Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная справедливость с точки зрения культуры





Квуок Лейнг и Уолтер Дж. Стефан

Справедливость — чрезвычайно важная тема во всех общественных науках, понимание справедливости и технология ее осуществления оказывают влия­ние на все аспекты нашей жизни, начиная с повседневной деятельности и за­канчивая правовой и законодательной системами, определяют поведение, от­ношение к трудовым ресурсам и т. д. Поэтому справедливость и тесно связан­ная с ней мораль давно изучаются психологией и философией, а исследования этой темы породили множество теорий и моделей справедливости, соотноси­мых с каждодневной практикой.

В этой главе Лейнги Стефан рассматривают кросс-культурную литературу, касающуюся справедливости, утверждая, что для создания универсальных те-орий справедливости исследования по этой теме должны выйти за пределы европейско-американских культурных ограничений. Они убедительно доказы­вают, почему справедливость следует изучать в кросс-культурном аспекте, подчеркивая, что кросс-культурные исследования будут способствовать более глубокому пониманию справедливости в таких аспектах, рассмотрение кото­рых невозможно в монокультурных рамках. Они отмечают, что глобализация в различных сферах жизни способствует стремительному расширению межкуль­турных контактов, в результате чего культурные различия в понимании справед­ливости и честности могут привести к недоразумениям и конфликтам. Они чет­ко определяют функциональные аспекты справедливости и различие между универсальной и партикулярной концепциями справедливости. Они рассмат­ривают моральные основы справедливости, подчеркивая, что западный либе­рализм и представления об автономии личности, бытующие в CLUA, могут быть не свойственны иным культурам, что может быть причиной фундаментальных различий в моральных нормах и понимании справедливости. Кроме того, авторы представляют двухуровневую модель восприятия справедливости, пытаясь разграничить и одновременно осмыслить как единое целое абстракт­ные принципы справедливости и конкретные установки, которые связывают эти абстрактные принципы с конкретным социальным содержанием.

Большая часть приведенного обзора посвящена кросс-культурным иссле­дованиям, касающимся трех аспектов справедливости: справедливость рас­пределения (distributive), процессуальная справедливость (procedural) и караю-

щая справедливость (retributive). Кроме того, они уделяют довольно много внимания литературе, касающейся реакции на несправедливость. Особенно важную работу проделали Лейнг и Стефан, выявляя связь ряда описанных феноменов и большей части научно-исследовательской литературы с такими культурными параметрами, как индивидуализм/коллективизм и дистанция по отношению к власти. Они вносят ясность в представление о сложных путях опосредованного воздействия культуры на понимание справедливости и чест­ности, закладывая, таким образом, основы для понимания межкультурных кон­фликтов во многих сферах жизни. Данный обзор — один из самых хорошо составленных и глубоких по данному направлению психологии.

Модель справедливости, предложеннаяЛейнгом и Стефаном, предполага­ет, что справедливость и мораль могут носить одновременно универсальный и культуро-специфичный характер, в рамках этой модели абстрактные конструкты и нормы взаимодействуют с конкретной контексто-релевантной информацией, в результате чего происходит формирование моральных норм и принятие ре­шений, касающихся справедливости. Такой подход представляется интерес­ным, привлекательным и безусловно способствует сближению отчетливых и до сих пор предположительно взаимоисключающих дихотомий, повсеместно присутствующих в традиционной американской психологии. По существу, возможности исследований, о которых идет речь в конце главы, определяют перспективы дальнейшей эволюции знания в данной области, предполагаю­щие интеграцию и учет, казалось бы, противоположных понятий, и эти перспек­тивы соответствуют идеям, изложенным в остальных главах книги. Усилия по достижению этих целей, без сомнения, приведут к открытию качественно но­вых подходов к исследованиям в данной области и к теоретическому осмысле­нию изучаемых явлений.

В то же время Лейнг и Стефан напоминают нам о практической актуально­сти кросс-культурного изучения справедливости, в особенности с учетом ее роли в возникновении межкультурных конфликтов в мире растущего культур­ного многообразия. Они убедительно доказывают необходимость более глубо­кого понимания и дальнейшего применения знаний, полученных в ходе кросс-культурных исследований, для минимизации деструктивных действий при раз­решении межкультурных конфликтов и их перевода в конструктивное русло. Принимая во внимание историю человечества, связанную с межкультурными конфликтами, хочется верить, что такие знания смогут превратить разрушение в созидание.


Проблемы справедливости издавна волновали человечество. Западные фило­софы от Аристотеля до Роулза изучали принципы справедливости с точки зрения логики. На Востоке философы от Конфуция до Ганди определяли модели содиаль- • ного поведения, способствующие справедливости. В отличие от теоретических размышлений, эмпирические исследования социальной справедливости имеют куда менее продолжительную историю, поскольку специалисты по социальной психологии начали заниматься изучением роли справедливости в повседневном поведении около полувека тому назад.

Несмотря на то что это довольно молодая научная дисциплина, уже сформиро­вался внушительный корпус эмпирических данных и теоретических разработок, связанных с исследованиями справедливости (обзор см. в работе Sanders & Hamilton, 2001). При этом основным недостатком проделанной работы является то, что по­давляющее большинство исследований проводилось в США и Западной Европе, поэтому наши психологические представления о справедливости основываются на контексте западной культуры. Для разработки универсальных теорий справедли­вости нам необходимо выйти за рамки европейско-американских культурных ограничений.

В последние годы исследования справедливости постепенно начали распро­страняться и на другие культуры, ^исключительно западные представления мало-помалу стали уступать дорогу более широким подходам, учитывающим многообразие культур (обзор см. в работах James, 1993; Leung & Morris, 2001; Leung & Stephan, 1998). Задача этой главы — рассмотреть и объединить то, что известно о роли культуры в психологии социальной справедливости, и выявить продуктивные пути будущих исследований, уместные в мире, стремительно продвигающемся в направлении все большего культурного многообразия и плю­рализма.







Date: 2015-07-10; view: 370; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию