Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 11. Бизнес и личность - вещи несовместимые





Вы заметили, наверное, что многое примеры этой книги мне подарили бизнесмены, которые искали у меня помощи при решении проблем их личной жизни. Это не случайно - большая часть бизнесменов, крайне благополучных в своих делах, оказывались столь же не­благополучными в личной жизни. Будучи ловкими дель­цами, они оказывались слабыми и беззащитными перед проблемами семейными или в общении с друзьями. От­сюда вопрос: может быть, философия, лежащая в осно­вании всякого бизнеса, - рассадник манипуляций?

Давайте задумаемся над этим, ведь бизнес - это один из могущественных институтов американской культуры, а манипуляция - привычный способ для любого бизнесмена добиться успеха.

Мы знаем, что манипуляции опасны и разруши­тельны для межличностных отношений. Но, может быть, законы бизнеса и личной жизни различны и что плохо в отношениях между близкими людьми, хорошо для бизнесменов? Ведь в бизнесе личность - это уже не столько личность, сколько машина для делания денег...

Вспомним, манипулятор относится к людям как к вещам, но и сам при этом становится вещью. Биз­несмен, видящий в людях лишь свою прибыль, не­избежно овеществляет их. Невозможно относиться к каждому своему потребителю как к уникальной личности. Но обезличивание любого человека, даже если он ваш клиент, ненормально. В этом-то и за­ключается главная беда и главная проблема деловых людей, людей бизнеса.

Не буду далеко ходить за примерами: для того чтобы понять драму бизнесменов, не обязательно по­гружаться в пучины страстей биржевых воротил. Возь­мем для примера работу психотерапевта.

Как известно, психотерапия базируется на уважении личности и достоинства тех людей, которые обращаются к врачу за помощью. Но тот факт, что пришедший в консультацию человек - не просто страдающая лич­ность, а клиент(!), несколько меняет всю ситуацию. Когда психотерапевт становится бизнесменом, ему практичес­ки невозможно удержаться от овеществления своего кли­ента. Психолога, психотерапевта у нас не принято счи­тать бизнесменом. Это хотя и лестное для меня, но за­блуждение. И я, как некая промежуточная стадия между психологом и бизнесменом, тоже переживаю глубокий душевный конфликт.

Представьте себе: в институте я сталкиваюсь с весьма ощутимыми накладными расходами. Для того чтобы организовать работу нашей психотерапевтичес­кой помощи, мне приходится тратить уйму денег, и взять их мне, иначе как с клиентов, неоткуда. Кроме того, мне нужно кормить семью, и моим помощни­кам - тоже. Значит, за каждую оказанную психотерапевтическую услугу я вынужден брать гонорар. При­чем такой, который, вкупе с гонорарами других кли­ентов, сможет покрыть цены электрических печат­ных машинок, необходимых институту, газовые счета, счета за электричество, огромные телефонные счета, страховку... Итак, во мне сталкиваются пси­хотерапевт и бизнесмен, но ведь и человек, пришед­ший в консультацию, не однороден. Он одновременно личность, требующая помощи, и клиент, которого нужно обслужить.

Основная проблема пациента в том, что он привык пользоваться костылями, хотя вполне мог бы обойтись без них. Пациент нашего профиля приходит в кон­сультацию с тайной целью - взвалить свои проблемы на плечи психотерапевта. А тот, в свою очередь, дол­жен сделать все возможное, чтобы пациент поверил себе и смог сам решить эти проблемы, не опираясь на многочисленные подпорки. Чем слабее в человеке внутренняя опора, тем больше ему приходится мани­пулировать.

Ситуация, которая складывается между рабочим и работодателем, очень похожа на взаимоотношения пациента и психотерапевта. Рабочий пытается по­лучить как можно больше прибылей за минимум работы. В этом он похож на пациента, старающегося получить от психотерапевта столько поддержки, сколько сможет унести.

Пациент иногда требует повышенного внимания в течение целого дня или даже суток. При этом он чувствует себя вправе заплатить за это столько, сколько ОН считает нужным, или даже не заплатить совсем, ссылаясь на отсутствие денег. “Как же так?! - говорит он в таких случаях. - Вы ведь общественный благо­детель и не сможете пройти мимо нуждающихся”.

Он прав в том, что моя профессия обязывает меня к тому, чтобы сердце мое было открыто навстречу каждому. Но за время, которого у меня существенно меньше, чем душевной теплоты и любви к человече­ству, за время, которого у меня в обрез, нужно платить. “Вы платите не за любовь и внимание, которое я вам оказываю, - могу я сказать в таком случае,— вы пла­тите компенсацию за потраченное на вас время”.


Бизнесмен в отношении своих потребителей ис­поведует похожую философию.

Прежде чем обвинять меня в том, что я против системы свободного предпринимательства, вспомните слова Эдлая Стивенсона: “Истинными патриотами могут называть себя только те, кто любит Америку такой, какая она есть, но хочет, чтобы любимая стала еще больше достойна нашей любви. Это - не веро­ломство. Это - самая верная, самая благородная при­вязанность. Так любят родители, учителя, друзья...”

Я люблю Америку больше любой другой страны, и тем не менее я все время думаю о том, как нам выка­рабкаться из той ямы бездуховности и манипуляций, в которую мы сползаем. Как, как, как, скажите вы мне, нам заниматься бизнесом и при этом не отрываться от концепции ценности человеческой личности и чело­веческого достоинства?

Великий психоаналитик Карэн Хорни писала по этому поводу: “Противоречие в том, что, с одной стороны, мы ценим и превозносим концепцию конкуренции как дви­гателя прогресса, а с другой — не устаем пропагандировать братскую любовь и смирение”.

С одной стороны, американский образ жизни и ныне действующая мораль предлагают нам быть на­стойчивыми и агрессивными и убирать конкурентов со своего пути. С другой стороны, деятели церкви внушают нам смирение, любовь к ближнему своему, которая куда важнее и человечнее конкуренции. Современный манипулятор глубоко чувствует это противоречие.

Я бы так ответил Карэн Хорни: ищите и найдите актуализирующий творческий синтез и постарайтесь стать утверждающе заботливым. Постарайтесь не быть бесполезным человеком. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши желания и ваша этика могли бы подойти в качестве нормы каждому человеку на земле.

Вспомним Евангелие от Матфея: “ЧТО ПОЛЬЗЫ ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ЗАВОЮЕТ ВЕСЬ МИР, НО ПОТЕРЯЕТ СОБСТВЕННУЮ ДУШУ?”







Date: 2015-07-10; view: 260; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию