Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ночевка вторая
[64]
Наш дорогой учитель Нараноки, надев свое длинное пальто, медленно брел по ровной дороге Кумадэ. Солнце палило ему в спину, и он широко зевал от усталости, будто вгрызался в воздух. Вдруг по правую руку широко раскрыла свою пасть пустая каменоломня. Учитель покряхтел, вошел внутрь, подобрал треугольный камешек и, прошептав: «И здесь роговая обманка[65]», стал оглядываться по сторонам. Каменотесы, видно, уже ушли, лишь в уголке одиноко стояла маленькая хижина из низкорослого бамбука. — Вот здорово! То, что нужно. А то бы пришлось стоять за дверью и ныть: «Простите за беспокойство, добрый вечер, я путешественник, меня настигла ночь и мне нужна ваша помощь. Пожалуйста, пустите меня переночевать. У меня есть еда, поэтому я не доставлю вам беспокойства». От одной мысли тошно становится. А так можно переночевать здесь. Учитель поправил огромные очки, хитро улыбнулся и вошел в хижину. На земляном полу стояли четыре камня — что-то вроде очага, а рядом лежала куча хвороста. Учитель чиркнул спичкой, разжег огонь, а затем достал печенье и стал неспешно жевать, в то же время что-то записывая в блокнот. Через некоторое время огонь ярко разгорелся, и учитель улегся на солому. Посреди ночи он продрог. Вскочил на ноги, смотрит — а хворост уже весь прогорел, осталась лишь горячая зола. Учитель подкинул еще, огонь ярко и разгорелся, а он сел и расправил грудь, чтобы согреться. Потом решил выйти на улицу. Месяц двадцатой ночи висел на востоке, воздух был холоднее воды в реке. Учитель сделал несколько шагов, сунул в рот сигарету, чиркнул спичкой и пробормотал: «Тихо как, до рассвета еще три с половиной часа». Покурив, он вернулся в хижину. Рассеянно наблюдая за огнем, он прилег на солому, подложил руки под голову и задремал. Вдруг он услышал, как кто-то тихонечко переговаривается — прямо у него над головой. — Не расставляй так локти. У меня бок болеть будет. — Эй, что за глупости ты говоришь? Когда это я расставлял локти? — А разве не расставляешь? Честно сказать, ты в последнее время сильно нос задираешь, может воздух здесь для тебя слишком влажный? — Это ты обо мне? Да ты на себя посмотри! Это ты последнее время пытаешься меня задавить, так, аж голова хрустит! Учитель широко раскрыл глаза, встал и осмотрелся. Никого… А голоса звучали все громче. — Ужас какой-то! Тебя как будто подменили, просто брюзгой стал. Ветра глотнул? — Так это же ты канючишь, стоит мне только руки-ноги немного размять… А вот подумай о том, что было сто две тысячи лет назад. — И что же было сто две тысячи лет назад? А сто тысяч, миллион, десять миллионов, пятнадцать миллионов лет назад? Забыл? Если бы не забыл, то не давил бы мне локтями в бок! Учитель был ошарашен. — Да, отличная штука воспоминания. Это ты забыл, что было пятнадцать миллионов лет назад! Не-ет, ты помнишь! Ну, и кто тогда извинялся? Хорошо же у тебя устроена голова! Учитель медленно поднялся, пошарил глазами вокруг, но никого не увидел. А голоса стали еще громче. — Наверное, ты меня старше. Но почему? — Что значит — почему? Когда я уже обрел форму и характер, ты еще пресмыкался у моих ног! Вот как все было. И что ты говорил? «Господин Хорнбленд,[66] можно мне здесь прилечь? Нижайше прошу разрешить мне остаться у ваших благословенных кончиков ног!» Учитель Нараноки хлопнул в ладоши. «Понял! Понял! Господин «Хорнбленд» — это «роговая обманка». А кто же другой? Непонятно. Очень интересно. Сегодня опять сплошные загадки. Так я никогда не перестану ночевать под открытым небом». Учитель сунул в рот еще одну сигарету и чиркнул спичкой. А голоса становились все громче и громче, но все равно звучали тихо, как комариный писк. — Наверное, именно так и было, но что ты тогда сказал в ответ? Нет, мол, не выйдет, попроси кого-нибудь другого. Эдак пренебрежительно и заносчиво отказал… — Но ты все равно прилепился ко мне. Именно ты. И никто другой. — Не понимаю намеков. Я не прилепился — просто моя голова оказалась у твоих ног. А просил я Дзикко-сан, который родился раньше тебя. Вот сейчас я очень, очень благодарен Дзикко-сан. Учитель радостно рассмеялся. «Ха-ха-ха! Дзикко-сан, должно быть, магнитный железняк.[67] Я все понял — «роговая обманка» ругается с биотитом.[68] Если приглядеться, то здесь полно осколков «роговой обманки», а в ней вкраплены минералы, вот они и шепчутся между собой». И действительно, под головой учителя лежал осколок гранита, по внешнему виду напоминающий китайскую серебряную монетку. Учитель веселился все больше и больше. — Вот как! Ну, хорошо же. Неблагодарная тварь! Чтоб ты поскорей превратился в глину! — Порчу навел, да? Но я не слабее тебя! — Подождите, подождите. О чем вы тут все время спорите? — хором сказали два незнакомых голоса. — Господа Осокурэ,[69] не обращайте на него внимания. Он просто ничего не соображает. — Господа-близнецы. Не обращайте внимания. Он совершенно ничего не понимает. «Ага. Это ортоклаз присоединился к спору. Становится по-настоящему интересно». Учитель, улыбаясь до ушей, протянул руки к огню. Опять заговорили два голоса. — Успокойтесь. Мы срастались долгое, долгое время — в темноте, под ужасным давлением, в раскаленном пекле. Мы вместе стойко терпели эти жар и давление, от которых рассудка можно лишиться! — Да, именно так. А хорошо в тяжелое время просить о помощи, а когда становится легче, умирать от зависти? — О чем это ты? — Эй, эй, эй, подождите-ка! Послушайте. Сейчас, наконец, мы увидели солнце. Разве все это похоже на то, что твердил нам конгломерат глубоко в земле? — Да, конечно же, непохоже. По рассказам конгломерата, солнце ярко-красное, а небо коричневое, однако, сейчас солнце ярко-белое, а небо ярко-синее. Конгломерат — обманщик. Опять донеслись голоса близнецов. — Возможно, в те времена, о которых говорил господин конгломерат, тогда, когда он был обыкновенной галькой, и впрямь все было именно так. — Может быть, и так. Однако обманывать и платить злом за добро благодетелю — дурно! — Что? Ты это обо мне говоришь? Ну, хорошо! Достал ты меня. Давайте устроим дуэль! Дуэль! — Подождите. Послушайте, мы же были так рады увидеть солнце. Как мы кричали! В течение пятнадцать миллионов лет мы не знали солнечного света. А потом железные кирки зазвенели над нашими головами, и кто-то крикнул: «Ну, что же вы, выходите на солнце!» Какая нам разница, кто с кем сросся. Мы ничего про это не знали. Все кричали: «Прощайте, прощайте!» А затем вдруг стало светло-светло, и мы взлетели в небо. Тогда мне показалось, что кроме солнца я вижу что-то еще — блестящее и красное. — И я это видел. — И я. Но что же это было? Учитель опять рассмеялся. «Это, наверняка, были искры, летевшие из-под долота. Что-то гремело, и было жарко, верно?» — спросил учитель. Однако голос его не был услышан минералами. — А что будет с нами дальше? — опять донесся голос близнецов Осокурэ. — Да ничего хорошего. Я слышал от конгломерата, что нас могут опять закопать в землю, а если нет, то мы и так превратимся в песок и глину. Здесь нельзя быть спокойным. Что в земле, что на ее поверхности, через две тысячи лет результат будет одним и тем же. Учитель удивился. — Посмотрим на это философски. Через две тысячи лет, снаружи или внутри этой хижины, но мы все равно станем или глиной, или крупицами песка. Взглянем на это философски. В этот момент донеслись всхлипы, а затем биотит разревелся. — А, бо-бо-бо-больно. Больно! — Господин Биотит, что случилось? Что случилось? — Если срочно не вызвать господина Пурадзё, мне будет совсем худо. «Ага, господин Пурадзё, это, наверное, плагиоклаз.[70] Он голубоватый, поэтому здесь доктором считается», — прошептал учитель, и навострил уши. — Пурадзё-сан, Пурадзё-сан, Пурадзё-сан! — Да? — У господина Биотита сильно живот разболелся. Осмотрите его, пожалуйста. — Так, ну, причин для тревоги нет. Наверное, ветром продуло. «Ага, ветром продуло, поэтому живот разболелся. Вот это и называется выветриванием или эрозией», — вновь прошептал учитель, сняв очки и протерев их платком. — Пурадзё-сан! Пожалуйста, быстрее. Я сейчас сознание потеряю. — Я уже иду к вам. Эх. Так, так, понятно. Хм. Дайте-ка мне пульс пощупать. Так. А теперь язык. Хорошо. Значит, болит вот здесь, на этой восемнадцатой грани, склонной к образованию трещин? Вот как, хм-хм, все понятно. Это очень страшное заболевание. Когда вы были глубоко под землей, то подцепили хроническое размягчение и стали мягким. Никакой надежды на выздоровление. Больной жалобно запричитал. — Доктор! Что же это такое? Когда я умру? — Больному не обязательно знать название своей болезни, однако у вас начальная стадия болезни вермикулита,[71] одна из так называемых болезней выветривания. В простонародье говорят, что ветер — виновник всех болезней. А что касается вашей жизни, то вам не осталось и десяти тысяч лет. К моему сожалению, и десяти тысяч лет не осталось. — Ай-яй-яй, это все проклятие Хорнбленда! — Нет, нет, вовсе не так. Возможно, никому из нас не избежать такого исхода. Вполне возможно. — Ах, Пурадзё-сан, что же теперь делать? — В этой ситуации самое нежелательное — это слезы. А еще очень плохо, когда сжимается тело, поскольку от этого возникают трещины на гранях спаек. Кроме того, от ветра болезнь может сильно обостриться. И от солнца тоже. И мороз губителен. Если на вас будет падать роса, то болезнь будет прогрессировать. Если снег, то приобретет злокачественный характер. А просто лежать на месте хуже всего. Лучше настроиться, закрыть глаза и осознать, что такое смерть. Мы все ее боимся, но что есть ее сущность, что значит стоять на грани между жизнью и смертью? Ой, что-то странно, что-то странно, ой, больно-больно-больно! — Пурадзё-сан, Пурадзё-сан, крепитесь. Что с вами стряслось? — Я тоже болею. Ой, ой! — Наверное, вам тяжело. Какая жалость. — Нет, нет, не тяжело. — Что мы можем сделать для вас? — Будучи под землей, я, наверное, тоже заразился каолиновой болезнью. Осокурэ-сан, Осокурэ-сан! Теперь я и вам расскажу. У вас такая же болезнь, что и у меня. — Да? Как же больно, ой-ой, больно, больно! Затем раздался голос Хорнбленда: — Какой он, однако, нервный! Выходит, здоровы лишь я, да кварц? — У Хорнбленда такая же болезнь, что и у биотита. — Ай, больно, больно, больно! — Кого ни возьми, все слабаки. Лишь один я здоровый. — У вас, господин Кварц, к сожалению, тоже есть заболевание. Причина его — газовые пузыри, находящиеся между пластами земли. Ой, больно, больно, больно! «Какой ужасный врач. Шарлатан какой-то. Или эрозия бывает у всех минералов?» Учитель взял еще одну сигарету и усмехнулся. А прямо над ухом все минералы в один голос закричали: — Ай, больно, больно, больно, больно, больно! Постепенно их голоса стали стихать, и, наконец, совершенно умолкли. — Неужто все умерли? Или я просто перестал их слышать? Учитель поднял гранитовые осколки, рассмотрел каждый и отбросил в дальний угол. А затем подложил хвороста в очаг. Уже наступил рассвет. Учитель вытащил из рюкзака две пачки сигарет, положил на солому в благодарность за ночлег, забросил рюкзак на плечи и вышел из хижины. Стены каменоломни были белыми-белыми, и лишь на западной стене отражался свет луны. Date: 2015-07-10; view: 398; Нарушение авторских прав |