Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с основной мыслью текста-рассуждения





Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.

Для того чтобы усовершенствовать

ум, надо больше размышлять, чем

заучивать.

Р.Декарт.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

 

1. Вступление (Выявления темы текста, об авторе и т.д.)

2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту

3. Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов)

4. Собственное мнение по данной проблеме (теме)

5. Выводы

Модель написания сочинения-рассуждения

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Нужно обратить внимание и на абзацное членение текста, ибо каждый абзац – микротема, и в них также можно определить тему.

клише:

… — вот тема, к которой обращается автор текста.

Эта статья о…

Автор обращается к актуальной теме — теме…

Этот текст о …

Работа с основной мыслью текста-рассуждения.

Работая с текстом, стараясь понять информацию (содержание, мысль), заложенную автором в данном тексте, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис), так как именно основная мысль определяет основное содержание текста:

Основная мысль текста - это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.

 

 

Что такое проблема?

2. К1 – формулировка проблем исходного текста. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

ПРОБЛЕМА (от греч . problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Называть проблему нужно конкретно, избегать расплывчатости формулировки:

сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная... проблема.



Например: «В своих размышлениях автор обращается к проблеме…» и т. д. Слово «проблема» должно присутствовать конкретно, автор сочинения не должен оставлять для экспертов возможности «догадки» названной им проблемы.

клише:

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии воспитания, образования.

 

Точка зрения на какую-л. проблему; поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы; уделить внимание какой-либо проблеме; над какой-либо проблемой думать, работать; какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

 

Уделить внимание какой - либо проблеме. Какая- либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-либо проблемы.

 

Проблема формулируется двумя способами: либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

1.Проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества;

2.Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей для случаев, когда сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина

Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Важно заметить и прокомментировать одну из них. И комментировать в дальнейшем не весь текст, а ту проблему, которую вы заявили вначале. Какой вопрос выбрать для рассмотрения? Тот, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Клише:…? Над ним (этим вопросом) задумывается автор текста. Автора интересует вопрос (:…) о … …? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.

3. К2 – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это — самое сложное.

Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: кому адресован текст? какова степень актуальности текста? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)?



Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию).

 

Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)?

Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию? Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать. С каким настроением пишет автор? Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

Комментируя, можно отметить:

1) новизна злободневность «вечность»

Можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней. Насколько часто проблема «повторяется».

Можно вспомнить, как до него решалась эта проблема (например, в литературе, истории), отметить приверженность традиции или оригинальность автора.

 

2) комментируя проблему, необходимо выявить авторское отношение к ней.

Авторское отношение непосредственно выраженное. Поможет лексика! Глаголы в 1-м лице ед. ч., эпитеты, метафоры, образы подскажут, как относится автор (лирический герой) к тому, что происходит.

Выражено опосредованно. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами передадут нежность лирического героя (автора). Некоторые суффиксы придают слову негативно-пренебрежительные оттенки.

Клише: о новизне (злободневности, «вечности») заявленной проблемы говорит сам автор. Именно сейчас, по мнению автора, … Автор (Ф.И.О.) удивлён (возмущен)

Комментарий сводится к тому, что учащийся должен объяснить, почему данная проблема, по его мнению, является актуальной, в чем ее значимость.

Приступая к данному пункту, необходимо помнить, что это позиция учащегося, почему он считает названную проблему важной.

Например:«Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том…», «Значимость данной проблемы определяется …», «Проблема, поднятая автором, актуальна, ибо…» ит.д.

В К2 должны присутствовать слова «актуальный, значимый» во избежание расплывчатости формулировки, за которой часто никакой мысли и нет.

4) К-3. Определяем авторскую позицию (идею текста). К3 – отражение позиции автора. Между К2 и К3 очень нечеткая граница, поэтому присутствует опасность замены одного другим. Нужно научить учащихся ясно представлять, что К2 – это позиция ученика об актуальности проблемы,

а К3 – позиция автора к поднятой проблеме: почему автор поднял такую проблему? Что он хотел сказать?

Как выявить позицию автора?

Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. В сочинении необходимо показать мнение автора по проблеме.

Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может вызвать затруднения.

Для выявления позиции автора учащимся необходимо ответить на ряд вопросов:

-что хотел сказать своим читателям автор?

-Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

 

Надо обратить внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение - сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам

 

Рассуждать нужно конкретно по данному тексту, выделяя позицию автора. Здесь возможно цитирование, но слишком увлекаться нельзя. Нужно цитировать обороты речи, словосочетания, вставлять часть предложения из текста в свои рассуждения. Они делают язык сочинения богаче, красочнее.

 

В данном пункте также должны быть определенные лексические средства. Например: «Автор считает…, предупреждает…», «Позиция автора такова…» и др.

Отвлекаться на рассуждения вне текста нельзя !

 

При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания этого текста.






Date: 2015-06-11; view: 157; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию