Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Декрет о суде №1 ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Декрет о суде № 1 был принят СНК 22 ноября 1917 года (в других источниках 24 ноября 1917 года). Он упразднял все существующие судебные установления: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, все военные и морские суды заменяя их судами, образуемыми на основании демократических выборов. Декрет приостанавливал действие существующего института мировых судей. Местные судьи теперь должны были избираться на основании прямых демократических выборов, а до назначения таких выборов - районными и волостными (уездными и городскими) Советами. Причем раннее занимавшие должность мировых судей не лишались права быть избранными в местные судьи как временно, так и окончательно на демократических выборах. Декрет определял компетенцию местных судов. Они должны были решать все гражданские дела с ценой иска не дороже 3000 рублей и уголовные дела, наказание по которым могло быть не выше 2 лет лишения свободы. Приговоры и решения местных судов были окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежали. В определенных случаях допускалась просьба кассации. Кассационной комиссией в таких случаях являлся уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей. Так же упразднялись институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры, а предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей единолично до преобразования всего судебного порядка. Местные суды решают дела именем Российской республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Отмененными признавались все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов раб., солд., и крест. депутатов и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программам-минимумам РСДРП (программа минимума: установление буржуазной республики, отмена всех выкупных платежей, 8 час раб день, самоопределение всех наций) и партии СР (осуществление трудящимися революции с целью установления социализма социализация всех земель, а именно передача земли без выкупа в общинное пользование, а общины должны были разделить землю по уравнительно-трудовому принципу. Запрет купли-продажи земель). Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами. Для производства по тем же делам предварительного следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии. 1* II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Декрет о мире 26 октября (8 ноября) провозгласил целью новой власти отказ от тайной дипломатии и немедленное заключение «всеми воюющими народами и их правительствами» «справедливого, демократического мира» «без аннексий и контрибуций». Наркому иностранных дел Троцкому Л. Д. удалось изъять и опубликовать секретные договоры царского правительства с союзниками; эти договоры использовались в большевистской пропаганде для изображения Первой мировой войны, как ведущейся в заведомо несправедливых, захватнических целях. Более важная цель декрета — достижение мира, однако, достигнута не была. Из воюющих держав к мирным переговорам присоединилась одна лишь Германия, превратив тем самым мир из всеобщего в сепаратный. Выдвинутые Германий требования оказались крайне тяжёлыми для России, фактически они содержали и аннексии, и контрибуции. Декрет о земле 26 октября (8 ноября) легализовал массовые самозахваты крестьянами помещичьей земли, фактически начавшиеся уже с апреля 1917 года, и принявшие особый размах летом. По оценке Ричарда Пайпса, после принятия декрета крестьянское большинство населения страны на несколько месяцев полностью отошло от политической деятельности, с головой погрузившись в «чёрный передел» земли. Декрет об образовании Рабочего и Крестьянского правительства 26 октября (8 ноября) образовал первый состав Совнаркома во главе с Лениным[1]; Постановление об отмене смертной казни на фронте 26 октября (8 ноября); Постановление об аресте министров Временного правительства 26 октября (8 ноября); Постановление о борьбе с погромным движением 26 октября (8 ноября); Постановление об образовании в армии временных революционных комитетов 26 октября (8 ноября); Декрет о полноте власти Советов от 28 октября (10 ноября) объявил о ликвидации системы «двоевластия», отстранении всех комиссаров Временного правительства. Декрет о печати 27 октября (9 ноября) 1917 года открыл историю цензуры в СССР, объявив вне закона «буржуазную прессу»; Постановление «О созыве Учредительного собрания в назначенный срок» 27 октября (9 ноября) подтвердило дату выборов в Учредительное собрание 12 (25) ноября. Эта дата была назначена ещё Временным правительством, после долгих проволочек. Неприятным для большевиком фактом было то, что Всероссийская комиссия по делам о выборах в Учредительное собрание (Всевыборы) была также образована ещё Временным правительством, и отказалась признавать Октябрьскую революцию. Большевики захватили контроль над комиссией только 29 ноября, когда выборы были уже проведены; Декрет о введении восьмичасового рабочего дня 29 октября (11 ноября) 1917 года; Декларация прав народов России от 2 (15) ноября 1917 года провозгласила: 1) Равенство и суверенноcть народов России. 2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. 4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов 11 (24) ноября 1917 года уничтожил все сословия, титулы и чины Российской империи, заменив их единым «наименованием» — «гражданин Российской Республики»; Декрет о суде 22 ноября (5 декабря) 1917 года (см. Декреты о суде) инициировал слом старой судебной системы. Петроградский ВРК прекратил деятельность Правительствующего Сената уже 25 ноября (7 декабря). Сам Сенат не признал ни Октябрьскую революцию, ни собственный роспуск; Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции 28 ноября (11 декабря) 1917 года объявил вне закона партию кадетов; Постановление об образовании ВЧК 7 (20) декабря 1917 года. Первой (по хронологии) задачей ВЧК стала борьба с массовым бойкотом (в советской историографии — «контрреволюционным саботажем») новой власти старыми госслужащими (см. Бойкот Советского правительства госслужащими (1917—1918), История советских органов госбезопасности). Положение о рабочем контроле 14 (27) ноября 1917 года, легализовавший систему фабзавкомов; В интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и пр. предприятиях, имеющих наемных рабочих или же дающих работу на дом, вводится Рабочий Контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятии.[2] Декрет о праве отзыва депутатов 21 ноября (4 декабря) 1917 года легализовал внеочередные перевыборы любого представительного учреждения по требованию более половины избирателей. В первой половине 1918 года с помощью подобных перевыборов большевики смогли вытеснить умеренных социалистов из целого ряда советов на местах. Декрет о национализации банков 17 (24) декабря 1917 года[3].
Декрет об образовании ВСНХ (Высшего Совета народного хозяйства) от 2 (15) декабря 1917 года стал важной вехой на пути строительства режима военного коммунизма. Высший Совет народного хозяйства стал высшим органом централизованного управления экономикой; основным архитектором нового органа долгое время оставался Юрий Ларин, поначалу имевший определённое влияние на Ленина. По мнению Ричарда Пайпса, Ларин образовал главки ВСНХ по образцу германских «Кригсгезельшафтен» (центры регуляции индустрии в военное время); Декреты «О выборном начале и организации власти в армии» и «Об уравнении в правах всех военнослужащих» 16 (29) декабря 1917 года завершили процессдемократизации бывшей царской армии (см. Демократизация армии в России (1917)). В соответствии с этими декретами, в армии была введена выборность командиров всех уровней, и полностью отменены все воинские звания; Декрет о гражданском браке, о детях и введении книг-актов состояния 18(31) декабря 1917 года провозгласил, что «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки…Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачущихся»[4] (см. также Гражданский брак);
Декрет Наркомпроса «О введении нового правописания» от 23 декабря 1917 года (5 января 1918 года) предписал «всем правительственным и государственным изданиям» печаться по новому правописанию с 1 января 1918 года (по старому стилю) (см. Реформа русской орфографии 1918 года); Декрет СНК «Об организации РККА» от 15 (28) января 1918 года инициировал создание Красной Армии на добровольных началах; Декрет ВЦИК «Об аннулировании государственных займов» от 21 января (3 февраля) 1918 года объявил займы, «заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии» аннулированными; Декрет СНК «О введении западноевропейского календаря» от 24 января (6 февраля) 1918 года отменил юлианский календарь: «Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15 и т. д.» После издания этого декрета он был обсуждён Поместным Собором РПЦ; после некоторых дискуссий Церковь отказалась переходить на новый стиль (см. православный календарь)
2. После разгона Учредительного собрания (январь 1918 г.) Всероссийский съезд Советов – единственный высший орган государственной власти. ВЦИК (с октября 1917 г.) – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган в перерывах между съездами Советов. Обладает правом вето по отношению к законодательным актам и правительственным назначениям. Первое время многопартийный орган, но подавляющее большинство членов – коммунисты. В июне 1918 г. из состава ВЦИК исключены эсеры (правые и центра). ВЦИК образует правительство, дает общее направление его деятельности. Президиум ВЦИК – постоянно действующий высший орган власти в период между сессиями ВЦИК. Обладает правом отмены или утверждения распоряжений народных комиссаров и местных органов власти. Одна из основных функций – подготовка материалов для съездов Советов и сессий ВЦИК. Совет Народных Комиссаров – рабочее и крестьянское правительство (в январе 1918 г. из названия исключено слово «временное»). Ядро СНК – коллегия народных комиссаров (наркомов). Законодательных полномочий фактически не имеет, но узурпирует их под предлогом необходимости принятия срочных и оперативных решений. Для текущей работы создан аппарат: отделы, управление делами. Малый СНК (с марта 1918 г.) – постоянная комиссия в составе наркомов и их помощников для решения экономических и финансовых вопросов. Народные комиссариаты (наркоматы) – центральные органы отраслевого управления. В октябре 1917 г. создано 14 наркоматов: • по военным делам • по военно-морским делам • внутренних дел • по иностранным делам • национальностей • юстиции • торговли и промышленности • земледелия • по железнодорожным делам • продовольствия • почт и телеграфов • финансов • труда • просвещения Характерная черта – огромное количество структурных частей и многоступенчатость аппарата управления. Создание основ «министерской власти» длится до весны 1918 г. Позднее добавляются наркоматы социального обеспечения, госконтроля, здравоохранения и ВСНХ. Высшие органы власти в пределах области, губернии, уезда и волости – съезды Советов, в период между съездами – исполнительные комитеты (исполкомы). Строятся преимущественно по отраслевому принципу. Отделы исполкомов подчиняются Совету и одновременно – соответствующему наркомату в центре (принцип «двойного подчинения»).
Вскоре после Октября острота борьбы заставила поднять вопрос о создании органа госбезопасности. 7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Она была задумана прежде всего как орган борьбы с саботажем в связи с готовящейся всеобщей забастовкой служащих правительственных учреждений. Впоследствии слова “ и саботажем ” в названии комиссии были заменены на “ и преступлениями по должности ”.
*Учреждалась ВЧК при СНК, председателем был назначен Ф.Э.Дзержинский. В момент образования ВЧК на нее смотрели как на временный орган. Это отразилось в названии комиссии - чрезвычайная, хотя в момент создания она не наделялась чрезвычайными полномочиями (она начинает их приобретать при возложении на нее борьбы с общеуголовным преступлением - спекуляцией). Первые шаги ВЧК были направлены против нарушений трех видов: саботажа чиновников, “пьяных погромов” (они происходили при разграблении винных складов в Петрограде) и бандитизма “под флагом анархизма”.
*ВЧК действовала как коллегиальный орган (при председателе состояла коллегия). Вначале в ней было три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем, 11 декабря 1917 г. был создан четвертый отдел - по борьбе со спекуляцией. Особую опасность представляла спекуляция в связи с заключением Брестского мира. Поскольку он предусматривал обязательство правительства России безоговорочно оплатить все ценные бумаги, предъявленные Германией, началась широкая спекуляция акциями промышленных предприятий (в том числе уже национализированных). Акции продавались немецким подданным, от них поступали в посольство Германии, а оно предъявляло их к оплате. На борьбу с этим были брошены большие силы ВЧК.
*В момент создания в ВЧК входили лишь большевики. 8 января 1918 г. СНК назначил членами ВЧК четырех левых эсеров, один из них стал заместителем председателя ВЧК. После заключения Брестского мира левые эсеры ушли почти из всех наркоматов, но в ВЧК остались. 6 июля 1918 г. левые эсеры использовали аппарат ВЧК в организации убийства немецкого посла Мирбаха и вооруженного выступления против большевиков. Мятеж эсеров, который мог вызвать возобновление войны с Германией, имел поддержку Антанты. Б.Савинков, руководивший мятежом в Ярославле, позднее заявил, что восстания финансировались через французского военного атташе в Москве. После ликвидации этого выступления левые эсеры были отстранены от работы в органах ВЧК.
*Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы. Со второй половины декабря 1917 г. стали создаваться местные ЧК, создаваемые местными Советами. В волостях и небольших уездах назначались комиссары ЧК. К концу мая 1918 г. было создано 40 губернских и 365 уездных ЧК (в январе 1919 г. в связи с определенной стабилизацией обстановки уездные ЧК были упразднены). О масштабах деятельности ВЧК можно судить по числу ее сотрудников - в конце февраля 1918 г. число сотрудников аппарата ВЧК не превышало 120 человек. К 1921 г. число сотрудников ВЧК достигло максимума - 31 тыс. человек Это было связано с тем, что в ноябре 1920 г. на ВЧК была возложена охрана границ государства (до этого охрана границ в какой-то степени обеспечивалась “завесами” - системой подвижных военных отрядов).
*С самого начала своей деятельности ВЧК наделялась правом ареста. 31 января 1918 г. СНК установил, что ВЧК занимается розыском, пресечением и предупреждением преступлений, передавая материалы для следствия в следственную комиссию трибунала, которая и передавала дела в суд. Таким образом, четко разграничивалась компетенция органов ВЧК и трибуналов. Создавались нормальные взаимоотношения между этими органами. Это положение было нарушено наступлением немецких войск, когда принятое в связи с этим постановление СНК 21 февраля 1918 г. наделило ВЧК правом внесудебного решения дел с применением высшей меры наказания - расстрела. ВЧК становится в полном смысле чрезвычайным органом. С этого времени органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выносили приговор, заменяя следственные и судебные органы. Это привело к неизбежным при отсутствии процессуального контроля ошибкам и злоупотреблениям с гибелью невиновных.
* После Октябрьской революции вооруженные силы страны составляли отряды Красной гвардии, рабочей милиции, части старой армии, которые поддержали Советскую власть. Одной из причин падения Временного правительства было нежелание солдат продолжать войну. Ввиду явной опасности, что с фронта вглубь страны хлынет неорганизованный поток вооруженных дезертиров, Советское государство сразу приступило к демобилизации старой армии.
*Одновременно был начат процесс создания новой постоянной и регулярной армии (обсуждалась и возможность реорганизации старой армии без ее демобилизации, но она была признана нереальной). 15 января 1918 г. СНК принимает декрет “О рабоче-крестьянской Красной Армии”, которая создавалась на классовой основе и на принципе добровольности (29 января 1918 г. вышел декрет о создании рабоче-крестьянского Красного флота на тех же основах, что и Красная Армия). Для вступления в ряды Красной Армии необходимы были рекомендации войсковых комитетов, парторганизаций и профсоюзов или, по крайней мере, двух членов этих организаций. При вступлении целыми частями требовалась круговая порука всех и поименное голосование.
*Принцип добровольности был вызван тем, что война надоела народу и общественное сознание отвергало идею воинской повинности. Кроме того, старый аппарат военного управления был ликвидирован, и некому было осуществлять мобилизацию в армию. Непосредственное руководство и управление армией осуществлял Высший военный совет, а с августа 1918 г. Наркомат по военным делам и созданная при нем коллегия. Местными органами были военкоматы (от губернских до уездных). К концу 1918 г. в стране действовал 7431 военкомат. В армии вводился институт военных комиссаров. На базе красногвардейских отрядов началось формирование национальных частей. Была создана мусульманская Красная Армия в Поволжье, национальные части на Северном Кавказе. Они сыграли большую роль в боях с националистами.
*Весной 1918 г. началась иностранная военная интервенция, и ВЦИК ввел всеобщую воинскую повинность. Созданные на местах военкоматы вели комплектование армии. Всеобщая воинская повинность и обязанность всех граждан защищать социалистическое отечество были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г. Однако право защищать отечество с оружием в руках было предоставлено только трудящимся, нетрудовые элементы выполняли иные воинские обязанности.
* В марте 1918 г. СНК узаконил привлечение в Красную Армию “военных специалистов” из числа офицеров и генералов старой армии (это решение специально подтвердил V Всероссийский съезд Советов). В первые дни наступления войск Четвертного союза (Германии и ее союзников) в феврале 1918 г. в Красную Армию вступило добровольно свыше 8 тысяч бывших офицеров и генералов. Привлечение “военспецов” из числа офицеров вызвало в партии острую дискуссию, а порой и конфликты. Возникла даже т.н. “военная оппозиция” на VIII съезде РКП(б) - из числа противников этой политики. Аргументом против привлечения офицеров служили частые (нередко групповые) измены военспецов. Особую роль сыграл мятеж двух фортов Кронштадта, измена командующего Восточным фронтом, нескольких командующих армиями, переход на сторону белых всего профессорско-преподавательского состава и 80% слушателей старшего курса Военной академии РККА (бывшей Николаевской) в Казани. Однако В.И.Ленин в отстаивании своей позиции проявил исключительную настойчивость.
*Постепенно грани между двумя категориями командного состава - “военспецов” и “красных командиров” (“краскомов”) стирались, и к окончанию гражданской войны оба термина вышли из употребления и были заменены единым наименованием “командир РККА”.
*По мере эскалации гражданской войны и интервенции становилась очевидной необходимость создания массовой регулярной армии. Для руководства всеми вооруженными силами ВЦИК 2 сентября 1918 г. создает Реввоенсовет республики (РВСР) и учреждает должность главнокомандующего всеми войсками страны, назначаемого СНК. На фронтах и в армиях создавались РBС, члены которых назначались РВСР. В них входили командующий фронтом или армией, военспец и два политкомиссара. Роль РВС фронта и армии была велика. Так, когда несколько военспецов из Пермской дивизии перебежали к врагу, председатель РВСР Троцкий приказал расстрелять всех комиссаров частей, где были перебежчики. РВС армии направил протест в ЦК РКП(б), и приказ был отменен.
*Создание новой армии, тем более в условиях быстрого обострения военных действий, происходило трудно, требовало иногда крайних мер. Так, в августе 1918 г. при разгроме Красной армии под Казанью некоторые отряды и одна часть панически бежали, и Троцкий требовал применить к ним “децимарий” - расстрел каждого десятого. В конце концов по приговору трибунала были расстреляны командир и комиссар Петроградского рабочего полка и 18 рядовых.
*Важным шагом в становлении армии было введение в ноябре 1918 г. формы для военнослужащих, а в январе 1919 г. - знаков различия для командного состава. В сентябре 1918 г. был учрежден орден Красного Знамени, которым награждались за храбрость и мужество в боях.
Местные органы власти и управления. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов постановил о переходе всей власти на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, закрепив тем самым принцип полновластия и единовластия Советов на местах в решении местных дел. Съезд также постановил о ликвидации комиссаров Временного правительства на местах. Таким образом, сразу же после победы Октябрьского восстания начался процесс слома прежнего аппарата и строительства нового на местах. Советское государство неоднозначно подходило к ликвидации земских и городских органов самоуправления. Там, где они активно выступали против советской власти, их упраздняли. Там же, где они положительно относились к новой власти, их временно сохраняли, пока местные Советы не создали свой аппарат на местах. Процесс слома земских и городских органов самоуправления начался в ноябре 1917 г. и завершился к августу 1918 г. Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднялись все сословия и сословные деления граждан, а также сословные организации и учреждения. Власть на местах переходила к Советам с 25 октября 1917г. по 11февраля 1918г. Советская власть была установлена в 90 губернских и др. крупных городах. Начался процесс слияния Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Местные Советы рабочих и солдатских депутатов получили право создавать свои вооруженные формирования - отряды рабочей милиции, что усиливало власть местных Советов, особенно на первых порах становления новой власти. На местные Советы и их органы возлагались задачи управления и обслуживания всех сторон местной жизни – административной, хозяйственной, финансовой, культурно-воспитательной. Местные Советы могли проводить конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы печати, проводить аресты, распускать общественные организации, призывавшие к свержению Советской власти. Обо всех важнейших событиях местной жизни Советы должны были докладывать центральным органам Советской власти. Военно-революционные комитеты на местах упразднялись. Советы находились на государственном финансировании.
Первая советская конституция принята на V съезде Советов 10 июля 1918 г. Первый раздел – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата, политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Государственное устройство РСФСР носит федеративный характер. Субъекты Федерации – национальные республики. Конституция закрепляет существующую структуру органов власти и их компетенцию, избирательную систему. Избирательная система неравноправна. Нетрудовые элементы и лица, использующие наемный труд, лишены избирательных прав. Неравными правами, вплоть до середины 30-х гг., на выборах в Советы обладают городские и сельские избиратели. Многоступенчатость выборов, открытое голосование, часто с выдвижением единственного кандидата, способствуют большевизации Советов и централизации власти. Комплекс провозглашенных конституцией прав граждан объявлен конкретно гарантированным и поставлен в тесную связь с их обязанностями. Историческое значение конституции – создание правовой базы для последующего законотворчества.
Главный источник права – «революционное правосознание». Местные суды опираются на нормы обычного права. Особенность советского законодательства – обилие нормативных актов, издаваемых съездами Советов, ВЦИК, СНК, наркоматами, местными Советами и даже профсоюзами. Свойство советского писаного права – декларативность. В 1917 – 1918 гг. в борьбе за поддержку народных масс большевики используют декреты как средство пропаганды и агитации. Первым правовым актом принято считать обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Основное направление правовой политики Советского государства – законодательное обеспечение национализации промышленности, финансов и транспорта, управления национализированными предприятиями, введения рабочего контроля. Финансовое право формируется в условиях сохранения старой налоговой системы (Декрет от 24 ноября 1917 г.). Налоговое бремя для малоимущих облегчается, но налог на прибыль с целью удушения частного предпринимательства повышен до 95 %. По инициативе местных Советов буржуазия облагается единовременной контрибуцией. Крупнейшее нарушение прав – вскрытие частных сейфов в банках. В области гражданского и хозяйственного права сняты все ограничения по половому, национальному, вероисповедальному принципам. Все граждане обретают одинаковую правоспособность. Изменяются отношения собственности. Масса ценных объектов переходит в государственную собственность (именно тогда рождается хозяйственное право). Вследствие многоукладности экономики сохраняется и частная собственность. Спектр гражданско-правовых отношений сужен из-за национализации большинства объектов собственности и введения монополии (особенно в торговле). В апреле 1918 г. отменено наследование по закону и завещанию. Имущество свыше 10 тыс. руб. после смерти собственника поступает в доход государства. Новая отрасль – семейное право (до октября 1917 г. – часть гражданского права). В декабре 1917 г. отменены всякие ограничения, узаконена только гражданская форма брака, установлена свобода развода. Законодательство Советской России в области семейного права носит буржуазный характер (большевики в принципе против семьи как порождения классового общества, но сразу ликвидировать семью не решаются) и даже более прогрессивно, чем законодательства демократических государств. Первый акт в области трудового права – Декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». С июня 1918 г. введены отпуска с сохранением зарплаты. Государство не может обеспечить право на труд, но декларирует всеобщую обязанность трудиться. Высокие оклады и пенсии чиновникам урезаны, улучшено материальное положение почтово-телеграфных служащих и учителей, уравнена оплата мужчин и женщин. Изменены принципы социального страхования (раньше – за счет рабочего, теперь – работодателя). Земельное право основано на упразднении всех прежних категорий землевладения. Единственный собственник земли – государство. Главный принцип – неотчуждаемость земли. Гражданские сделки о земле объявлены недействительными. Крестьяне получают право поделить всю землю на основе местных обычаев. Коллективные формы землепользования поощряются. Изъятие, передача земли происходят на основе административного акта. С октября 1917 г. начата коренная ломка основных понятий и институтов уголовного права. Преступным объявлено все, что вредит делу революции (контрреволюционные деяния – заговор, мятеж, антисоветские выступления в печати, вступление в контрреволюционные войска, террористический акт, саботаж, шпионаж, диверсия, вредительство). Особо опасные преступления – погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. К наказуемым должностным преступлениям отнесены взяточничество и волокита. Выдвинута идея сочетания принуждения с убеждением. Виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов республики, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, полная или частичная конфискация имущества, принуждение к общественным работам, объявление вне закона (высшая мера наказания), лишение права занимать ответственные должности, объявление общественного бойкота. Смертная казнь отменена, но летом 1918 г. восстановлена. При определении наказания учитываются личность обвиняемого и обстоятельства дела. Право решения вопроса о наказании, сроке и порядке отбытия предоставлено судам, руководствующимся «обстоятельствами дела и велениями революционной совести». В процессуальном праве сохранены принцип состязательности и право обвиняемого и подсудимого на защиту. Суд кассационной инстанции имеет право отменить решение из-за нарушения процессуальных действий и несправедливого приговора. Подача кассационной жалобы не приостанавливает исполнения. Оправдательные приговоры обжалованию не подлежат. Народные заседатели имеют право отводить председателя в любой момент процесса, решать вопрос о мере наказания, уменьшать предусмотренные законом наказания вплоть до условного или полного освобождения подсудимого.
После Великой октябрьской социалистической революции Советская Россия, а затем Советский Союз были объявлены федеративным государством. Принципиально важным в этой связи было принятие резолюции Третьим Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. "О федеральных учреждениях Российской Республики", в пункте первом которой, в частности, говорилось: "Российская Социалистическая Советская республика учреждается на основе добровольного союза народов России, как Федерация советских республик этих народов". В пункте 5-ом и 6-ом речь шла о разграничении сферы деятельности федеральных и местных органов власти, и отмечалось, что "все местные дела решаются исключительно местными Советами" и далее "Центральная Советская власть обязана следить за соблюдением основ федерации, и представляет Российскую Федерацию Советов в ее целом. На центральную власть возлагается также проведение мероприятий, осуществимых лишь в общегосударственном масштабе, причем, однако, не должны быть нарушаемы права отдельных, вступивших в федерацию, областей". Создание федерации рассматривалось, прежде всего, как средство разрешения национального вопроса в многонациональной стране. Исторически первой была создана Российская Федерация (ее образование закрепила Конституция РСФСР 1918 года). Ее главная особенность заключалась в том, что она была основана на автономии. Второй исторически возникшей формой была Закавказская Федерация. Она просуществовала с 1922 по 1936 год, и затем входившие в нее республики вошли непосредственно в состав СССР. В отличие от РСФСР Закавказская Федерация основывалась на договоре. Советский Союз как новая форма федерации был основан на суверенитете своих субъектов и объединил как унитарные, так и федеративное (РСФСР) государства. Основными принципами построения советской федерации были провозглашены принцип добровольности объединения субъектов, их равноправность, демократический централизм. Но главным был национальный принцип построения федерации. Советская правовая система начала создаваться одновременно с возникновением Советского государства. Формированиенового права происходило в первую очередь путем издания новых нормативных актов. Основными формами нормативных правовых актов стали декреты, постановления и декларации. Акты высшей юридической силы могли издавать Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК. Судьи также могли руководствоваться революционным правосознанием, т.е. принимать решения, исходя из своих представлений об интересах революции и трудящихся. Советская власть отменила ограничение гражданских прав по половому, религиозному, национальному признаку, упразднила деление общества на сословия, но это, однако, не привело к полному равенству и равноправию граждан нового государства. Объем правоспособности зависел от классовой принадлежности. Население делилось на полноправных «трудящихся» и ограниченных в политических и гражданских правах «нетрудящихся», среди которых наибольшим гонениям подвергались «бывшие эксплуататоры». Появилась новая правовая категория – «лишенцы», обозначавшая людей, лишенных избирательных и иных прав. Нормотворчество в сфере гражданского права было тесно связано с политикой «военного коммунизма». Ее основу составляли продовольственная разверстка, монополия государства на торговлю хлебом и другими важнейшими товарами, постепенный переход к прямому (безденежному) продуктообмену, полная национализация промышленности.Возникает институт социалистической собственности. Объектами права частной собственности могли быть только предметы потребления, маломерные жилые строения, мелкие предприятия. Объекты, находившиеся в государственной собственности, изымались из частного оборота и передавались только путем административных распоряжений. Вследствие этого уничтожались договорные связи как основа хозяйственных отношений. В апреле 1918 г. ВЦИК отменил наследование по закону и по завещанию. После смерти собственника имущество на сумму не свыше 10 тысяч рублей оставалось родственникам умершего в качестве «меры социального обеспечения», а остальная наследственная масса переходила в собственность государства. В мае 1918 г. декретом ВЦИК «О дарениях» запрещалось дарить имущество на сумму свыше 10 тысячи рублей. Значительно изменилось законодательство в сфере брачно-семейных отношений. Семейное право стало формироваться как отдельная отрасль права, в то время как в дореволюционной России соответствующие институты относились к гражданскому праву. Источниками семейного права являлись декреты ВЦИК и СНК и принятый в сентябре 1918 г. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» – первый кодифицированный акт в истории советского права. Отменялась церковная форма брака. Устанавливалось полное равноправие супругов. Брак не создавал общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Запрещалось усыновление, которое рассматривалось пролетарским государством как скрытая форма эксплуатации. Внебрачные дети по своим правам приравнивались к детям, рожденным в браке. Разрешалось свободное расторжение брака (развод) по обоюдному согласию супругов или по желанию одного из них. Советское государство, выступавшее от имени трудящихся, уделяло большое внимание регулированию трудовых отношений. Были установлены 8-ми часовой рабочий день и 48-ми часовая рабочая неделя, 2-х недельные оплачиваемые отпуска, пособия для беременных женщин, страхование рабочих на случай безработицы или болезни. В дальнейшем на развитие трудового права сильное влияние оказывала политика «военного коммунизма». Вводилась всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 58 лет, проводятся трудовые мобилизации, создаются трудовые армии. Принципы «военного коммунизма» были закреплены в принятом в декабре 1918 г. Кодексе законов о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму в государственном, кооперативном и частном секторах хозяйства. В уголовном праве изменяется система преступлений, вводится понятие контрреволюционных преступлений. В декабре 1918 г. в инструкции Наркомата юстиции впервые давался перечень наказаний, включавший денежные штрафы, заключение, удаление из столицы, из отдельных местностей или пределов Российской республики, объявление врагом народа, конфискация имущества, лишение всех или некоторых политических прав, принудительные общественные работы. Смертная казнь (на основании судебных приговоров) первоначально была полностью запрещена, и ее применение возобновилось только летом 1918 г. Карательная политика в сфере определения наказаний имела ряд особенностей. Большинство уголовно-правовых норм не содержали точно определенных санкций. Суды могли назначать наказания, не предусмотренные законом. В декабре 1919 г. Наркомат юстиции принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, из текста которых вообще исключались нормы особенной части уголовного права. Предполагалось, что суды будут рассматривать дела на основе норм общей части уголовного права и руководствоваться при этом «социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности.
Руководящие начала по уголовному праву РСФСР были приняты в 1919 году. Они являлись результатом обобщения сложившейся с 1917 года практики нормотворчества в области уголовного права. Они имели обязательную силу. Начала не содержали норм, предусматривающих ответственность за конкретные преступления и, таким образом, являлись прообразом Общей части будущего уголовного кодекса. Начала распространялись на всю территорию РСФСР. Они применялись также к иностранным гражданам и гражданам РСФСР, совершившим преступление вне пределов РСФСР, если они находились на территории РСФСР и уклонились от суда и наказания в месте совершения преступления. Как нормативный акт, определяющий основы уголовной политики нового большевистского государства, Начала носили резко выраженный классовый характер. Согласно п. 3 Начал, «советское уголовное право имеет задачей посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс, организовавшихся в господствующий класс в переходный от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариата». Указывалось, что совершение преступлений в классовом обществе является следствием уклада общественных отношений, в котором живет преступник. Отягчающими ответственность обстоятельствами признавались совершение преступления лицом, принадлежащим к имущему классу, с целью восстановления, сохранения или приобретения какой-либо привилегии, связанной с правом собственности, а также совершение деяния в интересах восстановления власти угнетающего класса. Напротив, совершение деяния неимущим, в состоянии голода или нужды считалось смягчающим обстоятельством. В то же время, учёными отмечается, что Начала не имели выраженно репрессивного характера. Напротив, суды ориентировались на расширение сферы применения условного наказания, были введены такие меры наказания как общественное порицание, исправительно-трудовые работы, созданы товарищеские суды Наказание, согласно Началам, представляло собой не возмездие за «вину», не искупление вины, а меру строго оборонительную и целесообразную. Провозглашался принцип гуманизма наказания: оно должно было быть лишено признаков мучительства, и не связано с причинением преступнику бесполезных и лишних страданий. ]Преступление Определение понятия «преступление» давалось в пунктах 5 и 6 Начал. Преступлением признавалось нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Преступление могло выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия, и должно было представлять опасность для данной системы общественных отношений. Таким образом, определение преступления носило материальный характер. Наступление ответственности также связывалось с совершением действия или бездействия; нахождение в опасном состоянии не признавалось условием уголовной ответственности Возраст уголовной ответственности устанавливался в 14 лет. К несовершеннолетним, не достигшим этого возраста, могли применяться воспитательные меры. Такие же меры могли применяться в отношении лиц переходного возраста 14 - 18 лет, действовавших без разумения. Довольно широкой была норма о невменяемости. Уголовной ответственности не подлежали лица, совершившие деяние в состоянии душевной болезни или вообще в таком состоянии, когда лицо не отдавало себе отчета в своих действиях, а равно те лица, которые хотя и были здоровы при совершении преступления, но к моменту приведения приговора в исполнение заболели душевной болезнью. К таким лицам могли применяться принудительные лечебные меры и иные меры предосторожности. Особенностью Начал является отсутствие норм, дающих определение понятия «вина» и выделяющих её формы. Однако совершение преступления в сознании причиненного вреда, или, напротив, по невежеству и несознательности, являлось обстоятельством, влияющим на меру наказания. Выделялись формы соучастия и виды соучастников. Предусматривалось, что за деяния, совершаемые сообща группою лиц (шайкой, бандой, толпой), наказываются как исполнители, так и подстрекатели и пособники. Исполнители, согласно Началам, непосредственно принимали участие в выполнении преступного деяния, подстрекатели склоняли других лиц к совершению преступления, пособники содействовали выполнению преступного деяния словом или делом, советами, указаниями, устранением препятствий, сокрытием преступника или следов преступления. Как пособничество рассматривалось в том числе попустительство, то есть непрепятствование совершению преступления. Отдельной фигуры организатора преступления не выделялось. Относительно порядка определения меры наказания при соучастии делалось указание, что необходимо учитывать не степень участия, а степень опасности преступника и совершенного им деяния. Выделялись такие стадии преступления, как приготовление, покушение и оконченное преступление. Приготовлением к преступлению считалось приискание, приобретение или приспособление лицом, подготовляющим преступление, средств, орудий и т.п. для совершения преступления. Покушением на преступление считалось действие, направленное на совершение преступления, когда совершивший выполнил все, что считал необходимым для приведения своего умысла в исполнение, но преступный результат не наступил по причинам, от него не зависящим. Преступление считалось оконченным, когда намерение совершающего преступление осуществилось до конца. Стадии преступления не связывались с мерой наказания, которая в этом случае зависела лишь от степени опасности личности преступника. Имелась также норма о необходимой обороне, которая была возможна от нападения и иного насилия над личностью. [править]Наказание Под наказанием понимались меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений и защищает его от нарушителей (преступников). В числе целей (задач) наказания назывались охрана общественного порядка и предупреждение новых посягательств на него как со стороны конкретного преступника, так и со стороны иных лиц (общая и специальная превенция). Указывалось, что обезопасить общественный порядок от будущих преступных действий лица, уже совершившего преступление, можно или приспособлением его к данному общественному порядку или, если он не поддается приспособлению, изоляцией его, и, в исключительных случаях, физическим уничтожением его. В систему наказаний, предусмотренных Руководящими началами входили внушение, выражение общественного порицания, принуждение к действию, не представляющему физического лишения (например, к прохождению обучения), объявление под бойкотом, исключение из объединения на время или навсегда, восстановление, а при невозможности его возмещение причиненного ущерба, отрешение от должности, воспрещение занимать ту или иную должность или исполнять ту или иную работу, конфискация всего или части имущества, лишение политических прав, объявление врагом революции или народа, принудительные работы без помещения в места лишения свободы, лишение свободы на короткий срок или на неопределенный срок до наступления известного события (в том числе «до победы мировой революции»), объявление вне закона, расстрел. Смертная казнь могла применяться лишь Революционным трибуналом. При определении меры воздействия на совершившего преступление суд должен был оценивать степень и характер (свойство) опасности для общества как самого преступника, так и совершенного им деяния. В этих целях суд, не ограничиваясь изучением всей обстановки совершенного преступления, должен был выяснить признаки личности преступника, которые проявились в совершённом деянии и его мотивах, на основании образа жизни преступника и его прошлого. Кроме того, необходимо было оценить, насколько само деяние в данных условиях времени и места нарушает основыобщественной безопасности. Помимо указанного выше, к отягчающим обстоятельствам относились совершение деяния профессиональным преступником (рецидивистом), группой, шайкой, бандой; совершение деяния посредством насилия над личностью; наличие заранее обдуманного намерения; жестокость, злоба, коварство, хитрость, связанные с совершением преступления. Смягчающими ответственность обстоятельствами признавались совершение преступления впервые, в состоянии запальчивости, по легкомыслию и небрежности. Основанием освобождения от наказания являлось исчезновение условий, в которых определенное деяние, или лицо, его совершившее, представлялись опасными для общественного строя. Предусматривалась также возможность применения условного осуждения, то есть неприведения обвинительного приговора, предусматривающего заключение под стражу, в исполнение до совершения осужденным тождественного или однородного с совершенным деяния.
Date: 2015-06-11; view: 4444; Нарушение авторских прав |