Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В огне брода нет

Виток надежды: 1960—1964

Никто не знает, каковы его силы,
пока их не испробует.
Гёте
«Окно в Европу» прорубили для советского фигурного катания спортивные пары. А также и другие «окна» — на чемпионаты мира, на олимпийские игры. Потому и очерки начинаются с парного катания. С размышлений о том, какую роль в становлении этого вида фигурного катания сыграл замечательный дуэт Нина и Станислав Жук.
С начала 50-х годов — после того как закончили выступать многократные чемпионы страны Татьяна Гранаткина и Александр Толмачев — лидерство надолго захватили ленинградские спортивные пары. До 70-го года, до восшествия Ирины Родниной с Алексеем Улановым, чемпионами страны становились дуэты из города на Неве.
Положили начало ленинградскому этапу Майя Беленькая и Игорь Москвин, Лидия Герасимова и Юрий Киселев. Эстафету у них приняли Нина и Станислав Жук.
Эстафету — но не стиль, не почерк. Ибо Нина и Станислав уже первыми своими программами отчетливо заявили, что не намерены подражать никому: ни ведущим советским дуэтам, ни признанным лидерам мирового парного катания.
Их кредо была яркая, подчеркнутая спортивность. Плавности хода они предпочитали бреющий полет надо льдом, элегантной гибкости — решительную резкость, топким хореографическим нюансам — виртуозные по смелости и сложности поддержки. Их параллельные прыжки были восклицательным знаком в конце энергичной, упругой, пластической фразы, их вращения напоминали водовороты на стремнине.
Поколебать советскую пару в верности избранному ею направлению не могли ни кинокадры, в которых было запечатлено катание чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр 1956 года австрийцев Элизабет Шварц и Курта Оппельта, делавших ставку на выверенную синхронность, скульптурную статику красивых поз; ни очный анализ гармоничных, изящных композиций чешского дуэта Вера Суханкова — Зденек Долежал во время их визита в Москву в 1956 году, а потом и на чемпионатах Европы 1957—1958 годов, где Вера и Зденек становились победителями.
Тренер советских чемпионов Петр Петрович Орлов, ученик современника Панина-Коломенкина Ф. И. Датлина, да и Станислав с Ниной отлично понимали, что их манера требует незаурядной атлетической готовности, отменной тренированности, высокой спортивной формы на протяжении всего сезона. Ведь в акробатических поддержках или в череде параллельных прыжков куда больше опасности допустить ошибку, чем в неторопливом катании с акцентом на грациозности. Однако поиск продолжался в избранном русле.
Даже после того, как дебют на чемпионате Европы в 1957 году из-за нескольких срывов дал Станиславу и Нине только шестое место.
Они не облегчили программу — наоборот, усложнили ее. Еще прибавили скорости, которая никогда не вырождалась у них в ту суетливую быстроту, которая камуфлирует нюансы техники; взяли патент на более трудные поддержки; придумали дорожки еще замысловатей.
Это был дерзкий вызов, эпатирующий международных судей и признанных специалистов.
Катание Нины и Станислава отличалось от манеры большинства европейских пар, как потоп от засухи. И стали раздаваться раздраженные голоса о необходимости как-то пресечь эту «ледовую акробатику». Еще летом 1957 года Международный союз конькобежцев (ИСУ) принимает решение запретить слишком уж рискованные поддержки и ограничить время их исполнения двумя секундами.
Однако советские чемпионы не искали в огне брода — шли прямо сквозь огонь! И тиски ограничений не могли покорежить их стиля. В 1958—1959 годах Нина и Станислав на чемпионатах Европы в Братиславе и Давосе завоевывают серебряные медали.
Чемпионат континента 1960 года был не просто очередным турниром европейских фигуристов — разбегом в Олимпиаду. Успехи Нины и Станислава закономерно проложили дорогу советским представителям парного катания в Скво-Вэлли. Но сначала их ждал Гармиш-Партенкирхен, маленький баварский курорт, Ледовый дворец которого не раз принимал сильнейших фигуристов мира и Европы.
Могли ли рассчитывать Нина и Станислав Жук на победу? Могли. Это была их четвертая попытка. Они находились в расцвете сил, в фокусе спортивной формы. И, по общему мнению, борьба за золотые медали должна была развернуться главным образом между советскими фигуристами и чемпионами Европы прошлого года Мариной Килиус и Гансом-Юргеном Боймлером.
Западногерманский дуэт имел на вооружении достаточно трудные элементы, не такие, правда, ультра-си, как у Нины и Станислава, впервые показавших параллельный прыжок в два с половиной оборота и обойму новых поддержек. Однако Килиус и Боймлер, уступая в сложности композиции советской паре, превосходили ее, пожалуй, в сценическом согласии, в слитности движений с музыкой.
Тогда и речи у нас не заходило о привлечении хореографов и тем более профессиональных музыкантов к созданию программы для фигуристов. Тренеры и спортсмены все делали сами: работали над жестом, подбирали музыку, подгоняли ее под требования правил.
Наверное, опытный специалист не посоветовал бы Нине и Станиславу избирать фрагменты из Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского в качестве музыкальной канвы для их программ 1957—1960 годов. Не слишком подходила, видимо, эта музыка для экспрессивного катания нашей пары, (позднее в своей книге «... и серебряный иней» Станислав Жук честно об этом напишет).
Отнюдь не помешали бы Нине и Станиславу рекомендации хорошего хореографа — некоторые части их программ выглядели несколько суховато.
Однако исход борьбы с парой Килиус — Боймлер куда в большей степени был решен открытым давлением на судей публики, яростно болевшей за своих земляков, и закулисными операциями деятелей ИСУ, активно препятствующих признанию советского дуэта.
Итог — третья подряд серебряная медаль европейской пробы. Неудачей это никак нельзя было назвать. Хотя Нина и Станислав Жук по праву рассчитывали на большее. Тем более что они имели на этом чемпионате неплохую поддержку в лице двух других советских дуэтов.
Именно там, в Гармиш-Партенкирхене, состоялся дебют 14-летней сестры Станислава Татьяны и 17-летпего Александра Гаврилова, пары, которой суждено было стать первой «пНа Олимпиаде в Скво-Вэлли советским парам предстояло «скрестить шпаги» уже и с сильнейшими заокеанскими фигуристами. Первое знакомство с ними Нины и Станислава произошло на чемпионате мира 1958 года в Париже. Но тогда наш дуэт, только еще обретающий опыт, наблюдал за борьбой ведущих пар, так сказать, издалека — со своего восьмого места.
Теперь трехкратные уже вице-чемпионы Европы обязаны были подойти вплотную к пьедесталу. А лидирующие позиции захватили канадские и американские дуэты. Только Килиус и Боймлер сумели пробиться сквозь их строй и занять второе место. Первыми стали, как и ожидалось, трехкратные чемпионы мира канадцы Барбара Вагнер и Роберт Поул, третьими — американцы Нэнси и Ренальд Лaдингтон, четвертыми — канадцы Мария и Отто Джелинек.
На выступлении Нины и Станислава сказалась не слишком удачная акклиматизация. Вышли они на лед через пять дней после прибытия в Скво-Вэлли, поселок, находившийся на высоте свыше двух тысяч метров, именно тогда, когда организм спортсменов активнее всего взбунтовался против высокогорья.
Тем не менее допустили наши фигуристы совсем немного ошибок, показав олимпийской публике лучшее, что имели в своем арсенале.
И все же пропустили Нина и Станислав на пятое место западногерманскую пару Маргрет Гебль — Франц Нингель, которую только что обыграли в Гармиш-Партенкирхене.
Весьма показательно, что на вопрос журналистов, кого из соперников она бы выделила, олимпийская чемпионка Барбара Вагнер ответила так: «Прежде всего пару, которая наступает нам на пятки: это Марика Килиус и Ганс-Юрген Боймлер. Рядом с ними я сразу же хочу поставить Нину и Станислава Жук. Их программа сложна и выполнена великолепно».
Советским фигуристам было чему поучиться у ведущих дуэтов, Станислав и Нина старались не пропустить тренировок своих соперников, записывали характерные их находки, проводили экспресс-анализ их стиля. Особенно привлекали их внимание Вагнер и Поул. Сбалансированная композиция, филигранная техника, непринужденность исполнения — вот что выделяло фаворитов.
Знакомство было проложено и на чемпионате мира в Ванкувере (Канада). Здесь Нина и Станислав, сумев опередить бронзовых призеров Олимпиады — американцев, заняли пятое место.
С увлечением Станислав снимал на кинопленку выступления конкурентов, а также Кэрол Хейс, Сьокке Дийкстру, Алэпа Жилетти, Дэвида Дженкинса. Он намеревался использовать этот киноматериал в работе над новыми своими программами — для сравнения, для переосмысливания, для нахождения «точки отсчета».
Однако эти самодельные кинофильмы почти не пригодились спортсмену. Они стали подмогой тренеру. В 1961 году Нина и Станислав четвертый раз подряд завоевали звание чемпионов страны — и распростились с любительским спортом.
Объяснений тому несколько.
В чемпионате Европы 1961 года, организованном в Западном Берлине, наши фигуристы участия не принимали. Решено было все силы сосредоточить на подготовке к чемпионату мира в Вене. Однако этот турнир был отменен — в знак траура по американской команде, погибшей в авиакатастрофе.
Пропал целый спортивный сезон, пропала новая программа, в которую было вложено столько души. А тут настойчиво взялись за Станислава врачи — нужно было решаться на операцию колена. К тому же поступило заманчивое предложение от недавно организованного в Москве первого в нашей стране балета на льду...
Три года Нина и Станислав были ведущими солистами этого ледового ансамбля. И Одновременно Жук ухитрялся продуктивно работать как тренер; вел пару Татьяна Жук — Александр Гаврилов, одиночника Валерия Мешкова — членов сборной страны, а также занятия юных фигуристов ЦСКА, цепко высматривал тех ребят, которые могли бы воплотить на льду то, что сам он не успел.
Фигуристы, которые сменили Нину и Станислава в качестве лидеров нашего парного катания и добились затем побед на многих крупных турнирах 1964—1968 годов, вычеркнули свои имена из истории советского спорта тем, что вступили на дорогу бесчестья, воровски покинули Родину и бесславно сгинули в мире приобретательства и «частной инициативы». Они широко пользовались всеми возможностями, предоставленными спортсменам в нашей стране, чтобы потом ее предать. И если поначалу их себялюбие, жадность, неразборчивость в средствах всячески маскировались, то в последние годы, когда выросла у нас плеяда сильных и разных мастеров парного катания, прежние фавориты пускались уже во все тяжкие, чтобы затянуть свое пребывание в сборной. Когда же окончательно их вытеснили молодые соперники, экс-лидеры не стали тренерами, не пожелали работать «на других», они улучили момент, чтобы «снять пенки» в среде оголтелых антисоветчиков, чтобы сорвать куш на предательстве...
И хватит о них.робой пера» тренера Станислава Алексеевича Жука.

Советское парное катание начала 60-х годов было богато яркими дарованиями. Один за другим восходили на горизонте дуэты, каждый из которых оставил о себе благодарную память, о каждом из которых есть что сказать.
Безусловно, самой интересной и самой сильной из молодых спортивных пар была тогда пара Татьяна Жук — Александр Гаврилов.
Под свое крылышко Станислав взял сестру много раньше, чем ушел со льда. Таня еще в школу не ходила, а уже систематически появлялась на катке вместе со старшим братом. И уже лет с девяти он стал учить ее азам парного катания. А вскоре и подходящий во всех отношениях партнер нашелся — Саша Гаврилов. Параллельно с парными комбинациями ребята осваивали и элементы одиночного катания. Неплохо осваивали — впоследствии и Татьяна и Александр весьма удачно выступали и как одиночники.
Первую свою заметную победу в парном катании они одержали в 1958 году, став чемпионами страны среди юношей. Тане тогда было 12 лет, Саше — 14.
В олимпийском, 60-м году после дебюта на чемпионате Европы Татьяна и Александр одержали звонкую победу на мартовском первенстве страны, правда в отсутствие двух сильнейших дуэтов. А после ухода со льда их тренера Жук и Гаврилов уже твердо занимали вторую позицию в стране.
Станислав Алексеевич Жук вовсе не хотел, чтобы пара Жук — Гаврилов являлась слепком с пары, в которой выступал он сам. Для учеников составлял Жук композиции, в которых сложные элементы старался органично сочетать с фрагментами лирическими, плавными — разнообразная техника и выразительность юных партнеров допускала этот альянс.
Приходилось учитывать и новые обстоятельства. В 1962 году спортивные пары на всесоюзных соревнованиях не один раз предъявляли свою композицию судьям и зрителям, а дважды. Причем первый прокат проходил при закрытом судействе. И только после «второго предъявления» зрители и сами спортсмены узнавали оценки, которые суммировали оба проката.
Так осуществлялся переход к обязательной программе в парном катании.
Жук искусственно не форсировал подготовку своей пары, хотя интенсивность тренировок Тани и Саши к 63-му году уже заметно превысила те показатели, на которые ориентировался Станислав Алексеевич, когда выступал сам.
Чемпионат Европы 1963 года проходил на открытом искусственном катке в Будапеште. Жук и Гаврилову в произвольной программе (спортивные пары уже состязались два дня) достался последний стартовый номер. Они избежали опасности «перегореть» перед стартом, растратить душевные силы на ожидание. Катались собранно, спокойно, все «ударные» элементы им удались. И молодую советскую пару судьи вывели на третье место.
Еще одну медаль, но ценою много выше — бронзовую медаль чемпионата мира — Татьяна и Александр добыли через месяц в итальянском городе Кортина д'Ампеццо. Добыли в упорной борьбе с канадским дуэтом Гертруда Де-жарден — Морис Лафранс. У нашей пары сумма мест была 31, у канадцев — 31,5.
Лед уже, правда, оставили несколько сильных дуэтов, но все равно достижения Жук и Гаврилова специалисты оценили очень высоко.
Это была первая спортивная пара, вышедшая из ставшей вскоре столь знаменитой школы Станислава Алексеевича Жука, школы, давшей фигурному катанию блистательную плеяду чемпионов.
За Татьяной и Александром было отнюдь не разреженное пространство. Уже на чемпионате страны 1963 года, который прошел на льду Дворца спорта в Лужниках, обратили на себя внимание сразу несколько молодых способных дуэтов. Третье место тогда ожесточенно оспаривали две московские пары: Галина Седова — Георгий Проскурин, Татьяна Тарасова — Александр Тихомиров.
Седова, воспитанница Т. А. Толмачевой, в свое время была неплохой одиночницей, как и ее высокий атлетически сложенный партнер. Вместе катались они уже третий сезон. Небезошибочным было их выступление, но широкая амплитуда движений, красивые поддержки склонили судей на сторону более опытных Седовой — Проскурина, которые и получили бронзовую медаль. А с нею — право выступать на чемпионате Европы. Однако в Будапеште Галина и Георгий очень волновались, не сумели показать и половины того, на что были способны, и заняли 11-е место.

На чемпионате страны 1963 года на шестой ступеньке оказались москвичи Татьяна Шарапова — Александр Горелик. Тоненькая, пластичная Татьяна и мощный, ладный Александр на I зимней Спартакиаде народов СССР в 1962 году неожиданно получили бронзовую медаль. Однако за год этот приятный дуэт почти не вырос, и его сумели обойти даже скоропалительно объединившиеся в пару записные одиночники Елена Котова и Юрий Орлов.
Наконец седьмое место осталось за юными ленинградцами Еленой Морозовой и Андреем Сурайкиным, парой, в которой мягкостью катания и выразительностью движений выделялся партнер. А в конце года, на всесоюзных юношеских состязаниях, Морозова и Сурайкин вышли победителями, сумев опередить Тарасову с Тихомировым. На третье место тогда вышли Елена и Алексей Улановы, воспитанники школы стадиона Юных пионеров.
В общем, на подходе к зрелому мастерству одновременно оказались сразу несколько хороших и разных спортивных пар. Какая-то из них и должна была в олимпийском сезоне доказать свое право выступать за нашу страну на крупнейших турнирах года, так сказать, третьим номером — другие две вакансии считались заполненными.
Еще в конце 1963 года Татьяна Тарасова объединилась в один дуэт с Георгием Проскуриным. И хоть «с листа» эта пара сумела добиться стройного звучания своих пластических аккордов, руководители сборной предпочли довериться более скатанному дуэту — Шарановой и Горелику.
На чемпионате Европы 1964 года в Гренобле (Франция), где Жук и Гаврилов взяли «свою» бронзовую медаль, Шарапова и Горелик выступали достаточно уверенно для дебютантов и заняли седьмое место при 13 участниках. Правда, на чемпионате мира их результат был похуже — 13-е место.
После Гренобля не слишком удачно складывались дела и у Татьяны Жук с Александром Гавриловым. И если их пятое место на олимпийском турнире в Инсбруке можно расценить как выступление неплохое (ведь в активе еще была у нас и золотая медаль), то шестое место на чемпионате мира в Дортмунде (ФРГ) было уже шагом назад.
Турниры олимпийского сезона показали, что не только в Советском Союзе, но и в Европе, и за океаном появилось немало перспективных спортивных нар. Чтобы закрепить олимпийский успех и развить его, наши тренеры должны были вести неустанный поиск стилевого своеобразия, должны были предъявлять международным судьям все новые и новые дуэты.
Ведь состязания можно сравнить с обогатительной фабрикой, выпускающей руду с повышенным содержанием металла.

© http://www.offsport.ru/figure-skating/1960-1964.shtml

 


<== предыдущая | следующая ==>
Виртуальная девчонка | Защита Лужина 1 page

Date: 2015-07-10; view: 222; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию