Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учитель, незнакомка





НЕЗНАКОМКА: Как темно!

УЧИТЕЛЬ: Секундочку - сейчас я зажгу лампу. Вот только найду спички...

НЕЗНАКОМКА: У вас нет электричества?

УЧИТЕЛЬ: Нет... То есть, в сущности, есть, но его никак не проведут. Может, осенью, когда будет готова станция...

НЕЗНАКОМКА: Но не ждать же мне до осени!

УЧИТЕЛЬ (ухитрившись зажечь одну спичку): Мне очень жаль, сударыня. Действительно, очень жаль.

Зажигает лампу.

НЕЗНАКОМКА: Здесь слишком темно. Какая тусклая лампа! И что, совсем нельзя сделать поярче?

УЧИТЕЛЬ: Да нет, можно. Но лучше не надо. Тогда будет заметно на улице.

НЕЗНАКОМКА: Ну и что?

УЧИТЕЛЬ: Не нужно, чтобы кто-нибудь знал, что вы здесь.

НЕЗНАКОМКА: Но там же никого нет. Улица пуста.

УЧИТЕЛЬ: Это сейчас. А попозже все будут возвращаться из кинематографа... Сегодня среда.

НЕЗНАКОМКА: Ну и что, что среда?

УЧИТЕЛЬ: По средам и по субботам у нас кино. Всегда.

НЕЗНАКОМКА: А вы что же - не пошли?

lУЧИТЕЛЬ: Нет. Я никогда туда не хожу. (свет становится ярче.)

НЕЗНАКОМКА: И здесь вы живете? Это... ваш дом?

УЧИТЕЛЬ: Да.

НЕЗНАКОМКА: Ужасно!

УЧИТЕЛЬ: Вам не нравится?

НЕЗНАКОМКА: Что вы. Извините. Здесь очень... красиво.

УЧИТЕЛЬ: Нет, здесь совсем не красиво, но зато есть все, что мне нужно. И от гимназии недалеко. Потому что, видите ли... не знаю, говорил ли я вам... но я ведь учитель.

НЕЗНАКОМКА: Об этом и не нужно было говорить. И так видно.

УЧИТЕЛЬ: Почему?

НЕЗНАКОМКА: По всему. (внимательно разглядывает комнату, а заодно и самого УЧИТЕЛЯ, словно он тоже часть обстановки.) Кошмар! Снаружи и то было лучше! Давайте немного приоткроем окно. (Идет к окну.)

УЧИТЕЛЬ (испуганно): Нет!

НЕЗНАКОМКА (изумленно): Но почему?

УЧИТЕЛЬ: Я разве не сказал вам? Люди пойдут из кинематографа. Свет падает на улицу. И вас увидят.

НЕЗНАКОМКА: Ну и что? (Широко распахивает окно.)

УЧИТЕЛЬ: Но женщина... здесь... в такой час...

НЕЗНАКОМКА: Но там же никого - ни одной живой души.

УЧИТЕЛЬ: Не смейтесь, сударыня. Весь город у окон.

НЕЗНАКОМКА: Но я никого не вижу. И не слышу. (прислушивается к ночной тишине.) Все давно спят.

УЧИТЕЛЬ: Ну и что, что спят. Они и во сне видят.

Я должен вас оставить. Постель там. Белье в шкафу... Если вы захотите умыться...

НЕЗНАКОМКА: Захочу. И в поезде, и на вокзале такая пылища!

УЧИТЕЛЬ: Чистое полотенце найдете там же.

НЕЗНАКОМКА (кивнув на левую дверь): Ванная комната там?

УЧИТЕЛЬ: Да... То есть, нет... В некотором роде, это не вполне можно назвать ванной комнатой... Там была просто каморка, нечто вроде кухоньки, но так как я всегда ем в городе, я переделал ее в... в... Впрочем, сами все увидите.

НЕЗНАКОМКА: Душ есть?

УЧИТЕЛЬ: Да, нечто, вроде душа. Это лейка... обычная садовая лейка, подвешенная на стену на бечевке...

НЕЗНАКОМКА: Весьма изобретательно.

УЧИТЕЛЬ: Мне очень жаль... Я так хочу... Мне бы очень хотелось...

НЕЗНАКОМКА: Не стоит так беспокоиться. А раковина есть?

УЧИТЕЛЬ (с восторгом): Это да! Конечно.

НЕЗНАКОМКА: Тогда прекрасно.

УЧИТЕЛЬ:… Я принесу вам воды из колодца. Со двора...

НЕЗНАКОМКА: Что вы, не надо...

УЧИТЕЛЬ: Почему же? Нет ничего проще. Я принесу прямо в лейке. Сейчас… Секундочку...

НЕЗНАКОМКА с любопытством оглядывается, рассматривает книги

НЕЗНАКОМКА (увидела на стене два портрета): А кто этот старый господин? Ваш родственник?

УЧИТЕЛЬ: Нет, это Кеплер.

НЕЗНАКОМКА: А тот?

УЧИТЕЛЬ: Коперник.

НЕЗНАКОМКА: Вы их знаете?

УЧИТЕЛЬ: Знаю, но... они умерли. Давно умерли. Несколько столетий назад.

НЕЗНАКОМКА: Как вы сказали, зовут того?

УЧИТЕЛЬ: Коперник.

НЕЗНАКОМКА: Кажется, я где-то о нем слышала.

УЧИТЕЛЬ: Очень может быть. (Совершенно серьезно.) Он довольно известен.

НЕЗНАКОМКА: А зачем они вам?

УЧИТЕЛЬ: Так. Я думаю о них... иногда...

НЕЗНАКОМКА: Что за странный вы человек... Да, очень странный...

ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Говорю вам, что видела свет. И окно открыто.

УЧИТЕЛЬ: Кино закончилось. (шепчет): Тс-с-с-с! Отойдите немного от окна... (НЕЗНАКОМКА прижимается спиной к стене справа от окна. УЧИТЕЛЬ стоит от окна слева. Между ними - широко распахнутые рамы и ночное звездное небо) Видите? Я же говорил вам - не надо открывать окно.

ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Дома он. Где же ему еще быть. Крикните ему.

ГОЛОС УДРИ: Мирою! Мирою!

НЕЗНАКОМКА (шепотом): Вас зовут Мирою?

УЧИТЕЛЬ (тоже шепотом): Да.

НЕЗНАКОМКА: А дальше как?

УЧИТЕЛЬ: Марин.

НЕЗНАКОМКА: Марин Мирою... Неплохо.

ГОЛОС УДРИ: Мирою! Открой! Это я!

НЕЗНАКОМКА (продолжая шептать): Кто это?

УЧИТЕЛЬ: Мой коллега... Учитель музыки...

ГОЛОС УДРИ: Мирою, ты слышишь? Ты дома?

ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Что вы спрашиваете? Конечно, дома.

НЕЗНАКОМКА: А она кто?

УЧИТЕЛЬ: Тоже коллега... Преподает химию и физику.

НЕЗНАКОМКА: И чего она хочет?

УЧИТЕЛЬ: Не знаю.

НЕЗНАКОМКА: Это ваша любовница?

УЧИТЕЛЬ (возмущенно): Сударыня! Прошу вас…

НЕЗНАКОМКА: Тогда невеста?

УЧИТЕЛЬ: У меня нет невесты.

НЕЗНАКОМКА: Тогда чего же она ищет здесь в такое время?

Снаружи раздается сильный стук в ворота.

УЧИТЕЛЬ: Иду! Сейчас! Сейчас! Сударыня, вам нужно исчезнуть, спрятаться.

НЕЗНАКОМКА: В окно я не полезу - так и знайте!

УЧИТЕЛЬ: Идите туда. (Показывает на дверь.) На минуточку.

НЕЗНАКОМКА: Хорошо, но... (Делает шаг к нужной двери.)

УЧИТЕЛЬ (тревожно): Голову! Пригните голову!

НЕЗНАКОМКА: Только не держите меня там долго.

Выходит. Стук в ворота.

УЧИТЕЛЬ (бросаясь к окну): Сейчас! Сейчас!

СЦЕНА 2. УЧИТЕЛЬ, МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ, УДРЯ

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (чуть не спотыкаясь о забытую около двери лейку.) А что здесь делает полная лейка?

УЧИТЕЛЬ (идя за ней следом): Э-э... я хотел... хотел... вымыться...

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (сурово): Вы моетесь по ночам?

УЧИТЕЛЬ: Да... В конце концов... иногда...

УДРЯ (типичный представитель провинциальной "богемы"): Жаль, что ты не был в кинематографе. Это было... просто прекрасно. Прекрасно. Представь себе... Он...

УЧИТЕЛЬ: Прошу тебя, расскажешь мне завтра... Сейчас...

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: А чем это у вас тут пахнет? (Старательно раздувая ноздри, принюхивается.) Как будто... духи.

УЧИТЕЛЬ: Мадемуазель Куку... не сердитесь на меня... Сейчас так поздно...

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Не будем спешить. Давайте по порядку. Вам слово, господин Удря.

УЧИТЕЛЬ стоит между ними, в совершенном отчаянии бросая взгляды то на одну, то на другого, а иногда - с явным беспокойством - на дверь слева.

УДРЯ (смущенно): Видишь ли... Я был в кино.

УЧИТЕЛЬ (нервно): Удря, я прошу тебя... короче. Быстрее.

УДРЯ: Э! И там встретил мадемуазель Куку.

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (вспыхнув): Да! Меня! Потому что я одна, бедняжка, должна заменять полицию и на вокзале, и в городском саду, и в кинематографе! Я поймала в зале семь учениц! Илиеску из пятого, Улму из шестого, Татович из четвертого "Б"...

УЧИТЕЛЬ: Мадемуазель Куку... позвольте... я полагаю...

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Конечно. Вас никогда не интересует порядок и дисциплина.

УЧИТЕЛЬ: Да нет... Но не в такой час.

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Очень жаль. Школа никогда не спит, господин учитель.

УЧИТЕЛЬ: Даже ночью?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Никогда! Школа всегда начеку. Школа знает все. Видит все!

УЧИТЕЛЬ (беспокойно): Что вы хотите сказать?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Сейчас узнаете. (УДРЕ, повелительно.) Выкладывайте, сударь.

УДРЯ: Э-э-э, как я уже сказал, в кинематографе я встретил мадемуазель Куку.

УЧИТЕЛЬ: Ради Бога, Удря, побыстрее.

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Ну почему же быстрее? Вы должны понять, господин учитель, что если уж я, - я! - пятнаю свое имя, свою репутацию... и вхожу ночью в дом неженатого мужчины...

УДРЯ (между прочим): И только поэтому прихватила с собой меня. Чтобы люди не говорили.

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (продолжая):... Должно было произойти событие чрезвычайной важности.

УЧИТЕЛЬ: Чрезвычайной важности? Ничего не понимаю.

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Господин Мирою! Только не пытайтесь отрицать - это бесполезно. (После паузы отчеканивает.) Это, действительно, правда?

УЧИТЕЛЬ (с растущим беспокойством): Что - правда?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Это правда, что вы... (подчеркивая) вы... заплатили двадцать две тысячи лей за книгу, которую Паску привез вам из Бухареста?

УЧИТЕЛЬ (облегченно сияет): Да!

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (победоносно обращаясь к УДРЕ): Э! Теперь видите?

УДРЯ: Но я ничего не знал. Он мне ничего не сказал.

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Господин Мирою, когда кто-нибудь - учитель! - отдает двадцать две тысячи лей за одну книгу, значит, дело нечисто.

УЧИТЕЛЬ: Почему? Со своими деньгами я делаю все, что хочу...

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: С вашими деньгами? Какими? Какими деньгами? Слава Богу, мне про вас все известно. Да вы с прошлого месяца задолжали в харчевне восемьсот лей!

УЧИТЕЛЬ: Откуда вы знаете?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Когда я заходила к мадам Луизе, она все мне рассказала. И в парикмахерской вы последний раз были два месяца назад!

УЧИТЕЛЬ (машинально приглаживая волосы): Только на прошлой неделе...

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: И одежду вы меняете только в кра-а-айних случаях. Шесть лет в одном и том же костюме ходите.

УЧИТЕЛЬ (оглядывая свой костюм): Но он вполне еще приличный.. чистый...

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: И знаете, что я еще слышала? (Ядовито.) Что вы сами чините себе носки!

УЧИТЕЛЬ (с болью, отчаянно): Это низко!

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: И рубашки!

УЧИТЕЛЬ: Может, это и так, но это мое безумие, и я никому не желаю в нем отчитываться.

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Ошибаетесь, господин учитель. Школа обязана знать, быть в курсе. Школа. И город. И я.

УЧИТЕЛЬ: Ну, хорошо, знайте. Но неужели для этого необходимо врываться сюда прямо среди ночи...

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ:… Хорошо. Как вам будет угодно. Только потом не пожалейте! Идемте, господин Удря. Пошли.

Грозно выходит через правую дверь. УДРЯ плетется было за ней.

УЧИТЕЛЬ (быстро): Удря! Останься. Мне надо кое-что тебе сказать.

УДРЯ: Не могу. Я должен проводить змею до дома.

УЧИТЕЛЬ: Потом вернешься. Ты мне нужен.

УДРЯ: Хорошо. Вернусь.

ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (снаружи): Господин Удря!

УДРЯ: Иду! Иду!

СЦЕНА 3. УЧИТЕЛЬ, НЕЗНАКОМКА

Осторожно входит НЕЗНАКОМКА

НЕЗНАКОМКА (остановившись напротив УЧИТЕЛЯ, берет его за подбородок и слегка поворачивает его голову): Вы, в самом деле, два месяца не стриглись?

УЧИТЕЛЬ: Вы слышали?

НЕЗНАКОМКА: Все. (После отчаянного жеста УЧИТЕЛЯ.) Не могла же я заткнуть уши. А это правда, что...

УЧИТЕЛЬ (прерывая): Неправда. Все неправда.

НЕЗНАКОМКА: Послушайте... Дайте мне эту книгу... Я хочу на нее посмотреть. (УЧИТЕЛЬ молчит.) Я тут всего на одну ночь, на один час. Я никого не увижу, никому не расскажу... Дайте ее мне... Пожалуйста...

УЧИТЕЛЬ мгновение смотрит на нее молча. Потом простым жестом протягивает ей книгу.

НЕЗНАКОМКА (на несколько секунд склоняется над книгой, внимательная и поглощенная. Потом поднимает голову): Ничего не понимаю.

УЧИТЕЛЬ: Я же говорил вам. Это старая книга. По математике, по астрономии...

НЕЗНАКОМКА: Очень старая?

УЧИТЕЛЬ: Ей что-то около ста пятидесяти лет.

НЕЗНАКОМКА (изумленно): Тц! Тц! Ста пятидесяти? И потому она такая дорогая?

УЧИТЕЛЬ (пылко): Совсем не дорогая. Дешевая. Это счастье, что я, наконец, разыскал ее.

НЕЗНАКОМКА: Счастье?

УЧИТЕЛЬ: Я мечтал о ней целую вечность, искал, надеялся... Куда я только не писал! Кого только не запрашивал! Книготорговцев, букинистов... Я целую вечность копил деньги, откладывал, давал уроки, экономил...

НЕЗНАКОМКА (продолжая перечислять): Сами чинили себе носки.

УЧИТЕЛЬ: Да. Иногда. (С подъемом.) Но теперь она моя, моя. Она моя. Теперь я смогу, наконец, сверить, смогу узнать.

НЕЗНАКОМКА: Что узнать?

УЧИТЕЛЬ секунду нерешительно молчит.

НЕЗНАКОМКА: Вы не хотите мне сказать?

УЧИТЕЛЬ: Да нет. Вам я скажу. Но вы никому не расскажете?

НЕЗНАКОМКА: Никому.

УЧИТЕЛЬ: Никогда?

НЕЗНАКОМКА: Никогда?

УЧИТЕЛЬ: Вы мне обещаете?

НЕЗНАКОМКА: Клянусь.

УЧИТЕЛЬ (бросает взгляд на дверь, на окно, говорит почти со страхом): Я открыл звезду.

НЕЗНАКОМКА (мгновение смотрит ему прямо в глаза): Где?

УЧИТЕЛЬ (просто): На небе.

НЕЗНАКОМКА (по-детски): Не верю.

УЧИТЕЛЬ: Не верите? (Хватает лист бумаги.) Вот она, смотрите (ставит на листке точку.) Здесь.

НЕЗНАКОМКА: Вы же сказали, что она на небе.

УЧИТЕЛЬ: Так это и есть небо.

НЕЗНАКОМКА: А я думала, что...

УЧИТЕЛЬ: Я открыл ее здесь... на бумаге.

НЕЗНАКОМКА: На бумаге? Как на бумаге?

УЧИТЕЛЬ: Очень просто. Я ее вычислил.

НЕЗНАКОМКА: Не понимаю.

УЧИТЕЛЬ: Чего не понимаете?

НЕЗНАКОМКА: Ничего. Но больше всего, какая связь между звездой и... книгой.

УЧИТЕЛЬ: Это каталог звездного неба, атлас. Каталог Ван Мерша. Школьные и университетские астрономы презирают его... Стоит лишь взглянуть на вещи чуть шире, как человека сразу начинают считать астрологом, шарлатаном или... сумасшедшим.

НЕЗНАКОМКА (с неясным беспокойством): Сумасшедшим?

УЧИТЕЛЬ: Да. Не удивлюсь, если в один прекрасный день объявят сумасшедшим и меня.

НЕЗНАКОМКА (с растущим беспокойством): И вас?

УЧИТЕЛЬ: Старшеклассники давно уже так и говорят: сумасшедший.

НЕЗНАКОМКА: У меня глаза слипаются... Я хочу спать.

УЧИТЕЛЬ: Нет. Не сейчас. Сейчас я должен вам рассказать. Мне просто необходимо все рассказать. Смотрите. (Хватает ее за руку.) Вот, идите сюда. (Подводит ее к окну.) Видите Большую Медведицу?

НЕЗНАКОМКА: Ничего я не вижу. Я хочу спать. Успокойтесь. Покажете мне ее завтра утром.

УЧИТЕЛЬ: Как - завтра утром? Завтра утром ее не будет видно.

НЕЗНАКОМКА: Ну и что здесь такого? Покажете на бумаге.

УЧИТЕЛЬ: Нет, нет! Станьте здесь, возле меня. Смотрите,... вон семь звезд... видите?

НЕЗНАКОМКА (нерешительно): Нет.

УЧИТЕЛЬ (горячо, почти крича): Как же нет? Вон - четыре и три. Последние три - Ковш Большой Медведицы.

НЕЗНАКОМКА: Что большой медведицы?

УЧИТЕЛЬ: Вы смотрите слишком низко - так их не видно. Там, куда вы смотрите, голова Скорпиона.

НЕЗНАКОМКА: Какого скорпиона?

УЧИТЕЛЬ: Ну, Скорпиона. Змея.

НЕЗНАКОМКА: Какого змея?

Очень испугана, делает шаг в сторону. Словно собираясь убежать.

УЧИТЕЛЬ (резко поворачивается): Куда вы?

НЕЗНАКОМКА: Я... я... пойду во двор... Хочу немного прогуляться.

УЧИТЕЛЬ: Прогуляться?

НЕЗНАКОМКА: Я... я... хочу пить. Наберу воды из колодца. Вы же сами сказали, что там есть колодец... (УЧИТЕЛЬ делает к ней шаг) Не... не подходите, я буду кричать!

СЦЕНА 4. УЧИТЕЛЬ, НЕЗНАКОМКА, УДРЯ

Появляется УДРЯ. НЕЗНАКОМКА быстро оборачивается

НЕЗНАКОМКА (взволнованно): Сударь! Как хорошо вы сделали, что пришли! Вы со мной не знакомы, но я вас знаю. Вы господин Удря. Входите. Входите, прошу вас.

УДРЯ (окаменев): Сударыня!..

УЧИТЕЛЬ (обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ, мягко): Я вас напугал! Мне очень жаль. (УДРЕ) Входи, Удря.

УДРЯ (смущенно): Что же ты мне не сказал, дружище? Не предупредил, что ты не один?

УЧИТЕЛЬ: Не успел.

УДРЯ: Сударыня... прошу вас, поверьте... если бы я только знал... (Налетает на лейку) Что это здесь?

УЧИТЕЛЬ: Лейка.

УЧИТЕЛЬ уходит с лейкой в комнату слева.

НЕЗНАКОМКА (быстро): Господин Удря!

УДРЯ: К вашим услугам.

НЕЗНАКОМКА: Вы когда-нибудь видели большую медведицу?

УДРЯ (после секундного замешательства): Да, видел.

НЕЗНАКОМКА: Она на небе?

УДРЯ: Помилуйте, где ж еще быть? Конечно, на небе.

НЕЗНАКОМКА: И... скорпион там? Ну, змей?

УДРЯ: Там. А почему вы спрашиваете меня? Спросите его, он лучше знает. Он же мне их и показал. Он ведь у нас астроном.

НЕЗНАКОМКА: Астроном?... А знаете, что он сказал? Что открыл звезду.

УДРЯ (просто): Он ее и открыл. А почему бы ему ее не открыть? Написал же я симфонию.

НЕЗНАКОМКА: Вы написали симфонию?

УЧИТЕЛЬ (входя): Конечно. Я же говорил вам, что он композитор.

УДРЯ: Симфония в четырех частях. Allegro, Andante, Scherzo...

УЧИТЕЛЬ: И снова Allegro. Давай, Удря, пойдем.

УДРЯ: Куда?

УЧИТЕЛЬ: К тебе домой. Сегодня я переночую у тебя.

УДРЯ: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Позволь, я объясню все по дороге.

УДРЯ: А госпожа?

УЧИТЕЛЬ: А госпожа останется здесь.

НЕЗНАКОМКА: Но я не хочу оставаться одна. Почему вы так торопитесь?

УЧИТЕЛЬ: Потому что вы хотели спать. Вам нужно хорошенько выспаться.

НЕЗНАКОМКА: Я больше не хочу спать. Господин Удря, расскажите мне о вашей симфонии. Она красивая?

УДРЯ: Я бы хотел, чтобы мою симфонию сыграл оркестр гимназии.

НЕЗНАКОМКА: У вас есть оркестр?

УДРЯ: Нет, но его можно организовать.

УЧИТЕЛЬ: Тебе все равно никто ничего не даст.

УДРЯ: Вот именно. Но я и не хочу, чтобы мне все это давали. Ну, положим, дадут. Все равно я ничего не смогу сделать.

НЕЗНАКОМКА: Почему?

УДРЯ: Потому что у меня нету английского рожка.

НЕЗНАКОМКА: А что разве без этого... английского рожка... нельзя?

УДРЯ: Боже сохрани! Это же самое главное! Я вам сейчас покажу - почему.

УЧИТЕЛЬ: Прекрати, Удря, поздно...

НЕЗНАКОМКА: А разве нельзя взять что-нибудь вместо него? Какой-нибудь другой инструмент?

УДРЯ: Ни за что на свете! Уж лучше совсем не играть! Тысячу лет буду ждать, но исполнять без английского рожка не стану!

НЕЗНАКОМКА: Вы не можете найти его в магазинах?

УДРЯ: Да нет, английские рожки продаются в Бухаресте, но они страшно дорогие. Чуть ли не тридцать тысяч лей.

НЕЗНАКОМКА: Тридцать тысяч...

УДРЯ: Я откладываю кое-что из своего жалованья, и собрал уже почти пять с половиной тысяч, но до тридцати еще далеко.

УЧИТЕЛЬ (стесняясь): Идем. Завтра с утра занятия. Хочешь опоздать? И иметь дело с мадемуазель Куку?

УДРЯ: Нет! Только не это!

УЧИТЕЛЬ: Так в чем же дело? Идем. Уже поздно.

УДРЯ (несколько извиняясь): Он прав. Очень поздно. Спокойной ночи, сударыня.

УЧИТЕЛЬ: Доброй ночи.

УДРЯ выходит, УЧИТЕЛЬ собирается следовать за ним.

НЕЗНАКОМКА (легонько вскрикивает): А!

УЧИТЕЛЬ (обернувшись с порога): Что случилось?

НЕЗНАКОМКА: Мышонок.

УДРЯ (тоже возвращаясь): Какой мышонок?

НЕЗНАКОМКА: Я слышала. Он скребется.

УЧИТЕЛЬ: Удря, иди пока сам. Я тебя догоню. Только не запирай калитку, ладно?

УДРЯ: Хорошо, хорошо... Ничего не понимаю... Спокойной ночи. (Уходит.)

СЦЕНА 5. НЕЗНАКОМКА, УЧИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ: Вы ведь ничего не слышали - никакого мышонка, правда?

НЕЗНАКОМКА согласно кивает.

УЧИТЕЛЬ: Но тогда - что с вами? Вам что-нибудь нужно?

НЕЗНАКОМКА: Не уходите... Я не хочу, чтобы вы ушли, так и не показав мне... вашу звезду.

УЧИТЕЛЬ: Но я ведь уже хотел показать ее вам, а вы испугались.

НЕЗНАКОМКА: Я испугалась вас... Вы говорили с такой... с такой страстью.

УЧИТЕЛЬ: Прошу вас - извините меня. Со мной это случается довольно редко, но все же иногда случается.

НЕЗНАКОМКА: И потом... я никогда раньше не слышала о Большой Медведице. Я даже не знала, что она существует.

УЧИТЕЛЬ: Не знали? Как не знали? И вы никогда ее не видели? Никогда?

НЕЗНАКОМКА: Н-не помню...

УЧИТЕЛЬ: Вы что, никогда не смотрите на небо?

НЕЗНАКОМКА: Да нет, почему же... Иногда. Чтобы посмотреть, нет ли туч, не пойдет ли дождь...

УЧИТЕЛЬ (почти с отчаянием): Не пойдет ли дождь!..

НЕЗНАКОМКА: Ну, чтобы знать, как одеться... Какие обуть туфли.

УЧИТЕЛЬ: Какие обуть туфли! А на звезды... на звезды вы смотрели... их вы замечали?

НЕЗНАКОМКА: У меня не было времени.

УЧИТЕЛЬ: Не было времени? Чем же вы занимаетесь?

НЕЗНАКОМКА: Я страшно занята.

УЧИТЕЛЬ: Заняты чем?

НЕЗНАКОМКА: И не спрашивайте. У меня просто голова кругом. Целый день ни минуты свободной.

УЧИТЕЛЬ: А вечером?

НЕЗНАКОМКА: А! Вечером я занята еще больше.

УЧИТЕЛЬ: Но это ужасно! Господи, что же за жизнь вы ведете... если не нашли времени даже на то, чтобы взглянуть на Большую Медведицу? Она тысячи лет, сотни тысяч лет здесь, на небе, а вы до сих пор ни разу ее не видели?

НЕЗНАКОМКА: Сотни тысяч лет! Покажите мне ее.

УЧИТЕЛЬ: Идите сюда. Ко мне. Вы должны ее увидеть. Большую Медведицу... Ковш Большой Медведицы.

НЕЗНАКОМКА: Ковш Большой Медведицы?

Комната залита голубоватым ночным светом. Звезды на небе теперь сияют еще ярче. И особенно выделяется Большая Медведица.

УЧИТЕЛЬ: Она похожа на спящую медведицу, которая положила голову на передние лапы. Или на телегу, опрокинувшуюся посреди неба... колесами вверх.

НЕЗНАКОМКА: Колесами вверх! Мне кажется, я вижу. Да! правда, вижу. Вы сказали, что там семь звезд - четыре и три. Действительно, четыре... Я их вижу... и три... (С восторгом.) Какая красота! И какие огромные! Огромные белые.

УЧИТЕЛЬ: Они не белые.

НЕЗНАКОМКА: Да?

УЧИТЕЛЬ: Первая - желтая. Вторая тоже. Третья и пятая - рубиново-красные. А четвертая - голубая.

НЕЗНАКОМКА: А откуда вы знаете?

УЧИТЕЛЬ: Я их изучаю.

НЕЗНАКОМКА: И вы их все знаете?

УЧИТЕЛЬ: Никто не может знать их все.

НЕЗНАКОМКА (живо показывая на небо): А вон ту звезду вы знаете?

УЧИТЕЛЬ: Какую? Где?

НЕЗНАКОМКА: Вон ту, маленькую. Прямо над Большой Медведицей. Недалеко от шестой звезды.

УЧИТЕЛЬ: Слева?

НЕЗНАКОМКА: Да, слева.

УЧИТЕЛЬ: Поздравляю, у вас отличное зрение. Это Алькор.

НЕЗНАКОМКА: Алькор?

УЧИТЕЛЬ: Где-то там и моя звезда... Звезда, которую я открыл.

НЕЗНАКОМКА: А как она называется?

УЧИТЕЛЬ: Не знаю. Я еще не дал ей имя.

НЕЗНАКОМКА: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Потому что пока не нашел подходящего.

НЕЗНАКОМКА: А вы уверены, что ваша звезда там?

УЧИТЕЛЬ: Должна быть там.

НЕЗНАКОМКА: И вы никогда ее не увидите? Никогда?

УЧИТЕЛЬ: Никогда.

НЕЗНАКОМКА: Жалко.

УЧИТЕЛЬ: Для этого ей нужно было бы немного отклониться со своего пути.

НЕЗНАКОМКА: И тогда?

УЧИТЕЛЬ: Тогда бы она светилась там... (Указывает рукой.) Справа.

НЕЗНАКОМКА: Прямо над Большой Медведицей?

УЧИТЕЛЬ: Прямо над Большой Медведицей... Около Алькора...

НЕЗНАКОМКА: И это невозможно?

УЧИТЕЛЬ: Нет!

НЕЗНАКОМКА: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Потому что звезды никогда не отклоняются со своего пути.

Молчание. Издалека доносится свисток локомотива.

НЕЗНАКОМКА: Может быть, это мой поезд... Подумать только, а ведь я могла умереть этой ночью, умереть, так и не увидев Большую Медведицу.

УЧИТЕЛЬ: Это было бы ужасно!

НЕЗНАКОМКА: А сколько людей живут, не видя ее.

УЧИТЕЛЬ: Им только кажется, что они живут.

Новый свисток, но уже где-то совсем далеко.

УЧИТЕЛЬ: (Другим тоном, глядя на НЕЗНАКОМКУ.) Когда я увидел вас сегодня... я на мгновение поверил, что вы пришли из другого мира.

НЕЗНАКОМКА: Может быть, я, действительно, пришла из другого мира.

УЧИТЕЛЬ: Нет... нет...

НЕЗНАКОМКА: Откуда вы знаете?

УЧИТЕЛЬ: Ни одна звезда никогда не отклоняется... не останавливается на своем пути.

НЕЗНАКОМКА: А я звезда, которая остановилась.

Подходит к УЧИТЕЛЮ совсем близко. Обнимает его. Поцелуй. Наконец, они разжимают объятия и в молчании смотрят друг на друга.

УЧИТЕЛЬ: Как вас зовут?

НЕЗНАКОМКА: Мона.

УЧИТЕЛЬ: Мона! Какое красивое имя! Словно название звезды….(Осененный внезапной догадкой.) Но ведь это и есть название звезды - Алькор и... Мона.

ТРЕТИЙ АКТ. Утро следующего дня

СЦЕНА 1. Учитель, Мона

Сцена пуста. Снаружи, со двора, слышен голос поющей Моны. Быстро входит перепуганный Учитель. Он без пиджака, рукава рубашки закатаны до локтей. В руках у него полотенце, которым он только что вытирал лицо.

УЧИТЕЛЬ (подбегая к окну): Мона! Мона!

МОНА (снаружи): Да-а-а!

УЧИТЕЛЬ: Ради всего святого, не пой!

МОНА: Почему? Тебе не нравится?

УЧИТЕЛЬ: Да нет, но тебя увидят...

МОНА: Ну и пусть.

УЧИТЕЛЬ: Мона, будь умницей. Ну пойми… Иди в дом.

МОНА: Сейчас… Сейчас… (Опять напевает.)

МОНА (входит. Она все в том же белом вечернем платье. В руках целая охапка полевых цветов из садика): Не кричи - тебя услышат.

УЧИТЕЛЬ (вздрогнув, оборачивается): Где ты была?

МОНА: Во дворе, собирала цветы.

УЧИТЕЛЬ: Господи, ну о чем ты думаешь? В таком платье - с самого утра! Чтобы тебя увидели все соседи?..

МОНА (с подъемом): Вся улица, весь город… Весь уезд.

УЧИТЕЛЬ (с укоризной): Мона!

МОНА: Я счастлива, милый. Слышишь? Счастлива! Счастлива! Это солнце, этот свет… И эти цветы, смотри… самые красивые цветы в мире! Каждый как будто приподнял чашечку и говорит: "Доброе утро!"

УЧИТЕЛЬ: Доброе утро, Мона!

МОНА: Доброе утро, Марин!

УЧИТЕЛЬ: Ты такая красивая!

МОНА: Не я - цветы! Жизнь! Дом!

УЧИТЕЛЬ (пожимая плечами): Дом!

МОНА: Он чудесный!

УЧИТЕЛЬ: Вчера вечером ты говорила, что он ужасный.

МОНА: Вчера вечером. Но со вчерашнего вечера прошла ночь. Какого цвета у тебя глаза?

УЧИТЕЛЬ (быстро закрывая глаза): Никакого.

МОНА: Открой.

УЧИТЕЛЬ: Нет.

МОНА: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Боюсь.

МОНА: Боишься?

УЧИТЕЛЬ: Да. Что тебя здесь нет. Что все это неправда.

МОНА: Нету здесь? Меня? Да в моей жизни еще не было ничего такого же настоящего, как это утро. Мне не нравится, как ты повязал галстук. Ты ничего в этом не смыслишь.

УЧИТЕЛЬ (отчаянно): Мона!

МОНА: Предоставь это мне. (Нежно и старательно перевязывает ему галстук.) Будь умницей… Вот так. (Секунду смотрит на него.) Марин!

УЧИТЕЛЬ: Да.

МОНА: Знаешь, ты милый. Ты очень милый.

УЧИТЕЛЬ (безнадежно сморит на часы): Мона, без пяти восемь.

МОНА: И все равно очень милый, хоть и без пяти восемь. (Легко гладит его по лицу, потом крепко целует.)

УЧИТЕЛЬ: Нет. Это не может быть правдой… Я убегаю…

МОНА (Лицо ее освещает нежная, живая улыбка): Глупый (мечтательно тянет) Но такой милый… (подходит к портретам и ласково касается их рукой.) И вы, и вы тоже милые.

Берет вазу, идет в ванную и набирает воду. Ищет цветы.. Слышен слабый стук в дверь. МОНА, все время мурлыкающая что-то себе под нос, ничего не слышит. Дверь тихонько отворяется и робко входит смущенная УЧЕНИЦА со школьным ранцем в руке. На рукав ее форменного платья нашит номер.

СЦЕНА 2. МОНА, УЧЕНИЦА

УЧЕНИЦА: Простите…. А господин Мирою дома? (МОНА быстро оборачивается. УЧЕНИЦА смущается ее больше) Простите меня, пожалуйста, но я думала… думала… (Пытается выйти.)

МОНА: И что же вы умали, барышня?

УЧЕНИЦА: Я думала, здесь живет господин Мирою…

МОНА: Он здесь и живет.

УЧЕНИЦА (быстро): Не может быть.

МОНА: Почему?

УЧЕНИЦА: Потому что… Потому что я вас не знаю.

МОНА: А я вас. И все-таки он здесь живет. И только что вышел из дома. Удивляюсь, как вы могли разминуться.

УЧЕНИЦА: Это потому, что я шла по Воссоединения, а он свернул на Куза-Водэ… Но раз вы говорите, что его нет дома, то я… пойду.

МОНА: А у вас к нему дело?

УЧЕНИЦА: Да. То есть… я хотела его попросить… (Неожиданно из глаз ее брызгают слезы.) Меня выгоняют из школы.

МОНА: Кто? Он?

УЧЕНИЦА (с легким презрением, словно говоря: "Давайте не будем шутить!"): А! Нет. Мадемуазель Куку. Она меня даже на порог не пустила. Говорит, сначала должен быть педсовет, ну тогда я и побежала сюда, чтобы попросить господина Мирою… Но раз его нету дома…

МОНА: Нету.

УЧЕНИЦА: Тогда… тогда я пошла.

МОНА (после секундного молчания): Барышня!

УЧЕНИЦА (останавливаясь): Да?

МОНА: А вы хорошо знаете господина Мирою?

УЧЕНИЦА: Ну, хорошо.

МОНА: Он ваш учитель?

УЧЕНИЦА: Да.

МОНА: Как вам повезло!

УЧЕНИЦА: Это почему?

МОНА: Иметь такого учителя, как он! Он так красиво говорит!

УЧЕНИЦА (без особого энтузиазма): Да, говорит…

МОНА: А у вас сегодня есть его урок?

УЧЕНИЦА: Есть. Четвертый. Космография.

МОНА: И что же вам задано?

УЧЕНИЦА: Ой, подождите… я сейчас посмотрю. А то я забыла. (Открывает ранец и ищет там учебник) Вот… законы Кеплера… ну, о том, что…

МОНА: Кеплера! (Бросает быстрый взгляд на портрет.) Вы позволите мне взглянуть?

УЧЕНИЦА (удивленно): Пожалуйста… (Отдает учебник.)

МОНА (читает вслух): "Орбиты всех планет являются эллипсами, в одном из фокусов которых находится Солнце. " (Прерывает чтение.) Как красиво!

УЧЕНИЦА: Ну да…

МОНА: Как вам и вашим подругам повезло - вы каждый день можете слушать и говорить о…

УЧЕНИЦА: Всего три раза в неделю.

МОНА: …о таких прекрасных вещах. Таких неописуемо прекрасных! (Смотрит на УЧЕНИЦУ.) Как вам идет этот фартук!

С улицы слышен шум автомобиля.

УЧЕНИЦА: Вы смеетесь надо мной, мадам.

МОНА: Нет! Уверяю вас - нет. Он вам необыкновенно к лицу. Только в таком фартуке можно чувствовать себя по-настоящему счастливой.

УЧЕНИЦА: Вы смеетесь надо мной, мадам. У вас такое платье, что… такое, что…

МОНА: Такое, что…

УЧЕНИЦА (зачарованно): Я никогда в жизни не видела здесь, у нас, такого платья. И даже в Бухаресте… Мы ездили туда два года назад - на Пасху - с мамой и тетей… Можно я его рассмотрю получше, чтобы рассказать потом… девочкам в школе…Но… да… Простите, а можно спросить вас, откуда вы приехали?

СЦЕНА 3. ГРИГ, МОНА

Входит ГРИГ и НАЧАЛЬНИК

ГРИГ: Доброе утро, Мона.

НАЧАЛЬНИК выводит УЧЕНИЦУ

УЧЕНИЦА: До свидания…

МОНА (пауза): Доброе утро, Григ.

ГРИГ: Ты хорошо спала?

МОНА: Спасибо. А ты?

ГРИГ: Я не спал вообще. Играл до пяти утра. Шел крупный выигрыш. Потом я вернулся в отель. Думал, что ты там.

МОНА: А меня там не было.

ГРИГ: Да. Не было. Тогда я принял ванну, переоделся и отправился тебя искать. Мне сказали, что тебя видели на вокзале.

МОНА: Нашел?

ГРИГ: Как видишь. Я всегда тебя нахожу.

МОНА: Кто знает? Может быть, на этот раз… нет.

ГРИГ: Я начал волноваться.

МОНА: Ты?

ГРИГ: Я.

МОНА: Волноваться?

ГРИГ: Очень.

МОНА: Я тебя не узнаю.

ГРИГ: Но ровно пять минут.

МОНА: Ах, да!

ГРИГ: Потому что через пять минут я вспомнил, что у тебя в сумочке ни копейки, и что, вероятнее всего, тебя высадили на какой-нибудь станции.

МОНА: Ты необыкновенно догадлив.

ГРИГ: Да. И я сел в машину и стал методично объезжать станцию за станцией. Пока не добрался до этой. Начальник вокзала очень милый человек.

МОНА: Да-а-а…

ГРИГ (после секундного молчания, сменив прежний шутливый тон): Мона!

МОНА: Григ!

ГРИГ: Признайся, что вчерашняя ссора была глупостью.

МОНА: Большой глупостью.

ГРИГ: Признайся, что лично я ни в чем не виноват.

МОНА: Абсолютно ни в чем.

ГРИГ (резко, раздраженно): Сколько раз я тебе говорил, чтобы ты не торчала у меня за спиной, когда идет игра, не болтала, не надоедала расспросами и не просила денег. Что ты хочешь, я игрок. У меня свои суеверия.

МОНА: Совершенно естественно.

ГРИГ (спокойнее): Видишь? Видишь, ты сама прекрасно все понимаешь. (Снова раздражаясь.) Тем более, что я проигрывал. У меня была черная полоса.

МОНА: А после того, как я ушла?

ГРИГ: Я начал выигрывать.

МОНА: Сразу же?

ГРИГ: Нет, немного попозже.

МОНА (заинтересовано): А в каком примерно часу?

ГРИГ: Ну, я не знаю… Что-то около двенадцати…

МОНА (слегка вздрогнув): А!

ГРИГ: А почему ты спрашиваешь?

МОНА (на мгновение задумавшись): Так, ничего. Подумала о суевериях.

ГРИГ: И я начал выигрывать… Мне фантастически везло… Я просто не мог встать из-за стола. До самого утра. До пяти.

МОНА: Вот видишь? Я принесла тебе счастье.

ГРИГ: Ты просто восхитительная девочка. (небрежно целует ее в щеку) А теперь - поехали.

МОНА: Куда?

ГРИГ: Как это - куда? Машина на улице. Давай, поехали.

МОНА (просто): Нет.

ГРИГ: Как?

МОНА: Я не поеду.

ГРИГ: Не поедешь? А что же ты собираешься делать?

МОНА: Останусь.

ГРИГ: Где?

МОНА: Здесь.

ГРИГ (насмешливо обводя рукой комнату): Здесь?!!

МОНА: (серьезно) Послушай, Григ… а ты… видел когда-нибудь Большую Медведицу?

ГРИГ: Какую медведицу?

МОНА: Большую.

ГРИГ: Ты ненормальная.

МОНА (с чувством): Григ! Это самая чудесная вещь из всех, что ты говорил мне с тех пор, как я тебя знаю… Да, я ненормальная. И я тоже могу быть ненормальной.

ГРИГ: Ну, это я давно знаю.

МОНА: А я нет. И обнаружила только этой ночью. Этой ночью… здесь… Я сделала открытие. Ужасное открытие, Григ. Мы несчастны.

ГРИГ: Мы с тобой?

МОНА: Мы и весь наш мир. Несчастны. У нас глупая, грустная жизнь…

ГРИГ: Зато удобная.

МОНА: Может быть. Но мне она никогда не нравилась.

ГРИГ: Не нравилась. Но ты неплохо в ней устроилась.

МОНА: Я всегда чувствовала, что мне чего-то не хватает, но не понимала - чего…

ГРИГ: Вероятно, Большой Медведицы.

МОНА: Да, Большой Медведицы.

ГРИГ: Мона, ты бредишь.

МОНА: Нет, дорогой мой. Если бы только знал, как ясно я теперь все вижу. Сегодня такое солнце, оно все мне осветило… Смотри, этот дом, эти цветы…

ГРИГ: (Разгуливает по комнате) Чудесно! Фантастично! Так, а здесь у нас что такое? А! Ванная комната. Очень современно. Мне нравится. (Вытаскивает наружу лейку и поднимает ее.) И конструктивно. И ты принимала здесь ванну?

МОНА: Нет, я умылась снаружи, у колодца.

ГРИГ (очень серьезно): Мона! Ты умылась у колодца?

МОНА: Да.

ГРИГ: Ты?

МОНА: Я.

ГРИГ: Ты, в Бухаресте принимающая ванну два раза в день - утром и вечером - только с лавандовой эссенцией и только в двадцать шесть с половиной градусов - и ни градусом больше, ни градусом меньше - ты… умывалась во дворе, у колодца?

МОНА: Да.

ГРИГ: Тогда это уже серьезно. Очень серьезно.

МОНА: Просто необыкновенно серьезно, дорогой мой.

СЦЕНА 4. ГРИГ, МОНА, УЧИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ (Через левую руку у него перекинуто женское платье): Мона, я принес… Прошу прощения. Ты не одна?

ГРИГ (несколько агрессивно): Как видите.

УЧИТЕЛЬ (обращаясь к МОНЕ): Кто этот господин?

МОНА: Э… (Коротко.) Мой брат.

ГРИГ: Что?

МОНА: Да, это мой брат.

УЧИТЕЛЬ: Сударь… Это… это… такая честь. (Протягивая руку.) Позвольте. Меня зовут Мирою. Марин Мирою.

ГРИГ: Очень приятно. И в особенности потому, что у меня к вам имеются конкретные вопросы.

МОНА (пытаясь его остановить): Григ?!

ГРИГ (МОНЕ): Брат я тебе или не брат? А если уж брат, то имею права задавать вопросы. (Обращаясь к МИРОЮ.) Сударь, будьте так любезны, объясните мне, что произошло здесь сегодня ночью?

МОНА (с выразительным возгласом): Григ!

ГРИГ: Да. Что произошло? Потому что здесь явно что-то случилось.

УЧИТЕЛЬ (в котором смущение борется с благородством): Сударь…

ГРИГ: Эта девушка, которая называет себя моей сестрой, и от которой я отрекаюсь..

МОНА: Григ!

УЧИТЕЛЬ: Вы слишком суровы.

ГРИГ: Эта девушка вчера вечером покинула меня. Сбежала. И вот я нахожу ее здесь, в вашем доме, потерявшей голову, сбитой с толку, бредящей. Что вы с ней сделали, сударь? Вы ее напоили.

УЧИТЕЛЬ: Сударь, позвольте… как вы могли подумать…

МОНА: Григ, не сходи с ума.

ГРИГ: Напоили. Но чем? Для чего?

УЧИТЕЛЬ: Сударь… я прекрасно вас понимаю… Вы возмущены, обеспокоены… Это ваше право брата, разве нет? Ведь кровь, в конце концов, водой не сделаешь… Но будьте уверены, что я… что Мона…

ГРИГ: "Мона"? Вы называете ее по имени?

УЧИТЕЛЬ (смущенно): Но теперь, после того, что произошло…

ГРИГ (взрываясь): Да что же все-таки произошло, черт побери?!

УЧИТЕЛЬ: Сударь! Я имею честь… то есть, я хотел сказать… Сударь, я прошу оказать мне честь и позволить просить руки вашей сестры.

МОНА (в ужасе): Боже мой!

ГРИГ: Руки моей се … (На мгновение теряется) А! Прекрасно, это в корне меняет дело. Послушай, Мона, да это же благородный человек. Что же ты мне сразу не сказала? (УЧИТЕЛЮ.) Приношу свои извинения, сударь. Я полагал, что моя сестра… Что моя бедная сестренка… попала в лапы какого-нибудь вульгарного повесы, беспринципного дон-жуана, какого-нибудь опасного соблазнителя. Но нет! Вы сама совесть!

МОНА (тихо, но начиная закипать): А ты - настоящий болван.

ГРИГ: Но прежде, чем дать вам свое согласие… потому что, если я не ошибаюсь, вы именно этого хотите от меня - согласия…

УЧИТЕЛЬ: Да… Конечно…

ГРИГ (бросая на МОНУ быстрый взгляд): Он колоссален! Так вот, прежде, чем дать вам свое согласие и благославление… я хотел бы в свою очередь узнать - в какие руки отдаю ее, в какой дом…

УЧИТЕЛЬ (сникая): О! Дом…

ГРИГ: Я ничего не имел в виду. Дом прекрасен. Есть цветы. Колодец. Есть все, что нужно.

МОНА (обращаясь к ГРИГУ, тихо): Ты невыносим.

УЧИТЕЛЬ: Нет, далеко не все. Я же понимаю, что Мона совсем из другого мира. Я еще вчера вечером это сказал… Но не думайте, у меня есть карьера, определенное положение. Я дипломированный педагог.

ГРИГ (обращаясь к МОНЕ): Дипломированный!

УЧИТЕЛЬ: Плюс прибавка за выслугу.

ГРИГ: Замечательно!

УЧИТЕЛЬ: Жалованье небольшое, но верное: одиннадцать тысяч двести семьдесят три лея.

ГРИГ: Чистыми?

УЧИТЕЛЬ: Чистыми.

ГРИГ: Грандиозно! Одиннадцать тысяч двести семьдесят три! Она у меня девочка скромная, бережливая…

МОНА (тихо): Ты отвратителен.

УЧИТЕЛЬ: У меня сейчас совсем нет времени. Нужно бежать в гимназию. (ГРИГУ.) Понимаете, у меня с девяти урок в десятом классе.

ГРИГ: А-а-а! Ну, тогда поторопитесь.

УЧИТЕЛЬ: Я только туда и обратно. Я должен хотя бы предупредить. Что не приду. Чтобы кто-нибудь заменил… А-а! Где моя голова! (Достает из другого кармана пиджака пакет) Мона, вот… (объясняя, обращается к ГРИГУ.) Тут кое-какая еда. Она, бедняжка, совсем голодная. Со вчерашнего дня ничего не ела… Я мигом!

Выходит.

СЦЕНА 5. ГРИГ, МОНА

МОНА все еще держит в руках пакет, который дал ей УЧИТЕЛЬ.

ГРИГ (после долгого молчания): Мона! Ты хочешь остаться с ним?

МОНА: Да.

ГРИГ: Ты хорошо подумала?

МОНА: Нет. Я вообще не думала. Я просто хочу остаться.

ГРИГ: Мона! Я тебя понимаю.

МОНА: Думаешь?

ГРИГ: Думаю, да. Я очень хорошо тебя понимаю. Тебе вдруг все опротивело. Стало скучно. И ты захотела все изменить.

МОНА: Григ, я тебе запрещаю!

ГРИГ (продолжая повышать голос): Что ты мне запрещаешь? Что запрещаешь? Я прожил с тобой три года. Истратил на тебя целое состояние!

МОНА: Ты очень деликатен.

ГРИГ (яростно): Да, не деликатен. И не желаю таковым быть. И мне незачем таким быть!

МОНА: Не ори.

ГРИГ: Что?

МОНА: Отойди от окна и не кричи. Тебя услышат соседи.

ГРИГ: Что… соседи? Какие соседи?

МОНА: Не кричи.

ГРИГ (окаменев): Мона! Мона! (в искреннем замешательстве.) У тебя провинциальный тик. Ты больше не Мона. Ты боишься соседей. Ты… (С глубоким отчаянием.) Ты достойная супруга господина Мирою.

МОНА (вырывает платье у него из рук и швыряет куда-то): Ты мне надоел!

ГРИГ: Мона, ты же роскошное животное! Ты сделана из капельки духов, величайшей лени и щепотки воображения. И ты решила, что сможешь противостоять всему этому? А подумала ты, что с тобой будет после того, как ты проживешь здесь год? А если пять? Да я пытаюсь только представить себе и ужасаюсь. Знаешь, во что ты превратишься?

В этот момент стремительно входит МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ.

СЦЕНА 6. ГРИГ, МОНА, МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ

ГРИГ (мгновенно ухватывает подходящий образ): Смотри. Вот такой ты и будешь. (Быстро подходит к МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ.) Стойте на месте, мадам.

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Пардон - мадемуазель.

ГРИГ: Мадам или мадемуазель - это не имеет никакого значения. Стойте на месте. Все равно вы не человек. Вы аргумент и явились очень кстати. Смотри, Мона, вот такой ты и будешь.

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (задыхаясь от негодования): Сударь!

МОНА: Не нужно сердиться, мадемуазель Куку, господин сегодня в ударе и к тому же очень нервничает.

ГРИГ: Куку? Ее зовут Куку?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Откуда вам известно мое имя?

МОНА: Я давно вас знаю.

ГРИГ: Так вас зовут куку?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Вам известно, сударь, что вы нахал? (Обращаясь к МОНЕ.) Откуда же вы меня знаете?

ГРИГ: Куку, а дальше как?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Оставьте меня, сударь, в покое.

ГРИГ: Филофтея?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Да угомонитесь вы?

ГРИГ: Евлампия?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (обращаясь к МОНЕ): Это просто сумасшествие!

ГРИГ: Постойте. Постойте, я знаю - Эсмеральда. Мадемуазель Эсмеральда…

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Меня зовут не Эсмеральда.

ГРИГ: Очень жаль… это досадное недоразумение. Мадемуазель Эсмеральда…

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Вы что, не слышите - меня зовут не Эсмеральда!

ГРИГ: А как же вас тогда зовут?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (с достоинством): Мадемуазель Куку.

ГРИГ (обращаясь к МОНЕ): Видишь? У нее нет даже имени - мадемуазель Куку и ничего больше.

МОНА: Григ, прекрати.

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Да оставьте меня, в конце концов, в покое! Я не шутить сюда пришла. А выяснить, что здесь случилось.

ГРИГ: И что же случилось?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Весь город гудит, сударь. (Обращаясь к МОНЕ.) Кто вы такая? (Указывая на ГРИГА.) А он кто такой? Откуда вы приехали? Что ищете? Чего хотите? А этот автомобиль снаружи - с ним что? Поставили посреди улицы, собрали мальчишек со всей округи. (Смотрит в окно.) Вот, пожалуйста, смотрите. (Кричит через окно на улицу.) Джеоржикэ! (Обращаясь к МОНЕ и ГРИГУ, поясняет.) Джеорджикэ, сын Вишана из табачной лавки. (Слышен клаксон.) Джеорджикэ! Ты что, не слышишь? А ну слезай оттуда! (Клаксон.) Джеорджикэ, кому говорят?

ГРИГ (который тоже выглянул в окно.): Э! облепили всю машину. Их там не меньше шести. (Клаксон.) Эй! Не слышите? А ну, брысь отсюда! (Клаксон.) Они мне радиатор сломают…

Поспешно выходит, оставив дверь распахнутой.

СЦЕНА 7. МОНА, МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ остается у окна, глядя на улицу.

МОНА: Мадемуазель Куку! (Легонько трогает ее за плечо.) Мадемуазель Куку! (МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ оборачивается. МОНА наконец, собирается с духом.) А вы… вы были красивы?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (долгое молчание): Говорили, что да… Миленькая! Вы слишком красивы. Уезжайте.

МОНА: Уезжать? Почему? А он?

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Кто "он"?

МОНА делает неопределенный жест в сторону письменного стола.

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Мирою?

МОНА: Марин.

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Он счастлив со своими книгами.

МОНА (задумавшись): Но он такой милый. (Молчание.) Он был такой милый…

МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Был. Вы сами сказали - "был".

Тихо и незаметно выходит в дверь, которую ГРИГ оставил открытой.

СЦЕНА 8. МОНА, ГРИГ

МОНА берет сумочку, достает зеркальце и смотрится в него, слегка поправляя волосы.

ГРИГ: Мона! Ты едешь?

МОНА: … Зачем ты приехал, Григ? Если бы я могла закрыть глаза, чтобы потом - когда я их открою - тебя бы здесь уже не было… чтобы ты исчез…

ГРИГ: Я не из тех, кто исчезает, Мона. Это не в моем стиле.

МОНА: А ты не ревнуешь?

ГРИГ: Ревную? Почему?

МОНА (немного смущенно): Но ведь, в конце концов… Этой ночью… прошлой ночью…

ГРИГ: Ты хочешь сказать, что..? Серьезно, Мона? Нет, правда? Но это же просто феноменально! Мона! … Понимаешь, у меня такое впечатление, что то, что произошло, было не в моем, не в нашем мире, а где-то очень далеко… Ну, скажем, на Луне.

МОНА: Не на Луне, Григ. На Большой Медведице.

ГРИГ: Ну, или, как ты говоришь, на Большой Медведице. Может ли разумный мужчина ревновать, если его женщина провела с кем-нибудь ночь на Большой Медведице?

МОНА: Да ты, оказывается, еще и философ…

СЦЕНА 9. МОНА, ГРИГ, УДРЯ, УЧИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ (вбегает счастливый): Мона!

МОНА: Марин!

Неловкое молчание.

УЧИТЕЛЬ (оглядев всех троих, со смутным предчувствием в голосе): Мона!

МОНА (после новой паузы): Григ! Дай нам проговорить.

Григ отходит в сторону. МОНА и УЧИТЕЛЬ молчат.

СЦЕНА 10. МОНА, УЧИТЕЛЬ

МОНА: Марин… видишь ли, мне действительно нельзя оставаться здесь так, в этом платье… Ты был прав.

УЧИТЕЛЬ (поискав глазами платье, которое принес): Да, но разве… Тебе не понравилось?

МОНА: Да нет. Но не в этом дело. Мне нужны… нужны еще и разные другие вещи. Поэтому сейчас я уезжаю, чтобы…

УЧИТЕЛЬ (вздрогнув): Уезжаешь?

МОНА: На время.

УЧИТЕЛЬ: Мона!

МОНА: Но я еще вернусь.

УЧИТЕЛЬ: Когда?

МОНА: Скоро.

УЧИТЕЛЬ: Завтра?

МОНА: Завтра… Нет, не думаю.

УЧИТЕЛЬ: Послезавтра?

МОНА: Ну, я не знаю…

УЧИТЕЛЬ: Тогда… в воскресенье.

МОНА: Да… может быть, в воскресенье… В одно из воскресений…

УЧИТЕЛЬ: Мне ждать тебя?

МОНА: Конечно. Что за вопрос?

УЧИТЕЛЬ: Мне ждать тебя на вокзале?

МОНА: Нет, не на вокзале. Здесь. Жди меня здесь. И я приеду.

УЧИТЕЛЬ: И сколько ждать?

МОНА: Всегда. Каждый вечер.

УЧИТЕЛЬ (посмотрев на нее): Понял.

МОНА: Марин, но ведь там, наверху, около Алькора, есть одна звезда… Звезда, которая с сегодняшней ночи носит мое имя. Ты никогда ее не видел, но знаешь, что она там. Значит, и я всегда здесь, с тобой.

Тихонько выходит, пока УЧИТЕЛЬ стоит, подняв глаза к небу, к своей невидимой звезде.

Снаружи слышится рев заводящегося мотора, потом машина трогается с места.

УДРЯ (шумно врываясь): Марин! Это немыслимо! Невообразимо! Все подписано! Весь список! Она сама подписала. Своей собственной ручкой! А деньги… деньги дал он…

УЧИТЕЛЬ: Ни одна звезда никогда не отклоняется со своего пути.

УЧИТЕЛЬ садится за стол, открывает атлас и начинает читать, сначала несколько рассеяно, но потом все с большим и большим вниманием и интересом.

Удря начинает дирижировать невидимым оркестром, который постепенно приобретает очертания жителей города…

Date: 2015-07-10; view: 333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию