Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двигателя считается централь­ным событием промышленного переворота





Первые паровые машины появились еще в XVII в., но их на­значение было узким —

это были, в сущности, паровые насосы для откачки воды из шахт.

Универсальный паровой двигатель, который можно было применять в разных отрасляхтпромышленности и на транспорте, сконструировал лондонский университетский механик Джеме Уатт в 1782г. Так как он не был членом цеховой корпора­ции механиков, городские власти не могли ему разрешить зани­маться

изобретательством. Свою работу он мог выполнить только в университетских

лабораториях, потому что университеты пользо­вались автономией и были

неподвластны городу.

История паровой машины лишний раз доказывает, что про­мышленный переворот —

не просто цепь изобретений. Русский механик Ползунов изобрел свою паровую

машину раньше Уатта, но в России того времени она оказалась не нужна и о ней

забыли, как забыли, очевидно, и обо многих других «несвоевременных»

изобретениях.

Нет необходимости прослеживать промышленный переворот во всех отраслях

промышленности. В металлургии, например, он отличался значительными

особенностями. Некоторые процессы здесь были механизированы и до промышленного переворота (ме­ханические молоты), а другие и после

переворота долго оставались ручными — засыпка шихты в печь, разливка чугуна или стали. Дело в том, что металлургия относит­ся не к механическим, а к химическим производствам, и основ­ные производственные процессы здесь не зависят от скорости движений рабочего, т.е. механических движений: пока плавка чугуна не закончена, он должен оставаться в печи. Поэтому ме­ханизация таких химических производств невозможна. Можно механизировать лишь вспомогательные работы, но их механиза­ция не ускоряет производственного процесса. Промышленным переворотом в таких производствах считается изменение техно­логии, которое позволяло увеличить и удешевить выпуск продукции.

Для английской металлургии это означало переход от древес­ного угля к

каменному. Ко времени переворота леса в Англии были уже вырублены, угля не

хватало, поэтому металлургия находилась в упадке; Англия была вынуждена

ввозить металл из других стран, в основном из России.

В 30-х годах XVIII в. Дерби открыл способ выплавки чугуна на каменном угле, а

в 80-х годах другой английский металлург Корт — способ переплавки этого

чугуна на железо также на ка­менном угле (пудлингование). Поскольку каменного

угля в Анг­лии было достаточно, английская металлургия быстро вышла на первое

место в мире.

Промышленная революция проходила как цепная реакция. Изобретения влекли за

собой другие изобретения. Переворот на­чался с легкой промышленности, но в

ходе него создавался рынок для тяжелой. Так, для изготовления массы машин для

легкой про­мышленности, требовалось много металла, а это вызвало перево­рот в

металлургии; спрос на машины нельзя было удовлетворить, изготовляя их в

кустарных мастерских с ручным трудом, и это выз­вало переворот в

машиностроении — рождение машиностроитель­ных заводов; но возросшую массу

товаров уже невозможно было перевозить на лошадях и парусных судах, поэтому

произошли большие изменения на транспорте.

Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг.

XVIII в. Однако власти запретили его ис­пользовать, заявив, что волна от

парохода разрушает берега. Вто­рично пароход был изобретен Фултоном в Америке

в 1807 г. И толь­ко после этого в Англии стали строить пароходы.

В 1825 г., была пущена в ход первая железная дорога. Желез­ные дороги не

сразу завоевали признание. Сначала рельсы делали из чугуна и они ломались под

тяжелыми паровозами. Существо­вало мнение, что гладкие колеса будут скользить

по гладким рель­сам, и поэтому на колесах и рельсах делали зубья. Владельцы

ди­лижансов, которые боялись конкуренции железных дорог, вели против них

агитацию.

Английская промышленность развивалась быстрыми темпа­ми. Причина этого ускорения

заключалась не только в том, что ма­шины позволяли производить больше

продукции. Увеличение ко­личества продукции без увеличения рынка сбыта привело

бы толь­ко к кризису перепроизводства. Пришлось бы останавливать за­воды и

уничтожать лишнюю продукцию. Действительная причи­на ускорения роста

производства заключалась в том, что благодая машинам, стоимость продукции

понизилась, вследствии чего расши­рился рынок сбыта. Себестоимость

хлопчатобумажной пряжи входе переворота упала в 12 раз! Хлопчатобумажные ткани стали настоль­ко дешевле, что даже беднейшие слои населения, наиболее


мно­гочисленные, могли их покупать. Таким образом, промышленный переворот,

снизивший цены на товары широкого потребления, был выгоден трудящимся.

Но это лишь одно социальное последствие переворота. В то же время переворот в

текстильной промышленности разорил ткачей-ремесленников в Англии. Это был

мучительный процесс. Первое время рабочие мануфактур пытались конкурировать с

машиной. Они были вынуждены соглашаться на удлинение рабочего дня и снижение

зарплаты. Но со временем машина настолько удешев­ляла производство, что дальнейшее сопротивление становилось невозможным.

Английские фабрики обрекли на гибель также миллионы ин­дийских ткачей, потому

что английские ткани быстро завоевали и индийский рынок. Если разоренный

английский ткач мог стать фабричным рабочим, то в Индии фабрик не строили.

Машинное производство уже не требовало мастерства от рабо­чего. Работа

приобретала характер простейших движений. С такой работой могли справиться

женщины и дети, труд которых обхо­дился капиталисту гораздо дешевле. Поэтому

теперь в промыш­ленности стал широко применяться женский и детский труд.

По­скольку родители сначала не хотели отдавать детей на фабрику, развитие мирового капиталистического хозяйства первые партии детей поступали

из приютов и сиротских домов. Благотворители оптом, по несколько сотен,

сдавали детей на фаб­рику за крупные суммы денег.

Переход к машинам не привел к безработице, т.к. растущей промышленности

требовалось все больше рабочей силы. Но конкуренция дешевого женского и

детского труда, а также, то об­стоятельство, что работа при машине не требовала прежнего ма­стерства, вели к снижению заработной платы. В начале XIX в. На свой дневной заработок английский ткач мог купить 2,5 кг. хлеба. На такие деньги нельзя было прокормить семью. Поэто­му значительная часть рабочих

оказалась на содержании цер­ковных приходов.

В Англии того времени был обычай содержать бедняков за счет приходов. Если

рабочий не мог своим трудом прокормить семью, то недостающие деньги он получал от прихода. Поскольку в годы промышленного переворота число бедняков стало катастрофи­чески увеличиваться, был введен специальный налог на бедных,

величина которого скоро достигла 8 млн. ф. ст. Чтобы сократить выдачу пособий

по бедности, были организованы «работные дома», где бедняков намеренно

содержали в тяжелых условиях и заставляли выполнять нелепую и ненужную работу—бить кам­ни или расплетать канаты. И бедняки уже боялись попасть в «работный дом».







Date: 2015-06-11; view: 483; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию