Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из вышеизложенного следует, что первой стратегической задачей профилактики, лечения и реабилитации больных неврозами является коррекция малоадалтивного
605 личностного комплекса таким образом, чтобы все его параметры получили стабильное и позитивное содержание. При этом я использую принцип целенаправленного моделирования эмоций, позволяющий во-первых, максимально активизировать больного при проведении лечения, во-вторых, избежать формальных отношений, в-третьих, использовать технические приемы различных психотерапевтических систем, в-четвертых, сделать больного равноправным участником лечебного процесса. Я представляю пути воздействия на личностный комплекс при целенаправленном моделировании эмоций следующим образом (рис. 5.14.). Эмоциональная сфера - центр всего. Личностный комплекс, вызывая фоновое эмоциональное напряжение, часто неосознаваемое, искажает когнитивные процессы. Происходит неверная оценка действительности, в результате деятельность становится также малоадаптивной. Личность вступает в конфликт с собой и своим окружением. Это приводит к тому, что возникают мышечные зажимы, а также расстройства в соматовегетативной сфере. Обычно пациент приходит к врачу со спектром отрицательных эмоций (тревога, страх, депрессия и т.д.). Задача целенаправленного моделирования эмоция - вы- 606 звать у больного эмоции интереса я радости. А это можно сделать, влияя на когнитивные процессы, деятельность, соматовегетативную сферу и мышечную систему. Здесь открывается широкая возможность для применения различных методик и их комбинаций. Так, при воздействии на познавательные процессы я использовал когнитивную терапию, сократический диалог, трансактный и сценарный анализ, психологическое айкидо (о нем уже говорилось выше), би-блиотерапию, рациональную психотерапию и т. д; Моделирование эмоций интереса и радости в процессе деятельности происходит на занятиях групповой психотерапии. Полезными оказались и приемы поведенческой терапии. Модифицированный мною метод аутогенной тренировки, а также лечебная физкультура, воздействуя на соматовегетативную сферу, также позволяют вызвать эмоцию интереса. Естественно, моя схема не универсальна. В ней не отражены связи эмоций с мотивационной сферой, сферой влечений и т. д. Таким образом, данный подход открывает возможности для дальнейшего совершенствования профилактических и лечебных мероприятий. Почему я считаю, что именно эмоция интереса может оказать решающее воздействие на коррекцию личностного комплекса? Как уже отмечалось, последний, вызывая эмоциональное напряжение, искажает восприятие человеком действительности и самого себя. Пунктирные линии ни рис. 5.14. показывают, как формируется невроз. Длительное существование эмоции интереса, которую удается создать в процессе терапии, способствует тому, что пациент начинает видеть обстоятельства не искаженными, не через темные очки своей фоновой эмоциональной напряженности и отрицательных эмоций, а в их истинном свете, что ведет к «прозрению» и в конечном итоге ю коррекции малоадаптивного личностного комплекса, что показано на рис. 5.14. сплошными линиями. Таким образом, при целенаправленном моделировании эмоций терапевтический эффект идет по тем же путям, по которым шло формирование болезни, но только в обратном направлении. Результаты лечения стали повышаться, но катам-нестическое наблюдение показало, что личностные комплексы оказались достаточно стойкими, и больные нуждаются в поддерживающей психотерапии. Так спонтанно возник наш КРОСС. Многие больные, отметив у себя значительные положительные изменения, стали консультантами по вопросам общения у себя в семье и на производстве. Но на многие вопросы они ответить не могли. Возникали у них и собственные проблемы, где они не могли быстро сориентироваться. На катамнестические осмотры бывшие пациенты стали приходить вместе с родственниками и друзьями. Ожидая приема, они организовывали дискуссии, а затем просили врача стать арбитром. Когда были подготовлены кадры психотерапевтов и психологов, владеющих современными психотерапевтическими методами, КРОСС был организационно оформлен и начал свою работу. Позднее на базе клуба возникла Северо-Кавказская психотерапевтическая ассоциация «Психологическое айкидо». ПОСЛЕСЛОВИЕ Спасибо, дорогой читатель, что вы дочитали почти до конца мою книгу. Теперь напрягитесь, ибо дальше изложение может показаться весьма странным. Но не торопитесь с выводами и продолжите чтение. Я пишу и работаю для того, чтобы получить Нобелевскую премию. В 1984 году мы с моим другом профессором Л.А.Калинкиным высказали одну, думается, перспективную гипотезу, о которой уже говорилось выше. Суть ее заключается в следующем. В нашем организме имеются две адаптационные системы. Одна система описана Г.Селье, которую можно назвать стрессорной. Она действует в экстремальных ситуациях, когда раздражитель бывает чрезмерной силы. Но эта адаптация неполноценная, ибо сопровождается разрушением тех или иных систем организма. Представьте себе, что в вашей квартире пробита наружная стена. Что делать? Приходится разрушать внутреннюю, чтобы как можно быстрее залатать брешь. Но потом ведь придется восстанавливать и внутреннюю перегородку. Таков механизм стресса. С нашей точки зрения, в организме имеется еще одна адаптационная система, которая действует в повседневной жизни, когда мы испытываем влияние раздражителей слабой и средней силы. Тогда возникают реакции тренировки и активизации, описанные ростовскими учеными Л.Х.Гаркави, м.а.уколовой и Е.Б.Квакиной. Но они считают, что эти реакции реализуются через те же механизмы, что и стресс (гипофиз - кора надпочечников). По нашему мнению, реакции активизации и тренировки являются результатом действия гипотетической адаптационной системы, которую мы условно назвали антистрессорной. Эти реакции реализуются через эн- 20. М. Е. Литвак 609 дорфинную и алкогольную системы организма (еще раз напомню, что наш организм вырабатывает морфинопо-добные вещества - эндорфины и алкоголь). Не буду загружать работу биохимическими и физиологическими терминами (к тому же я не ахти какой специалист в этой области) и продолжу изложение в популярной форме. Думаю, истина от этого не пострадает. Определить ту или иную реакцию можно по психологическому состоянию. Когда у человека стресс, он ощущает тревогу; основное вещество - адреналин. Реакция тренировки определяет состояние покоя; основное вещество - эндорфины. Во время реакции активации настроение приподнятое, иногда человек испытывает веселье, смеется, основное вещество - алкоголь. Когда начинает действовать стрессорный раздражитель, то, с одной стороны, он запускает стрессорную адаптационную систему, с другой - активизирует анти-стрессорную. Если стрессорный раздражитель действует достаточно долго, постепенно мощь знтистрессорной системы увеличивается, и раздражитель, который раньше был стрессорным, перестает быть таковым. Это на себе испытал каждый, кто занимался спортом и закаливанием. Вначале физическая нагрузка и холодо-вой раздражитель были стрессорными (и боль, и озноб), а затем становились приятными, вызывали удовольствие. Те, кто знает, что такое прострел, почечная и печеночная колика, вывих сустава, вспомните то чувство радости, которое у вас возникало, когда после грамотной медицинской помощи исчезали боли, мучившие несколько часов. Часто бальные бурно изъявляют свою благодарность: прыгают, пляшут и поют от радости, обнимают и целуют врача. Здесь все понятно. Адреналин после снятия боли прекращал вьвделяться, а избыток эн-дорфинов и алкоголя, накопившийся во время стимуляции антистрессорной системы, вызывал чувство радости. Ну а если помощь вовремя не оказывалась, боль постепенно притуплялась. Древние заметили: «Боль рождает мысль, мысль рождает успокоение». Сейчас доказано, что выработка аядорфивов происходят в отделах мозга, тесно связанных с мыслительными apoaeccasis.Qw почему, когда нам удается вывести пациента из болезненного состояния, у него отмечается творческий подъем, он начинает расти. «В горяиле страданий выковывается личность». А можно ли расти без страданий? По-видимому, нет. Но если соотношение отрицательных и положительных эмоций соблюдается (1/7), жизнь становится еще более приятной, как умеренно поперченная пища. Следите за этим соотношением. Если вы с удовольствием прошли пешком 30 минут, то через силу идите не более 4-5 минут. Попробуйте следовать этой рекомендации, и не заметите, как научитесь бегать. Многие тренеры с успехом используют ее. Эта гипотеза, как вы уже догадались, легла в основу целенаправленного моделирования эмоций, о котором уже говорилось выше (быстро наступает лечебный эффект, когда после удивления у пациентов возникают эмоции интереса и радости). Я разработал техники нирваны и психосмехотерапии. Методы, которыми я пользуюсь, считаю лекарственными. Но только лекарства вырабатывает сам организм, когда у человека хорошее расположение духа. И если вам было просто интересно читать, то и в это время состояние вашего здоровья улучшалось. Я заметил, что посещающие наши тренинговые группы практически переставали болеть и прекращали прием спиртных напитков, хотя никакой антиалкогольной пропаганды не проводилось. Да и зачем пить алкоголь и употреблять наркотики, когда их и так много в крови! С работы уходить не захочется, если руководитель создаст атмосферу интереса и радости. И только так могут долго поддерживаться семейные отношения. Люди к вам будут тянуться, если в процессе общения с вами у них в крови будет повышаться уровень алкоголя и эндорфинов. Профессор Л.А.Калинкин уже вылечился от этой идеи, а я пока еще нахожусь в болезненном состоянии. Несколько раз пытался организовать исследования, чтобы эту гипотезу превратить в теорию, но, как вы сами понимаете, не хватило средств и личностей, которые 20* 611 хотели бы погрузиться в эту проблему. Этой работой я хочу привлечь внимание исследователей и финансистов. И если они заинтересуются этой гипотезой, превратят ее в теорию и при этом хотя бы сошлются на нас, я буду доволен. Я же сейчас работаю над учебником психотерапии. В его основу положен опыт преподавания психотерапии в Ростовском медицинском университете. Постараюсь, чтобы его было интересно читать. Есть задумка написать книгу о воспитании детей и дать в ней психотерапевтические методики, которые могли бы применять учителя в педагогическом процессе. Если эта книга будет пользоваться успехом, я расширю и дополню ее. Хотелось бы также написать учебник по психиатрии для начинающих психиатров и подробно рассказать в ней о неврозах, психопатиях и акцентуациях характера. Думается, она заинтересует тех, чья профессиональная деятельность связана с общением. Накопился большой материал для работы «Идеи психотерапии в религиозных учениях и работах известных философов». Нобелевской премии мне все равно не получить. Это я понимаю. Но путь к ней хороший. Не так ли? Не дойду до вершины, но все равно ведь поднимусь! А теперь хочу с вами проститься. До новых встреч на страницах новых книг! Date: 2015-07-10; view: 313; Нарушение авторских прав |