Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Образование Соединенных штатов 9 page
I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
РАЗВИТИЕ КОЛОНИЙ И ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
беспримерных демократических свобод, сохранение которых и явилось якобы целью революции.
Один из основных аргументов «неоконсерваторов» заключается в том, что такие органы политической власти в колониях, как низшие палаты законодательных ассамблей, уже накануне революции якобы представля- ли собой демократические учреждения, и задача заключалась лишь в том, чтобы отстоять их свободу. Американский историк Дж. П. Грин утверждал даже, что эта задача была одной из основных в революции15. Однако и этот тезис не выдерживает критики. Мейн доказал, что подавляющее большинство депутатов законодательных собраний были представителями имущих классов, составлявших лишь 10% населения16. Ассамблеям та- ких колоний, как Нью-Йорк и Нью-Джерси, Мэриленд и Виргиния, Се- верная и Южная Каролины, а также Нью-Гэмпшир, был свойственен олигархический характер 17. Дж. Лэмиш справедливо отмечал, что даже при наличии права голоса колонистам в большинстве случаев была за- крыта дорога к участию в управлении и административным должностям. Так же верно и то, что некоторая демократизация низших палат зако- нодательных ассамблей к середине XVIII в. не означала установления народного правления. Не случайно между народом и законодательными ассамблеями происходили постоянные столкновения по вопросу о граж- данских правах 18.
Вопреки утверждению «неоконсерваторов», задача революции заключа- лась именно в том, чтобы демократизировать законодательные органы власти. И, если говорить о политических предпосылках революции, эта задача принадлежала к числу наиболее важных, хотя ее реализация и была возможной, естественно, лишь в рамках буржуазной демократии.
Если сравнивать американское общество второй половины XVIII в. с западноевропейским, то, несомненно, оно было менее стратифицирован- ным. По сравнению со странами Западной Европы в колониях разграни- чение классов и социальных групп было менее определенным, и можно говорить о значительно большей «мобильности» американского общества. Однако, несмотря на особенности исторического развития Нового Света, трудно согласиться с тезисом «неоконсерваторов», утверждающих, что революционные преобразования в Америке были бесконфликтным про- цессом и будто Американская революция была бесклассовой войной за свободу. Факты говорят о другом. В Америке существовало социальное неравенство, и оно усиливалось. Классовое расслоение и противоречия колониального общества, хотя и менее выраженные, чем в Европе, яви- лись важнейшим условием возникновения революционной ситуации. Это видно на примере развития трех крупнейших колониальных горо- дов — Бостона, Филадельфии и Нью-Йорка, где процесс классовой диф- ференциации привел к росту социального протеста низов.
15 Green J. P. The Role of the Lower Houses of Assembly in XVII Century Politics.— Journal of Southern History, 1961, vol. 27, p. 474.
16 Main J. T. Government by the People. The American Revolution and the Democrati- zation of the Legislatures.— William and Mary Quarterly, 3rd Ser., 1966, vol. 23, p. 393; Idem. The Sovereign States, 1775—1783. N. Y., 1973, ch. 4.
17 Main J. T. Government by the People, p. 397—405.
18 Lemisch J. The American Revolution Seen from the Bottom up.— In: Towards a New Past: Dissenting Essays in American History / Ed. by B. J. Bernstein. N. Y., 1968, p. 9.
Известный американский исследователь ранней истории Г. Нэш отме- чал, что «растущий классовый антагонизм и политическая сознательность наряду с экономическими переменами были отличительной чертой жизни городов к концу колониального периода» 19. Исследования других амери- канских историков показали, что аналогичные процессы протекали и в сельской местности, где также усилилось имущественное неравенство и обострился классовый конфликт. Касаясь положения американского об- щества в целом накануне революции, А. Янг, составитель и редактор одного из самых серьезных на эту тему коллективных трудов, а также автор послесловия к нему, отмечал, что факты убедительно доказывают существование накануне революции «общества, в котором классовые различия, классовое сознание и классовый антагонизм имели важное зна- чение» 20.
Марксистская наука рассматривает Американскую революцию как ре- волюцию, в которой борьба за освобождение от колониальной зависимо- сти тесно переплеталась с внутренней революционной борьбой за эконо- мические и политические пробразования. Американская революция ока- залась неразрывно связанной с процессом формирования новой нации во всех его многообразных проявлениях, как материальных, так и идей- ных. Поэтому, говоря о предпосылках революции, необходимо подчерк- нуть такой важный фактор, как подъем национального самосознания. Это был процесс, в ходе которого складывались новые идеология и культура.
Как и в сфере экономики, где развитие осложнялось пережитками старого, в области идеологии новые, передовые идеи пробивали себе путь в борьбе с отжившими, реакционными теориями. Вплоть до начала XVIII в. в колониальной культуре господствовали клерикалы, насаждав- шие нравственно-религиозный фанатизм. Это сковывало формирование общественной мысли и развитие общей культуры.
С середины XVIII в. в развитии культуры и общественной мысли колоний происходят серьезные перемены, которые были прямым следст- вием роста среднего сословия и формирования национальной буржуа- зии21. Широкое распространение получили идеи буржуазного просвети- тельства, успешно развивались светское образование, наука, литература и искусство. Если в начале XVIII в. в колониях было только три кол- леджа, то к середине столетия появились еще шесть 22. Обучались в этих колледжах не только жители колонии, в которой находился колледж, но и соседних и даже далеко отстоящих колоний. Влияние церкви на обуче- ние в колледжах к этому времени заметно ослабло. В отличие от Евро- пы, где борьба с духовенством была осложнена тем, что оно являлось крупнейшим землевладельцем и занимало прочные экономические пози- ции, в североамериканских колониях Англии духовенство этими позиция- ми, не располагало. К тому же церковь была раздроблена на многочис- ленные враждующие секты, и это облегчало борьбу с ней.
19 The American Revolution. Explorations in the History of American Radicalism/Ed.
by A. F. Young. DcKalb, 1976, p; 30. 20 Young A. F. Afterword.— Ibid., p. 449.
21 Туганова О. Э. Формирование национальной культуры США.— Вопр. истории, 1977, № 4, с. 63-66.
22 Wright L. The Cultural Life of the American Colonies. N. Y., 1957, p. 116—124.
I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
РАЗВИТИЕ КОЛОНИЙ И ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Буржуазное просветительство, будучи идеологией нарождавшегося ка- питализма, имело для того времени прогрессивное значение. Середина и вторая половина XVIII в. характеризовались широким распространением грамотности, печатной продукции и библиотек. Быстро развивалось ти- пографское дело; в Бостоне, Филадельфии и Нью-Йорке появились де- сятки книжных магазинов. В 1754 г. в Нью-Йорке открылась первая публичная библиотека, а через несколько лет в колониях существовала уже целая сеть библиотек, служивших важными центрами просвещения.
Немалую общественно-просветительскую роль сыграла журналистика. Привозимые из Англии и печатавшиеся в самих колониях различного рода альманахи, а также газеты и журналы оказали сильное влияние на развитие образованности и рост общественно-политического сознания. В 1765 г. в колониях издавались 43 газеты. Большинство из них печата- лось в северных и центральных колониях, где уровень образованности среди массы населения и интерес к политическим новостям был отно- сительно более высоким, чем на Юге 23
Первыми очагами культурного развития в Америке являлись Вирги- ния и Новая Англия. Однако в силу различных социально-экономических и общественно-политических условий культурное развитие этих колоний пошло разными путями. В Виргинии, как и вообще на Юге, где преобла- дали олигархические порядки, культурные ценности становились достоя- нием сравнительно узкого круга лиц из состава имущей элиты, причем культура была в значительной степени «импортированной», привезенной из метрополии. Иначе протекала культурная эволюция в Новой Англии с ее сильно выраженными чертами общинной жизни, что давало сильный импульс формированию самобытных национальных традиций. Американ- ское просвещение неразрывно связано с именами таких блестящих уче- ных и мыслителей, как Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон, ко- торым предстояло сыграть выдающуюся роль в борьбе колоний за неза- висимость.
Сын небогатого ремесленника, Франклин в юности работал в типогра- фии. В «Автобиографии» он писал: «...по происхождению я не был ни богат, ни знатен, и первые годы моей жизни прошли в бедности и без- вестности» 24. В сравнительно еще молодом возрасте Франклин просла- вился на весь мир опытами в области электричества и изобретением гро- моотвода. Его исследования о природе молний нанесли удар по религиоз- ным представлениям. Ученый широкого диапазона и вместе с тем выдающийся общественный деятель, Франклин стремился соединить свои теоретические изыскания с практикой, с конкретными задачами общест- венной жизни. Он выступил против распространенного в американских колониях религиозного фанатизма и пропагандировал научное естество- знание. Он критиковал церковь с позиции прогрессивного для того време- ни умеренного философского течения — деизма, которое, хотя и не отри- цало существования бога, содержало в себе черты атеизма.
Франклин отмечал в «Автобиографии», что, воспитанный в строгих религиозных правилах, он все же решил не посещать публичные собра- ния своей религиозной общины, «сделав воскресенье днем занятий». Объясняя подобное решение, Франклин писал, что цель богослужений
23 Туганова О. Э. Указ. соч., с. 67; Atlas of Early American History, p. 34—35.
24 Франклин В. Избр. произведения. М., 1956, с. 418.
БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН
скорее состояла в том, чтоб сделать нас пресвитарианами, чем в том, чтобы сделать нас хорошими гражданами» 25. Как видно, быть хорошим
гражданином американский просветитель считал важнее, чем соблюдать
религиозные догматы.
Наряду с естественными науками и Философией Франклин занимался политической экономии и истории. И в этих областях он выступал как передовой учёный и общественный деятель. Франклин идеализировал буржуазные отношения, рассматривая прибыль, получаемую купцами
25 Там же, с. 480, 481.
I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
РАЗВИТИЕ КОЛОНИЙ И ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
и промышленниками, как справедливое вознаграждение за вложенный ка- питал. Однако в области экономической науки Франклин высказал гени- альные догадки, в частности в отношении природы стоимости, которую он считал необходимым измерять количеством затраченного труда. Впо- следствии это положение Франклина получило высокую оценку Маркса26.
Перу американского ученого принадлежал и ряд исторических сочи- нений, в которых он с позиций буржуазного демократизма выступал про- тив тех, кто интересовался лишь «великими» — историей войн и полко- водцев, а не историей «мельчайших существ» — простых поселенцев Аме- рики 27. Много и настойчиво Франклин занимался пропагандой идей просвещения.
Приверженность идеям просвещения у Франклина сочеталась с не- приятием системы рабовладения. Он доказывал, что труд раба неэффек- тивен и что его использование требует значительно больших капитало- вложений, чем использование труда наемного рабочего28. Наконец, важно подчеркнуть, что Франклин явился одним из пионеров освободитель- ного движения. Он показал себя сторонником объединения колоний и
расширения их прав29.
Как и передовые мыслители Западной Европы, Франклин возражал против обложения налогами без согласия представителей колоний. Это- было требование подымающейся буржуазии, направленное на защиту бур- жуазной свободы и собственности. В дальнейшем, с началом освободи- тельного движения в колониях, вопрос о налогах занял одно из централь- ных мест в конфликте с Англией, и выдвинутый тогда колонистами лозунг «Никаких налогов без представительства» по существу уже со- держался в проекте Франклина. Он писал, что «союз колоний абсолютно- необходим для их сохранения... для их взаимной защиты и безопасности и для расширения британских поселений в Северной Америке» 30.
Франклин предусматривал усиление самостоятельности колоний, но исходил из того, что они остаются в составе Британской империи. Толь- ко позднее, с развитием революционного движения, Франклин изменил точку зрения и стал сторонником полного отделения от Англии и провоз- глашения независимости. Но даже тогда, в ранние годы, его взгляды отражали рост национального самосознания. 21 сентября 1765 г. фила- дельфийская газета «Конститюшнл курант» поместила рисунок Франкли- на, который считается первой американской политической карикатурой: разрубленная на 14 частей змея с названием колонии под каждой частью и общая подпись «Объединимся или умрем». На протяжении всей жизни Франклин последовательно выступал за сплочение колоний в единый союз.
Выразителем национального самосознания американского народа был и Томас Джефферсон, выходец из среды земельной аристократии. Раз- носторонне образованный человек, Джефферсон, как и Франклин, много
26 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 60, примеч. 17а.
27 Франклин В. Избр. произведения, с. 104, 105.
28 Там же, с, 37—38.
29 Documents of American History: Vol. 1, 2/Ed. by H. S. Commager. Enslewood Cliffs (N. J.), 1973, vol. 1, p. 43-45.
30 Цит. по: Белявская И. А. Франклин — деятель национально-освободительного дви- жения американского народа.— Вопр. истории, 1956, № 10, с. 33. Подробнее о жиз- ни и деятельности Б. Франклина см.: Радовский М. И. Вениамин Франклин, 1706— 1790. М.; Л., 1965; Иванов Р. Ф. Франклин. М., 1972.
сделал для пропаганды идей просвещения. Идеалом Джефферсона была республика мелких земельных собственников. Тружеников земли он назы- вал «избранным богом народом». Джефферсон приветствовал революции, которые сравнивал с кризисом, переживаемым человеком во время болез- ни, и считал необходимым их периодическое повторение 3i. Он примыкал к левому, революционному крылу просветительства, выражал интересы фермерства и демократически настроенной части буржуазии.
Подобно Франклину, Джефферсон испытал сильное влияние француз- ских и английских просветителей 32. В произведениях этих деятелей, как и многих других американских писателей и публицистов того времени, можно без труда обнаружить влияние Руссо, Монтескье, Кондорсе, Воль- тера, Бэкона, Локка, Гаррингтона, Мильтона и др. Особенно импонирова- ла буржуазии североамериканских колоний философия Джона Локка с его доктриной естественного права на жизнь, свободу и собственность. Философия Локка, с одной стороны, развивала и обосновывала идею пра- ва на революцию, а с другой — пропагандировала классовый компро- мисс 33. Выдержки из сочинений Локка, равно как и других прогрессив- ных философов того времени, популяризировались в альманахах и пам- флетах и даже приводились в проповедях пасторов, когда затрагивались политические вопросы.
Подводя итоги состояния американской культуры к началу освободи- тельного движения, необходимо подчеркнуть, что она уже имела собст- венное, четко выраженное лицо, но ее уровень все еще находился на не- высокой ступени. Это определялось трудными условиями материальной жизни колонистов и пестротой компонентов, из которых складывалась культурная жизнь нарождавшейся американской нации. Практически развитие культуры в каждой колонии шло своим путем. Только спустя несколько десятилетий в Америке сложилась единая национальная куль- тура, хотя и по сей день сохраняются региональные особенности34. На- кануне освободительного движения против Англии в колониях уже явст- венно проступали черты самобытной культуры, причем ее фундаментом служила европейская и прежде всего английская культура. В этом нет ничего удивительного, ибо большинство колонистов были выходцами из Англии.
Как уже отмечалось, поселенцы при освоении почти девственного кон- тинента отдавали этой нелегкой работе все силы. Это обстоятельство бла- гоприятствовало «импорту» европейской культуры. С другой стороны, особенности трудовой жизни и всего жизненного уклада за океаном поро- ждали самобытные черты и явления, что привело, в частности, к разви- тию художественной народной культуры — в мастерстве изустного рас- сказа, народных песнях и произведениях ремесленников.
Важным компонентом новой культуры явились заимствования из древней культуры аборигенов континента — индейцев, а также ввезен- ных в Америку африканских невольников. Г. Аптекер отмечал, что нали-
31 Захарова М. Н. О генезисе идей Томаса Джефферсона.— Вопр. истории, 1948, № 3, С. 45, 49. Подробное описание жизни и деятельности, а также характеристика об- щественно-политических взглядов Т. Джефферсона даны в кн.: Севастьянов Г. Н., Уткин А. И. Томас Джефферсон. М., 1976.
32 Согрин В. В. Идейные течения в Американской революции XVIII века. М., 1980, с. 95, 135.
33 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 37, с. 419.
34 Туганова О. Э. Указ. соч.. с. 62.
I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
чие и деятельность населения африканского и индейского происхождения оказали весьма значительное влияние на все развитие Америки35. Ин- дейские слова и названия перешли в словесный обиход поселенцев. В американском фольклоре можно наблюдать заимствования из мифологии индейцев, а индейская тема стала одной из классических тем националь- ной литературы американцев. Что же касается негров, то они внесли значительный вклад в развитие художественных ремесел, а также оказали сильное воздействие на поэзию и музыкальное творчество 36.
Формирование национальной культуры и развитие просвещения в Америке носили сложный и многообразный характер. Следует еще раз подчеркнуть, что решающее значение в этом процессе имели условия ма- териальной жизни колонистов, под воздействием которых определялись степень и характер влияния английской культуры, складывались черты и особенности новой американской культуры. «...Было неизбежно,— от- мечал американский историк,— что культурные течения из Англии, уда- ряясь об американский берег, должны были подвергаться глубоким пере- менам, и это отражалось различным образом в каждой сфере (культу- ры.— Авт.) в зависимости от того, каким был берег» 37.
Наконец, остается сказать, что, хотя население колоний по националь- ному составу было далеко не однородным и наряду с англичанами, пред- ставлявшими лишь около 2/з поселенцев, были французы, немцы, гол- ландцы, испанцы и др., основная масса колонистов пользовалась англий- ским языком. Язык этот успел приобрести здесь некоторые особенности как вследствие определенного выговора, отличавшегося от английского, так и вследствие появления новых слов, заимствованных из языков дру- гих иммигрантов, а также индейцев. «Вы говорите не по-английски и не по-шотландски,— заявлял англичанин одному из приезжих американ- цев,— ваш язык отличается от того и от другого, и я заключаю, что этот язык американский» 38.
Таким образом, к середине XVIII в. в североамериканских колониях Англии налицо были признаки складывания новой нации. В разных ко- лониях по-разному сказывалось влияние просвещения на развитие куль- туры и на ход социально-экономической жизни и общественно-политиче- ских отношений. Бесспорно, однако, что повсюду к началу освободитель- ного движения был достигнут значительный прогресс, выявилась определенная общность в развитии культуры и просвещения, что наряду с прочими факторами являлось важной предпосылкой буржуазной ре- волюции.
Многие современники, наблюдая за развитием американских колоний, начинали понимать, что разрыв колоний с метрополией неминуем. Анг- лийский писатель Оливер Голдсмит в 1762 г. писал, что колонии пережи- вают бурный рост и что, таким образом, «разрушается» их зависимость от Англии. А французский путешественник, посетивший Америку в 1765 г., отмечал, что «эта страна не может быть долго подчинена Ве- ликобритании, как и любой другой находящейся на расстоянии державе...
35 Аптекер Г. Колониальная эра. М., 1961, с. 22.
36 Народы Америки: В 2-х т./Под ред. А. В. Ефимова, С. А. Токарева. М., 1959, т. 1, с. 90.
37 Wertenbaker Th. J. The Golden Age of Colonial Culture. Ithaca, 1961, p. 151.
38 Цит. по: Аптекер Г. Колониальная эра, с. 176. См. также: Шлепаков А. Н. США: социальная структура общества и его национальный состав. Киев, 1976, с. 71—74.
I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
РАЗВИТИЕ КОЛОНИЙ И ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Ее размеры так велики, ежегодный прирост населения так значителен, и она имеет такое количество всего необходимого для ее собственной обо- роны, что ни одна нация никому не кажется более подготовленной к не- зависимости» 39.
2. КАМПАНИЯ ПРОТИВ НАЛОГОВ И БОЙКОТ БРИТАНСКИХ ТОВАРОВ
Освободительное движение в колониях поднялось вскоре после окон- чания Семилетней войны 1756—1763 гг. Вытеснив в результате войны из Канады своих главных соперников — французов, англичане попыта- лись ввести более строгий режим в своих североамериканских колониях. Эта попытка вызвала решительный отпор со стороны американцев. Началась массовая кампания протеста, непосредственным поводом к ко- торой явилось принятие британским парламентом 22 марта 1765 г. зако- на о гербовом сборе. Согласно этому закону налогами облагались все печатные издания и юридические документы: брачные контракты, тор- говые соглашения, бумаги о наследстве, разного рода официальная доку- ментация 40.
Законодательная ассамблея Виргинии первой специально обсуждала вопрос о гербовом сборе. В составе виргинских законодателей сформиро- валась группа молодых депутатов, оппозиционно настроенных по отно- шению к господствовавшей верхушке богатых плантаторов. Среди депу- татов выделялся только что избранный в состав ассамблеи 29-летний Патрик Генри, уже хорошо известный в Виргинии адвокат, с чьим име- нем был связан громкий процесс 1761 г., на котором он выступил про- тив дискриминационных мер английского правительства по так называе- мому «делу Парсона». Генри представлял интересы джентри — мелко- поместных землевладельцев глубинных, внутренних районов колонии, недовольных засильем богатой верхушки Атлантического побережья. Он был блестящим оратором. Его манера выступлений в высшей степени импонировала большинству таких же, как он, джентри — депутатов вир- гинской ассамблеи. В этом, по словам американского исследователя Р. Изака, заключался «секрет популярности П. Генри» 41.
29 мая 1765 г. Генри внес на рассмотрение виргинской, ассамблеи резолюцию, смысл которой заключался в том, что только сами виргинцы могут вводить новые налоги и что решение английского парламента о гербовом сборе является незаконным42. Защищая свое предложение, Генри сказал: «Тарквиний и Цезарь каждый имели своего Брута, а Карл I — Кромвеля, Георг III...» — в этом месте оратор сделал драма- тическую паузу. В тот же момент раздался крик: «Измена, измена!» Генри невозмутимо продолжал: «Георгу III следовало бы из этого извлечь урок»43.
39 Цит. по: Аптекер Г. Колониальная эра, с. 166.
40 Parliamentary History of England from the Earliest Period to the Year 1803: Vol. 1— 36 / Ed. by E. Cobbet. L., 1806—1820, vol. 16, col. 40.
41 Isaak R. Preachers and Patriots: Popular Culture and the Revolution in Virginia.— In: The American Revolution, p. 152—153.
42 Henry W. W. Patrick Henry: Life, Correspondence and Speeches: Vol. 1—3. L.; N. Y., 1891, vol. 1, p. 80—82.
43 Ibid., p. 86—87.
Выступление Генри произвело большое впечатление. Будущий автор Декларации независимости, тогда 22-летний Томас Джефферсон, слушал эту речь и был потрясен ораторским искусством П. Генри. «Я стоял у входа в зал заседаний,— вспоминал впоследствии Джефферсон,— и слушал блестящее выступление г-на Генри, который отличался талантом популярного оратора. Он действительно обладал этим талантом в огром- ной степени. Другого такого оратора мне больше не приходилось слы- шать. Мне показалось, что он говорит так, как писал Гомер» 44.
Тем не менее предложенная П. Генри резолюция против введения гербового сбора встретила резкую оппозицию консервативных делегатов виргинской ассамблеи. Она была принята на следующий день, 30 мая 1765 г., лишь незначительным большинством голосов и в урезанном виде: был опущен раздел о том, что Англия не имеет права облагать колонии налогами45.
Даже урезанное решение виргинской ассамблеи было важным шагом в развитии антибританского движения. «Резолюция виргинской ассамб- леи,— писал главнокомандующий британскими силами в Америке гене- рал Гейдж,—...послужила сигналом к всеобщему протесту на континен- те...» 46 Ни одна другая законодательная ассамблея не приняла резолю- ции, подобной виргинской. Но, как отмечал генерал Гейдж, остальные колонии «аплодировали» виргинцам «как защитникам и ревнителям аме- риканской свободы», одобряя их поступок в речах и публичных выступ- лениях. В колониях началась кампания против закона о гербовом сборе с целью не допустить его «исполнения». Кампания приняла настолько крутой характер, что генерал Гейдж уже предвидел, что она «может привести к отмене закона» 47.
Несколько дней спустя после принятия виргинской резолюции зако- нодательная ассамблея Массачусетса предложила созвать межколониаль- ный конгресс для обсуждения положения. Она избрала делегатов на этот конгресс и отправила приглашения другим колониям прислать своих представителей в Нью-Йорк 7 октября 1765 г.48 Из 13 колоний на кон- гресс в Нью-Йорк прибыли представители 9. Обсуждение вопроса об участии в конгрессе и выборы делегатов на конгресс происходили в острых столкновениях. Нью-Гэмпшир, Северная Каролина, Джорджия, Виргиния не были представлены, хотя и прислали сообщение о своей солидарности. Южная Каролина, Коннектикут и Нью-Йорк послали делегатов, но не дали им полномочий подписывать какие-либо докумен- ты. При обсуждении вопроса о посылке делегатов в ассамблее Пенсиль- вании решение было принято лишь большинством в один голос 49.
Разногласия обнаружились и в ходе заседаний конгресса, продолжав- шегося две недели. Большинство присутствовавших придерживались уме- ренных взглядов. Выступив против закона о гербовом сборе, они не от- вергали власти короля и парламента. Некоторые делегаты, в частности К. Гедсден из Южной Каролины, настаивали на том, чтобы, проявив
Date: 2015-07-10; view: 331; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|