Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дуванский район
Все башкирские селения возникли на вотчинной земле Сартской волости Троицкого (с 1784 г.) уезда Оренбургской губернии, затем Златоустовского (с 1866 г.) уезда Уфимской губернии. После Генерального межевания земель в Оренбургской губернии в начале XIX в. в бесспорном владении башкир-вотчинников Сартской волости находилось 26643 десятин угодий, в т.ч. пашня — 3600, сенокосные угодья — 1309, леса — 12474, степи — 9185, неудобные земли — 1046 десятин. Вся эта земля принадлежала 581 башкиру м.п. по VII ревизии 1816г.1 О происхождении сартских башкир в литературе имеется следующее. Сарты — выходцы из Средней Азии и поселены на правах служилых людей. Так называли в Башкортостане узбеков, туркменов, таджиков. Сарт-ские селения известны на территории Чишминского (д. Сарт-Хасаново на вотчине башкир Минской волости), Кармаскалинского (д. Сарт-Наурузово) районов РБ. Впоследствии все сарты, а также и калмыки, проживавшие в XVIII в. в Башкортостане, были ассимилированы башкирами. Они стали владельцами-асабами башкирских земель, образовав собственные волости (Сартская и Калмыцкая). О том, как сарты и калмыки оказались в составе башкирского этноса, писали в своих наказах в Уложенную комиссию 1767—1768 гг. башкирские депутаты Туктамыш Ишбулатов (Уфимская провинция) и Базаргул Юнаев (Исетская провинция). Из наказа Базаргула Юнаева приводим его 11-й пункт: «Между нашего тарханского и башкирского народа именуется сартами и калмыками некоторая часть, но все единаго с нами магометанского закона, которое их название произошло в древние времена; сарты, вышедшие из-за границии самопроизвольно (т.е. добровольно, по своей воле) от владении степных народов, а калмыки так же в древние времена получены были нашими башкирцами при войнах в малолетстве, которые из давних 120 Хозяйственно-статистический обзор Уфимской губернии за 1908 год. Раздел «Народное образование за 1908-1909 учебный год». 1 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. Л. 107. Карта Дуванского района лет именуются с нами единого звания башкирцами с отли-чеством, что одни произошли от сарт, а другие — от калмык, почему как землями и всеми угодьями общее владение имеем и почитаемся все башкирцами равно же в государственных службах обще и наряду обращаемся без всякого отличества и отделении от башкирцев, просим, чтоб оным сартам и калмыкам единственное уже звание иметь и именоватца башкирцами, а звание сарт и калмык оставить»2. С начала XIX в. этнонимы сарт и калмык в источниках не встречались, поскольку они стали башкирами-вотчинниками. Однако их волости (Сартская и Калмыцкая) сохранились до 1866 г., когда вместо кровнородственных волостей вводились территориальные. А теперь коротко о прошлом башкирских селений. Сразу же отметим, что все башкирские деревни Сартской волости являлись вновь отстроенными, возрожденными и восстановленными, вместо сожженных в ходе подавле- 2 Асфандияров Л. 3. Ценный источник о социально-экономической и культурной жизни башкирского общества третьей трети XVIII века // Ядкяр. Научно-гуманитарный и общественно-политический журнал АН РБ. 2000. № 3. С. 121—122. Интересующихся историей сартов и калмыков в других странах можно отослать к сборнику «Этнос и его подразделения» (Т. 1. М., 1992), в котором содержится статья И. Б. Молдобаева «Калмаки (сарт-калмаки) Киргизии» (с. 95—105). СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
ния восстания 1735—1740 гг. на старых или новых местах. Об этом свидетельствуют и косвенные факты. Имена первопоселенцев сохранились в фамилиях их сыновей до 1816 г., когда проводили VII ревизию душ. Из прежних названий деревень по опубликованным материалам известны только Сарты (впервые упоминается в 1715 г., когда ее жители — служилые тезики-таджики были припущены башкирами Мякотинской волости Сибирской дороги, приравняв их к своим владельческим правам — асабам: «владеть с нами в равенстве, опричь рыбных ловель»)3 и Аликеево (Алкеево). Старшина Сарт-ской волости Сибирской дороги (была и другая Сартская волость в Ногайской дороге, жители которой в 39 дворах во главе со старшиной Канмурзой Елкутлиным участвовали в Пугачевском движении) Аликей-мулла Каракучу-ков был жителем д. Сарты, которая с 1735 г. по имени упомянутого старшины называлась Аликеево (Алкеево). Под таким названием деревню знали и в 70-х гг. XVIII в. Затем эти названия (Сарты — Аликеево) исчезли, поэтому V ревизия 1795 г. ее не зафиксировала. Какая из существующих деревень унаследовала ее прошлое, определенно сказать сегодня невозможно. Известен по источникам и сын старшины Аликея-муллы Абдрашит Аликеев, служивший в 1775 г. старшинским помощником и живший в д. Аликеево, называвшейся одновременно Абдрашитове В 40-х гг. XVIII в. был известен и другой старшина Сартской волости Сибирской дороги. Это — Уразымбет Чириев. Его сын унаследовал должность отца. Он — Уметей Уразымбетов, пугачевец; башкиры 187 дворов в его подчинении участвовали в восстании. И последнее о сартах-башкирах. Они получили вотчинное право, об этом свидетельствует купчая от 1780 г., когда башкиры Сартской волости вместе с кущинцами продали землю по р. Зюгаза воеводе Пермской провинции А. Ф. Голубцову4. Все села были однонациональными. Краткую историю деревень начнем с д. Ариево при р. Анзяк. Первопоселенец Арый по источникам не прослеживается. Но его сыновья и внуки учтены VII ревизией 1816г.: старший сын Амин Ариев, 1776 г. (его Сафи-улла), младший Нигматулла Ариев, 1779 г. (его Мулхия и Алмашакар). Они были еще живы и в 1894 г.5 В 1795 г. в 13 дворах проживало 76 человек, в 1816 г. в 14 - 114, в 1834 г. в 30 - 188, в 1859 г. в 29 - 256, в 1870 г. в 37 - 119, в 1920 г. в 89 - 461 человек. В 1842 г. на 188 человек сеяли 53 четверти озимого и 274 четверти ярового хлеба, а также 7 четвертей, или 56 пудов картофеля6. В конце века победил трехпольный севооборот. Сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу. Практиковалось унавоживание полей. Имели по 1 молотилке и веялке. Была мельница. Разводили скот местной породы. Сена своего не хватало, поэтому покупали на базаре села Месягутово за 1 руб. воз весом в 20 пудов. Д. Абсалямово при р. Анзяк в 1795 г. состояла из 13 дворов, где учтены по 51 мужчине и женщине. В 1816 г. 3 МИБ. Т. 3. С. 223. 4 Там же. Ч. 1. С. 374, 392; Т. 3. С. 120, 223; Т. 5. С. 35, 120; 5 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 374-а. 6 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 160. См. это дело и по другим было 34 двора и 197 человек, в 1834 г. — 56 дворов и 299 человек, в 1859 г. — 54 двора и 390 человек, в 1870 г. — 73 двора и 432 человека, в 1920 г. в двух деревнях (Верхнее и Нижнее) — 76 дворов и 419 человек. С начала XX в. известны Верхнее и Нижнее Абсалямово. Обе находились при р. Анзяк, обе в 8 верстах от д. Дуван-Мечетлино. Одна из них известна с 1816 г. и называлась Ахметово (Абсалямово), состояла из 6 дворов с 30 жителями. В 1859 г. было 6 дворов и 20 человек. В 1870 г. она имела 3 двора и 11 жителей. Д. Ахметово в 1920 г. не была учтена, т.к. она официально называлась Абсалямово, но какой — Верхней или Нижней, нам неизвестно. Деревня фиксировалась как Абдусалямово, затем, как и сегодня — Абсалямово. Звали первопоселенца Абдуса-лямом Абуталиповым, 1756 года рождения; его сыновья Фаткулла (его Хабибулла, Гайнулла, Валиулла), Мухама-дияр, Зайнулла, Абдулхаким, Хуснулла. Основатель д. Ахметово был жителем д. Абсалямово. Его сын Зуль-карнай Ахметов жил в 1750—1826 гг. Его сына звали Исаем, 1776 года рождения. Его сын Саитбурхан, 1799 г.7 В 1842 г. на 313 человек в д. Абсалямово было засеяно 92 четверти озимого и 388 четвертей ярового хлеба, а также 8 четвертей картофеля. Тогда же в д. Ахметово на 36 человек сеяли 17 четвертей озимого, 66 четвертей ярового хлеба и 2 четверти картофеля. Жители Абсалямово и Ахметово всеми угодьями владели сообща. Д. Маржангулово была известна в трех волостях: Сартской, Дуванской и Кущинской. В данном случае речь идет о сартской деревне при р. Анзяк. В 1816 г. и 1834 г. зафиксированы имена сыновей Маржангула: Казыбай Марзенгулов (1740—1820; его сыновья юртовой старшина Кадырберды и Худайберды), Алкай Марзенгулов (1754— 1834; его 36-летний сын Рахимгул Алкаев). В 1795 г. в нем было 78, в 1816 г. - 130, в 1834 г. - 216, в 1859 г. - 296, в 1870 г. - 329, в 1920 г. - 613 человек. Дворов было в конце XVIII в. 12, в 1870 г. - 56, в 1920 г. - 103. На 153 человека в 1842 г. сеяли 53 четверти озимого, 274 четверти ярового и 5 четвертей картофеля. Их надельные земли «распаханы давно, но выпаханы не особенно сильно». На основе трехпольного севооборота сеяли земледельческие культуры в соответствии с климатически-природными условиями края, прежде всего с коротким вегетативным периодом их вызревания. Это — ячмень и рожь. Сеяли и овес, и полбу (вид пшеницы). В конце века в деревне было 3 молотилки и 6 веялок. Была мельница. Имели и огороды. Скот местной породы содержали для собственных потребностей, а не для продажи. Своего сена не хватало, покупали его у соседей по 1,5 руб. за воз весом в 20 пудов. Занимались и пчеловодством. Была мечеть. Д. Мулькатово (Габдулзелилово) при р. Анзяк развивалась неровно, вернее, целое столетие находилась на одном уровне. В 1795 г. в ней было 19 дворов и 108 жителей, в 1816 г. - 11 и 78, в 1834 г. - 24 и 122, в 1859 г. -10 и 128, в 1870 г. - 24 и 109. В 1920 г. зафиксировано 43 двора и 196 человек. С начала XIX в. возникла д. Габдулзелилово, смежная с Мулькатово. В 1816 г. в первой деревне было 10 дворов и 54 человека, в 1834 г. — 14 дворов и 59 жителей. В 1859 г. 7 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 374-а, 724. См. это дело и по другим деревням. ДУВАНСКИЙ РАЙОН
в стольких же домах зафиксировано 49 человек. Постепенно дело шло к слиянию деревень, что и произошло в конце века. В 1816 г. взяты на учет сыновья основателя селения: 52-летний Абдюш (сыновья Ишкузя, Ишбулды), 37-летний Валит и 36-летний Халит Мулькатовы. Что касается второго наименования деревни, то Габдулзелил нам неизвестен. Его сын Шафей Габдулзелилов жил в 1749— 1817 гг. и имел сына Хатымтая (его сын Азналы). В 1842 г. на 108 человек сеяли 50 четвертей озимого, 243 четверти ярового и 8 четвертей картофеля. В Габдул-зелилово на 72 человека было засеяно 25 четвертей озимого, 160 четвертей ярового хлеба и 2 четверти картофеля. Было две деревни Абдрашитове Д. Абдрашитово («Кубово тож») в 1816 г. состояла из 4 дворов с населением в 36 человек. Здесь проживал 80-летний Абдрашит Тямеев со своими сыновьями Габбасом, Абдулвахитом, Саитбатталом, Канзафаром. Другая д. Абдрашитово была известна в конце XVIII в., тогда там в 33 дворах проживало 204 человека (в 1816 г. было 39 дворов, где взято на учет 92 мужчины и 112 женщин). В дальнейшем известна лишь одна из них, расположенная при р. Ай и самая большая по количеству жителей и дворов. Здесь в 1770 г. побывал академик И. И. Лепехин, направляясь из д. Труб-кильдино к Симскому заводу. Он указал речку Инчину (возможно, приток р. Ай), при которой находилась д. Абдрашитово. Она известна еще тем, что здесь проживал сын первопоселенца, старшинского помощника в 1775 г. Абдрашита Алкеева из д. Абдрашитово Губайдул-ла Абдрашитов, служивший начальником 8-го башкирского кантона до конца своей жизни в 1809 г. Думается, что эта вторая деревня унаследовала историю д. Сарты (Алкеево). Во время восстания в 1835 г. в Башкортостане сомнения собравшихся в необходимости выступать против властей в д. Дуван-Мечетлино рассеял дважды разжалованный 65-летний зауряд-сотник из д. Абдрашитово башкир Валиша Аккушев: «Чего еще дожидаетесь и зачем сомневаетесь в справедливости, что нас всех крестить будут? Я сейчас прибыл из Красноуфимского уезда и сам был свидетелем, что там уже крестят мусульман и с жен наших снимают порты (т.е. штаны). Решайтесь защищать нашу веру и свободу! Возьмите пример с русских, коим по единоверчеству дела русского правительства лучше известны: они решились на все, чтобы охранить свою прежнюю независимость»8. Деревня развивалась заметно. В 1834 г. было 58 дворов и 242 человека, в 1859 г. - 48 и 310, в 1870 г. - 60 и 302, в 1920 г.-114 и 555. Жители занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством, промыслами. В 1842 г. на 276 человек сеяЛи 87 четвертей озимого, 467 четвертей ярового и 6 четвертей картофеля. Площадь пашни увеличивали за счет расчистки леса. На основе трехпольной системы земледелия сеяли рожь, ячмень, полбу, овес, гречиху, пшеницу, лен. В селении в конце XIX в. имели 2 конные молотилки, 3 веялки. У всех хозяйств были огороды. Скот 8 Давлетбаев Б. С. Большая Ока. С. 65. Более подробно о восстании 1835 г. в северо-восточном Башкортостане см. в его работах «Восстание крестьян 1835 гг.» (Башкирский край. Вып. 4) и «Из истории Дуван-Мечетлинского края» (Болыяе-устьикинское, 1993. Вып. 2). разводили для внутренних потребностей, пасли его до 9 мая по паровому полю, после — на выгоне, осенью — по жнивью и отаве (т.е. на траве, выросшей в тот же год на месте скошенной). Обходились своим сеном. Вся земля, в т.ч. и лес, не размежевана и находилась в общем пользовании дд. Маржангулово, Ариево, Халилово, Абсалямово, Мулькатово и Кисяубаево. Лес взят казной под охрану (а казенный лес еще в 30-х гг. XIX в.). Делали телеги и сани для продажи. Была мечеть. Название д. Халилово тоже позднее. И здесь отметим, что первопоселенец нам неизвестен. Но его сыновья зафиксированы VII ревизией 1816 г. 73-летний Ишназар Халилов, его сыновья Кутлуш, Исянгазы, Ильяс. Его близнец Аккужа Халилов (умер в 1831 г.) с детьми Муха-меткаримом, Нурмухаметом. 70-летний Ишкужа Халилов с сыном Фаткуллой и внуком Мухаметом. Самый младший 39-летний Утягул Халилов (умер в 1830 г.), его дети Калубак, Кулымбет9. В 1795 г. Халилово — 33-дворная деревня с 196 жителями. В 1834 г. было 40 дворов и 252 человека, в 1859 г. — 61 и 334, в 1870 г. - 53 и 282. В 1920 г. в Старохалилово было 68 домов и 331 человек. В 1859 г. в составе Халилово взята на учет д. Кисяубаево (Кискубаево) с 22 дворами и 98 жителями. Д. Кисяубаево (от антропонима, в 1816 г. здесь зафиксировано искаженное имя Кисибай Такмышев, 1755 года рождения, он и был первопоселенецем) возникла в начале XIX в. В XVIII в. деревни еще не было, поэтому нет ее в материалах 1795 г. По VII ревизии 1816 г. в д. Кисяубаево при р. Шигали, притока р. Ай, было 20 дворов и 100 человек, в 1834 г. — столько же дворов и 124 жителя. В 1870 г. в 19 дворах проживало по 49 мужчин и женщин. Халилово и Кисяубаево тогда находились от центра стана (волости) в 45 верстах. И в 1920 г. они (вторая названа Киссубаево) были в составе Дуван-Мечетлинской волости и удалены от одноименного ее центра на 12 верст. Обе при р. Ай. В самом конце XIX в. д. Кисяубаево имела второе наименование Халилово10. Это уже при существовании д. Ново-халилово, возникшей на рубеже XIX—XX вв. В 1920 г. в новой деревне было 46 дворов и 216 человек. Находилась в 15 верстах от Верхних Кигов — центра одноименной волости, которому подчинялась упомянутая дочерняя деревня. Таким образом, можно предположить, что Кисяубаево не служила непосредственной основой для вновь возникшей д. Новохалилово. Кисяубаево вошла в состав Халилово (Старохалилово) после 1926 г. Халиловцам были известны все отрасли хозяйства и отдельные промыслы. В 1842 г. в Халилово на 252 человека сеяли 11 четвертей озимого, 236 четвертей ярового хлеба, в Кисяубаево на 124 жителя — 6 и 98. Картофель до этих селений еще не дошел. Надельные земли находились в одном участке. Часть леса распахана под пашню. Она орошается pp. Ай, Шигали и Тандяк. Трехполье заставляло жителей унавоживать пашню. В конце века у частников были 1 молотилка и 2 веялки. Имели оброчные статьи: 2 мельничных места (по 6 и 12 десятин), сдаваемых в аренду на 12 лет, 2 усадебных места (1 и 0,5 деся- 9 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 345. 10 Там же. Ф. 2. Оп.1. Д. 1755 (1816 г.). СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
тины) — тоже на 12 лет. Ежегодно 30 человек уходили на заработки в Златоустовский казенный завод. Были и несуществующие сегодня дуванские деревни при р. Малый Ик Апшаново и Битиково (Битюкаево), возникшие в начале XIX в. В 1816 г. в Апшаново было 5 дворов и 24 человека, в 1859 г. — 6 и 453, в 1870 г. — 11 и 61, в 1920 г. — 27 и 172. В Битиково в 1816 г. было 5 дворов и 23 человека (среди них редкое имя Шаршай Куккушев), в 1859 г. - 3 и 15, в 1870 г. - 3 и 10. В 1920 г. деревни уже не было. Д. Апшаново показывалась на картах республики на территории Дуванского района. Обстоятельства возникновения поселка Каракулево нам неизвестны. В 1870 г. его еще не было, но в 1920 г. он показан 48-дворным с 228 жителями. Д. Кадырово Дуванского района в своих статьях краеведы путают с одноименным селением Айлинской волости, ныне Белокатайского района, точно так же, как русское село Еланыш Салаватского района, основанное в 1856 г. крестьянами с. Сикияза, с одноименной башкирской деревней Мечетлинского района гораздо позднего происхождения (ее в 1920—1925 гг. еще не было)". Башкиры д. Кадырово при р. Ай и д. Ишменево по pp. Кугушта и Ай Айлинской волости по договору 1760 г. обосновались припущенниками башкир Тырнаклинской волости. «Будучи сами вотчинниками Айлинской волости, по каким-то обстоятельствам оставив свою жалованную землю, они перешли с оной на жительство на землю смежных вотчинников Тырнаклинской волости»12. Сохранился текст договора о припуске айлинцев башкирами-тырнаклинцами. «1760 года майя... дня Уфимской округи Тырнаклинской волости вотчинники башкирцы на жалованной от великих государей земле по р. Аю изстари при дедах и отцах наших поселясь жительствуют Сибирской дороги Айлинской волости двумя деревнями Кадыровой и Ишменевой башкирцы без оброка и без всякой нам выгоды, а как ныне известно нам указом поведено, дабы на наших землях посторонние люди без позволения не жили, почему мы Тарнаклинской волости башкирцы старшие и младшие со общаго согласия означенным Айлинской волости башкирцам 30 дворам изстари заселенными ими зимовными и летними кочевыми местами жительство и владение иметь вечно позволяем из платежа оброка на каждый год по 20 коп., а когда отделяться будут от отцов сыновья и от братьев братья, коим с каждого двора в год платить оброку по 20 коп. и спору никакого не иметь; выше-писанные же зимние жилища и летние кочевья состоят в средине сих меж от устья речки Еналыша (Еланыш), которая впадает в Ай, итти вверх по течению до Еланы-шевской вершины и до Белой степи, откуда липовым колком до Мурзаларской межи (т.е. волостной) до вершины Водяной Турналы и вдоль по Турнале на Черный брод и от оного на мыс горы Айлянмы, откуда перейдя р. Ай сыртом озера Бузовча на мыс Туры, а от оного вдоль по Турне на одинокую сосну, а от оной на Нижний Черный Тал, откуда вдоль по болоту на вершину Кува- вейли, оттоль на вершину на болотах Нагушли, от оного на вершину Бурга Узанлы ж, отколь сыртом Чуматово березника на вершину, а от оной на 5 берез, от которых Инзяковой вершины краем болота Исхаковской межи верхностию сыртом на вершину ключа Тюльке Тоймака, от оного на вершину суходола, называемого Чуванлы кула и вдоль по оному суходолу до устья лога Чуванлы и до реки Ая, перейдя сей на прежде помянутое Еланышев-ское устье и во время написания сего договора, к которому находившиеся Тарнаклинской волости старшие и младшие люди руки и тамги свои приложили сего 1810 года апреля 10-го дня. Троицкой и Уфимской округ Тырнаклинской волости мы, чиновники и рядовые башкирцы, все со общаго согласия по ветхости сего договора, переписав оной на новую бумагу и приобщили к сему....Ив том договор утверждаем с приложением знающие писать рук, неумеющие — тамог и старшинских печатей с таким условием, есть ли означенных деревень Кадыровой и Ишменевой башкирцы сами своевольно с той нашей земли съехав переселятся, то оную землю им не продавать и в оброк не отдавать»13. 4 августа 1765 г. Уфимская провинциальная канцелярия утвердила договор от 1760 г., узаконив арендную плату 20 коп., которую ежегодно должны были платить кадыровцы и ишменевцы с каждого двора14. Башкиры дд. Кадырово и Ишменево навсегда обосновались на земле Тырнаклинской волости. По закону 1832 г. каждый из них получил по 30 десятин на душу м.п., как припущенники военного сословия. В то же время они претендовали и на вотчину в Айлинской волости. По их словам, они фактически владели участками айлинских земель: имели пашню, сенокосные места, лесную дачу, мельницы, бортевые деревья, даже участвовали в продаже и аренде земли государственным крестьянам села Леуза и получали кортомные деньги15. Они просили власти, чтобы и в дальнейшем «предоставили возможность воспользоваться им как нарезной землей по 30 десятин на душу в Тырнаклинской волости на праве припущен ников, так и вотчинными правами в Айлинской волости наравне с прочими владельцами той волости»16. Получили ли они на то разрешение, нам неизвестно. По легенде, основателем д. Кадырово был Кадырбирде. Родословная выглядит следующим образом: Юламан — Кадырбирде — Кулыпарип — Магади (его сыновья Таиш, Баиш, Сайфутдин, Хуснутдин, Фазлит-дин, Мухаметгали, Исламгали). По VII—VIII ревизиям Кадырбирде не прослеживается, но в них фигурируют Баймухамет Магадеев сын Кулыпарипов, сыновья Магади: Мухаметгали (указной мулла), Таиш, Фазыл, Хуснутдин, Сайфутдин, Хузей. Но самое главное, в 1859 г. был учтен ревизией 81 года сын первопоселенца Утяу Кадыров (с 1768 г.)17. В 1795 г. в 15 дворах учтено 202 башкира (в Ишменево соответственно 15 и 76). В 1834 г. было 364, в 1870 г. — 463, в 1898 г. - 468, в 1905 г. - 609, в 1920 г. - 602 человека.
11 Давлетбаев Б. С. Большая Ока. С. 52; Список населенных 12 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5034. Л. 106. 13 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 34. Л. 53-56. 14 Там же. Л. 52. 15 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5034. Л. 107. 16 Там же. Л. 112. 17 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 775. ДУВАНСКИЙ РАЙОН
В Кадырово в 1842 г. на 364 человека сеяли 109 четвертей озимого и 428 четвертей ярового хлеба (в Ишменево на 67 человек соответственно 30 и 71). На 61 двор (364 человека) приходилось 497 лошадей, 223 коровы, 139 овец, 87 коз (в Ишменево на 14 дворов соответственно 128 — 66 — 59 — 8). Имели 38 ульев (в Ишменево — 2 улья). В конце XIX в. у прихожан было 2 мечети и «училище», т.е. мусульманская начальная школа. Date: 2015-07-10; view: 2061; Нарушение авторских прав |