Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция СССР 1977 г. и новые Конституции союзных и автономных республик





 

В 1962 г. была сформирована Конституционная комиссия, призванная выработать проект нового Основного Закона для общества «развитого социализма». Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к концу 60-х гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности, активное включение граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных организаций, укрепление сплоченности граждан и рост общественного самоуправления. Работа над Конституцией заняла долгие годы, окончательный проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О проекте Конституции СССР», на основании которого проект выносился на обсуждение общественности, а на октябрь была назначена сессия Верховного Совета, призванная окончательно рассмотреть исправленный и дополненный проект. На VII внеочередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о принятии и объявлении Конституции СССР. Был также принят закон о порядке введения в действие Конституции.

Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918, 1924, 1936). Констатировалось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы. В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии. В тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе народного депутата, вводная часть (преамбула).

 

В целом Конституция состояла из девяти разделов:

I. Основы общественного строя и политики;

П. Государство и личность;

III. Национально-государственное устройство;

IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания;

V. Высшие органы власти и управления;

VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;

VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;

VIII. Герб, флаг, гимн и столица;

IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии» – всенародное обсуждение и референдум; а также новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, на свободу творчества. В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

Основной закон 1977 г. расширил права и свободы советских граждан. Он возвел в ранг основных: право на охрану здоровья (ст. 42), право на жилище (ст. 44), право на пользование достижениями культуры (ст. 46), свободу научного, технического и художественного творчества (ст. 47), право на участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 48). К ним присоединилось право на внесение предложений в государственные органы и общественные организации, критику недостатков в их работе (ст. 49), право на государственную защиту семьи (ст. 53). Граждане получили право обжаловать в суд действия должностных лиц (ст. 58), но они не сразу смогли воспользоваться им в силу того, что конституционные нормы не имели прямого действия. Реализация права стала возможной после законодательного закрепления процедуры такого обжалования. Новым содержанием наполнились уже известные права и свободы граждан. Например, право на труд соединялось с возможностью выбора профессии, рода занятий (ст. 40).

Отличительной особенностью новой Конституции стала неотделимость конституционных прав и свобод от исполнения гражданином своих обязанностей. Гражданин СССР был обязан соблюдать советские законы (ст. 59), добросовестно трудиться (ст. 60), беречь и укреплять социалистическую собственность (ст. 61), защищать Отечество (ст. 62), укреплять дружбу наций и народностей (ст. 64), беречь природу (ст. 67), исторические памятники и культурные ценности (ст. 68). К числу его обязанностей отнесли заботу о воспитании детей (ст. 66), всемерное содействие охране общественного порядка (ст. 65), способствование поддержанию и укреплению всеобщего мира (ст. 69).


Из факта признания единого гражданства в стране каждый гражданин союзной республики признавался гражданином СССР (ст. 33), подчеркивалось равноправие граждан всех республик. За всеми закреплялось равенство перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, места жительства и других обстоятельств (ст. 34).

Впервые Конституция отдельной главой (гл. 4) закрепила принципы миролюбивой внешней политики, основанные на соблюдении суверенного равенства, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, уважении прав человека, сотрудничества между государствами (ст. 29). Важным направлением считалось развитие и укрепление сотрудничества, взаимопомощи со странами социалистического содружества (ст. 30).

Официальное признание широкой социальной базы советского государства в виде нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции (ст. 19) нашло отражение в формулировке «Вся власть принадлежит народу», а также в новом наименовании представительных органов, составлявших политическую основу, – Советы народных депутатов (ст. 2). Проводилась идея верховенства Советов всех уровней, избираемых на единых началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования (ст. 95). Закреплялось правовое положение народных избранников, сочетавших депутатские полномочия с производственной и служебной деятельностью (ст. 104), ответственных перед избирателями (ст. 107) и связанных их наказами (ст. 103). В работе Советов соединялось принятие решения и его практическое осуществление, т. е. отрицался принцип разделения властей.

Рассматриваемый Основной закон подтвердил федеративную форму государственного устройства, построенную на уже известных принципах социалистического федерализма (равноправие субъектов, добровольность их вхождения в союз, право выхода из него, их национально-территориальное устройство), объединявшую 15 советских республик (ст. 70–72). Менее жестко определялась компетенция Союза ССР. Так, в лице своего высшего органа Союз мог принимать основы законодательства по всем отраслям (п. 4 ст. 73), а не только в рамках определенного их перечня, как это было по Конституции 1936 г. К ранее существовавшим правам союзных республик добавились возможности участвовать в решении общесоюзными органами вопросов компетенции СССР (ст. 77) и законодательной инициативы в высшем органе страны (ст. 113). Отдельно определялись вопросы ведения автономных республик и областей, права автономных округов, до 1977 г. именовавшихся национальными округами.

В новой Конституции закреплялась уже сложившаяся структура органов государственной власти и управления, однотипная на общесоюзном уровне и в союзных, автономных республиках: Верховные Советы с их Президиумами, Советы Министров. Их структура, компетенция, порядок работы не претерпели существенных изменений. Отметим только некоторые новые моменты:


– срок полномочий Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик увеличили с четырех до пяти лет, а местных Советов – с двух до двух с половиной лет (ст. 90);

– снизили возрастной ценз для избрания депутатами в Верховный Совет СССР с 23 лет до 21 года, а в Верховные Советы союзных и автономных республик – с 21 года до 18 лет (ст. 96);

– предусмотрели равное число депутатов в обеих палатах Верховного Совета ССР: по 750 человек и в Совете Союза и в Совете Национальностей (ст. 110);

– изменилась норма представительства в Совет национальностей: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от автономной республики, по 5 от автономной области и по одному от каждого автономного округа (ст. 110);

– Президиум Верховного Совета СССР наделили правом в период между сессиями Верховного Совета вносить изменения в действующие законы (п. 1 ст. 122);

– отказались от перечня общесоюзных и союзно-республиканских министерств, что сделало текст Конституции более стабильным на фоне частого изменения количества министерств и ведомств;

– закрепили регулярность отчетов Совета Министров СССР перед Верховным Советом СССР (ст. 130), республиканских и местных исполнительно-распорядительных органов – перед соответствующими представительными учреждениями, в том числе исполкомов перед Советами (ст. 149).

Для отмежевания от наследия сталинизма Конституция подчеркивала, что государство и его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества и прав граждан (ст. 4). Другим принципом организации и деятельности государства, получившим конституционное закрепление, являлся демократический централизм, включавший выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их народу, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих (ст. 3).

Глава 20 Конституции посвящалась суду, арбитражу и прокуратуре в СССР. В ней подтверждалось осуществление правосудия только судом (ст. 151), выборность судей и народных заседателей (ст. 152), их независимость и подчинения только закону (ст. 155). Все граждане равны перед законом и судом (ст. 156), обвиняемому обеспечивается право на защиту (ст. 158). Прокуратура во главе с Генеральным прокурором Союза ССР продолжала осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 164).

В апреле – мае 1978 г. на сессиях Верховных Советов были утверждены конституции союзных республик. Их структура и содержание почти копировали общесоюзный Основной закон. Поэтому выделим лишь некоторые отличительные моменты.

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция, как и другие республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные положения союзного Основного закона. В республиканских конституциях устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и Правительстве СССР). Само определение Союза ССР, как «единого союзного многонационального государства» указывало на стремление усилить федеральные централистские начала.

Вскоре после принятия Конституции СССР в 1978 г. были приняты новые Основные законы союзных и автономных республик, которые соответствовали Конституции СССР и учитывали особенности республик. Конституция РСФСР была принята Верховным Советом Российской Федерации 12 апреля 1978 г.

 







Date: 2015-07-10; view: 1828; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию