Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория Льюиса Генри Моргана





Особое место среди основоположников эволюционизма в эт­нологии принадлежит американскому ученому Льюису Генри Моргану(1818-1881). Такой статус Моргана определяется его вкладом в этнологию, который превышает все то, что в совокуп­ности внесли в нее его современники и коллеги.

В этнологии Морган был ученым-любителем и энтузиастом-исследователем, который почти 40 лет своей жизни посвятил изу­чению сначала индейских племен США, а затем народов других частей света. Полностью идеи Моргана изложить довольно труд­но, так как они очень содержательны и многогранны. Однако в основном его взгляды на этнические проблемы были отражены в книгах «Древнее общество» (1877) и «Первобытное общество» (1871). В них Морган исследовал три важные этнологические про­блемы: место и роль родового строя в истории человечества, ис­торию формирования семейно-брачных отношений и периодиза­цию истории человечества.

В своем труде «Древнее общество» на основе реконструкции самобытного общественного строя ирокезов он пришел к выводу, что основой первобытного общества была родовая организация. Вся история человечества может быть разделена, полагал Морган, на два больших периода: 1) ранний - это организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах; 2) поздний - органи­зация политическая, основанная на различном отношении людей к территории и собственности. Он писал, что родовая организа­ция явилась почти универсальной основой социального строя древнего азиатского, европейского, африканского, американского и австралийского обществ. Она была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранялось.

Морган подходил к исследованию родовой организации наро­дов исторически. Он пытался найти зародышевую форму рода и видел ее в социальной организации австралийских племен. Разви­тую форму рода Морган усматривал на более высокой ступени общественного развития, ее примером он считал ирокезов. Нако­нец, позднюю форму рода (отцовскую) он находил у древних гре­ков и римлян архаической эпохи. В данном случае важными и ценными для этнологии были его идеи о превращении материн­ского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и тенденцией передачи ее по наследству.

Весьма важным направлением научных исследований Морга­на было его изучение истории семьи. Этот вопрос был также из­ложен им в книге «Древнее общество». Собрав и систематизиро­вав формы родства у разных народов, Морган выделил 5 стадий развития семьи в истории человечества:

· кровнород­ственная семья - первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) брать­ями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми;

· пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами;

· парная, или синдиасмическая, се­мья («без исключительного сожительства»);

· патриархальная, т.е. полигамная, семья;

· моногамная семья современного вида.

Из всех форм семьи, по мнению Моргана, наиболее устойчивыми и важными были первая, вторая и пятая, именно они породили основные формы родства людей.

Однако определяющее значение для этнологии имели изучение Морганом общей истории первобытного строя и его попытка пе­риодизации первобытной культуры. Морган предложил разде­лить всю историю человечества на три этапа: дикость, варварство и цивилизация, а первые два этапа, в свою очередь, - на ступени (низшую, среднюю и высшую), отметив для каждой ступени спе­цифические конкретные признаки.

Предложенная Морганом периодизация позволила связать во­едино этнографические, исторические и археологические факты и определить для каждого народа его место в общем ходе истории, дала возможность сравнить уровни развития народов. Это была первая универсальная система периодизации всемирной истории.

Эволюционная школа представляла собой первую, довольно стройную концепцию развития человека и его культуры и исходи­ла из признания идеи прогресса в общественном развитии. Ос­новные идеи эволюционизма состояли в следующем:

Ø человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать аналогичные решения; это обстоятельство опре­деляет единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет;


Ø в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура как часть общества также всегда развивается от низшего состояния к высшему путем непрерывных, постепенных измене­ний, количественного увеличения или уменьшения;

Ø развитие любого элемента культуры изначально предопреде­лено, так как его более поздние формы формируются и зарожда­ются в более ранних, при этом развитие культуры многоступенча­то; причем стадии и ступени едины для всех культур в мире;

Ø в соответствии с универсальными законами развития челове­ческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты;

Ø общественное развитие идет по законам эволюции, свойст­венным живой природе, где источником развития служит межви­довая борьба за существование, выражающаяся в наслоении од­ного элемента на другой или в замене старого новым; в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим об­разом взаимосвязаны;

Ø культурные различия народов вызваны их различными сту­пенями развития.

На основании этих принципов эволюционизма самими этноло­гами и их интерпретаторами делались весьма важные идеологиче­ские и практические выводы: если все народы идут по одному пу­ти развития и если вершиной этого пути являются европейские цивилизация и культура, то все народы в конечном счете должны прийти к ценностям европейской культуры. А это также означает, что если европейцы создают свои колониальные империи, то тем самым они помогают отсталым народам быстрее идти по пути культурного развития.

По мере дальнейшего развития этнологии, накопления ею но­вых фактических данных к концу XIX века все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступавшие в противоречие с фактами действительной жизни. В частности, ис­ходя только из количественных изменений в культуре, представи­тели эволюционизма не могли и не стремились объяснить самоза­рождение культуры и ее составных частей, предполагая возникно­вение всех будущих культурных явлений из начала человеческой истории. Новые многочисленные данные этнографических экспе­диций зачастую не согласовывались с эволюционистскими уста­новками и требовали иного объяснения. Тогда начались поиски новых путей исследования культуры, ее возникновения, измене­ния и распространения. Именно поэтому появились новые на­правления и школы, имевшие, как правило, антиэволюционист­скую сущность. Часть этнологов и антропологов, разочаровав­шихся в эволюционизме, вообще отказалась от попыток теорети­ческих обобщений и обратилась к эмпирическим исследованиям [2, с.33-41].

 







Date: 2015-07-10; view: 6461; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию