Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Пути развития капитализма 3 page





В 40-е годы движение несколько ослабло в связи с расхождениями
между умеренными и радикалами. Толчком к его активизации явилось
проведение в жизнь закона о беглых рабах 1850 г. По всему Северу
проходили массовые митинги, на которых выступали ораторы-аболицио-
нисты. Во многих городах создавались «комитеты бдительности», поста-

18 Подробнее см.: Захарова М. Н. Народное движение в США против рабства, 1831—
1860. М., 1965. О росте интереса к истории аболиционизма в современной амери-
канской историографии см: Dillon M. L. The Abolitionists: A Decade of Historio-
graphy, 1959—1969.—Journal of Southern History, 1969, Nov., vol. 35, N 4, p. 500—
522; Idem. The Abolitionists: The Growth of a Dissenting Minority. DeKalb, 1974,
p. 277—286.

19 American Forum. Speeches on Historical Issues, 1788—1900 / Ed. by E. J. Wrage.
N. Y., 1960, p. 150.

20 В 1837 г. был убит редактор небольшой аболиционистской газеты Э. Лавджой.
Предпринимались неоднократные попытки расправиться с У. Л. Гаррисоном
и другими видными аболиционистами.

21 Фрисойлеры — политическая организация, созданная в 1848 г. и объединившая
в. своих рядах противников расширения рабства на новые территории. Ее девизом
было «Свободная земля, свободное слово, свободный труд, свободные люди».



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


НА ПУТИ К НЕОТВРАТИМОМУ КОНФЛИКТУ



 


       
   

вившие целью помощь беглым ра-
бам. Конгресс был засыпан пети-
циями против ненавистного зако-
на 22.

УИЛЬЯМ ЛЛОЙД ГАРРИСОН

Резко осуждали этот закон пе-
редовые деятели американской
культуры. Философ Р. У. Эмерсон
записал в дневнике: «...подумать
только, этот грязный закон принят
в XIX в. людьми, умеющими чи-
тать и писать. Клянусь небом,
я не стану выполнять его»23.
Историк и писатель Р. Хилдрет
заклеймил компромисс 1850 г. в
романе «Белый раб»: «Пусть ни-
кто не поддается обману, когда
при нем произносят эти полные
лжи слова: „свободные штаты".
Это название северных штатов не
имеет под собой никакого основа-
ния... Почтенные граждане свобод-
ных штатов сами не владеют ра-
бами — о, разумеется, нет. Раб-
ство, по их словам,— это чудовищ-
ная жестокость. У них нет рабов,
и они довольствуются ролью сыщиков и полицейских, помогающих ра-
бовладельцам» 24.

Чудовищная охота за людьми, санкционированная законом, вызвала
не только моральное осуждение, но и горячее стремление бороться. Воз-
главили эту борьбу аболиционисты. В одной из резолюций, принятых в
1851 г. Американским антирабовладельческим обществом, записано:
«Что касается закона о беглых рабах, то мы проклинаем его, мы плю-
ем на него, мы попираем его ногами» 25.

Упоминавшийся Т. Паркер заявлял, что, хотя он и не сторонник на-
силия, тем не менее готов сделать все, что в его силах, «чтобы освобо-
дить любого беглого раба из рук любого чиновника, который попытает-
ся вернуть того в рабство» 26. В октябре 1850 г. Бостонский комитет
бдительности, руководимый Т. Паркером, освободил из рук полицейских
двух негров — Эллен и Вильяма Крафтов, а спустя четыре месяца —
другого беглеца, по имени Шадра. В октябре 1851 г. в г. Сиракьюс
(штат Нью-Йорк) 2 тыс. аболиционистов, возглавляемые священником
С. Меем и лидером Партии свободы Дж. Смитом, напали на здание суда

22 Уманский П. Б. Из истории борьбы негров США за свободу: (Негры в аболицио-
нистском движении, 30—50-е годы XIX в.). Казань, 1963, с. 50—51.
23 Цит. пo: ,Korngold R. Two Friends of Man: The Story of William Lloyd Garrison
and Wendell Phillips and Their Relationship with Abraham Lincoln. Boston, 1950,
p. 215. '

24 Хилдрет P. Белый раб. М.; Л., 1960, с. 251—252.

25 Pease H. /., Pease W. H. The Fugitive Slave Law and Antony Burns: a Problem in
Law Enforcement. N. Y., 1967, p. 21.

26 Ratner L. Pre-civil War Reform. The Variety of Principles and Programs. Englewood
Cliffs, 1967, p. 51...


и силой освободили беглого раба Д. Макгенри. Ему помогли перепра-
виться в Канаду. День освобождения Макгенри было решено отмечать
ежегодными митингами. Сопротивление закону о беглых рабах на Севе-
ре приняло широкий размах. В г. Кристиана (штат Пенсильвания) дело
дошло до вооруженного столкновения с агентами рабовладельцев, в ходе
которого было убито несколько охотников за беглыми рабами.

Под давлением плантаторов правительство стремилось во что бы то
ни стало проводить новый закон в жизнь. В апреле 1851 г. в Бостоне
был арестован и возвращен в рабство Т. Симе. Для этого были исполь-
зованы полиция и федеральные войска. В течение девяти дней они долж-
ны были охранять здание суда от возмущенной толпы, пытавшейся ос-
вободить Симса. Возвращение его в рабство рассматривалось рабовла-
дельцами как крупная победа. Президент М. Филмор писал по этому по-
воду Д. Вебстеру: «Поздравляю Вас и страну с триумфом закона в
Бостоне» 27.


Наиболее острым столкновением на почве закона о беглых рабах
стало дело Антони Бернса, беглого раба из г. Алекзандрия (штат Вир-
гиния). В мае 1854 г. он был схвачен властями на улицах Бостона.
Аболиционисты выступили в защиту Бернса. В Фанейл-Холле состоялся
массовый митинг, организованный У. Филмонтом, Т. Хиггинсоном и нег-
ром Р. Моррисоном. Паркер, обращаясь к собравшимся, заявил: «Нет,
господа, теперь это не город Бостон, каким он был прежде. Теперь это
северный пригород Алекзандрии... Я слышал много раз приветствия и
крики в честь свободы, но я не видел дел в ее защиту». Он говорил,
что в Массачусетсе попраны все права человека и торжествует закон
рабства. Заканчивая выступление, он призвал всех собраться вечером у
здания тюрьмы, где был заключен А. Берне, и перейти от слов к делу.
Митинг принял резолюцию, в которой указывалось, что, поскольку закон
является несправедливым, никто не может заставить исполнять его.

Вечером аболиционисты, возглавляемые Т. Хиггинсоном и негром
Л. Хэйденом, предприняли попытку освободить А. Бернса, однако про-
никнуть внутрь тюрьмы не удалось. В завязавшейся перестрелке был
убит один из охотников за беглыми рабами и ранен Т. Хиггинсон. На
место происшествия прибыл полицейский отряд, который арестовал уча-
стников нападения.

Неудачная попытка освобождения А. Бернса вызвала резкие нападки
на аболиционистов со стороны рабовладельческой прессы. Газеты призы-
вали к немедленной расправе с руководителями «мятежа». В город были
введены войска. Массачусетс, как писала 6 июня 1854 г. «Нью-Йорк дей-
ли трибюн», «был унижен бандой наемников федеральных властей и вы-
нужден смотреть на то, как честь и достоинство республики втоптаны в
грязь».

По решению суда А. Берне был возвращен своему хозяину. 2 июня
1854 г. его, закованного в цепи, провели по улицам Бостона к гавани
и на правительственном судне отправили в Виргинию. Город оцепили
войска. 22 роты местной милиции, четыре взвода моряков, артиллерий-
ский дивизион федеральных войск США и городская полиция были при-
влечены, чтобы обеспечить выполнение этого позорного акта, стоившего
правительству 40 тыс. долл. Десятки тысяч жителей города участвовали

27 Цит. по: Pease H. J'., Pease W. H. Op. cit., p. 18—19.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


НА ПУТИ К НЕОТВРАТИМОМУ КОНФЛИКТУ



 


в уличной демонстрации протеста против действий властей, на фасадах
домов висели приспущенные в знак траура национальные флаги 28.

Гневно заклеймил действия властей Г. Д. Торо в знаменитой речи
«Рабство в Массачусетсе», произнесенной на аболиционистском митинге
в годовщину праздника национальной независимости. «Беглый раб Бернc
возвращен в рабство. Человек, имеющий такое же право на свободу, как
и любой другой на земле Массачусетса, схвачен в этом штате... закован
в цепи и отправлен в безнадежное рабство. Народ этого штата воочию
убедился, что закон является грубым и непростительным проявлением
тиранической власти, преступным поруганием неотъемлемых прав чело-
века». Торо призывал к борьбе за справедливость: «Нынешние времена
не располагают к отдыху, мы израсходовали весь наследственный запас
свободы. Если мы хотим спасти себя, нам надо бороться» 29.


После возвращения А. Бернса в рабство легислатура Массачусетса
приняла закон о личной свободе, фактически отменявший закон о бег-
лых рабах. Он предусматривал различные наказания — от штрафа до тю-
ремного заключения — за преследование беглых рабов, если их принад-
лежность тому или иному хозяину не доказана. Подобные законы были
приняты в Висконсине, Коннектикуте, Нью-Йорке, Огайо, Пенсильвании.

В 50-е годы активизировалась деятельность так называемой «подзем-
ной железной дороги», тайной аболиционистской организации, которая по-
могала беглым рабам. У. Фостер назвал ее одним из наиболее замеча-
тельных и эффективных средств борьбы против рабства30. По самым
скромным данным, ежегодно члены этой организации переправляли в Ка-
наду 800—1000 человек31. Легендарным «кондуктором подземки» стала
негритянка Гарриет Табмен, которая сделала 19 «рейсов» на Юг и по-
могла бежать 300 рабам. За ее голову рабовладельцы обещали 40 тыс.
долл., но она была неуловима 32.

Распространению антирабовладельческих настроений в стране содей-
ствовала обличительная аболиционистская литература. Появился ряд про-
изведений, составляющих славу американской культуры. В знаменитом
романе «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу воочию показала ужасы
рабства тем, кто знал о нем лишь понаслышке. Сцены охоты на нег-
ров, продажи с аукциона, бесчеловечных истязаний, описанные достовер-
но, живо и ярко, пробуждали высокие нравственные чувства и ненависть
к рабству.

Защитники «особого института» пытались принизить значение книги,
утверждая, что картины рабства, нарисованные писательницей, не соот-
ветствуют действительности. В статье «Пагубная сентиментальность гос-
пожи Стоу», появившейся в прорабовладельческом «Де Боуз ревью», за-
являлось, что положение невольников намного лучше, чем могут вооб-
разить себе читатели романа. В ответ на этот роман защитниками
рабства было написано 14 специальных книг. Среди них: «Дядя Робин
в своей хижине в Виргинии и дядя Том без хижины в Бостоне» Т. Пей-
джа, «Хижина тетушки Филлис, или жизнь на Юге, какова она в дейст-
вительности» М. Истмен и др. В южных штатах роман «Хижина дяди


 

Тома» был запрещен. Его распро-
странение или чтение наказыва-
лось высылкой из южных штатов
или тюремным заключением. Так,
свободный негр Сэмюэл Грин в
Мэриленде за чтение его неграм
был приговорен к 10 годам тюрь-
мы 33.

В 1853 г. Бичер-Стоу опубли-
ковала документы к своей книге
под заголовком «Ключ к,,Хижине
дяди Тома"» в 2 томах. На 800
страницах были собраны много-
численные документальные мате-
риалы о невыносимых условиях
жизни рабов, о произволе рабовла-
дельцев и прямом покровительст-
ве их злодеяниям со стороны
церкви. Книга объективно подво-
дила читателей к выводу о необ-
ходимости революционного унич-
тожения рабства.


ГАРРИЕТ ТАБМЕН

Острая полемика по пробле-
мам рабства стала характерной
чертой этого периода. Аргументы
рабовладельцев не отличались
разнообразием. Искажая факты,
они стремились представить раб-
ство в виде благодетельной си-
стемы для негров. «Де Боуз ревью»
в статье «Благодеяния рабства»

писала, что положение рабов лучше, чем любого другого трудящегося
класса в мире. Между плантаторами и их рабами существуют отношения
патернализма. «Работа на плантации является здоровой и наиболее вос-
хитительной разновидностью ручного труда»,—заявляла газета34.

Главный аргумент плантаторов, который У. Фостер назвал «убийст-
венной параллелью», заключался не столько в защите рабства, сколько
в нападках на систему наемного труда. Сенатор из Южной Каролины
Дж. Хаммонд заявлял: «Различие между нами заключается в том, что
мы нанимаем рабов пожизненно и хорошо компенсируем их труд: они не
голодают, не попрошайничают, не знают безработицы... Вы же нанимае-
те поденщиков, о которых не заботитесь и труд которых плохо компен-
сируется, что можно наблюдать в любой час, на любой улице ваших го-
родов. Вы можете встретить в Нью-Йорке за один день больше нищих,
чем за всю жизнь на Юге» 35.


 


28 Aptheker H. Essays in the History of the American Negro. N. Y., 1945, p. 135.
29 New York Daily Tribune, 1854, Aug. 2.

30 Фостер У. 3. Негритянский народ в истории Америки. М., 1955, с. 175.

31 В 1850 г. было зафиксировано 1011 беглых рабов, а в 1860 г.—803.

32 Conrad E. tturriet Tubmen. N. Y., 1942; Aptheker T. Essays..., p. 125—127.


33 New York Daily Tribune, 1858, Nov. 2.

34American Press Opinion from Washington to Coolidge: Vol. 1—3/Ed. by A. Nevins.
Port Washington, 1972, vol. 1, p. 206—209, 241—242 (1st print: 1928).

35 Цит. по: Фостер У. 3. Негритянский народ в истории Америки, с. 271.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


НА ПУТИ К НЕОТВРАТИМОМУ КОНФЛИКТУ



 


Защите рабовладельческой системы были посвящены книги виргин-
ского плантатора Дж. Фитцхью «Социология для Юга, или Банкротство
свободного общества» (1854) и «Каннибалы все, или Рабы без хозяев»
(1857). В этих книгах, насквозь пронизанных белым шовинизмом и ра-
сизмом, негры изображались как существа низшего порядка, неспособ-
ные самостоятельно жить и мыслить. Идеализируя отношение плантато-
ров к рабам, он сравнивал их с отношением родителей к детям. Фитц-
хью утверждал, что «негры-рабы на Юге — счастливейшие и в некотором
смысле свободнейшие люди в мире». На Юге нет нищеты, безработицы,
т. е. тех социальных болезней, от которых страдает Север. Он уверял
читателей, что социальная и политическая система свободного общества
негуманна, неразумна и неудовлетворительна, ее следует заменить,
и призывал создать сильное правительство, которое распределило бы
государственные земли между собственниками, а безземельных и безра-
ботных закрепило на этих участках в качестве пожизненных арендато-
ров.

Более того, для защиты рабовладения Фитцхью использовал доволь-
но популярные в то время социальные теории, особенно Фурье, совер-
шенно искажая их смысл. Он даже заявлял, будто рабовладельческая
плантация — готовая ячейка социализма. «Южная ферма представляет
собой нечто вроде акционерного общества с объединенной ответственно-
стью, или социальной общины, куда хозяин вкладывает капитал и зна-
ния, а рабы — свой труд, причем доходы делятся не в соответствии с
вкладом каждого, а в соответствии с потребностями и нуждами отдель-
ных личностей» 36.

Идеология защитников рабовладения нашла распространение не толь-
ко на Юге, но и в свободных штатах. «Существует большая группа га-
зет и столько же политиканов на Севере, которые открыто признают
себя подлинными выразителями южного общественного мнения и прин-
ципов „особого института"» 37. Это объяснялось наличием тесных деловых
связей между буржуазией Севера и плантаторами Юга. Один нью-йорк-
ский купец цинично заявил аболиционисту С. Мею: «...мы не дураки,
чтобы не знать, что рабство — величайшее зло и величайшая несправед-
ливость... Но большая часть собственности южан инвестируется в
него, и бизнес Севера так же хорошо, как и Юга, приспособлен к
нему... Мы не можем позволить вам и вашим помощникам пытаться
уничтожить рабство. Для нас это дело не принципа, а необходимости» 38.

Противники рабства стремились показать преимущества свободного
труда над рабским, убедить плантаторов в необходимости отмены «осо-
бого института». Не случайно поэтому противники рабства придавали
большое значение книге X. Хелпера «Неминуемый кризис Юга», вышед-
шей в 1857 г. Около восьми месяцев потребовалось автору, чтобы найти
издателя, который согласился бы выпустить книгу, содержащую уничто-
жающую критику рабовладельческой системы. Произведение Хелпера яв-
лялось острым аболиционистским документом, требующим освобождения
рабов без какой-либо компенсации плантаторам.


Особое внимание уделялось положению так называемых белых бед-
няков. Мелкие хозяйства Юга не могли конкурировать с крупными рабо-
владельческими плантациями и неизбежно разорялись. Большая часть
фермеров, насчитывавших вместе с семьями 6 млн. человек, преврати-
лась в белых бедняков, над которыми, как и над рабами, безраздельно
господствовала рабовладельческая элита. «Как правило,— писал Хел-
пер,— к белым беднякам относятся с меньшим уважением, чем к нег-
рам, и хотя положение последних настолько ужасно, что не поддается
описанию; положение подавляющего большинства первых неизмеримо
хуже... Нищета, невежество, суеверие — вот главные черты тех белых
бедняков, которые не владеют рабами. Многие из них достигают зрелого
возраста и проходят свой жизненный путь, никогда не имея и 5 долла-
ров в кармане» 39.

Книга Хелпера получила самое широкое признание. На Севере было
продано около 3 млн. экземпляров. Несколько тысяч отправили на Юг.
Но плантаторы понимали, какое сильное оружие в руках их врагов
представляла эта книга. «Рабовладельцы грозят линчевать любого, кто
отважится распространять книгу Хелпера среди белых бедняков»,—
отмечали современники. Все экземпляры, обнаруженные отрядами по ох-
ране порядка на Юге, немедленно сжигались 40.

Идеологи рабства сразу же попытались" опровергнуть точку зрения
Хелпера. На Юге появился ряд сочинений под красноречивыми заго-
ловками: «Обзор и опровержение „Неминуемого кризиса" X. Хелпера»
(Дж. Биб); «Анатомированный „Неминуемый кризис" Хелпера»
(С. Вольф); «Южное богатство и северные доходы» (Т. Кеттел). Но оп-
ровергнуть выводы Хелпера и помешать распространению его книги не
удалось. «Книга везде встречена с энтузиазмом противниками рабства,—
писала 26 декабря 1859 г. „Нью-Йорк дейли трибюн".— Мы радуемся это-
му в уверенности, что нынешнее столетие будет свидетелем смерти не-
гритянского рабства».

Видную роль в идейной борьбе против рабства сыграл Р. Хилдрет.
В 1852 г. выходит его роман «Белый раб, или Записки беглеца», пред-
ставлявший энциклопедию американской жизни. Автор отстаивал необхо-
димость революционной борьбы против рабства. Он первым в американ-
ской литературе создал образ негра-бунтаря. Его несомненной заслу-
гой являлась критика общественного строя США, показывавшая, что в
стране нет никаких реальных свобод: ни печати, ни слова, ни личной
свободы белых граждан. Хилдрет осуждал также и христианство как
религию, покровительствующую рабовладельцам. «Будет ли Америка тем,
чем мечтали сделать свою страну отцы-основатели ее независимости —
подлинной демократией, основанной на утверждении прав человека?
Или ей суждено выродиться в несчастную республику... возглавляемую
кучкой рабовладельцев-линчевателей, для которых не существует иного
закона, кроме собственной прихоти и произвола?» 41

Такой вопрос волновал не только писателя, но и все американское
общество. Книга была переведена на многие иностранные языки и зани-


 


36 Ante-Bellum. Writings of G. Fitzhugh and H. R. Helper on Slavery/Ed. by H. Wish.
N. Y., 1960, p. 71.

37 New York Daily Tribune, 1852, July 5.

38 May S. G. Some Recollections of Our Antislavery Conflict. N. Y., 1968, p. 127—128
(1st print: 1869).


39 Helper И. R. The Impending Crisis of the South: How to Meet It. Cambridge, 1968,
p. 381 (1st print,: 1857).

40 New York Daily Tribune, 1859, Aug. 18.

41 Хилдрет Р. Указ. соч., с. 420. Роман являлся переработкой вышедшей в 1836 г. кни-
ги «Раб, или Воспоминания Арчи Мура».



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


НА ПУТИ К НЕОТВРАТИМОМУ КОНФЛИКТУ



 


       
   
 

мала второе место после «Хижи-
ны дяди Тома» по своей популяр-
ности.

В 1854 г. выходит второе из-
дание памфлета Хилдрета «Дес-
потизм в Америке», представляв-
шего собой полемику с книгой
А. де Токвиля «О демократии в
Америке». Центральной идеей
памфлета была мысль о несовме-
стимости рабства и демократии.
Деспотизм южной олигархии про-
тивостоит северной демократии,
борьба между ними неизбежна,
и она неминуемо приведет к уни-
чтожению рабства — такой вывод
делал автор42. По словам аболи-
циониста У. Филлипса, памфлет
Хилдрета может быть «отнесен к
выдающимся политическим про-
изведениям разоблачающего харак-
тера» 43.

ФРЕДЕРИК ДУГЛАС

Значительную роль в пропаган-
де антирабовладельческих идей

играла прогрессивная печать. Это прежде всего знаменитая «Либерейтор»
У. Л. Гаррисона в Бостоне. 7 января 1847 г. в Вашингтоне вышел пер-
вый номер газеты «Нэшнл ира», которая активно выступала за свобод-
ную землю, свободного человека, свободный труд и свободную тор-
говлю 44. Важную роль в антирабовладельческой борьбе играли из-
дания Ф. Дугласа, бывшего беглого раба, ставшего одной из самых
значительных фигур в истории аболиционизма, выдающимся оратором,
блестящим публицистом и редактором, вождем негритянского народа.
В 1847 г. он выпустил первый номер газеты «Норт стар» («Северная
звезда»). Впоследствии она была преобразована в «Фредерик Дуглас
пейпер» с эпиграфом: «Все права для всех» 45.

Особо следует отметить роль газеты «Нью-Йорк дейли трибюн»,
имевшей в 50-е годы общий тираж 300 тыс. экземпляров и являвшейся,
по словам К. Маркса, наиболее влиятельной, ведущей американской га-
зетой 46. Исследователь истории американской журналистики У. Блей-
ер отмечал, что в период критического десятилетия с 1850 по 1860 г.
«Трибюн» становится последовательным и стойким защитником антира-
бовладельческих идей. «Никогда в американской журналистике ни один
редактор и ни одна газета не имели такого влияния в стране, как из-
датель Грили и его газета в это время» 47.

42 Hildreth R. Despotism in America. Boston, 1854, p. 302.

43 Цит. по: Emerson D. E. R. Hildreth. Baltimore, 1946, p. 85

44 National Era, 1847, Jan. 7.

45 Захарова М. Н. Народное движение в США против рабства, с. 113, 119.

46 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 30, с. 387, 414, 425.

