Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура и нравственное развитие
Джоан Миллер Наверное, нет темы более важной для понимания культуры, чем нравственность. Порой трудно определить, где заканчивается культура и начинается нравственность, настолько тесная и глубокая взаимосвязь существует между ними. Действительно, можно аргументированно доказать (и уже было доказано), что значительная часть содержания культуры и цели ее освоения состойте том, чтобы обеспечить включение индивида в культуро-специфичные процессы и постижение им норм нравственности, справедливости и честности. В этой главе Миллер дает прекрасное и всестороннее общее представление о литературе, касающейся культуры и нравственности. Она начинает с опи-сан.ия основных традиционных подходов к нравственному развитию, в том числе взглядов на когнитивное развитие Пиаже и Колберга, подхода с точки зрения обособленных доменов Туриел и понимания нравственности как участия и заботы ("morality of canng) Гиллиган. Миллер не только мастерски описывает базовые принципы этих подходов, но и раскрывает их теоретическую и эмпирическую ограниченность. Как отмечает Миллер, любой из этих трех подходов преуменьшает воздействие ассоциируемых с культурой идей и культурной практики, присоединяясь к мнению о том, что нравственность формируется сама собой в контексте повседневного опыта усвоения культуры и принимает одни и те же формы в условиях любой культуры. Далее Миллер выходит за пределы традиционных взглядов, анализируя подходы, рассматривающие нравственное развитие через призму культуры. Сосредоточив внимание на трех ключевых проблемах — определения нравственности, включающие понятие культуры, сущность ассоциируемых с культурой идей и культурный фундамент процессов развития, — Миллер рассматривает важнейшие эмпирические данные в литературе по кросс-культурным исследованиям, которые говорят о тесной взаимосвязи культуры и нравственности. При этом автор рассматривает данные, охватывающие практически все направления исследовательской работы, касающейся нравственности, включая суждения о моральных принципах справедливости, моральных принципах общества и межличностных отношений и моральных принципах, связанных с божественным началом и духовностью, и убедительно доказывает, что идеи, ассоциируемые с культурой, и культурные практики оказывают влияние на при- менение моральных норм в повседневных ситуациях и ведут к появлению качественных различий в рассуждениях, касающихся нравственности. Используя сделанный обзор как стартовую площадку, Миллер планирует повестку дня будущих исследований, для которых будет характерно интегрированное рассмотрение комплекса психологических процессов, включение направлений, связанных с нравственностью, которые традиционные исследования раньше обходили стороной, и лонгитюдный подход к осмыслению процессов нравственного развития в процессе адаптации к культурным нормам. Она выступает, например, за необходимость более глубокого понимания взаимосвязи между Я и нравственными принципами, в особенности в процессе адаптации к культурным нормам и в культурах незападного типа. Она выступает также за расширение работы по изучению таких проблем, как нанесение ущерба субъекту, взаимосвязь культуры и контекста, доминирование. Ее замечания о культуре и контексте уместны не только в разговоре о нравственности, но и в связи со всеми темами, которые затрагивает данная книга. Она также высказывается в пользу изучения этнокультурных подходов к пониманию нравственности и исследования факторов мотивации существующих культурных систем. Комментарии Миллер, связанные с будущей теоретической и эмпирической работой, созвучны основной идее этой книги о необходимости теоретической интеграции разных дисциплин и тематических направлений и эмпирического совершенствования и эволюции методологии, что предполагает использование и сближение качественных и количественных подходов; объединение подходов традиционной, культурной, кросс-культурной и этнокультурной психологии; и использование лонгитюдных подходов. Несмотря на то что исследования такого рода, несомненно, гораздо сложнее, чем те, которые проводятся на сегодняшний день, аргументы в их пользу достаточно убедительны. Нравственность представляет собой одну из самых важных и сложных областей психологических исследований. Важность определяется ее значением для человеческой психологии и тесной связью нравственных установок с формированием Я. В свою очередь, сложность определяется вопросами, которые возникают при изучении нравственности не только в связи с проблемой универсализма/релятивизма, но также в связи с природой индивидуальности и формированием Я. Мораль универсальна, поскольку любая культурная группа оценивает определенный тип поведения как нравственное, используя критерии его восприятия как надлежащего/недостойного. Однако конкретные нравственные принципы и поведение, соответствующее им, отличаются заметным разнообразием как в пределах одной культуры, так и в разных культурных обществах, а также в исторической перспективе. В связи с этим встает ключевой вопрос; в какой мере данные различия могут считаться фундаментальными и как это связано с процессами, лежащими в основе формирования нравственных представлений. Данная глава рассматривает роль культуры в формировании нравственных принципов (кроме того, свежие кросс-культурные обзоры психологических исследований нравственности можно найти, например, в работах Eckensberger & Zimba, 1997; Edwards, 1994; J. R. Snarey, 1985; J. Snarey & Keljo, 1991). Основное внима- ние в ней уделяется нравственному мышлению, а не более широкой теме просоци-ального поведения. В рамках этой традиции психологического исследования нравственность рассматривается как домен, который базируется более на осознанно воспринимаемом естественном праве, чем на социальном консенсусе или личных предпочтениях. Например, рабство может считаться нарушением нравственных принципов, несмотря на то что оно широко практикуется в обществе и не считается преступлением. Именно в этой исследовательской традиции встает вопрос об относительности-нравственности, и встает весьма остро, поскольку нравственность не отождествляется исключительно с соответствием норме. Глава состоит из трех разделов. В первом рассматриваются традиционные подходы, которые доминировали в психологии нравственного развития, причем особое внимание уделяется теоретическим предположениям, выдвинутым в рамках данных подходов, которые подтверждают их притязания на универсализм. Второй раздел содержит обзор подходов к нравственности, ориентированных на культуру; здесь освещена роль, которую они отводят культуре в формировании нравственности и объяснении природы повседневных моральных суждений. И, наконец, третий раздел определяет направления будущей теоретической и исследовательской работы. В нем делается вывод о том, что анализ культуры должен стать центральной частью психологических исследований нравственности при разработке подходов, которые будут более динамичными, восприимчивыми в экологическом отношении и будут тесно связаны с формированием Я в контексте культуры. Date: 2015-07-10; view: 421; Нарушение авторских прав |