Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная справедливость с точки зрения культуры
Квуок Лейнг и Уолтер Дж. Стефан Справедливость — чрезвычайно важная тема во всех общественных науках, понимание справедливости и технология ее осуществления оказывают влияние на все аспекты нашей жизни, начиная с повседневной деятельности и заканчивая правовой и законодательной системами, определяют поведение, отношение к трудовым ресурсам и т. д. Поэтому справедливость и тесно связанная с ней мораль давно изучаются психологией и философией, а исследования этой темы породили множество теорий и моделей справедливости, соотносимых с каждодневной практикой. В этой главе Лейнги Стефан рассматривают кросс-культурную литературу, касающуюся справедливости, утверждая, что для создания универсальных те-орий справедливости исследования по этой теме должны выйти за пределы европейско-американских культурных ограничений. Они убедительно доказывают, почему справедливость следует изучать в кросс-культурном аспекте, подчеркивая, что кросс-культурные исследования будут способствовать более глубокому пониманию справедливости в таких аспектах, рассмотрение которых невозможно в монокультурных рамках. Они отмечают, что глобализация в различных сферах жизни способствует стремительному расширению межкультурных контактов, в результате чего культурные различия в понимании справедливости и честности могут привести к недоразумениям и конфликтам. Они четко определяют функциональные аспекты справедливости и различие между универсальной и партикулярной концепциями справедливости. Они рассматривают моральные основы справедливости, подчеркивая, что западный либерализм и представления об автономии личности, бытующие в CLUA, могут быть не свойственны иным культурам, что может быть причиной фундаментальных различий в моральных нормах и понимании справедливости. Кроме того, авторы представляют двухуровневую модель восприятия справедливости, пытаясь разграничить и одновременно осмыслить как единое целое абстрактные принципы справедливости и конкретные установки, которые связывают эти абстрактные принципы с конкретным социальным содержанием. Большая часть приведенного обзора посвящена кросс-культурным исследованиям, касающимся трех аспектов справедливости: справедливость распределения (distributive), процессуальная справедливость (procedural) и караю- щая справедливость (retributive). Кроме того, они уделяют довольно много внимания литературе, касающейся реакции на несправедливость. Особенно важную работу проделали Лейнг и Стефан, выявляя связь ряда описанных феноменов и большей части научно-исследовательской литературы с такими культурными параметрами, как индивидуализм/коллективизм и дистанция по отношению к власти. Они вносят ясность в представление о сложных путях опосредованного воздействия культуры на понимание справедливости и честности, закладывая, таким образом, основы для понимания межкультурных конфликтов во многих сферах жизни. Данный обзор — один из самых хорошо составленных и глубоких по данному направлению психологии. Модель справедливости, предложеннаяЛейнгом и Стефаном, предполагает, что справедливость и мораль могут носить одновременно универсальный и культуро-специфичный характер, в рамках этой модели абстрактные конструкты и нормы взаимодействуют с конкретной контексто-релевантной информацией, в результате чего происходит формирование моральных норм и принятие решений, касающихся справедливости. Такой подход представляется интересным, привлекательным и безусловно способствует сближению отчетливых и до сих пор предположительно взаимоисключающих дихотомий, повсеместно присутствующих в традиционной американской психологии. По существу, возможности исследований, о которых идет речь в конце главы, определяют перспективы дальнейшей эволюции знания в данной области, предполагающие интеграцию и учет, казалось бы, противоположных понятий, и эти перспективы соответствуют идеям, изложенным в остальных главах книги. Усилия по достижению этих целей, без сомнения, приведут к открытию качественно новых подходов к исследованиям в данной области и к теоретическому осмыслению изучаемых явлений. В то же время Лейнг и Стефан напоминают нам о практической актуальности кросс-культурного изучения справедливости, в особенности с учетом ее роли в возникновении межкультурных конфликтов в мире растущего культурного многообразия. Они убедительно доказывают необходимость более глубокого понимания и дальнейшего применения знаний, полученных в ходе кросс-культурных исследований, для минимизации деструктивных действий при разрешении межкультурных конфликтов и их перевода в конструктивное русло. Принимая во внимание историю человечества, связанную с межкультурными конфликтами, хочется верить, что такие знания смогут превратить разрушение в созидание. Проблемы справедливости издавна волновали человечество. Западные философы от Аристотеля до Роулза изучали принципы справедливости с точки зрения логики. На Востоке философы от Конфуция до Ганди определяли модели содиаль- • ного поведения, способствующие справедливости. В отличие от теоретических размышлений, эмпирические исследования социальной справедливости имеют куда менее продолжительную историю, поскольку специалисты по социальной психологии начали заниматься изучением роли справедливости в повседневном поведении около полувека тому назад. Несмотря на то что это довольно молодая научная дисциплина, уже сформировался внушительный корпус эмпирических данных и теоретических разработок, связанных с исследованиями справедливости (обзор см. в работе Sanders & Hamilton, 2001). При этом основным недостатком проделанной работы является то, что подавляющее большинство исследований проводилось в США и Западной Европе, поэтому наши психологические представления о справедливости основываются на контексте западной культуры. Для разработки универсальных теорий справедливости нам необходимо выйти за рамки европейско-американских культурных ограничений. В последние годы исследования справедливости постепенно начали распространяться и на другие культуры, ^исключительно западные представления мало-помалу стали уступать дорогу более широким подходам, учитывающим многообразие культур (обзор см. в работах James, 1993; Leung & Morris, 2001; Leung & Stephan, 1998). Задача этой главы — рассмотреть и объединить то, что известно о роли культуры в психологии социальной справедливости, и выявить продуктивные пути будущих исследований, уместные в мире, стремительно продвигающемся в направлении все большего культурного многообразия и плюрализма. Date: 2015-07-10; view: 370; Нарушение авторских прав |