Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень знаний и практических умений





Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

Образования «Тюменская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения Российской Федерации»

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)

 

 

Кафедра философии

 

 

БИОЭТИКА

Методические указания по самостоятельной работе

Студентов очного отделения

Специальность 060103 «Педиатрия»

 

 

ТЮМЕНЬ – 2013

Рекомендации утверждены кафедрой

Философии

Одобрены центральным координационным

Методическим советом

Автор: кандидат фармацевтических наук, доцент О.Н.Мальцева

Рецензент: кандидат исторических наук, доцент М.К.Бросалина

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания разработаны на основании Государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности 060103 «Педиатрия» (2010 г.) и «Примерной программы по дисциплине «Биоэтика» Москва, 2011 г.

В методических указаниях отражён процесс возникновения, эволюции и современного состояния биоэтики. Это быстро развивающаяся область междисциплинарных исследований. В 1996 году Советом Европы была принята Конвенция «О правах человека в биомедицине». Положения биоэтики приобрели силу закона в странах-членах Совета Европы, включая Россию. С 2000 года биомедицинская этика введена как обязательная медицинская дисциплина в высших и средних медицинских учебных заведениях страны.

Отсутствие систематического образования отечественных врачей в области биомедицинской этики отрицательно сказывалось на имидже российского врача в глазах международного медицинского сообщества, ставила их в невыгодное положение по отношению к зарубежным коллегам (например, при разработке совместных программ научного сотрудничества), не способствовало конвертируемости дипломов.

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

1. Формирование гуманистического мировоззрения студентов

2. Воспитание чувства гражданской ответственности.

3. Повышение уровня нравственно-правовой и профессиональной культуры будущих врачей.

4. Выработка критериев для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций современной медицинской практики, формирование у студента представления о специфике биоэтики, как философии и науки выживания человечества.

 

ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ:

1. Ознакомить студентов с новейшими зарубежными и отечественными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права.

2. Сформировать у студентов умение анализировать сложные нравственные ситуации в современной медицинской практике.

3. Сформировать представление о методах и способах урегулирования, разрешения и предупреждения этических конфликтов, научить регулировать и разрешать этические конфликты.

4. Способствовать развитию нравственно-правовой культуры врача, совершенствовать навыки культуры обучения врача с пациентами, учитывая новый этический императив медицины - уважения прав пациентов, его системы ценностей и религиозной ориентации.

5. Воспитывать студентов в духе социально-правовой, нравственной и
профессиональной ответственности

6. Помочь студентам лучше понять моральные ценности, как профессиональные и личные, так и ценности своих пациентов.

7. Ознакомить студентов с этико-правовыми актами медицинской деятельности с целью подготовки их к работе в условиях страховой системы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

Студент должен знать:

1. Историю биомедицинской этики и ее теоретические основы.

2. Основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики

3. Клятву врача и основные этические документы медицинских ассоциаций.

4. Права и моральные обязательства современного врача

5. Юридические и моральные права пациентов.

6. Этические проблемы медицинских экспериментов.

7. Моральные проблемы медицинской генетики.

8. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.

9. Суть этических проблем аборта и репродуктивных технологий.

10. Особенности моральных проблем в психиатрии.

11. Существо вопросов, обсуждаемых по поводу эвтаназии.

12. Моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.

13.Ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике,

 

Студент должен уметь:

1. Формировать и аргументировать, отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики

2. использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа аз личных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения

3. При разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.

4. Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора.

5. Защищать неприкосновенность частной жизни пациентов.

6. Сохранять врачебную тайну.

7. Проявлять такт и деликатность при общении с больными и

родственниками больных людей.

8. Оценивать степень риска и не допускать необдуманных действий.

9. Отстаивать чистоту медицинской профессии.

 

Студент должен владеть:

1.Навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание,

2.Приемами ведения дискуссии и полемики,

3.Навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО БИОЭТИКЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Подготовка к занятию должна включать в себя 5 основных этапов. Вначале необходимо изучить свой конспект лекций по теме занятия, который позволяет быстро составить общее представление об изучаемой теме. Затем следует внимательно прочитать соответствующие параграфы учебника, указанного в списке обязательной литературы. Это позволит углубить и расширить знания. Надо помнить, что лекция и учебник дополняют друг друга: при подготовке как к семинару, так и к экзамену, нельзя исключить ни то, ни другое.

После этого следует прочитать указанные в данной методичке термины (основные понятия) по теме и дать устно, а еще лучше письменно, определения этих понятий. Мы рекомендуем студенту вести свой индивидуальный словарь этических терминов и пополнять его к каждому занятию. Знать определения основных понятий- значит уже в главном знать содержание данной дисциплины. В случае затруднений с определениями можно также пользоваться «Словарем по этике» и «Философским энциклопедическим словарем». кафедры.

На следующем этапе работы студент должен прочитать приведенные в методичке вопросы для самоконтроля и ответить самому себе на них, то же самое сделать и с приведенными ситуационными задачами. На этом этапе необходимо использовать приведенную дополнительную литературу, а в случае необходимости и основную. Все это позволит прочно закрепить в памяти изученный материал.

На последнем этапе самоподготовки студент должен выполнить тестовые задания. Здесь он может использовать конспект, учебник и дополнительную литературу. Вопросы, которые при изучении темы остались неясными и собственные ответы на них следует записать и в начале семинарского занятия задать преподавателю, который даст на них краткие ответы. А детальное рассмотрение всех вопросов будет осуществлено уже в процессе самого семинарского занятия.

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1 Занятие 1.1.1

Основные правила и принципы биоэтики. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов.

Тема 2. Занятие 1.1.2.

Понятие «биоэтики» в концепции В.Р.Поттера и его эволюция в современной медицине. Возникновение этики. Этика как наука о добре и зле, о морали. Значение этики.

Тема 3 Занятие 1.2.1.

Зарождение этики как науки о морали и нравственности. Этические идеи и моральные принципы общественной жизни людей.

Тема 4 Занятие 1.2.2.

История формирования этических отношений в медицине. Этика Гиппократа: гуманность, заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социальное доверие к профессии; моральные добродетели врача.

Тема 5. Занятие 1.2.3.

Этика научных экспериментов на живых объектах. Эксперименты на животных и человеке. Регуляция экспериментов.

Тема 6. Занятие 1.3.1

Нюрнбергский кодекс и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности.

Тема 7. Занятие 1.3.2.

Моральные проблемы аборта, контрацепции и стерилизации. Этика и новые репродуктивные технологии.

Тема 8. Занятие 1.3.3.

Этические проблемы медицинской генетики. Специфика морально-нравственных проблем в медицинской генетике. Моральные проблемы реализации международного проекта "Геном человека".

Тема 9. Занятие 1.3.4.

Этика и трансплантология. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров и от трупа. Моральные проблемы ксенотрансплантологии. Проблемы разработки искусственных органов.

Тема 10. Занятие 1.3.5.

Смерть и умирание. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная.

Тема 11 Занятие 1.3.6.

Этика практической психиатрии. Принципы медицинской этики в психиатрии. О злоупотреблениях. Уважение личности пациента.

Тема 12. Занятие 1.3.7.

Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи: обследования, назначения лечения, осуществления медицинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилитационных и профилактических назначений.

Тема 13. Занятие 1.4.1.

Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей. Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей.

Тема 14. Занятие 1.4.2.

Идеи, принципы и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего личного здоровья. СПИД как глобальная проблема современности.

Тема 15. Занятие 1.4.3.

Врачебная и медицинская тайна. Врачебная тайна, гарантии, защита конфиденциальной информации. История проблемы. «Патернализм» и «информированное согласие». Нравственная и правовая ответственность.

Тема 16. Занятие 1.5.1.

Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике. Биотические проблемы применения инновационных методов, используемых в медицине.

Тема 17. Занятие 1.5.2.

Моральные права пациентов и нравственная ответственность медиков, учёных-специалистов. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в современной медицине. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Основные правила и принципы биоэтики. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов.

Теоретические вопросы к семинарскому занятию

1. Основные правила биомедицинской этики: уважение неприкосновенности частной жизни (правило справедливости); правдивости; конфиденциальности (врачебная тайна); 2. 2. Исторические принципы биомедицинской этики: «не навреди», «делай добро», признания автономии личности, уважения прав и человеческого достоинства человека, справедливости.

3. Основополагающие принципы биоэтика: автономии личности, не навреди, блага, справедливости, человеческого достоинства, интегральности, уязвимости.

4. Принципы социализации, свободы и ответственности, интегральности, универсальности, благоговения перед жизнью.

5. Неприкосновенность частной жизни как условие при проведении медико-биологических экспериментов на человеке.

6. Основные положения международных документов:«Нюрнбергский кодекс», «Хельсинская декларация».

 

Ключевые понятия: биоэтика, врачебная тайна, пациент, благоговение перед жизнью, автономия пациента, декларация, долг врача, медицинский эксперимент, частная жизнь, неприкосновенность частной жизни.

 

Темы докладов:

1. Моральные принципы биоэтики

2. Великие моралисты: Альберт Швейцер.

3. Биоэтика и принцип уважения прав и достоинств человека.

 

Темы рефератов:

1. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.

2.Этические кодексы в медицине ("Нюрнбергский кодекс" (1947), "Конвенция о правах человека и биомедицине" (Совет Европы, 1997).

3. Правила и принципы биомедицинской этики

4. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните значение Нюрнбергского процесса в формировании биомедицинской этики.

2. Раскройте смысл понятия: «автономия». В каких правовых документах и этических кодексах используется это понятие?

3. В чем заключается логическая некорректность термина «святая ложь»?

4. Назовите основные принципы и правила биомедицинской этики

5. В чем суть принципа неприкосновенности частной жизни?

 

Тесты:

1. Основной принцип «врачебной этики» Парацельса:

1) делай добро

2) не лжесвидетельствуй

3) не укради

4) знание – сила

2. Принципы: автономия личности, компетентность пациента,

информированное согласие, конфиденциальность лежат в основе следующих моделей взаимоотношений врача и пациента:

1) авторитарная

2) патерналистская

3) коллегиальная

4) контрактная

 

3. Понятие “милосердие” включает в себя все, кроме:

1) чувства и способности сострадания

2) готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается

3) снисходительность

4) готовность выполнить любую просьбу человека.

 

4.«Конвенция прав человека в биомедицине»(1997) при использовании достижений биологии и медицины обязуется защитить и гарантировать все, кроме:

1) уважения достоинства человека

2) защиту индивидуальности каждого человеческого существа

3) уважение целостности и неприкосновенности личности

4) соблюдение прав человека и основных свобод

5) обеспечение экономической выгоды и материального интереса

 

5. Вмешательство в сферу здоровья человека может осуществляться на основании

1) свободного, осознанного и информированного согласия больного

2) медицинских показаний

3) редкости картины заболевания, его познавательной ценности

4) требования родственников

5) извлечения финансовой выгоды

6. Для современной модели профессиональной морали - биоэтики, основным

принципом является:

1) принцип “соблюдения долга”

2) принцип “не навреди”

3) принцип приоритета науки

4) принцип приоритета прав и уважения достоинства пациента

5) принцип невмешательства.

 

Обязательная литература:

1. Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика.- М: ГЭОТАР- Медиа, 2004,

2005, 2007, 2010, 400 с.

2.Уильямс Д. Руководство по медицинской этике / Д. Р. Уильямс Под ред. Ю.М. Лопухина,

Б.Г.Юдина, Л.А.Михайлова.- М: ГЭОТАР-Медиа, 2006

 

Дополнительная литература:

1. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001..

2.Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М.,1998.

3. Конституция Российской Федерации

4. Нюрнбергский кодекс, Хельсинская декларация

5. "Конвенция о правах человека и биомедицине".

6. Уильям Джон Р. Руководство по медицинской этике. М., 2006.

7. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. 1998, с. 154-162

Date: 2015-07-02; view: 676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию