Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патологическая реакция горя или тяжелой утраты 2 page





Конфабуляторные расстройства встречаются при Корсаковском синдроме, прогрессирующей амнезии.

Криптомнезии – нарушения памяти, проявляющееся отчуждением или присвоением воспоминаний. Одним из вариантов криптомнезий являются ассоциированные (болезненно присвоенные) воспоминания – при этом увиденное, услышанное, прочитанное вспоминается больным как имевшее место в его жизни. К этой разновидности криптомнезий относится истинная криптомнезия (патологический плагиат) – расстройство памяти, в результате которого пациент присваивает себе авторство различных произведений искусства, научных открытий и т.п. Другим вариантом криптомнезий являются ложные ассоциированные (отчужденные) воспоминания - реальные факты из жизни больного вспоминаются им как имевшие место с кем-то иным, либо как услышанное, прочитанное, увиденное где-либо.

Встречаются при психоорганическом синдроме, параноидном синдроме и др.

Эхомнезии (редуплицирующая парамнезия Пика) – обманы памяти, при которых какие-либо событие, переживание представляются в воспоминаниях удвоенными, утроенными. Основное отличие эхомнезий от псевдореминисценций заключается в том, что они не носят замещающего характера при амнезии. Происходящие события проецируются одновременно и в настоящее и в прошлое. То есть, у пациента возникает чувство, что это событие уже однажды имело место в его жизни. Однако, при этом, эхомнезии отличаются от феномена «уже виденного», поскольку при них переживается не абсолютно идентичная ситуация, а сходная, тогда как при феномене «уже виденного», текущая ситуация предстает идентичной уже случившейся.

Наблюдаются при психоорганическом синдроме.

Феномены уже виденного, слышанного, испытанного, рассказанного и т.д. – впервые увиденное, услышанное, испытанное, рассказанное воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее. При этом данное чувство никогда не связывается с конкретным временем, а относится «к прошлому вообще». Противоположными этим феноменам являются феномены никогда не виденного, не пережитого, не слышанного и т.п., при которых известное, привычное воспринимается как нечто новое, ранее никогда не встречавшееся. Данный вид расстройств памяти иногда описывается в рамках деперсонализационных и дереализационных расстройств.

 

 

№9

Мышление представляет собой психический процесс отражения значительных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей.

Классификация патологии мышления

I. Количественные расстройства (расстройства формы нарушения, формальные, ассоциативного процесса).

а) Темпа

б) Подвижности

в) Целенаправленности

г) Грамматического и логического строя

II Качественные расстройства (расстройства содержания идеи, структуры, содержания идей)

а) навязчивые идеи

б) сверхценные идеи

в) бредовые идеи

Количественные расстройства.

Нарушения темпа мышления.

Ускорение темпа мышления (тахифрения) – ускорение образования количества ассоциаций в единицу времени. Проявляется ускорением речи (тахилалией), речь по большей части монологична. При этом, однако сохраняется целенаправленность мышления, в силу преобладания простых, поверхностных ассоциаций. Наиболее ярким проявлением ускорения темпа мышления является скачка идей (вихрь мыслей), проявляющаяся непрерывной сменой тематики мышления, в зависимости от явлений, предметов, попавших в поле зрения. Выявляется при маниакальных синдромах.

Ментизм (мантизм) – непроизвольный, не подчиняющийся воле наплыв мыслей, воспоминаний, образов. Является проявлением ассоциативного автоматизма и входит в структуру синдрома Кандинского-Клерамбо.

Замедление темпа мышления (брадифрения) – замедление возникновения количества ассоциаций в единицу времени. Проявляется замедлением темпа речи (брадилалией). Содержания мыслей и представлений однообразно, бедно. Входит в структуру депрессивного синдрома.

Шперрунг (закупорка мыслей) – состояние блокады, обрыва мыслительного процесса. Субъективно ощущается как «пустота в голове», «обрыв мыслей».

Нарушения подвижности мышления.

Тугоподвижность мышления (торпидность, вязкость) – затрудненность последовательного течения мыслей, сопровождаемая замедлением темпа мышления. Затруднительным представляется переход от одной мысли к другой или от одной темы на другую. Проявлениями тугоподвижности по степени утяжеления симптоматики являются детализация, обстоятельность, вязкость. Встречается при эпилептической деменции, психоорганических синдромах, паранойяльном синдроме.

Нарушение целенаправленности мышления.

Соскальзвание – объективно немотивированные и не корригируемые из вне переходы с одной логически и грамматически правильной мысли на другую. Важно отметить, что при этом не происходит возврата к предыдущей мысли даже после указания на это из вне (например врачом во время беседы).

Резонерство – разглагольствования на пространные темы по несущественному поводу. Представляется в виде банальных нравоучений, истин, известных изречений.

Нарушение грамматического и логического строя.

Разорванность мышления – отсутствие связи между отдельными умозаключениями, суждениями. Разделяют два варианта разорванности – логическая разорванность – отсутствует логическая связь между отдельными компонентами мысли при сохранности ее грамматического строя и грамматическая разорванность (шизофазия, «словесная окрошка») – утрата грамматического строя речи. Необходимо ответить, что некоторые авторы (А.В. Жмуров, 1994) вкладывают в понятие шизофазии несколько иной смысл, прежде всего подразумевая монологичность разорванной речи.

Бессвязность мышления (инкогеренция) – нарушенность логического и грамматического строя речи одновременно. Внешне инкогеренция может напоминать разорванность, однако, последняя наблюдается на фоне формально ясного сознания, в отличие от бессвязности, проявляющейся на фоне помраченного сознания.

Речевые стереотипии (интерации) – непроизвольное, часто многократное, бессмысленное повторение слов, фраз, произнесенных как самим больным, так и окружающими. К ним относятся:

Вербигерации – повторение («нанизывание») бессмысленных слов и звуков.

Персеверации – застревание ответов на вопросы (например, «Как тебя зовут?», «Вася», «Как твоя фамилия?», «Вася», «Где ты живешь?», «Вася» и т.д.).

Эхолалии – повторение в неизмененном виде отдельных слов, фраз, произнесенных окружающими.

Нарушения грамматического и логического строя выявляются при шизофренических синдромах, органическом слабоумии и др.

Качественные расстройства.

Навязчивые идеи – представляют собой частный вариант навязчивых явлений (обсессий). Представляют собой непроизвольно, помимо воли возникающие неотступные идеи, мысли, суждения, при этом они правильно понимаются и критически оцениваются больным и причиняют ему душевный дискомфорт.

По механизмам возникновения навязчивости разделяются на ситуационные – следствие психогений (в навязчивостях звучит психотравмирующий мотив), аутохтонные – возникают без видимой причины, оторваны от реальности. Ситуационные и аутохтонные навязчивости являются первичными навязчивостями. Вслед за первичными образуются вторичные, которые носят защитный характер, снимая душевный дискомфорт, который вызывают первичные, они называются ритуальными навязчивостями. Чаще всего они являются различными двигательными актами – навязчивыми действиями. Например, первичный навязчивый страх заражения (мизофобия) ведет к развитию вторичной навязчивости – мытью рук (аблютомании).

По сочетанию с патологией психических процессов навязчивости различаются на идеаторные (навязчивые сомнения, абстрактные мысли, контрастные мысли, воспоминания), фобии (нозофобии, страхи пространства, социофобии), навязчивые волевые расстройства (влечения, действия).

Навязчивости встречаются при обсессивных и фобических синдромах, ларвированной депрессии.

Схверхценные идеи – суждения, умозаключения, возникшие в результате реальных обстоятельств, но занявшие в дальнейшем преобладающее положение в сознании и обладающие большим эмоциональным зарядом. Вследствие этого они занимают доминирующее положение в жизни человека, не подвергаются критике, определяют его деятельность, что приводит к социальной дезадаптации. Главным дифференциальным признаком при сравнении навязчивых и сверхценных идей является критическое отношение к ним – если первые воспринимаются как нечто чуждое, то вторые являются неотъемлемой частью мировоззрения больного. Кроме того, если навязчивые идеи являются побуждением к борьбе с ними, то сверхценные побуждают к деятельности по претворению их в жизнь. В тоже время, основным отличительным признаком сверхценных идей от систематизированного бреда является наличие реального факта, который лежит в их основе. Выделяют следующие основные виды сверхценных идей: связанные с переоценкой биологических свойств своей личности (дисморфофобические, ипохондрические, сексуальной неполноценности, самоусовершенствования), связанные с переоценкой психологических свойств личности или ее творчества (сверхценные идеи изобретательства, реформаторства, талантливости), связанные с переоценкой социальной социальных факторов (идеи виновности, эротические, сутяжничества).

Сверхценные идеи могут встречаться в виде самостоятельных расстройств, в начальных стадиях хронических бредовых синдромов и др.

 

№10

Бредовые идеи - возникающие на болезненной почве неверные, ложные мысли, не поддающиеся коррекции ни путем убеждения, ни каким-либо другим способом (Гиляровский, 1984). Совокупность бредовых идей называется бредом (Снежневский, 1983). Бред является формальным признаком психоза.

Признаки бреда:

ошибочность умозаключений

болезненная основа их возникновения

полная охваченность сознания с соответствующим поведением

невозможность коррекции

непрерывное прогрессирование и расширение

видоизменение личности.

Бредовые идеи классифицируются по структуре и содержанию.

По структуре бред делится на систематизированный и несистематизированный.

Систематизированный (интерпретатаивный, первичный) бред – характеризуется наличием логической структуры и системы доказательств. Развивается обычно медленно, поэтапно: 1. бредовое настроение, 2. бредовое восприятие, 3. бредовое толкование, 4. кристаллизация бреда, 5. систематизация бреда.

Несистематизированный бред (образный, чувственный, вторичный) – развивается наряду с другими психическими расстройствами (галлюцинациями, аффективными нарушениями и др.), отсутствуют разработанные логические построения, система доказательств. В бред «вплетается» практически все, что попадает в поле зрения бального, фабула бреда неустойчива, полиморфна.

По содержанию бред делится на: бред с пониженной самооценкой – патологическое преувеличение несуществующих недостатков (сюда относится ипохондрический бред, бред греховности, нигилистический бред, бред самоуничижения, физического недостатка), бред с повышенной самооценкой – приписывание себе несуществующих выдающихся качеств и свойств (альтруистический бред, бред величия, богатства, знатного происхождения, изобретательства, реформаторства и пр.), персекуторный бред (бред преследования) – убежденность в угрозе или вреде психическому или физическому здоровью, в том, что пациент находится под наблюдением, слежкой и т.п. (архаический бред – воздействие колдовства, магии, нечистой силы; бред воздействия – воздействие гипноза, радиации, каких-либо «лучей», лазеров и т.п.; бред двойников – патологическая уверенность в существовании собственных копий; бред метаморфозы – убежденность в способности превращаться в животное, инопланетянина, другого человека и т.п.; бред ущерба – патологическая уверенность в том, что больному причиняется материальный урон; бред одержимости – представление о внедрении в организм животных или фантастических существ; бред отношения (сенситивный) – отнесение на свой счет нейтральных событий, ситуаций, информации с болезненной их трактовкой и т.д.). Смешанные формы бреда - характеризуется сочетанием идей преследования с идеями повышенной или пониженной самооценки (бред протекции – уверенность в проведении над больным экспериментов с целью подготовки к какой-либо особой миссии; бред кверулянства (сутяжничества) – отстаивание своих ложных идей, умозаключений с многолетними судебными разбирательствами, тяжбам средством здесь выступают жалобы, заявления и т.п.; бред благожелательного воздействия – убежденность в воздействии из вне с целью перевоспитания, обогащения опытом, особыми качествами и т.п.; бред инсценировки – убежденность в специальности, подстроенности окружающих обстоятельств, событий, при этом окружающие играют определенные роли, скрывая свои истинные намерения).

По задействованности других психических процессов выделяют: сенсорный бред – сочетается и тесно связан с различными расстройствами чувственного познания, при этом бредовые идеи черпают свою тематику из содержания расстройств ощущений, восприятия, представления, конфабуляторный бред – сочетается с конфабуляциями; аффективный бред – сочетается и связан с эмоциональными расстройствами, резидуальный бред – является остаточным явлением после выхода из состояния помрачненного сознания и характеризуется некритичностью к переживаниям острого периода заболевания.

 

№11

Приобретенное слабоумие называется деменцией.

Деменция – синдром, обусловленный хроническим, необратимым, как правило, прогрессирующим нарушением памяти, мышления, ориентировки, понимания, счета, способности к обучению, языка и функций мышления. При этом сознание не изменено. Деменция приводит к снижению интеллекта и нарушению социальной и повседневной адаптации. Основными диагностическими критериями являются снижение памяти, мышления, приводящие к снижению индивидуальной повседневной жизни.

По структуре и глубине поражения деменция подразделяется на лакунарную и глобальную.

Лакунарная деменция (парциально-дисмнестическое) – преимущественно поражаются память и внимание. Характерно «мерцание» симптоматики (периодическое улучшение и ухудшение). Длительное время сохраняется «ядро» личности, что проявляется наличием критики к своему состоянию. Нарушение памяти проявляется в виде правильного воспроизведения фактов, при отсутствии их правильного хронологического расположения (дисмнестический тип).

Глобальная (тотальная) деменция – поражение наиболее сложные свойства интеллекта (мышление, память, чувства, внимание и др.). «Ядро» личности не сохраняется, что проявляется отсутствием критики к своему состоянию. Грубо нарушено логическое мышление. Интеллект снижен. Память ослаблена (неспособность к запоминанию текущих событий и воспроизведению прошлых). Эмоциональные нарушения представлены эйфорическим благодушием (прогрессивный паралич, болезнь Пика), либо угрюмо-раздражительным аффектом (старческое слабоумие).

Шизофреническое слабоумие (парциально-диссоциативное).

Развивается в конечных стадиях шизофрении. Характерна утрата единства психической деятельности. Нарушаются взаимодействия между мыслительными, эмоциональными и волевыми процессами. Интеллект и память при этом относительно сохранны. Характерный признак атактическое мышление – сочетание несочетаемых суждений. Воля утрачена, чувственная сфера крайне бедна, больной неспособен к активности, возможно появление извращенных форм деятельности.

Эпилептическое слабоумие (концентрическое).

Развивается в конечных стадиях эпилепсии.

Мышление тугоподвижное, вязкое, застревающее на мелочах, конкретное. Крайне снижена способность к обобщениям. Больной вял, апатичен, пассивен, безразличен к окружающему. Нарастает сужение круга интересов вокруг собственной личности, собственной болезни и интересов, эгоцентризм, сохраняются слащавость, льстивость, угодливость, ханжество. Одновременно исчезают злобность, эксплозивность, брутальность.

 

№12

Олигофрения (врожденный психический дефект, малоумие, задержка психического развития, умственная отсталость – F70) – стойкое, необратимое врожденное или приобретенное до 3 лет слабоумие, проявляющееся недоразвитием интеллекта и психики в целом.

Историческая справка.

Термин «олигофрения» (oligos – малый, phren – ум) введен E.Kraepelin (1915).

Распространенность.

От 1 до 3% популяции. Соотношение мальчиков и девочек – 1,5:1.

Этиология.

Выделяют эндогенные и экзогенные факторы. Соотношение между ними остается спорным. Эндогенные олигофрении обусловлены генетическими причинами – хромосомными (болезнь Шерешевского-Тернера, полисомия по X-хромосоме, болезнь Клейнфельтера, трисомия по 21 хромосоме (болезнь Дауна) и др.), дефектами хромосом (синдром крика кошки, синдром Вольфа-Киршхона, синдром рта карпа, синдром кошачьих глаз), поражениями генов (фенилкетонурия, гистидинемия, амавротическая идиотия и др.). Экзогенные причины представлены повреждающими действиями микроорганизмов, психоактивных веществ в период беременности, родовыми травмами, болезнями обмена у матери, энцефалитами и черепно-мозговыми травмами в период до 3 лет.

Необходимо отметить, что согласно диагностическим указаниям МКБ-10 для постановки достоверного диагноза должен быть установлен не только пониженный уровень интеллекта, но и недостаточная адаптационная способность к повседневной жизни.

Клинически умственная отсталость классифицируется на дебильность (умственная отсталость легкой степени – F-70), имбецильность (умственная отсталость умеренная – F71 и тяжелая – F 72) и идиотию (умственная отсталость глубокая – F73).

Дебильность.

IQ – 50-69, что соответствует возрасту 8-12 лет. Речевые навыки приобретаются с некоторой задержкой, однако, впоследствии речь используется в повседневных обстоятельствах, больной может поддерживать беседу. В сфере ухода за собой достигается полная независимость. Выявляется недостаточность абстрактного мышления с преобладанием конкретных ассоциаций, что проявляется сниженной способностью к оперированию отвлеченными понятиями, использованию шаблонов, схем при выполнении задач. Отмечается слабость самообладания, способности подавления влечений, импульсивность поведения, повышенная внушаемость. В большинстве случаев возможна адаптация к повседневной жизни, трудоустройство на неквалифицированный и полуквалифицированный труд. Вместе с тем, возможна эмоциональная и социальная незрелость.

Имбецильность.

В настоящее время подразделяется на умеренную умственную отсталость и тяжелую умственную отсталость. Умеренная – IQ – 35-49. Соответствует 6-9 летнему возрасту. Социальная активность не выходит за пределы семьи и узкой социальной группы. Определяется отставание в развитии понимания и использования речи, навыков самообслуживания. Возможно развитие только базисных навыков. Речевой запас возможен только для минимального общения, сообщения о своих потребностях. Фразовая речь недоразвита. В тоже время, возможно достаточно развитое понимание речи. Обычно существует способность к простой практической работе при наличии тщательной инструкции и надзоре, возможно участие в элементарных социальных занятиях. Определяются индивидуальные характерологические особенности, эмоциональное отношение к окружающим. Тяжелая – IQ – 20-34, что соответствует 3-6 летнему возрасту. Социальное функционирование низкое. Выявляются выраженные моторные нарушения. Мышление чрезвычайно конкретное, непоследовательное, ригидное. Логическая память практически отсутствует, механическая относительно хорошо развита. Возможно развитие простейших трудовых навыков (мытье посуды, уборка, стирка и т.п.). Больные нетрудоспособны.

Идиотия.

IQ ниже 20, что соответствует возрасту до 3 лет. Практически полное отсутствие речи и других психических функций. Большинство больных резко ограничены в подвижности или бесцельно активны, неопрятны мочой и калом. Речь представлена нечленораздельными звуками, зачастую отсутствует понимание речи, но возможно понимание интонации. Отсутствуют навыки сомообслуживания. Память не развита. Эмоции элементарны и связаны с проявлением жизненно важных потребностей (голод, жажда и т.п.). Социальная адаптация, трудоспособность отсутствуют.

 

№13

НАРУШЕНИЕ ВЛЕЧЕНИЙ

извращение инстинктивных влечений

Нарушение влечений к пище: 1. Булимия - патологическое, резко усиленное чувство голода, нередко сопровождающееся общей слабостью и болями в животе. Наблюдается в определенном периоде нервной анорексии, а также при некоторых состояниях эмоционального напряжения, когда поедание больших количеств пищи снимает его.

2. анорексия - утрата чувства голода, отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в питании.

3. полидипсия - повышенное потребление жидкости, неукротимая жажда.

4. пикацизм - извращение аппетита, распространяющееся на несъедобные вещества.

5. копрофагия, скатофагия

Нарушение инстинкта самосохранения:

1. ослабление рефлекса самосохранения.

2. усиление рефлекса самосохранения.

Нарушения полового влечения: онанизм, петтинг, фротерризм, промискуитет, групповой секс, гиперсексуальность, эротомания - вся жизнь в сексе, импотенция, фригидность, вагинизм, гомо и транссексуаизм, педофилия, инцест, мазохизм.

Импульсивные влечения - непреодолимые влечения достижения целей, неадекватных реальной ситуации, выполняемых без сопротивления и борьбы, но с последующей критической их оценкой.

Импульсивные действия - внезапно совершаемое стремительное немотивированное действие, продолжающееся секунды или минуты.

Дромомания - импульсивное влечение к перемене мест, побегам из дома.

 

Дипсомания - влечение к пьянству, непреодолимое, сопровождающееся тяжелыми алкогольными эксцессами.

 

Пиромания - влечение к поджогам, непреодолимое, немотивированное, внезапно возникающее, но не сопровождающееся изменением сознания.

 

Клептомания - импульсивное воровство, немотивированное влечение к воровству.

 

Копролалия - импульсивное произнесение бранных слов и нецензурных ругательств.

 

Мифомания - непреодолимое влечение к вранью, обману.

#14

Кататоническое возбуждение.

В отличие от аффективного, бредового, галлюцинаторного носит немотивированный, бессмысленный характер и характеризуется наличием не связанных, разрозненных, автоматизированных действий, обращенных вовне или на себя. Различают следующие виды кататонического возбуждения.

Растерянно-патетическое – характерны растерянность, экзальтированность, вычурный пафос, бессвязная говорливость. Речь высокопарна, непонятна, насыщена неологизмами, эхолалиями, разорвана, хотя и правильна грамматически. Движения и действия импульсивны, неестественны, манерны, присутствуют эхопраксии, двигательные стереотипии. Выражен негативизм. Возможны импульсивно возникающие парабулии.

Кататоно-гебефреническое – в общей картине кататонических расстройств преобладает дурашливость, нелепые действия, немотивированная веселость, бессмысленное кривляние, гримасничанье. В движениях нелепо возбужден, хаотичен. Возможно наличие отрывочных бредовых высказываний, эпизодических галлюцинаций.

Импульсивное – характеризуется немотивированным поведением, внезапными, нелепыми действиями разрушительного и агрессивного характера. Речь состоит из вербигераций, персевераций, эхолалий.

Немое – двигательное неистовство с разрушительными действиями и агрессией, в то числе аутоагрессией. Возбуждение носит характер хаотического, непрерывного, неистового с беспорядочными метаниями.

Маниакальный синдром – характерна маниакальная триада: повышенное настроение (гипертимия), ускорение процессов мышления (гиперфрения) и повышенная двигательная активность (гипербулия). Маниакальная гипербулия сопровождается значительной отвлекаемостью, в результате страдает продуктивность мышления, ускорение которого может доходить до «скачки идей». Больной крайне активен, легко возбудим, строит много планов, деятелен, однако с выявляется большая отвлекаемость на внешние раздражители. Сон нарушен, непродолжителен. Переоценивает свои возможности. При усилении утяжелении состояния деятельность становится нецеленаправленной, беспорядочной, возбуждение нарастает. Варианты маниакального синдрома – «спутанная мания», «гневливая мания», маниакально-бредовой синдром, онейроидное маниакальное состояние, гипомания с психопатоподобным поведением.

В составе мании, так же как и при депрессии выделяют позитивные и негативные симптомы.

Позитивные симптомы представлены гипертимией, психомоторным возбуждением, ускорением темпа мышления, сокращением сна не сопровождающегося утомлением, переоценкой собственной значимости. К негативным симптомам относят:

отчуждение высших этических чувств – утрата чувства стыда, сопровождающееся неуместной откровенностью, развязанностью влечений (сексуальная расторможенность, алкогольные эксцессы и т.п.)

маниакальная деперсонализация – ощущение чуждости, неестественности своего психического настроя с неуправляемостью поведения и высказываний.

Выделяют следующие варианты маний.

«Веселая» (продуктивная) мания (гипомания).

Характерно преобладание позитивных проявлений, свойственных маниакальному синдрому. Общий тонус повышен, пациент жизнерадостен, испытывает чувство благополучия, чрезмерного оптимизма. Активность повышена, что сопровождается чувством «неисчерпаемости» энергии. Самооценка завышена, с хвастливым преувеличением своих достоинств, неординарности, непогрешимости. Повышенное настроение сопровождается ускорением темпа речи, повышенной отвлекаемостью, деловитостью. Любая работа выполняется рьяно, возникает множество планов, которые тут же пытается претворить в действительность. Повышенная двигательная активность сопровождается уменьшенной потребностью в отдыхе. Сон укорочен, с ранними пробуждениями без усталости. Со стороны соматических изменений превалирует чувство телесного комфорта, физического благополучия. Отмечается повышенная потребность в общении, социальная гиперактивность. При умеренно выраженной симптоматике (гипомании) отмечается повышение профессиональной деятельности, ее стимуляция.

Непродуктивная мания.

Повышенная активность сочетается с негативными симптомами (утратой самоконтроля, болтливостью, беспечностью, безответственностью). Пациент «разбросан», постоянно переключает внимание на несущественное, что приводит к незаконченности, незавершенности начинаний. На первый план выступают повышенная потребность в удовольствиях, поиск свежих впечатлений. Это часто сопровождается отчуждением высших этических чувств, что проявляется расточительностью, кутежами, сексуальной невоздержанностью. Это несомненно приносит субъективное удовольствие, но не находит одобрения ни в семье ни в обществе.

«Раздражительная» («гневливая) мания (гипомания).

На фоне патологически повышенного настроения отмечаются признаки дисфории, склонность спорить, конфликтность. Любое противодействие как помеха, злой умысел и сопровождается придирчивостью, раздражением, гневом вплоть до вспышек ярости и агрессии.

 

№15

ПСИХОМОТОРНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ

-психическое расстройство, которое возникает у людей с самыми разными психическими заболеваниями. При психомоторном возбуждении у больного наблюдаются немотивированные, ненужные движения, он многоречив (иногда кричит), поступки непрогнозируемы, быстро сменяется состояние. Нередко психомоторное возбуждение сопровождается злобой, тревогой, страхами, бредом, галлюцинациями, синдромом нарушение сознания.У больных шизофренией наблюдается кататоническое и гебефреническое возбуждение. При кататоническом возбуждении наблюдается двигательное беспокойство с хаотичными, иногда вычурными и стереотипными движениями, бессвязной речью. Бывают импульсивные двигательныереакции, агрессивные действия.

При гебефреническом возбуждении наблюдаются кривляние, манерничанье, неустойчивость эмоций, отрывочные слуховые галлюцинации, иногда бред.

Галлюцинаторно-бредовое возбуждение может возникнуть вследствие угрожающих галлюцинаций или острых бредовых идей преследования, воздействия, отравления. Больные во всем видят угрозу своей жизни, убегают, прячутся, защищаются от "преследователей", могут напасть на окружающих.

При маниакальном возбуждении наблюдаются приподнятое настроение, речевое возбуждение, жажда деятельности,бессоница. Иногда наблюдаются гневливость, злобность.

Психопатическое возбуждение обычно появляется после конфликтных ситуаций и чаще направлено на конкретных лиц. Сопровождается угрозами, бранью, демонстративными действиями.

Эпилептиформное возбуждение может возникнуть перед припадками и после них, при сумеречных нарушениях сознания, во время эпилептиформных психозов. Может сопровождаться аффектами злобы и страха, разрушительными действиями, иногда сочетается с дезориентировкой.

ЛЕЧЕНИЕ. Для купирования кататонического и гебефренического возбуждения, а также при маниакальном возбуждении в качестве первой помощи обычно вводят 2-4 мл 2,5-процентного раствора аминазина или тизерцина внутримышечно. Чтобы предупредить коллапс, вводят 2 мл кордиамина внутримышечно.

Чтобы купировать бредовое возбуждение, вводят 3- 5 мл 0,2-процентного раствора трифтазина (стелазина) с раствором аминазина. При преобладании признаков галлюциноза и явлений психического автоматизма вводят 2-3 мл 0,5-процентного раствора галоперидола с раствором аминазина.

Date: 2015-07-02; view: 627; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию