Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мишарские и тептярские поселения
Д. Имай-Карамалы, ставшая затем селом, возникла на основании договора башкир Кыркули-Минской волости в 1748 г.51 Были известны Верхние и Нижние Имай-Карамалы. В д. Верхние Имай-Карамалы в 1816 г. взято на учет 163, в 1834 г. — 223 души мишарей из мужчин. Кроме того, соответственно 77 и 102 мужчины, проживая здесь, попали в ревизию душ по д. Новые Карамалы (Бик-Кара-малы). Д. Нижние Имай-Карамалы («Биктимирово тож») располагала в 1816 г. 137 жителями и в 1834 г. — 199 душами мишарей м.п. Мишари прибыли сюда из дд. Сафарово, Арслано'во и Верхние Имай-Карамалы52. Передвижения их продолжались и в дальнейшем. Вновь и вновь прибывали новые группы, часть переселялась в другие мишарские поселения. Количество жителей в 1795 г. было 241 (39 дворов), в 1859 г. - 769 (122 двора), в 1870 г. - 839 (135 дворов), в 1920 г. — 1554 человека. В последние два учета мишари были названы башкирами. К 1925 г. количество дворов уменьшилось с 297 до 164, т.е. на 133 домохозяина, что косвенно говорит о создании новой дочерней деревни. В 1843 г. на 452 мишаря (по ревизии 1834 г.) сеяли 77 четвертей (616 пудов) озимого и 387 четвертей (3116 пудов) ярового хлеба, т.е. 8,3 пуда на жителя. В конце XIX в. было 2 мельницы. С начала XIX в. были известны мечеть и при ней школа. Имай-Карамалы — родина нефтяника, Героя Социалистического Труда, доктора технических наук Гумера Теляшева. Д. Бик-Карамалы была известна под названиями Карамалы-Биктимирово, Новые Карамалы, Карамалы (Биктимирово), Бикташ-Карамалы, Улу-Чеботалы. Деревню основали мишари на земле Кыркули-Минской (по договору с башкирами в 1748 г.) и Яик-Суби-Минской (по договору с вотчинниками в 1771 г.) волостей53. В 1795 г. деревня под названием Биктимирово состояла из 48 дворов с 292 мишарями. По VI ревизии 1816 г. мишарей было 194, по VIII ревизии 1834 г. — 293 души м.п. Были здесь и тептяри: 6 и 9 человек соответственно двум ревизиям. В 1859 г. всех жителей насчитывалось 537 человек, в 1870 г. — 632 мишаря, неверно учтенных как башкиры. В 1920 г. в 248 дворах было 1334 мишаря. Количество дворов через 5 лет сократилось до 173 ввиду основания нового дочернего поселения. В 1843 г. на 425 человек засеяли 752 пуда озимого и 4504 пуда ярового хлеба, т.е. по 12,4 пуда на одного жителя. Д. Ташлытамак (Новокарамалы) возникла на основании договора башкир Куркуль(Кыркули)-Минской волости 1748 г.54 В 1816 г. здесь было 152, в 1834 г. - 238, в 1859 г. - 325, в 1870 г. - 399, в 1920 г. - 555 мишарей, ошибочно названных башкирами.
ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2083; Ф. 172. Оп. 1. Д. 112. Л. 19. Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 112. Л. 19. Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34. Л. 60. Там же. Ф. 2. Оп. 2. Д. 13068. Л. 60. 51 ЮАС.-Вып. 2. С. 338; ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2083. Л. 12; Ф. 2. Оп. 1.Д. 4875.Л. 17. 52ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 112. Л. 21. 53 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4875. Л. 18. 54 Там же. Ф. l.On. 1. Д. 2083. Л. 11;ЮАС. Вып. 2. С. 339. ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН
В 1843 г. на 238 мишарей засеяли 320 пудов озимого и 1728 пудов ярового хлеба. Д. Чуюнчи (Суйынсы) возникла на основании договора башкир Яик-Суби-Минской волости от 1762 г., данного мишарям55. О происхождении ее названия бытует несколько легенд. По одной из них оно происходит от слова чугун — суйын. Дело в том, что людей, занимающихся перевозкой чугуна или переплавкой металла, называли чуенчи — чугунщик (литейщик)56. Следует заметить, что в XVIII в. встречались имена Свгвнсв, Суйынсы и др. В 1795 г. здесь было 592 человека (69 дворов) мишарей и 9 служилых татар (1 двор). В 1834 г. в 178 дворах учтено 1115, в 1859 г. при 280 дворах - 1689, в 1870 г. - 1837 (столько же дворов), в 1917 г. в 636 дворах — 3664 мишаря, при 6 дворах — 23 башкира, при 2 дворах — 7 русских, в одном дворе — 6 мордвинов. В 579 дворах было 3131 мишарь в 1920 г. Как видно, за три года убыль населения составила 503 человека. Этими людьми были созданы выселки, ставшие самостоятельными поселениями под названиями Яскаин (после 1925 г.), Чулпан, Энергия (1922 г.), Бердям, Алга, Батраки (после 1925 г.). Часть мишарей образовала д. Чуюнчи-Чупан (ныне Зилаирский район РБ). В 1959 г. в 263 дворах проживало 964, в 1989 г. — 472 человека. В 1959 г. в д. Яскаин было 44 дома и 155 человек, в 1989 г. в 30 домах — 74 человека. В д. Алга тогда было 40 домов и 155 человек, затем 127 жителей. В 1975 г. как неперспективные исчезли с карты района дд. Энергия, Бердям, Чулпан, Батраки57. Еще в 30-х гг. XIX столетия было учтено наличие в селе 3 мечетей и при них 3 училищ (школ). Назовем имена указных мулл по ревизии 1834 г.: Абдулатиф Абдул-хасанов (1747—1822), его сын Фатхитдин был также указным муллой; Абдулфаттах Абдулкагиров сын Сахиб-камалов. У Абдулкагира (1794—1831) были еще сыновья Ахмадий, Хазимухамет. У Сахибкамала Ягафарова (1744— 1820), кроме Абдулкагира были сыновья 27-летний Аб-дулкаюм, 25-летний Абдулгафар, 23-летний Мухамадий. Думается, что Сахибкамал и есть родоначальник жителей деревни Камаловых. Среди указных мулл был и 56-летний Рахматулла Рахманкулов (сыновья Исхак, Шаги-мардан). Был и указной азанчи 56-летний Рахматулла Абдулгафаров (сыновья Мухутдин, Гимадитдин, Гима-зитдин, Зилялитдин, Сибагатулла). С самого начала XX в. действовала русско-башкирская школа. Была и земская школа. Разного типа школы не могли не послужить значительной базой для дальнейшего развития народного образования. С 1917 г. в школе начал работу, затем возглавлял ее до 1946 г. кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Г. Т. Габдрах-манов. Творческий труд педагога (преподавал татарский язык и литературу) и организаторский талант его были высоко оценены не только государством, но и односельчанами. 31 мая 1996 г. благодарные ученики, жители села отметили 100-летний юбилей со дня его рождения (1896—1979) и открыли мемориальную доску в его честь. Выпускники Чуюнчинской школы успешно трудятся на производстве, в сельском хозяйстве. Среди них есть и руководители предприятий, коммерческих и банковских структур. Гордостью школы являются ученые. Среди них хирург, доктор медицинских наук, профессор, академик АН РБ, заслуженный деятель науки России и РБ Н. Г. Гатауллин, доктор физико-математических наук, профессор, завкафедрой Башгосуниверситета, член-корреспондент АН РБ Фаниль Л. Саяхов, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор Г. Г. Теляшев, доктор исторических наук, профессор Фагим Л. Саяхов и др. Долгие годы работал министром здравоохранения БАССР кандидат медицинских наук М. X. Камалов. Вернувшись к более раннему периоду истории села, отметим, что в составе 35 полков из Оренбургской губернии, воевавших против Наполеона, были и 2 мишарских полка. Первый полк после освобождения Москвы от французских захватчиков был оставлен для гарнизонной службы, которая продолжалась до 1817—1818 гг. В составе этого мишарского полка были и представители Чуюнчи. В материалах ревизии 1834 г. против их фамилии есть следующая надпись: «был в армии, воротился в 1817 г.». Это и есть воины 1-го мишарского полка. Назовем их имена: Хабибулла Заитов (умер в 1821 г.), Фаткулла Абдулханнанов (умер в 1828 г.), Рахматулла Мухаметрахи-мов, Габит Аитов, Ильяс Юмашев, Рахматулла Рясулев, Ишдавлет Биктимиров, Мухаметзян Шафеев, зауряд-есаул Шариф Шафеев, Мухамадияр Шафеев сын Гадилов (в 1830 г. «сослан в Сибирь на поселение»), Даут Мукеев («крестился в 1823 г.»), Салих Сеитбурханов58. В первой половине XIX в. (1798—1865 гг.) башкиры, мишари и русские казаки (оренбургские и уральские) находились в военно-казачьем сословии. Мишари д. Чуюнчи сначала были в составе 5-го мещерякского кантона, затем после его ликвидации — 4-го кантона. Были в составе 7-й юрты — группы деревень. В тот период военная служба по охране Оренбургской пограничной линии и участие в войнах и походах России, а также выполнение многочисленных повинностей вызывали протесты рядовых казаков, которых наказывали вплоть до выселения из родных мест. VIII ревизия 1834 г. зафиксировала чуюнчинских казаков, среди которых были участники войны 1812 г., сосланные на вечное поселение в Сибирь. Перечислим имена сосланных в Сибирь: Муха-метгалий и Мухаметрахим Канзафаровы сыновья Саит-бурхановы (1821 г.), Гибадулла Нурушев сын Мухаметка-симов (1822 г.), Асфандияр Шафиев сын Гадилов (1831 г.), Фаткулла Бахтияров (1822 г.), Хамит Мухамет-рахимов (1822 г.)59. Одним словом, жители села жили общими интересами своей общины, юрты, кантона, уезда, губернии и всей России. В 1843 г. на 1115 человек было засеяно 225 четвертей (1800 пудов) озимого и 1063 четверти (8496 пудов) ярового хлеба. В 1917 г. на 636 хозяйств (3634 человека) приходилось 3190 десятин посева, в т.ч. 297 из них имело до 4 десятин посева, 283 — до 10, 51 — до 15, 31 — свыше 15. 74 хозяйства не имели посева. Всему селу принадлежало 847 голов рабочего скота. По пятницам проводился базар. В селе имелось 18 лавок.
ЮАС. Вып. 2. С. 337. Фаизов Р. В. История д. Чуюнчи. Рукопись. 1995. С. 1. Там же. С. 12. ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 515. Там же. МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ
По договору с башкирами Кыркули- Минской волости в 1780 г. была основана д. Аюханово («Ябалаково тож»). Первопоселенцем был служилый татарин Аюхан Уразаев, который был припущен вотчинниками сроком на 30 лет. Кстати, текст договора опубликован. Вот он: «Лето 1780-го февраля в седмы на десять день.... Уфимского уезду, Ногайской дороги, Кыркули-Минской волости, команд старшин Ибрагима Мрясева и Алибая Мурзагулова поверенные от мирских людей той волости башкирцы деревень Ебалаковой Назаргул Азмин, Мратша Исенгулов, Козекан Булгаков, Казанбай Илка-чев, Чюкралиной Бигиш Сартбаев, Епаровой Кузяш Епа-ров, Казангуловой Буракан Емангулов, Шерыповой Шайлы Купаев, Девлекеновой Маметей Мамыков, Адиль Шалыров, будучи в городе Уфе, дали сию запись от Уфимских крепостных дел по поверенному от товарищей наших вотчинников башкирцев сотника Тойгуна Юсупова с товарищи, всего ото 104 дворов, письму, которое объявлено, от них к крепостным делам, перешедшему из Нижегородского в Уфимской уезд служилому татарину Аюхану Уразаеву в том, что отдали мы, поверенные и товарищи наши участвующия, всего во 104 дворах, башкирцы, сотник Тойгун Юсупов, рядовые Екуп Епаров с товарищи большими и малыми со общаго согласия для поселения оному мещеряку Аюхану Уразаеву с семейством жалованную от предков е.и.в. вотчинную нашу землю в их владение впредь на 30 лет, ис платежа нам оброка на каждый год по 10 коп. в их владение, которая состоит в нижеписанных урочищах, а именно: начиная от озера Карамалы по Деме реке водою срединою по нижний конец озера Мичляр по кладбище Адзимясово, а со оного по нижней конец лога, называемого Аю-Талагар (должно быть: Талаган), а с него на состоящую по логу Карагай по барсучью нору, а с нее по вершину лога, называемого Карявган, и со оного на дубник, именуемой Чукча (Сукса?), а с него по вершину лога Япи возле лес по вершину Саклов, а с нее возле лес же на поворотье Кипчак, а с него в вершине Кизяку с сенными покосами, и по Кизяку вниз по отданным межам до колку Алиева, а от того колку вниз к Кизяку по концам муллы Утегула, Бакира и Мурзагула загонов, а с них прямо до поляны Кузелиной и вдоль по речке Кузеле на большую дорогу, а с нее возле дубнику по переузину колка, называемого Кошбулак, по нижней конец Албашева загона на Текеев дуб, а с него на колодец с озером Березовым Моховым, а с него на состоящую на нижнем конце Зинтювеля Береку, оттоль на вышеписанное Карамалино озеро. И в тех межах землю пахать, сено косить, бревна и дрова рубить и в подлежащих местах рыбу ловить, хмель щипать и всеми угодьями довольствоваться, окроме дельных деревьев. А на Деме реке перевоз ему, Аюхану, содержать самому. А есть ли он, Аюхан, и дети ево и протчих това-рыщей пожелают на оной земле и по прошестви тех 30 лет еще жительствовать, нам давать договорныя письма... Взяли ж мы за тое отданную ему Аюхану, в кортом землю денег 100 руб. И буде он, Аюхан, на той земле жить... не похочет, то однако ж ее, ему, Аюхану, продавать не дозволяется, а остаться ей по-прежнему в нашем владении»60. МИБ.Т. 5. С. 103-104. Кроме этого договора был и другой от 7 ноября 1796 г.61, по которому припускались государственные крестьяне. Служилые татары перешли к тептярскому сословию. Что касается другого названия деревни — Ябалаково, — то его, наверное, можно объяснить тем, что в припуске Аюхана Уразаева с тов. первыми поверенными — доверенными людьми были башкиры д. Яба-лаклы Назаргул Азмин с тов. В 1816 г. тептярей было 7, государственных крестьян — 140, купцов — 11, мещеряков — 3 души м.п. В 1834 г. тептяри состояли из 8, государственные крестьяне — из 180, купцы (семья Сеитбаттала Таирова) — из 18, мещеряки — из 2 душ м.п. В 1870 г. насчитывалось 518 татар, 11 тептярей, в 1917 г. — в 20 дворах 113 башкир (из них половина — «новобашкиры»), но в 1920 г. — в 176 дворах 930 татар. Аюханово — село татарских крестьян. По договору от 17 июля 1795 г. башкиры Кыркули-Минской волости припустили на свою землю сроком на 50 лет с уплатой по 15 коп. с двора в год тептярей, которые основали свое поселение под названием Ташлы-Шари-пово62. Количество жителей было: в 1816 г. 93, в 1834 г. — 127 душ тептярей м.п. В 1817 г. сюда прибыло 9 семей из дд. Сайраново, Аминево и Султаново. На учет было взято в 1859 г. 394, в 1870 г. - 405 тептярей, в 1920 г. -805 татар. Значит, тептяри, происходившие из татар, вернулись в свой этнос. Д. Искандарово (Аиркулево, Апрыкулево) была основана уфимским купцом Искандаром Сапеевым вместе с компаньонами по сословию Саитягафаром Муртази-ным, мишарским походным старшиной Абулменняфом («он же Миней») Аитовым и Баширом Абушахмаевым по договору башкир Уршак-Минской волости от 2 июля (августа?) 1792 г. Они были припущены на башкирскую вотчину сроком на 5 лет. Их насчитывалось в 1816 г. 21, в 1834 г. — 38 душ м.п. Затем старшиной А. Аитовым была припущена новая группа мишарей по записям от 6 июля 1810 и 29 сентября 1821 гг. Припущенных мишарей в 1816 г. насчитывалось 15 душ м.п. Купцы Искандар Сапеев и Ядигар Муртазин, а также походный старшина А. Аитов приняли очередную группу мишарей по записи 1809 г. Этих мишарей было в 1816 г. 34 души м.п. 21 февраля 1810 г. мишарь Абдулатиф Абдулвагапов припустил 3 души мишарей-мужчин63. В 1816 г. мишарей было 73, в 1834 г. — 115 душ м.п.64 В 1870 г. в 103 дворах было 505 мишарей, ошибочно названных башкирами, и 200 татар. В 1917 г. в 130 дворах проживало 708 мишарей, 225 татар. В 1920 г. все названы мишарями (935 человек при 176 дворах). Через 5 лет количество дворов уменьшилось до 128, что свидетельствует о возникновении дочернего селения. Видно, что мишари ошибочно были названы башкирами. 61 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4875. Л. 19; Ф. 1. Оп. 1. Д. 2083. 62 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 107; "ЦГИА РБ. Ф. 1. Д. 2083. Л. 7; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4875. Л. 15. 64 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1755. Л. 73; Д. 4875. Л. 15. ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН
В 1843 г. на 230 мишарей было засеяно 400 пудов озимого и 2424 пуда ярового хлеба65. Выяснение вопроса, из каких конкретно коренных мишарских, тептярско-татарских сел произошли дочерние поселения, оставляем местным краеведам. А мы лишь отметим, что переписями 1920 и 1925 гг. еще не были взяты на учет поселения Ахметово, Бахча, Заря, Батраки, Волга, Каратал, Султановка-Солтан, Яскаин, которые возникли чуть позже указанного времени. Д. Мусагитово впервые учтена 15-дворной в 1925 г. Мишарское селение Гумерово появилось на вотчине башкир Уршак-Минской волости, впервые взята на учет 16-дворным со 127 жителями лишь в 1920 г. Считающаяся сегодня татарской д. Алга «в основе своей состояла из башкирских жителей из рода Кыркуйле», переселившихся из д. Курятмас в 1930 г.66 В 1925 г. товарищество Вперед (Алга) состояло из 4 дворов татар. Сегодняшняя татарская д. Раево возникла в конце XIX — начале XX в. как русское село, где в 1920 г. в 82 дворах проживало 448 русских. Date: 2015-07-10; view: 1724; Нарушение авторских прав |