47 Bleyer W. G. Main Currents in the History of American Journalism. Boston, 1927,
p. 228.


5 августа 1852 г. «Трибюн» писала: «Мы рассматриваем рабство как
величайшее моральное и социальное зло, как главный источник праздно-
сти, грязи и порока всюду, где оно существует... Мы настаиваем на том,
что оно является величайшей несправедливостью и что ни один человек
не имеет права использовать другого как свое движимое имущество или
продавать другого человека для своей собственной выгоды». Газета пуб-
ликовала многочисленные факты жестокого обращения с рабами, причем
приводились в основном сообщения из южных газет. В 1854 г. появляет-
ся специальная рубрика «Факты рабства», в которой печатались письма
и корреспонденции с Юга. Многие редакционные статьи выходили под
заголовками «Правление террора».

Законы Юга дополнялись, как известно, законом Линча, т. е. рас-
правой без суда и следствия. Одним из способов поддержания системы
террора и насилий было создание патрульных отрядов и «комитетов на-
блюдения». На Юге была создана террористическая полувоенная органи-
зация «Рыцари золотого креста», которая поставила своей целью бороть-
ся за присоединение к США Мексики и других стран Латинской Аме-
рики.

Приведение подобных фактов, несомненно, способствовало усилению
антирабовладельческих настроений в стране. Знакомясь с описаниями
преступлений рабовладельцев, читатель должен был прийти к выводу,
что рабовладельческая система в Америке является самой жестокой из
всех когда-либо существовавших тираний. Причем рабовладельческий
террор угрожал не только рабам, но и белым южанам. Для расправы с
ними было достаточно одного подозрения в симпатиях к аболициони-
стам.

В ответ на усиление антирабовладельческой агитации плантаторы
требовали ограничений свободы слова и печати, призывали конгресс из-
дать закон, запрещавший обсуждать вопрос о рабстве.

Как на Севере, так и на Юге велась травля аболиционистов в печа-
ти. Например, «Нью-Йорк геральд» писала: «Кто дал право этим рели-
гиозным маньякам собираться в нашем торговом городе с намерениями,
осуществление которых привело бы его к разорению и положило бы ко-
нец его процветанию? Наш вывод, продиктованный благоразумием и
патриотизмом, гласит; эти собрания опасны и заведомо злонамеренны как
по своему характеру, так и по целям... Недопустимо, чтобы кучка одер-
жимых присваивала себе право формировать общественное мнение» 48.

Продолжали раздаваться угрозы физической расправы, часто приво-
дившиеся в исполнение. В Джорджии за голову У. Л. Гаррисона была
обещана награда в 5 тыс. долл. Губернатор Алабамы требовал у нью-
йоркского губернатора выдачи Т. Уильямса, сотрудника «Эмансипейтор».
В Луизиане предлагалось вознаграждение в 50 тыс. талеров за поимку
Артура Таппана, видного нью-йоркского аболициониста. Расправа на
Юге с аболиционистами была быстрой и беспощадной. Но и на Севере
банды громил, нанятые богатыми купцами и судовладельцами, часто
устраивали нападения на аболиционистские собрания, покушения на
жизнь отдельных аболиционистов.

После принятия билля Канзас — Небраска антирабовладельческое
движение в стране усилилось. «Мотивы создания билля так же подлы,

48 Цит. по: Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли: В 3-х т. М.,
1962—1963, т. 2, с. 415.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


НА ПУТИ К НЕОТВРАТИМОМУ КОНФЛИКТУ



 


как низок и отвратителен сам закон. Билль является низким мошенниче-
ством и актом политического бесчестия, самым чудовищным преступле-
нием, отъявленным бесстыдством и наглостью»,— писала «Трибюн»
26 мая 1854 г.

Митинги, демонстрации протеста, многочисленные петиции в конгресс
стали на Севере обычным явлением. Нередко их участники вздергивали
на виселице изображение С. Дугласа. Дуглас говорил, что мог бы путе-
шествовать по стране ночью, как днзм, настолько светло было от кост-
ров, на которых сжигались его изображения. Страна, но определению сов-
ременников, оказалась на грани гражданской войны.







Date: 2015-07-10; view: 442; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию