегин С.М. Ступени мифореставрации. М., 2006.

Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М., 1994.

Жолковский А.К. Блуждающие сны. М., 1994.

Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1983.

Хализев В.Е. Принципы рассмотрения литературного произведения // Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2005.

Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М., 2008.

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.,1988.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л., 1990.

Забияко А.А. Синэстезия: метаморфозы художественной образности. Благовещенск, 2003.

Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.,2003.

Михайлов А.В. Несколько тезисов о теории литературы // Литературоведение как проблема. М., 2001. С. 224-279.

Галкин А.Б. Литературоведение как миф. Там же. С. 393-427.

Вайскопф М. Сюжет Гоголя. М., 2002.

Мурьянов М.Ф. Из символов и аллегорий Пушкина. М., 1996.

Галинская И.Л. Потаенный мир пи сателя. М.;СПб., 2007.

Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. СПб., 2003.

Немировский И.В. Библейская тема в «Медном Всаднике» // Русская литература, 1990, № 3.

Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина». СПб., 1996.

Баженов А.М. К тайне «Горя». А.С. Грибоедов и его бессмертная комедия. М.,1999.

Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 2007.

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006.

Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.

Литературоведение ХХ1 века. Анализ текста: метод и результат. СПб., 1996.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Дильтей В. Возникновение герменевтики //Дильтей В. Собр. соч. в 6 т. Т.4. М., 2001.

Силард Л. Герметизм и герменевтика. СПб., 2002.

Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1999.

Анализ художественного текста: Эпическая проза: Хрестоматия. М., 2005.

Анализ драматического произведения. Л., 1988.

Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001.

Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. М., 1983.

Иглтон Т. Теория литературы: Введение.М., 2010.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2007.

Романова Г.И. Практика анализа литературного произведения (Русская классика). М., 2006.

Bodkin M. Archetypal patterns in poetry. N.Y., 1958.

Richards J.A. Practical criticism: A study of literary judgement. L. 1948.

Understanding fiction. Ed. By Brooks C., Warren R.P. N.Y., 1943.

Understanding poetry. N.Y., 1938.

Frye N. Anatomy of criticism. Princeton, 1957.

 

Date: 2015-07-11; view: 277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию