Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ новгородских инструментов





Наименьшее количество использовавшихся отверстий в дощечках – два. Изделия с 4 отверстиями легко атрибутируются, тогда как дощечки с 2 отверстиями могли остаться не замеченными. При археологических раскопках в Новгороде обнаружены дощечки как с четырьмя, так и с двумя отверстиями.

В основной своей массе «дощечки» с 2 отверстиями из Новгорода изготовлялись из костяных пластинок, хорошо отшлифованных и имеющих скругленные углы. Скругление углов отличительная черта этого типа приспособлений, так как при вращении дощечек нити основы цепляются за выступающие углы. Для этой же цели костяные пластинки снабжены заоваленными краями по всему периметру изделия. Нужно отметить также высокое качество шлифовки боковых поверхностей и отверстий. Размер новгородских находок с 2 отверстиями колеблется от самого маленького изделия 3,2 на 1,2 см. (фото.10) до самого большого длиной 5,7 см.(фото.9). Размер отверстий в дощечках колеблется в пределах от 3 до 5 мм. Ранние экземпляры отличаются использованием декора в виде циркульного орнамента (фото.9), и более усложненной конфигурацией формы (фото.12).

Дощечки с 4 отверстиями представлены в материалах раскопок двумя экземплярами, выполненными из дерева, и одним экземпляром из кости. Деревянные изделия отличаются от этнографических несколько меньшими размерами 5,5 на 5,2 см. и 3,6 на 2,0 см с диаметром отверстий 2,5-3 мм. (фото.4.5). Изделие из кости размером 6,4 на 5 см. имеет более сложную форму, снабженную прогибами в центральной части длинных сторон (фото.6). Углубления сделаны, возможно, для удобства вращения, или связаны со строением исходного материала. Форма инструмента отличается наличием центрального отверстия диаметром 1,5 см. Отверстие в центре имеется и в одной дощечке с 2 отверстиями (фото.8). Обычно оно служило для собирания и фиксации комплекта дощечек при остановке в работе. Эта особенность строения дощечек имеет примеры в Западноевропейской этнографии (Hooper Luther,1923.С.35). Надевая дощечки на стержень, можно было также облегчить их одновременный поворот. От деревянных изделий, выполненное из кости, отличается большими размерами, толщиной и диаметром отверстий в 1 см. Очевидно, оно предназначалось для изготовления изделий из грубых нитей, возможно для свивания канатов.

В Белоруссии для изготовления шнуров использовались дощечки с пятью отверстиями (В.I.Селiвончык,2009.С.24.) В центральное отверстие пропускалась толстая нить (или шнур), которая участия в работе не принимала. Она служила для придания прочности изделию, уток прокидывался то под ней, то над ней попеременно. В процессе ткачества центральная нить обвивалась нитями, заправленными в крайние четыре отверстия (рис.15).

Новгородские текстильные находки.

Технология ткачества на дощечках архаична, структура переплетения образуется в процессе перевивания нитей основы. Для выявления в археологическом материале текстильных находок, выработанных в технике ткачества на дощечках, необходимо определить присутствие перевитых нитей основы, и наличие обратного движения узора, получаемого при изменении направления вращения. Механическое чередование нитей, заправленных в отверстия, происходит при помощи вращения дощечек в направлении на себя или от себя. При помощи вращения дощечек в одном направлении получают спиральное переплетение, которое ни на каком другом инструменте не возможно получить.

В русской традиции сохранился способ ткачества орнаментов на дощечках с 2 и 4 отверстиями одновременно. Для кромки использовались дощечки с 4 отверстиями, для узора с 2. Чаще всего для выработки узора использовались те же дощечки, что и для кромки, но с заправленными по диагонали двумя нитями разного цвета. Для перемены цвета в рисунке, дощечка вращалась, если цвет не нужно было менять, дощечка не вращалась. Дощечки с двумя отверстиями более древнее и примитивное приспособление, восходящее по конструкции к глиняным кружкам. Наличие минимального количества составляющих конструктивных элементов, числа использовавшихся нитей и разнообразие получаемых текстильных переплетений указывает на архаичность данного приспособления. Универсальность одна из типичных черт архаичных конструкций.

Существует мнение, что дощечки с двумя отверстиями использовались в белорусском народном ткачестве (В.I.Селiвончык,2009.С.24). Автор предполагает, что дощечки могли применяться при изготовлении небольших изделий, когда использование других приспособлений было не целесообразно. Некоторые этнографические пояса полотняного переплетения, находящиеся в музеях, подобные изготовленным на ниту или станке, могли быть выработаны этим способом (рис.13,14).


Сейчас ткачество на дощечках с двумя отверстиями не заслуженно забыто исследователями. О.В.Орфинская, В.П.Голикова, Н.И.Шишлина приводя в своем исследовании дощечку с двумя отверстиями, как возможный примитивный инструмент для образования зева в эпоху бронзы, не связывают ее употребление с выработкой текстиля полотняного переплетения (О.В.Орфинская, В.П.Голикова, Н.И.Шишлина, 1999. С.107, рис.12)

Среди новгородских археологических находок обнаружены тринадцать фрагментов поясов, изготовленных на дощечках с 2 отверстиями в технике спирального переплетения. В одном случае обнаружены перевитые нити основы от двух дощечек, нити утка не сохранились. Текстиль, выработанный на дощечках с 4 отверстиями, не встречен. Очевидно, это связано с тем, что новгородские текстильные находки представляют в основной своей массе рядовой материал невысокого сорта качества из грубых нитей. При ткачестве на дощечках с 4 отверстиями одновременно скручиваются 4 нити, которые естественно должны быть достаточно тонкими.

Новгородские находки это в основном изделия, изготовленные на 5-7 дощечках шириной 1,5-2,7 см в зависимости от количества дощечек. Узор зависит от положения дощечек, которые чаще всего установлены парами, или же направлены в одну сторону. Направление, в котором свиваются нити, принято обозначать латинскими буквами S и Z, оно зависит от заправки и установки дощечек. Направление крайних дощечек в кромках обычно симметрично друг другу и противоположно центральным. Это сделано для предотвращения перекручивания пояса.

В отверстия заправляются нити контрастных цветов. На схемах буквами «А» обозначены отверстия находящиеся вверху, буквами «Б» - внизу. Простейший рисунок горизонтальными полосами вырабатывается на заправке, при которой дощечки устанавливаются все одинаково (Н-71 Нут.13-41-42, Н-71 Торг.26-18-4, Н-79 Нут. 13-52-67, Н-79 Нут.11-44-18). В зависимости от положения дощечек S или Z –образного получаются различные варианты узоров (схема 1, фото.1,2). Для получения рисунка шахматная клетка дощечки устанавливаются парами. Цвета в отверстиях размещаются следующим образом: 1 пара вверху светлые нити, 2 пара вверху темные нити (схема 2. Н-89 Тр.-IX 1-967-127, Н-71 Торг.27-40-27). Для получения продольных полос в узоре 1 дощечка заправляется темными нитями, 2 дощечка светлыми нитями и т.д. При ткачестве все дощечки вращаются одновременно в одном направлении.

Для создания рисунка диагональ дощечки кромки 1 и 7 вращаются то на себя, то от себя. Узорные дощечки вращаются все время в одном направлении (схема 3, фото 1. Н-53 5-707-9633, Н-78 Дуб. 26-16-12, Н-81 Нут.31-67-1). Для создания рисунка ломаная диагональ узорные дощечки вращаются в противоположную сторону (схема 3, фото 3. Н-53 11-500-9619, Н-52 18-1244-21).

Во всех изделиях использовался цвет натуральной шерсти (черный, коричневый, желтовато-белый). В одном изделии использовано 2-3 оттенка одновременно. Типичное сочетание цветов: коричневая кромка и узор, состоящий из черных и желтовато-белых нитей.

В новгородском археологическом материале присутствует некоторое количество тканей, инструмент изготовления которых не возможно точно установить, так как ряд идентичных переплетений можно получить на самых различных приспособлениях: бердышке, дощечках, ткацком станке (Н-80 Нут.17-15-19, Н-73 Кир. 28-29-6, Н-56 18-1244-21, Н-66 Ил. 21-295, Н-80 Нут. 22-34-33, Тр.- VIII 4-781-1, Н-57 19-629-9, Н-78 Дуб. 24-4-63, Н-78 Тр.-IV 12-286-32, Н-86 Тр.-VIII 3-4- сев.тр.№19, Н-90 Тр.-IX 3-966-52, Н-88 Тр. X +5-1042-65, Н-79 Тр.-V 5-299-17, Ил.IА-63 15-18-62). В ряде новгородских поясов края изделий выполнены полотняным переплетением 1/1, в середине изделий использовано саржевое переплетение 2/2. При образовании полотняного переплетения каждая уточная нить проходит попеременно то под основной нитью, то над ней. Также и каждая основная нить проходит попеременно то над уточной нитью, то под ней. Полотняное переплетение является самым простым по конструкции и наиболее прочным, так как при этом получается наиболее частое перекрещивание нитей основы и утка. Узкие краевые полоски ткани - кромки вырабатываются обычно повышенной плотности и прочности. В саржевом переплетении основные и уточные нити располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить. В результате на ткани образуются косые полосы, идущие под углом. Саржевое переплетение условно обозначается дробью, числитель которой показывает число основных перекрытий, знаменатель- число уточных перекрытий в раппорте переплетения. Переплетение саржа 2/2 обозначает, что каждая нить утка проходит над двумя нитями основы, а каждая нить основы перекрывает две нити утка. На ткацком станке для создания такого вида переплетения понадобилось бы 4 ремизки.


Пояса переплетения саржа 2/2 - распространенный вид изделий, они встречаются в слоях, начиная с XII до начала XV века в количестве 14 экземпляров. Для декора применялся чаще всего узор диагональ или ломаная диагональ. Использовались цвета натуральной шерсти (черный, коричневый, желто-белый). Ширина изделий колеблется от 1,7 до 3,5 см. Рассмотрим инструменты, при помощи которых, они могли быть изготовлены. Наиболее распространенный инструмент для ткачества поясов в этнографическом материале – бердышко. Оно представляет собой дощечку с круглыми и щелевидными отверстиями. Заправка нитей в отверстия и прорези делит основу на две группы – четные и нечетные. Для придания симметрии рисунку при ткачестве на берде с прорезями использовалось нечетное количество нитей основы. Перебор через 1,3,5 нитей осуществлялся в порядке поднятия нитей, нижние нити добавлялись вверх или верхние убирались вниз согласно рисунку. Прокидывание через 2 нити как в переплетении саржа 2/2 не применялось, так как этот вид переплетения технологически нецелесообразен и не стыкуется с устройством самого приспособления. Необходимо также отметить, что ни целые инструменты, ни части бердышек при раскопках обнаружены не были.


Возможны два способа создания подобных изделий: на нитченках - нитяных петельках и на дощечках. В первом случае навязываются петельки, которые в определенном порядке поднимают нити основы. Для создания раппорта переплетения саржа 2/2 необходимы 4 нитченки. Для того, чтобы выполнить пояс (рис., схема 5) первая нитченка подвязывается к 1 и 2 нитям основы, вторая к 2 и 3, третья к 3 и 4; четвертая к 1, и 4 и т.д. Для получения диагонального узора поднимают нитченки в следующей последовательности; 1,2,3,4,1,2,3,4. Для получения перелома в узоре поднимают нитченки: 1,2,3,4,3,2,1. Подвязывание нитченок достаточно трудоемкий процесс и для изделий низкого сорта качества вряд ли применялся. В средневековом Новгороде существовал более простой способ выработки подобных поясов на дощечках с двумя отверстиями.

В бердо заправляется нечетное число нитей, в дощечки всегда четное. Можно предположить, что изделие, имеющее четное число нитей в основе, было изготовлено на дощечках. На дощечках возможно создание разных видов переплетений. При помощи вращения попеременно то вперед, то назад можно получить полотняное переплетение. Переплетение саржа 2 на 2 не применялось на берде, но его можно выполнить на дощечках. Очевидно, что для изготовления изделий из толстых нитей не использовалось витое переплетение, так как в этом случае получается грубая не эластичная структура ткани.

Для реконструкции процесса изготовления пояса саржа 2/2 на семи дощечках был составлен ткацкий заправочный рисунок (схема 5.). Дощечки 1 и 7 узора не дают, нити, продетые в них, соединяются с утком полотняным переплетением (1/1), что придает изделию большую плотность и предотвращает скручивание. Каждая узорная нить основы (2,3,4,5,6 нити на схеме) перекрывает две нити утка, образуя переплетение основный репс (нитей утка не видно). В ткани видны диагональные полосы светлого и темного тонов. Отличительная черта узора – перелом в обратное направление характерен для кардного ткачества (схема 5, фото 3).

Для выработки поясов саржа 2/2 в дощечки с 4 отверстиями заправляются по 2 нити в диагональном направлении. На схеме буквой «А» обозначены верхние отверстия, находящиеся ближе к ткачу. Буквами «Г» - верхние отверстия, расположенные дальше от ткача. Буквами «Б» и «В» - нижние отверстия. При работе дощечки поворачиваются на четверть полного оборота (на 90˚). Диагональный рисунок в ткани получается при установке цветов в дощечках по спирали, тогда нити одного цвета последовательно выходят наверх. Дощечки кромки установлены симметрично, на всем протяжении ткачества вращаются попеременно на четверть оборота то на себя, то от себя. Центральные узорные дощечки вращаются в одном направлении. При вращении дощечек в одном направлении на четверть оборота, каждая новая нить основы выходит наверх через два поворота, т.е. проходит над 2 уточными нитями. Каждая нить утка перекрывает по две рядом находящиеся нити основы. На схеме тоном отмечены цветные нити, пустые клетки показывают отверстия без нитей.

Саржа 2/2 наиболее сложный вид текстильного переплетения в средневековом Новгороде, использовавшийся для производства поясов. В археологическом материале встречаются ткани, выработанные на дощечках с двумя отверстиями простого полотняного переплетения (схема 1, фото.3, схема 4. Н-55 9-1227-59, Н-78 Дуб. 25-24-8, Н-84 Тр.-VIII 2-774-9). Для пояса полотняного переплетения узорные дощечки разбиты на две группы (схема 6. Н-73 Кир. 27-59-3). Цвета в них установлены следующим образом: в трех дощечках вверху темные нити, в трех дощечках - светлые. При ткачестве таких изделий все дощечки поворачиваются одновременно то на себя, то от себя.

Для создания рисунка зигзаг используется та же схема заправки, что и для диагонального орнамента. При ткачестве все дощечки и узорные и кромочные вращаются попеременно один раз вперед и один раз назад (схема 3, фото.2. Н-68 Готс. 13-3-8, Н-84 Тр.VIII 2-774-9, Н-78 Дуб. 27-з.тр.№25, Н-73 Кир. 26-44-39, Н-78 Дуб.24-18-66).

Оригинальный способ создания тканей переплетения саржа 2/2 указывает на существование развитой технологии ткачества на дощечках в средневековом Новгороде. Даже в рядовых изделиях низкого сорта качества, используя достаточно простые приемы установки, заправки и вращения дощечек, создавались разнообразные варианты узоров. Возможно, что ткани, имеющие более сложные виды переплетений, не сохранились. Найденные фрагменты поясов принадлежат к обыденному костюму. Естественно было бы предположить, наличие тканей более высокого сорта качества, входящих в состав праздничного убора, аналогичных найденным в захоронениях других областей средневековой Руси.

В данной статье было проведено исследование на предмет выявления среди новгородских археологических находок ткацких приспособлений типа «дощечек» с двумя и четырьмя отверстиями. Восстановлен процесс работы на них в средневековом Новгороде. Реконструированы текстильные структуры, обнаруженные при раскопках в слоях XII-XV веков, выработанные на дощечках.

 

Литература

Бибиков С.Н. Раннетрипольское поселение Лука-Врубелецкая на Днестре//МИА,№38.1953.М-Л С.460

Левашева В.П. Обработка кожи, меха и других видов животного сырья//Очерки по истории русской деревни X-XII вв. Труды государственного исторического музея. Вып. 33. М.: Советская Россия, 1959.

Лебедева Н.И.Прядение и ткачество восточных славян в XIX-началеXX в// ТИЭ, Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX-началеXX в. М.: Из-во Академии наук СССР, нов серия, Т.XXXI, 1956. С. 460-540.

Лебедева Н.И. Ткачество//Очерки по истории русской деревни X-XII вв. Труды государственного исторического музея. Вып. 33. М.: Советская Россия, 1959. С.9-37.

Лунд-Иверсен Б. Ткацкие переплетения. Пер. с норвежского Б.П.Колтунова.М, Легпромбыт издат,1987. С.102.

Орфинская О.В., Голикова В.П., Шишлина Н.И. Комплексное экспериментальное исследование текстильных изделий эпохи бронзы Евразийских степей// Текстиль эпохи бронзы Евразийских степей. Тр.ГИМ.Вып.109.1999.

Семенов С.А. Первобытная техника// Материалы и исследования по археологии СССР, М.-Л. Издательство Академии наук СССР, 1957. Т54. С.240.

Семенов С.А., Коробкова Г.Ф. Технология древнейших производств. Мезолит. Энеолит. Л.: Наука, 1983. С.256

Фаломеев Б.А., Чернай И.Л. К вопросу о раннем ткачестве в лесной полосе Восточной Европы//Археологическое исследование Новгородской земли, 1984, из-во Лениградского ун-та, С 49-51.

Шишлина Н.И. Текстиль эпохи бронзы Евразийских степей//Текстиль эпохи бронзы Евразийских степей. Тр.ГИМ.Вып.109.1999.

Geijer Agnes. Ur textilkonstens historia. Omslagstormgivring. ChristerHtllmark, 1994. C.474.

Hald M.”Apecient Danish textiles from Bogs and Bunials”. THE NATIONAL MUSEUM OF DENMARK.1980. С.398.

Hooper Luther. Weaving with small Appliances written & illustrated. Book II – Tablet weaving. London. SIR ISAAC PITMAN & SONS, LDT. 1923.

Селiвончык В.I. Ткацтва на дошчачках: практ.дапам. –Мiнск: Медысонт,2009.- 64 с.

 

 

 
  1 2 3
 
  4 5 6
 
  7 8 9 10 11 12
 
 
1. 1.Глиняные кружки из поселения Фефелов бор Рязанская обл. 2- нач. 1тыс. до н.э. 2.Реконструкция ткацкого приспособления на кружках. 3.Пластинки из раковин из поселения Лука – Врубелецкая на Днестре. IV-III тыс.л. до н.э. 4. Дощечка. Новгород. XII в. (н-05 Тр.-XIV 11-1604-38). 5. Дощечка. Новгород (Н-03 Ник.7-9/з.тр.). 6. Костяная пластинка. X в. Новгород (Н-75 Тр.- II-III 22-105-1). Костяные пластинки. Новгород: 7. Н.-74 р.-Козм 11-8-2. Кон. XIII-XIV вв. 8. НГМ кп 17214 А 62-28 9.Н-73 Тр. 19-4-1 9. XI в.10. Н-91 Тр.- X 8-1094-68. XIV в.11.Н-91 Тр.- X 6-1179-13. XIV в. 12. Н-93 Тр.- X 12-1094-21. XI в. 13. Порядок вращения дощечек с 2 отверстиями и схема пояса полотняного переплетения (по В.I.Селiвончык). 14. Порядок вращения дощечек с 2 отверстиями и схема пояса спирального переплетения (по В.I.Селiвончык). 15. Выработка шнура на одной дощечке с 5 отверстиями.
     

 

Схема 1. Заправка дощечек с 2 отверстиями для рисунка поперечными полосами  
              Б 1 2 3
/   /         А
                 
Номера дощечек
/ \ / \ / \ / / / / / / / \ установка дощечек
Схема 2.Заправка дощечек с 2 отверстиями для шахматного рисунка  
              Б
/   /         А
                 
Номера дощечек
/ \ / \ / \ / установка дощечек

 

Схема 3.Заправка дощечек с 2 отверстиями для рисунка диагональ, ломаная диагональ и зигзаг  
              Б 1 2 3
/   /         А
                 
Номера дощечек
/ \ \ \ \ \ / установка дощечек
Схема 4. Заправка дощечек с 2 отверстиями для полотняного переплетения  
            Б
/   /       А
               
Номера дощечек
\ \ / \ / / / установка дощечек
                 
Схема 5. Заправка дощечек с 4 отверстиями для поясов саржа 2/2.  
              Г 1 2 3
              В
              Б
/   /         А
               
Номера дощечек
/ / / / / / \ установка дощечек

 

 

Схема 6.Заправка дощечек с 2 отверстиями полотняного переплетения  
                    Б
/   /               А
                       
  Номера дощечек
/ / / / / \ \ \ \ \ установка дощечек  

 







Date: 2015-06-11; view: 843; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию