Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чувашские деревни
Не все чувашские деревни возникли в период феодализма. Передвижение населения продолжалось и в период капитализма. От коренных населенных пунктов отделялись новые. Этими обстоятельствами и объясняется появление новых деревень. Чуваши и мордвины сохраняли свое ясачное сословие, но часть их перешла в тептярское сословие. 20 декабря 1789 г. была совершена купчая башкир Меркит-Минской волости Мавлюкея Кансуярова с товарищами с мордвинами Наумом Карповым и Ермолаем Павловым с товарищами на земли в окрестностях оз. Ази-кей-Куль. Здесь возникла и д. Наумкино по имени Наума Карпова. Сначала она называлась Азикей-Куль. Границы земельных угодий, купленных мордвой-новокрещенами, следующие: «Первая межа, начиная от верхней Меселин-ской линии (д. Месели, расположена к югу от вновь образуемой д. Наумкино), сыртом итти прямо на называемой Тамгали-Ак-каин, оттуда на круглую яму, называемую Таллы-Марзя, от которой на тавреные Кинзекеем (Сеит-мамбетовым из д. Мурадымово) 5 берез, оттоль на сырт на згорелой пенек, оттуда на озеро Абей, которое оставить влеве и с колком Абеем, оттуда степью на Макаровскую межу (д. Макарово находится на с-в от д. Наумкино), от оной межи на колок на 2 березы, называемые Тюбей-Юрт, оттоль, поворотя влево, по колку на куст, называемой Каратал, оттоль, поворотя влево, на Меселинскую межу, оттоль на колок Будиня-буляк, которой оставить немного влево, сыртом на вершину врага Бурылы-куль, оттоль на Балыклинскую дорогу (которая вела в д. Балы-клыкуль), и чрез оную дорогу перейдя по Балыклинской СТЕРЛИТАМАКСКИЙ УЕЗД
меже, отойдя писцовую одну версту, оттоль поворотя влево вкруте, на сторону деревни Муксиновой на сырт на 2 березы, оттоль, поворотя влево, на Меселинскую черную дорогу, оттоль, поворотя на лес, где Яик-Суби-минская межа, по которой итти Верхней Меселей на межу». Площадь всех этих земельных угодий, перешедших мордве, равнялась 40 кв. верстам. За эту проданную вотчину башкиры получили 180 руб.15 В д. Наумкино (Азикей-Куль) по V ревизии 1795 г. проживали мордвины: 22 мужчины и 20 женщин. Тогда же сюда перешли чуваши-новокрещены из д. Карамалы — 33 мужчины и 35 женщин. Население пополнялось и за счет новых переселенцев из д. Красноярово Уфимского уезда и д. Таркай Бугульминского уезда Оренбургской губернии. Смешанное чувашско-мордовское население деревни из года в год росло за счет новых переселенцев. В 1902 г. в ней имелось 232 двора с населением 1760 человек. Первая советская перепись 1920 г. зафиксировала 318 дворов, где проживало 1793 чуваша и мордвы. Ревизия 1795 г. сохранила и чисто чувашские имена людей, недавно принявших христианство. К православным именам и фамилиям добавлялись и языческие чувашские имена — Иван Васильев Яруска, Иван Иванов Утрицай. Далее — Альменей, Ардюк, Аднагул, Андепхин, Атлас, Ерепхин, Епри, Емендей, Илбузан, Ильмурза, Ильмендей, Илдебен, Иршутка, Кляка, Килдияр, Разила, Тирюк, Сепрел, Сапрук, Саливан, Сайран, Сивенде, Язин и другие. Челатканово в 1782 г. представляла собой новую деревню с чувашским населением из 20 человек. В 1810 г. сюда переселились чуваши-новокрещены из д. Никола-евка-Чуинчи Белебеевского уезда. Тогда же сюда переезжает 12 ясачных татар из д. Ключищи Сергацкого уезда Нижегородской губернии. В 1920 г. в Меркит-Минской волости Стерлитамакского кантона д. Челатканово показана с двойным названием — Старые Карамалы. Тогда в Челатканово было 75 дворов с чувашским населением 325 человек. В д. Куезбашево в 1795 г. было всего 36 чуваш-новокрещен. Это свидетельствует о только что возникшем населенном пункте. Из д. Бишкаин переселилось 50 чувашей. В 1920 г. в ней числилось 82 двора и 535 чувашей. Деревня имела еще два названия — Алешино, Мулли-Букан. На территории Меркит-Минской волости располагались чувашские дд. Ивановка, Князевка, Бишкаин, Ермолаевка (Карамалы), Чуваш Карамалы, Ташлыкуль, Юламан, Малый Нагадак (Кутаймас), Чувашский Нага-дак, Ново-Гуровка, Ново-Троицкое, Толмачево, Тряпи-но (Кузъелга), Челатканово (Старые Карамалы). Д. Ивановка возникла в начале XX в. В 1920 г. в ней имелось 12 дворов с населением 79 человек. Точно такое же количество дворов и такая же численность населения имелись и в д. Князевка. В середине XVIII в. возникла д. Бишкаин, где по V ревизии насчитывалось до 200 чувашей. Жители этой деревни основывали новые населенные пункты. В конце XVIII в. 15 семей переселилось в д. Подлесный Ключ Уфимского уезда, принадлежавшую Миндияру Бекчурину. За несколько лет до V ревизии 5 семей из д. Бишкаин основали д. Алексеевка (Князбаш) и 10 семей — д. Ташлыкуль (в 1811 г. в ней проживало 140 человек. Сюда прибыли люди из дд. Нагадак, Филип-пово). В 1902 г. в д. Бишкаин в 195 дворах проживало 1090 человек. Действовала чувашская казенная школа. Первая советская перепись 1920 г. показала рост количества дворов (335) и численности населения (1715). Д. Ермолаевку называли еще Карамалы. Она небольшая. Даже в начале 20-х гг. XX столетия в 23 дворах в ней проживало 126 человек. Д. Чувашские Карамалы известна с 60-х гг. XVIII в. По V ревизии в ней насчитывалось 250 человек (д. 53). Часть населения переселилась в д. Асавтамак, поэтому в 1811 г. население поубавилось: там осталось 145 человек (д. 105). В 1920 г. в 289 дворах проживало 698 мужчин и 817 женщин. Д. Юламаново была основана башкирами-вотчинниками в 1745 г. Вотчинники Яик-Суби-Минской волости во главе с сотником Аккулаем Бикташевым припустили башкир Мокшинской волости Юламана Таймасова с товарищами на свою вотчинную землю по р. Асав (с вершины и до ее устья) за 4 куницы и батман меда в год. Следует подчеркнуть, что предки Юламана еще в 1669 г.16 были припу-щенниками здесь же, один из них Талач Мрясов при той же реке основал д. Талач. Таким образом, Юламан лишь возобновил припуск через 76 лет (его тамга ). Его сын Нугуман Юламанов (его сыновья Аглиулла, Хазиахмет) и другие безземельные башкиры перешли в тептярское сословие. В 1783 г. из д. Новое Алмантаево переселились чуваши-новокрещены. К V ревизии их было 14 человек (д. 55). Затем по этническому составу деревня становится чувашской. В 1870 г. в 2 дворах проживало 26 башкир и в 34 дворах 205 чувашей. В 1902 г. в ней зафиксировано 58 дворов с населением 388 человек. Через 18 лет количество дворов доходит до 80. Д. Малый Нагадак (Кутаймас) известна с конца XVIII в. К началу следующего столетия в 34 дворах проживало 200 человек. Через 18 лет количество дворов возросло еще на 30, а жителей на 150 человек. Чувашский Нагадак основан в середине XVIII в. В конце столетия в деревне насчитывалось 383 человека. Первую советскую перепись деревня встретила с населением 325 человек. В д. Ново-Гуровка живут русские и чуваши. В 1896 г. было 215 человек и 28 дворов. В 1920 г. в 45 дворах проживало 330 человек. Поселок Ново-Троицкий известен с начала XX столетия. В 1920 г. в ней в 27 дворах проживало 142 чуваша. Толмачево — маленькая деревня. В том же 1920 г. там было всего 140 человек. Д. Тряпино имеет второе название — Кузъелга. В конце XVIII в. в ней было 345 жителей, переселенцев из Казанского наместничества. В начале XX столетия Тряпино — большое село, состоящее из 186 дворов с населением 1116 человек. В селе была построена чувашская школа, 2 мельницы. На земле башкир-вотчинников Уршак-Минской волости находилась новая деревня чувашских крестьян. Это Александровка. В 1920 г. в ней было 26 дворов. Жителей — 165 человек.
Там же. Т. 5. С. 274-275. Там же. Т. 3. С. 426. АУРГАЗИНСКИИ РАЙОН
На вотчине Бегеняш-Абукановской волости были расположены чувашские дд. Манеево, Месели, Асавбаш, Шеверли, Кузьминовка, Старое Макарове, Тальник, Таштамак, Шланлы. Д. Манеево со смешанным чувашско-татарским населением основана в 60-х гг. XVIII в. Другое название деревни — Бишкаин. По V ревизии было чувашей 300, татар 20 человек. Все крещеные. В 1920 г. 766 человек проживало в 120 дворах. V ревизия показала и другую деревню — Малое Манеево. Здесь жили мордвины и чуваши, 172 человек (д. 53). В XVIII в. существовали две деревни под одним названием — Месели Верхние и Нижние. В 1795 г. в первой было 190, во второй — 508 человек. Из д. Нижние Месели выбыло 50 человек в дд. Кармаскалы и Именликулево Уфимского уезда. Жили там и мордвины. В более поздних документах можно найти только д. Месели (Верхние Месели), в которой в 1902 г. было 209 дворов с населением 1342 человека. Функционировала казенная чувашская школа. Через 18 лет количество дворов увеличилось до 270, но численность населения оставалась почти без изменения. Д. Месели известна еще и потому, что в конце сентября 1774 гг. там стояла карательная команда во главе с полковником Шепелевым, откуда он в своем рапорте сообщал оренбургскому губернатору Рейнсдорпу об отказе башкирских старшин-пугачевцев явиться с повинной в Казань к генерал-майору П. С. Потемкину. Д. Асавбаш основана выходцами из дд. Карамалы и Месели (Верхние Месели). Возникла в начале 90-х гг. XVIII в. V ревизия включила 63 мужчины и 72 женщины. Сементеево — второе название деревни, по имени 77-летнего Семена Иванова Сементея, выходца из д. Карамалы. По переписи 1920 г. Асавбаш — большая деревня с 205 дворами. Население состояло из 1134 человек. Д. Шеверли называлась и Верхние Турсагали, Чишмы. В 1920 г. состояла из 240 дворов, где жили около 800 человек. Д. Макарове (Старое Макарове, Евбуляк) основана мордвой. Носит имя Макара Алексеева (1719—1816). Известны имена его сыновей: Михаил (сослан на поселение), Андрей, Николай, Гаврила (отдан в рекруты в 1806 г.), Егор. V ревизия эту деревню не зафиксировала, но VI ревизия 1811 г. показала ее с населением почти 400 человек (д. 105). В 1902 г. проживало 1200 человек в 162 дворах. Здесь находились волостное правление, фельдшерский пункт, земская и казенная мордовская школы. Поселок Тальник в 1920 г. показан как хутор с 14 хозяйствами. V ревизия 1795 г. еще не знала д. Таштамак, которую называли и Нижние Турсагали. В 1811 г. показано 120 чувашей-новокрещен в этой деревне. Следовательно, деревня возникла между V и VI ревизиями. В 1870 г. 200 человек проживало в 49 дворах. В начале XIX в. в 60 дворах проживало 430 человек. На р. Турсагали находилось 3 мельницы. Д. Шланлы была основана, как и предыдущая, между 1795-1811 гг. По VI ревизии в ней 100 чувашей (д. 105). В начале XX столетия на каждый из 106 дворов приходилось 7,7 человека. В деревне имелась крестьянская церковно-приходская школа. В Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева активное участие принимали все трудящиеся сословия и народы. Пугачевцами были в дд. Новые Леканды 72 человека, Ишлы — 65, Тукаево — 46, Кузяко-во — 40, Заитово — 15, Тимошкино — 39, Адзитарово — 30, Ново-Адзитарово — 62, Семеново — 29, двух Меселях — 182 человека. Date: 2015-07-10; view: 2120; Нарушение авторских прав |