Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Уровень эмоционального отвержения ребенка современными родителями достаточно высок, а преобладающим типом родительского отношения в современных семьяхСтр 1 из 6Следующая ⇒
Уровень эмоционального отвержения ребенка современными родителями достаточно высок, а преобладающим типом родительского отношения в современных семьях является эмоциональное отвержение ребенка (его показатель превышает уровень эмоционального принятия ребенка более чем на 9%). Это позволяет предположить существование некоторой общей тенденции в родительском отношении, присущей современным семьям. Так, родителям, эмоционально отвергающим своего ребенка, более свойственен жесткий контроль за его поведением, они требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать ему во всем свою волю. У таких родителей преобладает тенденция инфантилизировать ребенка, т. е. они видят его младшим по сравнению с реальным возрастом; интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для чужих влияний, в связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Родители, эмоционально отвергающие ребенка, не заинтересованы в его делах и планах, низко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, не доверяют и не помогают ему. Уровень образования родителей также влияет на характер отношения к детям. Причем исследователи склоняются к тому, что чем выше образование родителей, тем чаще они применяют методы эмоционального наказания детей, которое включает в себя эмоциональное отвержение ребенка. Родители с более низким уровнем образования чаще практикуют физические наказания. Что из этого легче переносить ребенку и что менее скажется на его последующем развитии - вопрос открытый. Наблюдается уменьшение воспитательных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка, в частности снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Они становятся более авторитарными, чаще используются телесные наказания, требования дисциплинированности становятся жестче, индивидуализация воспитания - ниже. В книге “Как быть родителями: о психологии родительской любви” А.С. Спиваковская выделила следующие типы неблагополучных семей и дала подробный анализ необдуманного воспитательного воздействия на детей в них[1]: “Семья - санаторий”. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате - чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации. “Семья - крепостью. Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. “Семья - крепость” обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний. “Семья - третий лишний”. В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими. Типы семейного взаимодействия: — положительные взаимоотношения (19,7%) характеризуются устойчивым эмоциональным контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов; - амбивалентный тип взаимоотношений (56,1%) отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с отчужденностью и конфликтами; - отрицательные взаимоотношения (24,2%) связаны с частыми и острыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми. Наблюдения показали, что характер взаимоотношений между детьми школьного возраста и их родителями зависит от следующих воздействующих факторов: - от особенностей личности родителя (экстраверсивные-интровертивные, уверенные - неуверенные, тревожные и др.) и форм его поведения (эмоциональное включение или отвержение ребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуации и др.); - от особенностей личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности и др.) и форм его поведения (адекватное - неадекватное отражение ситуации и др.); - от психолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей; - от нравственно-эмоциональной атмосферы в семье; - от применяемых родителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия; - от степени включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи; - от учета актуальных потребностей ребенка и степени их удовлетворения в семье и др.
|