Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные представления о психологических механизмах, лежащих в основе психических, поведенческих и психосоматических расстройств





Обсуждение механизмов, лежащих в основе психических и соматических расстройств, вызванных стрессом, проходит в рамках рассмотрения психосоматической проблемы в целом, разработки вопроса о полипричиности болезней. В русле психосоматических концепций стресс является неспецифическим механизмом симптомообразования, при этом важны две составляющие реакции на стрессовую реакцию – сдвиги в регуляторных гомеостатических системах организма на биологическом организме и психологические изменения. Под психологическими изменениями понимаются как изменение функционирования психических функций, так и личностные реакции на стрессовую ситуации: это могут быть когнитивные стратегии совладания – копинг-механизмы, или бессознательные защитные механизмы (в первую очередь описанные в психоанализе), направленные на снижение травматичности ситуации и способствующие адаптации личности. Эти механизмы определяют успешную или неуспешную адаптацию человека в новой, субъективно сложной ситуации.

Трансформации в обоих регуляторных системах – как биологической так и психологической – могут закрепляться и являться патологией. Сама психическая травма – это событие или ситуация, являются лишь потенциально травмирующими для личности и превращаются в фактор, вызывающий расстройство после взаимодействия с условиями внутреннего порядка (физиологический гомеостаз, системой психологической регуляции личности), который обеспечивают уровень ресурсов. Если требования среды превышают уровень ресурсов, то вероятность возникновения расстройств, связанных со стрессом, резко возрастает.

Согласно биологически ориентированным теориям, у людей, у которых развивается посттравматическое стрессовое расстройство, были и до травматической ситуации предрасположены к чрезмерным вегетативным реакциям на стресс. У лиц с ПТСР обнаруживается повышение высвобождения катехоламинов в периоды повторяющихся переживаний по поводу перенесённой травмы. Изучение ЭЭГ сна у этих больных указывает на то, что у них имеется некоторое сходство с больными тяжёлым депрессивным расстройством (о чём можно судить на основании понижения латентности ФБС и 4-ой стадии сна).

Последнее время появилась гипотеза, что травматическая ситуация вызывает высвобождение эндогенных опиатов, вызывающих её облегчение; согласно этой гипотезе, предполагается, что воспоминание о ней не сопровождается этим, и появление симптомов расстройства является результатом эндогенного симптома опиоидной абстиненции.

16. Понятие психопатии, акцентуации характера и личности.

Психопатия (греч.psyche - душа и pathos -страдание) – пограничное нарушение развития личности, отличающееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Это неправильное, болезненное, развитие характера, аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество (“уродство характера”). Психопатия не является психическим заболеванием, но это и не вариант нормы, не здоровье.

Психопатии свойственны 3 основных признака, установленные русским психиатром П.Б.Ганнушкиным:

1.Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях.

1. Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и сохраняются на протяжении всей жизни человека; периодически они усиливаются (декомпенсация) или ослабевают (компенсация), но полностью не исчезают.

2. Нарушение социальной адаптации именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.

Психопатии формируются при сочетании врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте (в первые 2-3 года) неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействием окружающей среды (но в основе – именно биологическая неполноценность нервной системы ребенка).

Причин возникновения психопатий множество, основными являются следующие:

- наследственные факторы – у родителей-психопатов чаще всего рождаются и дети с аналогичной патологией (это т.н. конституциональные, генуинные психопатии – самый неблагоприятный вариант, не поддаются коррекции даже при правильном воспитании);

- алкоголизм и наркомания у родителей;

- различные факторы, отрицательно влияющие на плод во внутриутробном периоде развития (алкогольная, никотиновая, наркотическая интоксикация матери, прием лекарств, отравления чем-либо, психические травмы и инфекционные заболевания, особенно вирусные, недостатки питания, тяжелые токсикозы беременности, угроза прерывания беременности, отслойка плаценты и др.);

- родовые травмы, асфиксия в родах, длительные тяжелые роды, наложение щипцов и др.;

- черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции (менингиты, энцефалиты), тяжелые отравления в первые 3 года жизни ребенка;

- длительные истощающие болезни в первые 3 года жизни;

- недостатки воспитания (атмосфера скандалов, пьянства, неполная семья, вседозволенность и др.)

Психопатии следует отличать от акцентуации характера.

Акцентуация характера (лат. accentus - ударение и греч. charakter - черта, особенность) – это нерезко выраженные отклонения характера, заострение определенных черт личности. Это не болезнь, а один из вариантов нормы.

Концепция об акцентуированных личностях разработана К.Леонгардом.

При акцентуации характера (в отличие от психопатий):

- социальная адаптация не нарушена (либо нарушение адаптации незначительно и временно);

- черты акцентуации проявляются не везде и не всегда;

- человек сознает свои недостатки и старается избегать ситуаций, которые его задевают, а при психопатиях отмечается некритичность к себе и собственному поведению.

И психопатии, и акцентуации характера со сходными проявлениями называются одинаково.

Проявления психопатий многообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладания смешанных форм, принято выделять следующие классические типы психопатий:

1. Эксплозивная (возбудимая) психопатия. С самого раннего детства у ребенка отмечается крикливость, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, чуткий сон с частыми пробуждениями, подергиваниями. Затем появляются следующие основные черты патологического характера:

1. раздражительность и вспыльчивость, несдержанность,

2.

приступы неудержимой ярости,

3. расстройства настроения (тоска, злобность, страх),


Поведение в школе – неуправляемое, такого ребенка невозможно приучить к дисциплине. Интереса к занятиям не проявляет, учится плохо, не чувствует дистанции между собой и взрослым. Большинство уже с подросткового возраста употребляют алкоголь, при этом их патологические черты характера еще больше проявляются (это группа с наиболее высоким риском развития алкоголизма). и ему).

2. Истерическая психопатия. Первые личностные отклонения появляются у детей в 2-3 года или в дошкольном возрасте. Дети капризны, обидчивы, подвижны, склонны к поясничанью, передразнивают взрослых, подражают им; легко запоминают стихи, шутки, анекдоты, подслушанные у взрослых; они впечатлительны и эмоциональны, часто – кумиры семьи. У них завышена самооценка.

Для истерической психопатии характерно:

- стремление казаться больше, чем это есть на самом деле;

- стремление быть в центре внимания;

 

3. Неустойчивая психопатия, при которой отмечается вопиющая безответственность, отсутствие постоянных привязанностей; люди с таким характером легко вступают в брак, легко уходят, часто меняют место работы, место жительства (“перекати поле”), это люди, живущие одной минутой.

4. Астеническая психопатия.Основными чертами ее являются:

- робость, застенчивость, боязливость;

- отсутствие уверенности в своих силах;

- вялость, пониженная активность;

- ранимость, мимозность;

- повышенная утомляемость, к концу урока их внимание рассеивается, неспособны воспринимать новый материал.


 


 

5.Психастеническая психопатия. С.А.Суханов называл психастеников тревожномнительными личностями. Их основные черты:

- нерешительность,мнительность;

- склонность к сомнениям, трудности в принятии решения;


С детства такие люди пугливы, впечатлительны и тревожны, отличаются малой двигательной активностью. В школьном возрасте тревожность усиливается, они болезненно переносят выговоры, многократно проверяют правильность решения задач, на уроках дольше всех выполняют контрольные работы (перепроверяют!).

6.Паранойяльная психопатия.Отличительными чертами ее являются

- подозрительность, мнительность;

- завышенная самооценка.

7. Шизоидная психопатия отличается следующими чертами:

- необщительность, отгороженность, замкнутость, скрытность;

- флегматичность, но и способность на взрывы эмоций;

- в дружбе – постоянство,назойливость, ревность;

- односторонность негибкость суждений (человек может быть нудным, въедливым)

8. Циклоидная психопатия, основной признак которой – постоянная смена настроения (то повышенного, то пониженного) с циклами от нескольких часов до нескольких месяцев.

9. Патологические влечения, к которым относят клептоманию, пироманию, сексуальные психопатии (при которых половое удовлетворение достигается только извращенным путем), в том числе:

- гомосексуализм (влечение к лицам своего пола);

- садизм (удовлетворение полового чувства при причинении боли партнеру);

- мазохизм (удовлетворение полового чувства, когда боль причиняется партнером);

- педофилия (половое влечние к детям);

- содомия, зоофилия (половое влечение к животным);

- эксгибиционизм (удовлетворение полового чувства при обнажении половых органов перед лицами противоположного пола) и другие.
17. Психофизиологические, психологические и социальные механизмы развития поведенческих девиаций и их формы.

Date: 2015-07-02; view: 1435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию