Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение детей и молодежи в отношении здоровья: проблемы и механизмы формирования





Согласно определению ВОЗ (1952), под охраной общественного здоровья следует понимать науку и искусство предотвращения болезней, продолжения жизни и обеспечении умственного и физического здоровья, эффективной деятельности людей. Здравоохранение как система включает в себя финансовые, экономические и человеческие ресурсы, использующихся для решения функциональных и организационных проблем, вызванных болезнями. Объем ресурсов и способ их использования зависят от конкретных реалий жизни общества и существенно разнятся от одной системе здравоохранения к другой. В разных странах, исходя из реально сложившейся ситуации, в систему здравоохранения вкладываются разные финансовые ресурсы. Однако, б о льшие затраты не означают лучшего результата: экономичные системы ряда стран западной Европы, Канады и особенно Японии дают значительно больший эффект в обеспечении здоровья населения, чем затратная система здравоохранения США [1]. Увеличение ресурсов вложения в здравоохранение – не единственный путь позитивного воздействия на здоровье. Определяющие его факторы и механизмы их взаимодействия значительно сложнее для того, чтобы решить основную задачу и достигнуть интегрального эффекта лишь за счет увеличения финансовых вложений.

В первую очередь обратим внимание на изменение тенденций смертности и заболеваемости: во второй половине ХХ века на смену причинам смертности, связанным с острыми и инфекционными заболеваниями, пришли хронические заболевания, которые в значительной степени объясняются особенностями образа жизни человека. Было замечено, что при одинаковых экологических, социально-экономических, бытовых условиях жизни, при одинаковой наследственной предрасположенности люди могут иметь разное здоровье. Это связано с тем, что поведение человека опосредует действие всех основных факторов, воздействующих на его здоровье, - генетики, экологии, здравоохранения, социально-экономических и социально-демографических факторов. Поведение индивида в сфере здоровья (health behavior) стали называть самосохранительным (витальным, здоровьесберегающим) и определили его как систему действий и отношений (установок), опосредующих здоровье и продолжительность жизни индивида [2]. Примерами самосохранительного поведения являются занятия физической культурой и спортом, отказ от злоупотребления пищей, курения, алкоголя, наркотиков и другие виды поведения, ассоциируемые с так называемым здоровым образом жизни. В противовес ему саморазрушительное (аутодеструктивное) поведение—это действия, направленные против самого себя, которые могут носить осознанный (например, когда человек жертвует своим здоровьем для достижения поставленной цели) и неосознанный (например, поведение человека при плохой информированности о симптомах болезни, влиянии вредных привычек) характер. Как саморазрушительное, можно охарактеризовать нежелание считаться с нормами здорового образа жизни, питания, режима работы и отдыха, предписаниями медицины, санитарии и гигиены. Оно также выражается в преднамеренных поисках рискованных, опасных для жизни ситуаций, увлечений экстремальными видами спорта (мотогонки, альпинизм, и др.), развлечений (типа прыжки с верхней части водопада головой вниз), профессий, связанных с преднамеренным риском.

С точки зрения концепции самосохранительного поведения, здоровье можно рассматривать как результат деятельности самого индивида. Каждому фактору риска различных заболеваний соответствует определенный тип поведения индивида [2]. И наоборот, эффективно используя различные возможности, человек повышает шансы восстановить или укрепить здоровье. Так, поведение, направленное на предотвращение заболевания, подразумевает осуществление контроля за своим организмом, корректировку собственных действий в зависимости от самочувствия, использование различных источников помощи, включая обращение к врачу. В связи с этим отсутствие болезни нередко рассматривается как результат так называемой «медицинской активности», подразумевающей поведение для укрепления здоровья (питание, отдых, гигиена), поведение во время заболевания (степень и своевременность обращения за медицинской помощью, выполнение медицинских предписаний или самолечение); уровень санитарной культуры. При этом главным условием медицинской активности является осознание человеком непреходящей ценности здоровья, необходимости личного участия в его сохранении и укреплении еще до того, как ухудшение здоровья само заявит о себе [3].

Формированию самосохранительного поведения способствует (препятствует) целый ряд факторов, в основе которых лежат социально-психологические феномены и закономерности (рис. 1). Среди внешних детерминант можно выделить культурные модели, сценарии и схемы, построенные на традициях, с учетом норм и обычаев, и культурную парадигму здоровья в целом. Работы Дж.Оллпорта [4], И. Чейн [5], Д. Кэмпбэлла [8] еще полвека назад доказали, что среди внутренних предпосылок поведения, и в частности по отношению к здоровью, наиболее значимой является социальная установка (аттитюд) — предшествующая поведенческим актам и стратегиям готовность действовать определенным образом, способным оказывать влияние на состояние здоровья и продолжительность жизни индивида. Именно установка оказывает направляющее и/или динамическое влияние на поведение. В структуре самосохранительного аттитюда присутствуют когнитивный, эмоциональный и конативный (побудительный) компоненты, при этом могут существовать взаимосвязанные структуры внутри системы из нескольких различных установок (то есть, среди ответных тенденций по отношению нескольких различных классов объектов, к примеру, здоровью, красоте и молодости). Установки определяют вектор поведения, то есть могут направлять его к определенной цели и делать его избирательным, а также стимулируют поведение в отношении отдельных объектов и предметов.

Когнитивный компонент установки к самосохранительному поведению (также называемый перцептуальным, информационным или стереотипическим компонентом) включает в себя в первую очередь восприятие здоровья как объекта установки, его концептуальную коннотацию, когнитивные схемы-представления об общепринятых нормах. Когнитивный компонент установки сам по себе может состоять из разного числа элементов, составляющих иерархию, и протяженности объектов, к которым применяется когнитивный компонент [6]. Аффективный компонент установки (также называемый ощущением или эмоциональным компонентом) имеет дело с ощущением приятного или неприятного в поведении, свойственном охране здоровья. Он является стержнем установки, в то время как когнитивный и конативный компоненты рассматриваются как приращения, которые формируются вокруг него или как матрица, из которого он вырастает. Конативный (потенциально-поведенческий) компонент установки на самосохранительное поведение включает в себя мотивы, ценности, склонности и другие побудители поведения в сфере здоровья.

Самосохранительная установка выполняет четыре функции: 1) утилитарная (адаптивная); 2) функция экономии знания; 3) экспрессивная (функция самореализация); и 4) эго-защитная функция (У. МакГюир) [7]. Утилитарная функция: установка к самосохранительному поведению служит инструментом в достижении целей сохранения здоровья, в частности способствует поддержанию необходимых отношений со значимыми другими. Функция экономии знания состоит в формировании упрощенного взгляда и ясного практического руководства относительно самосохранительного поведения по отношению к тем или иным к объектам. В жизни человека, особенно ребенка, довольно много сложных и не волне ясных феноменов, понять специфику которых он не в состоянии. Установка указывает способ удовлетворения потребности без анализа и размышления. Экспрессивная функция включает в себя эмоциональное удовлетворение и самоутверждение, и связана с наиболее комфортной для индивида идентичностью, являясь, таким образом, и средством субъективной самореализации. Эго-защитная функция установки к самосохранительному поведению помогает человеку справляться с внутренним конфликтом, происходящим из скрытых потребностей личности, и объект, на который они направлены, может быть достаточно случайным. Такова, например, враждебность по отношению к больным СПИДом, которая развивается по эго-защитной причине, и которая может стать основанием для выбора знакомств.

В отношении подрастающего поколения можно назвать дополнительные факторы, усложняющие процесс формирования здорового поведения. К примеру, особенности психического развития на разных возрастных этапах, в частности в подростковом периоде, когда формирование убеждений и идеалов очень восприимчиво к влиянию сверстников и значимых взрослых. Поскольку установки усваиваются из культуры практически в готовом виде, существует как риск формирования модели поведения, которая может оказывать негативное воздействие на здоровье, так и возможность благотворного влияния на готовность к сохранению здоровья. Среди значимых взрослых, способных оказать существенное влияние на готовность детей и молодежи к самосохранительному поведению, выделяются родители, педагоги и конечно медицинские работники. Представим наглядно условия факторы, влияющие на самосохранительное поведение человека.

 


Рисунок 1 Структура условий и факторов самосохранительного поведения в сфере здоровья


Таким образом, фундаментальной предпосылкой самосохранительного поведения является готовность к самосохранению— социальная установка, включающая в себя осведомленность, смысл, который вкладывает ребенок в действия на благо здоровья, значимость, которую он придает данному поведению, а также убеждения, ответственность и эмоциональные реакции по поводу соблюдения или нарушения правил сохранения или восстановления здоровья.

Каково же состояние этой готовности у современных детей и юношества? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы разработали довольно сложную многофакторную диагностическую методику и провели эмпирическое исследование. Предметом диагностики являются феномены самосохранительного поведения детей и молодежи в отдельных сферах жизнедеятельности, а также их установка к самосохранению. Модификации методики ориентированы на использование в разных звеньях системы образования, начиная от дошкольных образовательных учреждений и заканчивая учреждениями высшего профессионального образования. Методика представляет собой опросник и позволяет получить данные об уровне развития самосохранительного поведения и установок в целом, а также по отдельным шкалам (умения, навыки и т.п. в сфере здоровья) и сферам проявления самосохранительного поведения (режим активности и отдыха, санитария и гигиена в быту, питание и т.д.).

Выборку пилотного исследования составили дети из дошкольных образовательных учреждений, младшей и средней школы, студенты ссузов и вузов. Контрольную группу составили медицинские работники – врачи и средний медицинский персонал. Совокупный объем выборки исследования составил 700 респондентов.


Рисунок 2

Date: 2015-07-02; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию