Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Симптомы. Вступление
– А теперь постарайтесь расслабиться и вспомнить, с чего все началось. – Ну, вначале я сотворил небо и землю… На приеме у психотерапевта
В эту часть я попробую, так сказать, впихнуть невпихуемое, потому запаситесь терпением, дальше будет проще и веселее. Ну, поехали. Если рассматривать, из чего складывается картина заболевания, то условно ее можно разделить на три уровня сложности: 1. Симптомы, как отдельные проявления болезненного состояния. 2. Синдромы, как совокупность нескольких симптомов (и не с потолка набранных, а гармонично соседствующих). 3. Собственно болезнь, характеризующаяся: а) непременно либо чаще всего встречающимися синдромами (что называется, «облигатными» – от лат. obligatus – обязательный, непременный); б) синдромами, встречающимися время от времени, но необязательно долженствующими здесь быть (факультативными); в) их сменой по мере течения болезни, или патокинезом. Терминология, приведенная ниже, не преследует цель вводить в заблуждение пациентов или повергать в легкий транс охмуряемых девиц. Основная, если не единственная, ее задача – привести к некоему общему знаменателю такие емкие и образные, но слишком уж самобытные и живописные выражения, как заколбасило, вставляет не по‑детски, улетный трип, планка рухнула, крыша отъехала, кукушка слетела, вся на нервозе, глюки, бред сивой кобылы в тихую лунную ночь и т. п., чтобы специалисты разных школ и регионов могли хоть о чем‑то, помимо совместной выпивки, договориться. Проясняя вопрос, что же в психической деятельности человека может пойти не так, представим себе то, как выглядит и на какие условные фрагменты делится сия деятельность в норме. Итак: 1. Сознание, куда же без него. Высшая форма отражения человеком окружающей действительности, характеризуется ориентировкой человека: а) в пространстве; б) во времени; в) в собственной личности. 2. Восприятие окружающего мира: сначала в виде ощущений, как элементарных составляющих процесса, а затем собственно восприятие как более сложный и целостный процесс, не только охватывающий предметы и явления целиком, но и раскладывающий их, что называется, по полочкам (тут же включаются осознание, понимание и осмысливание предмета и явления), а также представление (когда человек мысленно воспроизводит образы предметов и явлений, которые воспринимал ранее). 3. Внимание – не в смысле всеобщий ахтунг, а способность сосредоточиться на каких‑либо событиях, предметах и видах деятельности. 4. Память – обобщающий, интегративный процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Обеспечивает запоминание (фиксацию), сохранение (ретенцию) и воспроизведение (репродукцию) прошлого опыта. Выделяется кратковременная (пока есть источник сигнала – есть его следы; исчез источник – следы вскоре угасли) и долговременная память. Можно, конечно, принять умный вид и отметить, что она по срокам ретенции делится на иконическую (четкий, полный отпечаток на 0,25 секунды), кратковременную, оперативную (когда избирательно сохраняется и воспроизводится информация, необходимая для достижения определенной цели) и долговременную, но электорат может справедливо взбунтоваться. 5. Мышление – отражение в сознании окружающей действительности, когда человек устанавливает взаимосвязь предметов и явлений не только исходя из лежащих на поверхности фактов (солнце встало – людям жарко‑жарко), но и пользуясь способностью к абстракции, анализу и синтезу, как учит нас диалектический материализм. Кстати, судя по огромному количеству граждан, обогатившихся на бирже, способность к абстрактному мышлению сегодня обретает просто пугающие масштабы. По виду мышление можно разделить на наглядно‑действенное (чисто конкретное), наглядно‑образное (созерцательно‑мечтательное) и абстрактно‑теоретическое (один кот Шредингера[9]чего стоит!). Можно также на конкретно‑ситуационное и отвлеченно‑словесное. Или на аффективное и логическое. Или еще как‑нибудь. Формы мышления бывают следующие: а) понятие – выделение существенных свойств однородной группы предметов или явлений; б) суждение – выявляется связь предмет – признак, отношения между предметами. Здесь имеет место движение от частного к общему, от явления к сущности; в) умозаключение – вывод нового суждения из других суждений, получение нового знания из имеющихся знаний. 6. Речь – процесс общения людей посредством языка (имеются в виду слова, а не что‑либо еще). Разделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь, соответственно, бывает устная и письменная. Устная, соответственно, – монологическая и диалогическая. 7. Интеллект (кто‑то предпочтет сказать – ум, кто‑то, более политкорректный, – способности) – это способность человека успешно применять имеющиеся знания и опыт на практике. Сюда можно отнести и способность генерировать новые идеи, а также критику и самокритику. 8. Эмоции: высшие и низшие, положительные и отрицательные. Немного отвлекусь, чтобы разобрать их подробнее. Схему деятельности человека, как вариант, можно представить следующим образом: потребность – мотивация – действие – результат – эмоция. Соответственно результату, положительная или отрицательная. Далее, уже сами эмоции могут формировать новые потребности (раз понравилось – то оно мне надо), порою становясь потребностью per se (да, да, еще!), плюс добавилось осознание дао и любование процессом достижения результата – и вот уже простая схема закольцевалась и обросла фракталами.[10]Все как в жизни, все как положено… Что касается высших и низших эмоций, вот еще схема. По мнению А. Маслоу,[11]потребности можно разделить на три уровня: а) биологический – дышать, питаться, пить, выделять продукты жизнедеятельности, двигаться, продолжать род или иметь половые контакты (находится на границе со следующим уровнем); б) социальный – создать семью, занять место в обществе, получить признание; в) духовный уровень – познать себя и свое место в мире, определиться в своем отношении к религии, обрести мировоззренческие ориентиры. Низшие эмоции имеют отношение к удовлетворению потребностей биологического уровня, а высшие – соответственно, социального и духовного. Можно также упомянуть деление эмоций на стенические (мобилизующие) и астенические (дезорганизующие), реактивные (как реакция на внешний процесс) и витальные (в силу внутренних причин), а еще по силе и продолжительности – на настроение (длительное, ровное), страсть – сильное, стойкое и глубокое эмоциональное состояние и аффект – бурная кратковременная эмоция. 9. Воля – это способность к целенаправленной организованной деятельности для достижения сознательных (а порою и бессознательных) целей. Окончательно формируется где‑то к двадцати годам. Потребности и их уровни я только что приводил, воля задает направление в осуществлении деятельности, удовлетворяющей эти потребности. На всех этапах, начиная от мотивации и заканчивая результатом и эмоциями. 10. Сон – физиологическое состояние организма, чередующееся с бодрствованием и характеризующееся отсутствием сознательной психической деятельности и значительным снижением реакций на внешние раздражители.
Теперь попробуем рассмотреть, как именно может нарушаться каждая из составляющих психической деятельности.
Date: 2015-07-02; view: 258; Нарушение авторских прав |