Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гигиена учебного процесса





Школьное обучение представляет собой результат совместной деятельности учителя и ученика. В связи с этим необходимо различать гигиенические требования, предъявляемые и к педагогу, и к ученику. Это помогает выработать систему индивидуальных действий ученика, которая включает в себя планирование всех этапов учебной деятельности, подготовку и содержание в порядке рабочего места, выполнение заданий в соответствии с принципом от легкого к трудному, от простого к сложному и др. С другой стороны, рациональное распределение рабочей нагрузки учителя в течение дня, устранение перерывов между уроками, учет трудности учебного предмета при составлении расписания, предоставление максимальной возможности для расширения знаний входят в понятие научной организации труда учителя.

Научно-гигиенические основы труда детей. Умственная работа является продуктом деятельности клеток коры головного мозга, которая у детей обычно сопровождается двигательной активностью – работой мышц. Мышечная работа, в свою очередь, связана с деятельностью центральной и периферической нервной системы. Таким образом, труд ученика представляет собой продукт обязательного сочетания умственного и физического труда.

Научно-гигиеническая организация труда школьника включает в себя организацию учебного и воспитательного процесса, а также отдыха с учетом физиологических возможностей ребенка. Сюда входит создание оптимальных условий, которые способствуют сохранению работоспособности ребенка, его нормальному росту и развитию, укреплению его здоровья. Следовательно, все стороны учебы и воспитания детей (соблюдение режима дня, возрастное нормирование нагрузки на нервную систему и мышечный аппарат, правильная организация быта, полноценный отдых) должны быть тесно взаимосвязаны.

В гигиене значительное внимание уделяется соблюдению физиологических норм, влияющих на способности ребенка. Основными ограничительными факторами являются утомление и переутомление.

Утомление и переутомление. Результатом любой достаточно длительной работы является утомление организма в связи с тем, что в процессе деятельности запасы энергии, накопленные в клетках и необходимые для работы, постепенно истощаются. Постепенное нарастание умственного утомления выражается в снижении работоспособности: уменьшается количество и ухудшается качество сделанного, снижается интерес к работе, нарушается координация отдельных операций, рассеивается внимание, ослабляется память, появляется неуверенность. Временное снижение работоспособности клеток мозговой ткани и всего организма в целом называется утомлением. Это естественное физиологическое явление.

Умелое использование методики работы и своевременная разгрузка организма позволяют на некоторое время отсрочить утомление.

Признаки утомления у детей обычно появляются к концу четвертого-пятого урока: возникают вялость, рассеянность, сонливость, внимание плохо концентрируется, возможны нарушения дисциплины. Если возникшее утомление не сменяется отдыхом, то наступает переутомление, которое очень вредно для организма, поскольку связано с превышением функциональных возможностей корковых клеток и является запредельным. Переутомление школьников связано с чрезмерной нагрузкой, сочетающей учебную работу и занятия в кружках, музыкальной, спортивной школах, нарушение режима дня и правил личной гигиены.

Понятие о «школьной зрелости» ребенка. В нашей стране обязательное школьное обучение детей введено с 6–7 лет. Как правило, к этому времени организм ребенка морфологически и функционально подготовлен для обучения. Тем не менее поступление ребенка в школу – это поворотный момент в его жизни, ломающий стереотип, выработанный в дошкольных учреждениях и семье.

Самыми трудными для большинства учащихся обычно бывают первые 2–3 месяца учебы. Возможно даже возникновение такого состояния, которое определяется врачами как адаптационная болезнь (еще ее называют «школьным стрессом») В задачу педагога входит облегчение периода адаптации ребенка к новым условиям, т. е. уменьшение нервно-психологической травматичности переходного периода от дошкольной жизни к школьной.

Понятие школьной зрелости, т. е. функциональной готовности ребенка к учебе, относят к числу важных проблем возрастной физиологии, педагогики, психологии и школьной гигиены. С ним связана характеристика уровня физического, психического и социального развития, при котором ребенок становится восприимчивым к систематическому обучению и воспитанию в школе.


Индивидуальный подход к детям. Появится ли интерес учеников к уроку, зависит от мастерства учителя, от его умения преподносить материал с учетом возрастных особенностей учеников, а также от физического состояния детей, типа их высшей нервной деятельности и функциональных возможностей.

Для детей, страдающих хроническими болезнями (ревматизмом, туберкулезной интоксикацией), предусмотрен свободный от посещения школы один день в неделю, когда они работают дома по заданию учителей. Решение о предоставлении ребенку свободного от посещения школы дня выносит педсовет на основании медицинских документов. Прежде всего на такую льготу претендуют дети, которые живут на расстоянии 500 м и далее от школы.

20.Гигиена питания. Расчёт общего обмена человека.

Термин «гигиена питания» определяет питание, приносящее здоровью человека наибольшую пользу – с учетом его возраста, пола, рода занятий, ежедневной физической нагрузки и особенностей климата, в котором он проживает.

Иными словами, гигиена питания в первую очередь обозначает потребность в пищевых веществах того или иного человека в зависимости от условий его жизни. Однако существуют вполне определенные правила гигиены питания, которые помогут вам ежедневно заботиться о своем хорошем самочувствии. Перечислим их:

  • Придерживайтесь каждый день здорового рациона питания, который включает в себя продукты всех основных пищевых групп. Исключите ту пищу, которая содержит много жира и сахара.
  • Отдавайте предпочтение продуктам с небольшим содержанием сахара. Ограничьте употребление простых рафинированных сахаров, которые содержатся в сладостях, прохладительных напитках, сладких соках, меде и джемах. Вся эта пища должна быть на вашем столе как можно реже.
  • Выбирайте молочную продукцию (молоко, йогурт) с жирностью в 1-2%. Жирная продукция богата отягощающими организм насыщенными жирами.
  • Старайтесь не употреблять еду с большим содержанием соли – такую, как соленые закуски, соленые орехи, копчености, сыры и продукты промышленной обработки.
  • Каждый день съедайте, по меньшей мере, 5 небольших порций фруктов и овощей. Не увлекайтесь соками (даже свежими), но с каждым приемом пищи съедайте порцию овощей. Гигиена здорового питания и витамины идут вместе, рука об руку!
  • Оливковое масло должно быть основным видом жира, которое вы употребляете в своем питании. Пытайтесь не включать в свой рацион другие растительные масла, а также сливочное масло и насыщенные жиры, содержащиеся, в основном, в продуктах животного происхождения. Ешьте как можно чаще жирную рыбу, которая является источником необходимых для нашего организма (и особенно – сердца) Ω-3 жирных кислот.
  • Ешьте цельные крупы и пищу, богатую естественными волокнами. Такие источники углеводов, как картофель, макаронные изделия, рис и бобовые должны включаться в меню каждый день – приготовленные, однако, с небольшой добавкой жира.
  • Ограничьте употребление алкоголя 1-2 рюмками (20 г) в день.
  • Тренируйтесь! 30 минут быстрой ходьбы в день вполне достаточны для того, чтобы помочь вам поддерживать идеальный вес и нормальный уровень глюкозы в крови.
  • Бойтесь ожирения. Если ваш вес выше нормального, попытайтесь при помощи правильного питания и регулярных тренировок сбросить лишние килограммы. Потеря веса поможет вам также лучше отрегулировать уровень вашего сахара.
  • Расчет основного обмена

Величины Основного Обмена определяют методами прямой или непрямой кало­риметрии, а также рассчитывают по уравнениями с учетом пола, возраста, роста и массы тела (табл. 10.4).


Пол Возраст (лет) Уравнения для расчета ОО (ккал/сутки)
М 10 — 18 16.6 мт + 119Р + 572
Ж   7.4 мт + 482Р + 217
М 18 — 30 15.4 мт — 27Р + 717
Ж   13.3 мт + 334Р + 35
М 30 — 60 11.3 мт + 16Р + 901
Ж   8.7 мт — 25Р + 865
М 60 - 8.8 мт + 128Р — 1071
Ж   9.2 мт + 637Р — 302
мт — масса тела (кг), Р — рост (м)

Величина ОО зависит от соотношения в организме процессов анаболизма и катаболизма.

· Преобладание в детском возрасте про­цессов анаболической направленности в обмене веществ над про­цессами катаболической направленности обусловливает более высокие значения величин ОО у детей (1,8 ккал/кг/ч и 1,3 ккал/кг/ч у детей 7 и 12 лет соответственно) по сравнению со взрослыми людьми (1 ккал/кг/ч), у которых уравновешены в состоянии здоро­вья процессы анаболизма и катаболизма.

· Для каждой возрастной группы людей установлены и приняты в качестве стандартов величины Основного Обмена. Это дает возможности при не­обходимости измерить величину ОО у человека и сравнить получен­ные у него показатели с нормативными. Отклонение величины ОО от стандартной не более чем на ±10% считается в пределах нормы. Более резкие отклонения ОО могут служить диагностическими при­знаками таких состояний организма, как нарушение функции щи­товидной железы; выздоровление после тяжелых и длительных за­болеваний, сопровождающееся активацией метаболических процес­сов: интоксикация и шок, сопровождающиеся угнетением метабо­лизма.

 







Date: 2015-07-02; view: 2430; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию